Философские и методологические основы исторической науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские и методологические основы исторической науки.



История как наука.

Философские и методологические основы исторической науки.

Историю, наряду с философией, по праву можно назвать наиболее древней областью гуманитарного знания. Как и любая наука об обществе, история развивается пока очень медленно. Причины: огромное количество информации, субъективность исследователей. История от греч. – исследование. Впервые этот термин употребил Геродот (5 в. до н.э.). Самая большая проблема – критерий истины, так как проверить на практике, воспроизвести событие прошлого невозможно.

Когда историки осознали ограниченность знаний о прошлом, появилась первая методология (учение о структуре, методах деятельности) – позитивизм. Позитивисты полагали, что подлинное знание может быть получено при наблюдении. Тогда начинает формироваться источниковедение (гл. вспомогат. дисциплина истории). Особенности истории: нет строгих теорий, изучение источников, невозможность эксперимента. Предмет исследования: событие в прошлом, документальные свидетельства об этом событии. в 20 в. история стала рассматриваться как познавательная среда гуманитарного знания, из нее рождаются новые науки: социология, культурология, антропология и др. История совмещает два типа предметности: социальную и гуманитарную. Она исследует общество, но через источники – тексты, знаки.

Основные направления современной исторической науки.

Наиболее популярным направлением истории в 20 в. является исторический позитивизм. Задачей историка позитивисты считают как можно более достоверную реконструкцию событий, не вдаваясь в рассуждения о причинах возникновения этих событий. Т.е. цель историка – ответить на вопрос «как», а не «почему». Школа Анналов – жесткий критик позитивизма. Основоположник Люсьен Февр.

Предмет науки истории. Исследователь и исторический источник.

Наиболее распространенные точки зрения на предмет истории:

  • исторический процесс
  • общество в развитии
  • человек, его жизнь в истории
  • процесс производства текстов

 

2. Проблема происхождения славян. Славяне Восточной Европы: территория, расселение, материальная и духовная культура.

Гл. II §1. Этногенез и ранняя история славян. Славяне Восточной Европы и их соседи в раннем средневековье.

Проблема происхождения славян в историографии.
Этноним славяне (изначально словене, т.е. «ясно говорящие») появляется в письменных источниках с VI в. н.э. в форме склавены, склавины. Все самые ранние упоминания о славянах происходят с территории Восточно-Римской империи - Византии, на земли которой внезапно вторгся этот воинственный народ.

К середине VII в. славяне заселяют почти весь Балканский полуостров, который выходит из-под контроля Византии.
В первых сообщениях этноним славяне (склавины) часто упоминается вместе с другими названиями: анты и венеды (венеты).

Вопросом о происхождении славян интересовались и в средневековом славянском мире. Один из летописцев «Повести временных лет» (XI - нач. XII вв.) считал, что прародина славян находилась в Верхнем Подунавье, на территории Норика, одной из провинций Римской империи. Из других источников известно, что в Норик славяне пришли лишь в VI в.
Польские историки полагали, что славяне произошли от тех венетов, которых упоминает в «Илиаде» Гомер.

Один из первых русских историков В.Н. Татищев (1686-1750) производил этноним «славяне» от славы и потому был уверен, что славяне должны были называться как-то иначе, скорее всего, венетами.

Дискуссии привели к появлению нового научного направления - славистики. Впервые тогда были использованы не только данные письменных источников, но и археологические находки, и достижения лингвистики. Немецкий учёный Карл Готтлиб фон Антон (1751-1818), используя данные археологии, поместил прародину славян севернее Карпат и предположил, что носители лужицкой культуры были славянами. Словацкий учёный Павел-Йозеф Шафарик (1795-1861) доказывал, что прародина славян в Подунавье.
Выдающийся чешский славист Любор Нидерле (1865-1944) помещал славянскую прародину севернее Карпат, на территории от Эльбы до Среднего Поднепровья.
Поэтому большинство современных учёных полагает, что прародину славян следует искать между Одером и Днепром.
Проблема славянского этногенеза ещё далека от решения: споры ведутся и о прародине славян.
Этноним «славяне».
Существует два вида этнических названий: эндоэтнонимы (самоназвания) и экзоэтнонимы (как этнос называют его соседи). Славяне (изначально словене) - это самоназвание, означающее «свои», «говорящие на нашем языке».
Лингвистика и антропология о славянском этногенезе.
В праславянское время появились такие понятия, как «двор», «хижа» (хижина), «истьба» (изба), «цена», «дружина», «город», «крепость». Это свидетельствует о весьма развитом земледельческом хозяйстве и социальной структуре славян, основой которой уже в те времена была не родовая, а территориальная община. Данные лингвистики показывают, что праславяне в разное время жили по соседству со многими народами Европы.
От праславян к ранним славянам.
Культура подклешёвых погребений 400-100 г. до н.э. в районе Вислы и Одера соответствует первому этапу развития славянского языка и этноса. Основное занятие носителей этой культуры - земледелие. Керамика изготавливалась без применения гончарного круга. Жилища были наземные, маленькие (около 20 м²), иногда - полуземлянки; поселения неукреплённые; могильники бескурганные. Популярным украшением у женщин были спиралевидные височные кольца с подвесками.
В районах наиболее заметного кельтского влияния формируется пшеворская культура (I в. до н. э. - начало V в. н. э.), которая постепенно распространяется на всю территорию культуры подклёшевых погребений.
Киевскую культуру III - V вв., которую многие археологи называют первой собственно славянской.
Для Восточной Европы начало Великого переселения знаменуется формированием черняховской культуры.Она поражает исследователей своим высоким уровнем товарного ремесла, кузнечного дела, ювелирного искусства.
К ранним славянам, видимо, относится также именьковская культура V-VII вв. в Среднем Поволжье.

Расселение славян на Восточно-Европейской равнине.
Письменных памятников о славянах Восточной Европы до появления на мировой арене Киевской Руси сохранилось крайне мало.
«Повесть временных лет» не раз перечисляет славянские объединения Восточной Европы, точно указывая их местоположение и объясняя происхождение каждого этнонима.
Картина восточнославянского мира, созданная летописцами «Повести временных лет», не совсем совпадает с ситуацией, сложившейся на Восточно-Европейской равнине в 3-й четверти I тыс. н.э.
Одной из исходных точек славянских миграций было южное побережье Балтийского моря, а главным направлением – северо-запад Восточную Европу. Славяне Восточноевропейской равнины были оседлым народом и занимались пашенным земледелием.
Население каждой земли-волости формировалось из нескольких миграционных потоков славян из разных областей Европы, часто при участии как «антской», так и «склавенской» группы. Становление восточной ветви славянства началось не ранее, чем в VIII-X вв. и частично совпало с образованием Древнерусского государства.

 

3. Соседи восточных славян по данным археологии и письменных источников.

Соседи восточных славян.

 

Во 2-й пол. V – 1-й пол. VI вв. на Южном Алтае местные и пришлые кочевые племена, в основном тюркоязычные, образовали племенной союз, который находился сначала в зависимости от Аварского каганата.
В 550-560-х гг. Тюркский каганат окончательно утвердил свое господство в Центральной Азии и Южной Сибири. К началу VII в. в степях Юго-Восточной Европы кочевало много позднегуннских племен: булгары, савиры, акациры, барсилы и др.
Хазарский каганат был влиятельной силой в Восточной Европе, и поэтому о нем сохранилось немало письменных свидетельств в арабской и персидской литературе у византийцев. Хазары упоминаются в русских летописях. И простые люди, и хазарская знать вели кочевой образ жизни, основным занятием было скотоводство. IX в. стал временем расцвета Хазарии. Принятие иудаизма хазарской элитой было политическим актом.
Уровень развития булгарских городов, выявленный археологами, политическая активность булгар, зафиксированная в русских летописях и арабо-персидских источниках XI – начала XII вв., позволяют определить Волжскую Булгарию как государство. Но дальнейшее его развитие было прервано в XIII в., когда Волжская Булгария была разорена и завоевана монголо-татарами (1236 г.). С монголо-татарским нашествием начался новый период в истории Восточной Европы, изменивший линию развития большинства населявших ее народов. Булгары исчезли, приняв участие в становлении татар Поволжья. Так фактически закончилась в Восточной Европе эпоха этносов – наследников Великого переселения народов.

 

4. Образование Древнерусского государства. Норманнская теория и её критика.
§3. Образование Древнерусского государства.

Проблемы, которые обсуждают учёные не одно столетие, сформулировал ещё один из летописцев «Повести временных лет».
В Повести временных лет существует по крайней мере две версии происхождения племени русь: 1) это одно из варяжских племен, как и шведы, норманны, англы; 2) русы - это другое название славянского племени полян, которые пришли с Дуная, как и другие восточнославянские племена.

Жаркие дискуссии о происхождении Древнерусского государства ведутся и ныне, в основном по тематике, связанной с так называемой «норманнской проблемой».

 

Процесс образования государства – политогенез – прогрессивен не сам по себе, а как формальное отражение и закрепление великого прогрессивного явления - разделения труда. Именно эта абсолютизация привела к современному состоянию так называемой норманнской проблемы: “официальный” антинорманизм не устоял после принятия норманистами тезиса о том, что восточные славяне были в IX в. способны к созданию государства без внешнего (норманнского) вмешательства.

 

Норманнисты считают, что государственностью Русь обязана исключительно Рюрику. Анти-норманнисты считают, что варяги дали Руси только правящую династию. Одним из первых норманнистов был приглашенный в Российскую Академию Наук в XVIIIв. немецкий ученый Байер. Поддержал Байера и его коллега Миллер. Байера и Миллера раскритиковал М.В. Ломоносов (первый антинорманнист). Споры между норманнистами и антинорманнистами в XVIIIв. приобрели политический оттенок, причем государство поддержало, естественно, позицию М.В. Ломоносова. М.В. Ломоносов пошел дальше и даже стал отрицать скандинавское происхождение варягов. Однако на рубеже XVIII-XIXвв. норманнистов поддержали Шлецер и даже Карамзин. К XIXв. утвердилась компромиссная версия: признание скандинавского происхождения Рюрика, а также признание наличия предпосылок государствен-ности в самой Руси до Рюрика.

Особым научным направлением является современный антинорманизм. Варягов антинорманисты, в частности, липецкий исследователь В.В. Фомин, считают балтийскими славянами.

Проблема происхождения Древнерусского государства ещё ждёт своего решения.

 

Крещение Руси.

§2. Религия и культура Древней Руси. Крещение Руси.
Высокая культура Древней Руси почти полностью развивалась в церковных стенах. Именно вместе с христианством на Русь пришла письменность, живопись, архитектура. Поэтому одним из основных факторов, если не основным, в формировании единой древнерусской культуры стало крещение Руси, точнее, распространение во всех русских землях единого варианта христианства и единой церковной организации.
Пути распространения христианства на Руси. Характер раннего русского христианства.

Традиционно считается, что в 988 г. Древняя Русь была крещена в византийское православие князем Владимиром. Сначала в Херсонесе крестился сам князь с приближёнными, потом в Киеве он совершил массовое крещение киевлян в Днепре. После этого повелением Владимира началось распространение христианства в других древнерусских землях.
Главными соперниками в борьбе за религиозное влияние на Руси стали Рим и Константинополь, а за влияние политическое – Византия и Германская империяВ 959 г. княгиня Ольга принимает христианство по греческому образцу. Святослав, сын Ольги, её начинаний не поддержал, отдав предпочтение языческими ритуалами.
Иначе думал князь Владимир Святославович. В 980 г. князь создал в Киеве капище с идолами главных богов племенных союзов, входивших в Киевскую Русь. Главным богом был «назначен» Перун. После Владимир решил сделать государственной религией христианство.

Историки полагают, что изначально Владимир принял христианство не византийского толка, а кирилло-мефодиевской традиции, уже широко распространённое на Руси. Таким образом Древняя Русь сохраняла независимость от Византии и Германской империи. Владимир построил первый главный храм Киева и Киевской Руси – церковь Богородицы, иначе называвшуюся Десятинной
Церковь на Руси в XI – начале XIII вв.

Митрополия греческого подчинения была учреждена на Руси только в 1037 г., при Ярославе Мудром.
Учреждение митрополии формально сделало Русь церковной провинцией Византии, причём митрополит-грек был представителем не только патриарха, но и императора.

В 1051 г. без согласования с Константинополем Ярослав назначил митрополитом русского священника (даже не епископа!) Илариона. По указанию князя Илларион ввёл церковный устав, отличающийся от норм греческого права.

Главной обителью Древней Руси был Киево-Печерский монастырь, основанный в середине XI в.
По мнению известного историка церкви Е.Е. Голубинского, в XI-XII вв. на Руси было около 70 монастырей, которые функционировали почти в каждом крупном городе.
Древнерусская духовная культура.
Храмы и монастыри стали единственными центрами книжной культуры Киевской Руси. Единственное произведение, сохранившее языческую традицию, - «Слово о полку Игореве».
Древнейшей была кирилло-мефодиевская традиция, которой долгое время придерживались в Десятинной церкви. Её особенности, по мнению историка и философа В.В. Милькова, – это осознание единства христианского мира,.
Спутником христианства стало массовое распространение грамотности во всех слоях общества. Подтверждений тому бесчисленное множество – от берестяных грамот, написанных посадскими людьми и крестьянами, до таких вершин светской литературы, как «Поучение Владимира Мономаха» и «Слово Даниила Заточника».

Административные реформы Петра I. Учреждение и реформа Сената. Коллегии. Генеральный регламент.

 

 

34. 2-е издание крепостного права: сущность, причины, этапы.

 

37. Трансформации в России в 19 в.: территория, население, сословия и социальные группы.
37. Реформаторские проекты Александра I и проблемы их реализации. Негласный комитет. Деятельность М.М. Сперанского. Вопрос о конституции.
38. Реформирование административного управления в эпоху Николая I.
39. Крестьянский вопрос в России 1-й пол. 19 в.
40. Общественная мысль и культура России 1-й пол. 19 в.

42. Начало гражданского раскрепощения (реформы 1860-1870-х гг.). Значение и итоги «великих реформ» Александра II.
§1. Эпоха Великих реформ и ее итоги.

В США с 1861 по 1865 гг. продолжалась гражданская война, в ходе которой было отменено рабство, а в 1868 г. принята 14-я поправка к конституции, говорившая о предоставлении гражданских прав чернокожим подданным.
В 1870 г. разразилось восстание во Франции, приведшее к падению Второй империи, провозглашению III республики и образованию Парижской коммуны.

В 1868 г. в Японии революция, продлившаяся до 1912 г. Проходившая под лозунгом возвращения к национальным ценностям, на самом деле она вела к европеизации Японии: отмена феодальных владений.

Одним из показателей кризисного (переходного) состояния европейского общества стали локальные войны. В 1877-1878 гг. происходят сражения на фронтах русско-турецкой войны, приведшие к получению автономии или независимости балканскими народами.
Другим показателем кризиса стало превращение социализма (марксизма) в важную составляющую политической картины Европы. В 1864 г. К.Марксом и Ф. Энгельсом был основан I Интернационал, провозгласивший курс на подготовку социалистических революций в ведущих государствах Европы.
«Здание реформ».
Вступивший на российский престол после смерти Николая Александр II (1855-1881) по своим взглядам и симпатиям не был реформатором.
Александр II решился на весьма ответственные поступки, в том числе и на отмену крепостного права, за что получил от своего оппонента А.И. Герцена титул «царя-освободителя».
19 февраля 1861 г. императором были подписаны «Общие положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». «Положение» - это пакет законов, согласно которому крепостные получили личную свободу и право распоряжаться движимым имуществом. Помещики сохранили в собственности принадлежавшие им земли, но были обязаны предоставить крестьянам полевой надел. За него селяне отбывали барщину или платили оброк, как и до реформы.

Одной из реформ стало учреждение земств и городских дум. В компетенцию земств и дум входило строительство и руководство школами, больницами, местными путями сообщения.
В конце 1864 г. появился закон об установлении в России новой судебной системы. По нему в стране появились суды двух уровней – мировые и окружные
Суд становился открытым (т.е. заседания проходили в присутствии публики) и гласным (материалы наиболее интересных процессов публиковались в печати).
Суд присяжных являлся тем институтом, который вызывал у населения доверие ко всей судебной системе, поскольку присяжные точно отражали уровень юридической грамотности населения
Новые школьный и университетский уставы были утверждены в 1863-1864 гг. Они делили школу на начальную и среднюю. Университетский устав восстанавливал вузов.
Одним из наиболее долгих и трудных преобразований 1860-1870-х гг. стала военная реформа. Ее начало относят к 1860 г., а завершение – к 1874 г. В ходе ее были перевооружены армия и флот, сделано более оперативным управление армией, образованы военные округа, улучшен офицерский корпус, внедрены новые принципы набора в армию, облегчено положение солдата.
Значение реформ 1860-1870-х годов.
Реформы, проводившиеся в царствование Александра II, современники наградили эпитетом «великие». Они стали вторым – после преобразований Петра I – этапом модернизации России. Крестьянская реформа высвободила хозяйственную и гражданскую энергию миллионов крепостных, дала мощный толчок развитию рыночных отношений, превратила крестьян-рабов в граждан Российской империи
Судьба великих реформ.

Новый император Александр III (1881-1894) не был поклонником политики своего отца.
Будучи не в состоянии отменить великие реформы, он постарался исказить их. Он ликвидировал автономность университетов. Он практически закрывал дорогу к среднему образованию детям из малообеспеченных семей.


43. Развитие капиталистических отношений в пореформенной России.
Социально-экономическое развитие пореформенной России.

Капиталистическое производство в сельском хозяйстве пореформенной России развивалось по двум направлениям – прусскому (помещичьему) и американскому (крестьянскому). Первое из них медленным, мучительным врастанием в рыночные отношения помещичьих хозяйств за счет крестьянских. Второе означало относительно свободное развитие фермерских (крестьянских) хозяйств и переход их на рельсы капиталистического производства. И в том, и в другом случае шло расслоение крестьянства на богатое (кулачество), среднее и бедное. Для многих семей селян эти процессы заканчивались раскрестьяниванием, т.е. переходом их на положение сельского пролетариата.

На другом полюсе деревни шел процесс раздворянивания, иными словами, или обнищания поместного дворянства, или перемены дворянством рода занятий (чиновничья служба, работа в банках, фирмах, промышленное предпринимательство, игра на бирже и т.п.). Лишь небольшая часть помещиков сумела организовать крупное хозяйство, которое получило название экономий. Первые же пореформенные десятилетия показали, что зажиточные крестьяне быстрее и легче всех приспосабливались к новым условиям.

 

Общественно-политическое развитие России во второй половине XIX в.Консервативное, либеральное и революционно-демократическое течение. В общественном и идейном движении России XIX в. обычно выделяют три основных направления: консервативное, либеральное и революционное. Консервативное, или охранительное, направление стремилось сохранить существующий строй и его “незыблемые основы”, которыми в первой половине века являлись, прежде всего, самодержавие и крепостное право. Представители либерального направления проповедовали необходимость преобразований, которые они предлагали провести умеренным (эволюционным) путем, т.е. путем реформ и просвещения. Революционеры же хотели резкого коренного изменения существующего строя. Их целью была революция – качественный скачок, насильственное преобразование основ общественного устройства. Охранительное направление. Неудача преобразований А I и угроза революционных потрясений после восстания декабристов вызвали нарастание консервативных настроений в русском обществе. Правительство осознавало, что идеям и программам декабристов надо противопоставить свою идеологию. Эту задачу попытался решить крупный государственный деятель николаевской эпохи, министр народного просвещения граф С.С. Уваров, выдвинувший новую правительственную концепцию, ставшую выражением охранительного направления, - “ теорию официальной народности”. Уваров хотел совместить охранительную политику и строгую дисциплину николаевского царствования с развитием просвещения и культуры. Ориентиром должны были служить три взаимосвязанных начала – “православие, самодержавие, народность”. Эта формула подчеркивала священный характер самодержавия и уделяла особое внимание православной церкви, которая издавна поддерживала царскую власть и воспитывала народ в духе терпения и смирения. По Уваровской теории, именно самодержавная власть отражала чаяния простого народа. Уваров подчеркивал принципиальное отличие исторического пути России от Европы. Рупором правительственной идеологии стали популярные журналисты Булгарин и Греч, издававшие газету “Северная пчела”. Либеральное направление. Резкой реакцией на правительственную идеологию стало выступление П.Я.Чаадаева. В 1829-1831гг. он написал цикл “Философических писем”, первое из которых было опубликовано в 1836г. в журнале “Телескоп”. В нем Чаадаев высказал мысли, диаметрально противоположные официальным. России нечем гордиться перед Западом, полагал Чаадаев. Напротив, она не внесла никакого вклада в мировую культуру, осталась непричастной к важнейшим процессам в истории человечества. “Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, - писал мыслитель, - у нас нет традиций ни того, ни другого…”. Причиной того, что Россия как бы “выпала” из мирового исторического процесса, Чаадаев считал отрыв России от Европы и в особенности православное миросозерцание, уделявшее главное внимание потусторонним сферам и мало заботилось о преобразовании земной жизни. За свое выступление Чаадаев по повелению царя был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест.Поражение декабристов показало: прежде, чем браться за коренное переустройство России, необходимо понять, что она собой представляет – каково ее место в мировой истории, какие силы направляют ее развитие. Центрами идейной жизни в 1830-1840 гг. становятся не тайные общества, а светские салоны, журналы, университетские кафедры. Труды французских просветителей теряют былую популярность. Русское общество обращается к работам немецкий философов (Гегеля), которые стремились вскрыть глубинные закономерности исторического процесса, рассматривали человечество как организм, развивающийся под воздействием внутренне присущих ему факторов. К концу 30-х гг. в русском обществе сложились течения западников и славянофилов. Западничество представляли историки Грановский, Кудрявцев, Соловьев, юристы Чичерин, Кавелин, литераторы Боткин, Корш и др. Западники исходили из мысли о единстве исторических путей России и Европы. Поэтому в России со временем должны утвердиться европейские порядки. Они были сторонниками конституционной монархии, политических свобод – свободы слова, совести и др., выступали за отмену крепостного права и развитие предпринимательства. Главным орудием европеизаторских преобразований в России западники считали государство и высоко оценивали преобразования Петра I. Иных взглядов придерживались славянофилы – Хомяков, Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы. По своему положению это были богатые помещики, представители старых дворянских родов. Они считали, что у каждого народа своя судьба и что Россия развивается по пути, отличному от европейского. Славянофилы были решительными противниками крепостного права, критиковали деспотизм и бюрократизм самодержавия Николая I. Они считали, что в основе русской жизни лежали общинное начало и принцип согласия, “соборности” (в отличие от европейских порядков, основанных на противоборстве индивидуалистических начал и формальной законности). Одобряли православную религию, ставящую общее выше частного, призывающая прежде всего к духовному совершенствованию, а не к преобразованию внешнего мира. Скептически оценивали реформы Петра I, но не отрицали их исторической закономерности и высоких побуждений императора. Западников и славянофилов сближали защита прав личности, общественной свободы, протест против деспотизма и бюрократизма, крепостничества, неприятие революции. Революционно-социалистические течения. От западнического крыла постепенно отделялось особое направление, представителями которого были Герцен, Огарев, Белинский. Они пришли к отрицанию уклада современной им Европы: предоставляя гражданам формальные политические свободы, этот уклад не спасал тысячи людей от нищеты. Спасение они видели в социализме – справедливом общественном строе, в котором отсутствуют частная собственность и эксплуатация человека человеком. Крупным событием общественной и идейной жизни стало письмо Белинского к Гоголю (1847), резко обличавшее предложенный писателем путь религиозно-нравственного совершенствования в рамках существующих порядков. По мнению Белинского, России нужны были “права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, строгое, по возможности, их исполнение”. Русские радикалы пришли к выводу, что первой достигнет социалистического будущего не Европа, слишком глубоко погрязшая в буржуазной стихии, а Россия, которой буржуазные отношения пока чужды. Основы “русского социализма” были разработаны Герценом, который в 1847 г. эмигрировал на Запад. Согласно его концепции, опорой нового общественного строя должна была стать крестьянская община. Социализм Герцена называли утопическим (научными считались марксистские взгляды, рассматривающие социализм как закономерный плод развития капиталистической экономики). Русские радикалы склонялись к революционным методам освободительной борьбы. Также существовали различные революционные кружки: кружок В.М. Буташевича-Петрашевского – чиновника министерства иностранных дел, Кирилло-Мефодиевское общество (Украина). 1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении, Оно учреждалось для руководства хоз. делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений. Распоряд-ми органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными — уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором. Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания созд. три избир. съезда. В первом съезде участвовали землевладельцы, независимо от сословия, имевшие не менее 200—800 дес. земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Второй съезд включал в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. На третий, крестьянский, съезд съезжались выборные от волостных сходов. Каждый из съездов избирал определенное число гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства. Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Несмотря на конфликты с либер. помещиками, самодержавие считало поместное дворянство своей основной опорой. Поэтому земство не было введено в Сибири и в Архангельской губернии, где не было помещиков. Не ввели земство и в Области Войска Донского, в Астраханской и Оренбургской губерниях, где существовало казачье самоуправление.Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц.С появлением земства стало меняться соотношение сил в русской провинции. Прежде все дела в уездах вершили правительственные чиновники вкупе с помещиками. Теперь же, когда развернулась сеть школ, больниц и статистических бюро, появился “третий элемент”, как стали называть земских врачей, учителей, агрономов, статистиков. Многие представители сельской интеллигенции показали высокие образцы служения народу. Им доверяли крестьяне, к их советам прислушивались управы. Правительственные чиновники с тревогой следили за ростом влияния “третьего элемента”.

 

47. Россия на мировой арене в 1894-1916 гг.
§ 2. Россия в начале ХХ века. Россия в мировой экономике и политике.

В новый, ХХ век Россия вступала в зените своего территориального могущества. К этому времени страна, казалось, достигла пределов в своем географическом росте.

В пореформенные годы значительно выросла рождаемость.
Падение крепостного права, индустриальный рывок последней четверти XIX в. обусловил и быстрый рост городов и городского населения. Впервые в это время появились и города-миллионеры: Санкт-Петербург (2,3 млн.) и Москва (1,6 млн.).
Россия была многонациональной страной, в которой жили 140 народов.
Экономика.
Россия к концу 19 – началу 20 вв. входила в пятерку индустриальных держав мира. Главной задачей было завершение индустриальной модернизации. Это был длительный исторический процесс и многое зависело от темпов индустриального развития. Эти темпы в России, в отличие от других стран, были необычайно высокими.

Научные открытия быстрее, чем прежде, проникали в производство и повседневную жизнь городов. Разработка новых видов техники привела к быстрому насыщению повседневной жизни людей в разных странах, в том числе и в России, новыми атрибутами – автомобилями, самолетами, дизельными локомотивами, телефонами, радиоприемниками, фонографами, трамваями, метро и т.п.

Все это свидетельствовало о том, что Россия в короткий исторический срок совершила гигантский рывок в своем индустриальном развитии.

В то же время, наша страна по-прежнему оставалась крупнейшим аграрным производителем.

Противоречия российской модернизации.
Однако, несмотря на достигнутый высокий уровень, Россия по-прежнему отставала от развитых стран. В результате смертность была самой высокой среди развитых стран, а по уровню образования (30% населения) Россия едва достигала показателя Англии середины XVIII в.

Большой проблемой для экономики страны была ее растущая зависимость от Запада. Россия постепенно превращалась в самого большого мирового должника.

Внешние вызовы.

Бурное индустриальное развитие России, высокие темпы ее прогресса в конце 19 – начале 20 вв. не могли не настораживать соседей, как в Европе, так и в Азии.

Успешное продвижение России на Балканы, усиление ее роли в Средней Азии значительно обострили и англо-русские противоречия.

Оформление военно-политического союза Германии и Австро-Венгрии, а затем России и Франции положило начало разделению всей Европы на военно-политические лагеря.

51. Причины, этапы и особенности Гражданской войны в России.
Начало гражданской войны.

Весь путь революции с самого Февраля сопровождался стычками классового характера. Но это еще не являлось полноценной гражданской войной. Царский аппарат и буржуазию сломали без усилий. Настоящая гражданская война стала возможной, когда узкоклассовая политика большевиков создала широкую социальную базу для оппозиции в городах и в деревне. Чехословацкое выступление было сочувственно встречено и активно поддержано большинством крестьянства и рабочими Поволжья и Урала. Самара подняла красное знамя «демократической контрреволюции» против Москвы. Возникновение протяженного антисоветского фронта, отделение от Москвы востока и юга страны и образование там региональных антибольшевистских правительств стало итогом разрушительного, деструктивного периода революции.

Весенние планы компромисса с буржуазией были погребены начавшимся вооруженным походом в деревню и ответной борьбой крестьянства совместно с враждебно настроенными к большевикам рабочими. Буржуазная контрреволюция сомкнулась с рабоче-крестьянской оппозицией, что было гораздо опаснее, чем ее изолированные, слабосильные попытки сопротивления в первые месяцы власти большевиков. Поэтому Ленин круто меняет направление и решает разбить наметившийся блок, ударив по буржуазии (документ 7) и пойдя на уступки крестьянству. Объявление красного террора (Декрет Совета Народных Комиссаров о красном терроре.) явилось результатом общего поворота ленинской политики, начавшейся в августе 1918 г. Ленин начинает решительно пересматривать крестьянскую политику, ищет способы «нейтрализовать в гражданской войне наибольшее возможное число крестьян». Фактически именно тогда начинается перемена курса большевиков на так называемый союз со средним крестьянством, нашедший свое официальное выражение в марте 1919 года на VIII съезде РКП(б).

Изменения в крестьянской политике, привлечение кооперации, оживление торговых операций с деревней были столь впечатляющими по сравнению с предыдущим периодом вооруженных походов и репрессий против частноторгового аппарата, что на страницах небольшевистской печати появился термин «новый период экономической политики» - НПЭП.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.037 с.)