Тема «Методика преподавания грамматики» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема «Методика преподавания грамматики»



Грамматика как раздел школьного курса русского языка, его значение, основное содержание и структура. Взаимосвязь между морфологией и синтаксисом — ведущий тактический принцип изучения грамматики в школе. Методы изучения грамматики; основные приемы: грамматический разбор, прием алгоритмизации.

Грамматические понятия, правила и определения. Последовательность умственных операций при формировании понятий и усвоении правил и определений.

Роль грамматики в формировании различных умений и навыков учащихся — речемыслительных, учебно-языковых, орфографических, пунктуационных, в обогащении речи учащихся. Осуществление внутрипредметных связей между изучением грамматики и других разделов школьного курса русского языка: орфографии, пунктуации, культуры речи, стилистики.

Основные грамматические нормы (морфологические и синтаксические). Способы предупреждения и преодоления типичных грамматических ошибок.

Список рекомендуемой литературы

1. Дроздова, О. Е. Для чего нужна грамматика [Текст] / О. Е. Дроздова // Рус. словесность. — 2000. — № 4.

2. Методика преподавания русского языка в школе [Текст] / М. Т. Баранов,
Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. — М.: Академия, 2000. — С. 128—144.

3. Николаева, Е. И. Психологические основы обучения грамотности [Текст] /
Е. И. Николаева // Рус. словесность. — 2000. — № 5.

4. Парубченко, Л. Б. Чтобы писать грамотно, нужно изучать грамматику [Текст] / Л. Б. Парубченко // Рус. словесность. — 2002. — № 2.

5. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе [Текст] / А. В. Текучев. — М.: Просвещение, 1980. — С. 163—179.

Вопросы и задания

1. Какое место занимает грамматика в курсе русского языка?

2. В чем состоит цель изучения грамматики?

3. Какие направления в методике преподавания грамматики вам известны?

4. Прочитайте слова М. В. Ломоносова о значении грамматики в овладении нормами русского языка:

«И хотя она „грамматика” от общего употребления языка происходит, однако правилами показывает путь самому употреблению…

В грамматике все науки… нужду имеют».

Приведите примеры языковых норм, которые сообщаются грамматикой.

5. Подготовьте тезисы и сообщение по одной из статей (по выбору):

а) Дроздова О. Е. Для чего нужна грамматика // Русская словесность. — 2000. — № 4;

б) Парубченко Л. Б. Чтобы писать грамотно, нужно изучать грамматику // Русская словесность. — 2002. — № 2.

6. Какова роль и назначение алгоритмов в обучении грамматике? Приведите пример алгоритма.

7. Постройте алгоритм на одну из грамматических тем (учебник по выбору).

8. Прочитайте высказывание Е. С. Истриной о значении изучения грамматики. Покажите роль знаний по грамматике при изучении лексики, орфографии, пунктуации.

«Грамматика, во-первых, дает известную сумму знаний о языке, его строе, переводя этим стихийное владение речью в сознательное; во-вторых, способствует развитию мышления на материале строя речи и, в-третьих, она помогает овладению навыками грамматически правильной речи, включая сюда навыки орфографии и пунктуации».

9. Обобщите материал о роли и месте грамматики в школьном курсе русского языка (учебник по выбору).

Тема «Методика преподавания морфологии»

Морфология как раздел школьной грамматики. Его значение, задачи, содержание, структура. Частнометодические принципы изучения морфологии: лексико-грамматический, парадигматический, морфолого-синтакси-ческий.

Знакомство с системой частей речи в русском языке.

Основные понятия морфологии (части речи и их грамматические категории), закономерности усвоения их учащимися. Методика формирования понятия «части речи» в процессе изучения морфологии. Изучение грамматических классификаций, словоизменения частей речи, словообразования частей речи. Специфика в изучении знаменательных и служебных частей речи.

Обобщающее повторение при изучении частей речи.

Специальные умения и навыки учащихся, формируемые при изучении морфологии. Основные этапы, методы и приемы их формирования.

Основные морфологические нормы речевой культуры. Способы предупреждения и преодоления типичных морфологических ошибок.

Список рекомендуемой литературы

1. Гиндин, С. И. Энциклопедия русской морфологии для учителя [Текст] /
С. И. Гиндин // Рус. яз. — 2004. — 23—30 июня (№ 24).

2. Малащенко, В. П. Алгоритмы на уроках русского языка [Текст] / В. П. Малащенко. — Ростов н/Д, 1978.

3. Меженко, Ю. С. Методическая система В. Ф. Шаталова в обучении русскому языку [Текст] / Ю. С. Меженко. — М., 1992.

4. Меженко, Ю. С. Опорные конспекты по русскому языку [Текст] / Ю. С. Меженко. — М., 1982.

5. Методика преподавания русского языка в школе [Текст] / М. Т. Баранов,
Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. — М.: Академия, 2000. — С. 128—147.

6. Мехедов, В. Н. Обобщающий урок по теме «Причастие» [Текст] / В. М. Мехедов // Рус. яз. в шк. — 2006. — 16—18 февр. (№ 4). — С. 32.

7. Озерская, В. П. Изучение морфологии на синтаксической основе [Текст] /
В. П. Озерская. — 2-е изд. — М., 1989.

8. Отришко, В. А. О речевой деятельности учащихся на уроках русского языка [Текст] / В. А. Отришко // Проблемы русского и методики его преподавания: межвуз. сб. науч.-метод. ст. — Балашов: Фомичев, 2006. — С. 43—45.

9. Палей, И. Р. Очерки по методике русского языка [Текст] / И. Р. Палей. — М.: Просвещение, 1965. — С. 43—60.

10. Панов, М. В. Как можно преподавать морфологию в школе? [Текст] / М. В. Панов // Рус. яз. — 2004. — 16—22 авг. (№ 31).

11. Сидоров, В. Н. Морфология русского литературного языка [Текст] / В. Н. Сидоров // Рус. яз. — 2004. — 23—30 июня (№ 24).

12. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе [Текст] / А. В. Текучев. — М.: Просвещение, 1980. — С. 179—201.

Вопросы и задания

1. Какое значение имеет изучение частей речи в общей системе обучения русскому языку?

2. В чем суть ведущего тактического принципа изучения грамматики в школе — принципа изучения морфологии на синтаксической основе?

3. Определите комплекс основных умений и навыков учащихся, формируемых при изучении морфологии (см. программы по русскому языку).

4. Найдите в школьных учебниках определения (дефиниции) разных частей речи, проанализируйте их; назовите основные признаки, по которым слова объединяются в определенные грамматические классы — части речи (т. е. принципы выделения частей речи). Вспомните, как решается это вопрос в научной грамматике, сделайте соответствующий вывод.

5. Проанализируйте содержание и объем материала по изучению одной из частей речи в школьной программе и соответствующем ей учебнике (по выбору).

6. Каковы основные методы и приемы, виды упражнений, используемые при формировании понятий о частях речи?

7. Разработайте задания для самостоятельной работы учащихся в связи с обобщающим повторением одной из частей речи.

8. Познакомьтесь со статьей С. И. Гиндина и подготовьте по ней сообщение: Энциклопедия русской морфологии для учителя // Русский язык. — 2004. — № 24.

9. Составьте тезисы статьи: Сидоров В. Н. Морфология русского литературного языка // Рус. яз. — 2004. — № 24.

Тема «Изучение синтаксиса словосочетания»

Синтаксис как раздел школьного курса грамматики. Его значение, задачи изучения. Основное содержание и структура раздела «Синтаксис». Пропедевтическое и систематическое изучение синтаксиса в школьном курсе русского языка. Принципы изучения школьного курса синтаксиса.

Словосочетание как синтаксическая единица, его грамматическая и смысловая характеристика. Основные задачи изучения словосочетания. Объем сведений, сообщаемых учащимся о словосочетании. Методы, приемы и средства изучения словосочетания. Система специальных упражнений.

Синтаксический разбор словосочетания.

Формирование умения правильного употребления формы зависимого слова при согласовании и управлении. Формирование умения использования в речи синонимических по значению словосочетаний.

Список рекомендуемой литературы

1. Бабайцева, В. В. Подчинительные и сочинительные словосочетания [Текст] / В. В. Бабайцева // Рус. яз. в шк. — 2006. — № 4. — С. 74.

2. Дудников, А. В. Методика изучения грамматики в восьмилетней школе [Текст] / А. В. Дудников. — М., 1977.

3. Дьячкова, Н. А. Предложения с нечленимыми словосочетаниями в функции подлежащего [Текст] / Н. А. Дьячкова // Рус. яз. в шк. — 2005. — № 2. — С. 81.

4. Методика преподавания русского языка в школе [Текст] / М. Т. Баранов,
Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. — М.: Академия, 2000. — С. 128—144.

5. Озерская, В. П. Изучение синтаксиса на основе взаимосвязи с морфологией [Текст] / В. П. Озерская. — М., 1982.

6. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе [Текст] / А. В. Текучев. — М.: Просвещение, 1980. — С. 201—202.

7. Тихова, В. В. Упражнения при изучении семантики и функционирования словосочетаний в школе [Текст] / В. В. Тихова // Рус. яз. в шк. — 2002. — № 4. — С. 32.

8. Фомичева, Г. А. Изучение словосочетания в восьмилетней школе [Текст] /
Г. А. Фомичева. — М., 1973.

Вопросы и задания

1. Какое значение имеет изучение синтаксиса в школьном курсе русского языка? Каковы задачи изучения синтаксиса?

2. Что такое пропедевтическое изучение синтаксиса в школьном курсе русского языка?

3. Раскройте содержание обучения синтаксису словосочетания: какие сведения о словосочетании сообщаются учащимся, какие специальные умения и навыки формируются у них.

4. Назовите основные методы и приемы изучения словосочетания. Путем анализа школьных учебников выявите комплекс специальных упражнений (их виды) по изучению словосочетания.

5. Из каких структурных особенностей складывается грамматическая и смысловая характеристика словосочетания? Подготовьте образец объяснения этого материала на уроке, используя школьный учебник (на выбор).

6. Известно, что не все сочетания слов, которые можно вычленить из предложения, являются словосочетаниями в строгом терминологическом значении этого слова. Изучите соответствующий материал в так называемых стабильных учебниках; расскажите, как вы объясните это учащимся. Подберите с этой целью специальное упражнение и наметьте методику его выполнения.

7. В школе большое значение придается проведению разнообразных упражнений, особенно самостоятельному составлению учащимися словосочетаний различного типа и использованию их в устной и письменной речи. Очень важно, чтобы эти упражнения располагались в определенной системе.

Разработайте систему упражнений по обогащению речи учащихся глагольными словосочетаниями, т. к. усвоение и применение их больше всего затрудняет школьников.

8. Разработайте конспект урока по теме «Словосочетание в русском языке», используя любой действующий учебник (по выбору).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.013 с.)