Факторы, влияющие на уровень средней нормы прибыли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы, влияющие на уровень средней нормы прибыли



Основные объективные факторы, влияющие на среднюю норму прибыли, станут видны, если формулу средней нормы прибыли преобразовать к следующему виду:

;

где: М – вся масса прибавочной стоимости, К – совокупный авансированный капитал; ЧИ – чистые издержки обращения; C – совокупный постоянный капитал; V – совокупный переменный капитал; m' – норма прибавочной стоимости; – органическое строение капитала; n – средняя скорость оборота капитала.

Рост нормы прибавочной стоимости повышает нормы прибыли.

Повышение органического строения капитала снижает ее.

Скорость оборота капитала несколько увеличивается, потому что ускоряется технический прогресс, происходит более быстрое обновление основного капитала. Это способствует некоторому повышению нормы прибыли.

Удельный вес чистых издержек обращения относительно капитала растет, что сокращает норму прибыли.

В данной формуле не учтены еще следующие факторы:

- Экономия на постоянном капитале (понижение материалоемкости продукции, степени загрузки основного капитала), которая ведет к повышению нормы прибыли.

- Цикличность развития производства, которая состоит в смене периодов роста и падения экономики, что также влияет на уровень средней нормы прибыли: в период подъема она растет, в период спада сокращается.

- Внешнеэкономические факторы, прежде всего – динамика цен мирового рынка, которая также оказывают влияние на норму прибыли.

Таким образом, на норму прибыли действуют разнонаправленные факторы: одни ее увеличивают, другие – снижают. Поэтому имеют место постоянные колебания средней нормы прибыли.

Наряду с формированием средней нормы прибыли, экономисты выявили еще в 18 веке тенденцию средней нормы прибыли к понижению. Она состоит в том, что, несмотря на постоянные колебания средней нормы прибыли вверх и вниз, за длительные периоды времени наблюдается в целом снижение ее среднего уровня. Эта тенденция сохранилась и в 20 веке. На рис. 1 показана динамика средней нормы прибыли в экономике США за период 1952-2010 гг. На графике отчетливо прослеживается тенденция к понижению средней нормы прибыли.

Рис. 1. Средняя норма прибыли в экономике США (Рассчитано по: Statistical Abstract of the USA. 2012)

Впервые материалистически объяснил тенденцию нормы прибыли к понижению К. Маркс. Он установил, что из всех факторов, действующих на норму прибыли, наиболее сильным и постоянно действующим в долгосрочном периоде является рост органического строения капитала, который и вызывает указанную тенденцию. Тенденцию средней нормы прибыли к понижению Маркс охарактеризовал как экономический закон капитализма.

В целом в конечном итоге рост органического строения капитала является постоянным и наиболее сильным фактором и он вызывает тенденцию нормы прибыли к понижению, пересиливает действие других факторов.

Функции и виды цен

Цены играют исключительно важную роль в экономике. Их роль выражается в следующих функциях ц ен:

1) Измерение затрат и результатов. На основе цен рассчитываются все денежные величины, характеризующие как затраты, так и результаты деятельности предприятий и всей экономики в целом.

2) Воспроизводственная функция. От уровня цен зависит, смогут ли предприятия возместить издержки производства и сформировать денежные средства для накопления и других необходимых расходов, то есть смогут ли они продолжать и развивать производство. Если система цен не деформирована монополиями и государственным вмешательством, то в соответствии с объективными экономическими законами они возмещают общественно необходимый уровень издержек и позволяют получать среднюю прибыль всем нормально работающим предприятиям. Когда предприятие работает хуже, чем общественно необходимо, цена его продукции не обеспечивает условия воспроизводства, что вынуждает его сокращать уровень издержек, переходить в другую сферу деятельности, либо закрываться.

3) Уравновешивание спроса и предложения тов аров. Превышение спроса над предложением товара, если оно сохраняется относительно продолжительное время, ведет к повышению уровня цены и выравнивает спрос и предложение. Если за этим следует расширение производства ранее дефицитного продукта, то уровень цен понижается до общественно необходимого уровня. Если спрос на товар падает ввиду появления более эффективного товара-заменителя или снижения уровня доходов потребителей, а предложение товара не успевает отреагировать на это, то возможно временное снижение цены товара, необходимое для ликвидации его затоваривания и приведения производства в соответствие со спросом. После приведения производства в соответствие с платежеспособной потребностью, ранее заниженные цены вновь устанавливаются на общественно необходимом уровне.

4) Стимулирующая функция. Повышение уровня цены при прочих равных условиях стимулирует покупателя к сокращению покупок данного товара, а продавца – к увеличению его продаж. Снижение уровня цены товара оказывает на них противоположное воздействие. Цена, выражающая стоимость товара, стимулирует производителей к приведению уровня затрат к общественно необходимым, к учету спроса на их продукцию. Она поощряет тех, кто работает лучше, наказывает тех, кто работает хуже.

5) Распределительная функция. Повышение цены при прочих равных условиях означает увеличение доходов продавца за счет снижения доходов покупателя. И наоборот, понижение цены при прочих равных условиях перераспределяет доходы в пользу покупателя. При общем росте цен происходит перераспределение доходов в пользу тех, чьи цены повысились в большей степени, чем их среднее увеличение.

Виды цен:

1) Оптовые цены – цены, по которым совершается оптовая торговля. Среди них выделяют оптовые (отпускные) цены предприятий - производителей. Они включают в себя три основных элемента: себестоимость продукции + прибыль + косвенные налоги. При последующей перепродаже товара к его цене добавляется торговая наценка. Она должна обеспечить торговым предприятиям возмещение издержек обращения, получение нормальной прибыли и выплату косвенных налогов.

2) Розничные цены – цены розничной торговли. Они складываются из отпускных цен предприятий-производителей и торговых наценок, число которых определяется числом торговых посредников между производителем и конечным потребителем товара.

3) Закупочные цены – цены, по которым государство совершает закупки продукции. Отличие этих цен состоит в том, что степень воздействия на них со стороны государства выше, чем на другие цены.

4) Сметные цены – цены на строительные объекты. Каждый объект строительства имеет свою индивидуальную сметную цену. Ее уровень зависит от проекта, по которому осуществляется строительство, цен на материалы и строительно-монтажные работы и других факторов.

5) Тарифы – это цены на услуги. Когда речь идет об услугах, то вместо цен применяется термин «тарифы».

6) Комиссионные цены – цены комиссионной торговли.

С точки зрения политики, проводимой предприятием на рынке, различают следующие виды цен:

1) стандартные цены (не меняющиеся, устоявшиеся цены на товары повседневного спроса);

2) гибкие цены (цены на товары с небольшим жизненным циклом, их уровень сильно зависит от размеров спроса);

3) цены проникновения (используются для выхода на новый рынок и занятия на нем определенного места, они обычно на 30-50% ниже цен конкурентов);

4) успокаивающие цены (устанавливаются ниже круглых цифр, например, вместо 100 $ используется цена в 99 $, что для потребителя должно означать, что цена еще не достигла 100 $);

5) цены лидера (устанавливаются предприятием, доминирующем на рынке данного товара, на эти цены ориентируются все остальные продавцы);

6) престижные цены (устанавливаются на предметы роскоши, покупка которых является престижной; в данном случае чем дороже товар (например, марка автомобиля), тем престижнее его покупка).

Виды цен могут выделяться по степени их государственного регулирования:

свободные (нерегулируемые) цены;

фиксированные (прейскурантные) цены;

регулируемые цены (в разных вариантах).

На практике цены устанавливается предприятием – производителем на основе себестоимости товара. К себестоимости добавляется прибыль, рассчитанная по средней норме рентабельности, и косвенные налоги. Так формируется отпускная цена предприятия, если оно не является монополистом, который может навязывать потребителям завышенные цены. В случае завышения предприятием нормы рентабельности, с ценой не согласится предприятие-покупатель. Если же норма рентабельности будет занижена, то цена будет невыгодна самому производителю.

В оптовой торговле к цене добавляется оптовая наценка, которая должна обеспечить торговцу издержки обращения, среднюю прибыль и оплату косвенных налогов.

В розничной торговле добавляется розничная наценка. Она нужна для возмещения издержек обращения, получения средней прибыли и уплаты косвенных налогов.

Иначе говоря, основой ценообразования в условиях свободной конкуренции является цена, обеспечивающая субъектам экономики возмещение издержек и среднюю прибыль.

11.6. Факторы, влияющие на уровень цен

Основные факторы, влияющие на уровень цен:

1) Величина стоимости товара. Она лежит в основе цены, хотя, как уже говорилось, цены отклоняются от стоимости. Динамика цен в конечном счете определяется динамикой стоимости товаров. Иначе говоря, относительно цен других товаров снижаются цены тех товаров, затраты общественного труда на изготовление которых сокращаются быстрее. И, наоборот, цены товаров, стоимость которых снижается медленнее, становятся выше относительно цен остальных товаров.

2) Межотраслевой перелив капитала. Он, как уже говорилось, в условиях свободной конкуренции приводит к образованию средней нормы прибыли и цен производства.

3) Сдвиги в спросе и предложении товаров. Они могут вызывать временные отклонения цен от общественно необходимого уровня, которые исчезают при приведении производства в соответствие с платежеспособными потребностями.

4) Состояние внешнеэкономических связей. Чем выше уровень открытости экономики, тем ближе соотношение внутренних цен к соотношению их на мировом рынке. И наоборот, чем сильнее протекционизм (государственное регулирование внешней торговли), тем в большей степени уровень цен определяется уровнем издержек производства товаров внутри страны.

5) Наличие монополизма на рынке. Монополии, как правило, завышают уровень цен на свою продукцию и извлекают монопольно высокую прибыль, превышающую уровень средней прибыли. Источником этой прибыли служит часть стоимости товаров, созданных предприятиями-немонополистами.

6) Государственное регулирование цен. Например, введение государством дополнительных налогов на продажу определенных товаров ведет к повышению цен на них; а снижение налогов или установление дотаций – к прекращению роста или даже некоторому снижению цен на соответствующие товары. Кроме налогов, существуют и другие методы воздействия государства на уровень цен.

7) Состояние денежной системы страны. Расстройство денежной системы ведет к хаотическому росту цен. Стабильность же ее способствует стабильности цен.

Таким образом, на уровень цен действует множество факторов, на нем отражаются самые различные процессы, происходящие в экономике. Поэтому когда экономическая наука утверждает, что цена – это денежное выражение стоимости товара, то этим она не объявляет, что цена всегда равна стоимости. Она лишь указывает на самую глубокую сущность цены, признавая и тот факт, что проявление стоимости в виде цены не тождественно самой стоимости.

Контрольные вопросы, тесты, задачи

1. В чем отличие понятий: норма прибыли (трудовая теория стоимости) и нормальная прибыль (неоклассическая теория)?

2. Почему норма прибыли в отраслях экономики была бы различной, если бы цены товаров были равны их стоимости?

3. При каких условиях и почему происходит выравнивание нормы прибыли в разных отраслях экономики?

4. Означает ли образование цен производства ошибочность трудовой теории стоимости? Ответ обосновать.

5. Каковы основные факторы, действующие на уровень средней нормы прибыли? Как они действуют на ее уровень?

6. Означает ли тенденция нормы прибыли к понижению, что норма прибыли ежегодно уменьшается? Какие факторы могут временно воспрепятствовать тенденции к понижению средней нормы прибыли?

7. Цена производства – это:

а) цена, установленная производителем товара;

б) денежные затраты на производство товара;

в) издержки производства плюс средняя прибыль;

г) стоимость товара, выраженная в деньгах;

д) денежное выражение предельной полезности товара.

8. Каким образом марксистская теория объясняет отношение к капиталу как к ресурсу, способному приносить определенную прибыль независимо от того, в какой отрасли он используется?

9. Норма прибавочной стоимости увеличилась на 20%, органическое строение капитала – с 5: 1 до 7: 1, скорость оборота капитала повысилась на 10%. Как изменилась средняя норма прибыли?

10. Экономика состоит из трех отраслей. Показатели их работы отражены в таблице, приведенной ниже.

Номер отрасли Размер капитала
Авансированного Постоянного Переменного
       
       
       

 

Определить среднюю норму прибыли и цены производства в каждой отрасли, если норма прибавочной стоимости во всех отраслях равна 100 %.

11. В чем различие между торговым и купеческим капиталом?

12. В чем различие между дополнительными издержками производства в обращении и чистыми издержками обращения? Что является источником их возмещения?

13. В чем состоит значение торговли для развития экономики?

14. Какие операции в сфере обращения относятся к производительным?

15. Что является источником торговой прибыли согласно трудовой теории стоимости?

16. Создают ли новую стоимость брокерские фирмы? Какова их роль в общественном воспроизводстве? Каков механизм образования их прибыли?

17. К какому виду издержек относятся издержки на рекламу? Что является источником их возмещения? Означает ли увеличение расходов на рекламу снижение средней нормы прибыли?

18. В чем отличие концепции трансакционных издержек от теории чистых издержек обращения?

19. Роль торгового капитала состоит в том, что благодаря его деятельности происходит:

а) установление средней нормы прибыли на более высоком уровне;

б) увеличение стоимости товаров;

в) увеличение издержек обращения;

г) установление средней нормы прибыли на более низком уровне;

д) повышение цен товаров выше их стоимости.

20. Могут ли наемные работник оплачиваться из прибавочной стоимости? Если да, то в чем тогда заключается их эксплуатация со стороны капитала? Каким показателем можно измерить ее степень?

21. Капитал, функционирующий в промышленности, равен 1600. Издержки производства – 1200, в том числе – переменный капитал – 420. Капитал, занятый в торговле, – 400. Издержки обращения: а) дополнительные издержки производства в сфере обращения – 300, в том числе: переменный капитал – 100; б) чистые издержки обращения – 120. Норма прибавочной стоимости в обеих отраслях – 100 %. Определить среднюю норму прибыли в экономике и цену, по которой промышленность продает свою продукцию торговле.

22. Приведите примеры некапиталистических форм торговли. В чем их отличие от торгового капитала?

23. Перечислите основные формы торговли и дайте краткую характеристику каждой из них.

24. Каковы основные тенденции развития торговли?

25. В чем различие категорий: цена и стоимость?

26. Какие функции выполняют цены в экономике?

27. Перечислите основные виды цен. Как они взаимосвязаны между собой?

28. Какие факторы оказывают влияние на уровень цены товара?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 657; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.03 с.)