Понятие и формы фандрайзинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и формы фандрайзинга



   Понятие «фандрейзинг» пришло в русский язык из США, где оно появилось с целью обозначения практики привлечения финансовых средств, необходимых для осуществления некоммерческой деятельности. С фандрейзингом связывают и поиск необходимых ресурсов (финансы, оборудование, волонтеры, информация) для того, чтобы обеспечить ими неприбыльную сферу деятельности. В связи с этим фандрейзинг представляет собой методику привлечения денежных и иных ресурсов преимущественно некоммерческих организаций с целью реализации социально значимой деятельности или проектов. Средства могут быть получены от частных лиц, коммерческих организаций, фондов, правительственных организаций.

Фандрейзинг является одним из новых направлений менеджмента в сфере культуры и его связывают с работой по привлечению дополнительных, внебюджетных денежных средств, с помощью которых появляется возможность обеспечить ресурсами реализацию запланированных программ, мероприятий, проектов. Развиваться фандрейзинг стал параллельно с ростом некоммерческого сектора, а также снижения государственного финансирования социально-культурной сферы. Таким образом, фандрейзингом называется деятельность по привлечению и аккумулированию оборотных средств, необходимых для реализации проектов и программ некоммерческого характера. Фандрейзинг следует отличать от поиска и привлечения инвестиций, поскольку последние предполагают получение прибыли. Тем не менее, в обоих случаях предпринимаются конкретные усилия по привлечению интереса к разработанным проектам и программам в расчете на то, что государственные органы, бизнес, другие организации, учреждения, физические лица вложат свои средства и ресурсы в реализацию этих проектов и программ. Фандрейзинг является важным направлением работы менеджера культуры, поскольку данная практика предполагает решение ряда проблем: аренда помещений, транспортные услуги, информационное обеспечение и прочие виды расходов, с помощью которых может быть реализован тот или иной социокультурный проект. При этом и само учреждение культуры должно грамотно и выгодно позиционировать себя, поэтому PR-деятельность может рассматриваться как часть фандрейзинга, ведь поддерживать и помогать люди стараются тем, кто в какой-то мере известен и имеет определенную значимость, уникальность. Эффективность фандрайзинга может быть измерена количеством и качеством полученных ресурсов. 

 

Этапы проведения фандрейзинга

1. Планирование - Разработка содержательной программы привле­чения средств. Определение расходов организа­ции культуры на предстоящий период. Выбор видов фандрейзинга

 2. Реализация - Выбор методов проведения фандрейзинга. Уста­новление ответственности за проведение фанд­рейзинга. Выделение средств на реализацию фандрейзинга

 3. Контроль - Осуществление контроля за ходом реализации фандрейзинга. Корректировка планов с учетом произошедших изменений

 4. Анализ - Определение эффективности этапа планирова­ния. Анализ эффективности этапа реализации. Оценка эффективности конечных результатов

 

Фандрейзинг— привлечения и аккумулирова­ния средств из различных источников. По сво­ей сути фандрейзинг мало чем отличается от поиска инвесторов. Фандрейзингсвя­зан обычно с поиском оборотных средств на реализацию проектов и программ, не на созда­ние основных фондов, а на деятельность. Каждая фандрейзинговая кампания имеет строго определенные задачи, в соответствии с которыми выделяются два основных вида фанд­рейзинга.

Формы фандрейзинга

1. Если задачи фандрейзинга сводятся к поступлению конк­ретных средств под реализацию проектов, то данный вид фандрейзинга можно назвать про­ектным.

Проектныйфандрейзинг является наиболее удобной формой привлечения средств, как для са­мой организации культуры, так и для финансирующей стороны. Это объясняется наличием четко определенных целей использования средств, возможностью привлече­ния значительных финансовых источников при низких расходах на фандрейзинг, а также получением коммер­ческих выгод от финансирования проекта.

2. В случае направления при­влеченных средств на покрытие текущих расходов можно считать такой вид фандрейзинга оперативным.

Оператив­ныйфандрейзинг является наименее эффективной фор­мой привлечения средств в организацию культуры, так как поступающие средства не имеют целевого назначения и аккумулируются в ее текущем бюджете.

   В современных условиях существует пять традиционных источников финансирования в сфере культуры. Это - благотворительные фонды и международные донорские организации; предпринимательские структуры; органы исполнительной власти и местного самоуправления; физические лица; другие.

 

Фандрайзинг может быть «внутренним» и «внешним» по способу осуществления.

Внутреннийфандрайзинг — это когда разработкой и реализацией поиска финансирования осуществляют сотрудники организации самостоятельно.

Внешний фандрайзинг — это поиск финансирования, осуществленный посредством привлечения профессиональных консультантов по фандрайзингу. В данном случае в этой роли могут выступать как независимые эксперты, так специализированные фандрайзинговые фирмы.

Источники финансирования деятельности учреждений культуры можно разделить на две большие группы:

‒ государственные, или бюджетные, источники (поступающие из регионального, муниципального, государственного бюджета);

 ‒ негосударственные, или внебюджетные (спонсорство, благотворительность, гранты и т.д.). В менеджменте некоммерческих организаций принято использовать термин «доноры», которым обозначаются те организации, частные лица, фирмы, которые являются источниками внебюджетных поступлений.

Сотрудничество учреждений культуры с различными организациями, органами власти, фондами, частными лицами в наши дни все чаще называют социальным партнерством. Социальное партнерство для некоммерческих организаций является неотъемлемой частью обеспечения деятельности, проектов, программ необходимыми ресурсами. В тоже время социальное партнерство следует рассматривать как важнейший ресурс развития и повышения эффективности культурной деятельности, а также управления процессом поступления финансовых средств.

 Среди форм социального партнерства существует не только распространенная практика сотрудничества учреждений культуры с фондами, меценатами, бизнесом или частными лицами. Представители культурных организаций нередко проявляют социальную активность, участвуя в круглых столах, семинарах, конференциях, они могут быть в составе советов, клубов, творческих союзов. В данном случае также устанавливаются контакты и связи, открывающие новые возможности для учреждений культуры. Также в рамках социального партнерства нередко оказывается информационная поддержка реализуемого мероприятия, предполагается проведение консультаций, предоставление необходимых площадей, оборудования и многого другого.

 

Методы привлечения средств:

1. Массовые рассылки и вложения. Массовые рассылки, которые иначе называют «директ-мэйл» («directmail») являются одним из наиболее старых и проверенных временем методов. Суть метода заключается в составлении письма и отправки его длясотней и тысяч заранее составленных адресов.

2. Безадресные обращения. Данный метод похож напредыдущий, но его суть заключается в том, что отправитель не знает заранее к кому попадет данное письмо. Классический способ применения такого метода – распространение листовок и буклетов через магазины, стойки для промо-материалов в ресторанах и на выставках и т.п.

3. Мероприятия. Данный метод является весьма популярным инструментом фандрейзинга, в его основе лежит реализация какоголибо мероприятия (концерт, бал, прием), когда в одном месте собираются потенциальные доноры и им предлагается поддержать решение озвученной проблемы.

4. Реклама и СМИ. В качестве методов обращения к потенциальным донорам очень часто используются широкие возможности масс-медиа как посредников в передаче информации к большому количеству реципиентов.

5. Работа с сайтом. Интернет открывает множество новых возможностей для фандрейзинга. Среди различных методов работы в сети (рассылки, реклама и пр.) важным направлением следует назвать создание специального сайта с подробной информацией для потенциальных доноров.

6. Партнерство с бизнесом. В данном случае речь идет о применении технологий создания социальных партнерств, установления связей с коммерческими структурами, создания круга друзей организации культуры, попечительских советов, налаживания связей со спонсорами.

7. Метод «приведи друга». Такая методика фандрейзинга постепенно приобретает свою популярность, так как люди в последние годы все больше опираются на мнения друзей и знакомых. Поэтому продвижение через знакомых – один из самых эффективных способов получения друзей, партнеров, доноров



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.009 с.)