Анализ формирования общей суммы прибыли организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ формирования общей суммы прибыли организации



 

Анализ прибыли подразделяется на различные направления, виды и формы в зависимости от следующих признаков:

По направлениям исследования выделяют анализ формирования прибыли и анализ ее использования:

- анализ формирования прибыли проводится в разрезе основных сфер деятельности – текущей, инвестиционной, финансовой. Он является основной формой анализа для выявления резервов повышения суммы и уровня прибыли. Одним из его аспектов является анализ прибыли по данным бухгалтерского учета и налогооблагаемой прибыли;

- анализ распределения и использования прибыли проводится по основным направлениям ее использования. Он призван выявить уровень потребления прибыли и ее капитализации, а также конкретные формы ее производственного потребления в инвестиционных целях.

По организации проведения выделяют внутренний и внешний анализ прибыли:

- внутренний анализ проводится менеджерами или собственниками организации с использованием всей совокупности имеющейся информации. Результаты такого анализа могут представлять коммерческую тайну;

- внешний анализ проводится налоговыми органами, банками, страховыми компаниями по материалам публикуемой организацией в открытой печати отчетности.

По масштабам деятельности можно выделить следующие формы анализа прибыли:

- анализ прибыли по организации в целом. В процессе этого анализа изучается формирование, распределение и использование прибыли без выделения отдельных структурных подразделений организации (используется в финансовом анализе);

- анализ прибыли по структурному подразделению или центру ответственности (применяется в управленческом учете);

- анализ прибыли по отдельным изделиям (является дополнительным видом анализа, который может использоваться как в финансовом, так и в управленческом учете).

По объему исследования выделяют полный и тематический анализ прибыли:

- полный анализ проводится с целью изучения всех аспектов ее формирования, распределения и использования в комплексе;

- тематический анализ ограничивается отдельными аспектами формирования или использования прибыли (влияние проводимой организацией налоговой политики на формирование затрат, доходов и прибыли; влияние структуры и стоимости капитала на уровень прибыльности организации и др.).

По периоду и глубине проведения выделяют:

- предварительный анализ прибыли (экспресс-анализ прибыли, прогнозный анализ), связанный с условиями ее формирования, распределения или предстоящего использования, с условиями осуществления отдельных коммерческих сделок, финансовых или инвестиционных операций, при составлении бизнес-плана, анализ итоговой бухгалтерской отчетности в целях определения массы и нормы прибыли, рентабельности продаж и активов организации;

- оперативный анализ прибыли, проводимый в процессе осуществления производственной, инвестиционной и финансовой деятельности с целью оперативного воздействия на формирование или использование прибыли;

- последующий (углубленный) анализ прибыли, осуществляемый по результатам работы за отчетный период для наиболее полного изучения финансовых результатов в сравнении с предварительным и текущим ее анализом, выявления факторов, повлиявших на изменение прибыли в сравнении с бизнес-планом, показателями реализуемого инвестиционного проекта или предыдущим периодом, а также для контроля и последующей корректировки показателей выполняемого организацией бизнес-плана;

- детализированный анализ прибыли, проводимый в разрезе изучения каждого из факторов, оказывающих влияние на величину прибыли в целом по организации, прибыли по отдельным видам выпускаемой продукции или конкретным продажам.

Процесс управления прибылью включает в себя осуществление ряда функций, таких как планирование конечных финансовых результатов, учет формирования, распределения и использования прибыли, оценка и анализ достигнутого уровня, принятие управленческих решений. Таким образом, результаты анализа используются для принятия решений в области управления прибылью. В ходе анализа разрабатывается несколько вариантов принятия решения, на основе которых принимается решение, оптимальное для организации в данной ситуации.

При проведении анализа прибыли за различные календарные годы необходимо вести расчеты в сопоставимых ценах – в ценах предыдущего или отчетного периодов.

В ходе проведения анализа используются разнообразные приемы и способы анализа, позволяющие получить количественную оценку финансовых результатов. К ним можно отнести горизонтальный и вертикальный анализ, сравнительный анализ и анализ по факторам, анализ коэффициентов рентабельности и анализ рисков, интегральный анализ и др.

Безусловно, методика и последовательность анализа прибыли определяется тем, в какой форме предполагается его проводить. Однако можно отметить ряд общих методических моментов, позволяющих экономисту построить схему анализа финансовых результатов хозяйственной деятельности организации.

Прежде всего, необходимо, используя данные отчета о прибылях и убытках за отчетный и предыдущий годы, а также показатели бизнес-плана на отчетный год, определить изменение величины общей бухгалтерской прибыли организации (прибыли до налогообложения). При этом для анализа может быть использована следующая форма, представленная в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1 – Анализ формирования прибыли (убытка) организации

Показатель За прошлый год За отчетный год Изменение Темп прироста, %
млн. руб. уд. вес, % млн. руб. уд. вес, % млн. руб. уд. вес, %
1. Прибыль (убыток) от текущей деятельности, в том числе:              
1.1. Прибыль (убыток) от реализации              
1.2. Сальдо прочих доходов и расходов по текущей деятельности              
2. Прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности, в том числе:              
2.1. Сальдо доходов и расходов от инвестиционной деятельности              
2.2. Сальдо доходов и расходов от финансовой деятельности              
2.3. Иные доходы и расходы              
Прибыль (убыток) до налогообложения              

 

Таким образом, анализ финансовых результатов коммерческой организации начинается с изучения объема, состава, структуры и динамики прибыли (убытка) до налогообложения в разрезе основных источников ее формирования (см. рис. 3.1 и табл. 3.1). По итогам расчетов делается вывод о влиянии на изменение суммы прибыли (убытка) до налогообложения изменений величин источников ее формирования.

Поскольку качество прибыли (убытка) до налогообложения определяется ее структурой, то целесообразно обратить особое внимание на изменение удельного веса прибыли от реализации в прибыли до налогообложения. Его снижение рассматривается как негативное явление, свидетельствующее об ухудшении качества прибыли до налогообложения, так как прибыль от реализации является финансовым результатом от текущей (основной) деятельности организации и считается его главным источником средств.

Поэтому желательно следующее соотношение темпа роста прибыли от реализации (ТРПР) и темпа роста прибыли до налогообложения (ТРПДН):

 

ТРПР >= ТРПДН (3.2)

 

Данное соотношение темпов роста отражает ситуацию, в которой удельный вес прибыли от реализации в прибыли до налогообложения как минимум не уменьшается и, следовательно, качество прибыли до налогообложения по меньшей мере не ухудшается.

В процессе проведения анализа прибыли изучается масса (величина) прибыли организации за анализируемый период, ее динамика и структура, выполнение плана по прибыли. При этом показатели, фактически полученные за отчетный период, сравниваются с аналогичными показателями бизнес-плана, предыдущего периода, организаций, выпускающих однородную продукцию.

В связи с важностью прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг для формирования финансовых ресурсов организации отдельно проводится ее анализ. Анализ прибыли (убытка) от реализации начинается с изучения ее объема, состава, структуры и динамики в разрезе основных элементов, определяющих ее формирование: выручки (нетто) от продаж, себестоимости продаж, управленческих расходов и расходов на реализацию. При этом в ходе анализа структуры за 100% берется выручка (нетто) от реализации как наибольший положительный показатель.

По итогам аналитических расчетов делается вывод о влиянии на отклонение прибыли (убытка) от реализации изменений величин каждого из элементов, определяющих ее формирование.

Далее проверяется выполнение условия оптимизации прибыли от реализации:

 

ТРВРН > ТРСП (3.3)

 

где ТРВРН – темп роста выручки (нетто) от реализации, %;

ТРСП – темп роста полной себестоимости реализованной продукции (суммы себестоимости реализованной продукции, управленческих расходов и расходов на реализацию), %.

 

Данное соотношение темпов роста ведет к снижению удельного веса полной себестоимости в выручке (нетто) от реализации и, соответственно, к повышению эффективности текущей деятельности организации. В случае невыполнения условия оптимизации прибыли от реализации выявляются причины его невыполнения.

Анализ прибыли (убытка) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности ведется в разрезе формирующих ее доходов и расходов. В ходе анализа изучаются ее объем, состав, структура и динамика. При этом структуры доходов и расходов, связанных с данными видами деятельности, анализируются в отдельности.

По итогам аналитических расчетов делается вывод о влиянии изменения суммы связанных с инвестиционной, финансовой и иной деятельностью доходов и расходов в целом и отдельных их элементов на отклонение величины данного вида прибыли (убытка).

Анализ чистой прибыли (убытка) ведется в разрезе определяющих ее элементов, которыми являются прибыль (убыток) до налогообложения, отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства, текущий налог на прибыль и прочие налоги и сборы, исчисляемые из прибыли (дохода). В ходе анализа изучаются ее объем, состав, структура и динамика.

По итогам расчетов делается вывод о влиянии на отклонение суммы чистой прибыли (убытка) изменений величин определяющих ее элементов. Заключительным этапом выступает выявление имеющихся резервов роста нормы и массы прибыли организации.

 

3.4 Анализ прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг)

 

Особое внимание в процессе анализа и оценки финансовых результатов следует обратить на наиболее значимую статью их формирования – прибыли от реализации продукции, работ, товаров и услуг. В процессе анализа изучается динамика прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы. К факторам, повлиявшим на изменение прибыли от реализации, относят цены на готовую продукцию и элементы расходов, формирующие себестоимость, система налогообложения, объем реализации и др. расходов Блок-схема факторного анализа прибыли от реализации продукции, работ, товаров и услуг, используемая в экономическом анализе, представлена на рисунке 3.2.

Как видно из представленной на рисунке 3.2 блок-схемы, прибыль от реализации продукции в целом по организации зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

- объема реализации продукции (VРП);

- ее структуры (УДi);

- себестоимости (Сi);

- уровня среднереализационных цен (Цi).

 

 

 

Рисунок 3.2 – Блок-схема факторного анализа прибыли

 

Объем реализации продукции оказывает, как правило, положительное влияние на сумму прибыли от реализации. Увеличение объема продаж продукции приводит к увеличению прибыли от реализации. Более того, прирост прибыли за счет увеличения объема продаж может быть более значительным, в связи с наличием так называемого «эффекта масштаба производства», когда увеличение объемов производства и реализации продукции приводит к снижению себестоимости ее единицы за счет уменьшения суммы удельных условно-постоянных затрат. Последнее в свою очередь обусловлено распределением условно-постоянных затрат пропорционально объему производства. Однако, увеличение объема реализации продукции может оказать и отрицательное воздействие на величину прибыли. Это возможно, когда растут объемы производства и реализации продукции, цена которой не окупает даже удельных условно-переменных затрат. Если с этой точки зрения продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура реализуемой продукции может оказывать как положи тельное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен, при прочих равных условиях, сумма прибыли возрастает и наоборот.

Формализованная факторная модель для оценки влияния названных факторов на изменение прибыли от реализации продукции (Прп) выглядит следующим образом (формула 3.4):

 

(3.4)

 

Для изучения механизма проведения факторного анализа прибыли от реализации продукции в соответствии с приведенной моделью, рассмотрим условный пример, в качестве которого выступит организация, занимающаяся производством трех видов топлива А, Б и В. Результаты деятельности организации приведены в таблице 3.2.

 

Таблица 3.2 – Результаты деятельности организации (гипотетические данные)

Показатель За прошлый год (t0) За отчетный год (t1)
Топливо А Топливо Б Топливо В Топливо А Топливо Б Топливо В
Объем производства, тут.            
Цена 1 тут, млн. руб.            
Себестоимость 1 тут, млн. руб.            
Прибыль с 1 тут, млн. руб.            
Выручка от реализации продукции (нетто), млн. руб.            
Себестоимость реализованной продукции, млн. руб.            
Прибыль от реализации продукции, млн. руб.            

 

Расчет влияния факторов на сумму прибыли от реализации продукции можно выполнить способом цепных подстановок, используя данные, приведенные в таблице 3.3.

 

Таблица 3.3 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, млн. руб.

Показатель Усл. обозн. За прошлый год (t0) Данные прошлого года, пересчитанные на объем продаж отчетного года За отчетный год (t1)
Выручка (нетто) от реализации продукции, млн. руб. VРП      
Полная себестоимость реализованной продукции, млн. руб. С      
Прибыль от реализации продукции, млн. руб. Прп      

 

На первом этапе необходимо рассчитать величину прибыли от реализации при объеме продаж за отчетный год и величине остальных факторов за прошлый год. Для этого необходимо рассчитать индекс объема реализации продукции (IVРП), а затем сумму прибыли за прошлый год скорректировать на его уровень.

Индекс объема продаж рассчитывают сопоставлением объема реализации за отчетный год с его объемом в прошлом году в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном (в данном примере условных тонн топлива) и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, чем выручка. В данной организации индекс объема продаж составляет (формула 3.5):

 

(3.5)

 

Таким образом, если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли от реализации продукции выросла бы на 2,857% и составила бы 195,4 млн. руб. (190×1,02857).

Затем следует определить сумму прибыли при объеме и структуре реализованной продукции за отчетный год, но при себестоимости и ценах за прошлый год. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат (формула 3.6):

 

млн. руб. (3.6)

 

Далее необходимо определить, сколько прибыли организация могло бы получить при объеме реализации, структуре и ценах за отчетный год, но при себестоимости продукции за предыдущий (прошлый) год. Для этого от суммы выручки за отчетный год следует вычесть условную сумму затрат (формула 3.7):

 

млн. руб. (3.7)

 

По данным таблицы 3.3 можно установить, как изменилась сумма прибыли от реализации за счет каждого фактора.

 

Таблица 3.3 – Расчёт влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции

Показа-тель Условия расчета Порядок расчета Сумма прибыли, млн. руб.
объем реализации структура продукции цена себестоимость
П0 t0 t0 t0 t0 VРП0 – С0 190,0
Пусл1 t1 t0 t0 t0 П0 × IVРП 195,4
Пусл2 t1 t1 t0 t0 VРПусл – Сусл 206,0
Пусл3 t1 t1 t1 t0 ВР1 –Сусл 400,0
П1 t1 t1 t1 t1 VРП1 – С1 303,0

Таким образом, изменение суммы прибыли от реализации продукции произошло за счет:

- объема реализации продукции:

 

;

 

- структуры товарной продукции:

 

;

 

- средних цен реализации:

 

;

 

- себестоимости реализованной продукции:

 

;

 

Общее изменение прибыли от реализации продукции составило:

 

Результаты расчетов показывают, что за анализируемый период прибыль от реализации продукции выросла в основном за счет увеличения среднереализационных цен – на 194,0 млн.руб. Не значительное влияние оказало изменение структуры реализованной и объема реализации продукции, рост на 10,6 и 5,4 млн. руб. соответственно. В связи с увеличением себестоимости продукции сумма прибыли от реализации за анализируемый период уменьшилась на 97,0 млн. руб.

Далее необходимо проанализировать динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов: объема продажи продукции (), себестоимости (Ci) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид (формула 3.8):

 

(3.8)

 

Для оценки влияния факторов на изменение суммы прибыли по отдельным видам продукции можно воспользоваться способами цепной подстановки и абсолютных разниц. Методика расчета влияния факторов способом цепных подстановок (для продукции А):

 

,

,

 

Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции. Результаты расчетов сведем в таблице 3.4.

 

Таблица 3.4 – Расчёт оценки влияния факторов на изменение суммы прибыли по отдельным видам продукции

Вид продукции Количество реализованной продукции, тут Средняя цена реализации, млн. руб. Себестоимость 1 тут, млн. руб. Сумма прибыли от реализации продукции, млн. руб. Изменение прибыли, млн. руб.
общее в том числе за счет
t0 t1 t0 t1 t0 t1 t0 t1 объема реализации цены себестои-мости
А                   +6 +24 –12
Б                   –10 +70 –35
В                   +20 +100 –50
Итого               –97

 

Из представленной в табл. 9.4 информации можно увидеть вклад различных видов продукции в формирование прибыли от ее реализации, а также оценить количественное влияние отдельных факторов на изменение результативного показателя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 878; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.06 с.)