Средства и методы развития скоростно-силовых качеств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства и методы развития скоростно-силовых качеств



 

В зависимости от условий соревновательной и тренировочной деятельности силовые способности в процессе их развития при­обретают все более специализированный характер [19, 58]. В це­лях активизации процесса приспособления организма к специфи­ческим условиям соревновательной деятельности в подготовку спортсмена вводят специальную физическую подготовку (СФП).

К средствам СФП относят следующие упражнения:

– соответствующие соревновательным (по режиму работы организма);

– содержащие тренирующие воздействия, способные повысить уже имеющийся уровень функциональных возможностей орга­низма;

– обеспечивающие необходимую энергетическую базу для со­вершенствования тактико-технического мастерства [69].

По степени соответствия режиму работы организма при вы­полнении соревновательного упражнения выделяют три группы средств СФП [58, 38]:

– специфические, представляющие собой различные формы выполнения основного спортивного упражнения с задачей при­способления организма к режиму его работы в условиях соревно­ваний;

– специализированные - адекватные соревновательным усло­виям по наиболее существенным двигательным и функциональ­ным параметрам режима работы организма;

– неспецифические - отличающиеся от соревновательных по форме, но способствующие развитию функциональных возможно­стей организма в нужном направлении.

В спортивных единоборствах с целью выработки единого под­хода к анализу тренировочных нагрузок была предложена клас­сификация тренировочных средств, в основу которой положено деление упражнений на группы по степени соответствия на сорев­новательные, специально-подготовительные и общеподготовитель­ные [21].

В группу соревновательных упражнений были включены:

а) спарринги по заданию;

б) специальные тесты, моделирующие соревновательный спар­ринг или отдельные его части;

в) учебно-тренировочные спарринги;

г) тренировочные и контрольные спарринги, проводимые в пол­ном соответствии с правилами соревнований.

К специально-подготовительным упражнениям были отнесены:

а) специальные упражнения (разминка);

б) имитация тактико-технических действий;

в) тактико-технические действия в стойке и партере, руками и ногами;

г) специальные скоростно-силовые упражнения традиционно­го и направленного воздействия (в группу традиционных входят упражнения с партнером, а к упражнениям направленного воз­действия были отнесены те, которые моделируют соревнователь­ную деятельность [48]).

В группу общеподготовительных упражнений входят [89]:

а) общеразвивающие упражнения в разминке перед занятиями по ОФП;

б) утренняя пробежка;

в) общеразвивающие упражнения традиционного и направлен­ного воздействия (к традиционным отнесены упражнения из раз­ных видов спорта с отягощениями, со снарядами и т.п., а в группу упражнений направленного воздействия включены упражнения из ациклических видов спорта, моделирующие кинематику отдель­ных действий единоборца и выполняемые в интервале одного или двух периодов соревновательного боя);

г) беговые упражнения направленного воздействия, моделиру­ющие соревновательный бой по продолжительности, чередованию спуртов и т.п.;

д) дополнительные циклические упражнения, выполняемые соревновательным методом;

е) спортивные игры с различной интенсивностью и длительно­стью.

Из приведенного перечня средств видно, что одно из ведущих мест в тренировке единоборца занимают скоростно-силовые уп­ражнения направленного воздействия.

Физиологические механизмы развития специальных скорост­но-силовых качеств заключаются прежде всего в совершенствова­нии необходимых нервно-координационных отношений [40]:

а) внутримышечной координации, улучшение которой спо­собствует более быстрому включению в кратковременную син­хронизированную работу большого числа двигательных единиц с высокой степенью их напряжения и тем самым увеличению ско­ростно-силовых качеств отдельных мышц;

б) межмышечной координации за счет налаживания более со­гласованной работы между мышцами синергистами и антагони­стами, с улучшением которой возрастает суммарная величина про­явления скоростно-силовых качеств отдельных мышц, несущих основную нагрузку.

В зависимости от того, на какой тип нервно-координационных отношений преимущественно воздействует то или иное упражне­ние, их можно подразделять на координационные и кондицион­ные. При этом координационные упражнения, сходные с основны­ми соревновательными упражнениями единоборца, направлены главным образом на совершенствование мышечной координации. Кондиционные, т.е. нагрузочные тренировочные задания с отя­гощениями, решают преимущественно задачи совершенствования внутримышечной координации [40].

Специфическим свойством нервно-мышечного аппарата являет­ся реактивность мышцы, которая проявляется при быстром перехо­де от уступающего режима работы к преодолевающему в условиях максимума развивающейся в этот момент динамической нагрузки. В многочисленных исследованиях [40] найдена высокая корреля­ция реактивной способности мышц со скоростью переключения от уступающей работы к преодолевающей. Показано также, что способ­ность мышцы запасать и использовать энергию упругой деформа­ции эффективно реализуется при условии быстрого растяжения мышц, предшествующего их рабочему сокращению [40].

Для развития взрывной силы и реактивной способности нерв­но-мышечного аппарата применяются упражнения с отягощения­ми (60-30% от максимального), изометрические упражнения с быстрым проявлением напряжения [18, 20] прыжковые упраж­нения, упражнения с ударным режимом работы мышц [17], комп­лексный метод [19].

В последние годы были предложены и апробированы так назы­ваемые нетрадиционные методы развития силовых способностей и, в частности, метод электростимуляционной тренировки [64]. В дальнейшем на основе этого метода было предложено использо­вать для развитая силы мышц дополнительно вызванные аффе­рентные влияния (ДАВ), приводящие к повышению возбудимости специальных мотонейронов, облегчая их активацию при произ­вольных условиях и повышая степень использования силовых и скоростно-силовых возможностей нервно-мышечного аппарата и в конечном счете силу сокращения. Однако, несмотря на высо­кую эффективность применения обоих методов, из-за сложности устройств, отсутствия соответствующей аппаратуры, а также из-за необходимости постоянного присутствия врачей на трениров­ках с применением электростимуляции и ДАВ эти методы не на­шли широкого применения в спортивной практике.

На сегодняшний день остается актуальной проблема выбора адекватных средств совершенствования качеств, характерных для той или иной спортивной деятельности. Это обстоятельство имеет объективную основу: изменение качества тем больше, чем выше соответствие специфики упражнения объективно существу­ющим структурно-физиологическим особенностям развиваемого качества [77].

Для развития силовых и скоростно-силовых качеств наиболее эффективны такие режимы работы, которые приближают уро­вень функционирования мышц к предельному:

а) для максимальной силы - максимальное напряжение;

б) для взрывной силы - максимальная скорость при оптималь­ной величине сопротивления (50-75% от максимального);

в) для быстроты неотягощенного движения – максимальная скорость движения при небольшой (10-20% от максимальной) нагрузке [85].

Что касается методов тренировки, то наиболее эффективным считается комплексный метод, предусматривающий смешанный режим нагрузок: чередование мощных напряжений с предельно быстрыми движениями с использованием небольших отягощений (10-20% от максимальной нагрузки). Акцент в такой тренировке должен быть направлен на мощность развивающего упражнения [85]. Можно полагать [86], что первая нагрузка с большим отяго­щением (или максимальная в случае использования изометричес­ких упражнений) за счет мощной афферентации повышает возбу­димость двигательных центров и обеспечивает более мощную эффекторную импульсацию, а вторая нагрузка при специфичес­кой работе - ее более выраженное тренирующее воздействие.

Так как в спортивной борьбе мастерство определяется не только (и не столько) уровнем собственно силовых или скоростно-силовых качеств, а во многом способностью правильно использовать в ходе поединка различные дополнительные силы (свои и противника), то основным средством совершенствования способности борца рацио­нально использовать свои возможности могут служить схватки [44].

Выделяют схватки с различными установками:

а) с физически сильным, но менее опытным противником;

б) игрового характера;

в) на проведение бросков с падением;

г) на использование усилий противника;

д) на выполнение приемов в направлении передвижения про­тивника;

е) на сохранение равновесия в различных положениях;

ж) на удержание статических положений в схватке.

В тренировочном процессе боксеров широко используются традиционные упражнения: специальные; подводящие; расчленен­ного и скоростно-силового характера, направленные на развитие мышечных групп, участвующих в ударном движении (например, толкание камней и набивных мячей разного веса, работа с кувал­дой, штангой и гантелями разного веса); беговые упражнения с ускорениями и т.д. [105].

По мнению ряда авторов [78, 86, 107, 108, 114] наиболее суще­ственные сдвиги в повышении силы и скорости удара дают уп­ражнения расчлененного характера с отягощениями. Морфокинезиологическим анализом установлено, что в нанесении удара рукой участвуют мышцы ног, туловища и рук. В связи с этим и упраж­нения с отягощениями для спортсменов подбираются таким обра­зом, чтобы они способствовали развитию перечисленных мышеч­ных групп или каждой мышцы в отдельности. Поэтому для развития у боксеров мышц ног, участвующих в отталкивающем разгибании, применяются упражнения со штангой на плечах – полуприседания и разножку. Для развития мышц туловища, вы­полняющих вращательно-поступательные движения, использова­лись: повороты корпуса с грифом на плечах, вращение туловища с разведенными в стороны руками с гантелями. С целью развития мышц рук, выполняющих разгибательное движение, применялись упражнения: жим штанги лежа, толчки вертикально стоящего грифа, удары с отягощениями [53,89].

При выполнении ударов по боксерским снарядам применялись методы: максимального нанесения удара, нанесение удара макси­мально быстро и нанесение удара максимально быстро и сильно [32].

Важно отметить, что при выборе средств развития скоростно-силовых качеств необходимо учитывать их тренировочный эф­фект для спортсменов разной квалификации и различной манеры ведения соревновательного поединка [91,103,128].

Ранее говорилось, что подбор тренировочных средств и мето­дов тренировки, адекватных режиму работы организма в соревно­вательном поединке, по всем функциональным параметрам весьма сложен. Эту задачу можно решить, используя комплексный метод, который поможет максимально приблизить тренировочные уп­ражнения к соревновательным условиям, обеспечив существенные и долговременные приспособительные реакции организма к скоростно-силовым нагрузкам.

 

1.4. Особенности применения скоростно-силовых нагрузок на этапе предсоревновательной подготовки

 

Современный подход к построению спортивной тренировки так или иначе предусматривает три уровня в ее структуре [18, 126]:

а) уровень микроструктуры, включающий отдельные трениро­вочные занятия и микроциклы, состоящие из нескольких занятий;

б) уровень мезоструктуры - средние циклы тренировки, вклю­чающие в себя относительно законченный ряд микроциклов;

в) уровень макроструктуры, т.е. структуры больших трениро­вочных циклов - полугодичных, годичных, многолетних.

Структура тренировочного процесса в целом обусловлена целью подготовки спортсменов на конкретном этапе и условиями их реализации.

В качестве основы для построения различных циклов трени­ровки могут служить:

а) опыт спортивной практики;

б) экспериментальные достижения научных дисциплин, ис­пользующих свою теорию и методику для изучения специфиче­ских особенностей спортивной деятельности человека (физиоло­гия, биохимия и др.);

в) данные специально организованных исследований, связан­ных с комплексным изучением общих закономерностей адаптации организма спортсмена под влиянием тренирующих воздействий [19,38,57,123].

На этапе предсоревновательной подготовки проводится мезоцикл, состоящий из нескольких микроциклов и направленный на подведение единоборцев к пику спортивной формы - к соревно­ваниям.

Тренировочные микроциклы представляют собой относитель­но законченные повторяющиеся фрагменты тренировочного про­цесса, состоящие из отдельных тренировочных занятий, которые являются упорядоченными звеньями этого процесса и решают определенные промежуточные задачи подготовки единоборцев [58].

Структура микроциклов может изменяться в связи с повыше­нием или снижением тренировочных или соревновательных на­грузок, чередованием комплексов упражнений, обеспечением адап­тации организма спортсмена к нагрузкам с повышением уровня подготовленности [58].

Среди множества факторов, влияющих на структуру и продол­жительность микроциклов, следует особо выделить [18, 58, 122]:

1) содержание, число занятий различной направленности и ве­личину применяемых в них нагрузок;

2) динамику процессов утомления-восстановления и общего функционального состояния организма спортсмена, обусловлен­ную чередованием тренировочных нагрузок и отдыха, индивиду­альными особенностями реагирования на нагрузки и биоритми­ческими факторами;

3) общий режим жизни спортсмена;

4) место микроциклов в системе построения тренировочного процесса.

В практике различных видов спорта встречается от четырех до девяти различных видов микроциклов [41, 61, 82, 116].

Базовые микроциклы характеризуются большим суммарным объемом нагрузок. Их основная цель - стимуляция адаптацион­ных процессов в организме спортсменов, решение главных задач технико-тактической, физической, волевой, специальной психоло­гической подготовки. В силу этого базовые микроциклы составля­ют основное содержание подготовительного периода. В отдель­ных случаях они могут применяться и на этапах непосредственной подготовки к соревнованиям.

Также специалисты выделяют общеподготовительные и специ­ально-подготовительные типы микроциклов как форменные эле­менты базового тренировочного микроцикла [57]. Первые явля­ются основным типом микроциклов в начале подготовительного периода большого тренировочного цикла и на некоторых других его этапах, связанных с увеличением удельного веса общей физи­ческой подготовки. Специально-подготовительные микроциклы отличаются повышенным удельным весом специализированной работы, направленной на развитие специальной тренированно­сти и совершенствование навыков, отвечающих специфическим особенностям вида спорта. Это главный вид микроциклов в непо­средственной предсоревновательной подготовке спортсмена [57]. В тренировочной практике наиболее распространены семиднев­ные микроциклы, которые, совпадая по продолжительности с календарной неделей, согласуются с общим режимом жизнедеятель­ности. Микроциклы иной продолжительности обычно планируют в соревновательном периоде, что связано с необходимостью фор­мирования специфического ритма работоспособности в соот­ветствии с регламентом конкретного соревнования. Количество тренировочных занятий в недельном микроцикле варьируется в зависимости от этапа и задач обучения.

Из опыта спортивной практики известно, что чередование нагрузок и отдыха в микроцикле может привести к реакциям трех типов [40]:

– максимальному росту тренированности;

– сохранению или поддержанию его;

– переутомлению организма спортсмена.

При построении тренировочного процесса следует учитывать особенности протекания процессов утомления и восстановления, которые характеризуются волнообразным изменением возможно­стей функциональных систем [40].

Вместе с тем продолжительность восстановительных процес­сов во многом зависит от направленности отдельных тренировоч­ных занятий. Наиболее быстро функциональные возможности спортсменов восстанавливаются после занятий, связанных с рас­ходом АТФ и КрФ. Это нагрузки скоростной, скоростно-силовой и координационной направленности [40]. Тренировки, связанные с расходом гликогена, жиров и белков, характеризуются более дли­тельным протеканием восстановительных процессов. К ним отно­сятся нагрузки, направленные на развитие различных видов вы­носливости [40].

Способность организма к восстановлению после напряженной работы изменяется под влиянием тренировки. Следует учитывать влияние индивидуальных особенностей спортсменов на интенсив­ность и продолжительность восстановления после больших тре­нировочных нагрузок [114].

Анализируя фактический материал, представленный в научно-методической литературе, нельзя не отметить, что в настоящее время построение тренировочного процесса в спортивных едино­борствах имеет тенденцию к интенсификации. Это отражается на общем объеме тренировочной работы в годичном цикле и, как следствие, на временном алгоритме средств специальной и общей физической подготовки. Такие тенденции объясняются и измене­нием времени соревновательного поединка, и жесткими требова­ниями к «пассивности» единоборцев [109, 115].

В микроцикле физические качества можно развивать двумя способами: равномерно или концентрированно. В первом вариан­те в течение всего микроцикла равномерно решаются задачи по развитию всех физических качеств. Во втором - выбираются одно или два физических качества, на развитии которых концентри­руется вся нагрузка в микроцикле [104].

При равномерном варианте развития физических качеств по­следовательность направленности нагрузок должна быть следую­щей: быстрота - ловкость - сила - гибкость - выносливость. Такая последовательность дает наибольший прирост показателей развиваемых физических качеств, а совершенствование одного из них способствует развитию другого [40].

При концентрированном развитии физических качеств, в част­ности скоростно-силовых, должны быть использованы принци­пы построения тренировки, разработанные Ю.В. Верхошанским [18]:

– опережающая направленность скоростно-силовой подго­товки;

– концентрация объема средств скоростно-силовой подготовки;

– реализация отставленного тренировочного эффекта концент­рированного объема скоростно-силовой нагрузки;

– «разведение» во времени объемных нагрузок с преимуще­ственной направленностью на скоростно-силовую и техниче­скую подготовку;

– установка на сохранение тренирующего воздействия нагрузки.

При концентрированном развитии скоростно-силовых качеств

– направленность средств в недельных микроциклах должна пла­нироваться следующим образом [19]:

– понедельник - упражнения со штангой + прыжковые упраж­нения;

– вторник - развитие выносливости в смешанном аэробно-ана­эробном режиме + совершенствование тактико-технической под­готовки;

– среда - упражнения со штангой + ударный метод развития взрывной силы;

– четверг - ударный метод развития взрывной силы;

– пятница - упражнения со штангой + совершенствование так­тико-технической подготовки;

– суббота - педагогические тестирования, спортивные игры;

– воскресенье - активный отдых.

При концентрированном развитии быстроты в отдельном за­нятии ее целесообразно совершенствовать в следующей последо­вательности: двигательная реакция (простая, сложная), скорость одиночного движения, выполнение движений в максимально бы­стром темпе [21, 103].

При концентрированном развитии ловкости в отдельном заня­тии целесообразно начинать с совершенствования координации движений, затем, увеличивая сложность заданий, перейти к уп­ражнениям, улучшающим ориентировку в пространстве, межмы­шечную координацию и внутримышечную чувствительность.

Существует несколько вариантов планирования при концент­рированном развитии скоростно-силовых возможностей в отдель­ном занятии:

– упражнения на развитие силы + прыжковые упражнения;

– упражнения на развитие силы + ударный метод развития взрывной силы;

– ударный метод развития взрывной силы;

– упражнения на развитие силы + совершенствование техни­ческой подготовки;

– сопряженное развитие взрывной силы [22].

Все эти варианты приводят к развитию различных составля­ющих скоростно-силовой подготовки единоборца и должны учи­тываться при составлении учебно-тренировочных планов.

Следует отметить, что рассмотренные выше модели планиро­вания скоростно-силовой тренировки носят достаточно условный характер, поскольку они лишь приблизительно отображают бес­конечно сложную реальность, однако их простота и доступность позволяют использовать их в практической деятельности. Для такого рода моделей характерно, что они создавались, главным образом, на основе констатации и обобщения достижений спор­тивной практики.

В последние годы были предприняты попытки иного пути создания теоретических моделей построения тренировки. Одни авторы предлагали использовать математическую теорию плани­рования экспериментов для поиска оптимальной методики трени­ровки [19], другие - учет закономерностей развития организма как двигательной функциональной системы [40]; математические модели, отражающие принципы взаимоотношения организма спортсмена со средой [26,110]; принципы проектирования спортив­ной деятельности с позиций формирования специальной готовности спортсмена. Последний подход нашел широкое распростране­ние в спортивной борьбе [129], хотя единства мнений о его эффек­тивности нет.

При всем многообразии задач, возникающих в процессе поиска наиболее оптимальной структуры и содержания тренировочного процесса, можно выделить два взаимосвязанных направления, которые играют важную роль в большинстве видов спорта, осо­бенно скоростно-силового характера:

– повышение моторного потенциала спортсмена в рамках специ­альной физической подготовки;

– совершенствование умений эффективно реализовывать его в соревновательных условиях, достигаемых в процессе техниче­ской и соревновательной подготовки [121].

Рациональное согласование этих направлений при высокой эффективности каждого из них и сохранение их взаимосвязи как условия целостности тренировочного процесса являются одной из центральных задач в решении проблемы оптимизации подготов­ки спортсменов в единоборствах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 779; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.052 с.)