Психоаналитическая теория личности Фрейда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психоаналитическая теория личности Фрейда



Основной предпосылкой П явл разделение психики на сознание и бессознательное. Психоаналитик не считает сознание сутью психики и исходит из того, что бессознательные влечения и желания предопределяют мышление и поведение чела.

Теория Фрейда. Он привлек внимание к бессознательной сфере психики и ее влиянию на человеческое поведение: психику он сравнивал с айсбергом, верхушка которого — сфера сознания — это лишь небольшая часть по сравнению с подводной, то есть неосознаваемой. Психика – структура, которая состоит из:

1) ИД огромная область бессознательного, в ктр содержатся все биологические влечения, инстинкты, желания; и вытесненые в процесе жизни переживания, страхи, и т.д. Влечния (2 рода):к жизни;к смерти.

2) ЭГО сознания (тонкая пленка, покрывающая бессознат) – это разумное, рациональное в челе («Я»). Сознательное формируется извне.

3) СУПЕРЭГО контроль за поведением чела. Интериоризованные внешние нормы. Частично представлено в сознании, а частью уходит в бессознательное.

Концепция об инфантильности сексуальности: ребенок проходит фазы: 1. Оральная стадия (0-1 лет) - основной источник удовольствия сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. 2. Анальная стадия (1-3 лет) - На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. 3. Фаллическая стадия (3 - 5 лет) Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы (Эдипов комплекс, комплекс Электры). 4. Латентная стадия (5 - 12 лет) снижение полового интереса, освоение общечеловеческого опыта, установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения. 5. Генитальная стадия (12,13 - I8 лет) - возвращение детских сексуальных стремлений, теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток стремится к одной цели - нормальному сексуальному общению.

Компоненты личности: «Ид» (Оно) – носитель инстинктов, подчиняется принципу удовольствия; «Эго» (Я) – следует принципам реальности; «СуперЭго» (Сверх-Я) – носитель моральных стандартов. Из-за их несовместимости появляются “ защитные механизмы ”: Уход – физическое или мысленное бегство от слишком трудной ситуации. Идентификация – процесс присвоения установок и взглядов других людей. Проекция – приписывание своих собственных асоциальных мыслей и поступков кому-то другому. Смещение – подмена реального источника гнева или страха кем-либо или чем-либо. Отрицание – отказ признать, что какая-либо ситуация или какие- либо события имеют место. Вытеснение – крайняя форма отрицания, бессознательный акт стирания в памяти пугающего или неприятного события, вызывающего тревогу, отрицательного переживания. Регрессия – возвращение к более онтогенетически ранним, примитивным формам реагирования на эмоциональную ситуацию. Реактивноеобразование – поведение, противоположное имеющимся мыслям и желаниям, вызывающим тревогу, с целью их маскировки. Сублимация – механизм, посредством которого сексуальная энергия разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида или общества (например, творчество).

Природа невроза: Было обнаружено, что травматические события, аффективные переживания, неисполнившиеся желания и т.п. не исчезают из психики, а подвергаются вытеснению — активному удалению из сознания в сферу бессознательного, где продолжают активно воздействовать на психич жизнь, проявляясь часто в замаскированной, "зашифрованной" форме в виде невротических симптомов. Последние рассматриваются в П как компромиссные психич образования, возникшие в результате столкновения вытесненных влечений с противостоящей им внутренней "цензурой", представляющей собой механизм защиты сознательного "Я" против опасных влечений и импульсов.

Существует 2 категории инстинктов: - сохранение, стремление к жизни (инстинкт любви - либидо); - противодействует жизни и стремится вернуть ее в неорганическое состояние (инстинкт смерти - танатос).

Жизненный путь является ареной борьбы между Эросом и Танатосом.

Практика. 1. Интерпретации в психоанализе - это перевод важной значимой информации о человеке с бессознательного уровня на сознательный. В процессе психотерапевтической работы напряжения в человеке снижаются, а, следовательно - исчезают симптомы заболевания, которые возникают в результате вытеснения "негативной" информации на бессознательный уровень. 2. Метод «свободных ассоциаций» т.е. попытка объяснить, чему соответствуют ассоциации не в мире внешних объектов, а во внутреннем мире субъекта (их двойственность). 3. Метод толкования сновидений. Положение о символическом характере снов. По мнению Фрейда, в этой символике иносказательно подает о себе весть мир бессознательных потаенных влечений.

Он исходил из предпосылки, что человек явился продуктом эволюции, развертывавшейся случайным образом. Человек — это животное и только животное. Животным происхождением определяются исходные, родовые, инстинктивные влечения человека. Фрейд полагал, что человек находится в постоянном конфликте с самим собой и обществом. Считал, что главное направление жизни человека в основном определяется в раннем возрасте, хотя может иногда изменяться или быть изменено посредством психоанализа. Фрейд обнаружил, что при подходящих условиях пациент вскоре обращается к воспоминаниям раннего детства, и это, вместе с толкованием сновидений, позволяет терапевту понять личность пациента и то, как она развивалась.

МОЗГА И ПСИХИКИ

Давно замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека. Эта мысль была сформулирована ещё в первом тысячелетии до н.э. В течении более чем двух тысячелетней истории развития психологических знаний она оставалась неоспоримой, развиваясь и углубляясь но мере Получения новых данных о работе мозга и новых результатов психологических Исследований. Генетическая психология, в частности зоопсихология и психологии ребенка, принадлежит к числу дисциплин, наиболее интенсивно разрабатываемых в последние десятилетия. Однако из эволюционистской концепции вытекает ряд ошибочных методологических выводов, наложивших глубокий отпечаток на большинство исследований современной генетической психологии[1]. Закономерности всех явлений, и психических в том числе, познаются лишь в их развитии, в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания. Поскольку психические явления, как и все явления природыи общественной жизни, имеют свое прошлое и будущее, свою отрицательную и положительную сторону, что-то отживающее и нечто развивающиесяпитающееся, им свойственны внутренние противоречия. И подлинным содержанием психического развития является борьба этих внутренних противоречий, борьба между старымиотживающими формами психики и новыми нарождающимися. Задача психологического исследования и заключается в том, чтобы проследить происходящее в этой борьбе развитие новых форм психики в их существенных закономерностях.

Психика является, продуктом развития органической жизни. Поэтому

вопрос о материальных основах психики - это, прежде всего, вопрос об ее

зависимости от материальных основ органической жизни, от ее материального субстрата непосредственным материальным субстратом психики в ее развитых формахявляется центральная нервная система, мозг. Но психика, несомненно, связанане только с нервной, но и с гуморальной, химической регуляцией, психикаявляется функцией центральной нервной системы, функцией мозга. Однако взаимоотношения психики и мозга, психики и нервной системы состовляет лишь одну сторону во взаимоотношениях психики и ее материальных основ. Говоря о том, что психика является продуктом мозга, а мозг- органгом психики, нельзя не учесть и того, что психика является отражением действительности, бытия; а высшая форма психики - сознание
человека является осознанием его общественного бытия. Зависимость между строением органа и его функциями не односторонняя; не только функция зависит от строения, но и строение от функции [3].

Большой вклад в понимание того, как связана работа мозга и организм человека с психологическими явлениями и поведением, внес И.М. Сеченов. По мысли И.М. Сеченова психические явления входят как обязательные компоненты в любой поведенческий акт и сами представляют собою своеобразные сложные рефлексы. Психическое, считал И.М. Сеченов, столь жеобъяснимо естественнонаучным путем, как и физиологическое, так как он имеет ту же самую рефлекторную природу. Позднее его идеи развил в своей теории физиологических коррелятов психических явлений И. П. Павлов, открывший явление условнорефлекторного научения. В наши дни его идеи послужили основанием для создания новых, более современных психофизиологических теорий, объясняющих научение и поведение в целом (H.A. Бернштейн, К. Халл, И.K. Анохин), а также механизмы условнорефлекторного приобретения опыта (E.H. Соколов). Значительный вклад в решение соответствующих вопросов внесли отечественные нейропсихологии психофизиологии. Они основали свою школу в психофизиологии поведения, двигательной активности и органов чуств (восприятие, внимание, память). H.A. Бернштейн доказал, что даже простое движение, приобретенное при жизни, не говоря уже о сложной человеческой деятельности и поведении в целом, не может быть выполнено без участия психики. Наивысший уровень регуляции вновь осваиваемых сложных движений обязательно связан с сознанием человека и является ведущим для этого движения. Как только движение превращается в автоматизированный навык и переключается с ведущего уровня на фоновый, процесс управления им, его контроля уходит из поля сознания. Однако в самом начале освоения нового движения сознание присутствует всегда. Американский ученый К. Халл явился основоположником современной психофизиологической теории научения, объясняющей, каким образом организм приобретает и совершенствует жизненный опыт. К. Халл рассматривал живой организм как саморегулирующую систему со специфическими механизмами поведенческой и генетико-биологической регуляции. Эти механизмы - в основном врожденные служат для поддержания оптимальных условий физического и биохимического равновесия в организме - гомеостаза, включаются в действие, когда он нарушен. П.К. Анохин предложил модель организации и регуляции поведенческого акта, в которой есть место для всех основных психических процессов и состояний. Она получила название модели функциональной системы. Нейрохирургия - одна из самых динамичных, быстро развивающихся медицинских нейронаук - сыграла исключительную роль в изучении фундаментального свойства мозга - неравной роли (асимметрии) его полушарий в обеспечении психической деятельности человека [2].

Как мы видим, за многие тысячелетия, в науке произошло множество преобразований. Изменились многие методы, открылись многие факты, но, не смотря на это, с каждым днём сё продолжает развиваться. Взаимосвязь мозга и психики была рассмотрена многими учёными, но каждый из них раскрывал свои аспекты. И в условиях современных данных этот вопрос не является исчерпанным, а, отнюдь, привлекает всё большее внимание и интерес.

МОЗГА И ПСИХИКИ

Давно замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека. Эта мысль была сформулирована ещё в первом тысячелетии до н.э. В течении более чем двух тысячелетней истории развития психологических знаний она оставалась неоспоримой, развиваясь и углубляясь но мере Получения новых данных о работе мозга и новых результатов психологических Исследований. Генетическая психология, в частности зоопсихология и психологии ребенка, принадлежит к числу дисциплин, наиболее интенсивно разрабатываемых в последние десятилетия. Однако из эволюционистской концепции вытекает ряд ошибочных методологических выводов, наложивших глубокий отпечаток на большинство исследований современной генетической психологии[1]. Закономерности всех явлений, и психических в том числе, познаются лишь в их развитии, в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания. Поскольку психические явления, как и все явления природыи общественной жизни, имеют свое прошлое и будущее, свою отрицательную и положительную сторону, что-то отживающее и нечто развивающиесяпитающееся, им свойственны внутренние противоречия. И подлинным содержанием психического развития является борьба этих внутренних противоречий, борьба между старымиотживающими формами психики и новыми нарождающимися. Задача психологического исследования и заключается в том, чтобы проследить происходящее в этой борьбе развитие новых форм психики в их существенных закономерностях.

Психика является, продуктом развития органической жизни. Поэтому

вопрос о материальных основах психики - это, прежде всего, вопрос об ее

зависимости от материальных основ органической жизни, от ее материального субстрата непосредственным материальным субстратом психики в ее развитых формахявляется центральная нервная система, мозг. Но психика, несомненно, связанане только с нервной, но и с гуморальной, химической регуляцией, психикаявляется функцией центральной нервной системы, функцией мозга. Однако взаимоотношения психики и мозга, психики и нервной системы состовляет лишь одну сторону во взаимоотношениях психики и ее материальных основ. Говоря о том, что психика является продуктом мозга, а мозг- органгом психики, нельзя не учесть и того, что психика является отражением действительности, бытия; а высшая форма психики - сознание
человека является осознанием его общественного бытия. Зависимость между строением органа и его функциями не односторонняя; не только функция зависит от строения, но и строение от функции [3].

Большой вклад в понимание того, как связана работа мозга и организм человека с психологическими явлениями и поведением, внес И.М. Сеченов. По мысли И.М. Сеченова психические явления входят как обязательные компоненты в любой поведенческий акт и сами представляют собою своеобразные сложные рефлексы. Психическое, считал И.М. Сеченов, столь жеобъяснимо естественнонаучным путем, как и физиологическое, так как он имеет ту же самую рефлекторную природу. Позднее его идеи развил в своей теории физиологических коррелятов психических явлений И. П. Павлов, открывший явление условнорефлекторного научения. В наши дни его идеи послужили основанием для создания новых, более современных психофизиологических теорий, объясняющих научение и поведение в целом (H.A. Бернштейн, К. Халл, И.K. Анохин), а также механизмы условнорефлекторного приобретения опыта (E.H. Соколов). Значительный вклад в решение соответствующих вопросов внесли отечественные нейропсихологии психофизиологии. Они основали свою школу в психофизиологии поведения, двигательной активности и органов чуств (восприятие, внимание, память). H.A. Бернштейн доказал, что даже простое движение, приобретенное при жизни, не говоря уже о сложной человеческой деятельности и поведении в целом, не может быть выполнено без участия психики. Наивысший уровень регуляции вновь осваиваемых сложных движений обязательно связан с сознанием человека и является ведущим для этого движения. Как только движение превращается в автоматизированный навык и переключается с ведущего уровня на фоновый, процесс управления им, его контроля уходит из поля сознания. Однако в самом начале освоения нового движения сознание присутствует всегда. Американский ученый К. Халл явился основоположником современной психофизиологической теории научения, объясняющей, каким образом организм приобретает и совершенствует жизненный опыт. К. Халл рассматривал живой организм как саморегулирующую систему со специфическими механизмами поведенческой и генетико-биологической регуляции. Эти механизмы - в основном врожденные служат для поддержания оптимальных условий физического и биохимического равновесия в организме - гомеостаза, включаются в действие, когда он нарушен. П.К. Анохин предложил модель организации и регуляции поведенческого акта, в которой есть место для всех основных психических процессов и состояний. Она получила название модели функциональной системы. Нейрохирургия - одна из самых динамичных, быстро развивающихся медицинских нейронаук - сыграла исключительную роль в изучении фундаментального свойства мозга - неравной роли (асимметрии) его полушарий в обеспечении психической деятельности человека [2].

Как мы видим, за многие тысячелетия, в науке произошло множество преобразований. Изменились многие методы, открылись многие факты, но, не смотря на это, с каждым днём сё продолжает развиваться. Взаимосвязь мозга и психики была рассмотрена многими учёными, но каждый из них раскрывал свои аспекты. И в условиях современных данных этот вопрос не является исчерпанным, а, отнюдь, привлекает всё большее внимание и интерес.

10. Сознание и бессознательное

- составные части психики. Понятие сознания является одним из основных не только в психологии, но и философии, медицине, педагогике и других науках. Наиболее распространенно определение сознания как высшего уровня развития психического отражения действительности, а также высшего уровня саморегуляции, присущего только человеку как социальному существу. Это высшая форма психики. Отличие от низших форм: - Разрушение неопределимой абсолютной связи человека с реальностью; - Человек выделяет себя из окружающего мира; - Сознание различает внешнее впечатление от внутреннего переживания.

Скиннер: сознание возникло, когда индивид овладел языком вербальным, где он растет и развивается. Человек становится сознательным членом общества. Психоанализ: сознание как результат превращения бессознательного. Марксистская психология: сознание - функция мозга, идеальное отражение бытия. Рубинштейн: сознание - независимое отражение объективного и субъективного. Процесс осознания мира и самого себя, это и есть сознание. Сознание служит для регуляции поведения. Леонтьев: сознание - есть отражение действия, преломленное через призму общественно выработанных языковых значений. Сознание - результат общественного развития. К общественному сознанию относятся: 1) наука; 2) мораль; 3) право; 4) идеология; 5) искусство; 6) религия.Изменения в производстве, в общественных отношениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержании общественного сознания. Итак, психика человека, его сознание - это система его психической саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и ценностных ориентациях.

Выделяют ряд свойств сознания: Активность. Отражение действительности носит не пассивный характер.

Направленность. Сознание всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ. Целостность (внутренняя связность). В норме сознание человека не расчленено, целостно. Изменчивость сознания по величине. сопровождается качественными изменениями сознания (сон и бодрствование). Ограниченнос ть. Человек не в состоянии полностью отражать, осознавать все происходящие события. Рефлексивность. «Размышления о себе». Рефлексивность может различаться по степени и глубине. Кроме того, способность к рефлексии можно развивать. Самоконтроль, который проявляется в том, что человек осознает свои собственные действия. Саморегуляция - способность человека управлять собой

Формой сознания является язык.

Эмпирические характеристики сознания: 1.Сознание активно. Сознание надситуативно, избирательно и произвольно. 2.Целостность (нерасчленность) сознания. 3.Изменчивость по качеству. 4.Ограниченность и непрерывность. 5.Рефлексивность - возможное осознание внутреннего опыта.

Самосознание человека. Человек осознает себя и окружающий мир. Свойство человека осознавать, что он является субъектом деятельности со специфической психической, социально-нравственной характеристикой. Объект самосознания - собственная личность. Функции самосознания. Функция развития и совершенствование своей личности; совершенствование в соответствии с социальными нормами; человек способен сознательно использовать психологические закономерности личности для успешного преобразования природы и общества. Структура самосознания. Традиционный подход: Я-концепция; образ себя. Мерлинский подход: сознание тождественно представлениям человека о собственной личности в целом. В 3 года появляется осознание своего "Я". Сознание своих психических свойств. Подросток вырастая, начинает задумываться о том, что его отличает от других. Социально-нравственная самооценка - оценка уровня развития какого-либо свойства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.220.243 (0.023 с.)