Скоморох – это странствующий актер, соединяющий в одном лице певца, музыканта, актера, акробата, дрессировщика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Скоморох – это странствующий актер, соединяющий в одном лице певца, музыканта, актера, акробата, дрессировщика.



На территорию Беларуси скоморошество пришло из России, получило большую популярность. Первое упоминание о скоморохах относится к 1068 г. А в XVII веке в Сморгони существовала даже специальная школа скоморохов и дрессировщиков медведей, основанная князьями Радзивиллами.

Творчество скоморохов демонстрирует возможность сочетания в одном разных видов искусства – музыки, танца, пантомимы, театра, цирковых номеров. Представления скоморохов всегда собирали большое количество людей, были рассчитаны на яркий и броский внешний эффект. Главное направление в скоморошестве – смех и сатира. Искусство скоморохов дало основу для развития зрелищных искусств – театра, оперы.

Музыка, которая звучала на представлениях скоморохов, была самой разной – шуточные песни, импровизации, частушки и. т. п. Ее роль довольно значительна:

· создание праздничной атмосферы;

· отражение характеров и поступков персонажей;

· объединение разных номеров в один цельный спектакль.

Ренессанс
(Возрождение) XIV- 1пол.XVI вв. Музыка периода Ренессанса получает широкое развитие и распространение. Это связано с оживлением жизни в крупных городах, организацией придворных капелл по европейскому образцу. Двор великиго князя и столичная жизнь становятся примером для других княжеств, поднимая культурный уровень в Полоцком, Витебском, Менском княжествах.

Формы музыки периода связаны с распространением рыцарских орденов, рыцарской культуры на территории Беларуси. Соответствующие были и жанры – новеллы, баллады, танцевальные песни, провозглашавшие любовь к даме сердца, рыцарские подвиги.

Большую популярность получает органная и особенно лютневая музыка. Лютня – старинный щипковый музыкальный инструмент, популярный в Европе XV-XVII ст. Является предшественником гитары.

Сочинения для лютни являются обработками народных танцев западно-европейских (куранта, сарабанда) и славянских. Наибольший вклад в лютневую музыку внесли Войцех Длугарай и Криштов Клабан – композиторы из Гродно.

Барокко 2 пол. XVI – 1 пол.XVIII вв.

Интенсивное развитие на территории Беларуси получает театральное искусство, которое развивается как в народном творчестве, так и в учебных заведениях (школах). Самое широкое распространение получил театр батлейка.

Батлейка – вид старинного кукольного театра, в котором ставились спектакли в основном на библейский сюжет. Сам театр был в виде ларца или дома, состоял обычно из 2 ярусов. Верхний ярус символизировал «небо», «рай». На этом ярусе разыгрывались эпизоды, связанные с рождением Христа, раскаянием Адама и Евы перед Богом (1 часть спектакля). Нижний ярус – «земля», «ад», связанный с деяниями царя Ирода, трагической кончиной (также 1 часть) и комическими сценами из народной жизни (2 часть). Основные персонажи театра – Царь Ирод, Антон с козой и Антониха, Мужик Матей и Доктор, Франт Поляк с Паненкой. Куклы для театров были деревянными, тряпичными, могли крепиться к нижней части или быть на веревочках, одеваться на руки батлейщикам.

Музыка в батлейке так же отражала двухчастность, где 1 часть связана с вокально-хоровой культурой (возвышенные, религиозные песнопения), а во 2 части звучали народные танцевальные мелодии.

Вместе с народным театром развивается еще один вид театра – школьный.

Школьный театр - это вид драматического театра, постановки в котором осуществлялись силами учеников, а авторами текстов и музыки были педагоги. Школьные спектакли шли в конце года и на праздники. Они носили воспитательный характер, решали моральные проблемы, призывали учиться, возвышали науки, осуждали пороки, предательство и коварство, высмеивалось невежество.

Функция музыки в таких театрах – вспомогательная, номера – сольные, хоровые, в жанре канта, инструментальные. Неотъемлемая часть спектакля – балет, который усиливал зрелище. Балет был в виде неторопливых движений хористов, которые составляли разные геометрические фигуры.

Школьная сцена стала звеном между театральной культурой прошлого и базой для ее дальнейшего развития.

Классицизм 2 пол. XVIII ст. Школьная опера, частные капеллы и оркестры.

Развитие музыкальной культуры 2 пол. XVIII ст. происходило в основном в городской среде. Она несла в себе: - традиционные явления и жанры прошлых столетий (напр. школьный театр);

- новые традиции (образование частных капелл и театров).

Школьная опера – строится на принципах, идеях и персонажах школьных театров, но действует, основываясь на музыкальном воплощении смысла произведения.

До нас дошел единственный пример школьной оперы – это комическая опера Рафаэла Вардоцкого «Апполон-законодатель или Реформированный Парнас» (либретто М. Тетерского).

Впервые опера была поставлена в одной из гимназий доминиканского коллегиума в 1789 г.

· основная идея оперы – борьба и победа бога музыки Апполона и его помощников (Орфей, Гомер, Теокрит, Эзоп) с необразованностью и невежеством Сильвана, Бахуса, Плутуса и др.

· положительные герои (Апполон и его окружение) характеризуются музыкой светлых, лирических, торжественных тонов. “Антигерои” пародируются, высмеиваются в сатирической форме.

· инструментальное сопровождение играет роль не только аккомпанемента, но и роль самостоятельных эпизодов.

· значительна роль хоров – выступает между актами, разделяет оперу на разделы.

Частные музыкальные театры – являются важнейшим элементом культурной жизни общества и в развитии музыкальных традиций Беларуси. Основные черты частных театров:

¾ связь с традициями европейских театров;

¾ деятельность в них крупнейших европейских музыкантов;

¾ высокий профессиональный уровень актеров.

В этой области наиболее знаменит Несвижский театр Радзивиллов, который начал действовать с конца 1740-х годов. Репертуар театра был самый разнообразный: это пьесы Уршулы Радзивила (“Остроумная любовь”, “Игры Фортуны”, “Золото в огне” и др.), симфонии А.Крейслера и др. европ. композиторов.

Частные капеллы и оркестры – стали результатом распространения светской музыки во владения дворян и магнатов. Особенности:

¾ организации концертов, участие в городских праздниках;

¾ высокое мастерство исполнителей.

Наиболее крупные капеллы – Слонимская и капелла Тизенгауза.

На высокий уровень выходит любительское музицирование, пример тому – творчество Михаила Казимира Огиньского (1728-1800) и Матея Радзивилла (1751-1821).

М.К. Огиньский, вокальный цикл “К Касе”; М.Радзивилл “Дивертисмент”.

Эпоха Романтизма XIXв. Является одной из самых ярких в истории развития музыкальной культуры Беларуси. Это эпоха подъема народных масс за национально-демократическое определение Беларуси. На первый план выступают идеалы народности. Музыкальная жизнь оживляется:

· открытие оркестра в Минске под управлением В.Стефановича, оркестров в Витебске и Бресте;

· организация первых частных пансионов и гимназий, где преподавалась музыка;

· активная концертная деятельность известных артистов.

Это время выдвижения целой группы музыкантов-профессионалов высокого уровня – Наполеона Орды, Станислава Монюшко, Михаила Ельского, Михаила Клеофаса Огиньского.

Наполеон Орда (1811-1887) – музыкант-теоретик, автор «Грамматики музыки», композитор – более 20 полонезов, множество мазурок, песен, полек, серенад. Один из самых активных участников восстания Т. Костюшко 1830 г.

Станислав Монюшко (1819-1872) – крупный музыкант и общественный деятель, автор 15 опер, более 400 романсов и песен, создатель национальной классической оперы «Галька».

Михаил Ельский (1831-1904) – выдающийся мастер скрипичного искусства, композитор – 2 скрипичных концерта, фантазия на темы польских народных мелодий, фантазия «Весна», концертные мазурки «Воспоминание о Варшаве», «Воспоминания о Вильно», «Танец духов», полонезы и др

Михаил Клеофас Огиньский (1765-1833) – политический деятель, композитор, стоявший у истоков польского и белорусского романтизма. Творческое наследие невелико: марши и боевые песни, опера «Зелида и Валькур или Бонапарт в Каире», романсы и песни (17), польские танцы для фортепиано (более 20 полонезов, мазурки), менуэты, вальсы.

Белорусская музыкальная культура до XX века долгое время не изучалась и не была известна. В книгах периода 70-х – 80-х годов XX ст.Развитие музыкальной культуры 2 пол. XVIII ст. происходило в основном в городской среде. Она несла в себе: - традиционные явления и жанры прошлых столетий (напр. школьный театр) рассказ о белорусской музыке начинался только с 1917 г. Благодаря исследователям, обнаружились целые архивы и библиотеки неизвестнойбелорусской музыки более ранних периодов. Оказалось, что эта музыка развивалась на протяжении многих веков. Она открыла нам новые имена композиторов, творчество которых мы можем изучать сегодня.

32. Композиторы и исполнители Беларуси XIX – начала XX века: Н. Орда, М. Ельский, Д. и В. Стефановичи, Ф. Миладовский. Роль музыки в театре И. Буйницкого.

Наполео́н О́рда — польский литератор и композитор, музыкант, художник, педагог.

Автор полонезов, мазурок, вальсов, ноктюрнов. Составил «Grammaire analitique et pratique de la langue polonaise a l’usage des Français» («Грамматики польского языка для французов», Париж, 1856; Берлин, 1858, в передел. виде — Варшава, 1874), издал «Album dziel kompozytoròw polskich» (1838), «Gramatyka muzyki» («Грамматика музыки», Варшава, 1873) и альбом видов губерний Гродненской, Виленской, Минской, Ковенской, Волынской, Подольской и Киевской, материал для которого собрал во время своих путешествий.

На каждом рисунке Орды есть небольшая деталь — непринужденно, словно ненароком, изображены люди.

Творческим и жизненным кредо художника были слова: «Кто хоть горстью землю носит, тот сможет насыпать гору». Имя художника и его творчество хорошо известны в Беларуси и Польше. Издавались отдельные альбомы его рисунков, каталоги произведений.

Михаил Ельский - выдающийся деятель музыкального искусства Беларуси второй половины ХIХ – начала ХХ вв., прославленный скрипач, талантливый композитор, публицист, фольклорист и музыкально-общественный деятель. Ученик В. Банькевича и А. Вьетана, М. Ельский ранее всего прославился как скрипач-виртуоз. В его репертуаре была широко представлена скрипичные произведения И.С. Баха, Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, К. Липиньского, Л. Шпора и др. Современники отмечали в его игре не только исключительную технику, но также глубокую музыкальность. Музыкально-публицистическая деятельность М. Ельского была связана с польской газетой “Ruch Muzyczny”, в которой появилось большинство его статей и очерков по вопросам скрипичной музыки. Помимо исполнительской и композиторской деятельности М. Ельский занимался собиранием, изучением и аранжировкой белорусского фольклора, а также выступил в числе организаторов Минского музыкального общества (1880) – первой на территории Беларуси музыкально-общественной организации. Музыкальное наследие М. Ельского достаточно обширно и разнообразно. Оно включает около 100 сочинений, в том числе два скрипичных концерта, серию фантазий, вариации, полонезы, концертные мазурки и др.

Игнат Буйницкий

Получил неофициальное звание бацька беларускага тэатра

Родился в 1861 году. Актер, театральный деятель, режиссер - все это сошлось в одном человеке. Организовал театр в 1907 году, который впоследствии получил наименование «Первая белорусская труппа, или Театр Игната Буйницкого».

Театр выступал со спектаклями в деревнях Белоруссии. Но этим все не ограничивалось. Кроме Белоруссии, театр Буйницкого так же гастролировал в Минск, Петербург, Вильню, Варшаву и прочие города. Практически все спектакли Игнат Буйницкий ставил сам. В 1917 году стал инициатором создания "Первого товарищества белорусской драмы и комедии" в Минске.

В своей музыкально-театральной деятельности он продолжал развивать на более высоком профессиональном уровне традиции театра В. Дунина-Марцинкевича. Он широко пропагандировал музыкальное творчество народа, его песни и танцы, стремился к созданию синтетического театра, в котором, кроме драматического искусства, были бы представлены хоровое пение и народная хореография.

В репертуар театра И. Буйницкого входили популярные пьесы белорусских и украинских драматургов. Одновременно И. Буйницкий тщательно отбирал для своих выступлений народные песни.

Своей деятельностью Игнат Буйницкий вывел народную хореографию на широкую дорогу жизни, дал путевку на концертную эстраду. Исполнение народных танцев труппой Буйницкого способствовало зарождению в Беларуси профессионального искусства и появлению национального балета.

Театр Буйницкого пустил глубокие корни. Музыкально-драматические кружки, распространившиеся на территории Беларуси, развивая его традиции, продолжали формирование национального театра.

33. Творчество белорусских композиторов – основателей профессиональной композиторской школы (В. Золотарева, Н. Чуркина, Н. Аладова, Е. Тикоцкого, А. Богатырёва и др.)

Василий Андреевич Золотарёв

(1873—1964) — русский и советский композитор и педагог. Преподаватель МГК имени П. И. Чайковского. Заслуженный артист РСФСР (1932). Народный артист БССР (1949).

Окончил Придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге. По специальности скрипач. В 1905 году он покинул С.-Петербург, некоторое время работал в Московской консерватории. В 1918 году, будучи профессором, уехал преподавать в Ростове-на-Дону, затем в Краснодаре и Одессе. С середины 1920-х годов В. А. Золотарёв преподавал в Киевском музыкально-драматическом институте имени Н. В. Лысенко.

С 1931 по 1933 год В. А. Золотарёв работал в Свердловске в музыкальном техникуме имени П. И. Чайковского. Здесь его учениками были Борис Гибалин, П. П. Подковыров и Георгий Носов. В 1933 году В. А. Золотарёв переехал в Минск, где по 1941 год преподавал в Белорусской консерватории. Здесь он написал симфонию «Белоруссия» (1934).

В. А. Золотарёв написал 3 оперы, среди которых выделяется опера «Декабристы» (1925, новая редакция «Кондратий Рылеев», 1957), балет «Князь-озеро» (1949), 7 симфоний (1902—1962), 3 концерта, 6 струнных квартетов, кантаты, хоры, романсы.

Николай Николаевич Чуркин

- композитор и фольклорист. Нар. арт. Белорус. ССР (1949).

В 1892 окончил Тбилисское муз. уч-ще по классу композиции у M. M. Ипполитова-Иванова. В 1892-1914 был учителем музыки и рисования, руководил хор. кружками в Баку, Каунасе, Вильнюсе. С 1914 жил в Белоруссии: до 1924 педагог учительской семинарии, организатор рабочей и красноармейской самодеятельности в Мстиславле, в 1924-35 преподаватель Пед. техникума в Могилёве, с 1935 в Минске. Собрал более 3000 мелодий песен и танцев разных народов, в т. ч. белорусских, опубликовал последние в 7-м вып. "Белорусского сборника" Е. Романова (1910; 53 песни) и сб. "Белорусские народные песни и танцы" (1949). Один из первых белорус. проф. композиторов, основоположник нац. жанрового симфонизма, детской музыки. Ему принадлежит также первый в белорус. музыке опыт создания оперы на революц. сюжет.

Сочинения: опера Освобождение труда (1922, силами художеств. самодеятельности, Мстиславль), радиоопера для детей Рукавичка (1940, исп. 1948, солистами Белорус. радио); муз. комедии - Кок-сагыз (1939, силами художеств. самодеятельности, г. Горки), Песня Березины (1947, Белорус. т-р муз. комедии, Бобруйск); для орк. - 3 симфониетты (1925, 1949, 1955), 4 сюиты (1940, 1944, 1950, 1951), 2 миниатюры (1936); для орк. белорус. нар. инструментов - 4 сюиты (1945, 1951, 1953, 1955), увертюра Памяти Янки Купалы (1952); камерно-инстр. ансамбли - 11 струн. квартетов (1928-63); пьесы для фп., скр.; хоры, песни, романсы; обр. нар. песен и танцев; музыка к спектаклям драм. т-ра и др.

Николай Ильич Ала́дов

(1890—1972) — белорусский советский композитор, педагог. Народный артист Белорусской ССР (1955).

В 1910 году Николай Аладов окончил обучение в Петербургской консерватории экстерном. С 1923 преподает в Государственном институте музыкальной культуры в Москве. В Минске с 1924 года, один из организаторов Белорусской консерватории, в 1944—1948 ее ректор, профессор.

В годы войны, с 1941 по 1944, преподавал в Саратовской консерватории.

Именем Н. Аладова названа музыкальная школа в Минске, установлена мемориальная доска.

Один из основоположников симфонического, камерно-инструментального и камерно-вокального, кантатного, хорового жанров белорусской музыки.

Автор оперы «Андрей Костеня» (1947), комической оперы «Тарас на Парнасе» (1927), кантат «Над рекой Орессой» и др., десяти симфоний, вокальных циклов на стихи Я. Купалы, М. А. Богдановича, М. Танка, других музыкальных произведений.

Евге́ний Ка́рлович Тико́цкий

(1893 — 1970) — советский белорусский композитор. Народный артист СССР (1955).

Первое крупное сочинение композитора — Симфония (1924—1927), написанная с использованием белорусских народных и революционных тем, стала одним из первых произведений в этом жанре в истории белорусской музыки. К этому периоду также относится музыка к ряду театральных постановок в Минске, куда через некоторое время перебрался и сам композитор. В столице Белоруссии Тикоцкий работал на радио и занимался преподавательской деятельностью. В 1939 году он пишет одно из самых известных своих сочинений — оперу «Михась Подгорный» (одна из первых белорусских опер в истории). Другая известная патриотическая опера Тикоцкого — «Алеся» — была поставлена лишь в 1944 году, после освобождения Минска от фашистских захватчиков. В годы войны композитор находился в эвакуации сначала в Уфе, затем в Горьком. По возвращении в Белоруссию Тикоцкий стал руководителем оркестра Белорусской государственной филармонии и председателем белорусского отделения СК СССР.

Тикоцкий — один из основоположников белорусской композиторской школы. Его сочинения, написанные в классической и романтической манере, испытывают сильное влияние народных мотивов. Один из первых белорусских композиторов, сочинявших оперы и симфонии, он сыграл важную роль в развитии белорусской музыкальной культуры XX века.

Анатолий Васильевич Богатырё́в

(1913—2003), белорусский советский композитор и педагог. Народный артист РСФСР (1981).

Основатель белорусской национальной композиторской школы. Профессор.

Среди произведений А. В. Богатырёва

Оперы

§ «В пущах Полесья» — по повести «Дрыгва» Я. Коласа, постановка 1939 года

§ «Надежда Дурова» (1946), постановка Ансамблем советской оперы Всероссийского театрального общества (1947)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.033 с.)