Тема: Расселение древнейшего человека. 5-Б урок 01.11 5-А 02.11 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Расселение древнейшего человека. 5-Б урок 01.11 5-А 02.11



Работа с текстом учебника стр.12 и иллюстрациями стр.11

Задание: выяснить, как древнейший человек добывал себе пищу? как охотились древнейшие люди.

Запись в тетрадь:

Занятия древнейшего человека: охота и собирательство

Учитель: Представьте себе: большое стадо антилоп мирно щиплет траву. Первобытные охотники нападают на стадо, которое обращается в бегство. Как ветер мчатся антилопы: конечно людям их не догнать. Но в стаде есть больные, ослабленные, есть очень старые и наоборот очень молодые животные.

Эти не поспевают за остальными и отстают,,, Если людям удается отрезать от стада антилопу, они оглушают её дубинами, наносят тяжкие раны и убивают.

А затем заостренными камнями разделывают тушу.

Вот еще древнейший способ охоты на животных. Предположим, леопард напал на зебру, загрыз и хочет её утащить. Заметив это, люди пытаются отнять у хищника его добычу. Они оглушительно кричат, размахивают дубинами, кидают в леопарда камнями. Охотников десятки, и если хищник утомлен преследованием зебры, то боя с людьми не примет. Бросив тушу, он предпочтет скрыться.

- Как вы считаете была ли всегда охота удачной?

Ответы детей

Запись в тетрадь:

Собирательство – сбор того, что дала природа

Учитель: Собирали целый день от мала до велика: искали съедобные коренья, улиток, термитов, дикорастущие ягоды и плоды, яйца птиц, зерна диких злаков.

Но, собирательство требует огромной затраты времени и сил. К тому же собранные плоды по сравнению с мясной пищей малопитательны.

- Предположите, мог ли первобытный человек жить в одиночку?

Ответы детей.

Запись в тетрадь:

Человеческое стадо - древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству.

Рассказ учителя: В стаде было несколько десятков человек. Родства не знали. Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не было. Во главе с вожаками бродили первобытные стада в поисках пищи, каждое стадо жило своей самостоятельной жизнью. Но все же это были люди – стадо было человеческим коллективом, в котором сохранялись и передавались от старших к младшим навыки изготовления орудий труда из камня и дерева.

- Подумайте, как люди могли овладеть огнем? Разные опасности подстерегали человеческие стада. Одной из них был огонь.

Выслушать доводы детей.

Попросить детей потереть ладошки: «Что вы чувствуете? Тепло?» Что-то подобное испытал человек, когда долго тер друг о друга кусочки сухого дерева, они начинали тлеть и постепенно появлялся огонь... Но этому человек научится еще нескоро, а пока ему предстояло приручить огонь и непрерывно дежурить у костра. Если «дежурный» не справлялся, происходило страшное...


- По сей день для лесных жителей самое страшное это пожар – всё живое спасается бегством. Как же человек овладел огнем? Никто не знает.

Может быть однажды превозмогая страх, охотники приблизились к огню (гроза и лава от извержения вулкана, а вулканы тогда встречались в 10 раз чаще). Тогда и было сделано величайшее открытие: сунешь ветку в огонь и он твой! То есть человек вначале использовал природный огонь, не умея добывать его. И запылали на стоянках костры. Огнь согревал, отпугивал диких зверей, а мясо стало вкуснее сырого. Потеря такого «друга» как огонь была страшной потерей для человека.

Закрепление изученного материала. Это классная работа, записать в тетрадь.

  - Древнейшие люди жили на Земле более... лет назад. (Двух миллионов лет назад.)

  • Главным отличием древнейших людей от животных было... (умение трудиться).
  • Древнейшими орудиями труда были.*. (камень, палка- копалка).
  • У древнейших людей было два главных способа добывания пищи... (собирательство, охота).

VII. Информация о домашнем задании:

1) Записать в тетрадь, «Как жили древнейшие люди?»;

Знать определение понятий «орудия труда» и «человеческое стадо»; подумать, что обозначает выражение «труд создал человека»?

Б 03.11. 5-А 03.11.

 

Урок 2.Древнейшие люди. (§1)

 

Цели: познакомить с обликом и образом жизни древнейших людей; научить определять черты сходства и различия древнейшего человека и животных; формировать умения пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, с исторической картой и иллюстрациями, правильно употреблять и объяснять исторические термины.

  Тип урока: урок открытия новых знаний.

 

План изучения нового материала.

1. Наши далёкие предки.

2. Орудия труда.

3. Первые занятия древнейших людей (собирательство и охота).

4. Овладение огнём.

 

Человек — это уникальная форма жизни на нашей планете. Какими были первые шаги людей? Почему мы пошли именно таким путем, а не иным? Почему мы не единственный человеческий род? Какой еще путь мы должны пройти в процессе эволюции? На эти вопросы мы и попытаемся найти сегодня ответы.

Вы, конечно, уже поняли, что тема урока — «Древнейшие люди».

— Давайте сейчас в тетрадях запишем по три любых слова или словосочетания, которые у нас ассоциируются с выражением «древнейшие люди». (При необходимости учитель уточняет, что это могут быть слова, обозначающие предметы, действия, свойства.)

  • Но только очень быстро. Начали!

(Проверка выполнения задания и обсуждение.)

  • Благодаря каким источникам вам известно то, о чем вы сейчас говорили?
  • Как вы считаете, интересно ли изучать жизнь древних людей? А что вам представляется наиболее интересным? О чем бы вы хотели узнать?

  План урока

  1. Наши далекие предки.
  2. Орудия труда.
  3. Первые занятия древнейших людей.
  4. Овладение огнем.

Как вы считаете, можно ли совершить путешествие в то время, о котором мы с вами говорим, повстречаться с древнейшими людьми?

Рассмотрите иллюстрации и наглядный материал  учебника и предположите, какие исторические источники и вспомогательные исторические дисциплины смогут нам помочь исследовать жизнь древнейших людей. (Вещественные источники, археология, этнография и др.)

Нас. 10 учебника найдите новый термин первобытные люди и выпишите его в свои словари.

Первобытные люди — люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.

Проблемный вопрос. Почему первобытный человек не мог жить в одиночку?

III. Работа по теме урока

Представим, что мы отправляемся на экскурсию в исторический музей, первые экспозиции которого посвящены жизни первобытных людей. Исполним роли исследователей, имея на руках листы для работы. В конце урока мы получим кластер — обобщенный и графически оформленный материал по теме нашего урока.

Наши далекие предки

В первом зале музея обратим внимание на карту (с. 9 учебника).

  • Используя знаки-подсказки на карте, ответьте на следующие вопросы.
  • Где жили древнейшие люди?
  • На каком материке? Где следы их жизни не обнаружены?
  • Когда появились первые люди? Для ответа на этот вопрос используйте текст учебника и дополнительный материал.

Дополнительный материал

  • Вопрос о том, когда и где появились первые люди на Земле, до сих пор остается предметом острых научных дискуссий. На сегодняшний день большинство ученых считают, что вид Homo sapiens — человек разумный — сформировался около 50 тыс. лет назад в районе Великих рифтовых разломов в Восточной Африке. Последние раскопки и открытия подтверждают, что этот район — самое вероятное место происхождения человека. В конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. Луисом и Мэри Лики - английскими учеными с мировым именем - в ушелье Олдовай на севере Танзании в зоне рифтовых разломов были найдены останки древнего человекоподобного существа (человек умелый), возраст которых насчитывает 1,7 млн лет.
  • Последующие археологические раскопки и находки останков древних гоминидов у восточного побережья озера Рудольф, в долине рек Омо и Аваш, доказали, что предки человека появились еще раньше — 2,5 млн, 3,7 млн и даже 5 млн лет назад.

Классная работа выписать в тетрадь. А как выглядели наши предки? При ответе используйте иллюстрации учебника? Можно рисунок.

Интересные факты

Что случилось с волосами?

  • Современные люди выглядят совершенно «раздетыми» по сравнению с нашими очень волосатыми древними родственниками. В чем причина такого различия? Одно из предположений состоит в том, что нашим предкам волосы нужны были для того, чтобы их тела оставались охлажденными при путешествии по жарким саваннам Африки. Другая версия гласит, что освобождение от такого огромного количества волос помогло человеку защититься от заражения паразитами, а также от болезней, ими распространяемых.

Орудия труда

Археологи находят вместе с костями древнейших людей камни, от краев которых отколоты мелкие кусочки.

  • Как вы думаете, что это значит?
  • Почему человек делал это?

Вы правильно предположили: у человека не было таких мощных лап, таких крепких костей и зубов, как у больших хищных зверей. Однако камень был крепче любых зубов и когтей, а удар тяжелой дубиной сильнее удара медвежьей лапой.

  • Используя иллюстрации, данные в § 1, и другие материалы учебника, проверим, насколько справедлива наша версия.

(Проверка выполнения задания и работа над созданием кластера.)

 

Итак, древнейший человек назван человеком умелым именно потому, что в отличие от животных он умел изготавливать орудия труда.

Овладение огнем

Труд постепенно совершенствовал и менял облик человека. В 1890—1892 гг. на острове Ява голландский антрополог Эжен Дюбуа обнаружил останки человека, которого он назвал Homo erectus — человек прямоходящий. Это было большое открытие, которое изменило жизнь ученого.

  • Сейчас я прочитаю отрывок из книги одного известного писателя, а вы, прослушав его, должны будете определить, о каком событии идет речь.

В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках. По обычаю, племени четыре женщины и два воина питали его день и ночь.

  • Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняли его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота; синеватый при свете дня и багровый ночью, он никогда не расставался с ними. Его могучее лицо обращало в бегство львов, пещерного и серого медведей, мамонта, тигра и леопарда. Его кровавые зубы защищали человека от обширного страшного мира. Он извлекал из мяса вкусные запахи, делал твердыми концы рогатин, заставлял трескаться камни, он подбадривал людей в дремучих лесах, в бесконечной саванне, в глубине пещер. Это был отец, страж, спаситель; когда же он вырывался из клетки и пожирал деревья, он становился более жестоким и диким, чем мамонты.
  • И вот теперь он мертв!

(Отрывок из книги Ж. Рони-старшего «Борьба за огонь»)

Что огонь давал первобытным людям? Почему потеря огня считалась большим несчастьем?

Древнейшие люди жили коллективами, которые называют человеческими стадами. Ученые не знают, сколько человек входило в стадо, но предполагают, что не менее тридцати и не более ста.

  1. Почему небольшое стадо было обречено на гибель? Придумайте какой-нибудь случай из жизни первобытных людей, подтверждающий вашу мысль.
  2. Почему найти пропитание в одной местности очень большой группе людей было затруднительно?

признаки человеческого стада выражены словами:

  1. Стадо человеческое (Ученики приходят к следующим выводам.)
    1. Древнейшие человеческие коллективы были столь же непрочными объединениями, как и стада животных: если численность стада от голода, болезней, нападения хищников снижалась до 15—20 человек, его члены уже не могли успешно охотиться и защищаться от зверей. Тогда такое стадо соединялось с другим. Если же численность стада росла и количество людей в нем начинало превышать сотню, оно распадалось на два меньших стада. Родства наши предки не знали: никто не мог сказать, чей он сын или внук, кто в стаде доводится ему братом или сестрой.

Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не существовало (женщины, если у них не было маленьких детей, участвовали в охоте наравне с мужчинами). Во главе со своими вожаками первобытные стада бродили в поисках пищи, они были мало связаны друг с другом, каждое жило своей самостоятельной жизнью.

С началом изготовления каменных орудий труда связывают начало периода первобытности в истории человечества. В этот период произошло самое важное в эволюции человека – он научился делать и совершенствовать орудия труда, с помощью которых обеспечивал свое существование. Таким образом, труд над собой и для себя выделил первобытного человека из среды животных.

Приспособление к природе, изменчивости климата, изобретение новых орудий труда обеспечили человеку лучшее питание. Он стал сильнее, выносливее. Освоение новых пространств повлияло на изменение внешнего вида древнейшего человека. Он стал постепенно выпрямляться. Это было новым в эволюции человека.

 

Домашнее задание.
Ключевые понятия темы записать в тетрадь.

Первобытные люди – вид древнейшего предка человека, выделившегося из животного мира (более 2 млн лет назад). Люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.

Человеческое стадо – коллектив древнейших людей (непрочные объединения, как стада животных, от 30 до 100 человек). Оно было трудовым человеческим коллективом.

Орудия труда – приспособления из камня, дерева, костей животных, для добычи пищи, защиты древнейшего человека. Палка-копалка, заостренный камень, дубина.

Собирательство – одно из главных способов добывания пищи путем сбора ягод, трав, корешков, личинок (т.е. растительная пища)

Охота – второй из главных способов добывания пищи, путем ловли животных.

Родовая община – объединение нескольких больших семей, которые приходились родственниками друг другу.

Присваивающее хозяйство – хозяйство, при котором человек пользовался тем, что давала природа.

Тема: Расселение древнейшего человека. 5-Б урок 01.11 5-А 02.11

Тема урока: Древнейшие люди

Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию того, что способность

трудиться поставила древнейших людей в более выгодное

сравнительно с остальным животным миром положение,

помогла выжить.

2. Продолжить формирование умения работать с учебником,

иллюстрациями и исторической картой.

3. Правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Основные виды учебной деятельности:

Личностные:

- воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам.

Метапредтметные:

Развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней; формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане,

Предметные:

Показывать на карте места расселения древнейших людей.

Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы.

Оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира, иллюстрации, мультимедийная презентация

Новые понятия: орудия труда, человеческое стадо, палка-копалка, рубило.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Что изучает история Древнего мира?»

1) Работа с классом. Фронтальный опрос: «Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?»

Для этого вспомни:

  • Кого называют археологами?
  • Как работают археологи?
  • Как находят археологические памятники?
  • Что называют историческим источником?
  • о каких периодах в истории сведения могут дать только археологи?
  • Дайте определение понятию «Всемирная или Всеобщая история».
  • Как называется первая часть Всемирной истории?
  • Что изучает история Древнего мира?

Ответы учащихся: Археологи- ученые, которые восстанавливают жизнь по вещественным историческим источникам.

Прежде чем начать раскопки изучают литературу, проводят разведку местности. Затем начинают раскопки. Работают лопатами, иногда кисточкой. Собранный материал обрабатывают и изучают.

Находки археологов – вещественные памятники истории или исторические источники.

  • «Всемирная или Всеобщая история» - это прошлое народов всего мира с древнейших времен и до наших дней
  • первая часть Всемирной истории - История Древнего мира.
  • История Древнего мира изучает жизнь первобытных людей, цивилизации Египта, Индии, Китая Греции и Рима

2) проверка выполнения задания № 1 в рабочих тетрадях.

  1. Подготовка к изучению нового материала: сообщение темы, целей и задач урока
  2. Переход к новой теме

Учитель: Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других исторических источников ученые получают научную информацию о жизни людей в далеком прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы и начнем изучение истории Древнего мира.

  • Как жили древнейшие люди?

План (запись в тетрадь)

  1. Облик далеких предков.
  2. Первое орудие труда.
  3. Охота и овладение огнем.

На доске: новые слова: орудия труда, человеческое стадо, палка-копалка, рубило.

Рассказ учителя:

Согласно научным данным первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад. Люди произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле).

Запись в тетрадь: первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад.

Работа по карте стр.9

  • Где жили древнейшие люди? (В Восточной и Северо- восточной Африке, Евразии кроме ее северной части.)
  • Где следы их жизни не обнаружены? (В Америке и в Австралии.)
  • Как вы думаете почему? (Люди в те далекие времена могли жить только в теплых местах с богатой и разнообразной растительностью и животным миром.)

Самостоятельная работа учащихся с иллюстрациями и текстом учебника стр.10-11.

Задание: рассмотрите рисунки стр.10-11 и опишите облик древнейших людей.

Беседа по вопросам.

  • Чем древние люди отличались от людей нашего времени? (Древнейшие люди сильно отличались от современных людей: они были покрыты шерстью, походили на обезьяну, имели грубое лицо, с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб. Над глазами валик, под которым скрыты глаза. Этот человек неумел еще говорить.)
  • Чем древнейшие люди отличались от обезьян? (Умением изготовлять примитивные орудия труда: заостренные камни и палки-копалки.)
  • Что называется орудием труда? (Орудие труда - это то, чем человек работает.)

Запись в тетрадь:

Орудие труда - это то, чем человек работает.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.165.131 (0.046 с.)