Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По особенностям интерпретации (оценки) результатов тестирования
Ориентированные на статистическую норму Ориентированные на социально-психологический норматив Критериально-ориентированные Тесты интеллекта – группа тестов, предназначенных для изучения уровня интеллектуального развития. Тесты способностей – группа тестов, оценивающих возможность овладения определенными знаниями, умениями, навыками, уровня развития психофизических функций, обеспечивающих эффективность осуществления определенной деятельности. Тесты достижений – группа тестов, направленных на оценку достигнутого уровня знаний, умений, навыков. Тесты личности – группа тестов, направленных на изучение различных неинтеллектуальных проявлений личности (интересы, мотивы, эмоции, отношения и т.д.). Тесты, ориентированные на статистическую норму – тесты, оценки в которых интерпретируются путем сравнения с нормами, отображающими выполнение теста в воборке стандартизации (т.е. индивидуальные результаты тестирования соотносятся с групповыми). Тесты, ориентированные на социально-психологический норматив - тесты, критерием оценки в которых является степень близости индивидуальных результатов тестирования к социально-психологическому нормативу (системе требований, которые общество предъявляет к психическому развитию каждого из его членов). Социально-психологический норматив реализуется в совокупности знаний, составляющих тест. Критериально-ориентированные тесты – тесты, предназначенные для определения уровня индивидуальных достижений относительно некоторого критерия на основе логико-функционального анализа содержания заданий. В качестве критерия (или собственного эталона) обычно рассматриваются конкретные знания, умения, навыки, необходимые для успешного выполнения той или иной задачи.
Опросники. Общая характеристика метода. Классификация опросников
Опросники – группа психодиагностических методик, задания в которых представлены в виде вопросов (утверждений). Отличительные особенности: Получение объективных и/или субъективных данных со слов испытуемого Отражение отношения человека к тем или иным высказываниям Систематизация опросников - по содержанию Опросники-анкеты
биографические опросники Личностные опросники черт личности (опросник Р.Кеттела «16 личностных факторов» - 16 – PF и др.) типологические (Миннесотский многоаспектый личностный опросник – MMPI, опросники Г.Айзенка и др.) мотивов, интересов, установок («Список личносных предпочтений» А.Эдвардса и др.) состояний и настроений (САН и др.) акцентуальный (опросник Г.Шмишека, «Патохарактерологический диагностический опросник» А.Личко – ПДО) и др. По форме групповые индивидуальные письменные устные бланковые компьютерные КЛАССИФИКАЦИЯ ВОПРОСОВ По функциям основные (сбор информации о содержании исследуемого явления) контрольные (проверка искренности ответов) – шкалы лжи/искренности По форме открытые (ответ дается в свободной форме) закрытые (на вопрос дается набор вариантов ответов) прямые (аппелирующие непосредственно к опыту субъекта) косвенные (аппелирующие мнениям, суждениям, в которых косвенно проявляется опыт и переживания) Опросники-анкеты – группа опросников, предназначенных для получения информации, не имеющей непосредственного отношения к личностным особенностям обследуемого. Опросники биографические – группа опросников-анкет, предназначенных для получения данных об истории жизни человека. Опросники личностные – разновидность опросников, разработанных в рамках субъективного диагностического подхода и направленных на измерение различных особенностей личности. Шкала лжи – вопросы, направленные на оценку тенденции испытуемого к социально положительным ответам (желание показать себя в максимально выгодном свете).
Проективные методики. Общая характеристика. Классификация проективных методик Проективные методики не относятся ни к объективным ни к субъективным методикам. Эта группа методик предназначена для диагностики личности. Для этих методик характерен глобальный подход в оценке личности. Наиболее существенным признаком является использование в методиках неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнить, интерпретировать.
В отличие от интеллектуальных тестов ответы в проект. метод. не могут быть неправильными. Цель проект. метод. замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желаемое впечатление о себе. Эти методики носят индивидуальный характер и чаще всего бывают предметными или бланковыми. Проекция - выбрасывание Отличительные особенности: Глобальный подход к оценке личности Неопределенность стимульного материала Отсутствие ограничений в выборе Отсутствие оценки ответов как «правильных» или «ошибочных» Классификация проективных методик Группа методик Примеры 1. Методики структурирования (конститутивные) – предполагают придание испытуемым определенного смысла материалу, наделение его каким-либо содержанием -«Чернильные пятна» Г.Роршаха 2. Методики интерпретации (интерпретативные) – предусматривают истолкование событий, ситуаций, изображений - «Тематический апперцептивный тест» (ТАТ), «Детской апперцепции тест»(САТ), методика рисуночной фрустрации С.Розенцвейга, методика Р.Жиля 3. Методики дополнения (аддитивные) – предполагают завершение имеющегося начала предложения, рассказа или истории - «Завершение предложений»«Завершение историй» 4. Методикиконструирования(конструктивные) – основаны на создании целого из отдельных частей и разрозненных фрагментов «Тест мира» 5. Методики катарсиса (катартические) – самовыражение в условиях эмоционально напряженного творчества - «Психодрама», «Тест кукол» 6. Методики импрессивные – требуют выбора, предпочтения одних стимулов другим «Тест цветовых предпочтений М.Люшера», «Психогеометрический тест» 7. Методики экспрессивные (графические) – основаны на самостоятельном изображении предметов, людей, животных и др. «Рисунок человека», «Рисунок семьи» (КРС – Кмнетический рисунок семьи), «Тест дерева», «Дом-дерево-человек» (ДДЧ), Несуществующее животное», «Автопортрет» Проективные методики – совокупность методик, направленных на исследование личности, разработанных в рамках проективного диагностического подхода. Проекция – бессознательный процесс, в ходе которого субъект наделяет некоторыми своими идеями, взглядами, желаниями, эмоциями и чертами характера других лиц.
Диагностика психофизиологических особенностей человека
Психофизиологические методики – группа методик, диагностирующих природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. Отличительные особенности: Наличие теоретического обоснования – психофизиологическая концепция индивидуальных различий свойств нервной системы (Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын) Отсутствие оценочного подхода к индивиду Виды психофизиологических методик 1)аппаратурные методики 2) бланковые методики - диагностики проявлений силы нервной системы в («Исключение», «Образование аналогий», «Ассоциации») - диагностики проявлений лабильности нервной системы в мыслительно-речевой деятельности («Исполнение инструкций», «Код»)
Наблюдение как метод диагностики
Наблюдение – преднамеренное, планомерное восприятие, целью которого является определение наличия или изменения каких-либо явлений или объектов.
Особенность наблюдения: непосредственное восприятие. Формы регистрации данных наблюдения: протокол; дневник, «карточки развития»; кино-, фото-, аудио-, видеорегистрация. Виды описаний при наблюдении: качественное; количественное. Систематизация наблюдения: Основание для систематизации-Вид наблюдения По продолжительности лонгитюдное периодическое единичное (однократное) По цели выборочное сплошное По степени стандартизации структурированное свободное
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.019 с.) |