Класс Урок 9 Тема: Своеобразие русской архитектуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Класс Урок 9 Тема: Своеобразие русской архитектуры



Класс Урок 9 Тема: Своеобразие русской архитектуры

Главы в соответствии с русской православной традицией имеют, как правило, шлемовидную или луковичную форму. Количество глав, как правило, должно быть не менее количества престолов в храме. В традиции православного храмостроительства количество глав принимается равным 1, 3, 5, 7, 13 и т.д., что объясняется числовой символикой: 1 - единая глава Церкви - Христос; 3 - число лиц Святой Троицы; 5 - Христос и четыре Евангелиста; 7 - семь чинов ангельских, семь Таинств, семь Вселенских Соборов; 13 - Христос и 12 Апостолов и т.д.

Глава должна быть увенчана православным Крестом, ориентированным на запад. В русском православии принят 6-8-конечный Крест, который отличается от "латинского" наличием верхней и нижней косой перекладин. "Греческий" четырехконечный Крест - равноконечный. Размер и рисунок Креста определяются архитектурой храма.

Окна, устанавливаемые, как правило, в верхней зоне каменных стен храма, традиционно имеют полукруглые завершения и снаружи украшаются фигурными наличниками с завершениями в виде кокошников или иными в соответствии с архитектурным стилем фасадов.

На окна храмов, как правило, устанавливаются решетки, часть из которых должна иметь возможность открывания наружу помещений в целях пожарной безопасности. В рисунках решеток часто используется крестообразный мотив.

Храмовое многоглавие.

Символическое значение верхов, виды куполов (шлемовидный и луковичный).

Покровская церковь в Вытегре (1708, Вологодская область)

 

2. Храмы как памятники важнейшим историческим Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву («храм Василия Блаженного»; 1555-1560, зодчие Барма и Постник) ознаменовал взятие Казани и Астрахани и окончательное освобождение Руси от иноземного ига.

 

 

3. Композиция шатровых храмов -примета Московской архитектуры второй половины XVI - XVII веков. По версии ученых символическое значение шатрового купола как обозначение фигуры Богоматери, заступницы Руси.

Церковь Вознесения в царском селе Коломенском (1532, постройка связана с рождением будущего царя Ивана Грозного)

 

Огненные храмы XVII века.

Образ мог связываться с сиянием небесных сил.

Многоярусный тип храма.

Церковь Покрова Богородицы в Филях (1693)

Покровский храм в Филях – алмаз в короне русского зодчества

Храм основан в 1694 году боярином Львом Кирилловичем Нарышкиным, родным дядей Петра I, в его подмосковном имении Фили крепостным архитектором Яковом Бухвостовым.

Предыстория строительства

Создание храма связано с трагическими событиями стрелецкого бунта 1682 года. В это время на Руси решался вопрос о престолонаследии: два боярских клана, родственные двум женам царя Алексея Михайловича, боролись за власть. Исход борьбы решал, будет ли править Иван, наследник от первой жены Милославской, или Петр, сын Нарышкиной.

В мае 1682 года по наущению Милославских вспыхнул стрелецкий бунт против Нарышкиных. Разъяренная толпа стрельцов растерзала два старших брата Нарышкиных – Ивана и Афанасия. Младший, 15-летний Лев Нарышкин, насмерть перепуганный, спрятался на женской половине царского дворца. Кинувшись на колени, он молился перед образом Спаса Нерукотворного и дал обет построить храм, если Всевышний избавит его от смерти.

Устройство церкви

Церковь Покрова в Филях двухпрестольная: нижний ярус – зимний отапливаемый храм в честь Покрова Богородицы, в верхнем ярусе – главный храм в честь Спаса Нерукотворного. Вопреки канонической традиции, алтари расположены вертикально друг над другом, нижний алтарь не выступает на восток, как было принято.

Пятиярусная церковь похожа на устремленную ввысь пирамиду. Ярусы отделены друг от друга узорчатыми поясами. Через большие окна каждого яруса в здание льется поток света.

К главному телу храма пристроены 4 боковые главы, ориентированные по сторонам света. Центральная глава стоит далеко и возносится вверх. Восточную и западную главы венчают двуглавые орлы под крестами, а центральную главу – еще и корона.

С двух сторон церковь охватывает открытое гульбище, куда ведут широкие раскидистые лестницы. Колокольня и церковь совмещены, ярус звона расположен над храмом: колокола висят в пролетах среднего яруса. Внутри стен – лестница, ведущая на колокольню.

Внешнее убранство

Построенный Львом Кирилловичем каменный храм оказался новым по формам в сравнении с обычными церквами. По углам здание украшают колонны, поддерживающие карнизы, над которыми установлены изящные резные гребешки.

Автор резного убранства – Карл Иванович Золотарев, мастер Оружейной палаты, в архитектуру храма ввел белокаменные детали: шпили, гребешковые навершия окон и дверей.

Белокаменные наличники окон неодинаковой формы, с тонкими колонками, дополняются ажурными крестами, которые сияют золотом граненых главок, их нарядность возрастает по вертикали.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы пышно украшена резным белым камнем. Изысканное белое кружево нарядно смотрится на фоне красных стен, создавая праздничное ощущение. Даже в пасмурные дни воздушная, затейливая стройная церковь в Филях выглядит торжественно и радостно.

Интерьер

В интерьере храма Покрова Пресвятой Богородицы звучит тема царского величия: внутреннее устройство свидетельствует о горнем: «Церковь есть небо земное!».

В центре иконостаса – храмовая икона Спаса Нерукотворного, перед которым юный Нарышкин молился о спасении. Боярин почтил образ: икону покрывала золотая риза, украшенная изумрудами, алмазами и рубинами.

Церковь небольшая, внутри – отдельная ложа, прозванная «царской»: узкий двухъярусный балкон перед иконостасом, где во время службы должны были стоять хозяин усадьбы и его венценосный племянник. Кстати, посещая храм в Филях, Петр I никогда не поднимался в царскую ложу. Царь оставался во время богослужения на клиросе вместе с певчими и пел с ними.

В Церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Филях нет стенной росписи, ее заменил 9-ярусный иконостас, украшенный деревянной резьбой и увенчанный распятием. Спаситель и Богоматерь изображены в царском облачении.

Над резным распятием – образ Животворящей Троицы в окружении ангельских сил. Резьба иконостаса, сверкающая позолотой, – символ райского сада, пышного и красивого. Главный символ Христа, его страданий и Святого Причастия – виноградная лоза, которую окружают символы райского изобилия: цветы, ягоды и раковины с жемчужинами, резные корзины.

Слева от царских врат – образ Успения Богоматери. Нижний ярус иконостаса посвящен дому Романовых и Нарышкиных – иконы, связанные с хозяевами дома и их августейшими родственниками:

1. Образ «Апостолы Петр и Павел» посвящен именинам Петра I.

2. Иоанн Предтеча и Алексий, человек Божий» посвящен именинам брата хозяина Ивана Нарышкина, убитого стрельцами, и царя Алексея Михайловича.

3. Икона мучеников Адриана и Наталии в честь царицы Натальи Кирилловны.

4. Образы святителя Льва, епископа Катанского и великомученицы Параскевы, посвященные Льву Нарышкину и его супруге Прасковье.

Взгляд сквозь годы

В Отечественную войну 1812 года солдаты Наполеона устроили в Церкви Покрова Пресвятой Богородицы конюшни. Восстановили собор в Филях за счет щедрых пожертвований приходского старосты И.П. Гладилина.

В 1937 году настоятеля Алексия Глаголева расстреляли, но храм работал, закрыли его в июле 1941 года, сломали главы и разобрали верхнюю часть здания. Во время Великой Отечественной войны здесь устроили лазарет, а после – бумажный склад.

Реставрационные работы начались в 1952 году. 14 октября 1992 года состоялось первое богослужение, в настоящее время храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях – действующая церковь.

Задание: 1. Записать название особенности средневековой русской

               архитектуры.

            2.Название храма и схематичная зарисовка в тетради

               (6 рисунков)

 

 

класс Урок 9 Тема: Своеобразие русской архитектуры

Главы в соответствии с русской православной традицией имеют, как правило, шлемовидную или луковичную форму. Количество глав, как правило, должно быть не менее количества престолов в храме. В традиции православного храмостроительства количество глав принимается равным 1, 3, 5, 7, 13 и т.д., что объясняется числовой символикой: 1 - единая глава Церкви - Христос; 3 - число лиц Святой Троицы; 5 - Христос и четыре Евангелиста; 7 - семь чинов ангельских, семь Таинств, семь Вселенских Соборов; 13 - Христос и 12 Апостолов и т.д.

Глава должна быть увенчана православным Крестом, ориентированным на запад. В русском православии принят 6-8-конечный Крест, который отличается от "латинского" наличием верхней и нижней косой перекладин. "Греческий" четырехконечный Крест - равноконечный. Размер и рисунок Креста определяются архитектурой храма.

Окна, устанавливаемые, как правило, в верхней зоне каменных стен храма, традиционно имеют полукруглые завершения и снаружи украшаются фигурными наличниками с завершениями в виде кокошников или иными в соответствии с архитектурным стилем фасадов.

На окна храмов, как правило, устанавливаются решетки, часть из которых должна иметь возможность открывания наружу помещений в целях пожарной безопасности. В рисунках решеток часто используется крестообразный мотив.

Храмовое многоглавие.

Символическое значение верхов, виды куполов (шлемовидный и луковичный).

Покровская церковь в Вытегре (1708, Вологодская область)

 

2. Храмы как памятники важнейшим историческим Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву («храм Василия Блаженного»; 1555-1560, зодчие Барма и Постник) ознаменовал взятие Казани и Астрахани и окончательное освобождение Руси от иноземного ига.

 

 

3. Композиция шатровых храмов -примета Московской архитектуры второй половины XVI - XVII веков. По версии ученых символическое значение шатрового купола как обозначение фигуры Богоматери, заступницы Руси.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.018 с.)