Коллектива в специальной (коррекционной) школе VIII вида 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коллектива в специальной (коррекционной) школе VIII вида



С переходом к юношеству у воспитанников происходят значи­тельные возрастные и индивидуальные изменения. Эти измене­ния могут проходить по-разному. В одних случаях школьники ста­новятся более любознательными, самостоятельными, решитель­ными, в других — апатичными и безразличными. Каждое из этих проявлений возникает в различных ситуациях, может носить бо­лее или менее осознанный характер, протекать продолжительно или, наоборот, кратковременно, учащийся может замкнуться на себе или же, наоборот, проявляет готовность прийти на помощь другому.

Семья и школа были, есть и будут основным звеном воспита­ния. Школьное воспитание отличается от всех остальных своей направленностью, продолжительностью, разнообразностью, це­ленаправленностью, учетом ближних и дальних перспектив и от­носительной завершенностью. Родители, школа должны заложить основы морального образа человека, сформировать нравственные потребности, умение правильно организовать свою деятельность, помочь самоопределиться.

Детский, в том числе и школьный, коллектив — это не какая-то пассивная социальная среда, специально созданная для влия­ния на учеников, «это богатство индивидуальностей» (В. А. Сухомлинский). Сила коллектива определяется теми знаниями, уме­ниями, которые вносятся каждым индивидом в общую коллек­тивную деятельность.

Жизнь и развитие ребенка, в том числе и с нарушениями ин­теллекта, происходит в условиях коллектива. Именно в коллекти­ве закладывается первый опыт общественной социализации, со­существования с окружающими на основе морали.

Формирование детского коллектива, организация его деятель­ности осуществляются системно и планомерно, при сотрудниче­стве воспитателя, воспитанников и их родителей.

Умственное развитие школьника с нарушением интеллекта происходит по тем же законам, что и нормально развивающего­ся, однако особенности психики и свойств личности учащихся с нарушением интеллекта сужают круг их связей с внешним ми­ром, они с трудом ориентируются даже в самых обычных ситуациях, у них снижена критичность, они не способны отстаивать свои убеждения. Вот почему необходимо так организовывать кол­лективную деятельность воспитанников, чтобы развивалась их эмоционально-волевая сфера, тогда можно будет понять их мыс­лительную деятельность. Необходимо помнить, что любое вос­питательное мероприятие в школе должно иметь коррекционную направленность и оказывать корригирующее воздействие на личность.

В специальной (коррекционной) школе организация коллек­тива требует реализации следующих условий:

- изучения личностных возможностей каждого ученика;

- определения места конкретной личности в структуре детско­го коллектива;

- определения доступной коллективной деятельности;

- создания каждому воспитаннику условий успешности, поло­жительного эмоционального настроения;

- включения воспитанника во взаимоотношения со сверстни­ками, воспитателем, а для этого:

изучения структуры личных взаимоотношений; нормализации отношения воспитанника к требованиям вос­питателя;

разъяснения содержания требований коллектива; создания условий для формирования коммуникативных свя­зей;

- вовлечения воспитанников в практическую деятельность, а для этого:

выбора адекватных видов деятельности; определения значимости конкретного вида деятельности в жизни группы (класса);

развития интереса к деятельности, организации посильного участия в деятельности каждого члена коллектива; предъявления поручений с учетом уровня развития уча­щихся.

Детский коллектив, в какой бы структуре он ни существовал, характеризуется:

- постоянным и длительным пребыванием детей вместе, в од­ном и том же составе;

- наличием целей и задач в деятельности коллектива;

- выполняемой деятельностью (учебной, трудовой, игровой, общественной);

- определенной структурой организации самоуправления;

- обязательной для всех дисциплиной, наличием дружеских отношений.

Состав учащихся коррекционных учреждений VIII вида раз­нороден по клиническим проявлениям и интеллектуальному уровню.

В детском коллективе могут быть дети с нарушениями интел­лектуального развития различных клинических вариантов, дети с деменцией и разными формами шизофрении, дети с незначи­тельной умственной отсталостью. Все они составляют контингент учащихся с нарушениями интеллекта.

В отечественной олигофренопедагогике учитываются особен­ности познавательной деятельности детей с нарушениями интел­лекта, но за основу в работе с ними принимается общепедагоги­ческая концепция деятельности коллектива. Считается возможным формирование детского коллектива в системе специального обу­чения и воспитания, при этом коллектив становится определяю­щим фактором в преодолении причин, мешающих объединению детей в коллектив и развитию активности, самостоятельности, общественной зрелости.

Нормативными документами по коррекционному образованию класс определяется как воспитательная группа. Количество вос­питанников должно быть не более 12 человек.

В педагогической практике главным признаком коллектива счи­тается сплоченность (Я. Л. Коломенский, В. П. Сергеева). Сплачи­вая коллектив, необходимо:

- выявить, кто оказывает влияние на учащихся;

- демократизировать сами отношения внутри группы, что бу­дет способствовать созданию доверительных отношений.

Шаги по формированию коллектива многие исследователи рас­сматривают как стадии (А. С. Макаренко, В. П. Сергеева, М. И. Скаткин, 3. М. Шилина; в системе коррекционного воспитания — И.Г.Еременко) или как этапы (Л.Я.Коломинский, В.А.Караковский, Е. Н. Степанова; в олигофренопедагогике — А. С. Бел­кин, Г. М.Дульнев, Т. И.Пороцкая). Их четыре.

Необходимо знать, что стадии (этапы) развития коллектива в специальной (коррекционной) школе более длительны, а сам пе­реход от одной стадии к другой намного сложнее, чем в массовой школе. Нередко приходится наблюдать, что по определенным по­казателям коллектив коррекционной школы может находиться на первой стадии, по другим — на третьей, а в некоторых случаях — и на четвертой. Вот как может быть представлена характеристика этапов развития коллектива в общеобразовательной и специаль­ной системах воспитания (см. табл. 7).

Коррекционно-воспитательные возможности коллектива уча­щихся школы VIII вида велики, они обусловлены личностными качествами членов данного коллектива, что, естественно, надо учитывать при работе с воспитанниками.

Наиболее действенно на личность ребенка влияет трудовая и игровая деятельность. Именно в процессе трудовой и игровой дея­тельности создаются условия, способствующие формированию у детей с нарушениями интеллекта чувства дружбы, взаимопомощи, умения выполнять требования коллектива, у них развивают­ся коммуникативные возможности. Но нет готовых рецептов ра­боты воспитателя с детским коллективом, тем более в условиях коррекционного воспитания.

 

Таблица 7

Создание детского коллектива в условиях общеобразовательной и коррекционной систем обучения и воспитания.

 

Система воспитания в общеобразовательной школе Система коррекционного воспитания  
Стадии (этапы) Содержание Стадии (этапы) Содержание  
1. Номиналь­ная (по В. П. Сер­геевой) Система работы воспитателя (классного руководителя) по формированию целостного коллек­тива. Действия педагога автори­тарные, распоряжения, указания он отдает сам. Знакомство с зада­чами, целями, стоящими перед коллективом. В деятельность кол­лектива вовлекаются инициатив­ные, трудолюбивые, ответствен­ные учащиеся. Они составляют актив коллектива 1. Начальная (по Г. М.Дульневу, И.Г.Ере­менко) Изучаются возможности конкретного ученика взаимодействовать в микрогруппе (трудовое зве­но, звено чистоты и порядка, санитарная груп­па), воспитатель формирует у учащихся потреб­ность общения, он распределяет поручения, вы­деляет ответственных, проверяет выполнение, отмечает положительные моменты в деятельно­сти, сам показывает, как осуществлять то или иное действие, принимает участие в деятельности. Создает атмосферу доверия в коллективе и орга­низует коллектив, просит отчитаться каждого за результаты коллективного труда  
2. Ассоциации Участвует весь коллектив, опора на актив, требования выдвигает как воспитатель, так и актив. Вырабатывается общественное мнение, оно становится регуля­тором нравственного поведения 2. Формиро­вания основ­ных черт кол­лектива Учитель (воспитатель) выступает как организа­тор действий, он подбирает актив, разъясняет его деятельность; микрогруппы постепенно теряют свою роль. Формируется сильная группа учени­ков, из числа которой можно выделить, а затем избрать старосту класса (группы). Постепенно происходит процесс преобразования межлично­стных отношений во внутриколлективные. Вос­питатель по-прежнему наставляет отдельных чле­нов коллектива, помогает активу, формирует на­выки самоутверждения  
   
3. Кооперации Общественное мнение коллектива становится ведущим. На этой ста­дии регулярно организуются не­стандартные ситуации сопережи­вания, свободного выбора, мо­рального творчества. Классный руководитель, воспитатель дейст­вуют через актив, проводят работу индивидуально с отдельными уче­никами. Внутри группы могут соз­даваться микрогруппы 3. Перехода от индивидуаль­но-коллектив­ного к общест­венному воз­действию Содержанием этой стадии (этапа) является ак­тивное воздействие воспитателя на учащихся, ко­торые по объективным причинам не включаются в коллективную деятельность (учащиеся с психо-патоподобным поведением, вновь зачисленные в класс (группу). Практикуются коллективные формы деятельности (дни порядка, чистоты и уюта, дни здоровья, неделя добрых дел, порядка и дисциплины), старшие школьники помогают младшим. Роль воспитателя уменьшается. В каче­стве организатора выступает актив при постоян­ной поддержке и педагогическом руководстве  
4. Автомати­зации Действия коллектива выходят за рамки собственной деятельности. Происходят встречи с другими коллективами, проводятся сов­местные мероприятия. Педагог действует через актив, постоянно осуществляя связь с членами кол­лектива. Группа учащихся стано­вится коллективом, достаточно сплоченным. Происходит духов­ный рост каждого члена коллек­тива, возрастает коллективная от­ветственность за жизнь и деятель­ность коллектива 4. «Параллель­ного дейст­вия» (по А.С.Макарен­ко); утверждения коллектива (по Г. М.Дульневу) Учитель (воспитатель) включает коллектив в раз­личные виды деятельности, советуется с акти­вом, разрабатывает вместе с ним памятки пове­дения, заповеди, законы коллектива. По итогам деятельности учащиеся отчитываются перед школьным коллективом на трудовой линейке, сборе, празднике. Воспитатель предлагает темы отчетов: «У нас порядок строгий» (учебная и трудовая дисциплина), «В мире волшебных слов» (культура общения, поведения), «Здоровье, чис­тота и движение» (итоги выступления в конкурсах чистоты, в соревнованиях по конкретному спор­тивному направлению). Воспитатель ведет учет добрых дел коллектива совместно с активом  
           

 

Ученический коллектив специальной (коррекционной) шко­лы VIII вида имеет довольно сложную структуру. Это опреде­лено двумя причинами:

- разновозрастным составом учащихся в классном коллективе;

- неодинаковой тяжестью и структурой дефекта.

Основной формой ученического коллектива специальной (кор­рекционной) школы VIII вида является учебная или воспитатель­ная группа — класс с небольшим количеством детей.

Микрогруппы среди детей с умственной недостаточностью воз­никают редко, в основном в старшей школе на основе бытовых, социальных объединений (живут в одном доме, занимаются в од­ном кружке, родители работают на одном предприятии, а иногда закончили ту же школу, где учатся в данный момент дети). Воз­никновение микрогрупп в условиях коррекционной школы не имеет никакого ценностного значения, обусловлено чисто эмо­циональными факторами. Действия микрогруппы не всегда совпа­дают с действиями классно-группового коллектива. Задача воспи­тателя — как можно раньше выявить эти микрогруппы, особенно возникающие в старшей школе, выяснить причины объединения и включить юношей и девушек в коллективные действия класса, группы, параллельно выяснив у родителей мотивы организации конкретной микрогруппы, причины объединения.

В условиях специального обучения встречаются дети, которые по объективным причинам не могут находиться в детском кол­лективе, дети-одиночки (И.Г.Еременко). В основном это дети со сложной структурой дефекта, резкими нарушениями поведения, расстройствами эмоционально-волевой сферы. Но это не значит, что эти дети не имеют права быть членами детского коллектива. Именно воспитатель должен создать такую обстановку, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно, мог общаться со сверст­никами, радоваться своим успехам и успехам товарищей.

В условиях обучения и воспитания учащихся с нарушениями интеллекта так же, как и в общеобразовательной школе, хоро­шим средством сплочения ученического коллектива является школьное самоуправление, где вся деятельность осуществляется детьми, а учитель (воспитатель) берет на себя педагогическое руководство. Структура самоуправления в коррекционной школе VIII вида включает две подсистемы: внутриклассную и общешколь­ную. Внутриклассное управление осуществляют избранные уче­ническим коллективом или назначенные учителем учащиеся под руководством старосты класса (группы). Каждому избранному на соответствующий пост определены обязанности, которые согласовываются со всеми учащимися, учителем, воспитателем и вы­вешиваются в классном групповом уголке.

 

Схема 5

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 751; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.013 с.)