Часть 1. Микроэкономика: основные 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 1. Микроэкономика: основные



Н.К. Водомеров

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Часть 1. МИКРОЭКОНОМИКА: Основные

Концепции базовых категорий

Учебное пособие

Курск


Содержание

 

Тема 1. Воспроизводство материальных благ. 5

1.1. Понятие материального производства. 5

1.2. Производство и потребление. 8

1.3. Потребности. Полезность благ. 10

1.4. Производственные ресурсы. Издержки производства и эффективность. 13

1.5. Производственные возможности общества. 19

1.6. Экономия рабочего время – основа развития производства. 22

Контрольные вопросы и задачи. 25

Тема 2. Объект и предмет экономической теории. 27

2.1. Понятие экономических отношений. 27

2.2. Экономические отношения и собственность. 29

2.3. Экономические категории и законы.. 31

2.4. Типы ведения хозяйства и экономический строй общества. 32

2.5. Социально-классовая структура общества и экономические интересы.. 36

2.6. Взаимодействие производительных сил и производственных отношений. 39

2.7. Основные трактовки предмета и метода экономической теории. 41

2.7.1. Ранние экономические учения. 41

2.7.2. Меркантилизм.. 43

2.7.3. Классическая буржуазная политическая экономия. 44

2.7.4. Марксистское экономическое учение. 45

2.7.5. Маржинализм и неоклассическая теория. 48

2.7.6. Историко-социальное направление. Институционализм.. 50

2.7.7. Кейнсианство. Неоклассический синтез. 52

2.7.8. Новая институциональная теория. 53

Контрольные вопросы.. 55

Тема 3. Современные экономические системы.. 58

3.1. Тенденции развития современных экономических систем.. 58

3.2. Концепции смешанной экономики. 61

3.3. Марксистское учение о смене способов производства. 62

3.4. Сущность рыночной реформы в России в 1990-е гг. 65

3.5. Характеристика экономического строя современной России. 70

Контрольные вопросы, тесты.. 72

Тема 4. Рынок. 73

4.1. Понятие рынка. Спрос и его характеристики. 74

4.2. Предложение товаров в условиях свободной конкуренции. 80

4.3. Равновесие на рынке товара. 82

Контрольные вопросы, тесты, задачи. 85

Тема 5. Товарное производство. Теория стоимости. 87

5.1. Понятие, предпосылки и этапы развития товарного производства. 88

5.2. Товар и его свойства. 90

5.3. Трудовая теория стоимости. 92

5.4. Теория предельной полезности о ценности товара. 104

Контрольные вопросы, тесты, задачи. 114

Тема 6. Деньги. 116

6.1. Развитие форм стоимости и возникновение денег. 117

6.2. Функции денег. 120

6.3. Основные этапы развития денег. Бумажные деньги. 121

6.4. Особенности современных денежных систем.. 126

6.5. Особенности денежной системы России. 128

Контрольные вопросы, тесты, задачи. 132

Тема 7. Капитал. 134

7.1. Трактовка капитала в неоклассической теории. 134

7.2. Капитал в марксистской теории. 136

7.3. Рабочая сила как товар. 138

7.4. Сущность капитала как экономического отношения. Основной экономический закон капитализма 143

7.5. Стадии развития капитализма в промышленности. 149

7.6. Накопление капитала и его закономерности. 153

Контрольные вопросы, тесты, задачи. 163

Тема 8. Заработная плата. 166

8.1. Трактовка заработной платы в неоклассической теории. 166

8.2. Заработная плата в марксистской теории. 178

8.3. Уровень заработной платы и факторы, его определяющие. 182

8.4. Формы заработной платы.. 187

8.5. Регулирование заработной платы. Социальные фонды.. 189

Контрольные вопросы, тесты, задачи. 191

Тема 9. Воспроизводство предприятия. 194

9.1. Предприятие и его основные формы.. 194

9.2. Кругооборот производственных фондов как форма воспроизводства предприятия. 206

9.3. Структура производственных фондов. Факторы, влияющие на скорость оборота производственных фондов. 210

Производительные фонды.. 210

9.4. Износ и амортизация основных производственных фондов. 213

9.5. Особенности воспроизводства производственных фондов в России. 217

Контрольные вопросы, тесты, задачи. 222

Глава 10. Издержки производства и прибыль. 224

10.1. Издержки производства и прибыль в неоклассической теории. 225

10.2. Издержки производства и прибыль в марксистской теории. 228

10.3. Себестоимость продукции. 230

10.4. Виды издержек производства. 232

10.5. Доход предприятия и его использование. 238

10.6. Эффективность производства на предприятии. 242

Контрольные вопросы, тесты, задачи. 245

Тема 11. Средняя прибыль и цена производства. 247

11.1. Образование средней нормы прибыли и цены производства. 247

11.2. Торговый капитал и торговая прибыль. 252

11.3. Основные формы и тенденции развития торговли. 258

11.4. Факторы, влияющие на уровень средней нормы прибыли. 260

11.5. Функции и виды цен. 262

11.6. Факторы, влияющие на уровень цен. 265

Контрольные вопросы, тесты, задачи. 266

Тема 12. Ссудный капитал и процент. 268

12.1. Ссудный капитал и процент в неоклассической теории. 269

12.2. Ссудный капитал и процент в марксистской теории. 279

12.3. Соизмерение разновременных доходов и затрат. 290

Контрольные вопросы, тесты, задачи. 295

Тема 13. Аграрные отношения. 298

13.1. Понятие аграрных отношений и земельной ренты.. 298

13.2. Трактовка земельной ренты в неоклассической теории. 299

13.3. Земельная рента в трудовой теории стоимости. 303

13.4. Дифференциальная земельная рента. 305

13.5. Абсолютная земельная рента. 311

13.6. Цена земли. 313

13.7. Закономерности развития аграрных отношений. 314

13.8. Аграрная реформа в России в 1990-е гг. 318

Контрольные вопросы, тесты, задачи. 322

Тема 14. Конкуренция и монополизм. Монополистический капитализм.. 324

14.1. Модель совершенной конкуренции. 324

14.2. Монопольная власть и конкуренция. 338

14.3. Проявления монопольной власти на рынке товаров. 342

14.4. Проявления монопольной власти на рынке труда. 352

14.5. Сущность и основные признаки монополистического капитализма. 357

14.6. Особенности рыночных отношений в современной России. 364

Контрольные вопросы, тесты, задачи. 366

Рекомендуемая литература. 374

 


Тема 1. Воспроизводство материальных благ

Основные вопросы:

1. Понятие материального производства

2. Производство и потребление

3. Потребности. Полезность благ

4. Производственные ресурсы.

5. Производственные возможности общества

6. Экономия рабочего времени – основа развития производства

Производство и потребление

Конечной целью производства является потребление – использование благ по их назначению. Выделяют:

1. Производственное потребление – расходование средств производства (например, машин, механизмов, сырья, энергии и т.п.) в производственном процессе.

2. Личное – использование благ для непосредственного удовлетворения потребностей людей. Оно может быть индивидуальным (питание, пользование одеждой, жильем) и совместным (пользование дорогами, мостами, уличным освещением.)

Производство и потребления являются диалектическими противоположностями. Потребление уничтожает продукты труда и требует постоянного возобновления производства. В свою очередь, потребление обеспечивает жизнь людей, в этом смысле его результатом являются сами люди. Затрачивая материальные блага, оно «производит» людей. В потреблении восстанавливаются и развиваются способности людей к труду, их жизненная энергия, которые расходуются, потребляются в производстве.

Без потребления люди не смогли бы продолжать и развивать производство, как и без производства – потреблять.

В то же время труд продолжается и в процессе потребления благ. Здесь он выступает прежде всего как услуги – т.е. полезные действия, оказываемые людьми друг другу (лечение, обучение и т.п.).

С одной стороны, в сфере услуг идет потребление продуктов производства, т.е. реализуется конечная цель их изготовления. С другой стороны, в этой сфере осуществляется подготовка условий производства: поддержание и развитие способностей к труду у людей, занятых в производстве; обучение и подготовка к труду лиц, не достигших трудоспособного возраста; развитие знаний, применяемых в производстве. Благодаря ей в производство внедряются новые виды техники и технологии, осваиваются новые виды ресурсов.

Труд в сфере услуг использует создаваемые материальным производством средства и предметы труда, поэтому его результативность обусловливается уровнем развития материального производства. Повышение производительности труда в материальном производстве служит основой перераспределения части труда из производства в сферу услуг, повышения занятости в этой сфере. С развитием материального производства увеличивается доля совокупного общественного труда, которая занята в сфере услуг.

В свою очередь, труд в сфере услуг является необходимым условием материального производства, способствует росту производительности труда. Повышение доли труда, функционирующего в сфере услуг, ускоряет процесс развития материального производства.

Труд в сфере потребления проявляется и как труд в домашнем хозяйстве (приготовление пищи, уборка, стирка и т.п.). Это – своего рода услуги людей самим себе.

Наконец, и само потребление может расходовать жизненные силы людей (игры, путешествия и т.п.), а производство – развивать и накапливать их, поскольку в процессе производства совершенствуются знания и навыки людей, развиваются их способности.

Производство и потребление в их единстве образуют процесс воспроизводства жизни людей, главным результатом которого является поддержание и развитие жизнедеятельности людей.

Жизнь людей материальна, хотя и отражается идеально в их сознании. В материальном смысле мерой воспроизводства жизни людей является потенциал их жизненной энергии.

Жизненная энергия людей – это способность их к целенаправленной деятельности.

Количество затраченной жизненной энергии определяется продолжитель­ностью и интенсивностью целенаправленной деятельности, к которой способен человек. Способность расходовать определенное количество жизненной энергии без ущерба для здоровья характеризует потенциал жизненной энергии человека.

По своей структуре жизненная энергия выступает прежде всего как способность к труду и расходуется в процессе труда. Но жизненная энергия проявляется и в процессе потребления, например, – во время личного потребления или воспитания детей, при занятиях самообразованием или творчеством в свободное время. Эта ее часть выступает как свободная (от труда) жизненная энергия.

Чем выше отношение свободной жизненной энергии к затрачиваемой в процессе труда, тем шире возможности для потребления людьми разнообразных благ и развития собственных способностей, тем, следовательно, быстрее идет развитие их жизнедеятельности.

Взаимосвязь между производством и потреблением опосредствуется распределением и обменом.

Распределение включает в себя распределение ресурсов производства и его продуктов. В процессе обмена выделяют: обмен ресурсами, обмен продуктами и обмен деятельностью.

Производство, распределение, обмен и потребление – это различные моменты единого процесса общественного воспроизводства, являющиеся предпосылками и результатами друг друга и переходящие друг в друга. Основным содержанием и результатом этого процесса является воспроизводство жизни общества, а производство и потребление продуктов служит его материальной основой и средством.

Ранние экономические учения

Экономическая теория имеет длительную историю своего становления и развития. Первые дошедшие до нас древние рукописи, в которых так или иначе рассматривались экономические проблемы, относятся еще к 22 веку до н.э. (Древний Египет). Однако как самостоятельная наука экономика стала формироваться лишь, начиная с 4 века до н.э.

Термин «экономика» был введен в научный оборот греческим мыслителем Ксенофонтом (430-355 до н.э.). В переводе на русский язык он означает науку о законах ведения хозяйства. Примерно в то же время, в 4 веке до н.э., в Китае был составлен трактат «Гуань-Цзы», излагающий правила управления хозяйством, а в Индии написана книга под названием «Артхашастра» («наука о выгоде»), в которой рассматривались вопросы формирования и преумножения богатства государства[1].

Хотя изначально под предметом экономической науки и понимались законы, или правила, ведения хозяйства, ученые-экономисты в своих исследованиях выходили за эти рамки. Они ставили вопросы о сущности экономических отношений и законах их функционирования и развития и пытались дать на них ответы.

Так, мыслителями Древней Греции (Ксенофонт, Платон (427-347 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.)) была установлена взаимосвязь развития общественного разделения труда и рыночных отношений; выделены две стороны товара: потребительная стоимость и меновая стоимость; поставлен вопрос о субстанции, делающей товары соизмеримыми в обмене, т.е. о субстанции стоимости; сформулированы основные функции денег и показано их происхождение из процесса развития товарного обмена. Если авторы «Гуань-Цзы» пришли к выводу о том, что источником богатства является труд; то в «Артхашастре» была выдвинута идея о том, что стоимость товара измеряется количеством дней работы, которое требуется для его изготовления, причем действительная (трудовая) стоимость товара может не совпадать с его рыночной ценой. Таким образом, уже в те давние времена появились зачатки трудовой теории стоимости, получившей развитие в 18-19 вв. и являющейся в настоящее время одной из основных фундаментальных концепций экономической науки.

Для экономической мысли того периода было характерно понимание богатства как совокупности материальных благ, а земледелия – как основной отрасли, где это богатство создается, что соответствовало тогдашнему уровню развития производительных сил. Купеческая и ростовщическая деятельность оценивались негативно. Аристотелем даже было введено специальное понятие «хрематистика» – для обозначения деятельности, направленной на увеличение денежного богатства (т.е. купеческой и ростовщической), которую он считал противоречащей природе человека и не относящейся к экономике. Под экономикой же Аристотель понимал деятельность, направленную на удовлетворение потребностей людей, т.е. производство, распределение, обмен и потребление материальных благ.

Представления, характерные для ранних экономических учений, сохранялись на протяжении многих веков, вплоть до конца 14 в., хотя в них и вносились некоторые дополнения и изменения.

Среди авторов, внесших определенный вклад в развитие ранних учений, выделяются итальянец по происхождению, теолог Фома Аквинский (1225/26-1274) и арабский мыслитель Ибн Хальдун (1332-1406).

Фома Аквинский, – в отличие от более ранних толкователей христианского учения, осуждавших купеческую прибыль, – обосновывал ее необходимость – для возмещения торговых издержек и обеспечения средств существования торговца, а также считал, что «справедливая цена» означает «равенство пользы» для продавца и покупателя. Идея о «равенстве пользы» значительно позднее, в 18-19 веках, получила развитие в теории предельной полезности.

Ибн Хальдун сделал существенный шаг в разработке идеи о труде как основании стоимости и взаимосвязи цены и стоимости товаров, но главная его заслуга состоит в том, что он впервые поставил вопрос об объективных закономерностях общественного прогресса. Он считал, что общество в своем развитии проходит две стадии: примитивность и цивилизацию. На первой стадии производительность труда людей низка, и они производят только необходимые для их жизни средства. Для этой стадии характерно, что основными занятиями людей являются земледелие и скотоводство, и между ними нет сословного неравенства. С ростом же производительности труда, по мысли Ибн Хальдуна, люди начинают создавать избыточный продукт, сверх необходимого для их жизни. Здесь появляются ремесла, торговля, наука, искусство, возникает сословное неравенство, отношения господства и подчинения, борьба за власть, дающую возможность присваивать избыточный продукт. Тем самым Ибн Хальдуном была высказана, хотя и в зачаточной форме, идея о том, что основой прогресса общества является развитие материального производства, что отношения в обществе в конечном счете определяются уровнем его производительных сил. Эта идея получила дальнейшее развитие в экономических учениях 18-20 веков.

Меркантилизм

В Европе с конца 14-го и до середины 17 века преобладало учение, получившее название меркантилизм. Название этого учения происходит от итальянского слова mercante – торговец и объясняется тем, что оно выражало представления и интересы купечества, влияние которого в обществе в тот период резко усилилось в связи с ростом значения международной торговли.

Меркантилизм в своем развитии претерпел существенные изменения, которые послужили основанием выделения двух основных его этапов: раннего – конец 14-го – середина 16 вв. (У. Стаффорд, Г. Скаруффи) и позднего – вторая половина 16-го – середина 17 вв. (Т. Мен, А. Монкретьен, А. Серра). Вместе с тем ему были присущи общие черты, сохранявшиеся на всем протяжении его развития.

Меркантилисты отождествляли богатство с деньгами – золотом, серебром и видели главный источник его увеличения во внешней торговле. Они считали, что главная задача государства – увеличение количества золота и серебра в стране за счет внешней торговли, обосновали и всесторонне разработали политику протекционизма – государственного регулирования ввоза и вывоза денег и товаров в интересах увеличения национального богатства, которая в той или иной форме применяется и сегодня всеми промышленно развитыми странами.

Если сравнивать меркантилизм с более ранними учениями, то очевидна его противоположность им в толковании сущности и источника богатства, отношении к купеческой деятельности. Но такая метаморфоза в общественном сознании была отражением реальных процессов, происходящих в обществе. В тот период внешняя торговля действительно играла важнейшую роль в развитии национального хозяйства.

Под предметом экономической науки меркантилисты понимали законы ведения общественного хозяйства, понимая под ними в основном правила государственного регулирования экономики, а не объективные законы развития самих экономических отношений. Меркантилисты дали экономической науке новое название – «политическая экономия», т.е. наука о законах ведения общественного хозяйства. (В переводе с греческого politeia означает общественное устройство). Впервые это название употребил А. Монкретьен, написавший в 1625 году «Трактат политической экономии».

Тема 4. Рынок

1. Понятие рынка. Спрос и его характеристики

2. Трактовки сущности кривой спроса

3. Предложение товаров в условиях свободной конкуренции

4. Равновесие на рынке товара

Равновесие на рынке товара

Равновесие на рынке товара зависит от множества факторов. Поэтому его рассматривают вначале в «чистом виде», то есть при предположении, что имеет место свободная конкуренция производителей и отсутствует государственное воздействие на уровень цен и объемы продаж в любой форме. Иначе говоря, предполагается, что спрос и предложение формируются только под воздействием цен, а цены свободно колеблются только под влиянием спроса и предложения. Цены, уравновешивающие спрос и предложение товара, называются равновесными. Им соответствует равновесный объем продаж.

Равновесие спроса и предложения изображается в виде пересечения кривых спроса и предложения (рис. 3.) Координаты точки их пересечения выражают равновесный объем продаж (Q *) и равновесный уровень цены (р *).

Состояние равновесия на рынке товара – это такое состояние, к которому тяготеет экономика. Отклонение цены от равновесного уровня, например, в сторону понижения вызывает рост спроса и сокращение предложения. За этим следует дефицит товара, что вызывает повышение цены, увеличение предложения и снижение спроса. В результате равновесие восстанавливается.

И наоборот, противоположные процессы происходят при отклонении цены от равновесной в сторону повышения. Аналогичные процессы происходят при занижении или завышении объема предложения по сравнению с равновесным.

В коротком периоде равновесие спроса и предложения достигается при цене, равной, с одной стороны, цене спроса, а, с другой – предельным издержкам производства товара.

С точки зрения трудовой теории стоимости, это означает, что прирост стоимости затраченных ресурсов, необходимых для создания дополнительной единицы товара, равен стоимости товаров-заменителей данного товара. А с точки зрения неоклассической теории, равновесие в коротком периоде заключается в том, что предельная полезность товара равняется предельной полезности ресурсов, затрачиваемых на изготовление дополнительной единицы товара.

В процессе развития производства растет производительность труда и происходит снижение уровня издержек. Это увеличивает предложение товара и ведет к снижению уровня цен, что можно изобразить в виде смещения кривой предложения вправо вниз и передвижения в том же направлении точки равновесия. В то же время с развитием общественного производства появляются новые, более качественные товары, что может вести к снижению спроса на данный вид товара. Это явление изображается в виде смещения кривой спроса влево вниз и сдвига в том же направлении точки равновесия. С помощью кривых спроса и предложения, таким образом, можно иллюстрировать процессы, происходящие на рынке данного товара.

Их можно использовать и для анализа влияния на рыночное равновесие решений правительства о введении налогов или субсидий в производстве данного товара.

Допустим, например, что на данный товар вводится дополнительный налог в виде акциза. С точки зрения производителей товара, введение налога в данном случае равносильно увеличению предельных издержек. Поэтому кривая предложения товара сместится влево вверх (из положения S 1 в положение S 2), что означает сокращение предложения товара. См. рис. 6. В результате уровень равновесной цены возрастет с р 1 до р 2, а равновесный объем продаж – сократится с Q 1 до Q 2.

Если же государство, напротив, вводит субсидии производителям (продавцам) товара, то для них это равнозначно повышению цены или снижению предельных издержек. В результате предложение и равновесный объем продаж растут, уровень равновесной цены снижается. Это изображается сдвигом кривой предложения и точки равновесия вправо вниз.

 

Следует отметить, что повышение цены при введении налога будет меньшим, чем ставка налога. Так же и снижение цены при введении субсидии окажется меньшим, чем размер субсидии на единицу товара.

Кроме того, из сказанного следует, что в коротком периоде введение таких налогов или субсидий, которые влияют на величину только постоянных издержек, но не меняют уровня предельных издержек, не приводит к изменению объема предложения. Например, если повышается размер пошлины за право заниматься данным видом деятельности, то в коротком периоде это не скажется на объеме и цене предложения, а проявится только в длительном периоде – в форме сокращения предложения и повышения уровня цены товара.

Государство может установить верхний предел цены товара. См. рис. 7. Если он (р 1) ниже цены равновесия (р), то на рынке возникает дефицит товара, размер которого соответствует длине отрезка (Q 2, Q 1). В этом случае государство для преодоления дефицита товара должно установить субсидию производителям (продавцам) товара с тем, чтобы они увеличили предложение товара до размеров спроса. Размер субсидии на единицу товара изображен отрезком d (разность р 2р 1).

Установление нижнего предела цены, если он выше равновесной цены, может вызвать избыток товара, что приводит к необходимости либо стимулирования производителей к сокращению объемов производства, либо к государственным закупкам избыточной продукции.

 

Контрольные вопросы, тесты, задачи

1. В чем различие понятий: «рынок» и «рыночная экономика»?

2. Каково соотношение между понятиями: спрос и действительные потребности общества? б) производственные возможности общества и предложение товаров?

3. Объясните, почему имеет место обратная зависимость объема спроса от уровня цены товара.

4. Какие факторы влияют на объем спроса и положение кривой спроса?

5. Какой вид имеет кривая предложения товара на конкурентном рынке в коротком периоде?

6. Какие факторы влияют на объем и положение кривой предложения товара в коротком периоде? в длительном периоде?

7. Что выражает равенство спроса и предложения товаров на конкурентном рынке в трудовой теории стоимости? неоклассической теории?

8. Как влияет государственное регулирование цен на состояние конкурентного рынка?

9. Известны зависимости спроса и предложения от цены:

Цена Спрос Предложение

10 100 40

15 90 50

20 80 60

25 70 70

30 60 80

35 50 90

40 40 100

а) Вводится налог на продажу товара, равный 10 (с каждой единицы товара). Как изменится равновесный объем продаж?

б) Государство установило цену товара на уровне 15. Каким должен быть размер дотации производителям товара (в расчете на его единицу)?

10. Спрос на товар и его предложение заданы в виде функций: QD = 100 - 5 P и QS = 30 + 2 P; где: QD – объем спроса, QS – объем предложения, Р – уровень цен.

а) Определить: каковы равновесные объем продаж и уровень цен.

б) Как они изменятся, если правительство вводит налог на продажу товара, равный 3,5 с каждой единицы товара?

в) Какой должна быть величина дотаций производителю (на единицу товара), если правительство устанавливает верхний предел цены, равный 8?

11. Известна зависимость между спросом и ценой: Q = 12 - 2 Р. Объем продаж равен 10. При каком изменении цены (повышении или снижении) будет расти доход от продажи товара?

12. Спрос на товар и его предложение заданы в виде функций: QD = 240 - 6 P и QS = 120 + 4 P; где: QD – объем спроса, QS – объем предложения, Р – уровень цен. а) Рассчитайте коэффициент эластичности спроса по цене при равновесном объеме продаж. б) Какое изменение цены (повышение или снижение) в данном случае будет вести к увеличению дохода от продажи товара?

13. Изменение цены товара Б с 5 до 6 вызвало изменение спроса на товар А с 4000 до 5000. а)Чему равен коэффициент перекрестной эластичности КА,Б? б) Какими являются товары А и Б: замещающими, дополняющими или независимыми друг от друга?

14. Коэффициент перекрестной эластичности КА,Б равен 6. Цена товара Б уменьшается. Как это скажется на цене товара А?

15. Рост доходов на 18% привел к увеличению спроса на товар на 15%. Каков коэффициент эластичности спроса по доходу?

16. Эластичность спроса по доходу равна 1,1. По прогнозу доходы потребителей должны возрасти на 20 %. На сколько процентов изменится спрос?

17. Спрос на товар и его предложение заданы в виде функций: QD = 240 - 4 P и QS = 100 + 6 P; где: QD – объем спроса, QS – объем предложения, Р – уровень цен. Будет ли дефицит или излишек товара, если правительство установит нижний предел цены, равный: а) 16? б) 12? Какова величина этого дефицита или излишка в каждом случае?

18. Известна функция спроса: QD = aYbPc, где: QD – объем спроса, Y - уровень доходов покупателей, P – уровень цены на товар, a, b, c – постоянные параметры. Какой экономический смысл имеют: а) параметр b? б) параметр с? в) параметр а?

19. Путем эмпирических наблюдений и с помощью методов статистики институт установил, что между спросом на его образовательные услуги (Q) и уровнем цен на них (Р) существует взаимосвязь: . В каком направлении должен институт менять уровень платы за обучение, чтобы повысить свой денежный доход?

Товар и его свойства

Товар – это прежде всего продукт труда, произведенный для обмена. На основе товарного производства приобретают форму товаров, то есть становятся объектами обмена, купли-продажи, как уже говорилось, не только продукты труда, но и другие, самые разнообразные ценности – рабочая сила, земля, знания.

Товар обладает потребительной стоимостью, или полезностью, то есть способностью удовлетворять те или другие потребности людей[8].

Кроме того, товар всегда обладает меновой стоимостью, то есть способностью обмениваться в определенной пропорции на другие товары. Чем больше меновая стоимость товара, тем к большему объему других товаров он приравнивается в обмене. Обмениваемость товаров друг на друга в определенных пропорциях говорит о том, что они обладают неким общим свойством, соизмеряющим их в процессе обмена и устанавливающим пропорции их обмена. С точки зрения этого свойства, товары отличаются лишь как большие или меньшие его количества. Это свойство называется стоимостью товаров. Стоимость это – не природное свойство товаров, а свойство, которым их наделяет общество в процессе обмена.

Ряд российских экономистов считает, что для обозначения свойства, лежащего в основе обмена товаров, лучше подходит термин «ценность», а не «стоимость». Однако термин «ценность» используется людьми не столько для обозначения явления товарных цен, сколько в ином, более широком смысле. Люди ценят здоровье и жизнь свои и близких, дружбу, шутку и многое такое, что не имеет цены. Термин «ценность» может употребляться и в таких значениях, как ценность научных знаний (для понимания и преобразования мира), произведений искусства (для сохранения и развития культуры), чистого воздуха (для обеспечения жизни и здоровья людей), ценность нравственных качеств человека и т.п. В этом случае он отражает отнюдь не цену товаров, а нечто, что не имеет товарной цены в принципе, хотя и ценится людьми. В русском языке используются такие понятия, как духовные ценности, культурные, научные, национальные, исторические и т.п., но нет таких выражений, как «духовные стоимости», «культурные стоимости» и т.д. И ценность жизни – это совсем не то, что «стоимость жизни».

Термин же «стоимость» всегда указывает, чего стоит товар, предполагает цену, которую надо заплатить за товар, или по которой его можно продать, т.е. он является категорией именно товарных отношений. В других случаях данный термин обычно вообще не употребляется.

Предпосылкой стоимости является наличие у товара потребительной стоимости. Если товар никому не нужен, то его невозможно обменять на другие товары. Однако отсюда не следует, что потребительная стоимость, или полезность, товара определяет его меновую стоимость.

Экономика большинства государств современного мира основывается на товарном производстве. Товар выступает элементарной формой богатства и, по выражению К. Маркса, экономической «клеточкой» общества. Вопрос о том, что лежит в основе цены товара и какова природа этой основы, является ключевым вопросом экономической теории. Ответ на него определяет понимание того, что является источником общественного богатства и доходов членов общества, что лежит в основе издержек производства и прибыли, всех других стоимостных категорий.

В понимании сущности стоимости товара в современной науке сложились разные концепции, две основные из них – трудовая теория стоимости и теория предельной полезности.

Трудовая теория стоимости

Трудовая теория стоимости является исторически первой концепцией стоимости. Ее зачатки можно обнаружить еще в рукописях 3-4 веков до нашей эры (Китай: «Гаунь-Цзы», Индия: «Артхашастра»), работах мыслителей средневековья (Ибн-Хальдун). Систематическое изложение трудовой теории стоимости содержится в трудах великих английских экономистов А. Смита и Д. Рикардо. Качественно новым этапом в развитии трудовой теории стоимости явилось марксистское учение о стоимости. В нем, в отличие от экономистов – классиков, стоимость изучается не только с точки зрения ее количественной определенности, а прежде всего – как определенное экономическое отношение, имеющее вещные формы своего выражения, которое возникло с появлением товарного обмена, прошло ряд этапов в своем развитии и продолжает развиваться в систем отношений товарного производства и обмена. Такой подход позволил К. Марксу разрешить ряд противоречий, имевшихся в трудах экономистов – классиков, выяснить закономерности появления и развития денег, понять объективные основы рыночного ценообразования.

В трудовой теории стоимости полезность вещей понимается как их объективная способность удовлетворять потребности людей. С категорией «полезность» тесно связана категория «потребительная стоимость». Полезность делает вещь потребительной стоимостью, но полезность обусловлена свойствами вещи, не существует вне вещи.

Полезность вещей является результатом действия сил природы и труда человека. Вещи могут обладать различными полезными свойствами, которые познаются людьми и могут быть измерены. «Открыть … многообразные способы употребления вещей, – писал К. Маркс, – есть дело исторического развития. То же самое следует сказать об отыскании общественных мер для количественной стороны полезных вещей»[9].

Потребительная стоимость рассматривается как всеобщая категория, свойственная любым экономическим системам. Выделяется также общественная потребительная стоимость как потребительная стоимость, создаваемая в условиях общественного разделения труда не для удовлетворения личных потребностей производителя, а для удовлетворения общественных потребностей. Полезностью обладают не только вещи, но и другие блага. Полезность труда состоит в его способности создавать полезные вещи, потребительные стоимости. Услуга – это «полезное действие той или иной потребительной стоимости – товара ли, труда ли»[10].

Наряду с определением потребительной стоимости как всеобщей категории, трудовая теория стоимости выделяет ее специфическую роль в товарном производстве, состоящую в том, что она служит носителем меновой стоимости (стоимости).

Реализация потребительной стоимости осуществляется только в процессе ее потребления, но всегда в определенной экономической форме, в товарном производстве – посредством обмена товаров (товарного обращения). Если товар никем не куплен, то он не признан и потребительной стоимостью. В отношениях нетоварного производства (натурального, непосредственно общественного) признание продукта труда потребительной стоимостью осуществляется без опосредствования товарным обменом. В условиях товарного производства специфической общественной мерой потребительных стоимостей становится их стоимость.

Стоимость понимается как категория товарного производства, как внутренняя мера меновой стоимости товаров, как «то общее, что выражается в меновом отношении, или меновой стоимости товаров» (Маркс)[11]. Главный фундаментальный вывод трудовой теории стоимости относительно стоимости состоит в том, что «труд представляет собою действительное мерило меновой стоимости всех товаров»[12], «полезность не является мерой меновой стоимости, хотя она абсолютно существенна для этой последней. Если предмет ни на что не годен, … он будет лишен меновой стоимости…»[13]

Определяя субстанцию стоимости трудом, затраченным на производство товара, трудовая теория стоимости исходит прежде всего из той роли, которую труд играет в жизни и развитии общества, из того факта, что общество при



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.85 (0.013 с.)