Основные принципы педагогического менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы педагогического менеджмента



 

В условиях трансформации украинского общества возрастает роль и значение менеджмента как современной теории и практики социального управления.

В педагогике термин «педагогический менеджмент» в отличие от традиционно применяемого термина «управление» употребляется там и тогда, где объект, которым управляют, приобретает качества субъекта специфических – именно рыночных, коммерческих, социально-экономических отношений. Поскольку современное учреждение образования любой формы собственности как элемент социокультурной сферы формирования личности, уже не является целиком государственным, а государственно-общественным и реально функционирует в условиях нецентрализованной плановой системы народного хозяйства, то возникает необходимость замены концепции традиционного административно-командного управления им на концепцию педагогического менеджмента. Именно она является более адекватной сущности и закономерностям развития рыночных отношений, поскольку направлена на достижение высокой эффективности и прибыльности функционирования современного учреждения образования. Это возможно за счет учета затрат внутренних и внешних ресурсов, а также влияния кардинально изменившейся внешней среды – рынка образовательных услуг и рыночных отношений современного общества.

Введение термина «педагогический менеджмент» обусловлено следующими факторами:

√ социально-экономическая реформа украинского общества, его постепенный переход к рыночной экономике; кризис авторитарных методов управления; необходимость поиска национальной модели управления традиционными и новыми типами учебных заведений;

√ полисемический характер термина: с одной стороны, педагогический менеджмент понимается как наука об управлении педагогическими системами, задачей которых является поиск и разработка средств и методов повышения эффективности образовательной деятельности, а с другой – это организация работы руководящих работников, вспомогательного персонала и педагогического коллектива для достижения поставленной цели наиболее рациональными способами;

√ педагогический менеджмент представляет собой организацию деятельности учебного заведения, имеющего свою структуру и запланированные мероприятия. Если организация оказывается статикой педагогического процесса, то управление – его динамикой. Педагогический менеджмент как орган указывает на наличие субъекта управления;

√ результатом обратной связи учреждения высшего образования с рынком образовательных услуг и другими элементами внешней среды является управленческое решение, которое предусматривает возможности использования информационных, технологических, материальных, финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсов для достижения конечных результатов учреждения образования – обеспечение высокого уровня обучения и воспитания студентов, а также прибыльной хозяйственной деятельности;

√ педагогический менеджмент проявляется через набор определенных поведенческих правил, присущих статусу руководителя учебного заведения особого типа, который выполняет совокупность межличностных, информационных и организационно-технологических ролей в условиях отсутствия полного стандарта и перечня управленческих ролей. Руководитель использует личностные качества как основной источник и средство управления, он способен действовать в нестандартных ситуациях, постоянно изменяет организационные ситуации, определяет общее направление развития управляемой педагогической системы.

Педагогический менеджмент как деятельностная система содержит такие структурно-функциональные компоненты:

‒ цель деятельности – запланированный, ожидаемый результат;

‒ субъект деятельности (ректор, проректоры, деканы, преподаватели, студенты);

‒ объект деятельности (другой субъект) – исполнитель распоряжений менеджера образования (студент, преподаватель, деканы);

‒ содержание деятельности (научно-познавательная, управленческая и другая информация);

‒ способы деятельности (методы и стиль взаимодействия педагога и студента, руководителя с подчиненными).

К основным принципам педагогического менеджмента относятся следующие:

Принцип социальной детерминации предполагает понимание каждым из субъектов вуза, а не только руководящими кадрами, главных социальных задач в осуществлении профессиональной подготовки молодого поколения. Это понимание обусловлено особенностями исторического развития общественных отношений и требует толерантности в отношении различных политических течений и явлений, кроме тех, которые имеют антигуманный и антисоциальный характер. Руководящие кадры должны опираться на официальные источники и нормативно-правовые документы, проводить государственную и региональную политику в сфере национального образования. Принцип социальной детерминации предусматривает уважение к религиозным чувствам членов коллектива, к их национальным традициям, учет региональных черт менталитета населения.

Принцип гуманизации и психологизации нацелен на преодоление авторитаризма в управлении, создание позитивного морально-психологического климата в коллективе. Каждая личность должна рассматриваться не как объект управления, а как конечная цель, ради которой осуществляется управленческая деятельность. Это требует от субъектов педагогического менеджмента высокого уровня педагогической компетенции и культуры профессионального общения, развитого такта и склонности к предупреждению конфликтов, умения моделировать поступки с чужой позиции. Гуманизация учебно-воспитательного процесса предполагает заботу субъектов управления об условиях труда и отдыха, о медицинском обслуживании членов коллектива.

Принцип правовой приоритетности и законности предполагает согласование деятельности менеджера образования с законодательством Украины в вопросах предоставления обязательных и дополнительных образовательных услуг, организации труда, защиты прав человека. Независимо от политических установок, эмоционального состояния и психологического давления окружающей социальной действительности менеджер образования должен действовать только в соответствии с действующим законодательством. Нарушение, игнорирование правовых норм, принятых в сфере образования, подрывают атмосферу доверия и единства среди членов педагогического и студенческого коллектива, приводит к утрате авторитета и снижению эффективности управления вузом, к стратегическому проигрышу учебного заведения в ближайшей перспективе.

Принцип научности и компетентности предусматривает всестороннюю информированность менеджера образования как субъекта управления учебно-познавательным процессом и учебно-воспитательным заведением и учет им разнообразных аспектов знаний во время реализации своих функциональных задач, а также учет различных социальных связей и факторов развития личности. Научность обусловливается знанием специфики прогнозирования и моделирования стратегических и тактических управленческих задач, соционики и эргономики, владения оргтехникой. Компетентность как результат фундаментальной подготовки, творческой деятельности и постоянного повышения профессионального и общекультурного уровня обеспечивает достижение менеджером образования высоких результатов управленческого труда с минимальными затратами нервной и физической энергии.

Принцип информационной достаточности играет решающую роль при проведении оперативного анализа, прогнозировании, планировании, принятии решений, организации и исполнении, оценке качества результатов и коррекции действий исполнителей. Менеджер должен уметь классифицировать информацию по ее видам и источникам, времени получения, особенностям содержания, мере значимости, что реализуется в организации документообмена.

Принцип аналитического прогнозирования допускает осуществление реальных прогнозов на основе всестороннего анализа реальных ситуаций и построения конкретных моделей функционирования педагогического процесса или учреждения образования на каждом из их уровней и в разном временном интервале: оперативном, тактическом и стратегическом. Аналитическое прогнозирование осуществляется на основе обработки информации о кадровых, финансово-экономических и материально-технических возможностях учебного заведения, психологии исполнителей, стереотипов их мышления в решении принципиальных вопросов о сроках, способах корректировки и критериях качества выполнения действий и задач.

Принцип оперативного регулирования предписывает четкость организации труда каждого члена коллектива, определение и распределение их функциональных и должностных обязанностей, постоянную поддержку каналов прямой и обратной связи, налаженную систему взаимодействия всех элементов управления, запрограммированное наличие резерва исполнителей и соответствующих ресурсов. Внешняя форма проявления этого принципа – разнообразные типы влияний на коллектив и заместителей в форме подготовки управленческих решений, приказов, распоряжений, рекомендаций, а также проведение бесед, совещаний, посещение занятий педагогов, проверка техники безопасности, наблюдение за деятельностью различных служб.

Принцип обратной связи обеспечивает удовлетворение потребностей относительно осуществления организационно-регулятивных функций педагогического процесса, а также функций, контролирующих и корректирующих его основные этапы. Поэтому менеджеру образования крайне необходимо постоянно получать информацию о качестве и условиях выполнения принятых решений, иметь качественные и количественные данные об эффективности функционирования каждого из подразделений учебно-воспитательного процесса. Без обратной связи невозможно разрабатывать адекватные реальным условиям внешней среды управленческие решения, эффективно регулировать повседневную деятельность членов коллектива, вносить конкретные коррективы.

Принцип последовательности и перспективности предполагает вдумчивое использование и творческую переработку достижений передового управленческого опыта в социально-педагогической сфере, а не его наследование и копирование. При этом важно учитывать историю и национальные особенности, недостатки и ценность, проблемы и перспективы дальнейшего развития. Этот принцип требует от менеджера образования критического отношения и оценки возможностей функционирования определенного учебно-воспитательного учреждения в современных условиях для того, чтобы повысить его конкурентоспособность в условиях рыночной экономики.

Принцип стимулирования кадров понимается как создание благоприятных морально-психологических и материальных условий для творческого высокоэффективного труда и отдыха. Подбор, рациональное размещение и использование творческого потенциала подчиненных, стимулирование поиска и реализации инноваций в сфере их профессионально-педагогической деятельности является одним из приоритетных направлений в деятельности менеджера образования. Такая нацеленность требует постоянной ориентации коллектива на создание экспериментальных площадок, педагогических мастерских, поиск и внедрение инновационных технологий, обобщения педагогического опыта, проведения «ярмарок» педагогических идей и т. п.

Принцип финансовой деловой инициативы указывает на необходимость повышения уровня деловой активности, финансовой самостоятельности и творческой инициативы менеджера образования как руководителя учебного заведения, вынужденного осуществлять свою деятельность в условиях рыночной экономики с минимальной материальной поддержкой государства.

Определяющим моментом педагогического менеджмента, наряду с обозначенными выше принципами, являются знания его руководителем основ маркетинга рынка образовательных услуг, мониторинга качества учебно-воспитательного процесса, бухгалтерского учета и экономики образования.

Функциональную систему педагогического менеджмента в управлении современным высшим учебным заведением создают три главные группы функций: по целям управления (ориентирующие); по содержанию деятельности заведения (содержательные); по процессу управления им (операционно-технические).

І. Целевые функции педагогического менеджмента современного высшего ученого заведения должны быть сконцентрированы на обеспечении:

‒ научного подхода к организации психолого-педагогической, методической, финансово-экономической, административно-хозяйственной, коммерческой служб вуза;

‒ построения системы управления процессом адаптации студентов и педагогических кадров к условиям рыночной экономики на новейших данных науки и практики современного менеджмента;

‒ гибкости учебно-воспитательного процесса в соответствии с изменениями требований социального заказа к качествам личности каждого из его субъектов, обусловленных их статусом (ректор, проректоры, деканы, зав. кафедрами, преподаватели, студенты);

‒ взаимодействия всех элементов организационной структуры высшего ученого заведения на основе общечеловеческих, социокультурных и профессиональных ценностей;

‒ позитивных морально-психологических, эстетических и материальных условий для социального благополучия всех членов коллектива;

‒ обновление содержания и характера высшего профессионального образования с учетом прогноза развития современной науки, культуры, производства в ходе трансформации общества.

ІІ. Содержательные функции педагогического менеджмента высшего ученого заведения должны быть направлены на достижение:

‒ высокого уровня организации учебно-воспитательного процесса, отвечающего нормативам государственных и международных стандартов высшего образования;

‒ высокой экономической и социальной эффективности общенаучной и профессиональной подготовки будущих специалистов;

‒ развития инновационного стиля мышления и инновационного поведения педагогов и студентов, способных решать проблемы в нестандартных ситуациях;

‒ технологической адекватности средств профессионального обучения и воспитания уровню развития современного производства, науки и культуры;

‒ развития субъект-субъектных отношений педагогов и студентов, формирования педагогики партнерства;

‒ оптимизации позитивных деловых, профессиональных, образовательно-воспитательных и межличностных отношений в педагогическом и студенческом коллективах.

ІІІ. Операционно-технические функции должны обеспечивать целостность управленческого цикла деятельности администрации и педагогических кадров вуза:

‒ анализ тенденций развития общества, национальной системы образования и основных положений нормативных документов;

‒ маркетинг государственного, регионального и местного рынков образовательных услуг и труда;

‒ достижение конкурентоспособной позиции на рынке образовательных услуг и интеллектуальных ресурсов; учет уровня спроса и конкретных требований работодателей к качеству специалистов;

‒ внедрение педагогических инноваций в учебно-воспитательный процесс, систему управления и методическую работу;

‒ перспективное, ежегодное, помесячное и оперативное планирование всех видов работы, а также разработку бизнес-плана;

‒ делегирование полномочий и реализация коммерческих операций; организация выполнения принятых решений;

‒ координация усилий и мотивация партнерских отношений между членами коллектива и с рынком образовательных услуг, интеллектуальных и трудовых ресурсов;

‒ учет и контроль выполнения принятых решений;

‒ лизинг как одна из форм имущественного найма (аренда оборудования, транспорта, исследовательских лабораторий, компьютерных классов);

‒ мониторинг качества образования, использование новых информационных технологий и компьютерной обработки управленческой информации;

‒ популяризация и рекламирование творческих достижений и образовательных услуг вуза, формирование его социокультурного имиджа.

 

1.5. Основные задачи, принципы и этапы формирования европейского пространства высшего образования

 

Глобализация является важной проблемой для высшего образования, поскольку от адекватного внедрения в процесс образования составляющих элементов глобализации и интернационализации зависит, в сущности, сама модель будущей системы образования, уровень квалификации трудовых ресурсов.

Ключевыми проблемами, решение которых образует область совместного плодотворного существования глобализации и образования, являются следующие:

– стратегии интернационализации;

– транснациональное образование;

– обеспечение международного качества;

– региональное и межрегиональное сотрудничество;

– информационная и коммуникационная технологии и виртуальные университеты;

– проблемы равенства и доступности образования.

Меняющемуся миру свойственна экономическая гибкость, технологическая сложность, моральная и научная неуверенность, а также недостаточный уровень национальной безопасности. Эти «постмодернистские» условия повлияли на характер и уровень профессионализма в преподавании.

Сегодня на сфере образования лежит задача формирования и воспитания нового типа личности, способной реагировать и отвечать на вызовы истории, и трансформироваться в соответствии с изменениями, происходящими в науке, обществе и культуре.

Главная задача высшей школы – не формирование человека по заданным образцам, а помощь в самореализации, в раскрытии и развитии личностного потенциала, в принятии и освоении собственной свободы и ответственности за жизненные выборы.

Происходящие в мире социально-экономические и производственно-технические изменения предъявляют новые требования к подготовке кадров.

√ Переход к постиндустриальному обществу, значительное расширение масштабов международного взаимодействия обуславливает необходимость развития таких качеств специалиста, как: коммуникабельность, толерантность, социальная мобильность, информационно-техническая культура, гибкость мышления.

√ Возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в рамках международного сотрудничества, требует глобального, системного, планетарного, информационно-технологического, проективного мировоззрения и мышления.

√ Динамическое развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости требуют от современных специалистов профессиональной компетентности и мобильности, вызывают постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке, в усилении конкурентоспособности.

√ Развитие предпринимательства, индивидуальной частной деятельности, создание рынка труда, влияние спроса и предложения на подготовку кадров являются в современном обществе предпосылками развития предприимчивости, способности к предпринимательству, конкурентоспособности, способности к профессиональному самосохранению, формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности.

√ Необходимость принимать самостоятельные решения в быстро изменяющихся, динамичных производственно-технических условиях, анализировать себя и результаты профессиональной деятельности требует профессиональной самостоятельности, ответственности, креативности, рефлексии, адекватной самооценки.

Поскольку в ходе профессионального развития происходит взаимодействие и интеграция профессиональной направленности и компетентности, то образуются качества и свойства специалиста, обеспечивающие ему конкурентоспособность, профессиональную мобильность и развитие карьеры.

Для любого обучающегося принятие себя начинается с безусловного позитивного принятия его тем, кто вовлекает его в образовательный процесс.

Первое. Нужно четко определить фундаментальные знания и избегать избыточной информационной насыщенности. Необходимо больше познавать именно человека, его психофизиологические и жизнедеятельностные особенности, создавать условия для индивидуального самопознания. Активизируется задание сквозь призму многих предметов осуществить целостное видение мира и органичное включение в него собственной деятельности.

Второе. Чтобы человек не терял конкурентоспособность и оставался функционально дееспособным, нужно выработать понимание необходимости и умения учиться в течение жизни, повышать квалификацию.

Третье. Поскольку знания в информационном обществе выступают как непосредственная производительная сила, нужно осуществить переход от квалификации к компетенции, которая даст возможность находить решения в любых профессиональных и жизненных ситуациях. Такой специалист, овладев технологией принятия решений, свободой выбора, будет способен адаптироваться в условиях постоянных изменений.

Четвертое. Необходимо быстрее сделать все возможное для замены авторитарной педагогики педагогикой толерантности, трансформации субъектно-объектного отношения между преподавателем и студентом в субъектно-субъектное, чтобы специалисты были самодостаточными личностями, способными брать на себя ответственность и быть эффективными в рыночной экономике.

Пятое. Важно развивать творческое критическое мышление. Все образование и воспитание специалиста нужно строить на основе его природных способностей, основными стимулами считать потребность в познании и самопознании и развитии студента.

Шестое. Нужно научить сосуществовать с другими людьми и социальными структурами, регулировать различные психологические, социальные, политические, межнациональные конфликты в русле плюрализма подходов.

Седьмое. В условиях глобализации не уменьшается, а, наоборот, актуализируется задание укрепления национальных, гражданских связей, патриотического единения нации. В условиях концентрации только консолидированная нация может осознать свой собственный национальный интерес и наиболее эффективно его отстаивать в общении с другими государствами. Важно учиться общаться с миром, обеспечить свободное владение родным языком и несколькими иностранными.

Восьмое. Образование должно иметь инновационный характер, чтобы выпускники учебных заведений были способны воспринимать изменения как естественную норму и находиться в динамическом развитии. Вместе с тем, восприятие постоянных запросов невозможно без удовлетворения определенных образовательных потребностей в течение жизни – поэтому необходимо построить эффективную систему непрерывного образования, а это есть и дистанционное образование, и телевидение, и привлечение общественных организаций и тому подобное

Цели образовательных реформ:

• национальный характер образования, но в то же время и приобщение к богатствам мировой культуры;

• доступность образования;

• необходимость непрерывного образования;

• поиск демократических моделей управления, научное сопровождение принятия решений;

• изменение источников финансирования образования;

• разработка и совершенствование нормативно-правовой базы профессиональной деятельности и социальной защиты;

• социальное обеспечение и защита участников образовательного процесса;

• международное сотрудничество и интеграция.

Болонский процесс – процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

Начало Болонскому процессу положила официальная встреча (19 июня 1999 г.) министров образования из 29 стран Европы. Эта встреча ознаменовалась принятием общей декларации «Зона европейского высшего образования». На регулярных – через каждые два года – встречах (конференциях) министров образования европейских стран, привлеченных к процессу создания европейского пространства высшего образования, университеты и неправительственные европейские организации, которые имеют отношение к высшему образованию, призывали присоединиться к этому движению. Такие межправительственные встречи проходили в Праге (2001 г.), Берлине (2003 г.), Бергене (2005 г.) и Лондоне (2007 г.). В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран.

Основной целью Болонского процесса является построение до 2010 года общеевропейского пространства высшего образования – сближение образовательных систем разных стран для признания образования и дипломов, полученных в разных европейских странах, путем использования общих и понятных для всех понятий и механизмов измерения и сравнения результатов обучения студентов разных стран, а также прозрачности в образовательной деятельности учебных заведений.

До 2010 года предполагается в рамках Болонского процесса решить следующие задачи:

• построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

• формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;

• обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;

• повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

В то же время положения Декларации не дают никаких оснований считать Болонский процесс движением к унификации образовательных систем и методов организации учебного процесса. Европейское образовательное пространство должно строиться на принципах сохранения национальной самобытности подготовки специалистов разных стран.

Украина присоединилась к Болонскому содружеству на четвертом саммите Болонского процесса, который проходил 19–20 мая 2005 г. в г. Берген (Норвегия).

В рамках этого события ведется серьезная работа относительно гармонизации отечественного образования в соответствии с требованиями Болонской декларации, основной задачей которой является развитие и обретения новых качественных признаков и в то же время сохранения лучших традиций национальной педагогической школы. Основные цели Болонского процесса такие:

▪ повышение качества образовательных услуг и обретение европейским образованием неопровержимых конкурентных преимуществ;

▪ расширение доступа к европейскому образованию;

▪ формирование единого рынка работы высшей квалификации в Европе;

▪ расширение мобильности студентов и преподавателей;

▪ принятие сравниваемой системы степеней высшего образования с выдачей понятных во всех странах Европы приложений к дипломам.

В рамках Болонского процесса было сформулировано шесть ключевых позиций:

Введение двухциклового обучения. Первый цикл – для получения степени бакалавра с продолжительностью обучения 3–4 года. Второй цикл – для получения степени магистра (через 1–2 года обучения после бакалаврата) или для получения степени доктора (при условии общей продолжительности обучения на протяжении 7–8 лет).

Внедрение кредитной системы. Предлагается ввести во всех национальных системах образования систему учета трудоемкости учебной работы в кредитах. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System) Европейскую кредитно-трансфертную систему, которая разрешает осуществлять перезачисление кредитов (зачетных единиц трудоемкости обучения), полученных в разных учебных заведениях, сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».

Контроль качества образования. Предполагается организация аккредитационных агентств, независимых от национальных правительств и международных организаций. Оценка будет основываться не на продолжительности или содержании обучения, а на тех знаниях, умениях и навыках, которые получили выпускники. Вместе с тем будут установлены стандарты транснационального образования.

Расширение мобильности. На основе выполнения предыдущих пунктов предполагается развитие мобильности студентов. Кроме того, рассматривается вопрос о расширении мобильности преподавательского и другого персонала для взаимного обогащения европейским опытом. Предполагается изменение национальных законодательных актов в сфере трудоустройства иностранцев.

Обеспечение трудоустройства выпускников. Одним из важных положений Болонского процесса является ориентация высших учебных заведений на конечный результат: знание и умение выпускников должны быть применены и практически использованы на пользу всей Европы. Все академические степени и другие квалификации должны быть востребованы европейским рынком труда, а профессиональное признание квалификаций должно быть упрощено. Для обеспечения признания квалификаций планируется повсеместное использование Приложения к диплому, которое рекомендовано ЮНЕСКО.

Обеспечение привлекательности европейской системы образования. Одной из главных задач в рамках Болонского процесса является привлечение к Европе большего количества студентов из других регионов мира. Считается, что введение общеевропейской системы гарантии качества образования, кредитной системы накопления, легкодоступных квалификаций и т.п. будет оказывать содействие повышению интереса европейских и других граждан к высшему образованию.

Система образования в каждой конкретной стране связана с ее общественно-культурной средой и производственно-технологической базой, множеством сложных функциональных отношений и зависимостей. В настоящее время, когда в развитых государствах практически решена задача всеобщего среднего образования, а высшее стало массовым, указанные отношения и зависимости обоснованно заняли одно из ведущих мест в ряду общественных и государственных приоритетов.

Известно, что эффективность и качество являются ключевыми параметрами, по которым судят об общественно-экономической значимости сферы образования.

Подписание Болонской декларации, несмотря на лаконизм сформулированного в ней положения о качестве образования, дало мощный импульс для возобновления дискуссии по этому вопросу. Болонский процесс, объединяющий множество разнородных, не зависящих друг от друга участников (правительства, высшие учебные заведения, представители студенчества, деловые круги и т. д.), оказался, возможно, наиболее оптимальной организационной и институциональной формой и для проведения общеевропейской дискуссии о качестве высшего образования, и для выработки на ее основе соответствующих рекомендаций.

В декларации подчеркивается, что формирование отношений взаимного доверия между странами к качеству их высшего образования не может основываться только на использовании общих для всех стандартов. Наиболее целесообразной представляется разработка на европейском уровне механизмов взаимного признания результатов оценки качества, учитывающих национальные особенности и содержательные отличия объектов оценки, к примеру, механизмы аккредитации, располагающие общеевропейским кредитом доверия.

Достижение соотносительности («релевантности») высшего образования с европейским рынком труда, понимаемой как поддержание оптимального соотношения между количеством и качеством выпускаемых специалистов и спросом на них в рамках объединенной Европы, является, по существу, одной из главных задач осуществляемых реформ образования.

Привлекательность европейских вузов и европейского высшего образования в целом для талантливой молодежи всего мира непосредственно обусловлена возможностью получения в Европе качественного образования. Речь идет о повышении конкурентоспособности европейских вузов на мировом рынке образовательных услуг.

Собственно говоря, высшее образование становится все более интегративным, возрождается сама идея университета, которая проистекает из ренессансного подхода к целостности и всеобщности обучения.

Основные положения Болонской декларации определяют будущую структуру европейского университетского образования.

1) многоуровневое образование – бакалавр, магистр;

2) введение кредитов (академические часы, включая аудиторную и самостоятельную работу). Для отечественной системы образования всегда были характерны государственный надзор и достаточно строгая нормативная учебно-методическая база. Речь идет о принципиальном изменении в планировании учебного процесса. По существу набор кредитов в значительной мере становится прерогативой студента;

3) необходимость мобильности как студентов, так и преподавателей. Предполагается стимулировать получение дополнительных курсов в зарубежных вузах. Но эта полезная мера нуждается в соответствующем финансовом обеспечении и самих студентов и преподавателей, а также в заключении соглашений на межгосударственном уровне;

4) контроль качества образования. Речь идет о согласовании критериев и процедур оценки качества, выдвигается требование о независимом контроле со стороны агентств, ассоциаций.

В качестве основных направлений реформирования в рамках Болонской декларации выступают следующие:

▪ соответствие с идеями и документами Болонского процесса;

▪ введение дополнения к диплому;

▪ сравнительная система признания документов об образовании;

▪ решение проблемы качества образования, разработка сравнительных методологий и критериев оценки;

▪ развитие сотрудничества с участниками Болонского процесса.

В связи с этим в Украине необходимо предпринять шаги по воплощению идей Болонского процесса, а именно:

‒ прогнозирование развития высшего образования;

‒ повышение уровня подготовки специалистов;

‒ регулирование структуры высшего образования и трудоустройства выпускников;

‒ улучшение качественного состава научно-педагогических кадров;

‒ укрепление материальной базы вузов.

Необходимо учитывать имеющиеся противоречия в Декларациях:

1) с одной стороны, необходимость стандартизации и технологизации, а с другой – сохранение отечественных культурного и образовательного наследия, не поддающегося стандартизации;

2) с одной стороны, высокая роль личности в развитии технологий обучения, а с другой – сама личность выступает как технологическая система;

3) с одной стороны, прагматизация, материальное стимулирование, обеспечение жизни, а с другой – духовное саморазвитие, интеллектуализация.

При реализации концептуальных идей Болонского процесса необходимо учитывать, что настоящие реформы в образовании могут начаться только снизу, что необходим действенный механизм стимулирования инноваций, а это обеспечит становление высокоэффективной системы образования.

Украинские университеты не закрыты для инноваций, сотрудничества, полноценного усвоения достижений культуры. Вместе с тем они предлагают свои испытанные формы, методы организации высшего образования, которые составляют весомый потенциал не только для отечественной, но также для европейской и мировой культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1088; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.214 (0.094 с.)