Выпускная квалификационная (дипломная) работа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выпускная квалификационная (дипломная) работа



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА

 

«Обеспечение безопасности и противодействия терроризму в средних общеобразовательных учреждениях»

 

Выполнил:

студент 5 курса факультета БЖ

Смирнов Константин Николаевич

 

Научный руководитель:

доцент кафедры социальной безопасности,

кандидат педагогических наук, доцент

Цыганов Андрей Викторович

 

 

Рецензент:

доцент кафедры медико-валеологических дисциплин,

                                                                     кандидат медицинских наук, доцент                                                                         

                                                                      Бахтин Юрий Константинович

 

САНКТ – ПЕТЕРБУРГ – 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………03

 

Глава I. Особенности современного терроризма.………………………………….04

     

1.1 Современный терроризм, его истоки, характерные черты и особенности.

1.2. Виды терроризма.

1.3. Организация борьбы с терроризмом в Российской Федерации.

Выводы по главе I ……………………………………………………………………...17

 

 

Глава II. Мероприятия по предупреждению терактов в образовательном учреждении……………………………………………………………………………...18

 

2.1.  Приказы по образовательным учреждениям о мерах предотвращения террористических актов и действий по ликвидации последствий.

2.2.  Инструктивно-методические занятия с педагогическим коллективом.

2.3.  Тематические классные часы и профилактические беседы с учащимися с привлечение специалистов правоохранительных органов.

2.4.  Оснащение образовательных учреждений техническими средствами для предупреждения террористических актов.

2.5. Схема эвакуации учащихся в случае чрезвычайной ситуации.

2.6. Антитеррористический паспорт образовательного учреждения. 

Выводы по главе II ……………………………………………………………………..58

Заключение……………………………………………………………………...............60

Список литературы…………………………………………………………………….62

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность терроризма, как явления современного мира, не вызывает сомнения. Если XX век можно охарактеризовать с политической точки зрения – веком войн и тоталитаризма (Сталин, Гитлер), то XXI уже включает в свою характеристику слово «терроризм».

Интерес к данной тематики обусловлен тем, что терроризм во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости. Проявление терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушаются духовные, материальные, культурные ценности, которые невозможно воссоздать веками. Он порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами. Террористические акты привели к необходимости создания международной системы борьбы с ним. Для многих людей, групп, организаций, терроризм стал способом решения проблем: политических, религиозных, национальных. Терроризм относится к тем видам преступного насилия, жертвами которого могут стать невинные люди, каждый, кто не имеет никакого отношения к конфликту. Масштабность и жестокость проявления современного терроризма, необходимость непрерывной борьбы с ним, прежде всего правовыми методиками, подтверждает актуальность выбранной темы.

Объектом нашего исследования является терроризм, а предметом противодействие терроризму в средних общеобразовательных учреждениях.

Цель дипломной работы – изучение сущности и противодействия терроризму в средних образовательных учреждениях.

Для более качественной реализации цели исследования необходимо решить следующие частные задачи:

1. Рассмотреть историю зарождения терроризма;

2. Ознакомиться с тематическими классными часами, инструктивно-методическими занятиями в области противодействия терроризму;

3. Изучить схему эвакуации при угрозе различных ЧС и паспорт (антитеррористический) безопасности образовательного учреждения.

ГЛАВА I: ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ТЕРРОРИЗМА.

 

Виды терроризма.

Стремительный прогресс науки и техники, наряду с благом, несёт в
себе и зло, предоставляя возможность злоумышленникам обернуть достижения человечества против него самого. Так например, если раньше основным вооружением террористов были ручные бомбы и однозарядные пистолеты, то теперь для проведения терактов может использоваться весь арсенал средств, изобретенных человечеством — холодное и огнестрельное оружие, взрывчатые и химические отравляющие вещества, биологические агенты, радиоактивные вещества и ядерные заряды, излучатели электромагнитных импульсов, широко распространенные средства связи (почта, телефон, компьютер) и многое другое.

Наиболее распространёнными средствами ведения террористической деятельности в настоящее время являются взрывные устройства, применение которых ведет к гибели людей или причиняет значительный материальный ущерб, а также различные каналы связи (почта, а чаще всего телефон), с помощью которых преступники передают угрозы насилия или физической расправы.

При проведении террористических актов в большинстве случаев применяются устройства, получившие название взрывоопасных предметов.

В общем виде взрывоопасный предмет (ВОП) — это устройство или вещество, способное при определённых условиях (наличие источника инициирования, возбуждения и т.п.) быстро выделять химическую, электромагнитную, механическую и другие виды энергии.

ВОП подразделяются на штатные и самодельные. К штатным относятся взрывные устройства, произведённые в промышленных условиях и применяемые в армии, правоохранительных органах или промышленности.

Самодельные ВОП — это взрывные устройства, изготовленные кустарно, а также доработанные штатные ВОП.

Самодельные ВОП отличаются огромным разнообразием типов взрывчатого вещества и предохранительно-исполнительных механизмов, формы, веса, радиуса поражения, порядка срабатывания и т.д. и т.п. Их особенностью является непредсказуемость прогнозирования момента и порядка срабатывания взрывного устройства, а также мощность взрыва.

Самодельные ВОП террористы зачастую маскируют под вполне безобидные предметы (металлические банки из-под пива, «Пепси-колы», карманные фонарики, видеокассеты, транзисторные приёмники и многое другое), начиняя их взрывчатыми веществами.

Для проведения терактов в ряде случаев используются радиоуправляемые фугасы, которые приводит в действие террорист-наблюдатель с безопасного для него расстояния.

Для проведения массовых террористических актов с гибелью людей и
сильных разрушений может применяться минирование автомобилей (легковых либо грузовых) взрывчатыми веществами, применяемыми в народном хозяйстве при проведении подрывных работ.

Поражающее действие ВОП в основном заключается в воздействии
воздушной ударной волны и осколков.

Лица, совершившие противоправные действия по незаконному приобретению, хранению, изготовлению, хищению, сбыту и применению ВОН, а также проведению террористических актов, несут ответственность согласно действующему законодательству Российской Федерации.

При совершении террористических акций с применением химически
опасных веществ наиболее вероятно использование таких отравляющих
веществ (OВ), которые можно изготовить в производственных и лабораторных условиях, которые удобны в хранении и доставке к месту преступления, легко переводятся в рабочее состояние и т.п. Такие вещества, как правило, оказывают ингаляционное (через органы дыхания и слизистые
оболочки) или кожно-резорбтивное (через кожу) воздействие на живые организмы. Не исключено применение боевых ОВ.

Лица, совершившие противоправные действия по проведению террористических актов с применением ОВ, несут ответственность согласно действующему законодательству Российской Федерации.

       Одним из распространённых в настоящее время видов террористических акций является угроза по телефону. При этом преступник звонит в заранее выбранное учреждение, организацию, объект, помещение и сообщает о заложенной бомбе или объявляет о предстоящем взрыве,
предупреждает о том, сколько времени осталось до срабатывания взрывного устройства и т.п. Как правило, телефонные звонки такого рода являются анонимными, то есть злоумышленник не называет своего имени и не сообщает, почему и с какой целью он задумал совершить этот взрыв.

Получателем информации об анонимной угрозе является лицо, первым снявшее телефонную трубку. Чаще всего это секретарь директора или получатель, то есть лицо, функциональной обязанностью которого является отвечать на входящие телефонные звонки. Сообщение обычно бывает лаконичным, поскольку злоумышленник торопится положить трубку, однако, в то же время, он должен убедиться, что его сообщение принято в точности.

Получив информацию об угрозе теракта, секретарь (диспетчер), как
правило, действует интуитивно, под влиянием эмоций и инстинкта самосохранения, или руководствуется личными представлениями о необходимых действиях. В ряде случаев такие действия являются неправильными и вызывают панику, что влечёт за собой подчас достаточно серьёзные последствия, чего как раз и добивается террорист.

Следует иметь в виду, что безрассудное выполнение угроз террористов с большой вероятностью приводит к тяжёлым последствиям, которых можно было бы избежать при разумных, осознанных действиях. Вследствие того, что обстановка на объекте, как внутренняя, так и внешняя, время от времени изменяется, такой анализ следует производить регулярно.

В настоящее время, как говорят, в ходу телефонные и письменные угрозы, поступающие в образовательные учреждения от учащихся этих учреждений. Некоторые средства массовой информации некомпетентно преподносят подобные происшествия — как детские «шалости», «несознательное поведение»» или «переходный возраст». Следует иметь в виду, что угроза
уничтожения или повреждения имущества, влекущая опасность гибели людей, является преступлением и карается в соответствии с Уголовным кодексом РФ. При определении степени ответственности виновных лиц не имеет значения, было ли на самом деле взрывное устройство, и какие цели преследовал злоумышленник. Заведомо ложное сообщение о террористическом акте также является преступлением и карается в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

Борьба с терроризмом такого рода быстро совершенствуется. Современные технические средства позволяют идентифицировать анонима по спектру голоса, обеспечивая тем самым выполнение одного из основополагающих принципов борьбы с терроризмом в Российской Федерации - неотвратимое наказание за террористическую деятельность в любой форме.

 

Вывод по главе I:

Современная международная обстановка не даёт каких-либо утешительных прогнозов на то, что в новом тысячелетии исчезнут проблемы в сфере безопасности. Насилие и угрозы его применения по-прежнему останутся актуальными.

В настоящее время терроризм в различных его формах стал, по существу, обыденным явлением даже в странах, которые совсем недавно являлись образом стабильности и гражданского согласия.

Современный терроризм, опирающийся на достижения научно-технической революции, вырос до масштабов, угрожающих мировому сообществу в целом, в связи с чем задача борьбы с ним превратилась в межнациональную проблему.

Вместе с тем, в борьбе с этим опасным явлением велика роль общества и его социально-политических структур, деятельность которых должна быть направлена на отказ от насильственных способов борьбы, прекращение конфликтов и междоусобиц, а также на осознание общественностью всей опасности современного терроризма и готовности противостоять ему во имя достижения и сохранения гражданского мира.

ГЛАВА II. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

 

2.1. Приказы по образовательным учреждениям о мерах предотвращения террористических актов и действий по ликвидации их последствий.

С целью усиления работы по предупреждению актов терроризма, обеспечения
безопасности жизни и здоровья учащихся и работников школы, охраны
подведомственной территории здания и сооружений и в соответствии с решением
межведомственной антитеррористической комиссии СПб, комитета образования в котором приказывают:

Директор образовательного учреждения издает приказ по школе: “О мерах по повышению ответственности работников школы по вопросам жизни и здоровья учащихся и работников ОУ, охрана территории, здания и сооружений, предупреждению актов терроризма”.

1. Назначить ответственного за организацию комплексной работы в школе по противодействию терроризму.

2. Разработать план мероприятий с работниками и учащимися школы по мерам предупреждения и противодействию терроризму в ОУ. Указывается конкретный срок, ответственные назначаются.

3. Принять необходимые меры по обеспечению охраны жизни и здоровья учащихся и работников школы, здания, территорий и сооружений:

3.1. Назначить ответственного за ежедневный осмотр помещений, особо отводя внимание чердачным, подвальным помещениям, туалетам, пожарным щитам, защитным покрытиям батарей, а также включая территорию школы, с произведением обязательной записи результатов контрольного обхода в специальный журнал. Срок: ежедневно.

 3.2. Обеспечить своевременную очистку территорий от бесхозного инвентаря и мусора. Срок: ежедневно.

 3.3. Ужесточить контроль за состоянием пожарной безопасности в помещениях ОУ. Ответственные назначаются.

3.4. Усилить контроль за пропускным режимом допуска граждан в ОУ с обязательной ежедневной регистрацией в специальном журнале службы охраны школы. Ответственные: охранная служба. Контроль: дежурные администраторы. Срок: постоянно.

3.5. Усилить контроль над нахождением автотранспортных средств на
прилегающих к школе территориях. Ответственные: охранная служба. Срок: постоянно.   

3.6. Исключить случаи бесконтрольного пребывания лиц, не занятых в
образовательном процессе, в здании школы. Ответственные: администрация. Срок: постоянно.

3.7. Обеспечить надежный контроль за вносимыми в ОУ и его территорию
предметами ручной клади, грузами. Ответственные: администрация, охранная служба. Срок: постоянно.

    3.8. Обеспечить предупредительный контроль мест массового скопления людей как непосредственно в здании школы, так и на ее территории. Ответственные: администрация школы педагогический коллектив, охранная служба.

3.9. Обеспечить контроль за выполнением должностной инструкции представителем охранной службы школы, качеством его работы и выполнением пунктов данного приказа. Ответственные: назначаются. Срок: постоянно.

4. Усилить контроль по обеспечению безопасности учащихся при проведении
зрелищных, культурно-массовых и спортивных мероприятий, организуемых в
течении учебного года. Ответственные: назначаются. Срок: в течение учебного года.

5. Обеспечить тесное взаимодействие с органами внутренних дел, ФСБ, дежурной службой ТУМАР, Управлением по делам ГО ЧС района, РОО. Ответственные: назначаются. Срок: в течении учебного года.

6. Повысить ответственность учащихся дежурных классов по школе, дежурных учителей по школе по предупреждению чрезвычайных ситуаций, своевременных и четких действий при их возникновении. Ответственные: учителя школы. Срок: постоянно.

7. Дежурным администраторам вменить в обязанность проверку осуществления дежурства учителей школы с обязательным принятием оперативных мер по устранению факта неосуществления дежурства с соответствующей регистрацией в книге дежурного администратора. Ответственные: дежурные администраторы. Срок: постоянный.

    8. Классным руководителям оповестить родителей учащихся классов об
усилении обеспечения безопасности жизни и здоровья детей в связи с криминогенной обстановкой в настоящее время. Ответственные: классные руководители. Срок: Родительские собрания.

9. Классным руководителям провести классный час о правилах поведения
учащихся в школе, на улице, адекватном реагировании на возникшую неблагополучную ситуацию и ознакомлением с памяткой по террористическим акциям. Ответственные: классные руководители. Срок: назначается.

 

Беслан.

Для России Беслан – то же, что для США 11 сентября 2001 года. Жизнь до Беслана и после Беслана – это своего рода афоризм, но он отражает реальное положение вещей. «После этой трагедии были приняты такие общегосударственные решения и в таком быстром режиме, что в условиях спокойного времени понадобилось бы много лет для их принятия», - так говорит президент Северной Осетии Александр Дзасохов в интервью «Российской газете» спустя полгода после беслановской трагедии. Что же произошло в сентябре 2004 года в Беслане?

Сегодня существует несколько версий развития событий, остановимся на наиболее официальных из них, содержащихся в обращениях президента России Владимира Путина и президента Северной Осетии Александра Дзасохова; на сайте, посвященном трагедии в Беслане; а также в хрониках «Российской газеты».

Теракт в школе североосетинского города Беслан стал самым ужасным событием в 2004 году. Эта трагедия потрясла без преувеличения всю страну, пережившую настоящий шок. Захват школы длился 52 часа и завершился жестокой драмой, унесшей жизни 330 человек, среди которых 172 ребенка.

Школу № 1 города Беслан захватили 1 сентября, в День знаний. Боевики ворвались на школьный двор во время торжественной линейки, около 9 утра. Стрельбой и криками "Аллах акбар" загнали всех - детей и взрослых - внутрь школы, в спортзал. Некоторым в суматохе удалось убежать. Охранявших школу милиционеров застрелили. Всего жертвами первого дня теракта стал 21 человек.

О том, сколько заложников находилось в руках террористов стало известно только 4 сентября. В школе Беслана находился 1181 заложник. Об этом сообщил представитель министерства народного образования Северной Осетии. Боевики категорически отказались от переговоров с властями и угрожали взорвать здание школы в случае начала штурма.

По сообщениям «Российской газеты» в 11:25 1 сентября террористы выдвигают первые требования. Они требуют выпустить боевиков, арестованных за нападение на Ингушетию. Также они требуют вызвать на переговоры президента Северной Осетии Александра Дзасохова, главу Ингушетии Мурата Зязикова и врача Леонида Рошаля, а в 13:20 террористы выдвигают новые требования: вывод всех российских войск из Чечни. В то же время бандиты отказываются обменивать заложников на руководителей республики и представителей федеральной власти.

И уже первого сентября стали известны подробности захвата школы боевиками: террористам удалось захватить милицейскую машину с майором ГАИ, которая вместе с машиной ГАЗ-66, в которой был весь арсенал боевиков, затем проехала на территорию школы и захватила ее. Боевики заминировали спортзал, где находились заложники.

Школу в Беслане захватили боевики Басаева из террористической организации "Исламский батальон шахидов Риядус-Салихьийн". Об этом газете The New York Times сообщил по телефону один из захвативших школу террористов. Боевик заявил корреспонденту New York Times, что они хотят поговорить с властями Северной Осетии и Ингушетии, а также с доктором Рошалем. "Утрите ваши сопли", - сказал боевик в ответ на вопрос корреспондента газеты, что они намерены обсудить с властями. После этого он повесил трубку.

Переговоры с террористами вел Леонид Рошаль, однако боевики отказались даже принять еду, воду и медикаменты, хотя среди заложников были грудные дети.

Через сутки после захвата при посредничестве экс-президента Ингушетии Руслана Аушева удалось освободить 26 человек - 13 женщин и столько же детей. Обстановка вокруг школы накалилась до предела. Местные жители, чьи дети находились внутри, уже готовы были самостоятельно штурмовать здание.

Драма с захватом заложников завершилась на третий день. Около часа дня в спортзале прогремели два взрыва. После этого бойцы спецподразделений пошли на штурм. Часть детей погибла от взрывов, часть оказалась погребена под обломками рухнувшей крыши. Остальные заложники бросились к окнам и побежали в разные стороны, попадая под перекрестный огонь.

Около десяти террористов воспользовались суматохой и прорвались из здания школы. Они заняли оборону в одном из близлежащих домов. Оттуда их не могли выбить до 5 вечера. До позднего вечера в Беслане не стихала стрельба. Бойцы спецподразделений выбивали из подвала последних боевиков, которые прикрывались заложниками.

В школе погибли 330 человек, из них 172 ребенка. Из 32 террористов живыми были захвачены двое. Однако одного из них растерзала разъяренная толпа. Подразделения спецназа понесли самые ощутимые потери за последние годы - погибли 10 спецназовцев. Сегодня о них уже можно рассказывать, но по-прежнему нельзя называть фамилий. В интервью «Российской газете» офицер «Альфы» рассказывает об обстоятельствах гибели своих боевых товарищей: «Для нас потеря каждого бойца невосполнима. В Беслане потери оказались столь велики потому, что бойцы не могли использовать тот набор средств, который существует для уничтожения террористов в подобных ситуациях: в здании были заложники. Работали точечно. А террористы использовали все, что имели, в том числе очень много гранат. Бандиты стреляли детям в спины, мы рвались в школу, чтобы их нейтрализовать. Но ведь эти отморозки, стреляя, прикрывались детьми. Сами понимаете, гранату не бросишь. Шли грудью». Все спецназовцы погибли, спасая детей. Указом президента РФ за мужество и героизм, проявленные при освобождении заложников, четырем офицерам присвоено звание Героя России, шестеро за мужество и самоотверженность, проявленные при выполнении специального задания, награждены орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (с изображением мечей) - посмертно.

Сейчас все настойчивее звучат голоса, что террористы, например, не хотели убивать заложников, а ждали переговоров, но федеральная власть на это не шла. По этому поводу Александр Дзасохов высказал своё мнение: «Это ложь. Мы сами первыми искали контакты и шли на переговоры. 2 сентября, в середине дня, где-то ближе к 13 часам, удалось наладить по телефону связь с Закаевым…если бы Закаев предложил дать ему возможность прилететь или по телефону переговорить с людьми, захватившими школу, я бы согласился на это. И, думаю, сумел бы добиться одобрения этого замысла на самом высоком уровне». Более важной цели, чем освободить заложников, быть вообще не могло. Поэтому власти готовы были на выполнение любых требований. Но как говорит сам Дзасохов в интервью «Российской газете», требований у террористов первоначально не было, власти сами пытались навести их на возможные требования: «Спросили, может, вы хотите, чтобы за освобождение заложников мы должны освободить 26 террористов, задержанных по факту нападения на Ингушетию в июне 2004 года, которые в это время находились в СИЗО города Владикавказа? Тогда скажите. А мы будем добиваться перед властями, перед министерством юстиции освобождения их ради спасения людей. Нам снова ответили — нет. Тогда скажите, какие у вас требования. Нет требований. «Мы не за этим сюда пришли», — был ответ. Причем они несколько раз это повторяли — мы не за этим сюда пришли». Главари пришли убивать. Причем просто убивать, не важно кого. Они стали убивать заложников в первые же минуты захвата, стреляли во все, что двигалось. Власти вновь спрашивали у террористов их требования, предлагали свои: «Мы готовы дать вам коридор, который будет выстроен за счет добровольцев, их много. Коридор такой длины, какой вам нужен. Хотите, в конце коридора будет стоять вертолет, на который вы сядете? Хотите, на вертолетах с вами уйдут добровольцы из числа жителей, из нас и так далее? Они это тоже отвергли. Но им это было предложено».

Первые требования у террористов появились, если это можно назвать требованиями, 2-го числа, примерно к трем часам дня. На ученической тетради в клетку от руки, с огромным количеством орфографических ошибок был написан некий ультиматум: вывести войска, признать независимость Чечни. Причем немедленно. Это была так называемая записка Басаева, хотя подписи Басаева там не было. Скорее всего это было сочинение, созданное внутри школы, поскольку послание было написано на выдранных страницах школьной тетради. На выполнение этого требования власти пойти не могли. Все ли возможные варианты для спасения были предприняты или что-то можно было сделать еще? Президент Северной Осетии считает, что всё, что можно было сделать, было сделано. Штурм школы не планировался, взрыв произошёл изнутри.

Что касается причин беслановской трагедии, то Совет Федерации создал специальную комиссию по расследованию всех обстоятельств, приведших к трагедии в Беслане, решение об этом принято 10 сентября на заседании Временной комиссии СФ по анализу ситуации на Северном Кавказе. «Считаю, что все граждане России вправе знать правду, как могло получиться то, что произошло в Беслане», - заявил Председатель СФ Сергей Миронов. «Мы не собираемся искать виновных, мы не собираемся кого-либо наказывать, но мы хотим знать, как такое могло произойти и что необходимо сделать для того, чтобы впредь это не повторилось», - пояснил Сергей Миронов.

Расследование Совета Федерации по причинам трагедии ещё ведётся. Но 18 февраля 2005 года и.о. начальника Управления Генпрокуратуры на Северном Кавказе Николай Хазиков заявил, что уголовное дело в отношении Нурпаши Кулаева, единственного захваченного террориста в Беслане, закончилось. Тела остальных уничтоженных членов банды после проведённых экспертиз были захоронены в безымянных могилах. Всего материалы дела составляют 94 тома. Как сказал Хазиков о Кулаеве, «в окончательной формулировке ему предъявлено обвинение по восьми статьям УК РФ – в бандитизме, терроризме, захвате заложников, убийствах, посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов и ряду других».

Генпрокуратура также предъявила обвинения в захвате заложников в Беслане лидерам чеченских террористов Аслану Масхадову и Шамилю Басаеву. По словам «Российской газеты» Басаев подтвердил своё руководство акцией в Беслане в интервью, данном английскому телевидению. Масхадов же, наоборот, утверждал, что предлагал свои услуги российским властям по освобождению заложников, однако те не согласились. Председатель комиссии СФ по расследованию теракта в Беслане Александр Торшин решительно опровергает это: «Масхадов за три дня, по данным комиссии, ни разу не вышел на связь и ни разу никак себя не проявил». В первый день захвата школы лично Александр Дзасохов несколько раз связывался с находившимся в Лондоне Ахмедом Закаевым и просил позвонить Масхадову. Однако Масхадов молча наблюдал за развитием беслановской трагедии. Но дело против Масхадова будет прекращено с формулировкой: «в связи со смертью обвиняемого». Лидер бывшей Ичкерии, главарь чеченских террористов Аслан Масхадов нашел бесславную смерть в бетонном бункере, где он скрывался в подполье частного дома в селении Толстой-Юрт Грозненского района. Блестяще проведённая операция показала, что федеральные силы не разучились действовать слаженно и профессионально.

К причинам трагедии в Беслане Дзасохов, в частности, относит то, что Беслан не считался потенциально опасной территорией, такой как Владикавказ и Моздок. В Беслане есть такие важные объекты, как железнодорожный вокзал, аэропорт. Нападения на школу не мог предположить никто. Однако до 1 сентября никто из властей не мог даже подумать, что в Беслане может произойти теракт.

Президент РФ Владимир Путин в своём обращении 4 сентября выделил свои причины произошедшего в Беслане, признал ошибки властей: «Мы живем в условиях обострившихся внутренних конфликтов и межэтнических противоречий, которые раньше жестко подавлялись господствующей идеологией.

Мы перестали уделять должное внимание вопросам обороны и безопасности, позволили коррупции поразить судебную и правоохранительную сферы.

Кроме того, наша страна - с некогда самой мощной системой защиты своих внешних рубежей - в одночасье оказалась не защищенной ни с Запада, ни с Востока.

На создание новых, современных и реально защищенных границ уйдут многие годы и потребуются миллиарды рублей.

Но и здесь мы могли бы быть более эффективными, если бы действовали своевременно и профессионально.

В общем, нужно признать, что мы не проявили понимания сложности и опасности процессов, происходящих в своей собственной стране и в мире в целом.

Во всяком случае, не смогли на них адекватно среагировать. Проявили слабость.

А слабых – бьют».

Уже в этом обращении президент предложил ряд мер, которые необходимо провести в России, чтобы не допустить повторения беслановской трагедии: необходимо создать новую систему взаимодействия сил и средств, осуществляющих контроль за ситуацией на Северном Кавказе; необходимо создать эффективную антикризисную систему управления - включая принципиально новые подходы к деятельности правоохранительных органов.

Последствиями теракта в Беслане стало создание особой Федеральной комиссии по Северному Кавказу, её задача – в обозримое время добиться заметных результатов по улучшению уровня жизни в регионе; Полномочным представителем Президента РФ в Южном федеральном округе был назначен Дмитрий Козак; президент также посчитал необходимым воссоздать министерство, ответственное за вопросы региональной и национальной политики, на должность министра назначен Владимир Яковлев; подписан указ Президента о разработке антикризисных планов действий.

 

2. «Телефонный» терроризм. Одним из распространённых в настоящее время видов террористических акций является угроза по телефону. При этом преступник звонит в заранее выбранное учреждение, организацию, объект, помещение и сообщает о заложенной бомбе или объявляет о предстоящем взрыве, предупреждает о том, сколько времени осталось до срабатывания взрывного устройства и т.п. Как правило, телефонные звонки такого рода являются анонимными, то есть злоумышленник не называет своего имени и не сообщает, почему и с какой целью он задумал совершить этот взрыв.

Получателем информации об анонимной угрозе является лицо, первым снявшее телефонную трубку. Чаще всего это секретарь директора или
диспетчер, то есть лицо, функциональной обязанностью которого является отвечать на входящие телефонные звонки. Сообщение обычно бывает лаконичным, поскольку злоумышленник торопится положить трубку, однако, в то же время, он должен убедиться, что его сообщение принято в точности.

Получив информацию об угрозе теракта, секретарь (диспетчер), как правило, действует интуитивно, под влиянием эмоций и инстинкта самосохранения, или руководствуется личными представлениями о необходимых действиях. В ряде случаев такие действия являются неправильными и вызывают панику, что влечёт за собой подчас достаточно серьёзные последствия, чего как раз и добивается террорист.

Следует иметь в виду, что безрассудное выполнение угроз террористов с большой вероятностью приводит к тяжёлым последствиям, которых можно было бы избежать при разумных, осознанных действиях. Вследствие того, что обстановка на объекте, как внутренняя, так и внешняя, время от времени изменяется, такой анализ следует производить регулярно.

В настоящее время, как говорят, в ходу телефонные и письменные угрозы, поступающие в образовательные учреждения от учащихся этих учреждений. Некоторые средства массовой информации некомпетентно преподносят подобные происшествия — как детские «шалости», «несознательное поведение» или «переходный возраст». Следует иметь в виду, что угроза
уничтожения или повреждения имущества, влекущая опасность гибели людей, является преступлением и карается в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

При определении степени ответственности виновных лиц не имеет значения, было ли на самом деле взрывное устройство и какие цели преследовал злоумышленник. Заведомо ложное сообщение о террористическом акте также является преступлением и карается в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

Борьба с терроризмом такого рода быстро совершенствуется. Современные технические средства позволяют идентифицировать анонима по спектру голоса, обеспечивая тем самым выполнение одного из основополагающих принципов борьбы с терроризмом в Российской Федерации — неотвратимое наказание за террористическую деятельность в любой форме.

Проблема терроризма и борьба с ним широко освещается средствами массовой информации. Но как ни печально, именно средства массовой информации становятся невольными пособниками террористов. Ведь террористический акт – не просто взрыв или убийство. Необходимо еще, чтобы его последствия стали достоянием гласности. Чтобы все о них узнали и ужаснулись. Ведь главная цель террористов – нагнетание страха. А страх – сильное оружие, способное влиять на действия людей. И эти действия становятся неадекватными. Чего террористы и добиваются. Ведь если не руководствоваться эмоциями, а проанализировать цифры, то террористическая угроза пренебрежимо мала по сравнению с другими бедами, которые могут привести к гибели среднестатистического гражданина. К примеру в России ежегодно в автомобильных катастрофах погибает людей больше, чем за все годы войны в Афганистане (не говоря уже о всех террористических актах вместе взятых). Но боимся мы террориста, а не автомобиля. Таковы уж особенности человеческой психики. И это – объективная реальность субъективного восприятия.

Во многих странах эту особенность стараются учитывать. Поэтому устанавливается негласная договоренность с представителями СМИ о сдержанном и не эмоциональном стиле освещения террористических актов. И такая политика приносит определенные результаты. Ведь без шумихи террор не достигает своих целей. Занятие терроризмом становится опасным, но малоэффективным способом борьбы и теряет всякий смысл. Яркими примерами эффективности такого подхода могут служить страны, в которых фактически отсутствовала «свобода слова» в современном понимании. В частности - СССР. Ведь принято считать, что терроризма в СССР не было. Хотя были и покушения на руководителей государства (Брежнева, Горбачева), и террор против населения (в конце 1978 г. в Москве серия терактов, которые провела армянская нелегальная партия «Дашнакцутюн», унесла жизни 29 человек). Но эти события не получили никакой огласки. Террор был просто обречен на неудачу.

Современное цивилизованное общество не может позволить себе «советскую» цензуру. Хотя последние события в США показывают, что самых свободных граждан самой свободной страны можно убедить единодушно проголосовать за ограничение прав и свобод. Практически до любого уровня. Страх – огромная сила. И не одни террористы умеют ею пользоваться. Используя современные средства воздействия на массовое сознание, напуганных людей можно заставить делать все, что угодно, и поддерживать все, что угодно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.054 с.)