Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Расселение древнейшего человека. 5-Б урок 01.11 5-А 02.11Стр 1 из 4Следующая ⇒
Работа с текстом учебника стр.12 и иллюстрациями стр.11 Задание: выяснить, как древнейший человек добывал себе пищу? как охотились древнейшие люди. Запись в тетрадь: Занятия древнейшего человека: охота и собирательство Учитель: Представьте себе: большое стадо антилоп мирно щиплет траву. Первобытные охотники нападают на стадо, которое обращается в бегство. Как ветер мчатся антилопы: конечно людям их не догнать. Но в стаде есть больные, ослабленные, есть очень старые и наоборот очень молодые животные. Эти не поспевают за остальными и отстают,,, Если людям удается отрезать от стада антилопу, они оглушают её дубинами, наносят тяжкие раны и убивают. А затем заостренными камнями разделывают тушу. Вот еще древнейший способ охоты на животных. Предположим, леопард напал на зебру, загрыз и хочет её утащить. Заметив это, люди пытаются отнять у хищника его добычу. Они оглушительно кричат, размахивают дубинами, кидают в леопарда камнями. Охотников десятки, и если хищник утомлен преследованием зебры, то боя с людьми не примет. Бросив тушу, он предпочтет скрыться. - Как вы считаете была ли всегда охота удачной? Ответы детей Запись в тетрадь: Собирательство – сбор того, что дала природа Учитель: Собирали целый день от мала до велика: искали съедобные коренья, улиток, термитов, дикорастущие ягоды и плоды, яйца птиц, зерна диких злаков. Но, собирательство требует огромной затраты времени и сил. К тому же собранные плоды по сравнению с мясной пищей малопитательны. - Предположите, мог ли первобытный человек жить в одиночку? Ответы детей. Запись в тетрадь: Человеческое стадо - древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству. Рассказ учителя: В стаде было несколько десятков человек. Родства не знали. Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не было. Во главе с вожаками бродили первобытные стада в поисках пищи, каждое стадо жило своей самостоятельной жизнью. Но все же это были люди – стадо было человеческим коллективом, в котором сохранялись и передавались от старших к младшим навыки изготовления орудий труда из камня и дерева. - Подумайте, как люди могли овладеть огнем? Разные опасности подстерегали человеческие стада. Одной из них был огонь.
Выслушать доводы детей. Попросить детей потереть ладошки: «Что вы чувствуете? Тепло?» Что-то подобное испытал человек, когда долго тер друг о друга кусочки сухого дерева, они начинали тлеть и постепенно появлялся огонь... Но этому человек научится еще нескоро, а пока ему предстояло приручить огонь и непрерывно дежурить у костра. Если «дежурный» не справлялся, происходило страшное...
Может быть однажды превозмогая страх, охотники приблизились к огню (гроза и лава от извержения вулкана, а вулканы тогда встречались в 10 раз чаще). Тогда и было сделано величайшее открытие: сунешь ветку в огонь и он твой! То есть человек вначале использовал природный огонь, не умея добывать его. И запылали на стоянках костры. Огнь согревал, отпугивал диких зверей, а мясо стало вкуснее сырого. Потеря такого «друга» как огонь была страшной потерей для человека. Закрепление изученного материала. Это классная работа, записать в тетрадь. - Древнейшие люди жили на Земле более... лет назад. (Двух миллионов лет назад.)
VII. Информация о домашнем задании: 1) Записать в тетрадь, «Как жили древнейшие люди?»; Знать определение понятий «орудия труда» и «человеческое стадо»; подумать, что обозначает выражение «труд создал человека»? Б 03.11. 5-А 03.11.
Урок 2.Древнейшие люди. (§1)
Цели: познакомить с обликом и образом жизни древнейших людей; научить определять черты сходства и различия древнейшего человека и животных; формировать умения пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, с исторической картой и иллюстрациями, правильно употреблять и объяснять исторические термины. Тип урока: урок открытия новых знаний.
План изучения нового материала. 1. Наши далёкие предки.
2. Орудия труда. 3. Первые занятия древнейших людей (собирательство и охота). 4. Овладение огнём.
Человек — это уникальная форма жизни на нашей планете. Какими были первые шаги людей? Почему мы пошли именно таким путем, а не иным? Почему мы не единственный человеческий род? Какой еще путь мы должны пройти в процессе эволюции? На эти вопросы мы и попытаемся найти сегодня ответы. Вы, конечно, уже поняли, что тема урока — «Древнейшие люди». — Давайте сейчас в тетрадях запишем по три любых слова или словосочетания, которые у нас ассоциируются с выражением «древнейшие люди». (При необходимости учитель уточняет, что это могут быть слова, обозначающие предметы, действия, свойства.)
(Проверка выполнения задания и обсуждение.)
План урока
Как вы считаете, можно ли совершить путешествие в то время, о котором мы с вами говорим, повстречаться с древнейшими людьми? Рассмотрите иллюстрации и наглядный материал учебника и предположите, какие исторические источники и вспомогательные исторические дисциплины смогут нам помочь исследовать жизнь древнейших людей. (Вещественные источники, археология, этнография и др.) Нас. 10 учебника найдите новый термин первобытные люди и выпишите его в свои словари. Первобытные люди — люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов. Проблемный вопрос. Почему первобытный человек не мог жить в одиночку? III. Работа по теме урока Представим, что мы отправляемся на экскурсию в исторический музей, первые экспозиции которого посвящены жизни первобытных людей. Исполним роли исследователей, имея на руках листы для работы. В конце урока мы получим кластер — обобщенный и графически оформленный материал по теме нашего урока. Наши далекие предки В первом зале музея обратим внимание на карту (с. 9 учебника).
Дополнительный материал
Классная работа выписать в тетрадь. А как выглядели наши предки? При ответе используйте иллюстрации учебника? Можно рисунок.
Интересные факты Что случилось с волосами?
Орудия труда Археологи находят вместе с костями древнейших людей камни, от краев которых отколоты мелкие кусочки.
Вы правильно предположили: у человека не было таких мощных лап, таких крепких костей и зубов, как у больших хищных зверей. Однако камень был крепче любых зубов и когтей, а удар тяжелой дубиной сильнее удара медвежьей лапой.
(Проверка выполнения задания и работа над созданием кластера.)
Итак, древнейший человек назван человеком умелым именно потому, что в отличие от животных он умел изготавливать орудия труда. Овладение огнем Труд постепенно совершенствовал и менял облик человека. В 1890—1892 гг. на острове Ява голландский антрополог Эжен Дюбуа обнаружил останки человека, которого он назвал Homo erectus — человек прямоходящий. Это было большое открытие, которое изменило жизнь ученого.
В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках. По обычаю, племени четыре женщины и два воина питали его день и ночь.
(Отрывок из книги Ж. Рони-старшего «Борьба за огонь»)
Что огонь давал первобытным людям? Почему потеря огня считалась большим несчастьем? Древнейшие люди жили коллективами, которые называют человеческими стадами. Ученые не знают, сколько человек входило в стадо, но предполагают, что не менее тридцати и не более ста.
признаки человеческого стада выражены словами:
Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не существовало (женщины, если у них не было маленьких детей, участвовали в охоте наравне с мужчинами). Во главе со своими вожаками первобытные стада бродили в поисках пищи, они были мало связаны друг с другом, каждое жило своей самостоятельной жизнью. С началом изготовления каменных орудий труда связывают начало периода первобытности в истории человечества. В этот период произошло самое важное в эволюции человека – он научился делать и совершенствовать орудия труда, с помощью которых обеспечивал свое существование. Таким образом, труд над собой и для себя выделил первобытного человека из среды животных. Приспособление к природе, изменчивости климата, изобретение новых орудий труда обеспечили человеку лучшее питание. Он стал сильнее, выносливее. Освоение новых пространств повлияло на изменение внешнего вида древнейшего человека. Он стал постепенно выпрямляться. Это было новым в эволюции человека.
Домашнее задание. Первобытные люди – вид древнейшего предка человека, выделившегося из животного мира (более 2 млн лет назад). Люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.
Человеческое стадо – коллектив древнейших людей (непрочные объединения, как стада животных, от 30 до 100 человек). Оно было трудовым человеческим коллективом. Орудия труда – приспособления из камня, дерева, костей животных, для добычи пищи, защиты древнейшего человека. Палка-копалка, заостренный камень, дубина. Собирательство – одно из главных способов добывания пищи путем сбора ягод, трав, корешков, личинок (т.е. растительная пища) Охота – второй из главных способов добывания пищи, путем ловли животных. Родовая община – объединение нескольких больших семей, которые приходились родственниками друг другу. Присваивающее хозяйство – хозяйство, при котором человек пользовался тем, что давала природа. Тема: Расселение древнейшего человека. 5-Б урок 01.11 5-А 02.11 Тема урока: Древнейшие люди Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию того, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальным животным миром положение, помогла выжить. 2. Продолжить формирование умения работать с учебником, иллюстрациями и исторической картой. 3. Правильно употреблять и объяснять исторические термины. Основные виды учебной деятельности: Личностные: - воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам. Метапредтметные: Развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней; формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, Предметные: Показывать на карте места расселения древнейших людей. Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы. Оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира, иллюстрации, мультимедийная презентация Новые понятия: орудия труда, человеческое стадо, палка-копалка, рубило. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Что изучает история Древнего мира?» 1) Работа с классом. Фронтальный опрос: «Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?» Для этого вспомни:
Ответы учащихся: Археологи- ученые, которые восстанавливают жизнь по вещественным историческим источникам. Прежде чем начать раскопки изучают литературу, проводят разведку местности. Затем начинают раскопки. Работают лопатами, иногда кисточкой. Собранный материал обрабатывают и изучают. Находки археологов – вещественные памятники истории или исторические источники.
2) проверка выполнения задания № 1 в рабочих тетрадях.
Учитель: Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других исторических источников ученые получают научную информацию о жизни людей в далеком прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы и начнем изучение истории Древнего мира.
План (запись в тетрадь)
На доске: новые слова: орудия труда, человеческое стадо, палка-копалка, рубило. Рассказ учителя: Согласно научным данным первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад. Люди произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле). Запись в тетрадь: первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад. Работа по карте стр.9
Самостоятельная работа учащихся с иллюстрациями и текстом учебника стр.10-11. Задание: рассмотрите рисунки стр.10-11 и опишите облик древнейших людей. Беседа по вопросам.
Запись в тетрадь: Орудие труда - это то, чем человек работает.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.165.131 (0.046 с.) |