Класс                             Обществознание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Класс                             Обществознание



Класс                             Обществознание

Урок №                                     

Тема: Поиски социальной макротеории. «Теория локальных цивилизаций»

Цель урока – ознакомить учащихся с подходами к изучению истории, обсудить смысл и направленность общественного развития, исследовать типологию локальных цивилизаций и предположить прогноз на будущее;

- развить у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, способствовать выработке гражданской позиции учащихся;

- объяснить понятия и термины «цивилизация», локальная цивилизация, локально-цивилизационный подход к истории, культурно-исторический тип.

Форма урока – изучение новой темы, урок-анализ

План изучения новой темы:

1. Понятие «цивилизации»;

2. Теория локальных цивилизаций:

· Типология цивилизаций по Н.Я. Данилевскому – культурно-исторические типы;

· Типология по О. Шпенглеру – культуры и цивилизации

· Типология цивилизаций по А. Тойнби;

· Общие черты теории локальных цивилизаций

3. Достоинства и недостатки локально-цивилизационного подхода

Ход урока.

1. Организационный этап.

2. Проверка домашнего задания

Фронтальная беседа

На прошлом уроке вы узнали о типах обществ.

– Какие типы обществ вы узнали? (традиционное, индустриальное и информационное (постиндустриальное) общества; восточное и западное общества);

– Какие критерии использованы в определении типов обществ? (определенные и своеобразные качественные характеристики, присущие разным обществам;

1. Отношение людей к природе (видоизменённой человеком природной среде)

2. Отношение людей друг к другу)

3. Система ценностей жизненных смыслов

Сопоставляя традиционную, индустриальную и постиндустриальную культуры, мы рассмотрели «вертикальный срез» всемирной истории.

- А в горизонтальном измерении, какую типологию используют ученые? (Современные ученые делят человеческое общество – на мир Запада и мир Востока.)

Работа по карточкам

Реши тест. (устно)

Какой признак характеризует индустриальное общество?

А) низкая социальная мобильность

Б) глобализация экономики

В) сословный тип стратификации

Г) зарождение массовой культуры

2. Характерной чертой постиндустриального общества является:

А) расширение промышленного производства

Б) замедление темпов развития

В) создание массовой культуры

Г) использование компьютерных технологий

Карточка №1

Работая с представленным материалом, ответьте на вопросы.

«Цивилизация, цивилизационный подход»

Понятие «цивилизация» в научный оборот вошло в ХVIII в. благодаря французским просветителям (Вольтер, Д. Дидро, ш-Л. Монтескье). Спустя 100-150 лет цивилизационный подход стал быстро приобретать популярность благодаря трудам Альфреда Вебера (1868-1958), Освальда Шпенглера (1880-1936), Арнольда Тойнби (1889-1975), Карла Ясперса (1883-1969).

Основное понятие – цивилизация. Определение цивилизаций около 200, причем число их растет. Происходит понятие от лат. сivilis – гражданский.

Под цивилизацией понимают:

1. Отражение гражданского общества, в котором царят свобода, справедливость и право (Вольтер, Ш-Л. Монтескье, Д. Дидро);

2. Этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варварством (Л. Морган, К. Маркс, Ф.Энгельс);

3. Общество, находящееся на определенном этапе развития (О. Тофлер, У. Ростоу);

4. Совокупность уникальных экономических, социальных, политических, духовных ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других (А. Тойнби);

5. Совокупность проявлений культуры (С. Хантингтон, К. Ясперс);

6. Заключительную стадию эволюции любой культуры, которая характеризуется развитием индустрии и техники, деградацией литературы и искусства, концентрацией людей в больших городах, превращением народов в безликие массы (О. Шпенглер)

7. «Цивилизация» - качественное своеобразие взятых в единстве социально-экономических и культурных характеристик общества на определенном этапе их развития.

8. Совокупность уникальных проявлений общественных порядков, присущих отдельной исторической общности (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития, например, античная цивилизация и современная цивилизация)

- Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил, способностей людей и человека, выраженный в типах организации и деятельности людей, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

- Культура – совокупность материальных и духовных достижений человечества во всех сферах общественной жизни. Важным компонентом культуры является ценностно-нормативная система.

Задание к карточке №1:

1. Выберите наиболее, по-вашему мнению, подходящее правильное определение понятию «цивилизация»;

2. Каково соотношение между понятиями культура и цивилизация?

Ответы учащихся:

- Совокупность уникальных проявлений общественных порядков, присущих отдельной исторической общности (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития)-

- Культура – совокупность материальных и духовных достижений человечества во всех сферах общественной жизни. Цивилизация – часть всемирной культуры, существовавшая на определенном историческом этапе и конкретной территории.

Рассказ учителя – По мнению основоположников цивилизационного подхода, в человеческом обществе с древнейших времен до сегодняшних дней, сменяя друг друга, существовали и существуют «локальные цивилизации» - самостоятельные, независимые и изолированные друг от друга закрытые общности. Они имеют свои особенности в социально-экономическом и культурном развитии –

Работа со словарём

  1. Цивилизация - качественное своеобразие взятых в единстве социально-экономических и культурных характеристик общества на определенном этапе их развития.
  2. Совокупность уникальных проявлений общественных порядков, присущих отдельной исторической общности (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития, например, античная цивилизация и современная цивилизация)
  3. Локальные цивилизации – замкнутые цивилизации
  4. Локальные цивилизации – большая, исторически сложившаяся общность, которая занимает определенную территорию, имеет свои особенности социально-экономического и культурного развития (например, китайская цивилизация, западно-европейская цивилизация).
  5. Локальная цивилизация – сложная система, которая выражает культурно-исторические, религиозные, экономико-географические особенности отдельных стран, группы стран, этносов
  6. Локально-цивилизационный подход – подход к историческому процессу, при котором главной «единицей» общественного исторического процесса являются самостоятельные, достаточно замкнутые (локальные) общности – цивилизации

В 19 в. в трудах Николая Данилевского, Освальда Шпенглера и Арнольда Тойнби зародилась и получила широкое распространение «Теория локальных цивилизаций.

Работа по группам с раздаточным материалом.

Карточка для первой группы

Вопросы к группе 1

1. Что понимал под культурно-историческим типом Н.Я. Данилевский?

2. Какие типы цивилизаций выделяет Н.Я. Данилевский?

3. Какой принцип используется для определения цивилизации?

Ответы учащихся:

Сообщение о Николае Яковлевиче Данилевском

  1. А) КИТ - совокупность самостоятельных и специфических цивилизаций;

Б ) Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группою языков, довольно близких между собою для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий, составляет самобытный культурно-исторический тип;

  1. Типы цивилизаций:
  • Первичные (в них нет ведущего начала, определяющего их смысл) – египетская, китайская, иранская, некоторые другие;
  • Одноосновные (имеющие одно выраженное начало, от которого происходят все их особенности) – еврейская (религия), древнегреческая (культура), древнеримская (политика);
  • Двухосновные (покоящиеся на преобладающем развитии двух начал)- европейская (политика и культура);
  • Объединительные (в гармонии развивающая начала политические, культурные, религиозные и нравственно-экономические)- славянская (пока не как реальность, а как возможность)
  1. Ведущее начало, основа данного КИТа – религия, культура, политика

Карточка для второй группы

2 .Типология культур и цивилизация по О. Шпенглеру по книге «Закат Европы»

Немецкий философ Освальд Шпенглер издал в 1918 году первую часть книги «Закат Европы». Шпенглер решительно опроверг общепринятую условную периодизацию истории на Древний мир – Средние века – Новое время (поскольку они не имеют никакого значения для неевропейских сообществ).

Шпенглер предлагает другой взгляд на мировую историю – как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам периоды зарождения, становления и умирания (или детство, юность, зрелость, старость). В своей теории он четко разграничивал понятия цивилизации и культуры.

Каждая культура имеет свою душу – первоначало, из которого развертывается все богатство культуры, своеобразная программа развития социального организма. Рождение культуры – есть пробуждение великой души.

Взаимодействие между культурами отсутствует, культуры непроницаемы. После достижения целей культуры она переходит в цивилизацию.

Цивилизация – утрата индивидуальности, так как общества обретают сходные черты, начинает умирать душа культуры, выражающаяся, прежде всего, в религии. Вместо религии широкое распространение получает атеизм.

Цивилизация – последняя фаза существования культуры, это ее закат.

Умирание всякой культуры характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Отсюда, ключевое в его концепции противопоставление на «становящееся» (культур) и «ставшее» (цивилизация).

Таким образом, цивилизации понимались им как стадия упадка, умирания культуры, ее окостенения потери творческих сил.

По -мнению О. Шпенглера на данной стадии находился западный мир.

Говоря о культурах, О. Шпенглер подчеркивал их изолированность и самостоятельность, выделяя всего восемь:

1. Египетскую;

2. Вавилонскую;

3. Индийскую;

4. Китайскую;

5. Арабо-византийскую;

6. Греко-римскую;

7. Западную;

8. Культуру инков

По Шпенглеру, цивилизация сопровождается процессами «омассовления», проникающими во все сферы человеческой жизни, глобализации форм и способов человеческого существования - хозяйства, политики, техники, науки и т.д. Неизбежными спутниками «цивилизации» являются мировые войны, цель которых – глобальное господство над миром государства-победителя.

Вопросы к группе 2

1. Охарактеризуйте понимание цивилизации по Шпенглеру

2. Какие типы цивилизаций он выделяет?

3. Какими процессами в обществе сопровождается цивилизация?

Ответы группы 2:

Цивилизация – утрата индивидуальности, так как общества обретают сходные черты, начинает умирать душа культуры, выражающаяся, прежде всего, в религии. Вместо религии широкое распространение получает атеизм.

2. Говоря о культурах, О. Шпенглер подчеркивал их изолированность и самостоятельность, выделяя всего восемь:

· Египетскую;

· Вавилонскую;

· Индийскую;

· Китайскую;

· Арабо-византийскую;

· Греко-римскую;

· Западную;

· Культуру инков

3. По Шпенглеру, цивилизация сопровождается процессами «омассовления», проникающими во все сферы человеческой жизни, глобализации форм и способов человеческого существования - хозяйства, политики, техники, науки и т.д. Неизбежными спутниками «цивилизации» являются мировые войны, цель которых – глобальное господство над миром государства-победителя.

Карточка для третьей группы

3. Типология цивилизации по А. Тойнби по книге «Постижение истории»

Английский историк и философ Арнольд Тойнби в 30-60-ые гг. ХХ в. Опубликовал многотомный труд «Постижение истории». Тойнби рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории»

Стадии существования цивилизации:

1. Зарождения

2. Роста;

3. Надлома;

4. Разложения;

5. Гибели

  1. Зарождение цивилизации:

В качестве условий возникновения цивилизаций Тойнби выделял:

- присутствие в обществе творческого меньшинства;

- благоприятное окружение

Исследуя движущие силы развития цивилизации, Тойнби сформулировал закон «вызов - ответ».

История (окружение) постоянно бросает обществу «вызов», препятствия, которые общество, чтобы выжить, должно преодолеть, найти правильный «ответ» на данный «вызов», возникшую проблему. Поиск нужного решения осуществляет творческая элита, тем самым обеспечивает постоянное движение общества к цивилизации. «Вызов» та сила, которая заставляет цивилизацию меняться, прогрессировать или регрессировать.

Пример:

- В Африке в древние времена произошла сильная засуха. Кто не ответил на вызов природы, те погибли в пустыне Сахара, а кто ответил, переселился в долину Нила, те выжили и создали египетскую цивилизацию.

2) Рост цивилизации – процесс внутреннего самоопределения, самовыражения. В античности – эстетика, западно-европейская цивилизация – в научно-техническом прогрессе (НТП).

3) Надлом – ситуация, когда общество не способно справиться с «вызовом». Гибель цивилизации происходит не от внешнего врага, а в результате собственного развития. Элита теряет способность эффективно решать проблемы, она утрачивает авторитет и пытается сохранить свое положение силой. В подобный период общество не справляется с вызовом, что приводит к надлому общества.

Пример:

- После Второй мировой войны Запад сделал СССР технический «вызов». СССР проигнорировал этот «вызов», не «ответил», не решил проблемы отставания, что привело к краху СССР.

4) Разложение – такой период, когда общество утрачивает единство, что способствует гибели цивилизации

Пример:

- Греция не помогла народам, воевавшим с римлянами, и в итоге сама погибла от рук римлян. Отсутствие единства, привело к гибели античной древнегреческой цивилизации

По его мнению, цивилизация – замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев:

1. Религия и форма ее организации

2. Территориальный признак

                 Тойнби выделял следующие цивилизации:

  • Первичные (неразвитые, приспособленные к жизни в определенных географических условиях, малосильные, легко возникающие и легко погибающие);
  • Вторичные (возникающие в ответ на «вызов», изменяющий условия их первоначального существования);
  • Третичные (возникающие на основе формирования единых религий и церквей из «вторичных» цивилизаций).

К середине ХХ в., по мнению А. Тойнби, осталось не более 7-8 из почти 30 существовавших в истории цивилизаций (христианская, исламская, буддийская, индуистская и др.)

Цивилизации развиваются независимо друг от друга. Их гибель неизбежна, если в будущем не удастся сформировать единую высшую религию, создать на ее основе «вселенскую церковь» и «вселенское государство» (т.е. перейти к «третичной цивилизации»)

 

Вопросы к группе 3

  1. Как рассматривает всемирную историю А. Тойнби?
  2. Как он определяет понятие цивилизации? Какие выделяет критерии для определения цивилизации?
  3. Какие типы цивилизаций он выделяет? Какова их возможная судьба?

Ответы группы 3:

Примерный ответ учащихся

1. Глубоко изучает историю конкретных обществ, народов во всем их многообразии;

2. Изучает национальные особенности духовной, социальной, политической, экономической жизни, психологические характеристики;

3. Центр исследования – человек, как творец истории;

4. Каждая цивилизация неповторима, несет в себе индивидуальные особенности развития

На основе изученного материала определить

«Каковы достоинства и недостатки локально-цивилизационного подхода?» Примерные ответы учащихся

Достоинства:

  • Позволяет глубоко изучать историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике;
  • Ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека

Недостатки:

  • При локально-цивилизационном подходе становится невозможным взгляд на всемирную историю как на единый процесс исторического развития человечества в целом;
  • Создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ;
  • Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человечества в целом

5. Закрепление полученных знаний

Тесты (устно)

1. Представителями теорий локальных цивилизаций являются:

а) О. Тоффлер в) А. Тойнби

б) Н. Я. Данилевский г) К. Маркс

Итог урока

7.Домашнее задание: 1. Прочитайте конспект урока.

2. Составьте краткий конспект урока и запишите в тетрадь.

3. Выпишите определения.

4. Подготовьте небольшие сообщения об мыслителях (один на выбор) (о Николае Яковлевиче Данилевском, Сообщение о Арнольде Джозефе Тойнби, Сообщение об Освальде Шпенглере )

 

 

 

класс                             Обществознание

Урок №                                     



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-06; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.110 (0.05 с.)