Предмет, структура и функции социологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, структура и функции социологии.



Предмет, структура и функции социологии.

предмет социологии — это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей, их социальных связей и социальных отношений, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей.

В структуре социологической науки можно выделить три уровня:

§ фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;

§ прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую значимость проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;

§ социальная инженерия - уровень практического внедрения научных знаний, с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают такие структурные элементы социологии, как отраслевые социологии: социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения, социология города, социология деревни, социология образования, социология семьи и т. д. В данном случае речь идет о разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов.

Особое место в структуре науки занимают конкретно-социологические исследования. Они снабжают информацией к теоретическим и практическим размышлениям все уровни социологии, делают ее наукой, основанной на социальных фактах из реальной общественной жизни.

 

Функции социологии

Одной из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки, является познавательная. Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает прежде всего прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающие значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.

Характерная черта социологии — единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом плане на первое место выступает прикладная функция социологии.

Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. В этом проявляется функция социального контроля.

Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. В этом проявляется её прогностическая функция. Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества. В этом плане социология способна: определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывает перед участниками событий на данном историческом этапе; представить альтернативные сценарии будущих процессов связанных с каждым из выбранных решений; рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия.

Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная oт определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов.

 

Субъекты общественного мнения.

Задача определения субъекта общественного мнения является достаточно сложной,

наиболее спорными выступают следующие ее аспекты:

во-первых, проблема «монизма» или «плюрализма» субъекта общественного мнения;

во-вторых, проблема относительного характера субъекта общественного мнения;

в-третьих, проблема соотношения субъекта, носителя и выразителя общественного

мнения;

в-четвертых, проблема выделения групп, общностей, мнение которых является

общественным.

Единый тезис о коллективном субъекте общественного мнения присутствует у всех

исследователей, а дальше начинаются разночтения.

Если обратиться к истории вопроса, то интерес к нему обнаруживается уже в эпоху

античности. Поскольку он имеет прямое отношение к вопросу о власти, а общественное мнение

рассматривается как инструмент политической борьбы, то на первый план выступает определение

субъекта общественного мнения. Впервые дискуссия на эту тему была открыта Протагором и

Платоном, продолжается она и до настоящего времени. Сторонники Протагора, «привязывающие»

общественное мнение к народу, понимают его как силу, с которой должны считаться пра-

вительства, парламенты, т.е. общественное мнение в этом смысле выступало как инструмент

участия народа в управлении государственными делами. Сторонники же Платона, считающие

общественное мнение выражением господствующей элиты, полагают, что оно выступает как сила,

воздействующая на население и способствующая легализации политического господства элиты.

Соответственно первая точка зрения именуется демократической, а вторая – элитаристской.

С середины XIХ в. и до начала XX в. субъектом общественного мнения было принято

считать неклассические, или массовидные общности. Понятие «массы» имеет множество

трактовок.

Сбор социологической информации.

При сборе первичных данных используются четыре основных метода:

1.Опрос(анкетирование или интервьюирование);

2.Наблюдениене включенное и включенное);

3.Эксперимент(научный и практический).

4.Анализ документов(качественный и количественный);

Опрос

социологический метод получения информации, при котором респондентам (людям, которых опрашивают) в письменной или устной форме задают специально подобранные вопросы и просят ответить на них.Опрос наиболее распространенный вид социологического исследования и одновременно самый широко используемый метод сбора первичной информации. С его помощью собирается от 70% до 90% всех социологических данных.

Выделяются две разновидности социологического опроса:

1. Анкетирование. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. Опрос может быть индивидуальным или групповым. По форме анкетирование бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы последнего: почтовый опрос и опрос через газету.

2. Интервьюирование. Предполагает непосредственное общение интервьюера с респондентами. Интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым или опосредованным, например, по телефону.

В зависимости от источника информации различают:

A. Массовые опросы.

Источником информации выступают представители больших социальных групп (этнических, религиозных, профессиональных и др.).

Наблюдение

Непосредственное наблюдение за поведением людей в определенной ситуации и сразу фиксация результатов.От обыденного научное наблюдение отличается тем, что оно подчинено ясной исследовательской задаче, планируется по заранее обдуманной процедуре, данные фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе, информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

По степени формализованности выделяют:

1. неконтролируемое (нестандартное);

2. контролируемое наблюдения.

В первом варианте исследователь пользуется общим принципиальным планом, во втором события регистрируются по детально разработанной процедуре. В этом случае есть бланк для наблюдения, который заполняется наблюдателем, используются также кино- и фотодокументы. Например, наблюдение за участниками в ходе деловой игры, совещания, лекции, митинга и т. п.

Нужна серия наблюдений и разными наблюдателями. Тогда результаты получаются достаточно достоверными.

В зависимости от степени участия наблюдателя в исследуемой социальной ситуации различают:

a. включенным;

b. невключенным (внешнее).

При этом важно, чтобы наблюдатель своим присутствием не вносил флуктуации в деятельность коллектива, не проявлял внешне повышенного интереса, больше слушал и запоминал, не принимал чьей-либо стороны, не записывал свои наблюдения на виду.

Преимущества включенных наблюдений очевидны: они дают наиболее яркие непосредственные наблюдения, помогают лучше понять поступки людей. Но с этим же связаны и основные недостатки такого способа. Исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, слишком вживаться в роль соучастника событий. Как правило, итогом включенного наблюдения является социологическое эссе, а не строгий научный отчет.

Имеется и нравственная проблема включенного наблюдения: насколько вообще этична маскировка под рядового участника?

Если наблюдение проводится вне научного учреждения, то оно называется полевым. Могут быть и лабораторные наблюдения, когда людей приглашают для беседы, деловой игры. Наблюдения могут быть одномоментными, систематическими.

39. А.Маслоу - концепция иерархии потребностей Иерархия потребностей по Маслоу включает следующие компоненты:

Физиологические (голод, жажда, секс...);

Потребность в безопасности (защита от боли, гнева, страха...);

Потребность социальная (любовь, семья, друзья, общение);

Потребность в самоутверждении (самоуважение, престиж, карьера, успех);

Потребность в самоактуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и т.д.).

Эту классификацию можно дополнить также потребностями рациональными и иррациональными, духовными и материальными, осознанными и неосознанными, прямыми и косвенными и др.

При всем многообразии потребностей общим для всех них является их безграничность и невозможность полного удовлетворения в силу ограниченности экономических ресурсов).

Согласно Маслоу, высшие потребности могут успешно реализоваться лишь после удовлетворения низших.

Однако при этом не следует забывать, что высшие потребности (в безопасности, любви, уважении и др. тоже относятся не к «архитектурным излишествам», а к важнейшим фундаментальным потребностям, без удовлетворения которых личность не может получить нормального развития и самореализации.

«Хотя в принципе самоактуализация легка, на практике она случается редко (по моим подсчетам, самоактуализируется меньше 1% взрослого населения» - пишет А.Маслоу.

«Способности требуют, чтобы их использовали, и прекращают свои требования только тогда, когда их используют достаточно». Можно сказать, что нереализованные способности, как и подавленные (вытесненные в подсознание) потребности, могут порождать неврозы и «вылезать» из-под сознания в виде личных, семейных и служебных психологических проблем, казалось бы, с этим не связанных.

Маслоу подчеркивает, что большинство людей, обратившихся к психотерапевту, страдают (испытываю фрустрацию) из-за неудовлетворения потребности в любви, уважении и реальном (а не показном) самоуважении.

Выход из невротического состояния клиента Маслоу видит в пробуждении его сил самореализации. Психотерапевт помогает клиенту осознать свои истинные потенциальные способности, поверить в возможность их успешной практической реализации, создать атмосферу, способствующую началу этого процесса, психологически поддержать при трудностях и поощрить первые успехи на этом пути.

«Если вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастны»(А.Маслоу). Это можно отнести к выбору профессии, работы и даже к выбору жизненных партнеров и жизненных условий, когда вы смиряетесь с меньшим и худшим, имея объективные основания претендовать на большее и лучшее.

40. Виды социологических исследований Различают 3 вида социологических исследований:

Социологическое исследование — система логических и последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур в социологии для получения научных знаний о социальных явлениях, а также их, процедур, процесс.

пилотажные (разведывательные), Rukovoditel.jpg

описательные,

аналитические.

Пилотажное социологическое исследование

Задача этого пробного исследования состоит в подготовке к основному. Оно проверяет качество основного СИ и охватывает лишь небольшие совокупности исследуемых факторов, работая по упрощенной программе. В ходе пилотажного исследования проверяются все элементы будущего СИ, выявляются трудности, которые предположительно встретятся при его проведении. Иногда во время такого исследования появляются новые гипотезы и собираются оперативные данные. Обычно проводится среди нескольких десятков человек.

Описательное социологическое исследование

Данное исследование является более сложным, поскольку его цели и задачи предполагают получение целостного представления касательно изучаемого явления; проводится с использованием соответствующего инструментария. Подобные исследования проводятся в тех случаях, когда объектом изучения становится большая общность людей, для которой характерны разнообразные характеристики. Между ними можно выявить определенные связи, осуществить сопоставление и сравнение.

Аналитическое социологическое исследование

Самый глубокий вид социологического анализа, целью которого является выявление причин, лежащих в основе процесса. Они же и обуславливают его специфику, а потому подготовка к подобного рода СИ требует больше времени и носит комплексный характер.

Социологии политики


Социология политики составляет одну из подсистем общей социологии. Она возникает на границе двух относительно самостоятельных научных дисциплин - социологии и политологии. Поэтому объектом исследования социологии политики является социально-политические институты и отношения, которые рассматриваются во взаимодействии с другими институтами.

Предмет социологии политики составляют способы и формы взаимодействия (взаимовлияния) социального и политического. В частности, как социальные отношения влияют на формирование политических отношений; как трансформируются социальные отношения в политические; что составляет социальную основу политической власти; интересы каких социальных слоев и групп защищает политическая власть; в чем заключается роль общей и политической культуры граждан в политическом процессе, какие факторы влияют на социально-политическую активность и формы политического поведения людей и т.п..

Для социологии политики, в отличие от политологии, предметом исследования является не институциональная (политическая) составляющая власти, а ее логичность с точки зрения людей: не ее функциональная рациональность, а способность объективно выражать интересы больших и малых социальных общностей.

Социология политики - это человеческое измерение политических процессов. Концентрация богатств в руках одних людей и обнищание других приводит к возникновению частной собственности и разделения общества на классы и слои, на бедных и богатых. Для того, чтобы передавать накопленное богатство (частную собственность) в наследственности, возникает моногамная семья.

Чтобы осуществлять управление этим большим сообществом, разделенной на социальные классы, слои, прослойки, возникает, жестко централизованная система управления - государство. Государственное управление основано не на нормах обычного права, а на политических методах: постоянной монопольной власти над всем обществом; писаных законах, обязательных для всех членов общества; организованном применении насилия (принуждения) к нарушителям законов.

Государство возникает на определенном этапе развития общества как политическая организация, которая необходима для того, чтобы регулировать взаимоотношения между различными социальными общностями, а также для защиты общества от посягательств извне. В своей теории общественного договора Т. Гоббс (1588-1679) в определенной степени упростило причины возникновения государства, но суть взаимоотношений общества им изложена достаточно точно - это частичное ограничение прав каждого члена общества в обмен на всеобщую безопасность.

В реальной жизни государство как институт управления всегда тяготеет к установлению возможно большего контроля над обществом. Это стремление заложено в самой структуре политического управления, которая базируется на властных отношениях - господстве и подчинении. И чем жестче структура подчинения и прямолинейно вертикаль власти, тем проще механизм управления. Общество, которое представлено определенными социальными слой мы и классами, пытается, насколько это возможно, ограничить рамки полномочий государства. С этой целью создаются различные органы кон-тролю за деятельностью государства. В период формирования гражданского общества для ограничения полноты полномочий и для регламентации норм общежития всех граждан общества был разработан специальный свод законов - Конституция.

Правовое государство - тип демократического государства, которое действует только в рамках принятых и единых для всех законов, которая уважает и защищает права и свободы граждан. Социальной базой правового государства есть свободные граждане, образующие гражданское общество.

В традиционной и тоталитарной государствах общество состоит не из граждан, а из подданных, которые готовы полностью и безусловно подчиняться государству. Правовое государство - это не только хорошие и правильные законы, но и определенный уровень развития граждан, которые научились сами придерживаться существующих законов и также способны "заставить" государственные институты действовать в рамках принятых законов.

Правовое государство предполагает:

наличие развитого гражданского общества;

правовое равенство всех граждан и гарантированность законных прав и свобод;

всеобщность права, его распространенность на всех граждан, все организации и институты;

 

47) Место социологии в системе общественных наук.


Социология занимает особое место в системе общественных наук. Это обусловлено рядом причин.

Во-первых, социология в отличие от большинства других общественных наук изучает общество в целом как единую социальную систему; во-вторых, социология выступает в качестве теоретической и методологической основы для специальных общественных наук; в-третьих, социология разрабатывает методы социального измерения, технику и методику изучения жизнедеятельности человека, которые используются другими общественными и гуманитарными науками. Особенно тесные связи сложились у социологии с философией, историей, политологией, экономической наукой.

Изначальной целостностью социальной мысли определяется общее между социологией и философией. Обе эти науки рассматривают общество в целом как интегральное образование, несводимое к простой сумме составляющих его элементов. Однако социология изучает законы меньшей степени общности, нежели философия. понятия и категории социологии более конкретны по сравнению с понятийным аппаратом философии: если философия изучает такие понятия, как «материя» и «сознание», то социология – социальную структуру, социальные институты, социальную организацию общества. Целью философии выступает выработка мировоззрения, а социологии – получение достоверных данных о жизни общества.

Социология тесно связана с исторической наукой. Их взаимоотношения определяются прежде всего тем, что социологические положения и выводы опираются на обобщение исторических фактов, исторического опыта. Именно поэтому социологи широко используют ретроспективный анализ в эмпирических исследованиях, что в свою очередь обогащает историческую науку, вооружая ее количественными методами анализа явлений.

Важным представляется вопрос о соотношении социологии и политологии: с одной стороны, закономерности политической жизни нельзя выявить без учета особенностей развития общества в целом, а с другой – общество нельзя понять и изменить, не учитывая того влияния, которое оказывают на него различные политические структуры, институты и организации. И социология, и политология обладают способностью быстро реагировать на любые события в обществе, при помощи пилотажных или зондажных исследований оперативно изучать общественное мнение, его динамику в зависимости от политической ситуации.

В то же время социология и политология – это разные науки; одна исследует социальную реальность, другая – политическую сферу жизни общества

Эффективное взаимодействие существует между социологией и экономической наукой. Социологические исследования не могут не опираться на экономическую теорию, так как процессы, происходящие в сфере материального производства и экономической деятельности людей, оказывают большое воздействие на развитие общества. Но и сами экономические процессы все больше оказываются в зависимости от социальных условий и факторов, потребностей и интересов людей, их мотивации, отношения к труду, ценностных ориентации. Поэтому социология помогает экономистам анализировать роль человеческого фактора на производстве, его влияние на рост производительности труда, повышение качества продукции, решение технологических и управленческих проблем современного предприятия.

 

 

48) Западноевропейская социология XIX – ХХ века.

Основные направления в развитии классической социологии сформировались в конце XIX — начале XX в.

Огюст Конт (1798-1857) — французский мыслитель, считается родоначальником социологии и основателем позитивистского направления в науке. Его главные сочинения: «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики». Одним из значимых достижений Конта является то, что он осуществил классификацию наук и их методов. И в этой «всеобщей классификации наук» социология поставлена на самую вершину пирамиды как фундаментальная наука, интегрирующая все знания об обществе (Приложение, схема 1). Конт выделил четыре метода социологии, с помощью которых будет собираться информация о социальных явлениях: наблюдение. эксперимент. сравнение и метод исторического анализа. При этом наблюдение он считал главным методом, требующим точности, надежности использования математических замеров изменения социальных объектов.
Социальный прогресс ученый понимал как развитие по восходящей линии, где первичными факторами прогресса выступают духовное и умственное развитие человека, а вторичными — климат, раса, продолжительность жизни.

Используя метод исторического сравнения, Конт сформулировал основной закон общественного развития - закон интеллектуальной эволюции человечества, или закон трех стадий. В историческом развитии выделено три этапа. Первая, теологическая, стадия охватывает древность и раннее Средневековье вплоть до XIII в., когда в обществе господствовало религиозное мировоззрение. Вторая, метафизическая, стадия включает период с XIV до XVIII в., на протяжении которого люди воспринимали все вокруг себя, в том числе и общество, скорее как естественное явление, чем сверхъестественное. Третья, позитивная, стадия берет начало в XIX в. и связана с расцветом науки, культуры, промышленности, развитием общественной жизни. В этот период обществу требовалась новая идеология, выполняющая интегрирующую роль. Так появляется научная позитивная философия — социология.

Наряду с позитивной концепцией социологии в XIX в. стали появляться и другие подходы в объяснении процессов, происходящих в обществе. Одной их них была биологическая концепция Г. Спенсера.

Закон социального развития рассматривался Спенсером как закон выживания наиболее приспособленных индивидов, где селекция должна осуществляться через экономическую конкуренцию. Такая позиция ученого, согласно которой от наименее приспособленных индивидов в обществе полезно избавляться, получила название «социальный дарвинизм».
Маркс и Энгельс разработали также концепцию социального конфликта, рассматривая его в качестве источника общественного прогресса. Показав положительную роль социального конфликта в жизни общества, они заложили основы конфликтологического направления в социологии.

В рамках социологической теории марксизма возникла одна из первых концепций социальной стратификации. Выделив в качестве главного фактора социальной дифференциации собственность на средства производства, Маркс и Энгельс представили социальную структуру общества как систему отношений между эксплуататорскими классами. При этом класс, являющийся собственником средств производства (буржуазия), подчиняет класс, не имеющий собственности (пролетариат), а взаимное отрицание классовых интересов разрешается с помощью революции. По Марксу, социальная революция является двигателем человеческой истории. Фердинанд Теннис (1855-1936) — немецкий социолог, считал общественные отношения волевыми и противопоставлял общность с ее инстинктами обществу, в котором господствует разум. Теннис придавал первостепенное значение понятию «воля», которое определяет сущность и направление человеческого поведения. Так как он фактически отождествляет волю и разум, то, по его мнению, побуждение к действиям осуществляется не государством или Богом, а рационализмом, ярким воплощением которого является разум.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) — австрийский психолог, создавший теорию психоанализа. Свои психологические представления он перенес и в социологию. По мнению Фрейда, социальное поведение человека обусловлено бессознательными сексуальными импульсами (либидо) и взаимодействием побудительных порывов, которые вызваны этими импульсами и заложены в человеческом сознании через передачу норм поведения.

Фрейд считал, что природа общества определяется борьбой инстинкта жизни (Эрос) и инстинкта смерти (Танатос), а также борьбой индивидов с существующими общественными отношениями. Эта борьба, источником которой являются сексуальные инстинкты, а также несексуальные чувства (любовь, дружба, имеющие, в конечном счете, тоже сексуальную природу), интересы (трудовые, социальные) и являются движущей силой общества.

49) Современная западная социология.

Современный этап (50-е годы -- настоящее время) знаменуется созданием академической социологии, ориентированной, прежде всего на решение познавательных и практических проблем и опирающейся на прочный фундамент эмпирических фактов. В этот период происходит окончательное утверждение и общественное признание социологии. Она становится равноправной университетской дисциплиной наряду с философией, экономикой и историей.

Неопозитивизм

не представляет собой единой школы, это скорее некая общая и весьма влиятельная ориентация, сторонники которой называют себя представителями научной социологии или естественно-научного направления в социологии.

Она предполагает реализацию следующих принципов:

ь социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности - природной и культурно-исторической;

ь методы социального исследования должны быть такими же строгими, точными и объективными, как методы естествознания;

ь субъективные аспекты человеческого поведения (мотивы, ценностные ориентации и пр.) можно исследовать только через их открытое проявление;

ь истинность научных понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических процедур;

ь все социальные явления могут и должны быть описаны и выражены количественно;

ь социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и связи с идеологией.

Социология конфликта

Американский социолог Л. Козер определяет социальный конфликт как «борьбу за ценности или статусные привилегии, за власть и дефицитные ресурсы, в которой цели противостоящих сторон состоят не только в овладении ими, но и в нейтрализации или устранении своего соперника». В качестве основных функций социального конфликта выделяются:

ь интеграция социальной структуры;

ь сохранение солидарности внутри групп;

ь укрепление межчеловеческих отношений;

Неравенство ролей, порождаемое социальным неравенством (а градации социального неравенства проводятся по самым различным параметрам, таким, как престиж, доход, уровень образования и т.д.), ведет к конфликту. Способами разрешения социального конфликта не могут быть ни его игнорирование, ни подавление. Конфликт вообще нельзя «разрешить», но на него можно воздействовать, его можно регулировать посредством переговоров, посредничества, арбитража и т.д.

Другие типы теорий

Различия между динамическими и стохастическими (от греч. stochasis - догадка) теориями состоят в характере тех законов и процессов, кᴏᴛᴏᴩые лежат в их основе. Динамические теории характеризуют поведение системы или объекта строго однозначно. В основе стохастических теорий лежат статистические законы. Эти теории описывают или объясняют поведение системы или объекта с определенной степенью вероятности.Материал опубликован на http://зачётка.рф

 

 

Предмет, структура и функции социологии.

предмет социологии — это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей, их социальных связей и социальных отношений, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей.

В структуре социологической науки можно выделить три уровня:

§ фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;

§ прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую значимость проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;

§ социальная инженерия - уровень практического внедрения научных знаний, с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают такие структурные элементы социологии, как отраслевые социологии: социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения, социология города, социология деревни, социология образования, социология семьи и т. д. В данном случае речь идет о разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов.

Особое место в структуре науки занимают конкретно-социологические исследования. Они снабжают информацией к теоретическим и практическим размышлениям все уровни социологии, делают ее наукой, основанной на социальных фактах из реальной общественной жизни.

 

Функции социологии

Одной из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки, является познавательная. Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает прежде всего прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающие значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.

Характерная черта социологии — единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом плане на первое место выступает прикладная функция социологии.

Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. В этом проявляется функция социального контроля.

Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. В этом проявляется её прогностическая функция. Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества. В этом плане социология способна: определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывает перед участниками событий на данном историческом этапе; представить альтернативные сценарии будущих процессов связанных с каждым из выбранных решений; рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия.

Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная oт определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.082 с.)