Стратегия воспитательного процесса в высшем учебном заведении: задачи, направления, методы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегия воспитательного процесса в высшем учебном заведении: задачи, направления, методы



Целью воспитательного процесса в высшей школе является формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно исполнять определенный ряд объективной системы социальных ролей. Задачами воспитания являются цели, взятые в данных конкретных условиях. К таким условиям относятся: возраст обучаемых, специфика учебного заведения, уровень воспитанности, индивидуальные особенности и т. д.

Задачи воспитания делятся на две группы:

Инвариантные – общие задачи, стоящие перед всеми типами учебных заведений. Они вытекают из потребности освоения личностью системы социальных ролей и имеют системно-ролевую структуру.

В русле гуманистического воспитания вуз ставит следующие задачи:

‒ мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире и в профессии;

‒ приобщение личности к системе культурных ценностей;

‒ оказание помощи в построении личностных карьерных стратегий и развития творческого потенциала;

‒ раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали и культивирование профессионально значимых личностных параметров;

‒ развитие интеллектуальной и нравственной свободы личности;

‒ воспитания уважения к законам страны и гражданским правам личности;

‒ формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору создания материальных благ;

‒ развитие представлений о культуре труда и здоровом образе жизни.

По мере взросления личность осваивает социальные роли в зависимости от своего потенциала и возрастных возможностей, что становится основанием для выделения возрастных вариативных задач. Они обязательно должны соответствовать уровню освоения личностью социальных ролей.

Основными направлениями воспитательной работы в высшем учебном заведении являются:

√ гражданско-правовое воспитание (философско-мировоззренческая подготовка, воспитание политической культуры, гражданской зрелости, патриотизма, толерантности, культуры межнационального общения. правовой культуры, развитие общественно-политической активности);

√ формирование учебно-профессиональной культуры (развитие профессиональной направленности, профессионального самосознания, профессиональной этики, формирование профессионально важных качеств и потребности в постоянном профессиональном росте, воспитание учебной культуры, выработка индивидуального стиля учебной деятельности, формирование компьютерной грамотности, информационной культуры, трудолюбия, положительного и творческого отношения к различным видам труда);

√ социально-экономическое воспитание (формирование активной жизненной позиции, экономической и потребительской культуры, заинтересованного отношения к своему учебному заведению);

√ формирование духовно-нравственной культуры (воспитание гуманности, доброты, терпимости, формирование духовно-нравственного идеала, экологической культуры, готовности к семейной жизни);

√ художественно-эстетическое воспитание (формирование эстетических знаний, художественно-эстетического вкуса, идеала, развитие художественно-эстетического творчества;

√ воспитание физической культуры и валеологической культуры (формирование потребности в физическом развитии и занятиях физкультурой и спортом, развитие основных двигательных качеств, ориентация на здоровый образ жизни, привитие интереса к туризму).

В отличие от методов обучения, направленных на приобретение совокупности упорядоченных знаний, умений и навыков, методы воспитания представляют собой способы взаимодействия педагогов и обучающихся, в процессе которых происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

В педагогике существуют различные варианты классификации методов воспитания:

І. Условно можно выделить две группы педагогического влияния:

1) методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную и отсроченную реакцию обучаемого и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание;

2) методы косвенного педагогического влияния предполагают создание такой ситуации, когда у воспитуемого формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с окружающими людьми.

ІІ. По характеру воздействия на обучаемого методы воспитания делят на убеждение, упражнение, поощрение и наказание.

ІІІ. Существует классификация, согласно которой выделяются методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения обучаемых.

ІV. Выделяются также такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства и самовоспитания.

V. Традиционной является классификация, которая включает в себя целевую содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. На основе направленности в ней выделяют три группы методов:

1) методы формирования сознания (рассказ, объяснение, лекция, этическая беседа, инструктаж, внушение, диспут, пример и т. д.);

2) методы организации деятельности и формирования опыта поведения (поручение, упражнение, воспитывающие ситуации и т. д.);

3) методы стимулирования (поощрение, наказание, соревнование и др.).

V. В профессиональной педагогике сложилась следующая классификация методов:

1) методы организации коллектива – дисциплина (выработка норм и правил культурного распорядка и последующего их предъявления в качестве единых требований друг к другу), самообслуживание (создание общими усилиями наиболее благоприятных условий жизни и труда коллектива), соревнование (стимулирование индивидуального и коллективного труда, формирование ревностного отношения к делу его участников), самоуправление, которое обеспечивает отношения взаимной ответственности и организаторских качеств при условии реальных прав и полномочий;

2) методы убеждения – информация, поиск информации ценностно-ориентированного характера, дискуссия, взаимное просвещение;

3) методы стимулирования – поощрение, наказание, требование, перспектива, общественное мнение.

Среди методоввоспитания и формирования профессиональной культуры наиболее эффективными являются следующие:

метод личного примера в поведении преподавателя;

√ метод доверительного межличностного общения;

√ проведение мероприятий за рамками учебного плана;

√ поощрение;

√ наказание;

√ приучение к чему-то (культивирование чего-то) и др.

Таким образом, воспитание представляет собойпроцесс становления, обогащения и совершенствования духовного мира человека и творческого овладения всей доступной культурой в конкретном социально-историческом контексте. Оно отражает триаду «знания – убеждения – практическая деятельность», которая реализуется благодаря многообразию методов воспитательного воздействия на студентов.

 

Семинар № 8. «Морально-психологическая атмосфера

В педагогическом коллективе»

План

1. Особенности взаимодействия преподавателя и студента.

2. Авторитет преподавателя. Риски «терминаторного менеджмента».

3. Воспитание как процесс обогащения субъективно-личностного мира студента.

4. Современные концепции, подходы и принципы воспитания.

5. Задачи, направления, методы воспитательного процесса в вузе.

 

Темы рефератов

1. Основные концепции воспитания.

2. Синергетика как инновационный подход к воспитанию в вузе.

3. Цель и задачи воспитания в высшем учебном заведении.

4. Основные направления воспитания студентов в процессе обучения и внеучебной деятельности.

5. Воспитательная работа в академической группе.

6. Роль и функции куратора академической студенческой группы.

7. Формы внеаудиторной работы со студентами.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «педагогическая власть»? В чем она выражается? В каких формах она может существовать?

2. В чем суть педагогики партнерства? Каковы ее преимущества в педагогическом взаимодействии?

3. Какие типы социально-дидактических отношенийсформировались в педагогической традиции?

4. Что такое авторитет? Назовите его основные части. Охарактеризуйте их. От чего зависит авторитет педагога-воспитателя?

5. Дайте характеристику социального и ролевого компонентов структуры авторитета. Какие еще компоненты Вы знаете?

6. Как называется вид ложного авторитета, когда педагог бесконечно поучает воспитанников, полагая, что нотации – главное средство воспитания?

7. Каким термином обозначается в современной литературе управление, разрушающее авторитет преподавателя? Приведите примеры.

8. В чем суть знаниецентристской парадигмы воспитания? Сравните ее с культуроцентристской парадигмой? Почему на смену им пришла нетрадиционная личностно-гуманистическая парадигма воспитания?

9. Что представляет собой профессиональная культура специалиста? Какие факторы влияют на уровень формирования профессиональной культуры?

10. Какие принципы воспитания выработаны в современной педагогике? В чем суть принципа педагогической целесообразности?

11. Какие прогрессивные и реакционные тенденции выделяются в рационалистическом подходе к воспитанию?

Проблемные задания

1. Каковы основные задачи гуманизации образовательно-воспитательной системы? Продолжите список:

а) воспитание человека демократического мировоззрения, который придерживается гражданских прав и свобод, с уважением относится к традициям культуры, вероисповедания и языкам общения народов мира;

б) осознание необходимости и возможности преодоления обезличивания, неуважения субъектов учебного процесса; предостережение от узкоутилитарной концепции образования, его направленность на личность как на цель образования, а не как на экономический фактор;

в) …

2. Продолжите список видов ложного авторитета:

а) авторитет мнимой доброты;

б) авторитет педантизма;

в)…

3. Сравните своецентристское и межсубъектное воспитание. В чем суть каждого из типов? Как социокультурная среда влияет на формирование типов воспитания?

4. Постройте рейтинговую шкалу трудностей в период адаптации первокурсников (от наибольшей к наименьшей):

– негативные переживания, связанные с выходом из школы, где была моральная поддержка и помощь;

– неопределенность мотивации выбора профессии;

– недостаточная психологическая подготовка к профессии;

– неумение осуществлять психологическую саморегуляцию поведения и деятельности;

– отсутствие повседневного контроля педагогов;

– поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

– устройство быта и самообслуживания при проживании в общежитии;

– отсутствие навыков самостоятельной работы;

– неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, каталогами, справочниками, данными.

4. Согласны ли Вы, что студенческое самоуправление – это деятельность студентов на уровне студенческой группы, факультета, общежития, вуза под руководством высшего органа студенческого самоуправления – общего собрания (конференции) студентов вуза? Какие вопросы в вузе, по Вашему мнению, должны решать сами студенты? Обоснуйте свое мнение.

5. Какие из форм студенческого самоуправления Вы считаете наиболее эффективными: сенат, парламент, старостат, студенческая учебная (научная) часть, студенческие деканаты, советы и т. п.? Обоснуйте свой выбор.

6. Принимали ли Вы участие в работе органов студенческого самоуправления? Считаете ли Вы, что органы студенческого самоуправления содействуют гармоничному развитию личности студента, формированию у него навыков будущего организатора, руководителя? Какие недостатки в развитии студенческого самоуправления Вы могли бы отметить? Обоснуйте свой ответ.

7. Какие из задач студенческого самоуправления Вы считаете наиболее важными?

– обеспечение и защита прав и интересов студентов, прежде всего относительно организации учебного процесса;

– обеспечение исполнения студентами своих обязанностей;

– содействие учебной, научной и творческой деятельности студентов;

– содействие созданию соответствующих условий для проживания и отдыха студентов;

– содействие деятельности студенческих кружков, обществ, объединений, клубов по интересам;

– организация сотрудничества со студентами других высших учебных заведений и с молодёжными организациями;

– содействие трудоустройству выпускников;

– участие в решении вопросов международного обмена студентами. Почему? Обоснуйте свой ответ.

8. Как Вы считаете, на каком уровне может осуществляться студенческое самоуправление: на уровне курса, специальности, студгородка, структурных подразделений высшего учебного заведения? Как это может зависеть от контингента студентов, типа и специфики вуза? Обоснуйте свой ответ.

Задания для самостоятельной работы

1. Напишите эссе на тему «Терминаторный менеджмент». Проблемная ситуация для осмысления: профессия педагога иногда воспринимается как авторитарная, т. к. в ней заложены забота, опека, наставничество, стремление передать свой опыт; в ней очень нечеткая грань, за которой начинается морализаторство, менторство, насилие над личностью. У студентов наступает ответная реакция: он пытается стать автономным от такого воспитателя, оказывая сопротивление, открытое или скрытое, лицемерное.

2. Подготовьтесь к дискуссии «Постмодернистские черты в образовательной среде». Проблемы для обсуждения:

√ Гибель традиционного субъекта (стабильного, однозначно центрированного и линейно детерминированного со стороны общего социального порядка).

√ Авторитет приобретает «личностный» характер. Педагог, который теперь не является воплощением Истины и Знаний, теряет свой институциональный авторитет, возникающий из самого факта признания роли наставника. Педагог уже не воспринимается в роли «трансмиссийного паса», который несет студентам абсолютную мудрость, истину и знания, требуя взамен уважение и послушание.

√ Педагог не может теперь выступать и в роли «управляющего демократа», который манипулирует студентами ради достижения заранее заданных целей. Он пытается создать условия для «образовательного диалога», где вместе со студентами будет искать путь в сложном мире.

√ Гибель традиционного субъекта (стабильного, однозначно центрированного и линейно детерминированного со стороны общего социального порядка). Если модернизм провозглашает идею ценности «Я», то постмодернизм – идею его расщепления (ино-, поли-, бес-субъектность).

√ Идеи западного постмодернизма – это порождение определенной стадии развития одной из мировых культур, которая в определенных аспектах не совпадает с нашей украинской. Поэтому нельзя весь запал критики переносить на науку, культуру и образование Украины. Конечно, нельзя не согласиться с постмодернистами в их позитивно-эвристических аспектах критики претензий социальных наук на «абсолютную истину», совершенство, безграничность использования предложений и выводов.

√ Следует признать, что целесообразно было бы расширить и разнообразить образовательное пространство, дополнить примитивные однолинейные задания проблемными с множеством ответов и решений, поддерживать «нестандартность» и оригинальность мышления, богатство и разнообразие природного и культурного наследия и т. д.

√ В то же время нужно быть осторожным с переходом на полную свободу выбора студентами собственных «путей развития», культивированием сомнений и релятивизма на всех этапах обучения и воспитания. Это может быть полезно, но не для всех и не на всех уровнях образовательной системы. В противном случае легко сформировать нигилизм и полное отторжение от культуры и опыта наших предков, недоверие к точным наукам, увлеченность всеми религиями мира и сектантскими учениями.

√ В целом, постмодернистские идеи можно воспринимать как переходное состояние, когда постмодернизм успешно разрушает стороны и элементы предыдущей эпохи, но не может предложить новую методологию преобразования мира.

(Группа разбивается на две части: в соответствии с достоинствами и недостатками постмодернистских подходов к образованию).

 

Модульный контроль 2.

«Психологические особенности деятельности

в высшей школе»

Вариант 1.

1. В чем суть педагогической парадигмы образования?

2. Какие профессиональные способности должен иметь педагог?

3. Какие способности преподавателя относятся к мажорным?

4. Что такое педагогическая техника?

Вариант 2.

1. На что ориентирует акмеологическая парадигма образования?

2. Дайте характеристику экспрессивных умений преподавателя.

3. Какие морально-духовные качества должен иметь преподаватель?

4. В чем проявляются творческие аспекты деятельности преподавателя?

 

Вариант 3.

1. В чем суть коммуникативной парадигмы образования?

2. Выделите основные группы профессиональных способностей педагога.

3. Какие способности преподавателя относятся к психомоторным?

4. Какие социально-педагогические качества должен иметь преподаватель?

 

Вариант 4.

1. На что ориентирует андрагогическая парадигма образования?

2. Дайте характеристику перцептивных умений преподавателя.

3. Что включают психолого-педагогические умения преподавателя?

4. Какова структура авторитета преподавателя?

 

Литература, рекомендованная к модулю 2

1. Андриади И. П. Основы педагогического мастерства / И. П. Андриади. – М.: Академия, 2005. – 160 с.

2. Астахова Е. В. Трансформация современных функций высшего образования в современных условиях /Е. В. Астахова. – Харьков, 1999.

3. Бєлова Л. О. Виховна система ВНЗ: питання теорії та практики / Л. О. Бєлова. – Х.: Вид-во НУА, 2004.

4. Бандурка А. М. Основы психологии управления: учеб. / А. М. Бандурка, С. П. Бочарова, Е. В. Землянская. – Харьков: Ун-т внутр. дел, 1999. – 528 с.

5. Бордовская Н. В. Педагогика: учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб.: Питер, 2000.

6. Вітвицька С. С. Основи педагогіки вищої школи: Підручник за модульно-рейтинговою системою навчання для студентів магістратури / С. С. Вітвицька. –Київ: Центр навч. л-ри, 2006. – 384 с.

7. Вишнякова Н. Ф. Креативная акмеология. Психология высшего образования: монографія: в 2 т. / Н. Ф. Вишнякова – Т. 1: Психология развития творческой личности взрослого человека. –2-е изд., доп. и перераб. – Мн.: Дэбор, 1999. – 300 с.

8. Гершунский Б. С. Философия образования для ХХ1 века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. – М.: ИнтерДиалект+, 1997.

9. Глобальные проблемы человечества как фактор трансформации образовательных систем / под общ. ред. В. И. Астаховой– Харьков: Изд-во НУА, 2008.

10. Глоссарий современного образования / [сост.: Астахова В. И. и др.]; под общ. ред. Е. Ю. Усик; Нар. укр. акад – Харьков: Изд-во НУА, 2007. – 527 с.

11. Заньковский А. Н. Организационная психология: учеб. пособие для вузов по специальности «Организационная психология» / А. Н. Заньковский. – 2-е изд. – М.: Флинта: МПСИ, 2002. – 648 с.

12. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура» / М. Кастельс. – М.: ГУ-Высшая школа экономики, 2000.

13. Курс лекций по социологии образования / под ред. В. И. Астаховой. – Харьков: Изд-во НУА, 2003.

14. Лукашевич Н. П. Социология образования: конспект лекций / Н. П. Лукашевич; МАУП – К.,1997.

15. Мистецтво бути викладачем: практ. посіб./ А. Брінклі, Б. Десантс, М. Флемм та ін.; за ред. О. І. Сидоренка. – К.: Навч.-метод. центр «Консорціум з удосконалення менеджмент-освіти в Україні», 2003. – 144 с.

16. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 368 с. – (Педагогическое образование).

17. Педагогіка вищої школи: навч. посіб. / З. Н. Курлянд, Р. І. Хмелюк, А. В. Семенова та ін.; за ред. З. Н. Курлянд. – 3-є вид., перероб. і доп. – К.: Знання, 2007. – 495 с.

18. Подольська Є. А. Освіта як чинник розвитку особистості в социокультурному контексті / Є. А. Подольська, В. М. Назаркіна, А. О. Яковлєв. – Х.: Золоті сторінки, 2002.

19. Подольская Е. А. Вища освіта як ресурс кар’єрного зростання молоді / Е. А. Подольская, Н. В. Шевченко // Вісник Харк. нац.. ун-ту. 800′ 2008. – Х.: ХНУ ім. В. Н. Каразіна, 2008. – Вип. 22.: Соціологічні дослідження сучасного суспільства: методологія, теорія, методи. – С. 167–172.

20. Подоляк Я. В. Педагогика высшей школы: учеб. пособие / Я. В. Подоляк. – Харьков, 2008. – 176 с.

21. Реан А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб.: Питер, 2004. – 432 с.

22. Семенова А. В. Розвиток професійної компетентності фахівців засобами парадигмального моделювання (інтерактивний тренінг): навч.-метод. посіб. / А. В. Семенова. – О.: СВД Черкасов М. П., 2006. – 130 с.

23. Семенова А. В. Основи психології і педагогіки: навч. посіб. / А. В. Семенова, Т. Ю. Осипова, Р. С. Гурін. – 2-е вид., перероб. і доп – К.: Знання, 2005. – 298 с.

24. Скок Г. В. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: учеб. пособие для преподавателей / Г. В. Скок.; отв. ред. Ю. А. Кудрявцев. – М.: Рос. педаг. агентство, 1998. – 102 с.

25. Степанов Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания /Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина– М., 2003.

26. Шевчук О. Л. Культурологічна освіта майбутнього вчителя: теорія і практика / О. Л. Шевчук. – К.: Вид-во НПУ ім. М. П. Драгоманова, 2004. – 232 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 774; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.065 с.)