I. Понятие и основные положения проективной философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Понятие и основные положения проективной философии.



Проективная философия была создана в России во второй половине XIX века. Это направление следует полагать с имен трех философов: Н. Ф. Фёдорова, В. С. Соловьёва и А. В. Сухово-Кобылина. Их различные философские учения создавались почти одновременно, независимо друг от друга, и экзистенциальные источники их были различные. Только философия позднего В.С.Соловьёва создавалась уже отчасти под влиянием проективной философии Н. Ф. Фёдорова. Но данные философские учения имеют общие положения, совокупность каковых и следует понимать как проективную философию. Продолжателями проективной линии в России следует считать Н. А. Бердяева (с некоторыми ограничениями, о которых будет сказано ниже), который занимает здесь обособленное место, ибо не проективизм является основой и источником его философской мысли, и философов, которых можно назвать непосредственными продолжателями линии Фёдорова: В. Н. Муравьёва, Н. А. Сетницкого и А. К. Горского. Большое место проективизм занимает и в мысли К. Э. Циолковского, в произведениях которого нет прямого влияния указанных выше философских учений, но неразрывно связанного с заряженной проективизмом русской естественнонаучной мыслью того времени.

Во Франции не без влияния русской мысли некоторые традиции проективной философии продолжил Тейяр де Шарден.

В англо-американской философской культуре в 20-х гг. 20 в. С. Александером и А. Н. Уайтхедом создана метафизика процесса (безо всякого влияния русской мысли), которая имеет определенные общие черты с проективной философией, хотя по своим философским истокам и основоположениям не является проективной метафизикой. Эта философская традиция, в более проективном ключе, была продолжена Ч. Хартсхорном. Также некоторые элементы проективной философии содержит уже философия Ч. С. Пирса.

Далее укажу исходные определяющие характеристики проективной философии.

I. Первичное положение проективной философии, дающее ее начальное определение:

1. Подчинение познания истины и всякого дела вселенскому проекту преобразования человека и мира. Конечная цель философии не объяснение мира, а проект преобразования мира. Наиболее ярко и радикально эту мысль высказал Н. Ф. Фёдоров. Эта идея бесконечно повышает значение и задачу философии по сравнению с ее традиционным пониманием.

Употребление же понятия «истины» в этом первичном определении проективной философии уже отсекает возможность присоединения к проективной философии, например, марксистской псевдофилософии (провозглашающей своей целью изменение действительности), ибо таковое указывает на метафизический характер традиции проективной философии, т.е. определяет таковую, как учение о высших, вечных и абсолютных началах познания и делания.

С этим первоначальным принципом проективной философии связана принципиально новая гносеология, онтология, антропология и аксиология.

II. Гносеологические положения проективной философии:

2. Неотделимость познания истины от осуществления должного преобразования мира.

Проективная философия отвергает возможность незаинтересованного познания объективной истины. Видеть истину возможно только из проекта преобразования.

Это не означает сближение проективной философии с философией прагматизма, отрицающей истину, то есть истину как абсолютное трансцендентное начало. Истинная вселенскость Проекта предполагает неприятие какого-либо сведения его к частному или утилитарному смыслу. Проект предполагает воплощение ценности, трансцендентной этому миру. Истинность Проекта не связана с какой-либо успешностью в этом мире. Проективная философия — это метафизика, которая понимает истину не как соответствие мыслимого какому-либо сущему, а как видение и осуществление Должного.

3. Единство знания и могущества. Означает более радикальное переосмысление формулы Роджера Бекона «знание — сила». Знание не только обладает силой воздействия на мир, но и не существует вне преобразования мира. Основа всякого знания в возможности преобразования мира. То есть, преобразование мира — не только конец знания, но и его начало. Знание в проективной философии не только практично — оно сверхпрактично, трансцендентно практично. Знание есть Знание только потому, что человеческая практика имеет высшую, трансцендентную цель. Знание незаинтересованное или знание ради знания есть знание, изменившее своим истокам. Идея о существовании чисто теоретического знания, не имеющего отношения к практическому осуществлению, ложна. Такого рода знания не существует.

Не должно возникать сомнения, что это относится и к естествознанию, ибо знание природы существует всегда по отношению к человеку и его преобразующей деятельности. И всякое частичное научное знание о природе связано не только с частичными задачами человека, но и с познанием природы как целого, которое проективно включено в знание Вселенского Идеала. Природа сама по себе, вне ее отношения к человеку не может подлежать какому-либо логосу, не может подлежать познанию. Можно вспомнить стихи Ф. И. Тютчева, связанные именно с исконным заблуждением человечества о наличие такового, независимого от человека, смысла природы, о поиске соответствующего «понимания» природы и, связанного с этим, суеверного отношения к ней:

 

Природа — сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

 

Но устранение таковой загадки делает тайну природы более глубокой. Ее тайна обретает иное, бесконечное измерение, постигать которое должно через единство нелогосной бездны природы, порождающей человека, и творчества самого человека. И у Ф. И. Тютчева есть не только отрицание ложной веры в природу, но и утверждение истинной веры в природу, подчиненной вере в разум и творчество человека:

 

Так связан, съединен от века

Союзом кровного родства

Разумный гений человека

С творящей силой естества…

Скажи заветное он слово –

И новым миром естество

Всегда откликнуться готово

На голос родственный его.

 

Новое открытие истины есть всегда уже изменение бытия. Гносеология творит онтологию. Создание нового знания есть всегда создание новой реальности.

4. Единство всей человеческой деятельности в процессе преобразования мира. Вытекает из метафизичности проективной философии, из признания ею реальности Абсолютной Истины. Абсолютная Истина не может не содержать в себе все, быть в какой-либо мере частичной. То есть, в основе проективной философии идеал целостного и цельного знания, представляющего единство всего человеческого опыта. Но это цельное знание мыслится исключительно включенным в дело преобразования мира. А потому проективная философия требует, также, и единства, цельности всей человеческой деятельности, всей человеческой жизни, а не только единства в познавательной сфере. Вся человеческая деятельность становится также и познавательной деятельностью, включенной в цельное познание-преобразование мира. В проективном идеале цельного знания преодолевается разница между познанием и материальным производством, качественными и количественными результатами культурного преобразования.

5. Тотальность процесса преобразования мира, включенность в него всего. По причине метафизичности проективной философии Абсолютный Идеал не может быть в какой-либо мере частичным. Абсолютный Идеал должен заключать в себе целокупное и целостное преображение всей человеческой и нечеловеческой природы.

III. Онтологические положения проективной философии:

6. Человеческое творчество — онтологическая основа реальности. Это наиболее непосредственный онтологический вывод из последовательной проективной философии. Это положение, по существу, утверждает деонтологический характер проективной философии. Последовательная проективная мысль, в отличие от традиционной метафизики, исходит не от познания бытия, из познания сущего, а из должного. В этом проективная философия едина с метафизикой свободы, о которой будет речь ниже.

Но при этом из всех указанных выше философов человеческое творчество вполне имеет таковое место только в мировоззрении Бердяева, у которого это вытекает не из проективных идей, а из этических принципов (что особенно ценно). Так происходит потому, что мировоззрение Фёдорова и Соловьёва связано с традиционным теоцентризмом, а Сухово-Кобылин не свободен от гегельянства, в рамках которого в том числе и человеческое творчество является феноменом Абсолютного Мирового Духа. Наличие объективной закономерности проявления и становления единого мирового начала преобладает и в философских учениях указанных выше западноевропейских философов. Кроме того, от теоцентризма из них относительно свободен только С. Александер.

7. Телеологическое единство человеческого творчества и космического процесса. Проективная телеология есть основа онтологии, или точнее — проективная телеологичность онтологии. Проективная философия предполагает смыслом творчества преображение реальности. Цель творчества неотделима от самого творческого процесса.

8. Антропоморфизм всего мирового бытия. Следует из указанного понимания творчества. Человеческое творчество является онтологической основой всей, в том числе и нечеловеческой, дочеловеческой природы. Человек также является целью всей, в том числе и нечеловеческой, природы. Это связано с возможностью говорить о предтворчестве и предмышлении еще дочеловеческой природы.

9. Недетерминированность мирового процесса. Следует из природы творчества. Идея недетерминированности мировой эволюции развивалась в англо-американской «теологии процесса». Понятие эмерджентной эволюции было введено Л. Морганом и С. Александером и означает появление в ходе мировой эволюции таких новых качеств, которые напрямую не следуют из предыдущего состояния, представляют нечто новое, непредсказуемое. Но англо-американская метафизика процесса не есть метафизика творчества, она основывается на телеологическом детерминизме. Эта метафизика есть один из вариантов традиционной объективистской метафизики. Собственно понятие эмерджентной эволюции вводится для того, чтобы выйти за пределы детерминизма, как ее неизбежного следствия, но наличие детерминизма, обусловленного характером этой метафизики, не устраняется.

В связи с этим должная проективная философия должна отрицать субстанциональность времени, как предполагающую наличие вневременных, внеположных мировому процессу детерминаций. Понимание времени как субстанции — регресс к натуралистической метафизике и несовместимо с указанным понятием о творчестве. Время есть эпифеномен (последствие) процесса.

10. Проективная телеологичность понимания основных законов мира. Проистекает из предыдущего утверждения и концепции творчества в проективной философии. Это положение не допускает наличие вневременных, внеположных мировому процессу законов природы. Проективная философия понимает эту идею не как телеологичность уже данных законов мира, а как возможность наиболее совершенного и истинного понимания этих законов только в свете проективного Идеала. Но истинная проективная позиция предполагает и обратную сторону видения в понимании законов природы, как выявление посредством этих законов абсурдности и небытийственности мира. Поэтому оптимистическая телеология данных мировых законов, которая в частности развивалась в англо-американской «теологии процесса», не соответствует истинной проективной философии.

11. Единство трансцендентного и имманентного. Характеризует не только проективную философию, но для проективной философии является необходимым, так как Истина, Высшая Реальность, трансцендентное миру Начало рождается в ходе исторического процесса и, потому, соприсутствует в имманентном. Это метафизика имманентного, непрерывно выходящего за пределы самого себя, трансцендирующего в безусловно Высшую Реальность, метафизика становления Абсолютного в имманентном процессе и присутствия Абсолютного в имманентном процессе.

Это положение имеет сходство с логикой немецкой классической философии, но имеет по отношению к ней принципиальные отличия. Во-первых, в немецкой классической философии переход в трансцендентность осуществляется путем взаимоперехода и движения формальных определений. Во-вторых, это движение по существу полагается вне космогонического и исторического процесса. Это делает этот переход в трансцендентность по существу внеположным конкретному существованию существ и жизни мира.

В проективной философии мир трансцендирует в человека и трансцендирует в человеке, что взаимообосновано антропоморфностью мира и статусом человека, как имманентного и трансцендентного миру.

12. Продолженный восходящий, проективный эволюционизм. Наиболее яркое и заметное качество проективной философии в том, что центр ее размышлений — будущее восходящее развитие человечества и мира.

Философские учения до появления проективной философии и вне ее мыслившие эволюционный процесс, так или иначе, не превосходили данное состояние мира и человека. Примером тому является Гегель, который заканчивал процесс самопознания духа современным ему немецким государством (осуществившим свободу индивида в единстве с целым) и его собственной философией. И в другом направлении философии — позитивизме — Спенсер считает возможным рассматривать эволюцию только до настоящего момента. Сюда же относится и Маркс, который хотя он и мыслит о будущем человечества, но это будущее по качеству принадлежит данному состоянию мира и человека, по существу есть видоизмененное настоящее (не говоря уже об извращенности и частичности его идеала и о редукционистском характере его философии).

Истинная идея проекта преобразования мира и человека не может замыкать его на чем-то частном и конечном, как и не может основываться на бесконечном стремлении к неосуществимому идеалу. Примером частного и конечного идеала является проективный идеал Н. Ф. Фёдорова, который конечной целью утверждает всеобщее воскрешение и полную победу над смертью во всем мире и все к осуществлению этой цели сводит. Ибо победа над смертью не может быть всепоглощающей целью, а является одной из составляющих для осуществления Идеала. Истинный проективный Идеал можно охарактеризовать как достижимую бесконечность, достижение которой не прекращает стремление к Идеалу. Именно потому, что Идеал есть не частичность, а целостность, к нему не приближаются, а его раскрывают в бесконечности. Осуществление только бессмертной жизни есть частичность, поэтому таковой идеал можно реализовать и оставить как пройденный этап. Истинный же Идеал Вечной жизни есть целостность.

Зрелая проективная философия предполагает концепцию всецелого и качественно-бесконечного совершенствования, преображения человека и мира, предполагает бесконечное расширение и бесконечное совершенствование человеческой природы, что, вместе с тем, необходимо связано с постановкой задач осуществления конкретных, конечных и всецелых целей в проекте осуществления Идеала.

Продолженный восходящий эволюционизм предполагает также соединение метафизики и философии с естественнонаучным эволюционизмом, неотъемлемость понимания человека и истории от предшествующей эволюции, имманентность космогонического процесса человеку и истории. Но также — и трансцендентность человека и истории космогоническому процессу, что проистекает из понимания разумного творчества человека. Космогонический процесс является неотъемлемой частью исторического процесса, но исторический процесс не часть космогонического процесса. Космогонический процесс имманентен историческому процессу, но исторический процесс трансцендентен космогоническому процессу. Исторический процесс есть сущность космогонического процесса, но космогонический процесс не сущность исторического процесса. При этом статус человека как личности в проективной философии должен мыслиться персоналистически (человек трансцендентен, превышает исторический процесс), а не имперсоналистически, (в этом случае исторический процесс по существу превышает личность). Русская проективная философия, особенно в лице Бердяева и Соловьёва, соответствовала персоналистическому пониманию статуса человека в противоположность философии Шардена и англо-американскому процесс-теизму.

IV. Новое понимание человека: проективный гуманизм:

13. Человек определяется творчеством, творчеством не произведений искусств и теоретических концепций, а творчеством нового мира и человека. Человек — самотворящее существо. Человек не есть данное природой, а есть созданное в собственном творческом процессе. Смысл и цель всякого творчества — творчество человека.

14. Проективный Идеал Человека-Бога — Высшая метафизическаяОснова проективной философии в целом. Антропология проективной философии — основа ее онтологии, гносеологии и космологии. Человека можно мыслить только в перспективе проективного Идеала Человека-Бога.

Проективный Идеал Человека-Бога включает:

Всемогущество-Всезнание человека.

Единство Всеблагости и Всесовершенства человека — высшее воплощение Истины в единстве Добра и Красоты.

V. Этико-аксиологические принципы проективной философии:

15. Творческий проективный характер этики. Этические принципы, ценности, императивы не мыслятся вне связи с реализацией Вселенского Идеала, и их творчество восходит к видению этого Идеала.

16. Этикоцентрическая целостность проективного мировоззрения. В проективном мировоззрении идея и реализация Абсолютно Должного всегда и безусловно главенствует над всяким познанием и всякой деятельностью. Это означает безусловный примат этического над любой сферой человеческой деятельности и любой сферой знания. Проективная метафизика есть метафизика этическая.В проективной философии Абсолютно Должное есть не отвлеченные идеи и принципы, а целостный Вселенский Идеал. Поэтому проективная этика целообразует всю человеческую жизнь, возводит все ее сферы и частности к целостному Абсолютному Идеалу, в котором все способности человека должны обретать наиполнейшее единство, реализацию, совершенство и всемогущество.

17. Исключительная ценность творчески трудового. В проективной аксиологии непосредственную ценность может иметь только то, что создано творческим трудом. Один из важнейших этических императивов, завещанный Н. Ф. Фёдоровым: все даровое сделать трудовым. Природно-данное может иметь ценность только опосредованную: как материал для реализации созданного творческим трудом. Нетворческий, рутинный труд может также иметь ценность только опосредованную: как распространяющий, применяющий созданное творческим трудом или как создающий условия для применения творческого труда. Нетворческий труд связан с приспособлением к небытийственному, рутинному состоянию мира. Истинное освобождение труда есть освобождение творческого труда от нетворческого труда.

18. Проективное мировоззрение предполагает культуру, ценностно-ориентированную на будущее, ибо будущее есть пространство созидания. Это определение относится к целостному характеру культуры. Культуре, полагающей полноту Истины вне эволюционного процесса, естественно смотреть в прошлое. Ибо настоящее всегда нигилистично, а вечные, вневременные ценностные образцы должны обладать весомой реальностью. Нигилистическое мировоззрение пытается основывать культуру на настоящем. Проективная философия предполагает прометеевскую культуру, похищающую Вечный Огонь у мнимых богов прошлого и передающую его человеку, то есть, его законному владельцу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.031 с.)