Определение проходимости и защитных свойств местности. Способы повышения проходимости маршрутов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение проходимости и защитных свойств местности. Способы повышения проходимости маршрутов.



Умение изучать, правильно и быстро оценивать местность, хорошо ориентироваться на ней и грамотно ее использовать при выполнений боевых задач является одним из показателей зрелости командиров, уровня их практической обученности.

Изучение тактических свойств местности складывается из изучения ее пересеченности и ее маскировочных свойств, возможности проведения на ней наблюдения, определения взаимной видимости точек, условий проходимости и защитных свойств местности.

По степени пересеченности препятствиями, ограничивающими свободу передвижения и маневр войск, местность обычно подразделяют на сильнопересеченную, среднепересеченную, слабопересеченную и непересеченную.

Сильнопересеченная местность изобилует большим количеством (свыше 30% всей площади) труднопроходимых естественных препятствий (балки, овраги, реки, озера), которые ограничивают маневр и скорость движения подразделений и боевой техники. Такая местность позволяет применять тяжелую боевую технику только на отдельных направлениях или требует выполнения значительных инженерных работ.

На среднепересеченной местности (менее 30% препятствий) массированное применение боевой техники возможно, но затруднено на отдельных направлениях.

На слабопересеченной (до 10% естественных препятствий) и непересеченной местности хотя и снижена скорость перемещения, однако возможно применение маневра в любом направлении. Однако на такой местности естественные укрытия для защиты от огня артиллерии и ядерного оружия отсутствуют.

По условиям маскировки и наблюдения местность подразделяют на открытую, полузакрытую и закрытую.

Открытая местность (площадь естественных масок до 10% от общей площади) не обеспечивает естественными масками маскировку, с командных высот просматривается до 75% площади, т.е. она обеспечивает хороший обзор и обстрел.

На полузакрытой местности (площадь под естественными масками - до 20% от общей) маскировка при расположении на месте почти полностью обеспечивается естественными масками, с командных высот просматривается около 50% площади.

Закрытая местность (площадь под естественными масками более 30% от общей площади) обеспечивает полную маскировку, на ней просматривается менее 25% площади. К закрытой местности относятся, главным образом, лесные, горные районы и районы с густой сетью населенных пунктов. На такой площади обеспечивается скрытное передвижение и маневрирование войск.

В результате определения общего характера местности делают вывод о доступности района и отдельных его направлений для действия подразделений и техники, а также намечают объекты и участки, которые следует детально изучить по карте, аэроснимкам и непосредственным осмотром.

Условия наблюдения и маскировочных свойств местности.

Условия наблюдения - это свойства местности, способствующие получению сведений о противнике. Они определяются степенью просматриваемости окружающей местности, дальностью обзора и зависят от характера рельефа, растительного покрова, наличия населенных пунктов и других объектов, препятствующих обзору местности.

Маскирующие свойства местности - это свойства местности, позволяющие скрыть от противника расположение и передвижение личного состава и боевой техники. Они определяются наличием естественных укрытий, образуемых формами рельефа, растительным покровом, населенными пунктами и другими местными предметами, а также общим характером, цветом и пятнистостью местности (чем разнообразнее цветовая гамма, тем лучше условия маскировки).

Хорошими маскирующими свойствами обладает пересеченная местность с лесными массивами и многочисленными населенными пунктами. Так, лощины, балки, овраги создают благоприятные условия для укрытия подразделении.

Наиболее удобными естественными укрытиями для подразделений являются леса. Маскирующие свойства их определяются в основном высотой деревьев, сомкнутостью крон, составом пород и наличием подлеска.

Очень часто в практике приходится определять не столько видимость двух точек, сколько участки местности, которые будут просматриваться с данной точки или не будут просматриваться, т.е. определять поля невидимости (рис.2).

В этом случае рекомендуется решать задачу способом построения профилей местности.

Для этого надо:

· на карте наметить точку на возвышенности и с нее прочертить границы сектора, в котором нужно вести наблюдение;

· в секторе наблюдения от наблюдательного пункта провести ряд профильных линий и занумеровать их, начиная с правой границы сектора;

· по всем проведенным линиям построить профили и на каждом из них из точки наблюдения провести направление лучей зрения через все препятствия. Построение профилей лучше выполнять на одном листе;

· полученные на профилях невидимые участки перенести на соответствующие профильные линии на карте и слегка заштриховать;

· провести на карте границы полей невидимости, соединяя плавными кривыми, сообразно рельефу местности, все полученные на профильных линиях границы отдельных невидимых участков;

· заштриховать поля невидимости.

 

Маскирующие свойства местности характеризуются главным образом наличием естественных масок. Естественные маски - это элементы местности, способствующие маскировке войск от наблюдения противника с НП или воздух.

Основными естественными масками служат: леса, кустарники, сады; населенные пункты; глубокие складки рельефа (овраги, балки и т.п.).

Высоты масок, ограничивающих видимость, должны учитываться при построении профилей местности и нанесении полей невидимости.

Поля невидимости, после нанесения их границ, заштриховывают параллельными линиями простым карандашом, стараясь при этом не затенять топографическую основу карты.

Условия маскировки при наблюдении с НП противника определяют путем аналогичных построений за противника.

Условия проходимости местности. Проходимость местности - это свойство местности, способствующее или затрудняющее передвижение подразделений. Она учитывается при выборе направления сосредоточения основных усилий подразделения, определении ширины фронта наступления, возможности и способности применения различных видов военной техники, а также при организации маневра, выборе путей подвоза боеприпасов и материальных средств.

Основным фактором, определяющим проходимость местности, является дорожная сеть. Чем сильнее развита сеть дорог и выше их класс, тем местность доступнее для действий всех родов войск. Автомобильные дороги с твердым покрытием допускают движение транспорта в любую погоду. Проходимость грунтовых дорог определяется главным образом характером почв и грунтов, рельефом местности, временем года и состоянием погоды.

Роль дорожной сети еще больше повышается в лесисто-болотистой, пустынной и горной местности, где передвижение подразделений вне дорог является крайне затруднительным. Резко возрастает значение дорожной сети в период весенней и осенней распутицы. В таких условиях дороги с твердым покрытием приобретают значение важнейших направлений, вдоль которых сосредоточиваются основные усилия подразделений, как в наступлении, так и в обороне.

Проходимость местности вне дорог определяется ее пересеченностью. Местность с оврагами, крутыми скатами и обрывами, реками и заболоченными участками, с большими площадями лесных массивов существенно снижает проходимость по ней боевых машин и автотракторной техники.

Ориентировочная скорость движения вне дорог в зависимости от крутизны скатов при сухом и твердом грунте приведена в таблице 2.

Защитные свойства местности. Защитные свойства местности - это свойства местности, ослабляющие действие поражающих факторов ядерного и обычного оружия. Правильное определение и использование защитных свойств местности облегчает организацию защиты личного состава и боевой техники от поражающих факторов различных видов оружия.

Защитные свойства местности определяются, прежде всего, характером рельефа, растительного покрова, наличием на местности естественных различных и искусственных укрытий, способных полностью или частично обеспечить защиту подразделений.

Различные формы рельефа могут усилить или значительно ослабить воздействие ударной волны, светового излучения и проникающей радиации. Так, на передних (обращенных в сторону ядерного взрыва) скатах возвышенностей давление ударной волны заметно повышается.

На обратных (по отношению к ядерному взрыву) скатах поражающее действие ударной волны существенно уменьшается.

Овраги, лощины, канавы, промоины, рвы и другие углубления также ослабляют действие ударной волны, если она пересекает их в поперечном направлении. При этом ослабление поражающего действия ударной волны тем больше, чем больше их глубина и извилистость и чем меньше ширина. Так, поражающее действие ударной волны на дне оврага глубиной 5 м при ширине 5 м уменьшается по сравнению с равнинной местностью в 2,5 раза, при ширине 10м-в 1,5 раза, при ширине 15 м в 1,3 раза.

Защитные свойства местности во многом определяются и характером растительного покрова. Так, лесные массивы ослабляют ударную волну в 2 раза и более, уменьшают воздействие светового излучения в 6-8 раз, а также снижают уровень радиации в 2- 3 раза по сравнению с открытой местностью.

Расположение войск на местности. Требования предъявляемые к районам расположения подразделений.

В боевой обстановке мотострелковому (танковому) взводу часто придется в течение определенного времени располагаться в каком-либо районе в целях подготовки к предстоящим действиям или же приведения себя в боевую готовность после боя. Такое размещение подразделений в исходном районе, районах сосредоточения, ожидания и отдыха принято называть расположением на месте.

В исходном районе взвод будет располагаться, готовясь к наступлению с ходу на обороняющегося противника.

В район сосредоточения взвод прибывает после передвижения, где он проводит обслуживание боевой техники и вооружения, а также осуществляет подготовку к последующим действиям.

В районе ожидания мотострелковый (танковый) взвод может находиться перед погрузкой (посадкой) на железнодорожный и водный транспорт, а мотострелковый взвод, кроме того, перед десантированием.

В ходе марша на большое расстояние в конце суточного перехода взвод, как правило, будет останавливаться на ночной или дневной отдых в целях поддержания личного состава и боевой техники в готовности к последующим действиям.

Во всех случаях командир взвода должен стремиться разместить взвод на местности скрытно, рассредоточено, в готовности к выполнению боевой задачи. Необходимость подобных требований к размещению на месте вызывается наличием у противника высокоточного оружия, совмещающего в себе высокоэффективные средства разведки и поражения, способного в кратчайшие сроки нанести потери расположенным на месте войскам.

Боевой опыт войск показывает, что подразделения должны избегать расположения вблизи населенных пунктов, железнодорожных станций и пристаней, узлов дорог, аэродромов, промышленных предприятий, газо- и трубопроводов, электроподстанций, магистральных линий электропередач и других объектов, которые представляют повышенный интерес для разведки противника и по которым могут быть нанесены ядерные удары, удары авиации и высокоточных средств поражения.

Необходимыми требованиями к району расположения должны быть удобство размещения личного состава, наличие источников питьевой воды, топлива для обогрева в условиях низких температур, возможность укрытия от ветра и др. Выбранный район должен быть благоприятен в санитарно-эпидемическом отношении, исключать вероятность длительного застоя отравляющих веществ в случае применения его противником. Район расположения должен иметь достаточную сеть дорог или путей, позволяющих осуществить в случае необходимости быстрый маневр в целях оставления его и занятия другого (запасного) района расположения, если в этом возникнет необходимость.

При выборе места расположения обычно учитывается маршрут предстоящего выдвижения. Машины располагаются вдоль дороги в сторону предстоящего движения "елочкой". В этом случае с получением команды (сигнала) на начало движения взводу потребуется затратить минимальное время для быстрого построения в походный порядок.

С учетом удобства управления отделениями и машинами, а также необходимой степени рассредоточения, исключающей одновременное их поражение одним обычным авиационным или артиллерийским боеприпасом, площадь размещения взвода может быть 500-1000 м 2.

Взвод на месте обычно располагается вдоль маршрута выдвижения, используя защитные и маскирующие свойства местности, в постоянной готовности к отражению нападения наземного и воздушного противника, уничтожению его диверсионно-разведывательных групп.

Боевые машины пехоты (бронетранспортеры), танки располагаются в указанных командиром взвода местах под кронами деревьев, в оврагах, в радиолокационной тени от местных предметов на удалении 25-50 м друг от друга, а на открытой местности в условиях угрозы применения противником высокоточного оружия-100-150 м. Личный состав размещается вблизи своих машин. Для него отрываются щели, а при наличии времени устраиваются перекрытые щели или блиндажи. Для боевых машин пехоты (бронетранспортеров), танков оборудуются окопы и укрытия.

Места размещения личного состава и расположения боевой техники тщательно маскируются. Вблизи боевых машин пехоты (бронетранспортеров), танков оборудуются ложные объекты (тепловые ловушки).

В условиях суровой зимы или длительной непогоды взвод может размещаться в населенном пункте. В этом случае взводу для размещения отводится по возможности один дом или строение.

Боевой приказ на расположение командир взвода отдает обычно всему личному составу взвода. В боевом приказе командир взвода указывает:

· сведения о противнике;

· задачу взвода;

· места расположения соседей;

· задачи отделениям (танкам), места их расположения, места оборудования открытых или перекрытых щелей, а при необходимости и места устройства блиндажей для личного состава, окопов и укрытий для вооружения и техники; порядок наблюдения за наземным и воздушным противником, а также за сигналами командира роты; порядок действий отделений (танков) при нападении противника; сигналы оповещения, управления и взаимодействия и порядок действий по ним;

· время занятия района расположения и сроки его инженерного оборудования;

· свое место и заместителя.

После отдачи боевого приказа командир взвода дает указания по инженерному оборудованию района расположения и маскировке, защите от оружия массового поражения, высокоточного и зажигательного оружия, организует техническое обслуживание вооружения и техники, осуществляет контроль за поддержанием взвода в постоянной боевой готовности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 903; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.017 с.)