Конспект урока русского (родного) языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект урока русского (родного) языка



Конспект урока русского (родного) языка

 Дата 30.10.2021

Группа № 89 профессия Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей 3  курс

Тема: Морфологические нормы. Род имен существительных.

 

Форма работы: индивидуальная, дистанционное  обучение.

Тип урока: урок повторения и обобщения

Цель урока: повторить, как определить и исправить ошибки, связанные с родом имён существительных.

рассмотреть случаи, в которых возникают трудности при определении рода существительных

Используемая литература:
1. Учебник Русский язык. Львова С.И., Львов В.В. – учебник для общеобразовательных учреждений. – Мнемозина, 2020.

Интернет – ресурсы:

1.Видео. Род имен существительных Уроки русского языка. https://youtu.be/ZwJcsQD2qO4 - Дата обращения 29.10.2021.

Презентация на тему: «Морфологические нормы. Род имен существительных».

Ход урока

1.Организационный этап
Мотивационный модуль.

 Формулируется тема урока.

Ребята, на этом уроке мы с вами  повторим, как определить и исправить ошибки, связанные с родом имён существительных, рассмотрим случаи, в которых возникают трудности при определении рода существительных

 

2. Основная часть

Материал для самостоятельного изучения.

План.

1. Определение рода склоняемых существительных.

2. Определение рода несклоняемых существительных.

3. Определение рода аббревиатур.

4. Определение рода имен несклоняемых имён собственных.

5. Определение рода сложносоставных существительных

Морфологические нормы, которые регулируют определение рода имен существительных, содержит целый набор правил, которые можно поделить на пять разделов для облегчения классификации и изучения.

1. Определение рода склоняемых существительных.

 Обычно это наиболее простой случай для определения рода имени существительного, особенно, если существительное обозначает лицо, пол которого всем известен: бабушка (ж.р.) – дедушка (м.р.).

Что же касается определения рода неодушевленных существительных и названий животных, здесь принято смотреть на окончание: молоток[] – м.р., оград[а] – ж.р, слов[о] – с.р., осёл[] – м.р., мыш[ь] – ж.р.

Несмотря на относительную простоту этого правила, существует определенное количество исключений, которые мы рассмотрим ниже.

  • Есть целый ряд неодушевленных имен существительных, которые изменили род с женского на мужской с течением времени. Например, всего пару столетий назад все следующие существительные относились к женскому роду: ботинка, госпиталь, рельса, ботфорта, браслета, тополь, табель.
  • Наряду с этим, есть абсолютно зеркальное явление – существительные, которые ранее относились к мужскому роду, теперь же все они требуют прилагательного, отвечающего на вопрос «какая?». К таким существительным относятся манжета, цитадель, такса, мансарда.
  • Существует ряд слов, которые употребляются в одинаковой мере как в мужском, так и в женском роде: эполет – эполета, пилястр – пилястра, псалтырь – псалтырь, спазм – спазма, выхухоль и выхухоль, заусениц – заусеница, георгин – георгина, вольер – вольера, банкнот – банкнота, падеспань – падеспань, чинар – чинара, оладушек – оладушка. Несмотря на то, что часто одна из форм этих существительных считается устаревшей, но употребление их не является ошибкой.
  • Род некоторых особых существительных вызывает трудности, поэтому просто перечислим их с указанием рода.

 Итак, существительные женского рода: гетра, кроссовка, бутса, босоножка, тапка, тапочка, туфля, штиблета, плацкарта, простыня, оладья, бандероль, антресоль, вуаль, гантель, канифоль, мозоль, фланель, сажень.

Существительные мужского рода: шампунь, ферзь, трюфель, тюль, миткаль, рояль, толь, гипюр, занавес.

Существительные среднего рода: щупальце, чучело, монисто, мочало, повидло.

2. Определение рода несклоняемых существительных

Относительно этого вида существительных также действует ряд правил, из каждого из которых есть свои исключения:

  • Большая часть несклоняемых неодушевленных существительных имеет средний род, вне зависимости от конечной гласной или полного её отсутствия: жюри, шоссе, интервью, депо.
  • Некоторые из несклоняемых неодушевленных существительных всё же имеют отличный от среднего род, который относится к старой форме слова или родовому понятию: авеню (улица – ж.р.), кофе (кофий или напиток - м.р.), сирокко (ветер – м.р.), салями (колбаса – ж.р.), пенальти (удар – м.р.), кольраби (капуста – ж.р.).
  • Есть ряд существительных, род которых зависит от обозначаемого ими лица: денди – м.р., леди – ж.р.
  • Существительные, обозначающие название профессии, обычно относятся к мужскому роду: атташе, конферансье.

Но если профессия относится к лицу женского пола, то существительное также меняет пол на женский: престарелая врач Валентина Павловна.

  • То же самое относится к несклоняемым названиям птиц и животных. По умолчанию они относятся к мужскому род: киви, колибри.

 Но если речь идет о самке, то существительное также меняет род: Самка шимпанзе весело скакала по клетке.

Исключения составляют существительные «иваси» и «цеце», которые относятся к женскому роду (сельдь и муха).

3. Определение рода аббревиатур.

Внимания заслуживают и аббревиатуры – при определении их рода мы тоже можем столкнуться с трудностями.

Как понять, к какому роду мы отнесём такие слова, как

ООН

НЛОР

ДТП

РФ

США

 

Чтобы определить их род, необходимо расшифровать аббревиатуры В основном мы определяем род аббревиатур по главному слову.

НЛО – объект, мужской род

МИД (м.р.) – Министерство иностранных дел

4. Определение рода имен несклоняемых имён собственных.

Трудности у нас могут возникнуть и при определении рода географических названий.

Бали

Миссисипи

Гоби

Сочи

Онтарио

Это он, она или оно?

В этом случае придётся призвать на помощь знание географии и определить, с чем мы имеем дело.

Потому что род несклоняемых имён собственных определяется по родовому понятию – то есть, по роду нарицательного существительного.

 

Сочи – город, мужской род.

Тренировочный модуль

 

1. Согласуйте определения с главными словами.

 Широк… авеню, интересн… интервью, горяч… бигуди, дедушкин… галифе, с солнцезащитн… жалюзи, троллейбусн… депо, спел…  киви, вкусно приготовленн… кольраби, горяч… кофе, колумбийск… мокко, незабываем… пенальти, тонко порезанн… салями, дующ… сирокко, политическ… статус-кво, великолепн… сопрано, выложен… на блюдо спагетти, неизвестн… нам хинди, удобн.. купе, висящ.. на стене бра, шелков…  кашне,  стоящее  на полке кашпо.

2. Определив род имен существительных, согласуйте их с определениями и сказуемыми, вставив в предложения вместо пропусков окончания в единственном числе имен существительных, прилагательных, глаголов. Отметьте существительные, имеющие несколько допустимых норм.

1) На столе лежал… нов… банкнот….

2) В вольере зоопарка мы увидели молод…  жираф… _.

3) У обувницы стоял… только лев…  кед….

4) В договор нужно внести незначительн… корректив….

5) В легких обнаружен… небольш… метастаз….

6) Вокруг разнесся резкий запах нашатыр….

7) Салат, сдобренный провансал…  (соус), вкуснее.

8) Жителей собрали на площади ударами в обломок железнодорожн… рельс….

9) На окнах повешен… узорчат…  тюль.

 

4.Домашнее задание:

1 .Составьте конспект урока.

2.Выполните тестовое задание.

(Количество правильных ответов в каждом задании от 2 до 4)

1. Отметьте словосочетания с нарушением морфологических норм:

А) широкое авеню;

Б) до двухтысячи седьмого года;

В) поезжай за мной;

Г) несколько песней;

Д) хвостатого мыша.

2. Отметьте словосочетания с нарушением морфологических норм:

А) более естественное;

Б) десять апельсинов;

В) две пары носков;

Г) принятые на работу бухгалтера;

Д) опытные директора.

 

3. Отметьте словосочетания с нарушением морфологических норм:

А) у старых сапогов;

Б) сливовое повидло;

В) из разных деревень;

Г) на шестисот восьмой странице;

Д) овощная консерва.

 

4. Отметьте предложения с нарушением морфологических норм.

А) Далекое Онтарио привлекает любителей романтики.

Б) Мое визави оказалось интересной собеседницей.

В) Забавное пони быстро привлекло внимание детворы.

Г) Суетливый невежда раздражает и мешает работать.

Д) В известном ТЮЗе открылся новый сезон.

 

5. Отметьте предложения с нарушением морфологических норм.

А) Маэстро взмахнуло дирижерской палочкой, и концерт начался.

Б) Хватит играться, пора приниматься за уроки!

В) Прием больных в поликлинике ведет опытный доктор Сергеева.

Г) Солнечное Сочи гостеприимно встретило приехавших на фестиваль.

Д) У обоих старушек были неотложные дела.

Шкала ответов:

1 2 3 4 5
         

 

Оценка «5» ставится при отсутствии ошибок

Оценка «4» -  не более 1–2 ошибок,

Оценки «3» – не более 3–4 ошибок

!!!!Ребята, конспект урока отправляете мне на почту polovinkina.irinapolovinkina@yandex.ru или в ВК

Конспект урока русского (родного) языка

 Дата 30.10.2021



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.019 с.)