Особенности государственного устройства Византии. Культ императорской власти и влияние церкви 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности государственного устройства Византии. Культ императорской власти и влияние церкви



Особенности государственного устройства Византии. Культ императорской власти и влияние церкви

Византия возникла в IV в. после распада Римской империи в ее восточной части и просуществовала более тысячи лет до середины XV в. Византия была государством-империей, в котором управление осуществлялось из центра. В столице составлялись списки налогов, из неё направлялись в провинции сборщики податей, в столицу поступали жалобы на решения местных судов. Император имел неограниченную власть, он мог казнить подданных, невзирая на их положение, конфисковать имущество, назначать на должности. Он обладал законодательной властью, судебной, руководил армией и определял внешнюю политику. Контроль над жизнью страны осуществляли чиновники императора. Однако император не обожествлялся в полном смысле слова, как на Востоке. Он считался смертным человеком. Обязанностью императора было подражать Богу. Император всегда находился на возвышении; трон его был двухместным, на нем оставляли в праздничные и воскресные дни место для Христа. Император выбирался армией и народом.

Византийская монархия не только обладала всей полнотой власти, но и оказывала глубокое влияние на церковь, на религиозные воззрения. Императоры показывали себя верными сынами церкви. В то же время церковь имела огромное воздействие на византийское общество.

Утверждение христианства первоначально встречало сопротивление, в свою очередь христиане уничтожали языческие памятники, храмы и т.д. Было запрещено проведение Олимпийских игр. Но постепенно языческое сознание умирало, сменяясь новым, христианским, которое все больше определяло духовную жизнь Византии. Церковь подчинялась императору, т.е. светской власти, и обслуживала ее. Император председательствовал на церковных соборах, назначал и снимал патриархов, разрешал теологические споры, писал теологические трактаты. При этом византийские идеологи должны были идеологические установки руководителя церкви и государства оправдывать, обосновывать, доказывать их мудрость, глубину и значение для страны и мира.

 

Образ жизни и нравы византийской знати и чиновничества

Быт и нравы византийского общества в рассматриваемую эпоху отличала глубокая религиозность, пронизывавшая весь жизненный распорядок, весь путь человека от его рождения до могилы. Подверглись христианизации многие светские праздники. Церковная служба все более театрализовалась. И для церковных, и для светских праздников той поры характерно возрождение греческих традиций. Праздники во многом напоминали Олимпийские игры, где были танцы, пение, музыкальные состязания, пиршества и ночные представления. Но все это совершалось теперь иначе - более чинно и пышно. Жители столицы и придворные больше всего интересовались жизнью императорского двора и дворцовыми интригами. В среде провинциальных магнатов ценилась физическая сила, выносливость, отличное владение мечом, копьем, искусство верховой езды, наиболее распространенными развлечениями были охота и конная игра в мяч. Всеобщая подозрительность и недоверие были привычной атмосферой и во дворце, и в кругу друзей, и даже в семье. Процветал тайный сыск, доносительство и клевета. «Дружба» объединяла людей в своего рода кланы, принадлежность к которым облегчала им продвижение по службе и помогала в достижении различных целей. Чтилась семья: послушание отцу – первая заповедь, почтение к матери – первейший долг. Браки заключались рано. Брачный возраст для юноши был 14-15 лет, для девушки – 13-14. Считалось обязательным оформление брака через официальный публичный обряд венчания в церкви. Огромное значение придавалось одежде и украшениям. Мужчин одежда интересовала даже больше, чем женщин, потому что она четко определяла ранг и общественное положение ее обладателя.

 

 

Образование и научные знания в Византии.

В городских школах преподавали чтение, письмо, счет, изучали поэмы Гомера трагедии Эсхила и Софокла. Продолжали изучать грамматику, риторику, философию, т.е. те предметы, которые преподавались в школах поздней античности. Школы были доступны и открыты для всех слоёв общества. Знание этих дисциплин считали необходимым для воспитания образованного члена общества. Знание и понимание классической литературы и античных трудов по философии, математике, астрономии, медицине, умение говорить и писать по-аттически высоко ценились византийцами. К образованному человеку относились с уважением, и он пользовался у современников огромным авторитетом. Невежество рассматривалось как несчастье, и даже неполноценность, вызывало насмешки. Хотя женщины получали только домашнее образование, но и оно было в большом почете и вызывало уважение. Образованных женщин было немало. С большим уважением относились к ученым людям, поддерживали их материально и награждали их высокими титулами. Знание в Византии относили к разряду ценностей, приобретение которых было необходимо как императорам, так и подданным. Его рассматривали как средство, которое подкрепляло религиозные догмы, способствовало достижению истины, познанию божества и моральному самоусовершенствованию христиан. Образование не только позволяло подняться вверх по служебной лестнице и занять более почетное положение в обществе, но и гарантировало более сносные условия существования. Даже дети простых и бедных жителей империи, получив образование, могли улучшить свой социальный статус. В Константинополе с IX века появились университеты-высшие школы. Обучение в них было бесплатным и тоже доступным представителям всех социальных слоев. Главной задачей была подготовка чиновников государственного аппарата. Основное внимание уделялось преподаванию семи обязательных дисциплин Античности: тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (геометрия, арифметика, астрономия, музыка).

 

Раннее Средневековье: монастырская культура и образование.

Когда античный полис ушел в прошлое, прошлым стала и античная культура. Ей на смену пришла реальность аграрного общества. Роль культурных центров взяли на себя монастыри. Немногочисленные и небольшие города сохраняли некоторую роль администр. центров, больше как духовных, так как в них находились резиденции епископов. Значение городов снизилось, длительное время они не были даже местом постоянного пребывания центральной власти варварских королевств. Короли в столицах не жили, а вели полукочевой образ жизни - передвигались по своим владениям.Христианская церковь на Западе, так же как и на Востоке, не могла обойтись без античного образования. В VI веке на Западе была утверждена форма двухступенчатой школы, основанной на изучении, как и в Античности, «семи свободных искусств»: тривиум (грамматика, риторика и диалектика), квадриум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Но в эпоху раннего Средневековья на западе реально действовали только школы тривиума. Для античного грека и римлянина образование и наука очень ценились. Вне образования и науки невозможно очеловечивание человека. Необразованный и невежественный человек никогда не будет свободным, он так и останется рабом внешних обстоятельств.

Модернизм

Модернизм-сов. эстетических школ и течений конца XIX - нач. ХХ в, характеризующихся разрывом с традициями реализма и других предшествующих художественных направлений. Выступая против многих норм и традиций предшествующей эстетики, стремясь к новаторству любой ценой, модернизм - порождение эпохи войн и революций - сам нередко претендует на революционность и демонстрирует ее в художественной практике. Новое направление распространилось по всей Европе и в первую очередь затронуло архитектуру и декоративное искусство. Модерн -особый тип искусства, поставивший своей целью перевернуть сложившуюся еще со времен Возрождения традицию европейского искусства. упомянутые течения можно именовать либо модернистскими, либо авангардистскими.

 

Культурная идентификация

Идентичность- психологическое представление человека о своем Я - характеризуется субъективным чувством своей индивидуальности, самоотождествления и целостности; это отождествление человеком самого себя с теми или иными типологическими категориями (социальным статусом, полом, возрастом, ролью, образцом, нормой, группой, культурой и т.п.). Различаются позитивные и негативные идентификации. Закреплению негативной идентификации индивида может способствовать практика «навешивания ярлыков», социальное или групповое давление. Возможна утрата индивидом идентичности, связанная либо с возрастными психологическими кризисами, либо с быстрыми изменениями в социальной среде. Утрата идентичности проявляется в таких явлениях, как отчуждение, психические патологические конфликты, девиантное поведение и др. Кризисы идентичности в индивидуальной жизни связаны с возрастными кризисами, в определенной мере универсальны. В период быстрых изменений в социокультурной системе кризис идентичности может принимать массовый характер, что может иметь и негативные, и позитивные последствия. Вместе с тем механизм идентичности является необходимым условием преемственности социальной культуры и культурных традиций. Современная культура оказывает весьма противоречивое влияние на процесс формирования идентичности человека, проявляя такие черты как плюрализм и унификация.

Особенности государственного устройства Византии. Культ императорской власти и влияние церкви

Византия возникла в IV в. после распада Римской империи в ее восточной части и просуществовала более тысячи лет до середины XV в. Византия была государством-империей, в котором управление осуществлялось из центра. В столице составлялись списки налогов, из неё направлялись в провинции сборщики податей, в столицу поступали жалобы на решения местных судов. Император имел неограниченную власть, он мог казнить подданных, невзирая на их положение, конфисковать имущество, назначать на должности. Он обладал законодательной властью, судебной, руководил армией и определял внешнюю политику. Контроль над жизнью страны осуществляли чиновники императора. Однако император не обожествлялся в полном смысле слова, как на Востоке. Он считался смертным человеком. Обязанностью императора было подражать Богу. Император всегда находился на возвышении; трон его был двухместным, на нем оставляли в праздничные и воскресные дни место для Христа. Император выбирался армией и народом.

Византийская монархия не только обладала всей полнотой власти, но и оказывала глубокое влияние на церковь, на религиозные воззрения. Императоры показывали себя верными сынами церкви. В то же время церковь имела огромное воздействие на византийское общество.

Утверждение христианства первоначально встречало сопротивление, в свою очередь христиане уничтожали языческие памятники, храмы и т.д. Было запрещено проведение Олимпийских игр. Но постепенно языческое сознание умирало, сменяясь новым, христианским, которое все больше определяло духовную жизнь Византии. Церковь подчинялась императору, т.е. светской власти, и обслуживала ее. Император председательствовал на церковных соборах, назначал и снимал патриархов, разрешал теологические споры, писал теологические трактаты. При этом византийские идеологи должны были идеологические установки руководителя церкви и государства оправдывать, обосновывать, доказывать их мудрость, глубину и значение для страны и мира.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.011 с.)