Вопрос 1. Объясните некоторые обобщенные заключения по результатам эмпирических исследований временной перспективы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Объясните некоторые обобщенные заключения по результатам эмпирических исследований временной перспективы.



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА ЛИЧНОСТИ»

Цель: систематизация представления об особенностях временной перспективы, выработка умений применения теоретических знаний для анализавременной перспективы личности.

Оборудование и материалы: Опросник временной перспективы Ф.Зимбардо (ZTPI)

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотреть представления об особенностях временной перспективы, ответить на вопросы.

 

Временная перспектива – это зачастую неосознанное отношение личности ко времени, процесс, при помощи которого жизненный путь объединяется во временные категории.

Изучение временной перспективы обусловлено стремлением к пониманию, почему и каким образом личность обращает свои мысли за пределы текущего момента.

Временная перспектива включает такие измерения:

§  протяженность в будущее – отрезок времени, на которое человек мысленно переносится в будущее;

§  протяженность в прошлое - отрезок времени, на которое человек мысленно переносится в прошлое;

§  плотность – количество событий в прошлом или будущем, о которых человек думает;

§  связность – степень организации матрицы «прошлое-настоящее-будущее»;

§  устремленность – ощущение воспринимаемого темпа продвижения в направлении будущего.

Вопрос 1. Объясните некоторые обобщенные заключения по результатам эмпирических исследований временной перспективы.

1. Возрастной аспект. Чувство быстрого продвижения от настоящего к будущему достигает своей кульминации в юношеском возрасте, хотя переживания будущего еще не достигают своего пика. Прошлое приобретает новое значение в середине жизни, когда личность начинает искать баланс между тем, куда она двигался до настоящего момента, и тем, чего она пока не достигла. Возрастание интереса к прошлому обычно обнаруживается в наступающие за молодостью годы, что говорит о более интенсивном использовании человеком собственного опыта. Умелое использование прошлого опыта связано с высокой самооценкой и способностью успешно справляться с трудностями во второй половине жизни. В частности, пожилые люди часто сохраняют сильное чувство будущего, даже несмотря на то, что объективно им не отпущено для него столь много времени.

2. Ситуационный аспект. Временная перспектива имеет тенденцию к сужению в стесненных экономических условиях и при невозможности найти работу.

3. На формирование временной перспективы влияет множество факторов: культурные ценности, преобладающая религиозная ориентация, вид и широта образования, социально-экономический статус, карьера, экономическая и политическая нестабильность, травматические события, употребление психоактивных веществ, личные успехи и неудачи.

Изучить особенности временной перспективы личности при помощи Опросника Ф. Зимбардо (ZTPI).

 

Инструкция. «Пожалуйста, прочитайте все предлагаемые пункты опросника и как можно более честно ответьте на вопрос: «Насколько это характерно или верно в отношении Вас?» Отметьте свой ответ в соответствующей ячейке, используя шкалу: 1 – совершенно не верно, 2 – скорее, неверно, 3 – нейтрально, 4 – скорее, верно, 5 – совершенно верно».

Текст опросника

Утверждение 1 2 3 4 5
1. Я считаю, что весело проводить время со своими друзьями – одно из важных удовольствий в жизни.          
2. Знакомые с детства картины, звуки, запахи часто приносят с собой поток замечательных воспоминаний.          
3. Судьба многое определяет в моей жизни.          
4. Я часто думаю о том, что я должен(-на) был(а) сделать в своей жизни иначе.          
5. На мои решения в основном влияют окружающие меня вещи и люди.          
6. Я считаю, что каждое утро человек должен планировать свой день.          
7. Мне приятно думать о своем прошлом.          
8. Я действую импульсивно.          
9. Я не беспокоюсь, если мне что-то не удается сделать вовремя.          
10. Если я хочу достичь чего-то, я ставлю перед собой цели и размышляю над тем, какими средствами их достичь.          
11. Вообще говоря, в моих воспоминаниях о прошлом гораздо больше хорошего, чем плохого.          
12. Слушая свою любимую музыку, я часто забываю про время.          
13. Если завтра необходимо закончить (сдать) работу и предстоят другие важные дела, то сегодня я думаю о них, а не о развлечениях сегодняшнего вечера.          
14. Если уж чему-то суждено случиться, то от моих действий это не зависит.          
15. Мне нравятся рассказы о том, как все было в старые добрые времена.          
16. Болезненные переживания прошлого продолжают занимать мои мысли.          
17. Я стараюсь жить полной жизнью каждый день, насколько это возможно.          
18. Я расстраиваюсь, когда опаздываю на заранее назначенные встречи.          
19. В идеале, я бы проживал(а) каждый свой день так, словно он последний.          
20. Счастливые воспоминания о хороших временах с легкостью приходят в голову.          
21. Я вовремя выполняю свои обязательства перед друзьями и начальством.          
22. В прошлом мне досталась своя доля плохого обращения и отвержения.          
23. Я принимаю решения под влиянием момента.          
24. Я принимаю каждый день, каков он есть, не пытаясь планировать его заранее.          
25. В прошлом слишком много неприятных воспоминаний, я предпочитаю не думать о них.          
26. Важно, чтобы в моей жизни были волнующие моменты.          
27. В прошлом я совершил(а) ошибки, которые хотел(а) бы исправить.          
28. Я чувствую, что гораздо важнее получать удовольствие от процесса работы, чем выполнить её в срок.          
29. Я скучаю по детству.          
30. Прежде чем принять решение, я взвешиваю, что я затрачу, и что получу.          
31. Риск позволяет мне избежать скуки в жизни.          
32. Для меня важнее получать удовольствие от самого путешествия по жизни, чем быть сосредоточенным(-ной) только на цели этого путешествия.          
33. Редко получается так, как я ожидаю.          
34. Мне трудно забыть неприятные картины из моей юности.          
35. Процесс деятельности перестает приносить мне удовольствие, если приходится думать о цели, последствиях и практических результатах.          
36. Даже когда я получаю удовольствие от настоящего, я все равно сравниваю его с чем-то похожим из своего прошлого.          
37. Ты реально не можешь планировать свое будущее, потому что все слишком изменчиво.          
38. Мой жизненный путь контролируется силами, на которые я не могу повлиять.          
39. Нет смысла беспокоиться о будущем, так как я все равно ничего не могу сделать.          
40. Я выполняю намеченное вовремя, постепенно продвигаясь вперед.          
41. Я замечаю, что теряю интерес к разговору, когда члены моей семьи начинают вспоминать былое.          
42. Я рискую, чтобы придать жизни остроты и возбуждения.          
43. Я составляю список того, что мне надо сделать.          
44. Я чаще следую порывам сердца, чем доводам разума.          
45. Я способен(-на) удержаться от соблазнов, если знаю, что меня ждет работа, которую нужно сделать.          
46. Волнующие моменты часто захватывают меня.          
47. Сегодняшняя жизнь слишком сложна, я бы предпочел(-ла) более простое прошлое.          
48. Я предпочитаю таких друзей, которые спонтанны и раскованы, а не очень предсказуемы.          
49. Мне нравятся семейные традиции, которые постоянно соблюдаются.          
50. Я думаю о том плохом, что произошло со мной в прошлом.          
51. Я продолжаю работу над трудными и неинтересными заданиями, если это поможет мне продвинуться вперед.          
52. Лучше потратить заработанные деньги на удовольствия сегодняшнего дня, чем отложить на черный день.          
53. Часто удача дает больше, чем упорная работа.          
54. Я часто думаю о том хорошем, что упустил(-а) в своей жизни.          
55. Мне нравится, когда мои близкие отношения исполнены страсти.          
56. Придерживаюсь мнения, что «работа не волк, в лес не убежит».          

 

Обработка результатов опросника осуществляется путем подсчета суммарных значений по каждой из шкал, при этом подсчет обратных значений осуществляется как «переворот» баллов, т.е. 5=1, 4=2, 3=3, 2=4, 1=5. Полученная сумма по каждой шкале делится на количество вопросов.

 

 

ШКАЛА ПРЯМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ОБРАТНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ СРЕДНЕЕ
Негативное прошлое (всего 10 пунктов) 4, 5, 16, 22, 27, 33, 34, 36, 50, 54   2,70
Гедонистическое настоящее (всего 15 пунктов) 1, 8, 12, 17, 19, 23, 26, 28, 31, 32, 42, 44, 46, 48, 55   3,60
Будущее (всего 13 пунктов) 6, 10, 13, 18, 21, 30, 40, 43, 45, 51 9, 24, 56 3,51
Позитивное прошлое (всего 9 пунктов) 2, 7, 11, 15, 20, 29, 49 25, 41 3,59
Фаталистическое настоящее (всего 9 пунктов) 3, 14, 35, 37, 38, 39, 47, 52, 53   2,29

 

Интерпретация итоговых показателей выполняется на основании указанных в таблице средних значений и характеристики шкал методики.

Рекомендованная литература

 

1. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2001. – 560 с.

2. Коржова Е.Ю., Семенова Г.В., Волохонская М.С. Психология личности: учебно-методическое пособие к практическим занятиям – 2-е издание, переработанное и дополненное. – СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2009. – 178 с.

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 607 с.

4. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты/ Роберт Фрейджер, Джеймс Фейдимен. Пер. с англ. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 704 с.

 

 

Лабораторная работа

«Временная перспектива личности»

Ход работы

Вывод

1.Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. 2-е изд., испр.и дополн. М., Смысл, 2008. – 267 с.

2.Е.Ю.Мандрикова Современные подходы к изучению временной перспективы личности. // Психолог. журн., 2008 – Т. 29. – № 4. – С. 54 – 65.

3. Н. М. Савлакова Временная перспектива личности: теоретический анализ проблемы

Лабораторная работа

«Мотивация как мера развития субъективных психологических свойств личности. Метод мотивационной индукции Ж.Нюттен».

Оборудование: «Метод мотивационной индукции» (ММИ) Ж.Нюттена.

Цель: проанализировать содержание мотивационных устремлений и временной перспективы личности.

Ход работы

В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека - его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой. В.Г. Алексеев отмечает, что мотивационная система человека имеет, гораздо более сложное строение, чем простой ряд заданных мотивационных констант.

Иерархическая структура мотивационной сферы определяет направленность личности человека, которая имеет разный характер в зависимости от того, какие именно мотивы по своему содержанию и строению стали доминирующими.

 Понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего она трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют ее и как один конкретный мотив, и как единую систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.

Трактовка мотива соотносит это понятие либо с потребностью (драйвом) (Ж. Нютенн, А. Маслоу), либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением (С.Л. Рубинштейн), либо с предметом потребности. Так, в контексте теории деятельности А.Н. Леонтьева термин «мотив» употребляется не для «обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее».

 Самым широким является понятие мотивационной сферы, включающее и аффективную, и волевую сферу личности (Л.С. Выготский), переживание удовлетворения потребности. В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность.

Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.

1. Рассмотреть подход Ж.Нюттена к изучению мотивационной сферы личности, изучить особенности собственной мотивационной сферы.

«Метод мотивационной индукции» (ММИ) Ж.Нюттена. (Метод измерения перспективы будущего). Предлагаемый метод основывается на двух принципах:

1) перспектива будущего создается мотивационными объектами, виртуально существующими на уровне ментальных представлений субъекта; поэтому она должна измеряться путем выявления темпоральной локализации этих объектов;

2) при измерении временной перспективы в высшей степени желательно не задавать субъекту какого-либо определенного временного промежутка.

Итак, на первом этапе с помощью метода мотивационной индукции (ММИ) составляется перечень мотивационных объектов для группы испытуемых. Этот метод принадлежит к типу методик на завершение предложений, однако, в отличие от большинства таких методик не используется в качестве проективного инструмента. Начала предложений, именуемые мотивационными индукторами, сформулированы в первом лице единственного числа. Они стимулируют испытуемого к перечислению (обычно в письменной форме) конкретных объектов – тех, которые для него желательны, к которым он стремится, и тех, которых он боится или старается избежать (то есть позитивных и негативных целевых объектов). Задача исследователя состоит в том, чтобы проанализировать эти данные и определить наиболее общие мотивационные категории, к которым они относятся. Предполагается, что они виртуально содержатся в сознании индивида и оказывают влияние на его поведение: человек пытается или намеревается осуществить их, он надеется, что такие события произойдут с ним или он сможет достичь или избежать их; он работает над их реализацией и т.д. Это объекты, значимые для него, либо, так или иначе, его интересующие.

По мнению автора методики, мотивационные объекты могут располагаться и в психологическом прошлом, и в психологическом настоящем, и в психологическом будущем субъекта. Однако метод мотивационной индукции сконструирован таким образом, что выявляет, прежде всего, перспективу будущего.

Метод мотивационной индукции предназначен не только для изучения временной перспективы, но также и для анализа содержания мотивационных устремлений различных групп испытуемых в различных экспериментальных или клинических условиях. Метод мотивационной индукции (ММИ) пытается создать ситуацию, оптимальную для спонтанного выражения испытуемыми широкого спектра их личных мотивационных целей.

Методика состоит из двух маленьких буклетов (горизонтально расположенные страницы форматом 10 5 см) объемом соответственно 40 и 20 страниц. Имеются также два сокращенных варианта, первый из которых содержит 30 и 15 страниц, второй — 20 и 10. На верхней строчке каждой страницы напечатано начало предложения (мотивационный индуктор). Все начала предложений сформулированы в первом лице единственного числа, так что испытуемые спонтанно относят их к самим себе (например: Я пытаюсь...). Используемый глагол всегда выражает склонность, усилие, желание, намерение и т.д. Испытуемые завершают каждое предложение и, делая это, формулируют объекты, которые их мотивируют.

В первом буклете индукторы сформулированы так, чтобы побуждать к формулированию позитивных мотивирующих объектов.

С помощью второго буклета выявляются негативные объекты — те, которых человек избегает, боится и т.п.

Вместе с этими буклетами испытуемые получают листок с инструкцией. В инструкции, которую экспериментатор зачитывает вслух, подчеркиваются конфиденциальный характер, анонимность и чисто научные цели исследования. Испытуемым также объясняют (особенно если это ученики старших классов), что их высказывания не обязаны быть грамматически правильными, но они должны выражать любые объекты их индивидуальных склонностей, желаний или намерений, которые приходят в голову при чтении мотивационных индукторов. Желательно попросить испытуемых, чтобы они имели в виду не только те объекты, которые наиболее важны для них в настоящее время, но все цели, которые они реально осуществляют, и все объекты, в которых они активно заинтересованы.

Таким образом, ММИ не является ассоциативной методикой, хотя испытуемых здесь и просят реагировать спонтанно, то есть, не подвергая свои ответы отбору или цензуре по принципу социальной желательности. При проведении эксперимента создается атмосфера личностной безопасности. Испытуемые сидят достаточно далеко друг от друга, и никто из их начальников (например, учителей) в помещении не присутствует.

Инструкция для испытуемых.

  Пожалуйста, прочтите это внимательно На каждой странице двух лежащих перед Вами брошюр Вы найдете словосочетания, например, «Я хочу...», «Я боюсь...». Каждое из этих словосочетаний представляет собой начало предложения. Мы просим Вас закончить каждое предложение на той же странице, отнеся написанные слова к себе самому (самой). Так, если взять первый из приведенных примеров, то его продолжением будет указание на то, чего Вы лично действительно хотите. Вам не надо долго думать над каждым предложением, просто запишите то, что приходит Вам в голову, когда Вы соотносите с собой слова, напечатанные на каждой странице. Самое главное — что Вы имеете в виду, когда пишете. Важна не грамматическая правильность предложения, а указание на каждой странице реальных объектов Ваших желаний, планов, намерений и т.д. Попытайтесь отвечать так, чтобы каждое предложение в отдельности было осмысленным. Если фраза кончается одним или двумя словами в скобках, например, *я хочу (чтобы)...*, Вы можете закончить ее, используя эти слова или не используя их. Так, в приведенном выше примере Вы можете сказать «я хочу, чтобы...» или *я хочу того-то...» — в зависимости от того, что точнее выражает Ваше желание. Мы понимаем, что люди не любят говорить другим о том, чего они хотят или боятся. Поэтому мы просим Вас отвечать, не указывая своего имени. Для нашего исследования неважно знать имена людей, завершающих предложения, но важно, чтобы они делали это искренне и неформально. Мы полностью гарантируем Вам, что никто не будет пытаться определить, кто написал тот или иной ответ. Эксперимент построен так, что никто не сможет идентифицировать Вашу брошюру с ответами. Поэтому Вы можете без колебаний выражать свои самые глубоко личные и интимные желания или страхи, даже когда они могут показаться социально неприемлемыми. Единственное условие заключается в том, что они есть внутри Вас или время от времени приходят Вам в голову. У Вас может сложиться впечатление, что на нескольких страницах повторяются похожие друг на друга фразы. Это сделано для того, чтобы дать Вам возможность указать несколько мотивирующих объектов. Если такое впечатление похожести фраз у Вас возникает, не пытайтесь вспомнить, что Вы написали раньше, а просто запишите то, что приходит Вам в голову, когда Вы читаете слова, напечатанные на новой странице. Не изменяйте слова, напечатанные на странице. И последнее замечание. Мы попросили Вас принять участие в психологическом исследовании. Это исследование имеет смысл лишь в том случае, если вопросник заполнен правдиво и искренне. Если же Вы не хотите отнестись к нему всерьез, то, пожалуйста, верните буклеты незаполненными. Благодарим Вас за сотрудничество.

ПРОТОКОЛ

Индукторы ММИ

Я надеюсь…

Я работаю над…

Я ужасно хочу…

Наибольшее удовлетворение я получу, если…

Я стремлюсь к…

Я хочу…

Я боюсь, что…

Когда-нибудь я…

Я пытаюсь…

Я страстно желаю…

Я буду рад(а), если…

Я ужасно хочу иметь…

Я мечтаю о том, что…

У меня есть определенное намерение…

Наихудшим наказанием для меня было бы…

Я действительно хочу…

Я прилагаю усилия для…

У меня большое стремление к…

Лучшей наградой для меня будет…

Я хотел(а) бы быть способным(ой)…

Мне очень понравилось бы…

Я готовлюсь…

Я буду очень счастлив(а)…

Я готов(а)…

Я ожидаю…

Я сделаю все возможное, чтобы…

Я опасаюсь…

Долгое время я ожидал(а)…

Я сделаю все зависящее от меня, чтобы…

Я буду вполне доволен (довольна), если…

Моя большая надежда — это…

Я ничего не пожалел(а) бы для…

Я сожалею о…

Я принял(а) решение…

Я больше всего готов(а)…

Любой ценой я хочу…

Мое самое большое желание — это…

Я определенно хочу…

Я желаю как можно скорее…

Я прилагаю максимум усилий…

 

Для обработки полученных ответов - высказываний автор предлагает ряд содержательных и временных категорий, которые позволяют сделать глубокий анализ временной перспективы у испытуемых.

Рассмотрим лишь некоторые из них: (подробнее см. СМ. с 390. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего под ред. Д.А.Леонтьева. – М.: Смысл, 2004. – 608 с .)

Основные содержательные категории и их значение:

1) S – я как целое, без уточнений

2) S aut – личностная автономия

3) SR – самореализация.

4) R 2 – активность в профессиональной деятельности

5) R 3 – активность в полноценной учебе.

6) n R ph – цель отдохнуть физически (выспаться)

7) C2 – субъект хочет, чтобы другие вступили с ним в контакт.

8) C2 alt – альтруистический контакт.

9) C3 – субъект выражает свои желания, надежды касающиеся других.

10) Cint – желание интимного контакта (замужество, женитьба)

11) P – обладание вообще (приобретательская, стяжательская мотивация)

12) L – досуговая активность (отдых вообще)

13) af – привязанность, любовь (желание любви)

14) ap – оценка (хотят признания, уважения)

15) su – поддержка

Основные временные категории и их значение:

1) A – период взрослости (период между 18-25 лет).

2) E 3 – период обучения в высшей школе.

3) L – открытое настоящее.

4) Y – в течение одного года

5) M – в течение месяца.

6) P – обращение к прошлому.

Далее осуществляется процесс квантификации, т.е. перевода в цифровое выражение всей совокупности исследуемых высказываний, переведенных в категории (регистрация частоты и объема упоминаний).

В выводе описать какие категории представлены у испытуемого и проинтерпретировать их. (СМ. с 390. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего под ред. Д.А.Леонтьева. – М.: Смысл, 2004. – 608 с .)

 

 

Литература.

1. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего под ред. Д.А.Леонтьева. – М.: Смысл, 2004. – 608 с.

Лабораторная работа

«Изучение направленности личности»

Цель: определение направленности человека: личностной (на себя), деловой (на задачу) и коллективистской (на взаимодействие) направленности человека..

Оборудование: Методика изучение направленности личности В.Смекал, М. Кучер.

Ход работы

Методика разработана чешскими психологами В. Смекалом и М. Кучером. В основе методики Смекала - Кучера лежит несколько измененная ориентировочная анкета Б. Басса. Методика Смекала — Кучера основана на словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с работой или участием в них других людей.

Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает. Хотя у испытуемого и создается впечатление, что с помощью этой методики получают ориентировочную информацию о нем самом, в действительности же испытание позволяет изучить основную жизненную позицию.

Личностная направленность (направленность на себя - НС) связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания.

Коллективистская направленность или направленность на взаимные действия (ВД) имеет место тогда, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности.

Деловая направленность (направленность на задачу -НЗ) отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Обычнотакой человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает

полезной для выполнения поставленной задачи.

Необходимо отметить, что все три вида направленности не абсолютно изолированы, а обычно сочетаются. Поэтому более корректно будет говорить в результате диагностики не о единственной, а о доминирующей направленности личности.

Инструкция испытуемому. На каждый пункт анкеты возможны 3 ответа, обозначенные буквами А, В, С. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения, который для Вас наиболее ценен или больше всего соответствует правде. Букву вашего ответа напишите в листе ответов против номера вопроса в столбике «Больше всего». Затем из ответов на этот же вопрос выберите дальше всего отстоящий от вашей точки зрения, наименее ценный для вас или менее всего соответствующий правде.Соответствующую букву напишите против номера вопроса, но в рубрике «Меньше всего». Для каждого вопроса используйте только две буквы, оставшийся ответ не записывайте нигде. Над вопросами не думайте слишком долго: первый выбор обычно бывает самым лучшим. Время от времени контролируйте себя: правильно ли вы записываете ответы, в те ли столбцы, везде ли проставлены буквы. Если обнаружится ошибка, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1 Больше всего удовлетворение в жизни дает:

A. Оценка работы.

B. Сознание того, что работа выполнена хорошо.

C. Сознание, что находишься среди друзей.

2 Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:

A. Тренером, который разрабатывает тактику игры.

B. Известным игроком.

C. Выбранным капитаном команды.

3 Лучшими преподавателями являются те, которые:

A. Имеют индивидуальный подход.

B. Увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему.

C. Создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку

зрения.

4 Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:

A. Не скрывают, что некоторые люди им несимпатичны.

B. Вызывают у всех дух соревнования.

C. Производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.

5 Я рад, когда мои друзья:

A. Помогают другим, когда для этого представляется случай.

B. Всегда верны и надежны.

C. Интеллигенты и у них широкие интересы.

6 Лучшими друзьями считают тех:

A. С которыми складываются взаимные отношения.

B. Которые могут больше, чем я.

C. На которых можно надеяться.

7 Я хотел бы быть известным, как те:

A. Кто добился жизненного успеха.

B. Может сильно любить.

C. Отличается дружелюбием и доброжелательством.

8 Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:

A. Научным работником.

B. Начальником отдела.

C. Опытным летчиком.

9 Когда я был ребенком, я любил:

A. Игры с друзьями.

B. Успехи в делах.

C. Когда меня хвалили.

10 Больше всего мне не нравится, когда я:

A. Встречаю препятствие при выполнении возложенной на меня задачи.

B. Когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения.

C. Когда меня критикует мой начальник.

11 Основная роль школы должна заключаться в:

A. Подготовке учеников к работе по специальности.

B. Развитии индивидуальных способностей и самостоятельности.

C. Воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с

людьми.

12 Мне не нравятся коллективы, в которых:

A. Недемократическая система.

B. Человек теряет индивидуальность в общей массе.

C. Невозможно проявление собственной инициативы.

13 Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:

A. Для общения с друзьями.

B. Для любимых дел и самообразования.

C. Для беспечного отдыха.

14 Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

A. Работаю с симпатичными людьми.

B. У меня работа, которая меня удовлетворяет.

C. Мои усилия достаточно вознаграждены.

15 Я люблю, когда:

A. Приятно провожу время с друзьями.

B. Другие ценят меня.

C. Чувствую удовлетворение от выполненной работы.

16 Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы:

A. Отметили дело, которое я выполнил.

B. Похвалили меня за мою работу,

C. Сообщили о том, что меня выбрали в комитет или бюро.

17 Лучше всего я учился бы, если бы преподаватель:

A. Имел ко мне индивидуальный подход.

B. Стимулировал меня на более интересный труд.

C. Вызывал дискуссию по разбираемым вопросам.

18 Нет ничего хуже, чем:

A. Оскорбление личного достоинства.

B. Неуспех при выполнении важной задачи.

C. Потеря друзей.

19 Больше всего я ценю: А. Личный успех.

B. Общую работу.

C. Практические результаты.

20 Очень мало людей:

A. Действительно радуются выполненной работе.

B. С удовольствием работают в коллективе.

C. Выполняют работу по-настоящему хорошо.

21 Я не переношу:

A. Ссоры и споры.

B. Отметание всего нового.

C. Людей, ставящих себя выше других.

22 Я хотел бы:

A. Чтобы окружающие считали меня своим другом.

B. Помогать другим в общем деле.

C. Вызывать восхищение других.

23 Я люблю начальство, когда оно:

A. Требовательно.

B. Пользуется авторитетом.

C. Доступно.

24 На работе я хотел бы:

A. Чтобы решения принимались коллективно.

B. Самостоятельно работать над решением проблемы.

C. Чтобы начальник признал мои достоинства.

25 Я хотел бы прочитать книгу:

A. Об искусстве хорошо уживаться с людьми.

B. О жизни известного человека.

C. Типа «Сделай сам».

26 Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть:

A. Дирижером.

B. Солистом.

C. Композитором.

27 Свободное время с наибольшим удовольствием провожу:

A. Смотря детективные фильмы.

B. В развлечениях с друзьями.

C. Занимаясь своим увлечением.

28 При условии одинакового финансового успеха я бы с удовольствием:

A. Выдумал интересный конкурс.

B. Выиграл бы в конкурсе.

C. Организовал бы конкурс и руководил им.

29 Для меня важнее всего знать:

A. Что я хочу сделать.

B. Как достичь цели.

C. Как привлечь других к достижению моей цели.

30 Человек должен вести себя так, чтобы:

A. Другие были довольны им.

B. Выполнить прежде всего свою задачу.

C. Не нужно было укорять его за работу.

Обработка и интерпретация результатов. За каждый знак «+» начисляется по одному баллу.

Вывод.

Лабораторная работа

«Ценностные ориентации в структуре личности»

Ход работы

Методика Шварца применяется для исследования динамики изменения ценностей как в группах (культурах) в связи с изменениями в обществе, так и для личности в связи с ее жизненными проблемами.

Под ценностями Шалом Шварц (Schwartz Shalom H.) подразумевал "познанные" потребности, непосредственно зависящие от культуры, среды, менталитета конкретного общества (см. рис.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.37.169 (0.218 с.)