По особенностям интерпретации (оценки) результатов тестирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По особенностям интерпретации (оценки) результатов тестирования



Ориентированные на статистическую норму

Ориентированные на социально-психологический норматив

Критериально-ориентированные

Тесты интеллекта – группа тестов, предназначенных для изучения уровня интеллектуального развития.

Тесты способностей – группа тестов, оценивающих возможность овладения определенными знаниями, умениями, навыками, уровня развития психофизических функций, обеспечивающих эффективность осуществления определенной деятельности.

Тесты достижений – группа тестов, направленных на оценку достигнутого уровня знаний, умений, навыков.

Тесты личности – группа тестов, направленных на изучение различных неинтеллектуальных проявлений личности (интересы, мотивы, эмоции, отношения и т.д.).

Тесты, ориентированные на статистическую норму – тесты, оценки в которых интерпретируются путем сравнения с нормами, отображающими выполнение теста в воборке стандартизации (т.е. индивидуальные результаты тестирования соотносятся с групповыми).

Тесты, ориентированные на социально-психологический норматив - тесты, критерием оценки в которых является степень близости индивидуальных результатов тестирования к социально-психологическому нормативу (системе требований, которые общество предъявляет к психическому развитию каждого из его членов). Социально-психологический норматив реализуется в совокупности знаний, составляющих тест.

Критериально-ориентированные тесты – тесты, предназначенные для определения уровня индивидуальных достижений относительно некоторого критерия на основе логико-функционального анализа содержания заданий. В качестве критерия (или собственного эталона) обычно рассматриваются конкретные знания, умения, навыки, необходимые для успешного выполнения той или иной задачи.

 

Опросники. Общая характеристика метода. Классификация опросников

 

Опросники – группа психодиагностических методик, задания в которых представлены в виде вопросов (утверждений).

Отличительные особенности:

Получение объективных и/или субъективных данных со слов испытуемого

Отражение отношения человека к тем или иным высказываниям

Систематизация опросников

- по содержанию

Опросники-анкеты

биографические опросники

Личностные опросники

черт личности (опросник Р.Кеттела «16 личностных факторов» - 16 – PF и др.)

типологические (Миннесотский многоаспектый личностный опросник – MMPI, опросники Г.Айзенка и др.)

мотивов, интересов, установок («Список личносных предпочтений» А.Эдвардса и др.)

состояний и настроений (САН и др.) акцентуальный (опросник Г.Шмишека, «Патохарактерологический диагностический опросник» А.Личко – ПДО) и др.

По форме

групповые индивидуальные письменные

устные бланковые компьютерные

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОПРОСОВ

По функциям

основные (сбор информации о содержании исследуемого явления)

контрольные (проверка искренности ответов) – шкалы лжи/искренности

По форме

открытые (ответ дается в свободной форме)

закрытые (на вопрос дается набор вариантов ответов)

прямые (аппелирующие непосредственно к опыту субъекта)

косвенные (аппелирующие мнениям, суждениям, в которых косвенно проявляется опыт и переживания)

Опросники-анкеты – группа опросников, предназначенных для получения информации, не имеющей непосредственного отношения к личностным особенностям обследуемого.

Опросники биографические – группа опросников-анкет, предназначенных для получения данных об истории жизни человека.

Опросники личностные – разновидность опросников, разработанных в рамках субъективного диагностического подхода и направленных на измерение различных особенностей личности.

Шкала лжи – вопросы, направленные на оценку тенденции испытуемого к социально положительным ответам (желание показать себя в максимально выгодном свете).

 

Проективные методики. Общая характеристика. Классификация проективных методик

Проективные методики не относятся ни к объективным ни к субъективным методикам.

Эта группа методик предназначена для диагностики личности. Для этих методик характерен глобальный подход в оценке личности.

Наиболее существенным признаком является использование в методиках неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнить, интерпретировать.

В отличие от интеллектуальных тестов ответы в проект. метод. не могут быть неправильными.

Цель проект. метод. замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желаемое впечатление о себе.

Эти методики носят индивидуальный характер и чаще всего бывают предметными или бланковыми.

Проекция - выбрасывание

Отличительные особенности:

Глобальный подход к оценке личности

Неопределенность стимульного материала

Отсутствие ограничений в выборе

Отсутствие оценки ответов как «правильных» или «ошибочных»

Классификация проективных методик

Группа методик Примеры

1. Методики структурирования (конститутивные) – предполагают придание испытуемым определенного смысла материалу, наделение его каким-либо содержанием -«Чернильные пятна» Г.Роршаха

2. Методики интерпретации (интерпретативные) – предусматривают истолкование событий, ситуаций, изображений - «Тематический апперцептивный тест» (ТАТ), «Детской апперцепции тест»(САТ), методика рисуночной фрустрации С.Розенцвейга, методика Р.Жиля

3. Методики дополнения (аддитивные) – предполагают завершение имеющегося начала предложения, рассказа или истории - «Завершение предложений»«Завершение историй»

4. Методикиконструирования(конструктивные) – основаны на создании целого из отдельных частей и разрозненных фрагментов «Тест мира»

5. Методики катарсиса (катартические) – самовыражение в условиях эмоционально напряженного творчества - «Психодрама», «Тест кукол»

6. Методики импрессивные – требуют выбора, предпочтения одних стимулов другим «Тест цветовых предпочтений М.Люшера», «Психогеометрический тест»

7. Методики экспрессивные (графические) – основаны на самостоятельном изображении предметов, людей, животных и др. «Рисунок человека», «Рисунок семьи» (КРС – Кмнетический рисунок семьи), «Тест дерева», «Дом-дерево-человек» (ДДЧ), Несуществующее животное», «Автопортрет»

Проективные методики – совокупность методик, направленных на исследование личности, разработанных в рамках проективного диагностического подхода.

Проекция – бессознательный процесс, в ходе которого субъект наделяет некоторыми своими идеями, взглядами, желаниями, эмоциями и чертами характера других лиц.

 

Диагностика психофизиологических особенностей человека

 

Психофизиологические методики – группа методик, диагностирующих природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы.

Отличительные особенности:

Наличие теоретического обоснования – психофизиологическая концепция индивидуальных различий свойств нервной системы (Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын)

Отсутствие оценочного подхода к индивиду

Виды психофизиологических методик

1)аппаратурные методики

2) бланковые методики

- диагностики проявлений силы нервной системы в («Исключение», «Образование аналогий», «Ассоциации»)

- диагностики проявлений лабильности нервной системы в мыслительно-речевой деятельности («Исполнение инструкций», «Код»)

 

Наблюдение как метод диагностики

 

Наблюдение – преднамеренное, планомерное восприятие, целью которого является определение наличия или изменения каких-либо явлений или объектов.

Особенность наблюдения: непосредственное восприятие.

Формы регистрации данных наблюдения:

протокол; дневник, «карточки развития»;

кино-, фото-, аудио-, видеорегистрация.

Виды описаний при наблюдении:

качественное;

количественное.

Систематизация наблюдения:

Основание для систематизации-Вид наблюдения

По продолжительности

лонгитюдное периодическое

единичное (однократное)

По цели

выборочное сплошное

По степени стандартизации

структурированное свободное



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.019 с.)