Общее макроэкономическое равновесие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее макроэкономическое равновесие



(5.10.11)

1. Совокупный спрос и факторы его определяющие

2. Совокупное предложение, модели совокупного предложения

3. Взаимодействие совокупного спроса и предложения, макроравновесие

1. Учитывая, что экономика очень сложный организм, частное равновесие на рынках (на уровне микроэкономики), всегда зависит от общего макроравновесия, анализ которого позволяет увидеть, как распределяются ресурсы, и как сказывается воздействие правительства на экономику. Существенное значение имеет денежная политика государства, а также ожидание продавцов и потребителей. Первый анализ макроравновесия вначале 19 в. провел французский экономист Ж.Б. Сейн. В 20 в. большой вклад внёс швейцарский Дж. Кейнс (не равновесный анализ).

Спрос и предложение на микрорынках не зависят друг от друга и определяются разными факторами, но в масштабе национальной экономики доходы общества равны расходам, совокупный спрос и предложение изменяются одновременно и в одном направлении. Совокупный спрос – (AD) сумма всех планируемых расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Абстрактная величина, не имеющая натуральных измерителей, включает 4 компонента:

1. Потребительские расходы. Если общий уровень цен растет, то реальные расходы населения снижаются и наоборот.

2. Инвестиционный спрос со стороны фирм. Повышение уровня цен приводит к повышению процентной ставки и, следовательно, к снижению инвестиций, и снижению совокупного спроса.

3. Государственные расходы (расходы на медицину образование армию и т.д.) если уровень цен растет, государственные расходы уменьшаются и наоборот.

4. Чистый экспорт (разница между экспортом и импортом).

Учитывая эти факторы, формула AD = C+T+G+Nx, разница с ВВП: совокупный спрос это предполагаемые расходы, а объем выпуска или ВВП фактические расходы. СС отражает зависимость между уровнем цен и планируемыми совокупными расходами (рис СС).

Р уровень цен
AD
V объем выпуска

Кривая совокупного спроса количество товаров и услуг, которые потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. У совокупного спроса и уровня цен обратная зависимость из-за того что при росте цен обесцениваются деньги. Ценовые факторы совокупного спроса:

1. Эффект процентной ставки (эффект Кейнса) С ростом цен увеличивается % ставка по кредитам в итоге фирмы отказываются от кредитов, сокращаются инвестиции сокращается совокупный спрос.

2. Эффект богатства (эффект Пигу) чем выше уровень цен тем меньшее количество благ может приобрести население на специально отложенные для покупок средства. Уменьшение совокупного спроса.

3. Эффект импортных закупок (эффект М. Флейминга) рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт приведет к сокращению экспорта, потребители предпочтут более дешевый импорт дорогим отечественным товарам, сокращение совокупного спроса.

Неценовые факторы совокупного спроса (вызывают параллельный сдвиг кривой совокупного спроса):

1. Потребительские расходы

2. Инвестиционные расходы фирм

3. Государственная политика

4. Изменение валютных курсов

Теорию совокупного спроса и предложения сформулировал Кейнс, он исходил из того что совокупные расходы равны совокупным доходам. Расходы планируемы и реальные. Планируемые – субъекты рынка планируют потратить на товары и услуги, реальные возникают тогда, когда фирмы вынуждены делать не запланированные инвестиции в товарно-материальные запасы, в условиях неожиданных изменений на рынках. Если экономика является закрытой, то планируемые расходы представляют собой сумму потребления планируемых инвестиций и государственных расходов. (Кейнсианский крест)


 

А
расходы Е
V объем выпуска
Е планируемые расходы
V = E

А равенство фактических и планируемых расходов в экономике объем выпуска равен потенциальному – (естественные объем) такой объем (ВВП) может быть произведен при использовании всех ресурсов в экономике, он соответствует потенциальному или естественному уровню безработицы. Если фактический объем выпуска меньше потенциального, то совокупный спрос не эффективен, т.е. совокупные расходы не достаточны, чтобы обеспечить полную занятость, это оказывает негативное влияние на экономику и возникает рецессионный разрыв, чтобы его преодолеть нужно, увеличивать совокупный спрос (при помощи государственной политики).

Если фактический объем выпуска больше потенциального, совокупные расходы избыточны в стране, начинается инфляционный бум: цены растут, но фирмы не могут расширять производство в соответствии с растущим совокупным спросом, возникает инфляционный разрыв необходимо сдерживать совокупный спрос (при помощи воздействия). Кейнсианский крест используется только для анализа краткосрочного периода.

2. Совокупное предложение (AS). СП - общее количество конечных товаров и услуг, которое может быть произведено в экономике (в стоимостном выражении). Реальный объем выпуска, т.е. реальный национальный продукт. Зависимость предложения от уровня цен в стране демонстрирует кривая СП. Она имеет разный вид в краткосрочном и долгосрочном периодах, критерием деления на периоды, является изменение цен на ресурсы.

AS
Р
V
AS
Р
V
AS
Р
V
 
 
 

Три модели кривой предложения (рис СП):

1. Классическая модель (классический отрезок кривой СП), рассматривает экономику в долгосрочном периоде, объем выпуска не зависит от уровня цен, экономика функционирует в условиях полной занятости, и фактический объем выпуска равен потенциальному. Цены и номинальная зарплата гибкие.

2. Кейнсианская модель кривой СП. Рассматривается экономика в краткосрочном периоде. Если ресурсы не ограниченны, цены на ресурсы не меняются, издержки фирм не меняются и цены на товары не меняются. В экономике появляется возможность увеличивать выпуск при неизменном уровне цен. Экономика функционирует в неполной занятости цены и номинальная зарплате жесткие

3. Комбинированная модель она характерна для современных условий. Не смотря на относительно жесткие цены на ресурсы цены на товары, остаются гибкими и изменяются в зависимости от рыночной конъюнктуры. Поэтому кривая СП имеет положительный наклон, это значит, что чем выше цены на товары, тем большее количество товаров готовы предложить производители.

Факторы СП:

1. Цена ресурса если они падают, совокупное предложение увеличивается, кривая СП сдвигается вправо

2. Ожидание рыночных субъектов. Фирмы всегда предполагают, что цены на ресурсы будут изменяться в тех же пропорциях что и цены на товары. В реальности это происходит не мгновенно: обычно сначала меняются цены на товары, а уже потом на ресурсы что обусловлено большой роли долгосрочных контрактов в экономике. Поэтому в условиях роста цен на ресурсы фирмы некоторое время пользуются собственными запасами.

3. Взаимодействие СП и СС. Макроэкономическое равновесие устанавливается при таком уровне цен, при котором величина совокупного выпуска = СП (AD=AS), в этой точке устанавливается равновесный выпуск и равновесный уровень цен, нарушение равновесия происходит в результате изменений или в СП или в СС либо при одновременном изменении. Фазы восстановления и нарушения постоянно сменяют друг друга, поэтому в реальной жизни существует только тенденция к равновесию – динамическое макроравновесие.

Впоследствии изменения СС зависят от периода времени в краткосрочном периоде при жестких ценах на товары и ресурсы, рост совокупного спроса приведет к увеличению выпуска при неизменных ценах, в долгосрочном периоде рост СС не влияет на реальный выпуск, поэтому увеличиваются цены на ресурсы и на конечные товары.

Последствия изменения СП одинаковы в обоих периодах: долгосрочном и краткосрочном. Рост СП приводит к увеличению равновесного выпуска и снижению равновесного уровня цен (рис пересечения СП и СС).

AS
Р
V
AS
Р
V
AS
Р
V
 
 
 
AD
AD
AD

Мы рассмотрели 3 теоретические модели совокупного предложения (AS) если их объединит в 1 модель, получим график СП включающий 3 отрезка:

 
Р
V
 
 
AS

1. Горизонтальный (кейнсианский). Экономика в спаде, рецессия, уровень безработицы высокий, недоиспользование производственных мощностей.

2. Промежуточный или восходящий. Объем выпуска увеличивается уровень цен незначительно растет.

3. Вертикальный (классический). Экономика работает на полную мощность, для дальнейшего наращивания выпуска необходимо время.

При установлении макроэкономического равновесия, последствия увеличения СС всегда зависит от того на каком отрезке СП оно происходит.

1. Если на горизонтальном растет СС, то выпуск растет, цены неизменны.

2. На втором отрезке при росте СС и цены и выпуск растут.

3. Цены растут, выпуск не изменен.

Сокращение СС вызывает:

1. На горизонтальном выпуск падает цены неизменны.

2. И выпуск и цены падают.

3. Цены падают, а выпуск остается на уровне полной занятости.

(Y) ВВП фактический = Y° - Δ Y (Y° - ВВП равновесный, Δ Y- рецессивный разрыв).

% рецессивного разрыва = ((Y- Y°)/ Y°)*100%

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.01 с.)