Согласны ли вы с этими утверждениями? Назовите психологические концепции, которые касались проблемы, обозначенной в этих высказываниях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Согласны ли вы с этими утверждениями? Назовите психологические концепции, которые касались проблемы, обозначенной в этих высказываниях.



 

 

Лабораторная работа 10

Направления психологии

Когнитивная психология

 

Уапражнение 1

Цель: закрепить знания основных положений когнитивного направления психологии

Ход работы: составить таблицу или схему, в которой отразить основных представителей когнитивной психологии и их вклад в развитие этого направления, а также специфические термины, которые быди ими изобретены

 

Упражнение 2

Цель: закрепить знание о конструктах и их видах

Ход работы: студентам дать задание проанализировать похожие и отличные черты между ними и кем-то другим из близких или знакомых людей

 

 

Лабораторная работа 11

Личность

Упражнение 1

Цель: сравнить разные трактовки понятия «личность»

Ход работы: сравнить все найденные определения понятий «личность» и найти в них отличные и подобные элементы

 

Упражнение 1

Прочитайте. Выделите особенности, которые отражают поведение индивида, и особенности, которые отражают поведение личности. Дайте обоснование своего выбора.

 Старательность, низкая адаптация к темноте, общительность, хорошая координация обеих рук, медленная скорость узнавания, большая эмоциональная возбудимость, трудолюбие, аккуратность, высокая чувствительность органов чувств, трудности в  овладении новым двигательным навыком. (По В. С. Мерлину.)

 

Упражнение 2

Прочитайте. Выделите особенности, которые отражают поведение индивида, и особенности, которые отражают поведение личности. Дайте обоснование своего выбора.

Добросовестность, робость, высокая скорость двигательных реакций, высокая скорость усвоения навыка, скромность, правдивость, пластичность, упрямство, реактивность,  малая чувствительность к общественной оценке, подвижность, быстрый темп деятельности.(По В. С. Мерлину.)

 

Упражнение 2

Даны образцы проявления в поведении людей свойств индивида и свойств личности. Выберите те образцы поведения, которые характеризуют индивида, и те, которые характеризуют личность.

А. У девочки наблюдается медлительность в моторике, в речи,  в мышлении в протекании других познавательных процессов, в возникновении чувств. Она медленно и с трудом переключается с одной деятельности на другую. (По Ильиной А. И. и Палею И. М.)

Б. Студент рассказал о том, как он распределяет время между учёбой, спортом и личной жизнью.

В. Гражданин М. вступил в политическую партию.

Г. Преподаватель Г. отличается выразительной мимикой, резкими движениями и быстрой походкой.

Д. Учитель внёс предложения, осуществление которых значительно повысило успеваемость в школе.

Е. У инженера Ш. прекрасная дикция и приятный голос. (По В. С. Мерлину.)

 

Упражнение 3 Установите соответствие.

А. убеждения;

Б. мотивы;

В. уровень притязаний.

1.Никогда не меняю свои решения.

2.Не хочу учить психологию - лучше посплю.

3.Мне достаточно четырёх баллов.

4.Учусь, потому что нужен диплом.

5.Обманывать иногда можно, если это во благо другого человека.

6.Хочу первый взрослый разряд по баскетболу.

7.Учитель не должен оскорблять ребёнка.

8.Учусь потому, что хочу быть учителем.

9.Хочу, чтобы меня уважали учителя и одноклассники.

10.Человек в жизни должен попробовать всё.

 

Упражнение

Цель: закрепить знания по основным нваправлениям психологии

Ход работы: дать студентам на обговор ситуацию, которую каждая из 5 групп должна пояснить с позиции основных направлений психологии

Упражнение

 Личность — это...

а) совокупность относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других;

б) это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению;

в) рефлексивный образ «Я»;

г) индивидуально выраженное всеобщее;

д) все ответы верны;

Источниками социализации выступают...

а) семейный и другие социальные институты, прежде всего система образования, обучения и воспитания; б) первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, сформированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения; в) процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

В становлении личности участвуют механизмы...

а) сдвига мотива на цель; б) идентификации; в) освоения социальных ролей;

г) все ответы верны;

1. Человека как индивида характеризуют…

а) рост; б) цвет глаз и волос; в) тип высшей нервной деятельности; г) принадлежность к расе; д) все ответы верны.

2. Свойства человека, обусловленные биологическим факторами,- это…    

 а) задатки; б) лидерство; в) нравственность; г) гуманность; д) все ответы верны.

3. Личностные свойства, обусловленные социально, — это...

а) инстинкты; б) ценностные отношения; в) музыкальный слух; г)острота зрения; д) рефлексы; е) все ответы верны.

4. Человека можно считать сложившейся личностью, если...

а) в его мотивах есть иерархия; б) у него есть способность к сознательному управ­лению собственным поведением; в) у него есть нравственные ценности и гуманистические установки; г) он является творческим субъектом; д) все ответы верны.

5. Процесс социализации состоит в следующем:

а) привитии ребенку нравственных норм; б) усвоении ребенком общекультурного опыта; в) воспроизводстве ребенком социальных норм и правил; г) познании действи­тельности (особенно социальной); д) все ответы верны.

 

 

Лабораторная работа 12

Деятельность

 

Упражнение 1

Цель: систематизировать знания о теории деятельности

Ход работы: начертить таблицу, где сравниваются взгляды на деятельность, и рассматривается специфика основных проблем с точки зрения разных отечественных авторов

 

Упражнение 2

Задание 12. Определите, в каких случаях говорится о деятельности. По каким

признакам вы это установили?

1.Ученик обдумывает решение задачи.

2.Монах молится, перебирая чётки.

3.Отец, лёжа на диване, читает газету.

4.Каждый вечер спортсмен пробегает 3 километра.

5.Дети играют в хоккей.

6.Пенсионер гуляет по парку.

7.Старушки на лавочке обсуждают «нонешнюю» молодёжь.

8.Мальчик вывел собаку на прогулку.

9.Ребёнок трёх лет стучит ложкой по столу. (По Б. Ц. Бадмаеву.)[1]

 

Упражнение 2. В каких примерах проявляются умения, навыки, привычки?

А. В цехе работает мостовой кран. В кабине крановщика три рычага: один - поднимает и опускает груз, другой - продвигает кран поперёк цеха, третий перемещает мост крана вдоль оси. Работая всеми рычагами, крановщик перемещает груз по трём осям так, что груз движется по прямой линии. 

Б. неопытный крановщик передвигает груз по каждой оси, работая по очереди каждым рычагом. Груз движется как бы скачками и по ломаной линии: пойдёт, остановится, затем пойдет в другом направлении.

В. Когда начинающий спортсмен учится перезаряжать винтовку, он нередко шепчет: «Раз - повернуть налево, два - потянуть к себе, три - толкнуть от себя, четыре - повернуть направо».

Г. Переходя улицу с односторонним движением и посмотрев налево, навстречу движущемуся транспорту, вы, дойдя до середины, почувствуете потребность посмотреть направо, хотя и знаете, что транспорт оттуда не может идти. (По Платонову К.К.)

Д. В первое время ученик думает над тем, ставить или не ставить запятую в предложении. Для этого он вспоминает правила пунктуации, выбирает из них

подходящие данному случаю. Он затрудняется сразу определить, нужно или не нужно ставить запятую в предложении.

Е. По мере обучения ученик быстро, не тратя времени на определение типа

предложения, безошибочно ставит знаки препинания. (По В. С. Мерлину.)

 

Упражнение 3

Задание 14. Из приведённых ниже признаков выберите те, которые характеризуют всякую деятельность; те, которые характеризуют только игру, только учение, только труд.

а) Условие развития психики;

б) деятельность, направленная на усвоение способов выполнения действий;

в) условие проявления всех психических реакций;

г) деятельность, направленная на получение результата, удовлетворяющего

материальные и духовные потребности людей;

д) деятельность, направленная на усвоение и применение системы понятий;

е) деятельность, удовлетворяющаяся самим процессом выполнения. (По В. С.

Мерлину.)

 

Словарь терминов

Альтруизм, анимизм, афферентый, беседа, наблюдение, эксперимент, тест, бессознательное, внушаемость, психология, психотерапия, патопсихология, гештальт, психаонализ, бихевиоризм, гипноз, сознание, психика, тропизм, навык, инсайт, привычку, научение, детерминизм, деятельность, доминанта, зоопсихология, игра, импринтинг, индивид, индивидуальность, личность, человек, инстинкт, интериоризация, интроспекция, интроверсия, экстроверсия, компенсация, комплекс неполноценности, либидо, медитация, меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик, темперамент, характер, мотив, мотивация, потребность, нейрон, сублимация, общая психология, онтогенез, филогенез, оперантное обуславливание, рефлекс безусловный, рефлекс условный, патопсихология, психофизическая проблема, психофизиология, рационализация, замещение, вытеснение, рефлексия, самоактуализация, самооценка, самосознание, сон, социализация, установка, акцентуация, психопатия, ид, эго, супер-эго, рационализация

 

Основная литература І семестр

1. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б.Мещеряков, ВЗинченко, СПБ, - 2005- 672

2. Бондаренко А.Ф. Основы психологи Учебник для студентов гуманитарных вузов – К.: Освита Украины. – 2009.-328 с

3. Выготский Л,С Собрание сочинений: В 6 томах – М., 1983

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологію: Курс лекцій. – М.,2004

5. Маклаков А.Г. Общая психология. – Спб., 2001. – 592

6. Мерлин В.С. Сборник задач по общей психолгиии. Учеб.пособие. для сдудентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1974 г.

7. Немов Р.С. Психология. – М.: Гуманит изд. Цент Владос, 2000 – Кн. 1.: Общин основы психлогии. - 688 с

8. Петровский А,В. Личность.Деятельность. Колектив. – М, 1982.- 255 с

9. Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологи, М.: Аспект пресс, 2001. – 445 с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.017 с.)