Христианское понимание мира и человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Христианское понимание мира и человека.



Христианское учение о мире всецело основывается на библейском повествовании (кн. Бытия, гл. I и II), но в то же время является продолжением и развитием его.

Мир есть творение Божие, Бог сотворил мир из ничего, только с актом творения начинается время, Мир сотворен Богом в «шесть дней»т.е. во времени, в словах «в начале Бог сотворил небо и землю» мы видим в сотворении «земли» творение материального мира, то в творении «неба» можно видеть творение духовного бытия (т. е. ангелов), в системе христианского учения о мире нельзя не упомянуть о двух видах бытия (духовного и материального). Когда закончилось формирование земли (см. ст. 6–10), земля была призвана Богом к созданию растительного мира («сказал Бог: «да произрастит земля зелень...» и произвела земля...» ст. 11–12). Это есть чрезвычайно важное указание на самодеятельность земли, которая была призвана Богом к творческой активности, К той же творческой активности призывается земля и к созданию мира животного (ст. 20–25). Для христианского учения о мире, как оно раскрыто св. Отцами, творение мира есть дело всей Св. Троицы – и в свете этого упоминание о Духе Божием, который носился над водой, (Бытие 1:2), и частое упоминание "сказал Господь», свидетельствующее о Слове Божием (второе лицо Св. Троицы Сын Божий именуется в Евангелии от Иоанна «Словом»), также могут быть связываемы с учением, что творение мира есть дело всей Св. Троицы.

человек есть двухсоставное существо; он есть единство, соединение души и тела, — двуединое, духовно-телесное, личное существо. По телу человек имеет общее с другими живыми существами. Тело человека ―взято от земли и потому по существу своему оно сродно всему земному; оно живет и развивается, подчиняясь законам земли (материального мира). По своей же душе человек есть ―дыхание Божие, образ и подобие Божие, образ и подобие своего Творца, высочайшего и всесовершеннейшего Личного Духа.

Душа и тело в человеке находятся в теснейшем единстве. Таким создан человек по Божественному промыслу для жизни и духовно-нравственного совершенствования в земных условиях (видимого мира). Как состоящий из души и тела, как духовно-телесный организм и свободная личность, человек есть связующее звено двух миров: мира невидимого, духовного, и мира видимого, материального.

Тело человека является существенным восполнением его духовного начала — души. Вся духовная жизнь души в земных условиях находит свое выявление в теле. Всякая жизнедеятельность души совершается не сама по себе, не изолированно от материального мира, а только в теле и чрез тело.

Существенными признаками или качествами духовного начала в человеке — его духа или души являются: разум или самосознание, свобода воли и нравственное чувство (нравственный закон вдуше) или совесть.

человек был создан особо от всего остального мира, человек был создан «по образу и по подобию Божию». Обычное толкование этих слов таково, что «образ» Божий признается вошедшим в самое существо человека, отличая его этим от до человеческого живого мира. «Подобие» же обычно толкуется, как задача, которая поставлена человеку – достигнуть богоподобия).

Нарушением заповеди Божией, данной людям для воспитания в них послушания, столь необходимого, чтобы дар свободы восполнялся всегда благодатью свыше, – привело к изгнанию Адама и Евы из рая. Грех прародителей изменил то высокое положение, какое Господь дал людям в мире, – и вместо царственного владычества над землей человек стал рабом природы, должен был подчиняться ее законам. Смерть вошла в мир...

ГНОСТИКИ Гностики считали, что в основе мироздания лежат два противостоящих начала - Высочайший Дух (Мировая Душа София) и материя. Высочайший дух - средоточие света - является источником духовных частиц (эонов, ионов). По мнению гностиков, люди состоят из тела, души и духа (последний - это частица Божества, заключённая в темницу материи). Дух стремится освободиться из темницы, поэтому мир наполнен непрерывной борьбой. Гностики утверждали, что человек возвышен над миром, чтобы уловить искру разума, исходящую от верховного божества.

МАНИХЕИ От вечности существуют два царства: добра и зла, света и тьмы, которые находятся в постоянной борьбе между собой. Во время этой войны один из эонов царства света, Первый Человек (называемый у манихеев Христом, Иисусом) потерял часть своего светлого существа. Для освобождения ее Отцом света был послан Животворящий Дух. Освобожденная часть Первого Человека была помещена в солнце и есть Бесстрастный Иисус; другая же часть, поглощенная царством тьмы, есть страждущий Иисус. Из смешения поглощенной части света страждущего Иисуса с тьмой и явился видимый мир, так что этот Иисус становится душой мира. Мировая душа стремится к освобождению из уз материи, чему помогают Бесстрастный Иисус и Животворящий Дух. Чтобы положить конец этому, сатана заключает все имеющие в царстве тьмы частицы света в материю и творит человека. Подобно миру, человек состоит из смешения света и тьмы, и две души, живущие в нем, добрая и злая, постоянно ведут борьбу между собой. Для освобождения своей страждущей половины, Бесстрастный Иисус сходит с солнца на землю и принимает вид человека, но не существо. Средством освобождения от материи, которая есть седалище зла, служит, по учению Манеса, строгий аскетизм.

ПЕЛАГИАНСТВО 1) Первородный грех не произвел никакой перемены в природе человека. 2) Смерть – не следствие греха, но следствие природы, которая создана смертной. 3) Грех Адама не распространяется на его потомков. 4) Спасение человека достигается его собственными силами при помощи благодати. 5) Благодать не имеет освящающего и возрождающего действия, но только указывает путь, которым можно достигнуть спасения

 Нравственность и религия.

При определении взаимного отношения между религией и нравственностью надобно отдавать должное как религии, так и нравственности и не умалять одной на счет другой.

учение православной Церкви, по которому человек при помощи божественной благодати оправдывается не верою только, но и добрыми делами, по протестантским символическим книгам, лишь унижает искупительные заслуги Спасителя. Протестантские же антиномисты XVI века считали добрые дела даже вредными для спасения. Подобные воззрения, угрожавшие большой опасностью для нравственного развития людей, не только не могли возвышать значение религии, но подали повод к унижению ее

учение Будды, по которому всё в деле религии сводится к одной моральной задаче – к освобождению человека и животных от бедствий. Таково же учение Конфуция, сущность которого составляет так называемая «трезвая мораль», занимающаяся почти исключительно вопросами о полезном и целесообразном в социально-практическом смысле и умалчивающая о религии.

Ложная же религия может увлекать ко злу, потому что тот, чье божество себялюбиво и мстительно, через могущество этого образа и сам, наконец, будет считать самые жестокие и несправедливые дела не только справедливыми и дозволенными, но даже образцовыми и чисто божественными

Секулярная этика - мирская этика нормы и ценности, вытекающих из традиции секулярной мысли (естественное право, гуманизм, трансгуманизм, антиклерикализм, политкорректность и проч.). Эта этика предполагает, что человек сам может определить что такое ДОБРО и что такое ЗЛО. От самого человека зависит, станет он хорошим или плохим. Человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людми.

 Постгуманистическая модель искусственно навязывается современному обществу его политическим классом.

 Религиозная этика.

⁂Бог - это абсолют. ⁂Божьи заповеди содержат основные нравственные ценности и нравственные требования. ⁂ Основным предназначением человека являются совершенствование, спасение души, приобщение к Богу.⁂ B Высшими являются ценности, с помощью которых человек: приобщается к Богу; возвышается над своим плотским существованием.

Ориентируясь на низшие ценности, человек становится рабом страстей, погрязает в обыденности.

 

 8. Феномен нерелигиозной аскетики.

Основополагающая концепция светского аскетизма – это обретение внутренней гармонии, покоя и духовной свободы.

Культура светского аскетизма предлагает человеку такой образ мышления и жизни, который обеспечивает здоровье и долголетие, избавляет от завистливости и глупых сетей престижности, обретение стройного подвижного тела, радостного оптимистического тонуса, уверенности в своих силах и возможностях.

Есть и другие основания для «умеренного аскетизма» – например, у профессиональных спортсменов, которые перед соревнованиями специально воздерживаются от плотских удовольствий и сытной пищи, чтобы физически и морально лучше подготовиться к испытаниям.

Целью светского аскетизма являются достижение сверхспособностей своего тела, достижение житейского комфорта, или достижение светского идеала не связанных с духовным развитием.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.227 (0.014 с.)