Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента



ПО МЕСЯЦАМ

Сентябрь - социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе
Октябрь - анкета «Межнациональная толерантность»
Ноябрь - тест «Я - лидер»
Декабрь - анкета «Зеркало» (определение изменения, происшедшие в личности обучающегося в течение года)
Январь - анкета об отношении к курению кальяна
Февраль - анкета «Самоуправление в учебной группе»
Март   - анкета по коррупции
Апрель - методика изучения удовлетворенности обучающихся жизнедеятельностью техникума
В мае-июне Группа уходит на практику

СОЦИОМЕТРИЯ

Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в общности обучающихся и положение в них каждого из ребят.

Бланк для теста: «Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из обучающихся твоей группы к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? (Здесь и к следующим трем вопросам укажи фамилию и имя этого человека.)

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь?

3. Кому ты доверишь свою тайну?

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?»

Ход опроса

Исследователь задает поочередно четыре вопроса, которые являются критериями выбора (два положительных и два отрицательных выбора). Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы. При этом первым указывается тот, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии (антипатии – при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных одноклассников могут повторяться (об этом следует сказать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить, названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

На основании полученных результатов составляется матрица (таблица). Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий учащихся (студентов), расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – из номера, под которым испытуемые обозначены в списке.

Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Александров П. отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Иванову А., то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Александров отдал Беглиеву А., поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов. Таким же образом составляется матрица отрицательных социометрических выборов.

Далее можно вычислить социометрический статус каждого подростка, который определяется по формуле:

С = М / (n – 1), где С – социометрический статус подростка; М – общее число полученных испытуемым положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых.

В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп.

Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента

Статусная группа Количество полученных выборов
«Звезды»   «Предпочитаемые» «Принимаемые» В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
«Не принимаемые»   «Отвергнутые» В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым

Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле:

Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в детской общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:

Считаете ли Вы для себя возможным вступление в брак с представителями другой

Национальности?

а) Нет, потому что это неизбежно вызовет конфликты в семье

б) Нет, так как я не хочу, чтобы мои дети столкнулись с проблемой выбора национальности

в) Нет, так как я хочу, чтобы мои дети были той же национальности, что и я

г) Да, потому что я не хочу, чтобы супруг/супруга был (а) моей национальности

д) Для меня национальность супруга/супруги не будет иметь значения

е) Другое (напишите)_________________________________________________________________________

3. Что Вы испытываете при знакомстве с человеком другой национальности:

а) Раздражение б) Недоверие в) Интерес

г) Уважение д) Ничего особенного е) Это зависит от национальности

Общении?

а) Нет, никогда

б) Да, но не стану использовать это как аргумент в споре

в) Да, и буду использовать это как аргумент в споре

АНКЕТА «ЗЕРКАЛО»

Цель: определить изменения, происшедшие в личности обучающегося в течение учебного года.

Студентам (учащимся) предлагаются следующие вопросы:

1. Подумай и постарайся честно ответить, что в тебе за прошедший год стало лучше (поставь рядом с буквой знак «+»), а что изменилось в худшую сторону (поставь знак «–»):

1) физическая сила и выносливость;

2) умственная работоспособность;

3) сила воли;

4) выдержка, терпение, упорство;

5) ум, сообразительность;

6) память;

7) объем знаний;

8) внимание и наблюдательность;

9) критичность и доказательность мышления;

10) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность);

11) умение планировать работу;

12) умение организовать свой труд (организованность);

13) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки;

14) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;

15) чуткость и отзывчивость к людям;

16) умение работать вместе с товарищами, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других;

17) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;

18) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;

19) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т. д.

2. Над какими из названных качеств ты собираешься работать в ближайшее время (перечисли пункты из предыдущего вопроса)?

3. Какие специальные способности ты в себе открыл в этом году или сумел развить в себе (способности к танцам, музыке, рукоделию и т. д.)?

4. Над какими из них ты сейчас работаешь?

5. Что бы ты хотел себе пожелать на будущее?

Обработка полученных данных

Полученные результаты необходимо систематизировать с помощью следующей таблицы:

Ф.И.О. обучающегося Качества личности
физическая сила и выносливость умственная работоспособ-ность сила воли и т.д.
1. Сергеев П. 2. Ефимов А. 3. Никифорова С. и т. д. + – – + – + + + –

Анализ ответов обучающихся на вопросы методики позволяет получить информацию о личностном росте каждого ребенка, о самооценке подростков, об изменениях в их интеллектуальном, нравственном и физическом развитии. Сопоставление полученных данных с целями, содержанием и способами организации процесса воспитания помогает определить эффективность воспитательной деятельности. Результаты анкетирования целесообразно использовать при перспективном и текущем планировании жизнедеятельности и воспитания учащихся.

 

 

АНКЕТА ПО КОРРУПЦИИ

1. Коррупция - это:
1) использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды?
2) использование любым сотрудником учебного заведения (не обязательно должностным лицом) своих служебных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды?
3) иное (ваш вариант): _____________________________________________________________________________

2. Личная выгода применительно к коррупционным проявлениям имеет:
1) материальный характер (получение денег, подарков, оказание услуг и подобное);
2) морально-материальный характер (повышение по службе, экзамен/зачет, повышенная стипендия, и т.д.);
3) моральный характер, т.е. иная личная заинтересованность (поощрение, грамота, и др.)

3. Коррупция проявляется в:
1) совершении преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);
2) совершении административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование средств и др.);
3) совершении дисциплинарных правонарушений, т.е. использование своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание (если «да», приведите примеры)
_____________________________________________________________________________
4) совершении запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков на сумму свыше 3 тыс. руб., оказание услуг третьими лицами и подобные деяния);
5) затрудняюсь ответить.

4. Как вы считаете, относятся ли к коррупционным проявлениям:
1) совершение коррупционных правонарушений (преступлений, административных и дисциплинарных правонарушений);
2) поведение учащегося/студента, которое может привести к совершению коррупционного правонарушения;
3) издание нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные нормы;
4) покровительство учащемуся/студенту со стороны должностного лица;
5) совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий (прав и обязанностей по должности);
6) иные проявления (укажите какие): _____________________________________________________________________________

5. Признаками совершения коррупционных правонарушений являются:
1) несоблюдение запретов и ограничений, предусмотренных законодательством;
2) материальное положение, не соответствующее уровню доходов служащего;
3) поведение (образ жизни) во внеслужебное время (культурный досуг, отдых и подобное);
4) закрытость открытой информации и пресечение возможности выявления коррупционных проявлений;
5) иные (укажите конкретно какие)_______________________________________________
_____________________________________________________________________________.

6. Выявление коррупционных проявлений это:
1) деятельность компетентных органов (н-р, органов прокуратуры, органов ФСБ и иных) по их установлению;
2) жизненная позиция любого человека, способствующая установлению ставших известных ему коррупционных проявлений;
3) иное (Ваш вариант): _____________________________________________________________________________

7. В каких формах может и должно осуществляться выявление коррупционных проявлений:
1) в процессе целенаправленной активной деятельности компетентных органов;
2) в пассивной форме (реагирование на поступившие сигналы о совершении коррупционных правонарушений);
3) сочетание активных и пассивных форм выявления;
4) иные варианты ____________________________________________.

8. Какие организационные проблемы существуют в выявлении коррупционных проявлений:
1) отсутствие соответствующей нормативной правовой базы;
2) отсутствие легального закрепления обязанности граждан уведомлять (сообщать) о ставших им известных случаях коррупционных проявлений;
3) отсутствие специальных организационных структур, ответственных за выявление коррупции в учебных заведениях;
4) иные Ваши варианты _____________________________________________________________________________

9. Какие методические проблемы существуют в выявлении коррупционных проявлений:
1) отсутствие разработанной и апробированной методики выявления коррупционных проявлений;
2) отсутствие специальных познаний у граждан;
3) иное (укажите какие)________________________________________________________.

10. Какие иные проблемы существуют в выявлении коррупционных проявлений:
1) преобладающая ментальность граждан, характеризующаяся правовым нигилизмом, круговой порукой и иными неправовыми проявлениями;
2) ваши варианты _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

11. С какими коррупционными проявлениями в образовательных учреждениях вы сталкивались:
1) получение взятки за поступление в учебное заведение;

2) принудительное репетиторство преподавателями учебных заведений;
3) получение взятки за сдачу экзаменов и зачетов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
4) продажа дипломов и аттестатов лицам, не прошедшим обучения в образовательном учреждении;

5) продажа курсовых и дипломных работ в образовательном учреждении;

6) назначение стипендий;

7) обеспечение общежитием;

8) получение взятки за устройство детей в детские сады и общеобразовательные школы;

9) иные ваши варианты _____________________________________________________________________________

 

12. Кто должен выявлять коррупционные проявления в деятельности учебных заведений:
1) органы прокуратуры;
2) органы ФСБ;
3) иные правоохранительные органы;
4) должностные лица образовательных учреждений (руководители, их заместители, руководитель структурного подразделения);
5) контрольно-надзорные органы;
6) каждый гражданин;
7) общественные организации или иные институты гражданского общества;
8) иные варианты_____________________________________________________________.

13. Сталкивались ли вы во время своей учебы со случаями ущемления прав, свобод и законных интересов и решением своих проблем после «стимулирования» должностного лица, в ведении которого находится решение вопроса, путем дачи ему взятки, дарения подарка, оказания услуги?
1) нет;
2) да, но с единичными случаями;
3) да, очень часто;
4) да, практически постоянно.
Если вы ответили да, приведите конкретные примеры __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Как вы поступите, в случае выявления коррупционного проявления:
1) сообщите руководителю учебного заведения или в компетентные органы;
2) сообщите в зависимости от формы коррупционного проявления;
3) сообщите, если это не будет затрагивать ваших интересов;
4) ничего делать не буду;
5) не знаю.

15. Были ли у вас случаи, когда вы сообщали о коррупционных проявлениях компетентным должностным лицам (органам), а по сообщению никаких мер не принималось:
1) в органы прокуратуры: да; нет
2) органы ФСБ: да; нет
3) должностным лицам учебного заведения: да; нет
4) иным органам (указать каким): да; нет __________________________________________

_____________________________________________________________________________

16. В чем вы видите причины проблемности выявления коррупционных проявлений:
1) латентный (скрытый) характер;
2) пассивность, неактивная жизненная позиция граждан;
3) правовой нигилизм (неверие в силу закона, в том числе в вопросах неотвратимости юридической ответственности);
4) менталитет конкретного человека;
5) отсутствие антикоррупционного общественного сознания;

6) боязнь мести со стороны должностных лиц;
7) иные варианты (укажите какие)________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

17. Как вы оцениваете уровень коррупционных проявлений в вашем учебном заведении:
1) высокий;
2) средний;
3) низкий;
4) не знаю.

18. Как вы считаете, существует ли целенаправленная работа учебного заведения, в котором вы обучаетесь, направленная на выявление и противодействие коррупционным проявлениям:
1) Да
2) Нет
3) Не знаю

19. Противодействие (выявление) коррупции в вашем учебном заведении носит следующий характер:
1) формальный;
2) содержательный (направлено на результат);
3) не осуществляется;
4) не знаю.

20. В чем вы видите повышение результативности в выявлении коррупционных проявлений:
1) установление соответствующей отчетности;
2) стимулирование по результатам выявления коррупционных проявлений;
3) правовое воспитание, разъяснение, повышение уровня правосознания;
4) жесткая политика руководства (сверху до низу) в выявлении и противодействии коррупционным проявлениям;
5) иное (укажите конкретно) ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

21. К какой категории вы относитесь?
1) учащийся общеобразовательной школы;
2 учащийся гимназии/лицея;
3) учащийся учреждения начального профессионального образования;
4) студент учреждения среднего профессионального образования;
5) студент учреждения высшего профессионального образования;
6) иное (укажите конкретно) ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

22. Ваш возраст?
1) До 16 лет;

2) До 20 лет;
3) 20-30 лет;

4) Более 30 лет.

 

 

АНКЕТА «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЕМ».

Цель: изучение уровня удовлетворенности получаемым образованием.

Обучающимся предлагается прослушать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 – совершенно согласен; 3 – согласен; 2 – трудно сказать; 1 – не согласен; 0 – совершенно не согласен.

1. Я обучаюсь в том учебном заведении, в котором планировал(а).

2. Я поступил(а) на ту специальность, которую панировал(а) получить.

3. Я иду утром на занятия с радостью.

4. Я считаю, что наш техникум занимает одно из первых мест по качеству образования.

5. В техникуме я получаю все необходимые знания.

6. Кабинеты техникума оборудованы всем необходимым для того, чтобы стать высококвалифицированным специалистом.

7. Педагоги техникума доступно и качественно объясняют необходимую информацию.

8. Знания, полученные в ходе прохождения учебной практики, помогут мне в будущей работе.

9. В библиотеке техникума можно получить ответы на все вопросы, появляющиеся в ходе учебного процесса.

10. Я считаю, что появляющиеся в ходе учебы проблемы я смогу решить с помощью педагогов и других специалистов, работающих в техникуме.

11. В группе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

12. Все педагоги техникума тактичны и вежливы по отношению к студентам, и к ним всегда можно обратится за помощью.

13. Я уверен(а) в том, что смогу устроится по специальности после окончания учебы.

Обработка полученных данных

Показателем удовлетворенности обучающихся жизнью учебного заведения (У) является частное, полученное от деления общей суммы баллов ответов всех участников опроса на общее количество ответов. Если У равно 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенности, если же У равно 2 и 1, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности обучающихся жизнью учебного заведения.

ПО МЕСЯЦАМ

Сентябрь - социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе
Октябрь - анкета «Межнациональная толерантность»
Ноябрь - тест «Я - лидер»
Декабрь - анкета «Зеркало» (определение изменения, происшедшие в личности обучающегося в течение года)
Январь - анкета об отношении к курению кальяна
Февраль - анкета «Самоуправление в учебной группе»
Март   - анкета по коррупции
Апрель - методика изучения удовлетворенности обучающихся жизнедеятельностью техникума
В мае-июне Группа уходит на практику

СОЦИОМЕТРИЯ

Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в общности обучающихся и положение в них каждого из ребят.

Бланк для теста: «Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из обучающихся твоей группы к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? (Здесь и к следующим трем вопросам укажи фамилию и имя этого человека.)

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь?

3. Кому ты доверишь свою тайну?

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?»

Ход опроса

Исследователь задает поочередно четыре вопроса, которые являются критериями выбора (два положительных и два отрицательных выбора). Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы. При этом первым указывается тот, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии (антипатии – при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных одноклассников могут повторяться (об этом следует сказать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить, названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

На основании полученных результатов составляется матрица (таблица). Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий учащихся (студентов), расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – из номера, под которым испытуемые обозначены в списке.

Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Александров П. отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Иванову А., то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Александров отдал Беглиеву А., поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов. Таким же образом составляется матрица отрицательных социометрических выборов.

Далее можно вычислить социометрический статус каждого подростка, который определяется по формуле:

С = М / (n – 1), где С – социометрический статус подростка; М – общее число полученных испытуемым положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых.

В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп.

Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента

Статусная группа Количество полученных выборов
«Звезды»   «Предпочитаемые» «Принимаемые» В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
«Не принимаемые»   «Отвергнутые» В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым

Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле:

Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в детской общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.085 с.)