Тема 7. Предложения, осложненные обособленными членами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Предложения, осложненные обособленными членами



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Тема 7. Предложения, осложненные обособленными членами

 

Цели: актуализация знаний о синтаксических нормах русского литературного языка. Формирование навыков дифференциации конструкций, являющихся обособленными. Овладение знаниями об обособленных обстоятельствах.

 

Содержание программы в соответствии с целями:

1.Обособленные члены предложения.

2.Обособленные обстоятельства.

3. Знаки препинания при обособленных членах предложения.

   

Источники информации:

1.Буторина Е.П., Евграфова С.М. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – 2-е изд.; исп. и доп. – М.: ФОРУМ, 2015. – 288 с.

2. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: учебник/Н.В.Кузнецова. – 3- изд. – М.: ФОРУМ, 2015. – 368 с. – (Профессиональное образование).

Информационные ресурсы:

1. http://www.gramota.ru

2. http://www.rus-ege.com

3. http://www.gramma.ru

4. http://www.rm.kirov.ru

5. http://www.ruscorpora.ru

6. http://dic.academic.ru

 

   Для проверки полученных знаний курсантам и студентам необходимо ответить на вопросы согласно целям и содержанию обучения:

1. Объясните понятие обособленности.

2. Расскажите об обособленных обстоятельствах.

3. Приведите примеры деепричастных оборотов.

4. Какие знаки препинания ставятся в предложениях с обособленными членами?

 

Краткие методические указания к практическому занятию № 7

Набор обучающих средств

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

  Обособленные члены предложения - это второстепенные члены предложения, выделенные по смыслу и интонационно, для того чтобы придать им в предложении некоторую самостоятельность; на письме они выделяются запятыми.

     

Обособление обстоятельств

Запятая перед союзом «КАК»

                ставится                          не ставится
1. Запятыми выделяются или отделяются обороты, начинающиеся союзом «КАК» 1. Обороты с союзом «КАК» не выделяются запятыми  
1) если они обозначают уподобление, без других оттенков значения («КАК» имеет значение «подобно»). 1) если на первый план в обороте выступает значение обстоятельства образа действия (на вопрос как?); обычно такие обороты можно заменить творительным падежом существительного или наречием.  
2) если в основной части предложения имеется указательное слово так, такой, тот, столь. 2) если основное значение оборота – приравнивание или отождествление.
3) если оборот начинается сочетанием как и. 3) если союз «КАК» имеет значение «в качестве» или оборот с союзом «КАК» (приложение) характеризует предмет с какой-либо одной стороны.
4) если союз «КАК» включается во вводное предложение. Наиболее часто употребляются в качестве вводных предложений следующие выражения: Как сейчас помню, как говорили, как мы узнали, как некоторые думают, а также сочетания как теперь, как один, как правило, как исключение, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как теперь, как нарочно и т. п. 4) если оборот образует именную часть составного сказуемого или по смыслу тесно связан со сказуемым (обычно в этих случаях сказуемое не имеет законченного смысла без сравнительного оборота).
5) в оборотах не кто иной, как и не что иное, как; такой, как и так же, как.    
2. Если приложение с союзом «КАК» имеет значение причинности, оно выделяется запятыми.   5) если сравнительному обороту предшествуют отрицание не или слова совсем, совершенно, почти, вроде, точь-в-точь, именно, прямо, просто и т. п.  
3. В сложноподчинённом предложении при присоединении придаточного предложения: «КАК» выступает в роли подчинительного союза и связывает придаточное предложение с главным. 6) если оборот имеет характер устойчивого сочетания.
  2. Кроме этого, слово «КАК» может быть частью составного союза как... так и... или так как, а также оборотов с тех пор как, с того времени как, по мере того как, как можно меньше или больше. В таких случаях запятая ставится либо перед «КАК», либо перед всем сложным союзом
  3. В сложноподчинённом предложении с однородными придаточными после сочинительных союзов.  
  4. Союз «КАК» может присутствовать в предложении, не присоединяя решительно никакого семантико-синтаксического блока, а только являясь средством выразительности речи.  

 

Упражнение 4. Спишите предложения, постарайтесь закончить предложения подходящими по смыслу фразеологизмами.

1) Он принял таблетку, и скоро боль как... 2) С вершины горы поселок был виден как... 3) К началу экзаменов я знал все билеты как... 4) Его и уговаривали, и стыдили, а ему все как... 5) Почувствовав на себе внимательный взгляд преподавателя, студент покраснел как... 6). Близнецы были похожи как... 7) Новичок уставился на компьютер как... 8) Мяч искали по всем закоулкам двора, но он как... 9) Гуманитарные предметы ему давались легко, но в математике он разбирался как...

 

Упражнение 5. Распутайте "перепутанные" фразеологизмы.

1) Дождь лил как снег на голову. 2) В продолжение всего сеанса мальчишка ерзал на стуле, оборачивался, одним словом, сидел как на ладони. 3) Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин. 4) Гости свалились в дом как из ведра. 5) Мальчишка молчал как рыба об лед. 6) С колокольни город был виден как на иголках. 7) Я знал арбатские переулки как рыба в воде. 8) Он бился над трудной задачей как в рот воды набрал. 9) Этот человек всегда врет как по маслу. 10) У себя во дворе Мишка был как свои пять пальцев.

 

Упражнение 6. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания, дополняя предложения словами в местах пропуска.

 

1) Английский писатель Артур Конан Дойл приобрел международную известность после того как... 2) Шерлок Холмс безошибочно раскрывал тайны преступлений так как... 3) Море было как... 4) Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринужденно как... 5) Все присутствующие держали себя за столом чинно и спокойно, один только Петя сидел как... 6) Покинутая обезьянка вздыхала в углу клетки как... 7) Несмотря на все старания погонщика ослик стоял как... 8) Мальчик перепрыгнул через загородку так же легко как... 9) Мама старалась добиться от Наташки хотя бы одного слова но она как...
10) То как зверь она завоет, то заплачет как... 11) Спой мне песню как...
12) Я помню чудное мгновенье. Передо мной явилась ты Как... 13) Мария Ивановна как учитель была.... 14) Поезд приближался с невероятной скоростью как.... 15) Так любила меня мама как никто....

 

 

    

                  Задания для самостоятельной работы курсантов и студентов

Задание 1. Повторить теоретический материал.

Задание 2. Спишите, исправляя ошибки, связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов.

1. Имея большой опыт самолетовождения, курс им был взят правильно. 2. И вот, возвращаясь домой, что-то помешало ему. 3. Рассматривая настоящее уголовное дело, Василовский совершил тяжкое преступление. 4. Лица, находящие за рулем в нетрезвом состоянии, привлекаются к ответственности. 5. На следствии Петров дал показания о сообщниках, участвующих в совершении преступления. 6. Включенных лиц необходимо вызвать для дачи показаний. 7. Давая показания, ему пришлось рассказать обо всех обстоятельствах совершения преступления. 8. Данные показания на предварительном следствии необходимо проверить. 9. Материалы дела рассматривались экспертами, не завершившись никаким определенным выводом. 10. Мы, взрывники, Ефремов и Боровков, придя на смену, были вызваны прорабом Козловым. 11. Лицо, которое совершившее преступление, привлекается к уголовной ответственности. 12. Посещение Испуговым выставки сопровождалось не столько осмотром экспозиции, сколько приставанием, толканием, мешанием. 13. Читая дело, у меня не возникло никаких сомнений в невиновности моего подзащитного. 14. Двигаясь задним ходом, был совершен наезд на «Запорожец». 15. Кого бы не охватило чувство ненависти к преступникам, осмелившихся убить или ограбить? 16. Юридическая оценка совершенного преступления совершенно правильна, п. «г» ч. 2 ст. 159 УК РФ, это завладение личными деньгами потерпевших путем мошенничества и причинив им значительный ущерб.

 

 

      После выполнения упражнений рекомендуется проверить полученные знания в виде тестового контроля.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Тема 7. Предложения, осложненные обособленными членами

 

Цели: актуализация знаний о синтаксических нормах русского литературного языка. Формирование навыков дифференциации конструкций, являющихся обособленными. Овладение знаниями об обособленных обстоятельствах.

 

Содержание программы в соответствии с целями:

1.Обособленные члены предложения.

2.Обособленные обстоятельства.

3. Знаки препинания при обособленных членах предложения.

   

Источники информации:

1.Буторина Е.П., Евграфова С.М. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – 2-е изд.; исп. и доп. – М.: ФОРУМ, 2015. – 288 с.

2. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: учебник/Н.В.Кузнецова. – 3- изд. – М.: ФОРУМ, 2015. – 368 с. – (Профессиональное образование).

Информационные ресурсы:

1. http://www.gramota.ru

2. http://www.rus-ege.com

3. http://www.gramma.ru

4. http://www.rm.kirov.ru

5. http://www.ruscorpora.ru

6. http://dic.academic.ru

 

   Для проверки полученных знаний курсантам и студентам необходимо ответить на вопросы согласно целям и содержанию обучения:

1. Объясните понятие обособленности.

2. Расскажите об обособленных обстоятельствах.

3. Приведите примеры деепричастных оборотов.

4. Какие знаки препинания ставятся в предложениях с обособленными членами?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.019 с.)