Тема 1. Предмет философии и его изменение в процессе общественного развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет философии и его изменение в процессе общественного развития



МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

И.А. Монастырская

 

ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ

Учебно-методическое пособие

Рекомендовано к изданию научно-методическим советом

Мурманского государственного Педагогического университета

Мурманск, МГПУ

 

УДК 1

ББК 87

В 19

 

 

Рецензенты:

 

 

Монастырская И.А.

Основы философских знаний: Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения. – Мурманск: МГПУ, 2007 – 158 с.

 

В учебно-методическом пособии рассматриваются основные этапы развития философского знания и наиболее актуальные философские проблемы. Учебное пособие адресовано как студентам очного отделения (заочного), так и всем, кого интересует философская проблематика

 

УДК 1

ББК 87

В 19

 

 

ISBN:5-91116-003-Х

 

© Мурманский государственный педагогический университет, 2007.

© Монастырская И.А., 2007.

 

 

Содержание

Предисловие  
Тема 1. Предмет философии и его изменение в процессе общественного развития  
Тема 2. Философия Древнего Востока  
Тема 3. Античная философия  
Тема 4. Средневековая философия  
Тема 5. Западноевропейская философия эпохи возрождения  
Тема 6. Философия Нового времени  
Тема 7. Русская философия  
Тема 8. Современная западная философия  
Тема 9. Онтологические проблемы философии  
Тема 10. Учение о развитии  
Тема 11. Проблема сознания  
Тема 12. Учение об обществе (социальная философия)  
Тема 13. Природа человека и смысл его существования  
Тема 14. Ценности как способ освоения мира человеком (аксиология)  
Тема 15. Проблема познания  
Тема 16. Философские проблемы науки и техники  
Тема 17. Будущее человечества в свете глобальных проблем современности  
Приложения  
1. Методические рекомендации по подготовке и написанию контрольных работ (рефератов)  
2. Образец оформления титульного листа контрольной работы (реферата)  
3. Образец оформления плана контрольной работы  
4. Требования к знаниям студента по курсу философии  
5. Примерный вариант тестовых заданий  
6. Тематика контрольных работ (рефератов) по философии  
7.Вопросы к зачету по философии  
8. Вопросы к экзамену по философии  
9. Обязательная литература  
10. Дополнительная литература  

Предисловие

 

Уважаемые студенты!

 

Вы приступаете к изучению нового предмета «Философия», который является основанием гуманитарной подготовки специалиста любого профиля. В предлагаемом учебном пособии содержится материал, который поможет вам освоить новую дисциплину в объеме, предусмотренном учебной программой для студентов высших учебных заведений по курсу философии.

Философия представляет собой высшее достижение мысли и закономерный результат всей духовной культуры человечества. Она является одновременно теоретической формой мировоззрения, обоснованием системы общечеловеческих ценностей и критикой обстоятельств и идей, которые противоречат утверждению гуманизма и социального прогресса.

Философия – это средство формирования культуры рационального мышления, включающей: умение обосновывать и опровергать те или иные положения; отделять существенное от несущественного; раскрывать взаимосвязи между явлениями и событиями; выявлять противоречия в окружающей действительности.

Освоение обширного, богатого философского материала невозможно без серьёзной самостоятельной подготовки и глубокого осмысления материала, излагаемого в учебном пособии.

Поэтому, изучая материал учебного пособия, вам нужно продумывать его и сопоставлять с собственными представлениями по тому или иному вопросу. Такой подход к изучению дисциплины поможет научиться самостоятельно мыслить, аргументировать свою позицию, отстаивать своё мнение и свои убеждения. Выработка этих навыков научит вас критически переосмысливать свои взгляды и корректировать их в соответствии с приобретаемыми знаниями.

Изучение материала учебного пособия по философии не должно становиться для вас самостоятельной целью, оно должно быть средством познания жизни и умения принимать оптимальные решения в условиях постоянно меняющейся социальной действительности. Поэтому осмысление философских проблем предполагает умение творчески использовать собственный жизненный опыт, анализировать сведения о текущей жизни и за рубежом, задействовать знание художественной литературы, информацию из других наук.

Для более успешного освоения изучаемых вопросов рекомендуется конспектировать прочитанный материал, записывая свои мысли и соображения по поводу проблем, рассматриваемых в тематических разделах учебного пособия.

 

 

Учебно-методическое пособие подготовлено:

 

кандидатом философских наук, доцентом Монастырской Ириной Александровной.

 

 

Настоящее учебно-методическое пособие может быть интересным не только для студентов, но и для всех, кто интересуется проблемами философии.

 

 

Тема 3. Античная философия

1. Ранняя античная философии (натурфилософия, учение Гераклита, пифагореизм)

2. Классическая греческая философия:

а) идеализм Платона

б) учение Аристотеля

в) античный атомизм

3. Философские школы эпохи раннего эллинизма (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм)

 

3.1. К античной философии относят древнегреческую и древнеримскую философию, получившую распространение на всей территории Средиземноморья. Античная философия существовала с VI века до н. э. до V века н. э.

Одной из причин возникновения философии на территории Эллады является своеобразие политического строя. Древняя Греция представляла собой множество городов-государств, которые называли полисами. Полис – это община равноправных граждан. Все без исключения граждане имели право голоса на народном собрании, на котором решались наиболее важные вопросы. В полисах все государственные дела обсуждаются публично, и каждый гражданин имеет право высказать свое мнение. В результате основным орудием власти становится слово, умение говорить, убедительно рассуждать. Главной доблестью гражданина в полисе становится способность самостоятельно мыслить и доказывать свою правоту рациональными аргументами. Это появление навыков рационального критического мышления и стало одним из главных истоков философии.

Одной из первых среди философских школ античности возникла Милетская школа (Милет – крупнейший город того времени). Философские учения Милетской школы были натурфилософскими (объясняющими природный мир) теориями, представлявшими одновременно и первые примитивные физические теории и первые метафизические, онтологические концепции.

Основатель первой философской школы Фалес утверждал, что все произошло из воды. Наиболее известным учеником Фалеса был Анаксимандр. Главная заслуга Анаксимандра состоит в том, что он впервые ввел понятие апейрон для обозначения качественно неопределенного, невещественного первоначала, из которого состоят все вещи. Анаксимандр апеллировал к бескачественности и, следовательно, к абстрактности материального первоначала, и показывал, что первоначало не может быть особой материальной реальностью, а может быть только специфической мыслью о материальном мире. Ведь первоначало должно объяснить рождение и гибель всего, что есть, было и будет в мире. Значит, должно быть нечто, из чего все возникает и во что все превращается. Иными словами, первопричина возникновения и уничтожения сама должна быть неуничтожимой, непреходящей. Так рождается важнейшая для философии идея – идея бесконечности.

На Ионийском греческом побережье был также известен город Эфес – родина знаменитого Гераклита (Эфесского). Первоначалом мира Гераклит считал огонь. В существовании этого космического огня Гераклит выделял циклы, которые он называл мировыми годами. Каждый мировой год начинается с выделения из огня воды, воздуха, земли и образования из них многообразия вещей. Мировой год заканчивается мировым пожаром, в котором все снова превращается в огонь и потом все начинается сначала (идея «вечного возвращения»).

Дальнейший процесс развития философской науки был связан с деятельностью Пифагорейской и Элейской школ, которые представляют собой зародыши идеалистической философии.

Основателем пифагорейской школы был древнегреческий философ и математик Пифагор. Пифагореизм – религиозно-философское учение, представлявшее число как основной принцип всего существующего, познание мира для пифагорейцев тождественно познанию математических соотношений. Основную мысль пифагорейского учения можно выразить формулой: все есть числа, все состоит из чисел.

Членом пифагорейского союза был и основоположник элейской школы Парменид из Элеи. Сущность философской позиции Парменида заключалась в новом для того времени различении мышления и чувственности, а соответственно различении мира мыслимого и мира чувственно познаваемого. Мышление и соответствующий ему умопостигаемый мир Парменид представлял как вечный и неподвижный, как бытие. Для Парменида «мыслить» и «быть» есть одно и тоже. Он не отвергал существования чувственно воспринимаемого мира. Он только доказывал, что зависимость ощущений от состояния организма, является причиной их неточности. Критерием истины он считал разум.

Постановка элеатами проблемы достоверности человеческого мышления подготовила переход философской проблематики от натурфилософии к проблеме человека, различным аспектам человеческого бытия. Интерес к человеку был вызван деятельностью софистов, главной чертой мировоззрения которых является релятивизм (относительность) всех ценностей и отрицание объективной истины. Софисты утверждали, что единой для всех людей истины не существует. Известно изречение Протагора: «Человек есть мера всех вещей: существующих в том, что они существуют и несуществующих в том, что они не существуют». Иначе говоря, то, что человек признает существующим, то и существует, а чего не признает – того не существует.

Против софистов и их учения выступил Сократ, утверждавший, что истина объективна и одинакова для всех. Отправной момент поиска истины Сократом содержится в его словах: «Я знаю, что я ничего не знаю». Он призывал не ограничиваться готовыми решениями и привычными размышлениями, а отталкиваться от незнания и размышлять. Именно в размышлениях и дискуссиях сформировался философский метод Сократа, сущность которого заключается в достижении истины путем выявления противоречий.

3.2.а. Среди учеников Сократа самым выдающимся был Платон. Учение Платона – система объективного идеализма. Сторонники объективного идеализма утверждают, что дух, мышление, идеи существуют объективно, независимо от человеческого сознания и первично по отношению к природе.

Главное в учении Платона – это примат общего над единичным и отдельным. Согласно Платону, мир раздваивается на два мира: мир идеальных сущностей и мир вещей. Первый является прообразом второго. В отличие от мира идей, который вечен и неподвижен, мир вещей хаотичен и подвижен, он постоянно изменяется и рождается, поскольку он полон несправедливости, зла, безобразия, никогда не совместим с образцами добра и красоты.

Теория познания Платона построена на его объективно-идеалистической картине мира. Сотворенные богами души, живут в идеальном мире, Вселившись в тела, души забывают об идеальном мире. Отныне они становятся подвластны не сверхчувственному умозрению, а чувственному восприятию. Познание трактовалось у Платона, как воспоминание человеком мира идей, где его душа воспринимала идеи непосредственно. Этому воспоминанию способствует, прежде всего, созерцание вещей, которые, сами, будучи отражением идей в материи, напоминают об идеях как по сходству с ними, так и по контрасту. Но все же не чувства предшествуют рациональной ступени познания, а, наоборот, рациональная ступень познания предшествует чувственной.

3.2.б. Величайшим из непосредственных учеников Платона был Аристотель. Понять учение Аристотеля нелегко. Это объясняется тем, что у него нет однозначного решения принципиальных философских вопросов, он колебался между материализмом и идеализмом.

Философию Аристотель считал наилучшей среди наук в силу ее практической бесполезности: она никому не нужна в обыденной практической жизни, но она необходима, поскольку учит людей мыслить, сомневаться, находить истину. Философы – это люди, которые способны удивляться тому, на что другие не обращают внимания. Философы задумываются над тем, что другим людям кажется ясным и очевидным в силу привычки. Благодаря способности философов удивляться, они приходят к открытию причин и начал мироздания. Таким образом, по Аристотелю, философия должна заниматься выявлением причин существования чувственно воспринимаемого мира. Причиной существования мира вещей является сущность, для объяснения природы которой Аристотель вводит понятие субстрата (общей материальной основы многообразных явлений). Согласно учению Аристотеля, все единичные вещи представляют собой единство материи и формы. Материя является пассивной возможностью и субстратом (строительным материалом) вещей, а форма – их активным динамичным началом. Форма нематериальна. В иерархии всех форм высшее место занимает неподвижный ум -перводвигатель (форма всех форм), который Аристотель называл богом. Наличие перводвигателя является условием движения и преобразований в мире.

Учение Аристотеля имело огромное значение для дальнейшего развития философии. Он детализировал всю философскую проблематику, подробно описавал тончайшие терминологические различия, тем самым решил задачу окончательного оформления всей греческой мысли.

3.2.в. Наряду с учениями Платона и Аристотеля примером античного классицизма могут служить взгляды античных атомистов – философов материалистического направления (Левкипп, Демокрит). По Демокриту, все существующее состоит из атомов и пустоты, являющейся необходимым условием движения атомов. В процессе движения атомы сталкиваются, соединяются и разъединяются, что обусловливает многообразие природного мира. Рассмотрение атомов в качестве материального первоначала решило многие философские проблемы, поставленные задолго до Демокрита и Левкиппа. Например, при посредстве идеи об атомах можно было объяснить материальность Вселенной и движения, многообразие материальных вещей, единство материального мира, развить представление о неуничтожимости и несотворимости материи. Кроме того, идея атомизма содержала мысль о безграничности и бесконечности материи, а также, допуская существование пустоты, решала проблему движения. С помощью атомов решалась проблема возникновения и развития мира. Атомисты считали, что тела возникают благодаря сочетанию атомов, а гибнут в результате распадения соединений. Был также решен вопрос о бесконечности пространства и времени.

3.3. Философия развивалась вместе с развитием античного общества, кризис которого в IV – I вв. до н. э. породил глубокие изменения в интеллектуальной сфере. Философские школы, которые ранее были ареной политической борьбы, превратились в замкнутые касты людей, объединенных равнодушным отношением к внешним событиям и повышенным интересом к вопросам нравственности. Наиболее известными в эпоху кризиса рабовладельческого мира были школы эпикуреизма, стоицизма и скептицизма.

Эпикурейская школа получила свое название по имени своего основателя Эпикура. Важнейшим элементом учения Эпикура является принцип сохранения материи, согласно которому, ничто не происходит из несуществующего и ничто не становится несуществующим, ибо нет ничего, помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменения. По Эпикуру, Вселенная бесконечна и существует вечно. Основными элементами мироздания являются первоначальные материальные тела – атомы и, занимаемое ими пространство, пустота.

Для Эпикура атомистическая концепция является предпосылкой нравственного учения. Именно от Эпикура берет свое начало нравственное и этическое учение, которое было построено в виде определенных рекомендаций личности: как себя вести, как строить свою жизнь, как организовать свои занятия, чтобы жизнь была приятной и счастливой. Эпикуреизм – вид этического гедонизма (утверждение наслаждения в качестве высшего блага). Смысл жизни Эпикур видел в достижении безмятежности и невозмутимости, предполагающих здоровье тела и спокойствие духа (атараксия). Атараксию Эпикур считал высшим идеалом жизни, под которым он понимал состояние мудреца, достигшего внутренней свободы.

Вместе с тем Эпикур считал, что нравственная жизнь требует соблюдения меры во всем. Он видел идеал нравственной жизни лишь в удовлетворении естественных желаний, необходимых человеческих потребностей. По Эпикуру умеренность доступнее для человека, полезнее для его здоровья и потому благоприятнее для него.

Эпикур четко противопоставлял излишества и разврат – благоразумию и душевному покою, обеспечивающимся поиском счастливой жизни. Цель рассуждений Эпикура: помочь человеку сориентироваться в жизни, сосредоточиться на самом главном, научиться различать ценности истинные и мнимые, подлинные и неподлинные, быстротечные и непреходящие, разобраться, как ему следует жить, чтобы его жизнь была осмысленной.

Мудрость, источником которой является изучение философии, Эпикур рассматривал как врачебное искусство, исцеляющее людей от реальных страданий. Изучение философии не только наделяет человека мудростью, но и обогащает его знаниями, доставляет величайшие духовные наслаждения. Таким образом, идеалом для Эпикура является философствование, которое помогает человеку быть благоразумным и счастливым.

Другим выдающимся течением философии этого периода был стоицизм. Основоположником стоицизма был Зенон из Китиона, основными представителями – Луций Анней Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

Эпиктет был рабом одного из телохранителей Нерона и вместе с ним попал в Рим. Позднее был освобожден и стал профессиональным философом.

В философском учении Эпиктета доминирует этическая проблематика. Главное место занимает проблема достижения счастья. По его мнению, можно быть счастливым только в том случае, если желаешь возможного, так как в этом случае всегда будешь иметь то, что желаешь.

Эпиктет высшее благо понимал как согласие мыслей и стремлений с природой. Высшей целью он считал сознательное подчинение божественному закону. Поскольку человек есть часть природы, а разум роднит человека с богом и подчиняет его богу, то человек должен подчиняться законам бога, ибо человек не может избежать страданий и смерти, они – его удел. Это следование божественным законам, подчинение разумной необходимости Эпиктет и представлял как истинную свободу.

Эпиктет считал, что все люди братья и все они равны перед богом, все являются гражданами мира. В связи с этим Эпиктет осуждал рабство как моральное уродство, разлагающее и раба, и господина. Господин – игрушка страстей, он, по мнению Эпиктета, еще менее свободен, чем раб, стойко переносящий невзгоды. Он доказывал, что все люди рабы, находящиеся под игом своих страстей и желаний. Только разумный человек свободен, так как живет так, как сам хочет, желая того, что можно получить. Свободен человек, поступающий по совести, не боясь никаких опасностей, никаких мук, даже смерти.

Эпиктет считал что нравственная свобода достигается человеком через нравственное совершенствование, которое носит либо форму приспособления к действительности, либо - неприятия этой действительности. Достижение свободы, таким образом, понимается Эпиктетом как внутренний личный процесс, не зависящий от внешних условий жизни.

Марк Аврелий предлагал простой рецепт счастья – считать каждое мгновенья своей жизни последним. В своей жизни он строго следовал своим рекомендациям, вытекавшим из чувства природной естественности.

Стоицизм, будучи одним из просветительских направлений в античной философии, сыграл огромную историко-культурную роль. Не менее значимой для античной философии была и просветительская роль скептицизма.

Об основателе скептицизма Пирроне известно, что вначале он был живописцем, причем не особенно одаренным, а затем сталь философом.

В основе учения Пиррона лежали ответы на три вопроса: 1) какова природа вещей? 2) как следует к ним относиться? 3) что должно следовать для нас из этого отношения?

Отвечая на первый вопрос, Пиррон утверждал, что ни о каких вещах мы совершенно ничего не знаем, так как одни и те же вещи вызывают у различных живых существ разные ощущения: одним они полезны, а другим вредны. Например, морская вода, полезна для рыб, но не может использоваться людьми для питья. Разные люди также испытывают от одних и тех же вещей разные ощущения. Один и тот же предмет различные органы чувств воспринимают по-разному.

Из ответа на первый вопрос вытекал и ответ на второй: мы должны воздерживаться от всякого суждения о чем бы то ни было, так как всякое наше суждение не связано ни с каким объективным миром и свидетельствует только о нашем субъективном состоянии. Ведь в разных состояниях люди воспринимают вещи неодинаково. Поскольку вещи не воспринимаются изолированно друг от друга, то в сочетании с условиями их восприятия они воспринимаются по-разному. Например, камень кажется в воде более легким, чем в воздухе.

Требование воздержания от суждений о чем бы то ни было – основной принцип скептицизма.

Ответ на третий вопрос характеризует социально-историческое место скептицизма и самого Пиррона. Нужно пребывать в полной духовной независимости от всего того, что кажется объективным, а если возникает необходимость действовать, то следует действовать в соответствии с обычаями, законами и нравами своей страны

Основываясь на недостоверности чувственного знания, скептики не допускали возможности достоверного знания вообще. Крайняя форма скептицизма, основанная на утверждении, что достоверное знание в принципе недостижимо, называется агностицизм.

Заключительной школой в эпоху античности был неоплатонизм. Первоначально неоплатоники были истолкователями философии Платона, со временем неоплатонизм оформилось в самостоятельное философское течение. В учении неоплатоников дух науки покидает философию, а то, что от него остается, направляется на цели, далекие от действительного научного знания. И в этом нет ничего удивительного: христианство уже стало признанной государственной религией. Античная философия прекратила свое тысячелетнее существование.

Конец античной философии имеет свою официальную дату, которая связана с запретом преподавания «доктрин тех, кто заражен сумасбродными идеями нечестивых язычников».

Таким образом, 529 год – это дата завершения античной философии и приобретения средневековой философией статуса государственной идеологии.

Тема 7. Русская философия

 

1. Основные особенности русской философской мысли.

2. Философско-религиозное мировоззрение Древней Руси X-XVII вв.

3. Русская философская мысль в эпоху Просвещения XVIII в.

4. Русская философия XIX в. Славянофилы и западники.

5. Русская философия XX в. Русский философский Ренессанс начала ХХ в., его значение в мировой культуре.

 

7.1. Философская мысль на Руси начинает зарождаться в XI в. под влиянием процесса христианизации. С самого начала своего становления она оказалась исторически вписанной в мировой культурно-философский процесс. В своей своеобразной, специфической форме русская философская мысль решала те же теоретические и идеологические задачи, к которым обращалась философия других европейских народов. Вместе с тем русская философия имеет ряд характерных особенностей. С одной стороны, имел место растянутый во времени, своеобразный «пролог» к философии (X-XVII вв.), а с другой, – приобщение к западноевропейской культуре дало возможность русским мыслителям и ученым взять как бы «готовый опыт» в философии. Развитие собственно философии в России происходит в XIX веке, когда философская мысль в мучительных поисках истины уяснила свои задачи и проблемы, определив собственный путь развития. Таким образом, можно предложить следующую периодизацию становления и развития русской философии:[3]

1) Пролог к русской философии:

а) до Петра Великого,

б) XVIII век.

2) Первый период – до возникновения первых философских систем в России – XIX в. (до 70-х годов).

3) Второй период – возникновение самостоятельных философских систем в России – конец XIX в. - до 20-х годов XX в.

4) Третий период – XX в. – после 1917 года.

Русская философия, пройдя длительный путь развития, к началу XX века сложилась как оригинальное, самостоятельное направление в мировом культурно-философском процессе, наряду с западноевропейской и восточной философией. Русское религиозно-философское мировоззрение характеризовалось духом свободы, который так необходим для философского творчества. Это во многом объясняется тем, что в России проводником цензуры была не церковь, а государство. Для русской философской рефлексии приоритетными являются: проблемы свободы, личности и социума. Поэтому специфическими чертами русской философии, отличающими ее, прежде всего, от западноевропейской, стали: теософия (мистическое богопознание), антропоцентризм (понимание человека как центра и высшей цели мироздания) и историософия (учение о смысле и целях истории).

В отличие от западноевропейской философии, которая развивалась на фундаменте античной философии и прошла процесс десакрализации (высвобождения из религиозного сознания), русская философия оставалась религиозной. Бог в русском философском миросозерцании рассматривался с точки зрения истории, в контексте национальной русской идеи, что приводило к сближению философских и богословских размышлений о судьбе и миссии русского народа, феноменальности русского начала во всемирном историческом процессе. Главной темой русской философии является тема человека, его судьбы, смысла жизни, свободы, сущности человеческой личности, ее роли в обществе. В русской философии (и литературе) доминирует, прежде всего, моральная установка. Два начала – личностное и общинное (общественное), единичное и общее, как две противоположности, перетекая друг в друга, существует в русском национальной характере и русской культуре. Это органичное единство личного начала и общественного нашло свое выражение в философии всеединства, центральным понятием которой является понятие соборности.

Соборность – это внутреннее единение каждого со всеми. Только соборным сознанием достигается подлинная вера. В отличие от западноевропейской философии, которая в XVII в. выдвинула в качестве основного принципа всего миропонимания ratio (разум), русская философия, развивавшаяся на основе византийско-православных представлений, кладет в основание всего Логос. Логос – метафизическое и божественное начало, вбирающее в себя единство и целостность мироздания, особенной частицей которого является человеческое бытие. Понятие соборности в русской философии выражает целостность бытия. Современные философы отмечают, что человечество в своей истории, постепенно развивая личность, рождает более высокую общность. Будущее человечества – в высокой общности, где личность полностью раскрывает себя. Таким образом, идея соборности, являясь в настоящее время не только чисто русским понятием, решает эту проблему, проблему ноосферной эпохи.

7.2. Принятие христианства на Руси повлекло за собой целый ряд преобразований и нововведений, среди которых наибольшую значимость имело формирование идеологии сильной княжеской власти (позднее концепции «Москва – третий Рим», призванной объединить разрозненные княжества под главенством Москвы в единое централизованное государство), а также организация «книжного дела», налаживание переводов церковной литературы на славянский язык. В числе тех, кто стоял у истоков русской философии, самыми крупными мыслителями-книжниками были Илларион Киевский, Никифор Грек и Климент Смолятич (все они были киевскими митрополитами).

Наибольшую известность имеет сочинение Иллариона (конец X – середина XI вв.) – «Слово о законе и благодати», посвященное теме Руси, богоизбранности царской власти. Ключевые понятия христианской религии – закон и благодать (Ветхий завет и Новый завет) – Илларион наполняет новым смыслом. Благодать для Иллариона предполагает духовную свободу личности, свободно принимающей этот дар и стремящейся к истине, а закон погружен в быт, в узконациональные интересы и земные страсти, он не имеет представление о высшем благе. По Иллариону, центральным событием мировой истории является упразднение закона и уничтожение рабства. Таким образом, Ветхий завет сменяется Новым заветом, рабство – свободой. В сочинении митрополита четко выражен идеал Святой Руси, имевший огромное значение не только для русского религиозного сознания, но и для укрепления государственной власти. Таким образом, христианство в интерпретации Иллариона оказывалось учением о свободе как органическом состоянии человека, что противоречило официальным постулатам церковной идеологии, но соответствовало моральным заветам раннего христианства.

Дальнейшее развитие русской философской мысли проходило в русле развития нравственно-практических поучений и обоснования особого предназначения православной веры Руси для развития мировой культуры. В XII в. к теме власти, ее религиозного смысла обращается один из крупнейших русских политических деятелей – князь Владимир Мономах. Центральное место в его Поучении занимает идея правды. Правда – это то, что составляет основу законности власти и в этом смысле правда есть закон и правосудие. Нравственный смысл этого понятия в Поучении Владимира Мономаха гораздо шире - правда требует от властителя защищать слабых. Власть, таким образом, усиливает нравственную ответственность того, кто ею наделен, делает необходимым жить по правде. Оригинальным памятником древнерусской мысли является также Моление Даниила Заточника (XII – XIII вв.), в котором высоко оценивается ум человека, ведущий к мудрости, а мудрость в свою очередь неотделима от нравственности.

В средневековой культуре Московской Руси философские идеи были также тесно связаны с традицией православного богословия. Серьезное влияние на русскую религиозную мысль конца XIV-середины XVII вв. оказал исихазм. Представитель афонского исихазма Григорий Палама был рьяным противником рационализации теологии, он абсолютизировал противоположность божественного и мирского, утверждая, что Бог не может быть творцом мира. В эпоху Возрождения подобное освобождение природного из божественного приводила к исследованию «природы вещей», закономерности возникновения всего естественного.

В XV-XVI вв. традиция византийского исихазма ярко проявилась в мировоззрении заволжских старцев- нестяжателей, духовным лидером которых был Нил Сорский, выступивший за религиозное и духовное обновление, укрепление авторитета православной Церкви в борьбе против еретических учений. В своем сочинении «Предание ученикам» Нил Сорский определяет идеал монашеского жития, как аскезу (ограничение или подавление чувственных желаний), отшельничество, физический труд исключительно для собственного пропитания и никакого стяжательства, никакой практической (корыстной) хозяйственной деятельности. Иначе малейшая уступка даже самому простому «интересу» ведет к «борьбе помыслов», связыванию души, ее пленению страстями, и, в конечном счете, к гибели.

Два утверждения в учении Нила: запрет монастырской собственности и отказ от украшения храмов, вызвали особое недовольство идейных противников нестяжателей – иосифлян. Авторитетным противником Нила Сорского и главным оппонентом нестяжателей был Иосиф Волоцкий, главный труд которого – «Просветитель, или Обличение ереси жидовствующих» сыграло значительную роль в становлении политического сознания Московской Руси. В Просветителе Иосиф формулирует свою концепцию монархической власти, обосновывая ее сакральный (священный) смысл. С иосифлянством как идеологией русской государственности связана возникшая на Руси в XV – XVI вв., во время правления Василия III, историософская концепция «Москва – третий Рим». После падения Византии (1453 г.) в русском религиозном сознании крепнет убеждение в том, что историческая миссия «православного царства» отныне принадлежит русскому государству, сменившему в этой роли Константинополь, в свою очередь возглавивший христианский мир после гибели Рима. Наиболее последовательно идея Москвы как третьего Рима была сформулирована старцем Филофеем в его «Послании к великому князю Василию». По Филофею, в истории человечества и государств не может быть ничего случайного. С падением православных царств единственным хранителем божественной истины осталось царство Русское. Москва представлялась старцу Филофею средоточием вселенского христианства, а великий князь московский – царем всех христиан. Свое настоящее торжество учение Филофея обрело в старообрядчестве, которое признавало псковского старца провозвестником «правой веры».

В XVII в. на Руси складывается духовно-академическая традиция изучения философии. В начале столетия была создана Киево-Могилянская академия, а в 1687 г. Московская Славяно-греко-латинская академия. Первыми руководителями московской академии стали греки Иоанникий и Софроний Лихуды. Они были и первыми авторами русских учебников по философии: логики, риторики, психологии и т.д., которые содержали богатейший материал из области древней и новой европейской философии. Процесс освоения мирового философии приобретал все более систематический характер, что свидетельствует о развитии культурных связей с Европой и начале просветительской деятельности на Руси.

7.3. Русское Просвещение охватывает период с середины XVII в. до первой трети XIX в. Приближаясь к западной цивилизации, петровская Россия должна была воспринять и весь идеологический мир Европы. В Европе, особенно во Франции, развитие просветительской философии протекало в обстановке секуляризации духовной культуры, отделения светской культуры от религиозной (церковной). Одной из замечательных фигур западнорусского Просвещения был князь А.М. Курбский, ярый противник Ивана Грозного. В своих сочинениях Курбский ставил вопрос об уме, определяемом как единство естественного (чувственного) и божественного. Божественная часть ума помышляет о Всевышнем, оторвана от ощущений и потому составляет область «мечтаний», мистического созерцания. В практической деятельности человеку служит другая часть ума – естественная. В этом смысле, как доказывает мыслитель-книжник, разум имеет естественное происхождение, и благодаря ему человек обладает свободой воли, которая направляет его поступки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.066 с.)