Человек в информационном обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек в информационном обществе



 

Информационный образ жизни

Понятие образа жизни давно уже используется философами, социологами и другими специалистами в области социально-гуманитарного знания для обозначения условий и особенностей повседневной жизни людей в том или ином обществе. В отличие от него, понятие информационного образа жизни является порождением современного общества, в котором информация стала важнейшим фактором его развития. Выделяют два смысла, в которых оно может использоваться. Во-первых, понятие информационного образа жизни может означать образ жизни людей в грядущем информационном обществе, все стороны которого пронизаны информационными отношениями, основанными на информационных технологиях. Во-вторых, это понятие может означать информационный аспект современного образа жизни. Таким образом, понятие информационного образа жизни во втором смысле отражает то, в какой степени современное общество является информационным.

Образ жизни включает в себя трудовую, общественно-политическую, учебную, бытовую, социально-культурную и досуговую деятельность. Дадим этим видам деятельности краткую характеристику, а затем посмотрим, какие изменения происходят в них в связи с переходом к информационному обществу. Трудовая деятельность представляет собой сознательную деятельность человека, направленную на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим потребностям предметы природы. Будучи одним из базовых условий жизни человека и общества, трудовая деятельность лежит в основе всех других общественных отношений. Общественно-политическая деятельность представляет собой деятельность больших групп граждан, направленную на достижение каких-либо политических целей. При этом она не отличается такой идейной и организационной общности, как политическая деятельность, которая имеет своей целью борьбу за власть в государстве. У чебная деятельность представляет собой форму активности личности, направленную на усвоение социального опыта познания и преобразования мира. Будучи основной нормативной деятельностью в учреждениях образования, она включает в себя овладение культурными способами внешних предметных и умственных действий. Бытовая деятельность представляет собой сферу деятельности человека, которая связана с удовлетворением его потребностей. Удовлетворяя свои потребности, человек вступает в различные отношения с другими людьми. В своей совокупности эти отношения образуют социальную сферу общества, которая противопоставляется его экономике и политике. Социально-культурная деятельность представляет собой деятельность, содержание которой составляют процессы сохранения, передачи, освоения и развития традиций, ценностей и норм в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической и политической культуры. Будучи одной из составляющих социальной работы, она направлена на организацию содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации отдельной личности, а также самосовершенствование и творчество в рамках свободного времени. Наконец, досуговая деятельность представляет собой добровольную деятельность, осуществляемую человеком в свободное время под влиянием внутренних побуждений. Она имеет смысл лишь в том случае, если её противоположностью является трудовая деятельность, вызванная необходимостью достижения практических результатов, которые дают человеку возможность поддерживать свою жизнедеятельность.

Информатизация трудовой деятельности привела к тому, что в развитых странах содержание работы большей части занятого населения оказалось связанным с приёмом, анализом и передачей деловой информации с помощью современных технических средств. Многие государственные и муниципальные предприятия, а также современные банки скорее напоминают вычислительные центры, чем офисы пятидесятилетней давности. То же самое можно сказать о библиотеках, научных лабораториях, правительственных учреждениях и предприятиях социальной сферы.

Развитие электронной почты, а также сотовой и других средств связи повысило оперативность деловых контактов между людьми, которая усиливала эффективность их деятельности. По подсчётам специалистов, сокращение на одни сутки времени оборота банковских средств эквивалентно увеличению на один процент национального дохода. Кроме того, отмечается тенденция сокращения количества деловых поездок, имеющих своей целью получение информации. Хотя в современном деловом мире процент таких поездок крайне высок, он постепенно начинает сокращаться, уступая своё место более оперативному общению с помощью средств связи. Таким образом, уровень информационной подготовки специалистов становится в современном обществе всё более важным фактором, определяющим успех их трудовой деятельности.

Общественно-политическая деятельность предполагает обращение людей к информации, которая публикуется в различных аналитических обзорах, государственных и общественных изданиях, а также сообщается по радио и телевидению. Однако эта информация настолько велика по объёму, что простому человеку справиться с ней практически невозможно. По подсчётам специалистов, с 1970 г. общее количество научных журналов возросло на порядок и к началу нынешнего столетия равнялось одному миллиону. Всё сказанное нами применимо и к газетам, количество которых также быстро возрастает. Выход из создавшейся ситуации видится в использовании автоматизированных систем, которые оперативно занимаются анализом информации, публикуемой в научных, а также общественно-политических журналах и газетах. Современные информационные технологии позволяют осуществлять без существенных задержек обработку данных, публикуемых в средствах массовой информации. Они открывают широкие возможности для более эффективной работы различных аналитических центров, занимающихся анализом общественного мнения, проведением прогнозных исследований и т. д.

Информатизация учебной деятельности преследует как универсальные, так и специфические цели. Первые из этих целей включают в себя развитие интеллектуальных способностей человека, а также гуманизацию и доступность образования, а вторые – компьютерную грамотность, информационное обеспечение образования и индивидуализированное образование на основе современных компьютерных технологий. По мнению специалистов, использование мультимедиа в учебной деятельности способствует переходу к новой парадигме образования, направленной на раскрытие индивидуальных возможностей человека. Кроме того, большой вклад в совершенствование индивидуализации образования вносит использование в учебном процессе гипертекста.

В современном обществе информационная подготовка специалистов не может ограничиваться только компьютерной грамотностью, как несколько десятилетий назад. Простейших знаний об устройстве ЭВМ, а также элементарных навыков пользования персональной вычислительной техникой уже явно недостаточно. Как представляется, современный специалист должен обладать следующими знаниями и умениями в области использования информационных ресурсов:

· иметь представление о функциональных возможностях современной информационной техники и уметь использовать их в своей профессиональной деятельности;

· иметь представление о существующих глобальных системах и о предоставляемых ими информационных услугах;

· иметь дополнительную подготовку в области использования информационного обеспечения своей профессиональной деятельности.

Информатизация бытовой деятельности проявляется в различных формах, которые за последние несколько десятилетий до неузнаваемости изменили нашу жизнь. Одним из её проявлений является всё более широкое распространение электронных форм оплаты товаров и услуг, которыми люди пользуются в своей повседневной жизни. Настоящую революцию в сфере торговли и бытовых услуг произвело распространение электронных банковских карточек, которые можно использовать для осуществления расчётов в гостиницах, кафе, супермаркетах и т. д. Широкое распространение получили также абонентские магнитные карты, которые используются для оплаты услуг телефонной связи.

Для решения в домашних условиях вычислительных, обучающих, игровых и других задач предназначены персональные компьютеры. Кроме того, важными областями их применения являются обеспечение информационных потребностей людей, а также автоматическое управление домашним хозяйством. В первом случае подразумевается доступ к различным базам данных и знаний, общение с владельцами других персональных компьютеров и т. д., а во втором – управление микроклиматом, освещённостью, отопительной системой, бытовой техникой, а также обеспечение неприкосновенности и безопасности жилища. В 70-х годах прошлого века в Соединённых Штатах Америки появилось понятие «умный дом» (англ. smart home), которое означало первоначально «здание, обеспечивающее продуктивное и эффективное использование рабочего пространства». В настоящее время под умным домом имеется в виду жилой дом современного типа, организованный для проживания людей при помощи автоматизации и высокотехнологичных устройств.

Информатизация социально-культурной деятельности привела к расширению информационных связей между различными регионами, странами, народами и т. д. Её результатом является усиление контактов и взаимовлияния разных социокультурных систем, приводящее к изменениям материальной культуры, а также обычаев и верований. В процессе информатизации общества необходимо использовать все её преимущества, вытекающие из новых технологических возможностей. На уровне индивидов эти преимущества касаются высококачественных и доступных услуг, а на уровне отдельных стран – максимального использования культурного потенциала. Распространение телекоммуникаций по всему миру означает не только то, что стало легко общаться с другими людьми с помощью телефона, интернета и других средств связи, но и то, что стратегии развития должны разрабатываться разными странами с учётом глобальных факторов. Страны, которые не вступили своевременно на путь информатизации, обречены не только на технологическое и экономические, но и на культурное отставание.

Всё более широкое распространение находят персональные компьютеры в досуговой деятельности, связанной с саморазвитием, отдыхом, развлечением и т. д. С их помощью изучают иностранные языки, пишут музыку, а также выполняют другие работы. Наличие домашнего компьютера позволяет существенно повысить уровень компьютерной грамотности, без которой ребёнок не может поступить в элитную школу. Довольно интенсивно развиваются информационные системы, позволяющие в домашних условиях играть, а также слушать музыку и смотреть видео. Ядром таких систем является персональный компьютер, который, например, может быть специально укомплектован («заточен») для игр.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 798; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.007 с.)