Политика и система Франкофонии в эпоху глобализации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика и система Франкофонии в эпоху глобализации.



Культурно-лингвистический аспект уже не первое столетие является одним из векторов внешнеполитической деятельности Франции. Еще в 1635 г. была основана Французская академия, которая вела работу по стандартизации языка с целью сделать его более точным, ясным и не подвластным быстрым изменениям, что облегчило бы распространение языка миром, а через него и французской культуры. Работа по культурно-лингвистическому направлению реализуется государственными службами Франции, которые создавались, неоднократно реформировались и видоизменялись в соответствии с потребностями времени. Сегодня внешняя культурно-лингвистическая деятельность в основном сосредоточена в пределах Франкофонии - направления, утвердившегося в 60-70-х гг. ХХ века, и сегодня являющегося движущей силой во внешнеполитической деятельности 57 стран мира, которые являются членами Международной организации франкофонии[41].

Если на момент возникновения (конец XIX в.) термин «франкофония» означал совокупность территорий, где распространен французский язык, и людей, которые на нем говорят, то сегодня «франкофония» трактуется значительно шире. С 1968 г. термин вошел в словари и, к тому времени, имел два значения: первое - умение говорить по-французски; второе - сообщество народов, говорящих на французском языке. Вскоре франкофония стала отождествляться с осознанием принадлежности к многочисленной группе людей, которые разделяют общие ценности, интерес к французскому языку и культуре, сосуществуя в так называемом франкофонном сообществе. Так, постепенно франкофония стала средством взаимодействия между различными культурами и странами и сегодня уже включает в себя кооперацию и сотрудничество франкоязычных стран в различных сферах общественной деятельности (культура, экономика, техника и т.п.)[42].

С развитием понятия «франкофония» трансформировались институты государственного управления, на которые возлагались обязанности сотрудничества по данному направлению. Сначала внешней культурно-лингвистической деятельностью занимались колониальные институты, не выделяя при этом франкофонию как отдельное понятие особых отношений. Только в конце ХХ века франкофонное сотрудничество начало интенсивно расширять направления работы, что сразу вызвало изменения в институциональной системе Франции. Сегодня в стране существует разветвленная сеть государственных учреждений, которые в той или иной степени занимаются вопросами Франкофонии[43].

В начале 1974 г. при Политическом управлении МИД Франции была создана специальная служба по вопросам франкофонии. Этот шаг обнаружил важность для Франции связей с франкофонным миром. Советский исследователь Е.Г. Георгиев даже утверждал, что существование такой структуры уже тогда свидетельствовало о намерениях французского руководства предоставить объединению франкоязычных стран политическое направление[44]. Новому органу была поручена подготовка периодических встреч представителей стран франкофонного мира и поддержка с ними постоянного контакта.

Шаг за шагом, внешняя культурная деятельность стала одним из приоритетов в политике Франции. Подтверждением этому является тот факт, что при заключении международных соглашений любые государственные учреждения Франции обязаны включать «культурные разделы», в частности пункты о распространении за рубежом различных французских изданий, ведение документации на французском языке в других странах, проведение выставок, кинопросмотров, конференций и тому подобное.

Правительство Франции в дальнейшем продолжает акцентировать внимание на мероприятиях распространения и утверждения французского языка в мире. Именно эта тактика уже давно стала основным инструментом популяризации французской культуры. Новый импульс это направление получило с созданием в августе 1983 г. международного Высшего совета. Это была международная структура, деятельность которой координировалась Францией, а ее целью было определено активное распространение французского языка в странах мира и международных организациях[45].

1984 г. ознаменовался созданием нового государственного института, специализирующегося исключительно на вопросах франкофонии - это Высший совет Франкофонии, консультативный орган при Президенте Франции Ф. Миттерана, который его и возглавил. Президент Республики лично назначал Генеральный секретариат учреждения и 30 членов, большинство из которых были выходцами из зарубежного франкофонного пространства. К ведению Совета входила разработка генеральной линии франкофонной политики в стране и за ее пределами. Совет должен был осуществлять наблюдение за развитием Франкофонии во всех сферах жизнедеятельности, предоставлять консультации по вопросам культуры, лингвистики, коммуникаций, науки и новейших технологий, разрабатывать идеи и предложения, анализировать состояние Франкофонии в мире. Он также стал эффективным органом экспертизы и банком научной документации по вопросам международного сотрудничества.

Институционализация Франкофонии на международной арене началась с основания уже упомянутого Агентства культурного и технического сотрудничества (1970 г.). За 30 лет существования данного учреждения оно постоянно расширяло горизонты своей деятельности[46]. В 1997 г. была осуществлена реформа, в результате которой Агентство культурного и технического сотрудничества было реструктурировано в межправительственное агентство франкофонии, а с 2005 г. - в Международную организацию франкофонии (МОФ). Можно утверждать, что огромное разнообразие экономических, политических и культурных интересов стран-участниц франкофонного сообщества на конец второго тысячелетия не мог бы удовлетворить даже очень сложно структурированный орган.

В этой ситуации Франция проявила инициативу в реструктурировании Межправительственного агентства франкофонии. 30 мая 2001 г. на 17-й сессии Высшего совета франкофонии Президент Франции Жак Ширак объявил о закрытии данного учреждения (декрет № 2002-565). На его основе была создана одноименная структура, которая вошла непосредственно в Межправительственное агентство франкофонии как консультативный орган при Генеральном секретаре. Были определены следующие его функции[47]:

- Координация связей с общественностью;

- Анализ текущего состояния и перспектив развития МОФ;

-Публикация аналитических материалов, научных документов, периодических изданий;

- Подготовка отчетных докладов.

Новый совет внес изрядную долю французского прагматизма, а уже готовы, отточенные за годы работы, политические наработки стали прочной базой для дальнейшего развития Международной организации франкофонии. По утверждению французских исследователей, в результате проведенной реорганизации эффективность всех структур Франкофонии выросла, они стали более ориентированы на выполнение практических задач[48].

Современная институциональная структура Франции выглядит следующим образом[49]:

1. Президент Республики - представляет Францию на саммитах Международной организации франкофонии. Его представитель участвует в работе Постоянного совета франкофонии.

2. Премьер-министр - отвечает за деятельность правительства, ему подчиняется сеть различных межминистерских служб, которые полностью или частично занимаются вопросами Франкофонии, координируют двустороннее и многостороннее сотрудничество с франкофонным сообществом, которому относятся:

- Межминистерский комитет по международному сотрудничеству и развитию. Собирается при необходимости раз в несколько лет. Координирует деятельность правительственных структур, занимающихся предоставлением государственной помощи странам-партнерам и определяет пути совершенствования и модернизации сотрудничества. Его задачей является определение зоны приоритетного сотрудничества (то есть перечень стран, которым будет оказываться помощь) и принципов и методов международного сотрудничества, выгодного и полезной обеим сторонам[50].

Комитет уточняет стратегические направления работы министерств и пути развития французской международной политики. В частности, на заседании 2013 г. вновь было отмечено, что франкофония является приоритетным направлением и требует дальнейшего интенсивного развития.

- Генеральная комиссия по терминологии и неологизмах координирует деятельность различных комиссий в 18 министерских департаментах, которые в той или иной степени занимаются вопросами развития французского языка.

- Высший совет французского языка - межминистерская организация, ответственная за подготовку предложений для правительства по вопросам использования, развития и роли французского языка во Франции и за ее пределами, а также осуществление государственной политики в отношении иностранных языков в стране.

Членами совета являются Министр культуры, постоянные секретари и ученые Института Франции, Председатель Генеральной комиссии по терминологии и неологизмах и другие (всего 22 члена). Основной целью его деятельности является изучение вопросов использования, изменений и трансформаций языка, обогащение и распространение французского языка; ведения политики уважения и толерантного отношения к другим языкам на территории и за ее пределами.

Следующий уровень институциональной системы во Франции занимают Министерства и подчинены им структуры. Вопросами франкофонного сотрудничества в большинстве занимаются три министерства: Министерство иностранных дел, Министерство культуры и связи, Министерство национального образования и научных исследований[51].

В структуре государственных органов, занимающихся вопросами Франкофонии, Министерство иностранных дел Франции играет одну из ведущих ролей. В 1986 г. в его подчинении был создан секретариат по франкофонным проблемам. С тех пор Франкофония стала одним из приоритетных направлений в работе Министерства. На сегодня деятельность по данному направлению МИД возглавляет Государственный секретарь по вопросам развития и Франкофонии, который наделен следующими полномочиями:

- От имени правительства участвует в международных форумах;

- При условии делегирования полномочий Министром иностранных дел имеет право вести переговоры и подписывать акты и постановления в пределах своей компетенции;

- Занимается подготовкой и реализацией государственной политики по вопросам франкофонии.

Кроме кабинета Государственного секретаря в систему МИД входит также несколько учреждений, которые занимаются взаимодействием с франкофонным сообществом:

- Французская академия является старейшей из пяти научных структур Института Франции. Это учреждение призвано заниматься выработкой языковых норм и обеспечением «чистоты» языка.

- Генеральная дирекция международного сотрудничества и развития. Деятельность дирекции можно охарактеризовать как общемировую и всестороннюю. Общемировой она является, поскольку учреждение сотрудничает почти со всеми странами мира, а всесторонней, поскольку охватывает все сферы общественной деятельности (экономика, культура, наука, техника и т.п.). Генеральная дирекция имеет пять подсекций: помощь развитию; культурное сотрудничество и французский язык; научно-исследовательское сотрудничество; развитие международных аудиовизуальных средств и технических средств связи; неправительственное сотрудничество[52].

В частности, в структуре Дирекции было создано Управление культурного сотрудничества и французского языка, задачей которого является распространение французского языка и культуры в мире. Именно эта организация сконцентрировала часть своих усилий на пользу Франкофонии и проблеме использования французского языка в международных организациях и новейших средствах коммуникаций. Дирекция опирается на поддержку сети учреждений культурного сотрудничества, насчитывающей около 900 учреждений, расположенных по всему миру: службы культурного сотрудничества, культурных центров, Французский альянс, центры исследований службы по сотрудничеству и культурной деятельности посольств Франции и др. Дирекция также отвечает за постоянную работу и распространение аудиовизуальных и радиопрограмм на французском языке. Кроме того, она влияет на выработку позиции Франции в франкофонных инстанциях, выделяет кредиты на реализацию программ исполнительными организациями Франкофонии и является основным спонсором многостороннего сотрудничества в рамках Международной организации франкофонии (МОФ)[53].

- Служба по делам франкофонии создана в 1974 г. при Генеральном секретариате Министерства иностранных дел и отвечает за франкофонное многостороннее сотрудничество. Так же, как и предыдущее учреждение, подчиняется сегодня Государственному секретарю по вопросам развития и Франкофонии. Служба выступает связующим звеном между Францией и Международной организацией франкофонии и активно участвует в разработке политики государства по вопросам франкофонии. Она выполняет следующие основные функции: разрабатывает политику сотрудничества с МОФ; обеспечивает последовательность выполнения решений; развивает отношения Франции с исполнительными организациями МОФ; занимается реализацией программ сотрудничества; отчитывается об использовании средств, выделенных Францией исполнительным организациям Франкофонии. В целом, координирует все мероприятия, связанные с МОФ и ее операторами. В своей деятельности Служба опирается на поддержку других министерств и учреждений Франции. В таких партнерских отношениях Служба по делам франкофонии выполняет роль инициатора и координатора и регулярно проводит консультации с различными службами и институтами[54].

- Генеральная дирекция мондиализации, развития и партнерства реализует многочисленные мероприятия сотрудничества в сферах экономики и культуры. К одной из главных задекларированных миссий Дирекции принадлежит так называемая «дипломатия влияния»[55]. Это направление реализуется через культурные акции и аудиовизуальные программы за рубежом, распространение французского языка и французской системы образования в мире; реализацию программ сотрудничества по вопросам науки и высшего образования; осуществления всевозможных мероприятий с целью формирования привлекательности Франции в международном сообществе, особенно среди учащихся, студентов и ученых. МИД Франции приводит впечатляющую статистику, которая свидетельствует активности работы Дирекции: 288 тыс. иностранных студентов в высших учебных заведениях Франции, 310000 учеников во французских лицеях за рубежом в 131 стране мира, 50 тыс. культурных мероприятий в год. Поэтому, Дирекция, по сути, активно занимается формированием положительного имиджа Франции на международной арене, используя преимущественно образование и культурные мероприятия как средства воздействия.

Министерство культуры и связи тоже занимает важное место в франкофонном сотрудничестве. Поскольку данное Министерство занимается вопросами не только внутренней, но и внешней культурной политики, это частично порождало проблему координации действий с МИД и снижало эффективность работы[56].

К учреждениям, подчиненным Министерству культуры и связи, занимающихся вопросами Франкофонии, относятся:

- Генеральная дирекция французского языка и языков Франции, созданная декретом № 89-403 от 2 июня 1989 г. как Генеральная дирекция французского языка под руководством премьер-министра. Генеральная дирекция координирует деятельность государственных, частных и общественных организаций, способствующих развитию французского языка и занимающихся вопросами его распространения и использования, особенно в сферах образования, коммерции, науки и техники[57].

- Дирекция европейского и международного сотрудничества координирует межминистерское сотрудничество, способствуя развитию международного французского Просвещения и его использованию на благо Франкофонии. Координирует обмены и сотрудничество на всех образовательных и научных уровнях. Участвует в подготовке двусторонних соглашений и разработке проектов. Выполняет консультативные функции, осуществляет аналитическую работу, связанную с развитием образовательной сферы на международной арене в целом и в отдельных странах мира.

Министерство национального образования и научных исследований тоже играет определяющую роль в выработке французской политики в области Франкофонии, развития французского языка и распространении французской культуры. С 1988 г. ежегодно Министерство акцентирует внимание преподавателей и учеников на важности изучения истории и современной деятельности франкофонного сообщества в школах, колледжах и лицеях Франции и побуждает молодежь участвовать в Днях франкофонии. Министерство национального образования и научных исследований занимается подбором кадров для преподавания французского языка и различных французских дисциплин за рубежом, а также курирует зарубежные научно-исследовательские учреждения, такие как Французская академия в Риме и Афинская французская школа. Данному Министерству подчиняются следующие учреждения:

- EduFrance, созданная в 1998 г. и реорганизована в 2007 г. в Campus France[58]. Организация способствует распространению методик преподавания французского языка и популяризации французской системы высшего и профессионального образования. Сегодня Campus France имеет около 200 представительств за рубежом.

- Национальный центр дистанционного образования, созданный в 1939 г. для предоставления возможности дистанционного обучения. Кроме генеральной штаб квартиры в г. Путье Центр также имеет 8 подразделений в пределах Франции и шесть иностранных представительств в Гваделупе, Гайане, Мартинике, Новой Каледонии, Французской Полинезии и Реюньоне[59]. Национальный центр дистанционного образования предлагает учебные курсы на французском языке разного уровня от детского сада до университета, а также специализированные профессиональные курсы в различных сферах[60].

Таким образом, сегодня, несмотря на разветвленность направлений франкофонной взаимодействия, культурно-лингвистический аспект остается в основе внешнеполитического политической деятельности Франции. Подтверждением данного факта является наличие соответствующих структур и подразделений в пределах трех основных министерств, в компетенцию которых входит франкофонное сотрудничество (Министерство иностранных дел, Министерство культуры и связи, Министерство национального образования и научных исследований). Эти учреждения продолжают заниматься различными вопросами, связанными с французским языком и культурой, преимущественно проблемой их распространения и использования в других странах и международных организациях. Это, по нашему мнению, с одной стороны является залогом развития франкофонного движения в целом, а с другой - поддержанием имиджа и авторитета Франции на международной арене.


Заключение

В эпоху глобализации и повсеместного распространения американской культуры, которая буквально «просачивается» во все сферы жизни среднестатистического человека, проблема сохранения культурной идентичности, даже для такой развитой в этом направлении страны как Франция, является как никогда острой и заслуживает постоянного внимания. Не стоит забывать и об усугубляющем ситуацию положении, касающемся не контролированного наплыва беженцев, что само по себе, в какой-то степени, является отвлекающим фактором в решении других государственных проблем.

На сегодняшний день многие аналитики и специалисты говорят о том, что, так называемая, «мягкая сила» Франции находится на грани фола, а текущая миграционная политика в скором времени приведет к тому, что речь уже будет идти не о продвижение и сохранении национального имиджа Франции, а о борьбе французского народа за право на существование в собственной стране. Но, по нашему мнению, подобные заявления являются преждевременными, так как, несмотря на определенный спад интенсивности и размаха французской культурной политики с началом нового века и ужесточение требований к коренным французам в вопросах культурной интеграции с гражданами некоренного происхождения, Франция все еще обладает всем необходимым для дальнейшего сохранения статуса великой культурной державы в обозримом будущем. Достаточно вспомнить несколько ярких оплотов мощной французской культуры, как Лувр, который с недавних времен является самым крупным музеем в мире, а также о таких крупных музеях, как Версальский дворец и музей Орсэ, которые вместе ежедневно принимают около 10 млн посетителей. В свою очередь, одна Эйфелева башня привлекает ежегодно порядка 6,5 млн посетителей. И это всего лишь малая часть примеров в пользу того, что на данном этапе Франция в состоянии удерживать и бороться за право называться одним из самых ярких центров «высокой культуры» в мире, охваченном глобализацией.

Но вместе с этим следует отметить, что данные выводы не означают отсутствия необходимости в ведущей роли государственного регулирования в области культурного развития Франции. Особенно это относится к французским кинофильмам, песням, книгам и другим видам культурной продукции, которые сталкиваются не только с возрастающем культом коммерциализации в данной отрасли, но и с жесткой англо-саксонской конкуренцией. В связи с этим мы можем сделать вывод о том, что богатейшее историческое наследие, великая литературы, философия, живопись и музыка, передовые высшие школы и современные технологии, высокая мода и высокая гастрономия и прочее еще очень долгое время будут помогать Франции отстаивать свои позиции по своему культурному и духовному влиянию в Европе, но не стоит забывать и том, что с каждым годом процессы вестернизации и подчинения «американскому шаблону» становятся интенсивнее и мощнее, а это означает, что Франции все же придется искать более современные способы сохранения культурной идентичности, ведь это практически единственная черта, которая позволяет данной стране претендовать на статус великой державы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.176.78 (0.041 с.)