Сочетание типов и видов уроков практического обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сочетание типов и видов уроков практического обучения



 

№ п/п Тип урока п/о Вид урока п/о
1. Вводный урок Производственная экскурсия, урок инструктирования, бинарный урок, интегративный урок.
2. Урок по изучению трудовых приемов и операций Производственная экскурсия, урок упражнений, урок инструктирования, бинарный урок, интегративный урок
3. Урок по выполнению простых комплексных работ Урок-зачет, урок-практикум (самостоятельная работа учащихся), семинар производственного обучения, производственная конференция, урок упражнений, урок-праздник первой детали, урок с участием новаторов производства, бинарный урок, интегративный урок, урок «деловая игра».
4. Урок по выполнению сложных комплексных работ Урок-конкурс профмастерства, урок-зачет, урок-практикум (самостоятельная работа учащихся), семинар п/о, производственная конференция, урок с участием новаторов производства, бинарный урок, интегративный урок, урок изобретательства и рационализации, урок «деловая игра».
5. Урок контрольно-проверочный Урок-конкурс профмастерства, урок-зачет, урок-практикум (самостоятельная работа учащихся), производственная конференция, бинарный урок, интегративный урок, урок изобретательства и рационализации, урокаукцион ученических изделий, урок-отчет, урок «деловая игра».

 

8. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Форма обучения – это количественный или структурный вариант согласованных действий между преподавателем п/о и обучающимися. Выбор форм обучения зависит от типа урока, от запланированных видов деятельности, от спецификации проводимых инструктажей.

 

Формы организации учебной работы с учащимися Особенности, признаки В каком случае выбираем ту или иную форму?
Фронтальная (групповая) Преподаватель работает сразу со всей группой. Учебная цель для всех обучающихся общая. Обучающиеся должны слушать, запоминать, смотреть. При этом преподаватель ориентируется на «среднего» обучающегося. Все ученики выполняют одинаковое учебно-трудовое задание. Учащиеся продвигаются по учебному процессу единым фронтом. Условие: наличие соответствующего инструмента, оборудования, дидактических средств и т.д. Например, если в кабинете технологии 3-4 швейные машины или в учебной мастерской по деревообработке столько же токарных станков, то организовать фронтальную работу группы учащихся нельзя. В этом случае обычно их работа организуется звеньями или по графику. Вводный инструктаж ведется одновременно для всех учащихся. 1. В ходе вводного инструктажа, когда объясняется впервые незнакомый материал. 2. В ходе текущего инструктажа, когда многие сделали одну и ту же ошибку, преподаватель п/о останавливает работу и проводит инструктаж для всех. 3. В ходе заключительного инструктажа, когда преподаватель п/о оценивает работу группы в целом и отдельных обучающихся и т.п.
Индивидуальная Ученикам выдаются индивидуальные учебно-трудовые задания с учетом их интересов, способностей и отношения к работе. Задания могут выполняться как на уроке, так и вне его. Инструктаж к заданиям, консультации и контроль также индивидуальны. Преподаватель работает с обучающимися по очереди, проводит индивидуальный инструктаж. И только, когда у них одинаковые ошибки (типичные), останавливает работу и проводит фронтальный (для всех) инструктаж.   1. В ходе вводного инструктажа, когда проводится письменный опрос по карточкам-заданиям, индивидуальная устная беседа с целью контроля знаний, остальные учащиеся в это время выполняют какое-либо задание или слушают. 2. В ходе практической работы, когда все выполняют одинаковые или совсем разные задания, но работа каждого не зависит от другого. 3. В ходе заключительного инструктажа такая форма практикуется при самоанализе.
Парная (ведущий – ведомый, ролевая преподаватель – обучающийся) Когда преподаватель п/о организует работу парами: сильный обучающийся – слабый обучающийся или два равных по успеваемости. Когда преподаватель п/о проводит индивидуальный инструктаж (пара: преподаватель п/о – обучающийся). Организует взаимоконтроль. 1. В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления. Пары обучающихся обсуждают предстоящее задание. 2. В ходе текущего инструктажа возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи.  3. В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работ друг друга, в паре и т.д.
Коллективная (работа в малых группах: бригадах, звеньях, командах и т.п.) Каждая бригада или звено выполняют свои учебно-трудовые задачи. Инструктирование ведется для каждой бригады или звена отдельно. Применяется обычно для более целесообразного использования инструментов и оборудования, выбора объектов труда и т.д. Например, на занятиях по технологии обработки тканей звено учеников в составе 3-4 человек работают за швейными машинами, а остальные учащиеся занимаются обработкой ткани вручную.  В бригаде чаще всего выполняют работу с разделением труда, т.е. каждый делает только часть общей работы. Цель общая только для членов команды (бригады, звена). Задачи бригаде могут быть разные, также возможно разделение труда и кооперация. В таких коллективах возникают отношения взаимной ответственности и зависимости.  Поэтому и контроль частично осуществляется членами коллектива (за преподавателем остается ведущая роль). Учащиеся делятся на отдельные бригады или звенья. 1. В ходе вводного инструктажа могут быть организованы бригады, звенья, игровые команды для обсуждения проблем, поиска решения. 2. В ходе текущего инструктажа могут быть организованы постоянные или временные бригады, звенья для выполнения работ, требующих кооперации или разделения труда. 3. В ходе заключительного инструктажа может быть организована деловая игра, когда команды оценивают уровень знаний и умений по итогам рабочего дня и т.д.

 

Применительно к курсу «Технология» можно сказать, что групповая форма организации работы учащихся особенно приемлема при выполнении проектов.

Естественно, что при групповом выполнении задания усложняется руководство учебным процессом: учителю приходится осуществлять контроль одновременно за несколькими разнообразными рабочими участками.

Но и достоинства этой организационной формы очевидны. Группа может работать над сложными объектами труда, а это повышает интерес к работе.

При формировании групп стоит учитывать следующее:

· небольшие группы (3–6 человек) могут работать как над теоретическими, так и над практическими заданиями – на уроке, а также на внеурочных и внешкольных занятиях;

· состав групп постоянен, каждая группа представляет своего рода «миниатюру класса», в группу должны входить учащиеся различающиеся образом мышления, умением взвешивать принимаемые решения.

· работой группы руководит старший, функции которого учащиеся выполняют поочередно – с целью научиться и руководить, и подчиняться;

· группы работают под обязательным контролем учителя – это помогает разрешить тупиковые ситуации и оценить индивидуальные результаты.

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА УРОКА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

· Организационная часть. Характеризуется тем, что кроме собственно учебного процесса организуется и трудовой производственный процесс. Это значит, что при организации урока нужно выдать учащимся заготовки, рабочие чертежи, технологические карты, рабочие и измерительные инструменты; выделить им время для подготовки к работе своих рабочих мест.

· Сообщение темы и целей урока. Мотивировка целей обучения, то есть обоснование того, для чего необходимо выполнение предстоящей учебно-практической работы и с точки зрения учебно-познавательной (чему научатся ученики, какие умения и навыки приобретут), и с практической точки зрения (какая будет практическая польза от того изделия, которое изготовят ученики при выполнении практической работы).

· Вводный инструктаж – объяснение порядка выполнения практической работы, демонстрация рабочих приемов выполнения отдельных технологических операций, указания и рекомендации по осуществлению самоконтроля во время изготовления изделия.

· Пробное выполнение приемов работы учащимися. Этот элемент включается в структуру практического урока в тех случаях, когда ученики осваивают совершенно новые рабочие приемы, с которыми они не встречались в практической деятельности. После вводного инструктирования, чтобы убедиться, что ученики правильно восприняли показанные учителем новые рабочие приемы, учитель предлагает одному из учеников повторить эти действия по выполнению рабочего приема. Если ученик выполняет их правильно, то можно переходить к самостоятельной практической работе учащихся.

· Самостоятельная практическая работа учащихся и текущее инструктирование учителя. По времени это самая большая часть урока. Текущий инструктаж учителя заключается в обходе рабочих мест учащихся и контроле за их работой. При этом учитель отмечает правильность выполняемых приемов, указывает на недостатки, дает дополнительные пояснения, показывает правильные приемы.

· Итоговая часть урока посвящается приему выполненных ученических работ, их оценке и заключительному инструктажу. В заключительном инструктировании учитель подводит итоги практической работы учащихся, анализирует типичные ошибки и трудности. Завершается урок уборкой рабочих мест учащихся и всего помещения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.009 с.)