Билет№38Стабилизационная политика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет№38Стабилизационная политика



Стабилизационная политика – система государственных мер, осуществляемая с целью обеспечения устойчивого экономического развития страны.

Соответственно вырабатывается как активная, так и пассивная стабилизационная политика.

Активная стабилизационная политика строится на принципе «точной» настройки экономики и выражается в политике противодействия: стимулирование экономики в период депрессии и замедления ее роста в период перегрева – «бума». Для этой цели используются как денежные, так и налоговые рычаги.

Пассивная стабилизационная политика строится по принципу «не навреди» и выражается в политике корректировки проходящих процессов.

Оба вида стабилизационной политики имеют право на осуществление: в окрестностях точек перегиба экономического цикла целесообразно использовать главным образом активную политику, а в промежутках – пассивную. Продолжительность цикла зависит от своевременности фиксации государственными органами статистики изменений в экономике и осознания политической властью необходимости принятия соответствующих мер.

 

 

Стабилизационная политика-это действия правительства по контролю над экономической ситуацией в стране в целях достижения полной занятости, поддержания низкого уровня инфляции, возрастающего объема ВНП.

Стабилизационная политика направлена на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на уровне, близком к полному использованию факторов производства в условиях стабильного уровня цен. Эта политика обычно связана с воздействием на совокупный спрос как более динамичный компонент макроэкономического равновесия, регулируя который можно достаточно быстро вернуть экономику к полной занятости и обеспечить равновесие, по крайней мере, в краткосрочном периоде. Такое воздействие осуществляется с помощью инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Центральный элемент стабилизационной политики-борьба с инфляцией. Показателем успеха стабилизационных мер в этой области считается снижение ежегодного прироста индекса потребительских цен до 30% и ниже.

 

К инструментам стабилизационной политики относятся:

сокращение (в лучшем случае ликвидация) дефицита консолидированного государственного бюджета до уровня ниже 5% ВВП;

проведение жесткой денежно-кредитной политики, т.е. прекращение льготного кредитования центральным банком дефицита госбюджета, установление процентных ставок по кредитам центрального банка коммерческим банкам выше уровня инфляции и т.д.;

установление «монетарного (номинального) якоря», под которым понимают макроэкономические показатели, фиксируемые на определенном уровне при осуществлении финансовой стабилизации (обменный курс валюты, номинальная денежная масса, номинальная заработная плата и т.п.).

Эти показатели позволяют снизить инфляционные ожидания бизнеса и домашних хозяйств и удерживают цены на определенном уровне;

сдерживание роста доходов населения путем неполной индексации оплаты труда в бюджетной сфере и социальных трансферов;

либерализация цен с целью уничтожения избыточной денежной массы через повышение общего уровня цен.

 

В зависимости от применяемого набора инструментов можно выделить два основных сценария макроэкономической стабилизации:

1) ортодоксальный, представляющий собой совокупность макроэкономических мероприятий, включающую:

устранение или сведение к минимуму дефицита государственного бюджета;

жесткий контроль за объемом денежного предложения и повышением учетной ставки сверх уровня инфляции;

установление «монетарного якоря»;

2 ) гетеродоксный, предполагающий проведение жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в сочетании с регулированием цен и доходов.

 

На практике ортодоксальная программа стабилизации дополняется использованием «якоря» путем фиксации уровня номинальной заработной платы. Важным условием реализации гетеродоксного сценария служит социальное партнерство между правительством, трудом и капиталом в области контроля над ценами и заработной платой.

При макроэкономической стабилизации осуществляется переход от системы с мягкими бюджетными ограничениями к системе жестких бюджетных ограничений.

 

 

Билет№39Налоговая система. Понятие и виды налогов.

Налоги - это система обязательных платежей, уплачиваемых ся юридическими и физическими лицами к централизованному фон ду финансовых ресурсов государства. С точки зрения экономической теории - это часть финансовых отношений, связанная с процессом пе-рерозподилу части стоимости ВВП, и формирования фонда денеж ных средств государства, необходимых для содержания государственных тока ктуры и финансирование общественных благ.

Условия возникновения налогов: 1) образование государства, 2) общест ный разделение труда и формирования товарно-денежных отношений.

Существует 3 вида обязательных платежей: 1) плата, 2) отчисления, 3) налоги.

Основной особенностью платы как обязательного платежа является на чие конкретного эквивалентного обмена (плата за воду). Взимание предусмотренной существованием государственной собственности на ре исходники или услуги.

Отчисления-предусматривает целевое назначение средств, поступающих в централизованных фондов денежных ресурсов государства.

Налоги характеризуются следующими признаками:

1) отсутствием конкретного эквивалентного обмена;

2) отсутствием целевого назначения;

3) является только атрибутом государства.

Налоги должны не только экономический, но и социальный харак тер. Они являются своеобразной ценой за общественные блага и трансфертные платежи, которые получают граждане страны (цены по Линдаль).

Функции налогов

Функции той или иной категории показывают проявление сущности дано го понятия в динамике и движении. Налоги выполняют две основные функции: фискальную и распределительно-регулировочную.

Фискальная - обеспечивает мобилизацию средств в распоряжение государства, формирования централизованных финансовых ресурсов как финансовой основы выполнения государством возложенных на нее функ ций. Со стороны фискальной достаточности к налогам предъявляются следующие требования:

а) обязательность уплаты независимо от формы собственности (если не предусмотрены льготы);

б) равномерность поступления за территориями;

в) равнонапряженность и стабильность поступления в бюджет. Существование распределительно-регулирующей функции связано с

тем, что налоги непосредственно влияют на стоимостный распределение пропорций ВВП. Она геализуеться через влияние налогов на различные стороны деятельности субъектов хозяйствования. Поэтому необходимо оптимально сочетать интересы налогоплательщиков и государства.

Выполнение налогами регулирующей функции достаточно состав ним процессом, который зависит от правильного решения таких вопросов.

1. Определение объекта налогообложения. Согласно действующему за дательства облагается прибыль, стоимость имущества, сумма заработной платы, стоимость товарной продукции, объем реализации и др.

2. Определение источников уплаты налогов. Такими источниками могут быть: прибыль (при уплате налогов на землю, транс тные средства, прибыль и имущество); себестоимость (отчисления в эти левы государственных фондов, уплата местных налогов и сборов); ча стина выручки от реализации продукции (уплата A3, НДС, пошлины).

3. Установление размера ставок налогов и методики их расчета. Налоговые ставки могут быть универсальными и дифференцированными. Они могут устанавливаться в денежном выражении на единицу налогообложения, а также в процентах к объекту налогообложения. Процентные ставки могут быть пропор ми (не зависят от размера объекта налогообложения), про прогрессивное (возрастают с увеличением объекта налогообложения), регрессивными (снижаются с увеличением объекта налогообложения).

4. Установление сроков уплаты налогов. Для разных пода ткив они разные и зависят от объекта налогообложения, размера по ющих и источников оплаты.

5. Предоставление налоговых льгот.

6. Применение штрафных санкций за нарушение налоговых ного законодательства субъектами хозяйствования. Штрафные са ции применяются при таких нарушений: непредоставление или несвое своевременное представление необходимых документов, форм отчетности в органы налоговой администрации; неуплата в установленный срок нало ков и других обязательных платежей государству; сокрытия объектов от налогообложения, умышленное занижение суммы налога.

Классификация налогов

Хотя в государстве существует определенное количество налогов, все их можно объединить в группы.

а) По экономическому изгородом на:

1) доходы;

2) потребления;

3) имущество.

Налоги на доходы - это группа налогов, налоговой базой которых является наличие дохода или прибыли. Эта группа обеспечивает налогообложения доходов в процессе их получения (налог на прибыль, налог с доходов физических лиц).

Налоги на потребление - это группа обязательных платежей, непосредственно облагают процессы потребления. Размер их заложен в цену товара (НДС).

Налоги на имущество предусматривают взимание обязательных платежей, налоговой базой которых является имущество и имущественное положение плат ника налога (налоги на землю, недвижимость, капитал, с собственным ков транспортных средств).

б) По форме взаимоотношений налогоплательщика и дер государства:

1) прямые;

2) косвенные.

Прямые налоги, уплата которых непосредственно связана с налогоплательщиков и налоговой базой, причем плательщик и его носитель совпадают (налог на прибыль).

Косвенные налоги, уплата которых связана с ценообразующими механизмами и налогоплательщик не всегда является его носителем (A3, НДС, пошлина).

в) По уровню внедрения:

1) общегосударственные;

2) местные.

Общегосударственные налоги - это обязательные платежи, которые по Он утверждается и внедряются высшими органами власти и их взимания является обязательным на всей территории страны.

Местные налоги - это такие обязательные платежи, которые при ются и вводятся местными органами власти базового ре вня и обязательность которых характерна для определенной территории.

В фискальной практике возможны три варианта введению ния местных налогов:

1) согласно перечню, устанавливаемому высокими орга нами власти в государстве;

2) как надбавка к общегосударственным налогам и сборам;

3) в соответствии с полной автономии решений местных органов власти.

г) По способу зачисления:

1) регулирующие;

2) закреплены.

Регулирующие налоги - это обязательные платежи, поступающие в нескольких уровней бюджетной системы.

Закрепленные налоги - это обязательные платежи, которые поступают только к одному уровню бюджетной системы (ВСи местные налоги).

д) По методу начисления:

1) раскладные;

2) окладные (квотарни).

Диван налоги - это группа обязательных платежей, на кладаються на плательщиков в абсолютных размерах в зависимости от пе внои суммы налоговых поступлений (здесь нет налоговой базы).

Окладные налоги предусматривают взимание обяза тежей по определенным ставкам - квотами, в зависимости от наличия по дополнительно базы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1777; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.137.108 (0.021 с.)