Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методические указания по практике
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ)
Приложение 1 Образец титульного листа дневника по практике
ФГБОУ ВО «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ Кафедра теоретической и прикладной психологии ДНЕВНИК ПО ___________________________________________ПРАКТИКЕ название практики
Практикант (Ф.И.О.) ______________ Форма обучения_______________ ___ Группа __________________________ Направление подготовки___________ Профиль подготовки_______________ Место прохождения практики: ______ _________________________________ Сроки практики: _______________ ___ Дата сдачи отчетной документации по практике: _____________
Челябинск, (год) ________________________________________________________________________________ Образец оформления сведений о месте прохождения практики База практики (полное название образовательной организации); Специфика учебно-воспитательной работы образовательного учреждения, особенности предоставления образовательных услуг; Характеристика психологической службы образовательного учреждения (цель, задачи психологической службы образовательного учреждения, основные направления работы, состав психологической службы); Приложение 2 Индивидуальный график работы практиканта на период практики (Ф.И.О. практиканта, направление подготовки, профиль, группа, курс)
* – 6-дневная рабочая неделя по 6 часов в день, 3 часа – самостоятельная работа ** – перечень видов работ согласно содержанию практики (см. Таблицу 4 «Отчетная документация по практике»)
Руководитель практики из образовательной организации: Ф.И.О. ________(подпись) Групповой руководитель практики: Ф.И.О. _______(подпись) Приложение 3 Примерный план психологического анализа урока (занятия) 1. Психологическая оценка структуры урока (занятия) в связи с его конкретными целями и задачами:
1.1. Тема, цели и задачи урока (занятия). 1.2. Структура урока (занятия) и его психологическая целесообразность. 2. Психологическая оценка содержания урока (занятия): 2.1. Психологическое качество учебного материала (описательный или объяснительный, степень его наглядности, абстрактности и обобщенности). 2.2. Познавательные стороны деятельности учащихся (воспитанников), активизирующиеся посредством учебного материала (образная или словесно-логическая память, абстрактное мышление, воображение и др.), вызываемые эмоции. 2.3. Соответствие данного учебного материала возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся (воспитанников), их жизненному опыту и уровню знаний. 2.4. Методы и приемы доступности восприятия учащимися (воспитанниками) данного возраста учебного материала (ясность и простота изложения, использование наглядных средств, связь с жизнью и др.). 2.5. Воспитательное воздействие учебного материала. 2.6. Степень реализации возможностей учебного материала учителем (воспитателем, психологом). 3. Управление познавательной деятельностью: 3.1.Организация внимания: пути организации внимания на всех этапах урока (занятия); виды внимания, имевшие место на уроке (занятии), форма их проявления у отдельных школьников (воспитанников); способы организации переключения внимания учеников (воспитанников) с одной деятельности на другую; виды деятельности, требующие распределения внимания (какие виды деятельности предложил учитель (воспитатель, психолог) и как учащиеся (воспитанники) с этим справились). 3.2. Организация восприятия и его характер: объект восприятия учащихся (воспитанников) (речь, текст учебника, наглядные средства и др.); качество материала восприятия; использование наглядных средств, их функция на уроке (занятии); осмысленность восприятия материала. 3.3. Активизация памяти и ее развитие: обращение учителя (воспитателя) к памяти школьников (воспитанников), с какой целью оно проводилось на различных этапах урока; виды памяти на уроке (занятии) (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная, механическая и др.);
приемы запоминания учебного материала, используемые учителем (воспитателем) на уроке (занятии) (постановка цели запомнить, логическая обработка материала, установление различного рода ассоциаций, включение в деятельность, повторение); проявление у отдельных учеников (воспитанников) процессов памяти (запечатление, узнавание, воспроизведение, забывание). 3.4. Активизация мыслительной деятельности учащихся (воспитателей): методы и приемы формирования научных понятий; использование наглядных средств связи, устанавливаемые между понятиями; использование методов (индуктивного или дедуктивного) усвоения определенных понятий; степень вызванной потребности у учащихся (воспитанников) в усвоении определенных понятий (раскрытие теоретической значимости, практическое применение, связь с жизнью и др.); уровни усвоения понятия, ошибки при определении понятий; активизация самостоятельного творческого мышления школьников (воспитанников) (проблемная направленность построения урока (занятия), проблемные ситуации и пути их создания, уровень проблемности, степень заинтересованности и активности учащихся (воспитанников) в поиске ответа); мыслительные действия, необходимые ученику (воспитаннику) для решения поставленной проблемы; подготовленность класса (группы) к проблемному обучению (общий уровень развития, наличие необходимы знаний и умений, количество учащихся (воспитанников), активно проявившихся в поиске ответа на вопрос); обучение учеников (воспитанников) готовым приемам рационального мышления; логичность построения урока (занятия); логика рассуждений учащихся (воспитанников), ошибки в рассуждениях. 3.5. Учет индивидуальных особенностей учеников (воспитанников). 4. Организация обратной связи: 4.1. Обращение к школьникам (воспитанникам) (этапы урока, на которых учитель (воспитатель) обращался к школьникам (воспитанникам), и цель обращения). 4.2. Уровни усвоения знаний. 4.3. Характер обратной связи (контролирующий или обучающий), ее проявления. 4.4. Восприятие обучающимися оценок и комментарий к ним на уроке (занятии). 4.5. Характер деятельности учителя (воспитателя) в зависимости от ответов. 5. Воспитательное воздействие личности учителя (воспитателя) и его деятельности на уроке (занятии): 5.1. Воспитательное воздействие личности учителя (воспитателя), внешность, речь, манеры, характер общения. 5.2. Отношение обучающихся к учителю (воспитателю). 5.3. Эмоциональный климат урока (занятия). 5.4.Требования учителя (воспитателя) и их значение для формирования волевых и моральных качеств личности обучающихся. Отношение учеников (воспитанников) к этим требованиям. 5.5 Воспитательное значение методов и приемов обучения, использованных на уроке (занятии). 6. Результаты урока (занятия). 7. Выводы и предложения. Приложение 4 Урок — это форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. В этом определении находят отражение отдельные аспекты данного достаточно общего понятия.
Типичный урок предполагает следующие формы учебной работы и решение соответствующих дидактических задач: 1) проверка домашнего задания и повторение пройденного;
2) объяснение нового учебного материала; 3) закрепление и применение нового материала. Последовательность решения этих дидактических задач может быть разной.
Традиционный план комбинированного урока включает в себя следующие пункты: 1) оргмомент; 2) проверка домашнего задания; 3) опрос учащихся по ранее пройденному материалу; 4) изучение нового материала; 5) его закрепление; 6) задание на дом. Типы уроков. В современной дидактике имеется несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определяющим признаком. Остановимся на одном из них, наиболее обобщенном. Махмутов предлагает классифицировать уроки по цели организации, детерминированной общедидактической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем подготовленности учащихся. В соответствии с этим подходом выделяются пять типов уроков.
Уроки изучения нового материала. Целью данного типа уроков является овладение учащимися новым материалом путем разъяснения нового материала учителем, упорядочения и закрепления ранее усвоенного. Невозможно изучать новый материал, не вспоминая уже пройденный материал, не опираясь на него и не применяя его. Формами изучения нового материала могут быть: лекция; объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов; эвристическая беседа; самостоятельная работа с учебником и другими источниками; постановка и проведение опытов и экспериментов.
В рамках данного типа учителя могут применять такие виды уроков, как: урок-лекция; урок-семинар; киноурок; урок теоретических и практических самостоятельных работ; урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке).
Соответствующие методические рекомендации по проведению уроков лекционного и семинарского типов можно найти в предыдущих разделах.
Уроки совершенствования знаний, умений и навыков. Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, сводятся к следующему: систематизация и обобщение новых знаний; повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний; формирование умений и навыков; контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков. В данном типе уроков различают несколько подтипов: уроки закрепления изучаемого материала, уроки повторения, уроки комплексного применения знаний, умений и навыков.
К основным видам уроков данного типа относятся: уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа — устных и письменных упражнений); урок-лабораторная работа; урок практических работ; урок-экскурсия; урок-семинар). Соответствующие методические рекомендации по проведению уроков лабораторного и практического типов можно найти в предыдущих разделах.
Уроки обобщения и систематизации. Такие уроки стимулируют учащихся к повторению больших разделов и блоков учебного материала, позволяют им осознать его системный характер. Уроки обобщения и систематизации предусматривают все основные виды проведения уроков.
Комбинированные уроки. Это наиболее распространенный тип урока в существующей школьной практике. На нем решаются разные дидактические задачи из числа рассмотренных выше, поэтому этот тип урока и получил название «комбинированный». Методическая структура такого урока включает следующие основные элементы: организация учащихся в начале занятия; повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изученного материала на текущем уроке; введение учителем нового материала и организация работы учащихся по его осмыслению и усвоению; первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике; формулирование домашнего задания и инструктаж по его выполнению; подведение итогов урока. Перечисленные компоненты методической подструктуры комбинированного урока взаимодействуют между собой и зачастую переходят друг в друга; они могут менять последовательность в зависимости от организации познавательного процесса. В таких случаях структура комбинированного урока становится гибкой, подвижной.
Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Уроки этого типа предназначены для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися учебного материала, диагностики уровня обученности учащихся, коррекции в процессе обучения. Такие уроки могут иметь следующий вид: устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой); письменный опрос; диктанты; изложения; решения задач; зачетная работа; контрольная самостоятельная работа; экзамен. Эти виды уроков проводятся после изучения объемных разделов и тем учебного курса. После проведения уроков контроля проводится специальный урок (или часть урока) по анализу и объяснению типичных ошибок, достоинств и недостатков в знаниях, умениях и навыках учащихся.
Подготовка преподавателя к урокам психологии заключается: 1) в подборе информационного материала для использования на занятии; 2) в выделении основных фактов, явлений, понятий, закономерностей, составляющих знания, которые должны быть усвоены учащимися;
3) в выборе способов объяснения этих знаний; 4) в подборе примеров и иллюстраций для понятий и закономерностей; 5) в разработке видов практической активности, направленных на усвоение и закрепление знаний; 6) в разработке развивающих видов активности учащихся; 7) в распределении заданий для классной и самостоятельной работы.
Важнейшей задачей при подготовке к уроку психологии должно быть выделение и формулировка знаний, которые будут предметом изучения: 1) психические явления; 2) понятия; 3) закономерные связи психических явлений; 4) психологические факты.
Конспект урока. Вид оформления конспекта урока по психологии может быть разным, но в любом случае он должен включать в себя: 1. формулировку темы; 2. описание целей и задач урока; 3. перечисление основных этапов урока; 4. краткую характеристику содержания и видов деятельности учителя и учащихся на каждом этапе урока; 5. описание наглядных пособий и приемов их использования на уроке; 6. указание на ориентировочное время, которое займут отдельные фрагменты урока по оценке учителя. Важнейшим признаком хорошего конспекта является возможность его практического использования для проведения урока. Для этого он должен быть достаточно читабельным в любых условиях проведения занятия, при любом расположении учителя в классе. Конспект должен быть для учителя ясным и четким путеводителем по уроку и помогать в его проведении.
Организация учебной деятельности учащихся на уроке: В педагогической литературе и школьной практике существуют три основные формы учебной деятельности: фронтальная, которая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя; индивидуальная, которая предполагает самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая, которая предполагает работу учащихся в подгруппах по 3-6 человек или в парах; задания для групп могут быть одинаковыми или разными. Конспект урока (план) Тема урока: Цель урока Задачи урока:
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.064 с.) |