Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Каковы же основные проблемы развития педагогической профессии в настоящий период?
1. Проблема конкурентоспособности профессии на рынке труда (потребность в профессионалах; неблагополучная демографическая ситуация; низкая оплата труда педагога; появление новых технологий, вытесняющих в определенной мере педагога из образовательного процесса посредством замены его менеджером образования, способным обучить большее количество людей в одиночку, используя дистанционное обучение; снижение престижности знаний; необходимость совмещения одним педагогом нескольких функционалов и специальностей). 2. Проблема готовности педагога к работе в единой информационной среде. Подготовка и переход на преподавание с использованием информационных технологий. 3. Проблема феминизации педагогической профессии. В 1975 г. доля мужчин среди учителей составляла 21%, в 1995 г. она составила уже 15%, в настоящее время — 14,5%. По данным Минобразования России, в 2000/2001 учебном году при общей численности учителей общеобразовательных учреждений 1,52 млн. человек, численность женщин составила 1,3 млн. (85,5 %), причем в городских школах феминизация достигает 89,5%, в сельских — 80,7%. Как показывают социологические исследования, женщины-педагоги, отдавая в 2-3 раза больше, чем мужчины, времени домашнему труду, имеют значительно меньше возможностей участвовать в общественной жизни, работать над повышением своего профессионального и общекультурного уровня, что нередко сказывается на уровне учебно-воспитательной деятельности. Кроме того, для правильного воспитания школьников, особенно мальчиков, в школах необходимо обеспечить достаточно сильное влияние педагогов-мужчин. 4. Недостаточная подготовка учителей по проблемам: ♦ обеспечения здоровья детей; ♦ воспитания учащихся в современных условиях, ♦ помощи детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях; ♦ оказания психолого-педагогической помощи семьям школьников; ♦ обеспечения прав детей; ♦ реализации здоровьесберегающих технологий; ♦ внедрения современных средств контроля и оценивания результатов обучения; ♦ обеспечения взаимодействия с родителями учащихся; ♦ выработки нового стиля взаимоотношений между учителем и учащимися в связи с утверждением гуманистических ценностей и мышления;
♦ оказания помощи ученику в его саморазвитии; ♦ организации внеурочной воспитательной работы в школе и дополнительного образования школьников. 5. Проблема качественной подготовки учителей для сельской малокомплектной школы. 6. Проблема старения педагогического корпуса, слабое закрепление выпускников педвузов в школе. По данным Минобразования России, за 2000/2001 учебный год в общеобразовательных учреждениях работало 159,2 тыс. пенсионеров, что составило 10,5% от общего числа учителей, причем в городских школах этот показатель достиг 12,6%. 7. Запаздывание модернизации педагогического образования относительно реформирования системы общего образования. Основные проблемы, с которыми непосредственно сталкиваются педагоги в своей профессиональной деятельности: ♦ постоянно усложняющиеся требования к повышению качества образования сталкиваются с недостаточным уровнем профессиональной компетентности педагога; ♦ педагог должен решать противоположные задачи: с одной стороны, выполнять требования государственных образовательных стандартов в повседневной и где-то рутинной работе, а с другой стороны — быть творческой личностью, так как ему приходится ежедневно сталкиваться с нестандартными педагогическими задачами, требующими от него творческого, подчас исследовательского подхода; ♦ для качественного решения все усложняющихся проблем воспитания педагог должен обладать более высоким уровнем интеллигентности в условиях расширяющейся информационной свободы необходимо возрастает роль духовно-нравственного потенциала его личности; ♦ педагог поставлен перед необходимостью неустанно овладевать прогрессивными технологиями обучения и воспитания, новыми достижениями отечественного и зарубежного опыта, адаптировать их применительно к своей профессиональной деятельности, к своим индивидуальным особенностям и способностям, однако постоянный дефицит времени, сил и средств делает эту задачу для многих педагогов проблематичной; ♦ педагог решает ряд новых, и сложных профессионально-педагогических задач, требующих интеграции знаний, практических умений и навыков из таких смежных с педагогикой наук, как философия, психология, медицина, социология, культурология, религиоведение, экономика, право, кибернетика, что требует от него значительных усилий и способностей к непрерывному образованию.
Очевидно, что разрешение указанных проблем предъявляет к личности современного педагога требования по формированию таких качеств, как: профессиональная компетентность, духовность, интеллигентность, конкурентоспособность. Рассмотрение перспектив развития педагогической профессии целесообразно осуществлять в единстве и взаимосвязи, по крайней мере, трех аспектов: 1) потребность в педагогической профессии (социальная потребность, государственная и личностно-индивидуальная); 2) содержательное наполнение педагогической профессии; 3) конкурентоспособность педагогической профессии на рынке труда. 1. Потребность в педагогической профессии. Кому нужна эта профессия, и в какой мере? От ответа на этот вопрос зависит, насколько массовой она будет в ближайшие 100 лет и каков будет ее социальный статус. Анализ мировых и отечественных тенденций развития образования позволяет прогнозировать высокую востребованность педагогической профессии. Эта профессия по-прежнему останется массовой, пользующейся уважением в обществе и у молодежи. Ее социальный статус наконец-то будет повышаться. Учительство, к примеру, как наиболее распространенная профессиональная группа, все более активно заявляет о себе на общественно-политической арене: учителя принимают участие в делах общины, в борьбе за мир и экологическое выживание, в борьбе с такими социальными пороками, как наркомания и насилие над детьми. Они не могут эффективно работать без интеграции своих усилий с семьей и общественностью, а повышение педагогической культуры родителей и представителей общественности — непременное условие результативной работы современного учителя. Развитие всех педагогических профессий ориентировано на: ♦ повседневную связь с представителями всех общественных и властных структур, социальных институтов, средств массовой информации с целью координации деятельности и формирования положительного представления о профессии педагога и современной системе образования вообще; профессиональную ориентацию и профессиональный отбор, так как восприятие профессии педагога среди потенциальных студентов педагогических высших и средних специальных учебных заведений, опирающееся лишь на воспоминания о собственном учении в школе, чаще всего бывает довольно случайным и примитивным; в такой ситуации именно педагог-профессионал способен провести квалифицированную агитацию не только с опорой на идеальную модель педагога, но и на собственную практическую деятельность; ♦ поиск более тесных и действенных связей между педагогами и родителями, обновление практики взаимоотношений между семьей и школой; для этого на уровне класса и школы создаются родительские комитеты (советы), а для повышения педагогической культуры родителей во многих странах имеются различные формы занятий с ними (родительские университеты, академии, клубы), в помощь родителям издаются журналы («Семья и школа» — в России и Чехии, «Родители» — в Австралии, Великобритании и США и др.), проводятся серии теле- и радиопередач по актуальным вопросам воспитания детей;
♦ вовлечение педагогов в управление образовательным учреждением: как профессионал он должен быть включен в процесс принятия решений о деятельности образовательного учреждения в целом; для этого в школах многих стран мира существуют педагогические советы, творческие объединения и группы, которые вносят предложения и берут на себя ответственность в решении всех важных вопросов деятельности образовательного учреждения. Обществу педагог нужен для воспроизводства социальной системы как транслятор цивилизационного опыта и духовных ценностей предшествующих поколений, как гарант стабильности общественного развития. Об этом достаточно подробно говорилось выше. Государство будет заинтересовано в дальнейшей поддержке и развитии педагогической профессии, поскольку речь идет о политической и социально-экономической его стабильности, о его, в конце концов, безопасности во всех аспектах (технологической, военной, информационной и культурной). Следовательно, допустимо будет предположить, что эта поддержка будет проявляться в обеспечении приоритетности сферы образования по сравнению с другими сферами народного хозяйства. В частности, будет развиваться экономическое стимулирование труда педагогов, расширение социальных льгот для этой категории граждан, совершенствование системы подготовки и. переподготовки профессиональных педагогов, совершенствование нормативно-правовой основы их деятельности. Развивающейся личности на всех жизненных этапах профессиональные педагоги нужны для реализации разнообразных образовательных потребностей как профессионалы сферы образовательных услуг. В связи с этим будет увеличиваться дифференциация педагогического труда, происходить рост педагогических специальностей и специализаций. Внутрипрофессиональная дифференциация обусловлена развитием все более совершенных и эффективных обособленных видов деятельности в пределах педагогической профессии. Процесс обособления видов педагогической деятельности связан, прежде всего, с существенным усложнением характера образования, которое, в свою очередь, вызвано изменениями социально-экономических условий жизни, последствиями научно-технического и социального прогресса. Еще одним обстоятельством, приводящим к появлению новых педагогических специальностей, является увеличение спроса на квалифицированное обучение и воспитание. Вместе с тем «в условиях все более явно проявляющейся внутрипрофессиональной дифференциации деятельность педагогов разных специальностей характеризуются, тем не менее, общими однородными элементами. Все более отмечается общность решаемых организационных и сугубо педагогических задач.
Кроме того, можно прогнозировать, что наряду с учительской профессией как основной педагогической профессией на современном этапе развития образования, будут все более нарастающими темпами развиваться и востребоваться педагогические профессии, обеспечивающие потребности населения в дополнительном образовании. Об этом говорит тот факт, что увеличивается разнообразие образовательных программ, все более ориентированных на удовлетворение многообразных образовательных запросов детей с учетом этноконфессиональных, социокультурных и особых нужд ребенка. Существует даже точка зрения, что дополнительное образование должно стать более важным и массовым, чем общее образование. 2. Содержательное наполнение педагогической профессии. Имеется в виду, какой по своей сути будет эта профессия и, прежде всего, каким будет субъект данной профессии. Какие требования будут актуальны для педагога будущего со стороны личности, общества и государства? Этот аспект развития профессии педагога связан с мировыми и отечественными тенденциями развития образования, которые находят свое выражение в системе профессиональной подготовки педагогических кадров. Очевидным является тот факт, что и в современном мире едва ли найдется много профессий, подобных учительской, к которым общество предъявляло бы столь противоречивые и обширные требования: ♦ он (учитель) должен быть справедлив, но гуманен и снисходителен, строго и последовательно проводить свою линию, но учитывать при этом интересы каждого ребенка и поощрять таланты; ♦ учитель должен добиваться выполнения учебного плана всеми учащимися и при этом учитывать индивидуальный темп учения «проблемных» детей, т.е. отстающих в учении и особенно одаренных. Короче говоря, в такой ситуации учителю, по меткому определению Валентина Герцога (ФРГ), предстоит «провести туристическую группу, состоящую из классных спортсменов и инвалидов, через непроходимую местность в туманную погоду в северо-южном направлении, причем так, чтобы все они в добром здравии, в хорошем расположении духа и прекрасном настроении одновременно бы достигли трех различных целей своего путешествия». Все профессии располагают конкретным перечнем выраженных на профессиональном языке понятий и умений, в которых достаточно компетентно разбираются лишь представители именно данных профессий. Едва ли найдется много представителей общества, напрямую не связанных с данной конкретной профессией, которые берутся судить и проявлять себя каким-то практическим образом в таких профессиях, как электромонтер или каменщик, хирург или микробиолог, инженер или экономист. Но в мире есть две профессии — врач-терапевт и педагог, — в сферу профессиональных компетенций которых не стесняются вмешиваться представители всех остальных профессий. Правда, после неудачных попыток вмешательства в медицинскую сферу, результаты которых сказываются достаточно скоро, у многих надолго пропадает такая охота; в сферу же деятельности педагога считают себя вправе вмешиваться все. Такая тривиализация, осуществляемая на пошлом бытовом уровне по отношению к профессии «педагог», вызвана, с одной стороны, тем, что население сплошь состоит из одних «педагогов», к коим якобы относятся отцы и матери, дедушки и бабушки, все бывшие учащиеся, руководители предприятий и учреждений различных типов и уровней, которые в совокупности сплошь и рядом пополняют армию «любителей от педагогики». С другой стороны, профессионалы (учителя и воспитатели) сами далеко не всегда дают понять обществу и отдельным гражданам, сколь специфична и особенна их профессия с точки зрения современной науки и практики, и сколь значимо для профессии наличие специальной подготовки. В этом есть определенный просчет системы профессиональной педагогической подготовки, которая должна прежде всего будущему педагогу:
♦ показать связь и взаимозависимость в профессии и обществе, из-за возросшей комплексности и противоречивости ожиданий общества от профессии учителя и наметившихся в связи с этим тенденций к непрерывному реформированию образовательно-воспитательной сферы педагоги часто теряют даже ближайшие ориентиры; в такой ситуации важно определить для себя приоритеты профессиональной деятельности и взаимосвязь между целями, ценностями, образовательными структурами, методами и педагогическими стратегиями, материальными и учебными ресурсами, управлением и руководством в процессе обучения и воспитания; ♦ дать толчок к положительным переменам: представления об идеалах могут и должны мотивировать педагога на инновационную деятельность, которая осуществляется в совместных с коллегами проектах, экспериментах; ♦ помочь развить в себе вкус к коллективной и коллегиальной деятельности: педагоги часто ощущают себя борцами-одиночками со всеми своими положительными и отрицательными сторонами; к отрицательной стороне, без сомнения, можно отнести чувство изоляции, которое приводит педагогов (особенно воспитателей детских садов и учителей начальной школы) к такому самовосприятию (кстати, подстегиваемому обществом и средствами массовой информации), что это люди «не от мира сего», этакие «общественные экзоты», «синие чулки»; некоторой компенсацией педагогам в их противостоянии такому общественному мнению, бытующему на вульгарно-бытовом уровне, могут быть коллегиальное сотрудничество и профессиональное объединение; ♦ помочь развить в себе стремление к профессиональной свободе: под этим мы подразумеваем право каждого педагога на ограничение его от непрофессионального бюрократического вмешательства и регламентации, право самому определять (исходя из конкретной учебно-воспитательной ситуации) способы организации, отбор содержания, методы и приемы обучения и воспитания. Анализ тенденций развития европейской и мировой школы позволяет нам выделить четко выраженный период переноса акцента в отношениях между педагогом и воспитанником с субъект-объектных («педагог - коллектив воспитанников (учащихся)» на субъект-субъектные («педагог - воспитанник (ученик)», и даже на отношения в системе «один учитель — один ученик» (выполнение учителем как в очной, так и в заочной форме индивидуализированного образовательного заказа, например, репетиторство, домашнее образование, гувернерство, образовательный консалтинг, написание письменных работ, тьюторство и пр.) т.е. на диалоговые отношения, что предполагает полную реализацию своего потенциала каждым воспитанником (обучающимся) при непосредственном интеллектуально духовном взаимодействии с педагогом, направляющим этот процесс в наиболее благоприятное русло. Не дети сегодня должны приспосабливаться к условиям и установленным правилам школы, а школа и ее работники должны максимально учитывать интересы детей - только в таком случае школа станет вторым домом для детей — Домом радостного постижения разумного, доброго и вечного. Существует значительная категория граждан, которая вынуждена или желает получать образование (как основное, так и дополнительное) автономно, изолированно, не посещая образовательное учреждение. В ответ на этот запрос возникают новые образовательные технологии (например, дистанционное обучение) которые существенно расширяют и изменяют образ педагогической профессии. Обобщая сказанное выше, можно с уверенностью прогнозировать, что особенно востребованными сегодня и в будущем становятся такие качества педагога, как: умение работать в команде, быть консультантом и экспертом, иметь организаторские способности и уметь налаживать международные связи, быть способным и готовым к кооперативным действиям со всеми педагогическими работниками школы, родителями, общественными организациями, владеть всеми современными педагогическими технологиями и методами (открытое обучение, недельное планирование, социальное и проектное обучение, развивающее обучение и т.д.). В своей новой роли педагог все в большей степени берет на себя функции консультанта, эксперта, супервизора по отношению не только к детям, но и к родителям и лицам из ближайшего окружения школы, нуждающимся в такой помощи педагога-профессионала. Таким образом, можно сделать вывод о том, что изменившиеся социально-политические условия, более разнообразные формы жизни в обществе, изменение структуры современной семьи и различные представления о воспитании, совместная жизнь в школе и обществе с представителями различных культур (как результат интеграционных процессов), растущее осознание проблем экологии и влияния средств массовой информации не только ставят новые задачи перед системой образования, но и меняют облик педагога и его роль в профессиональной сфере и обществе. Требования к профессиональной подготовке педагога особенно возросли в последние годы в связи с усилением его социальной роли как специалиста, несущего наряду с другими административными и общественно-политическими институтами свою долю ответственности за подготовку высококультурных, гуманных людей, способных эффективно претворять в жизнь социальные и свои личные интересы в их взаимосвязи. Именно в такие периоды истории развития человечества, связанные с ускорением темпов научно-технического прогресса, ростом социально-политической активности населения, как никогда ранее возрастает роль учителя в обществе, а значит, и роль педагогического образования, по-новому готовящего этого специалиста. 3.Конкурентоспособность педагогической профессии на рынке труда. Это определяет, прежде всего, ее место среди других профессий, экономическую и социальную привлекательность ее для самого педагога и для его социального окружения. Это позволяет педагогу взглянуть на свою профессию сквозь призму социально-политического восприятия ее обществом (и в этом смысле диапазон такого восприятия в мире в зависимости от экономической и общекультурной ситуации страны достаточно велик: от обеспеченности на уровне прожиточного минимума, как, например, сегодня в России и во многих развивающихся странах, до материального уровня, превышающего зарплату государственных чиновников, как, например, во Франции, ФРГ и др.). В тесной зависимости от материального положения находится в обществе и социально-правовой статус педагога. Для того чтобы конкурировать на рынке труда с другими профессиями, педагогическим профессиям необходимо обладать экономической и социальной привлекательностью. Социальная привлекательность профессии педагога будет увеличиваться за счет развития новых педагогических технологий, увеличения творческой составляющей педагогической деятельности, информатизации и компьютеризации образования. Экономическая привлекательность педагогических профессий будет возрастать и за счет материально-экономического стимулирования выбора данной профессии со стороны государства, и за счет расширения потребности в образовательных услугах у населения, способного быть фактическим работодателем, за счет учета фактора конкурентоспособности при организации профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов, которые все чаще осваивают помимо основной «смежные» педагогические специальности.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Назовите и охарактеризуйте этапы становления педагогической профессии. 2. Дайте определение педагогической специальности. В чем отличия педагогической специальности и педагогической профессии? 3. Раскройте содержание типов педагогических специальностей и должностей. 4. Объясните, почему негативные качества личности педагога отнесены к профессионально значимым наряду с позитивными. 5. Охарактеризуйте возможные стили во взаимоотношениях педагога и воспитанника (ученика). 6. Раскройте содержание принципа учета детской активности во взаимоотношениях педагога и воспитанника (ученика). 7. Дайте характеристику прав и свобод ребенка, зафиксированных Конвенцией ООН «О правах ребенка». 8. Раскройте основные положения правового регулирования в области образования. 9. Перечислите образовательные права, которыми обладают обучающиеся, воспитанники. 10. Раскройте содержание прав, обязанностей и ответственности работников образовательных учреждений. 11. Какими нормативными документами должен руководствоваться педагог в своей профессиональной деятельности? 12. Раскройте взаимосвязь проблем и перспектив развития педагогической профессии в современной России.
Литература для самостоятельного изучения 1. Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей. Учебное пособие. - М., 2000. 2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. Учебное пособие. - М.,1999. 3. Закон Российской Федерации «Об образовании». — Изд. 6-е. — М., 2003. 4. Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993. 5. Комментарий к закону Российской Федерации «Об образовании». Отв. ред. проф. В.И. Шкатулла. - М., 1998. Конституция Российской Федерации. — М., 2000. 6. Немов Р.С. Психология образования. - М., 1994. 7. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. - М., 2000. 8. Общая педагогика. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. - М., 2002. 9. Пешкова Н.С. Права учителя: конкретные вопросы - конкретные ответы: справочное пособие. - СПб., 2000. 10. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. - М.,1999. 11. Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. - М., 1987. 12. Юзефавичус Т.А. Педагогические ошибки учителей и пути их предупреждения. Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М., 1998. - С. 42-43.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 2529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.49 (0.057 с.) |