Какие из государственных программ наиболее важны сегодня. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие из государственных программ наиболее важны сегодня.



1. Приватизация.

2. Разработка государственной концепции будущнос­ти Украины.

3. Социальная помощь малоимущим.

4. Развитие малого бизнеса.

5. Восстановление работы государственных предприя­тий.

6. Возврат к плановому ведению хозяйства.

7. Другое (напишите) ____________________.

8. Затрудняюсь ответить.

4. Какое политическое течение Вы поддержали бы на выборах в центральные и местные органы власти?

1. Национально-радикальное (националистическое).

2. Национально-демократическое.

3. Социал-демократическое.

4. Либеральное.

5. Христианско-демократическое.

6. Центристское.

7. Социалистическое.

8. Коммунистическое.

9. Другое (напишите)___________________

10. Никакое.

11. Затрудняюсь ответить.

5. Кто, по Вашему мнению, должен представлять интересы жителей города в Верховной Раде Украины?

1. Лидер партии (указать какой).

2. Профсоюзный лидер.

3. Один из руководителей города.

4. Руководитель предприятия, организации, учрежде­ния.

5. Предприниматель, банкир, бизнесмен.

6. Известный в городе деятель науки, образования.

7. Авторитетное, популярное лицо в городе.

8. Кто-то другой (напишите)______________

9. Затрудняюсь ответить.

6. Будете ли Вы лично принимать участие в предстоящих выборах в Верховную Раду Украины и местные органы власти?

1. Да, буду.

2. Нет, не буду.

3. Пока не знаю.

7. Если не будете, то почему (напишите)? _________________________________________________________

8. Надеетесь ли Вы на то, что положение в Украине в ближайшие годы изменится в лучшую сторону?

1. Да.

2. Нет, останется таким же.

3. Ухудшится.

4. Затрудняюсь ответить.

И в заключение несколько вопросов, касающихся Вас лично

9. Каково Ваше социальное положение?

1. Рабочий государственного предприятия.

2. Служащий.

3. Руководитель государственного предприятия.

4. Предприниматель.

5. Военнослужащий.

6. Работник сферы образования, науки, культуры, медицины.

7. Торговый работник.

8. Студент.

9. Безработный.

10. Пенсионер.

11. Другая социальная группа (указать)______________________

10. Пол? (Определяется по голосу собеседника.)

1. Мужской.

2. Женский.

11. Ваш возраст?

1. 18—30 лет.

2. 31—45 лет.

3. 46—60 лет.

4. Старше 60 лет.

12. В каком районе города Вы живете?

(напишите) _____________________________

13. Доверяете ли Вы публикуемым в средствах массовой информации результатам социологических исследований?

1. Да, доверяю.

2. Нет.

3. Другой ответ (напишите) _________________

4. Затрудняюсь ответить.

Благодарим за ответы на вопросы.

Телефонный опрос

Телефонный опрос существенно отличается от обычного интервью или анкетирования и требует специальной подготовки интервьюера. Напри-мер, в процессе интервью "лицом к лицу" у опрашиваемого имеется множес-тво способов удержать внимание респондента и поддержать его интерес к теме социологического исследования. Успех телефонного опроса во многом зависит от владения интервьюера голосом и умения на расстоянии улавли-вать состояние опрашиваемого. Этот метод представляет собой специфичес-кий синтез интервьюирования и анкетирования. Он используется, как прави-ло, в рамках одного населенного пункта.

Телефонные опросы применяются для изучения узкого круга проб-лем. С их помощью изучают эффективность телевидения, радио, прессы и др. Они имеют преимущество, поскольку не требуют больших затрат: в 2—3 раза дешевле интервью по месту жительства. Основные достоинства теле-фонного опроса: оперативность (быстрое установление контакта с респон-дентом, отсутствие этапа размножения полевой документации) и низкая стоимость. Телефонное интервью обладает наивысшими возможностями в устранении эффекта “третьих лиц” Например, при личном интервью ответы респондента могут быть не всегда самостоятельны, и при телефонном опро-се вопросы обращены только к опрашиваемому и на них отвечает только он. Практика показала, что влияние ин­тервьюера на ответы респондента в теле-фонном интервью ниже, чем при их непосредственном общении.

Главный недостаток телефонного опроса в наших условиях — слабая телефонизация населенных пунктов, сельских особенно.

ПРОГРАММА И ИНСТРУМЕНТАРИЙ ТЕЛЕФОННОГО ОПРОСА

Проведение телефонного опроса имеет свою специфику.

Телефонное интервью длится 5—10 минут, после этого интерес и внимание к опросу снижается. С учетом этого обстоятельства разрабатывается инстру-ментарий исследования, т.е. опросный лист, который должен быть предель-но краток и содержать самые важные и существенные ориентиры. Тем не менее, важно в процессе телефонно­го интервью не потерять контакт с респондентом и обеспечить его заинтересованность.

Если в личном интервью контактные вопросы обычно помещают в начале вопросника, то в телефонном интервью они должны появляться периодически, для постоянного поддержания интереса опрашиваемого в процессе беседы. Оно должно как можно более походить на разговорную речь. Лучше употреблять короткие предложения, интонации, подчеркивая заложенную в каждом из них идею.

Чтобы избежать ошибок при повторном чтении вопросов, наиболее чувстви-тельных в формулировке (вопросы о мотивах, установках, мнениях), в текс-те вопросника рекомендуется подчеркивать ключевые слова, несущие смыс-ловую нагрузку.

Альтернативные вопросы. Основная проблема связана с тем, что респон-денту для выбора одного из ответов необходимо запомнить и осмыслить весь предлагаемый набор. Известно, что нередко существует различие меж-ду ответом опрашиваемого на вопрос, что он сделал бы в такой-то ситуации, и его действительным поведением. Отвечая на подобные вопросы, опраши-ваемые чаще, чем в предыдущих случаях, проявляют неискренность или ук-лоняются от ответов. Последнее может происходить также и по той причи-не что эти вопросы в общем труднее для понимания, нежели вопросы, нап-равленные на выявление фактов. По сравнению с анкетным опросом теле-фонное интервью может содержать больше открытых вопросов, чем закры-тых, так как людям проще рассказать о чем-либо в свободной беседе, чем запоминать предлагаемые альтернативы.

Высказывая мнения о фактах, опрашиваемые обычно стремятся сделать ответы социально приемлемыми, исходя из своего понимания обществен-ных норм и ценностей. Поэтому для получения достоверной информации многое будет зависеть от предусмотрительности исследователя, составля-ющего вопросник и мастерства интервьюера.

Говоря о последовательности вопросов, включаемых в опросный лист, необходимо придерживаться следующих требований:

1. По мере развития опроса интерес респондента должен расти. Необходимо, чтобы первый вопрос по возмож­ности заинтересовал респон-дента, но не был дискуссион­ным. В противном случае процент лиц, отказы-вающихся отвечать, будет гораздо больше, чем тогда, когда дискуссионный вопрос поставлен в середине.

2. Более сложные вопросы должны следовать за более простыми. Чем далее опрашиваемый вовлекается в интер­вью, тем труднее ему отказаться от продолжения ответов на вопросы. Поэтому, если некоторые вопросы требу-ют раз мышления, их не рекомендуется ставить слишком поздно, ибо опра-шиваемый устает. Как правило, такое состояние наблюдается приблизи-тельно через 25 минут после начала интервью.

3. Нельзя слишком поспешно задавать опрашиваемому сугубо интим-ные вопросы. Лучше приберечь их к концу интервью, когда между учас-тниками уже установ­лен определенный контакт.

4. В смысловом отношении вопросы должны следовать один за другим. Последующие вопросы, как прави­ло, уточняют предыдущие.

Применяя метод телефонного опроса в условиях города, следует придерживаться таких требований: предварительное изучение карты города, мест компактного проживания представителей разных социальных групп, расположения АТС; разработка ряда документов, включающих картограмму опроса, опросных бланков, дневника, протокола опроса, обстоятельной инс-трукции интервьюерам, наличие телефонных справочников; соблюдение заранее установленного шага (интервала) при наборе номеров телефонов одной АТС.

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ ВЫБОРКИ ОПРОСА ПО ТЕЛЕФОНУ

Выборка телефонного опроса является одноступенчатой. Основой выборки могут служить телефонные книги, в которых в алфавитном порядке перечислены все абоненты квартирных номеров телефонов. Выборка формируется методом систематического отбора номеров, содержащихся в книге. Недостатки этого варианта: чем дальше год издания книги от времени опроса, тем больше в ней неучтенных (новых) телефонных номеров.

Другой способ отбора — генерирование на компьютере равномерно распределенных чисел и их использование в качестве телефонных номеров. Недостаток этого варианта - появление номеров, несоответствующих реально существующим. Его можно устранить, если ввести в программу генерации чисел фильтр, отбирающий только те, которые соответствуют реально существующим группам номеров. Например, первые две цифры любого телефонного номера соответ­ствуют номерам подстанций, список которых можно получить в городском телефонном узле. Перечень этих цифр и служит фильтром для составления на компьютере основы выборки — списка реально существующих номеров. С этой процедурой отбора связано еще одно ограничение: оно включает не только квартирные, но и служебные телефоны. Следовательно, полученные номера придется проверять дневными звонками, чтобы выявить служебные телефона.

Правила проведения интервью по телефону.

Нельзя проявлять, например, удивление или неодобрение по поводу слов

опрашиваемого или же радостно поддакивать, услышав подтверждение своих предположений. Однако нейтральность интервьюера не следует пони-мать как отстраненность. С целью поддержания контакта интервьюер может реагировать на шутки опрашиваемого, делать замечания, поддерживающие разговор. Одной из самых трудных задач интервьюера является получение от респондентов точных и полных отчетов на задаваемые вопросы. В процессе интервьюирования часто возникают ситуации, когда респонденты отказываются отвечать, уклоняются от выражения своих собственных мыс-лей, неправильно интерпретируют вопрос, вступают в неуместные дискус-сии, уходя от основной темы беседы, в чем-то противоречат сами себе и т.п. Во всех этих случаях интервьюер, будучи предельно внимательным, должен настойчиво и упорно стремиться получить требуемую информацию. Здесь следует применять наиболее распространенные приемы, используемые большинством интервьюеров для стимулирования ответов респондентов:

1. Выражение согласия.

2. Использование коротких пауз (в телефонном интервью это особенно важно).

3. Повторение основного вопроса.

4. Частичное несогласие.

Пример: "Вы говорите что... Однако многие люди полагают...".

5. Требование пояснения.

Пример: а) "Мне не совсем ясно. Не могли бы Вы объяснить, что Вы имеете в виду?"; б) "Итак, Вы только что сказали... Уточните, пожалуйста".

6. Уточнение путем неправильного повторения ответа.

Пример: Интервьюер: "Итак, Вы заметили, что обычно возникают конфликты между куратором и определенными студентами". Респондент: "Нет, я сказал иногда". Интервьюер: "Простите, я, очевидно, не расслышал".

7. Указание па противоречие в ответах.

Пример: "Вы только что говорили, что... А теперь заметили нечто другое. Может быть, я неверно Вас понял?"

8. Повторение последних слов респондента (так называемый метод "Эхо").

9. Нейтральное требование дополнительной информации.

Пример: "Это интересно. Я хотел бы знать больше о Вашем мнении по этому поводу. Не могли бы Вы рассказать об этом немного подробнее?".

10. Требование весьма определенной дополнительной информации.

Пример: "Почему Вы думаете именно так? Как Вы пришли к такому выводу? Когда?"

После всякого откровенно выраженного сомнения или несогласия с ответа-ми респондента и данных ему на этот счет добавочных пояснений интервь-юер должен, подчеркнуто выразить свое понимание, согласие, удовлетворе-ние, одобрение: "Да, да. Вы правы, теперь мне ясно, что Вы имели в виду. Это очень интересно".

Если респондент дает ответ "не знаю" или "затрудняюсь ответить", интервьюер должен попытаться выяснить, что скрывается за этим ответом: а) незнание; б) непонимание смысла вопроса; в) неумение вербально выра-зить свое мнение; г) боязнь публично выразить свое мнение; д) опасение дать "неправильный ответ".

При выяснении истинного значения ответа "не знаю" интервьюер должен быть очень осторожным, чтобы своим сомнением не спровоцировать любой произвольный ответ, который будет нести заведомо ложную информацию.

Непринужденная, искренняя, доверительная атмосфера беседы, умение интервьюера вести ее, ставить вопросы обес­печит получение от респондента точной и полной информации.

МАКЕТ ТЕЛЕФОННОГО ОПРОСА ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Добрый вечер...

(Сделать паузу, обязательно дождаться ответного приветствия. Далее — не торопясь, убедившись по голосу, что собеседник взрослый, расположенный к разговору человек.)

— Вам звонят из……... Мы изучаем общественное мнение жителей. Меня зовут. Как я уже сказал (сказала), мы проводим изучение общественного мнения жителей. Наше интервью включает вопросы, касающиеся различных проблем нашего города. Согласны ли Вы уделить нам несколько минут и ответить на наши вопросы?

Варианты ответов респондента:

“НЕТ, НИ НА КАКИЕ ВОПРОСЫ Я ОТВЕЧАТЬ НЕ ХОЧУ”

Интервьюер отвечает: "Извините за беспокойство, до свидания" и кладет телефонную трубку.

Примечание. Интервьюерам обязательно фиксировать, какое количество респондентов отказались отвечать и по каким причинам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.199.138 (0.022 с.)