Характеристика коррекционно-развивающей среды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика коррекционно-развивающей среды.



Коррекционно – развивающая среда в группах дошкольного учреждения.

На сегодняшний день, проблема развития речи детей, устранение недостатков речи является актуальным вопросом. На развитие ребёнка дошкольного возраста, развитие монологической диалогической речи, умение включатся в общение оказывает влияние большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени.

Предметно – развивающая среда позволяет обогатить опыт ребёнка, способствовать развитию взаимодействия со сверстниками и педагогами, включится в активную познавательную, речевую деятельность.

В состав предметно – развивающей среды каждой группы Муниципального дошкольного учреждения «Шахтёрский ясли сад №1» входит коррекционный уголок.

Коррекционный уголок предназначен для игр и занятий, как индивидуальных, так и групповых. Наполняемость уголка: дидактические игры, наглядный материал, атрибуты для сюжетно – ролевых игр, подборки игр для артикуляционной, дыхательной гимнастики, зеркало, пальчиковый театр.

С помощью коррекционного уголка создаются условия для коррекции речевых нарушений детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.

Дидактический и наглядный материал представленный в уголке соответствует тематическому планированию по лексическим темам.

Заменяется и пополняется еженедельно. Материал подбирается в тесном взаимодействии воспитателя и логопеда. Весь материал коррекционного уголка соответствует структуре речевых нарушений детей, их индивидуальных и возрастных особенностей.

Игры подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи, развитие слухового внимания, речевого дыхания, фонематического восприятия, вербальной памяти, развитие моторики и т.д.

Все групповые коррекционные уголки расположены в некотором отдалении от игровых зон, освещение нормальное, имеют свободный доступ.

Весь материал подобран по разделам:

Артикуляционная гимнастика («Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», «Сказка для язычка»), мелкая моторика (шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки), дыхание (поддувалочки), звукопроизношение («Логопедическое лото», «Подбери и назови»), лексика («Подбери пару», «Части и целое»), грамматический строй речи («Один – много», «Назови ласково»), связная речь, грамота.

Ключевое место, в коррекционном уголке, занимает игрушка.

Она многофункциональна, помогает ребёнку расслабится, вызывает доверие, помогает в работе логопеда, облегчает детям общение. Одежда, одетая на игрушку, может служить развитию мелкой моторики, по средствам пуговичек, кнопок, крючков и т.д.

Дети могут заниматься в уголке как самостоятельно, пак и с педагогом.

Использование коррекционного уголка позволяет расширять речевую среду в группе, развивать эмоциональную отзывчивость, желание участвовать в речевом общении легко и непринуждённо, развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

 

Глава 3.Документация учителя-логопеда в МДОУ.

Содержание деятельности логопеда, основная документация.

Цель работы логопеда МДОУ: оказание своевременной коррекционно-развивающей помощи детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Задачи:

- осуществлять необходимую коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

- предупреждать нарушения устной и письменной речи у детей дошкольного возраста;

- развивать у детей дошкольного возраста произвольное внимание к звуковой стороне речи;

- вести пропаганду логопедических занятий среди педагогов МКДОУ, родителей воспитанников (лиц их замещающих);

- воспитывать у детей стремление преодолевать недостатки речи, сохранять эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде;

- совершенствовать методы логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника;

- интегрировать воспитание и обучение детей общеобразовательной группы с получением специализированной помощи в развитии речи.

 

Документация учителя-логопеда МДОУ.

• Положение о коррекционно-логопедической работе

• Положение о логопункте и логогруппе.

• Положение «О взаимодействии учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи»

• Положение «О взаимодействии логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения».

 

Нормативно-правовая база.

Нормативно-правовое и методическое обеспечение

1.Закона «Об образовании» ДНР (постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики № 1-23311-НС от 19.06.2015), Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ МОН ДНР № 287 от 04.04.2018)

2. Лицензия МОН ДНР на осуществление образовательной деятельности

3. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица

4. Устав МДОУ

5. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Котова Л.Н, Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В.– ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.

6. Годовой план работы дошкольного учреждения на год, который утверждается педагогическим советом дошкольного учреждения.

7. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (04.04.2018).

Основная документация.

Документация учителя-логопеда ДОУ.

• Положение о коррекционно-логопедической работе

• Положение о логопункте и логогруппе.

• Положение «О взаимодействии учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи»

• Положение «О взаимодействии логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения»

• Должностная инструкция учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы.

Далее то, что должно быть непосредственно в документации учителя-логопеда дошкольного учреждения. Для успешной результативной работы логопеду необходимо владеть умениями правильно и грамотно вести документацию. Это позволит эффективно и рационально планировать ход коррекционного обучения с учетом речевых нарушений, их психофизиологических особенностей, четко фиксировать этапы логопедического сопровождения. Наличие основных видов документации является обязательным условием работы логопеда; правильность ее ведения оценивается и является одним из решающих моментов при определении квалификационной категории логопеда. Основная документация учителя-логопеда должна включать:

Паспорт кабинета. Где учитель-логопед прописывает полностью все зоны в кабинете и их оснащения. Не зависимо от того есть отдельный кабинет или нет. Включается перечисление всего того, что есть у логопеда:

- оборудование

- наглядные, учебные и методические пособия

- учебники и методическая литература

- дидактические игры и тренажеры

Может быть представлен в виде схемы, таблиц, рисунков по разделам или по центрам (зависит от творчества логопеда)

Журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционной помощи. Дети, зачисленные в логопедические группы или на логопункт, обязательно регистрируются в журнале учета, который ведется каждым логопедом отдельно

Журнал первичного обследования речи детей. (1 на двоих). Ежегодно в учреждении обследуются дети с целью выявления нуждающихся в логопедической помощи. Результаты обследования записываются в журнале первичного обследования речи детей ДОУ. Дети с недоразвитием речи средней, старшей и подготовительной групп направляются на ПМПК для комплектования логопедических групп или логопункта. Для детей младших групп с грубым речевым недоразвитием, с аномалиями прикуса, короткой подъязычной связкой, и заиканием вместе с родителями приглашаются к логопеду для консультирования, направления к специалистам для обследования и лечения.

Речевые карты. Существует 2 вида речевых карт для детей с ОНР и ФФН. Речевые карты заполняются логопедом на каждого ребенка в течение сентября месяца по результатам логопедического обследования. В карту вносятся ошибки и недочеты, допущенные детьми при выполнении заданий. Обязательно записываются образцы речи с ее лексико-грамматическими и фонетическими ошибками. К речевой карте должны прилагаться:

- педагогические характеристики, которые составляет воспитатель группы, которую посещал ребенок до поступления в логопедическую группу или на логопункт;

- справка (выписка из медицинской карты с заключением психоневролога, окулиста и отоларинголога).

По окончании обследования, в речевой карте формулируется логопедическое заключение в соответствии с рекомендациями по логопедической диагностике и составляется перспективный план индивидуальной работы с ребенком на период обучения. В конце учебного года в речевой карте необходимо указать итог логопедической работы: какие нарушения еще имеются, какие стороны речевого процесса требуют закрепления или уточнения.

Сводная таблица диагностики речи детей логопедической группы или логопункта. В нашем ДОУ такие карты учителя-логопеды составляют на каждую возрастную группу

Годовой план работы, утверждённый руководителем ОУ. Пишется в 2-х экземплярах (которо1 у учителя-логопеда, 2 прикладывается к годовому плану ДОУ) В конце учебного года составляется годовой план работы, в м предусматриваются следующие разделы:

- обследование речи детей, там указывается работа по заполнению речевых карт и оформлению документации

- комплектование групп и подгрупп, составление расписания логопедических занятий

- направления, задачи и основное содержание коррекционной работы по разделам, в соответствии с направлениями работы

- взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя групп (обычных и логопедических); со специалистами ДОУ (психолог, музыкальный руководитель, воспитатель ИЗО и т.д.). Так же прописывается работа с родителями на учебный год (родительские собрания, консультации, открытые логопедические занятия, оформление уголков для родителей и стендов и т.д.)

- мероприятия по улучшению оснащения логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, дидактическим и наглядным материалом и т.д.

- повышение квалификации учителя-логопеда (посещение курсов, методических объединений, конференций, вопросы по самообразованию, аттестация и т.д.)

- план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей

Перспективный план коррекционной работы. Составляется на учебный год (квартал, месяц). Если учитель-логопед занимается с детьми одного возраста и с одинаковыми речевыми нарушениями – составляется один перспективный план; если занимается с детьми, имеющими разные речевые нарушения или посещающими разные возрастные группы – перспективные планы составляются на каждую подгруппу детей.

Календарно-тематический план фронтальных занятий. Составляется на основе программы, по которой работает логопед.

Расписание логопедических занятий на неделю. После проведенного всестороннего обследования речи детей составляется расписание занятий, в котором отражаются все виды логопедических занятий (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные).

План ежедневной работы. На титульном листе плана указывается номер ДОУ, учебный год, ФИО учителя-логопеда. План можно вести в виде журнала, в котором есть графы:

- дата

- фамилия, имя ребенка

- форма занятия (инд, подгр., фронтальная)

- краткое содержание занятий

В плане указываются все виды работ, которые проводятся логопедом в данный день (обследование речи детей, заполнение речевых карт, проведение диагностики, оформление логопедических уголков или буклетов, проведение консультаций, выступление на родительских собраниях, на педсоветах, участие в развлечениях, утренниках, посещение методических объединений и т.д.)

План фронтальных занятий. Составление планов на каждое занятие обязательно. В плане указывается тема, цель и задачи, оборудование и ход ОД

Тетрадь посещаемости детей логопедических занятий. В тетради посещаемости указывается весь список логопедической группы или логопункта. Если ребенок длительно не посещал детский сад, то рекомендуется указывать причину не посещения.

Индивидуальные тетради детей. Индивидуальные тетради заполняются логопедом на каждого ребенка. В них записывается дата проведения занятия, примерное содержание. Тетради красочно оформляются (с участием родителей). На выходной день дети берут тетради домой для выполнения домашнего задания, а в обычные дни по тетрадям занимается воспитатель

Тетрадь вечерних занятий воспитателя. В тетради записываются задания логопеда и анализ работы, проведенной воспитателем. При анализе указывается, насколько успешно усвоен материал детьми, какие трудности встретились при выполнении заданий. Все виды заданий должны быть хорошо знакомы детям. Это могут быть отдельные артикуляционные упражнения, повторение текстов и упражнений, отобранных ранее с логопедом, упражнения по развитию внимания, памяти, фонематического слуха, формированию лексико-грамматических сторон речи и т.д. Тетрадь заполняется логопедом не реже 1 раза в неделю. Воспитатель ведут учет проведенной работы. В вечерние занятия не должны включаться упражнения по постановке звуков.

•. Годовой отчёт об эффективности коррекционной работы за учебный год (за последние 3 года). Это отчет об эффективности работы логопеда за год, который предоставляется в комитет образования. Отчет заверяется заведующей. Один экземпляр остается у логопеда, 1 у методиста, 1 в КО.

Рабочая программа, разработанная логопедом, на основе общеобразовательной программы ДОУ и соответствующих коррекционных.

Тетрадь взаимодействия с воспитателями и план взаимодействия со специалистами ДОУ.

 

• В приёмных каждой группы организовать информационный стенд («уголок полезной информации для родителей»). Информацию необходимо систематически обновлять. Также от логопеда должен быть информационный уголок типа: «Чем мы сегодня занимались», где сообщать родителям ежедневно о пройденных занятиях с детьми.

Основные зоны кабинета учителя-логопеда на конкретных примерах.

Большинство логопедических кабинетов находятся в устаревших типовых зданиях детских садов располагаются в малогабаритных неприспособленных помещениях (бывших кладовых, коридорах и т. д

Рассмотрим коррекционно-развивающую среду логопедических кабинетов

• Учебная зона для проведения подгрупповых коррекционных занятий, включающая в себя рабочие места детей, настенные панно и демонстрационные поверхности.

• Звукокоррекционная зона или зона для индивидуальной работы предполагает наличие настенного зеркала, стеллажа для инструментов, игр и пособий, приспособлений для дыхательной гимнастики, массажа и т. д.

• Рабочая зона учителя-логопеда оборудована столом, стулом, магнитофоном с аудиозаписями, сиди- дисками; обучающими программами, компьютером.

В зоне хранения наглядно-дидактических пособий и документации учителя – логопеда имеются необходимые наглядные и методические пособия, методическая литература по постановке, автоматизации и дифференциации дефектных звуков; карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры); наглядный материал, комплексы дыхательных упражнений, дидактические игры и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.032 с.)