Всеобщая декларация прав человека (1948) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всеобщая декларация прав человека (1948)



Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 2. Каждый может требовать права, закрепленные в дан­ной Декларации, невзирая на: пол, различия в цвете кожи, принад­лежность к разным языковым группам, наличие другого мнения, ве­роисповедание, владение большим или меньшим имуществом, про­исхождение из той или иной социальной группы или страны.

Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 4. Никто не должен содержаться в рабстве или в подне­вольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Статья 5. Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и на­казанию.

Статья 6. Любой человек может быть защищен законом, где бы он не находился.

Статья 7. Все люди имеют равные права перед законом и на защиту.

Статья 8. Любой человек может просить помощь со стороны закона (внутри его страны), если его права не уважаются.

Статья 9. Никто не имеет права заключить другого человека в тюрьму, держать там несправедливо или без существенной причины выслать человека из страны.

Статья 10. Если тебе предстоит предстать перед судом, то это должно произойти публично. Судьи не должны позволять воздейст­вовать на свое решение со стороны других.

Статья 11. Ты можешь считать себя невиновным до тех пор, пока не будет доказано, что ты виновен. Если тебя обвиняют в престу­плении, ты всегда будешь обладать правом своей защиты. Никто не имеет права осудить тебя или наказать за что-либо, чего ты не со­вершал.

Статья 12. Ты имеешь право просить защиты, если кто-либо по­пытается опорочить твое имя, войти без разрешения в твой дом, вскрыть твои письма или беспокоить тебя и твою семью без каких-либо основательных причин.

Статья 13. Ты имеешь право идти и ехать в своей стране куда по­желаешь. Ты имеешь право уехать из своей страны в другую; у тебя есть право вернуться в свою страну, если ты пожелаешь.

Статья 14. Если тебя преследуют (в том числе государство), ты имеешь право переехать в другую страну и просить ее защитить те­бя. Ты утрачиваешь это право, если сам не уважаешь то, что написа­но в этой Декларации.

Статья 15. Каждый человек имеет право на гражданство (право принадлежать к какой-либо стране).

Статья 16. Как только личность (человек) вступает в свои права, он или она имеют право жениться или выходить замуж, создать се­мью. Мужчина и женщина имеют равные права, когда они состоят в браке, и также когда они живут отдельно. Никто не может прину­дить личность к вступлению в брак. Правительство твоей страны должно охранять твою семью и всех других граждан.

Статья 17. Ты имеешь право владеть вещами и никто не может без всяких причин забрать их у тебя.

Статья 18. Ты имеешь право свободно исповедовать свою рели­гию, изменить свои религиозные убеждения и практиковать религиоз­ное учение и обряды, а также распространять их среди других людей.

Статья 19. Ты имеешь право думать и считать так, как ты хо­чешь, говорить то, что тебе нравится, и никто не может запретить тебе это.

Статья 20. Ты имеешь право организовывать мирные собрания или принимать участие в мирных собраниях.

Статья 21. Ты имеешь право принимать участие в политиче­ских делах своей страны, как участвуя в деятельности правитель­ства, так и посредством выбора политических лиц, чьи мысли и идеи соответствуют твоим собственным. Правительство должно регулярно избираться путем тайного голосования. Избиратель­ное право каждого гражданина имеет равную силу. У тебя, как и у всех других людей, есть право принять участие в общественном движении.

Статья 22. Общество, в котором ты живешь, должно оказывать тебе помощь в развитии и создании большей части своих ценностей (культура, работа, социальное обеспечение), которые предлагаются тебе и всем другим людям твоей стране.

Статья 23. Ты имеешь право на получение работы и свободу вы­бора работы для себя, а также право получать заработную плату, по­зволяющую тебе жить и оказывать поддержку членам твоей семьи. Если мужчина и женщина выполняют одинаковую работу, они долж­ны получать одинаковую оплату.

Статья 24. Рабочий день не должен быть слишком продолжитель­ным, поскольку каждый человек имеет право на отдых и должен иметь регулярные оплачиваемые выходные дни.

Статья 25. Независимо от того, каковы твои потребности, ты итвоя семья имеют право на медицинское обеспечение, на защиту отболезней и голода, на наличие достаточного количества одежды и дома, а также на помощь, если ты оказался без работы или болен, а также по причине пожилого возраста.

Статья 26. Ты имеешь право посещать школу и каждый должен посещать школу. Ты можешь получить профессию или продолжить обучение по своему желанию. Твои родители имеют право выбора того, что ты будешь изучать в школе.

Статья 27. Ты имеешь право заниматься искусством, участвовать в культурной и научной жизни общества. Твоя работа в качествехудожника, писателя или ученого подлежит защите, и ты можешь получать от этих видов деятельности вознаграждение.

Статья 28. Поскольку твои права должны уважаться, должен существовать порядок (оформленный Конституцией и законами), который обеспечивал бы их защиту.

Статья 29. Ты имеешь обязанности по отношению к обществу, в рамках которого возможно полное развитие твоей индивидуальности. Закон должен гарантировать права каждого человека. Он должен позволять каждому испытывать чувство уважения к другим, быть самому уважаемым.

Статья 30. Ни в какой стране мира, ни в каком обществе, ни в каких формах существования человечества не должны возникать действия с твоей стороны, которые бы приводили к нарушению прав человека, обозначенных выше.

 

 

Приложение 2

Декларация прав ребенка (1948)

 

Принцип 1. Все дети имеют право на все то, о чем говорится ниже, независимо от их расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других убеждений, а также независимо от их места рождения и положения своих родителей.

Принцип 2. Ты имеешь право воспитываться и развиваться духовно и физически, в здоровых и нормальных условиях и в условиях свободы и достоинства.

Принцип 3. Ты имеешь право на имя и принадлежность к своей стране.

Принцип 4. Ты имеешь право на особую о тебе заботу родителей и защиту, а также хорошее питание, жилище и медицинское обслуживание.

Принцип 5. Ты имеешь право на особую заботу, если возможности твоего развития ограничены.

Принцип 6. Ты имеешь право на любовь и понимание со стороны своих родителей и семьи, а также со стороны других взрослых людей. Ты имеешь право на заботы со стороны правительства, если родственники не могут тебе помочь.

Принцип 7. Ты имеешь право бесплатно посещать школу, играть и обладать равными возможностями для своего развития и учебы, так же как быть ответственным перед обществом и быть полезным ему.

Принцип 8. Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9. Ты имеешь право быть защищенным против актов жестокости или эксплуатации, в том числе ты не будешь обязан делать работу, которая затрудняет твое развитие как физически, так и умственно.

Принцип 10. Ты должен обучаться умению жить в мире, взаимопониманию, терпимости и дружбе среди людей.

приложение 3

 

ЭТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ:

ПРИНЦИПЫ И СТАНДАРТЫ

( принято на общем собрании МФСР )

 

1. ОБОСНОВАНИЕ

Этические знания — необходимая часть профессиональной деятельности социального работника. Его способность действо­вать в соответствии с этическими нормами существенно повы­шает качество услуг, предлагаемых клиентам.

МФСР ставит задачу проведения дискуссии по этическим проблемам среди ассоциаций-членов и среди социальных ра­ботников этих стран.

Основой для дальнейшей разработки этических принципов может послужить «Этика социальной работы: принципы и стандарты», состоящая из двух документов: «Международная декларация этических принципов социальной работы» и «Меж­дународные этические стандарты социальных работников».

В этих документах представлены основные этические прин­ципы профессии социального работника, рекомендации пове­дения с клиентами, с коллегами и представителями других сфер. Документы постоянно дорабатываются и подвергаются изменениям.

 

1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ЭТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

2.1. Введение

МФСР признает необходимость в декларировании этических принципов, которыми следует руководствоваться при решении эти­ческих проблем, возникающих в процессе социальной работы.

Целями Международной декларации этических принципов яв­ляются:

1. Сформулировать систему основных принципов социаль­ной работы, которую

2. Идентифицировать сферы возникновения этических проблем в практике социальной работы (ниже о них бу­дет говориться как о «проблемных областях»).

3. Служить руководством в выборе методов решения этических проблем (ниже они будут называться «методы решения этических проблем»).

Согласованность

В Международной декларации этических принципов утвер­ждается, что ассоциации-члены МФСР и входящие в их со­став социальные работники придерживаются принципов, ко­торые приводятся ниже.

МФСР предполагает, что член ассоциации помогает другим чле­нам в выделении и решении этических проблем в процессе практи­ческой деятельности.

Национальные ассоциации, испытывающие трудности с приня­тием этих принципов, должны информировать об этом Исполни­тельный комитет МФСР. Исполнительный комитет может обязать выполнять положения Декларации этических принципов те ассо­циации, которые их не придерживаются. Если этого будет недоста­точно, Исполнительный комитет может в качестве следующего шага приостановить членство в Федерации такой организации или ис­ключить ее из МФСР.

Международная декларация этических принципов должна быть обнародована. Это позволит клиентам, служащим, представителям других профессий и общественности в целом ожидать, что соци­альная работа будет строиться на основе этических принципов.

Мы признаем, что декларированное описание системы этичес­ких стандартов для ассоциаций-членов было бы нереалистичным, учитывая различия в законодательстве, культуре, управлении в странах — членах МФСР.

2.2. Принципы

Социальные работники служат на благо людей, действуя на осно­ве следующих основных принципов:

2.2.1. Каждый человек ценен своей уникальностью, кото­рую следует учитывать и уважать.

2.2.2. Каждый человек имеет право на самореализа­цию до той степени, пока не нарушаются подобные пра­ва других людей, и обязан вносить свой вклад в благосос­тояние общества.

2.2.3. Каждое общество, независимо от его формы, должно функционировать так, чтобы предоставлять мак­симум благ всем его членам.

2.2.4. Социальные работники привержены принципам социальной справедливости.

2.2.5. Социальные работники обязаны все свои зна­ния и навыки направлять на оказание помощи отдель­ным людям, группам, общинам в их развитии, а также на разрешение конфликтов между личностью и обще­ством.

2.2.6. Предполагается, что социальные работники ока­зывают помощь каждому, кто обращается к ним за помо­щью и советом, без несправедливой дискриминации на основе пола, возраста, физических и умственных недостат­ков, цвета кожи, социальной и расовой принадлежности, вероисповедания, языка, политических взглядов, сексу­альной ориентации.

2.2.7. Социальные работники уважают основные чело­веческие права индивидов и групп в соответствии с Дек­ларацией прав человека ООН и другими международны­ми конвенциями, вытекающими из этой Декларации.

2.2.8. Социальные работники соблюдают принцип лич­ной неприкосновенности, конфиденциальности и ответ­ственного использования информации в своей работе. Со­циальные работники уважают оправданную конфиденци­альность даже тогда, когда законодательство стран входит в противоречие с этими требованиями.

2.2.9. Предполагается, что социальный работник рабо­тает в тесном сотрудничестве со своими клиентами на бла­го клиентов, но не в ущерб остальным. Клиенты поощря­ются к участию в работе и должны предупреждаться о риске и выгодах предполагаемого курса действий.

2.2.10. Социальные работники обычно ожидают, что клиенты вместе с ними принимают на себя ответствен­ность за выработку плана действий, направленных на изме­нение их жизни. К принуждению в решении проблем од­ной из сторон за счет ущемления интересов другой стороны можно прибегать только после тщательного взвешивания претензий конфликтующих сторон. Социальным работни­кам следует свести до минимума применение правового при­нуждения при решении вопросов клиента.

2.2.11. Социальная работа несовместима с прямой или косвенной поддержкой индивидов, групп, властных структур, использующих терроризм, пытки или другие действия, направленные на угнетение людей.

2.2.12. Социальные работники принимают этически оправданные действия и придерживаются их в соответ­ствии с «Международными этическими стандартами со­циальных работников», принятыми их национальными организациями.

2.3. Проблемные области

2.3.1. Проблемные области, то есть области, где возни­кают этические проблемы, не являются общими для всех из-за различий в культуре и государственном управлении. Каждая национальная ассоциация поощряется к прове­дению дискуссий с целью выяснения важнейших вопро­сов и проблем, характерных для данной страны. Широко известны следующие проблемные области:

1) испытание лояльности социального работника ока­зывается на стыке интересов:

— самого социального работника и клиента;

— отдельного клиента и других людей;

— группы клиентов;

— групп клиентов и остальной части общества;

— систем учреждений и групп клиентов;

— системы (учреждения) наблюдателя и социальных работников;

— различных групп профессионалов.

2) сам факт социального работника в качестве помощ­ника и в качестве контролера. Взаимосвязь между этими двумя аспектами социальной работы требует уточнения, основанного на отборе ценностей в целях избежания сме­шивания мотивов при отсутствии их четкости и последовательности. Когда предполагается, что социальный работ­ник должен выступать в роли контролера со стороны госу­дарства, он обязан прояснить этические моменты этой роли и степень применимости ее в соответствии с основными эти­ческими принципами социальной работы.

3) конфликт между обязанностью социального работни­ка защищать интересы клиента и необходимостью дей­ствовать эффективно и рационально. Проблема становит­ся важной в связи с введением и использованием инфор­мационной технологии в сфере социальной работы.

2.3.2. Принципы, провозглашенные в разделе 2.2, всегда должны лежать в основе выбора решения, принимаемого со­циальным работником в сфере социальной работы.

2.4. Методы решения вопросов/проблем

2.4.1. Различные национальные ассоциации соци­альных работников обязаны решать вопросы таким об­разом, чтобы этические проблемы могли бы рассматри­ваться и решаться на коллективных форумах внутри организации. Подобные форумы должны побуждать от­дельного социального работника обсуждать, анализиро­вать и рассматривать этические проблемы в сотрудниче­стве с коллегами, другими экспертными группами и сто­ронами, которых касается обсуждаемый вопрос. В до­полнение к этому подобные форумы должны предостав­лять социальному работнику возможность получать со­веты от коллег и других специалистов. Этический ана­лиз и обсуждение всегда должны создавать новые воз­можности решения проблемы.

2.4.2. От ассоциаций-членов требуется, чтобы они со­здавали или принимали этические стандарты для различ­ных сфер работы, особенно для тех, где существуют слож­ные этические проблемы, этические принципы могут вхо­дить в конфликт к законодательной системой страны, по­литикой или властными структурами.

2.4.3. Когда этические основы заложены и служат ру­ководством для действий в рамках практики социальной работы, задачей ассоциаций является помощь отдельному социальному работнику в анализе и рассмотрении этичес­ких проблем с учетом:

1) главных принципов Декларации (раздел 2.2);

2) этического, морального и политического контекста действий, то есть анализа ценностей и сил, составляющих совокупность условий при проведении действий;

3) мотивов действий, то есть осуществлять защиту более высо­кого уровня осознания целей и намерений, которыми должен об­ладать социальный работник в процессе своей деятельности;

4) природы действий, то есть помощь в анализе морального содержания действия, например, использование принуждения в противовес добровольному сотрудничеству, руководству с не­посредственным участием клиента и т. д.;

5) последствия, то есть влияние, которое действие может оказывать на различные группы, путем анализа последствий различных способов всех участвующих сторон в краткосроч­ном и долгосрочном плане.

2.4.4. Ассоциации-члены отвечают за обеспечение и обсуждение этических вопросов и исследований в этой области.

3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ

СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

Этот раздел базируется на Международном уставе этики про­фессиональных социальных работников, принятом МФСР в 1976 г., но он не включает этические принципы, поскольку они содержатся в новой отдельной Международной деклара­ции этических принципов социальной работы (раздел 2.2 на­стоящего документа).

3.1. Преамбула

Социальная работа во многом исходит из гуманитарных, ре­лигиозных и демократических идеалов и философских теорий и является универсальной возможностью удовлетворения чело­веческих потребностей, возникающих в процессе взаимодей­ствия между личностью и обществом, а также развития потен­циала человека. Предназначением социальных работников яв­ляется служение во имя повышения благосостояния человека и его самореализации, помощь в нахождении ресурсов для удов­летворения потребностей и чаяний индивидов, групп, наций, достижении социальной справедливости. На основе «Между­народной декларации этических принципов социальной рабо­ты» социальный работник обязан признавать стандарты этичес­кого поведения.

3.2. Основные стандарты этического поведения

3.2.1. Стараться понять каждого отдельного клиента и систему клиентства, элементы, влияющие на поведение и предлагаемые услуги.

3.2.2. Придерживаться и развивать ценности, знания и методологию профессии, воздерживаясь от поведения, которое нарушает правила профессиональной деятель­ности.

3.2.3. Признавать профессиональные и личностные ог­раничения.

3.2.4. Поощрять использование соответствующих зна­ний и навыков.

3.2.5. Применять соответствующие методы для разви­тия (утверждения) знаний.

3.2.6. Вносить вклад в развитие политики и программ, направленных на улучшение жизни в обществе.

3.2.7. Определять и описывать социальные потребности.

3.2.8. Определять и описывать основу и природу инди­видуальных, групповых, общинных, национальных и ин­тернациональных социальных проблем.

3.2.9. Определять и описывать содержание профессии социального работника.

3.2.10. Выяснять, были ли публичные заявления и действия сделаны социальным работником от своего имени или он выступал в качестве представителя про­фессиональной ассоциации, агентства, организации или другой группы.

3.3. Стандарты поведения социального работника

по отношению к клиентам

3.3.1. Нести основную ответственность по отношению к конкретным клиентам, но в рамках ограничений, уста­новленных этическими требованиями.

3.3.2. Поддерживать право клиента на доверие, конфиден­циальность, ответственное использование информации. Сбор и обмен информацией относится к функции профессио­нальных услуг, когда клиента информируют о необходи­мости ее сбора и в каких целях она будет использована. Информацией не пользуются без предварительного пре­дупреждения клиента, кроме случаев, когда клиент не может отвечать за свои поступки или когда это может на­нести серьезный ущерб другим. Клиент имеет доступ к записям социального работника и к информации, касаю­щейся его.

3.3.3. Признавать и уважать индивидуальные цели, от­ветственность и различия клиентов.

Профессиональные службы должны помогать всем кли­ентам в равной мере и принимать на себя ответствен­ность за личные действия. Там, где профессиональные услуги не могут быть оказаны при таких условиях, кли­енты должны быть информированы, чтобы иметь свобо­ду действий.

3.3.4. Помогать клиенту, индивиду, группе, общине, обществу в самореализации и максимальном использо­вании своего потенциала при уважении прав других людей. Социальные службы должны оказывать клиенту помощь в понимании и пользовании профессиональны­ми услугами для удовлетворения их законных требова­ний и развитии их интересов.

3.4. Стандарты взаимоотношений социального

работника с агентствами и организациями

3.4.1. Работать и/или сотрудничать с теми агентствами и организациями, политика и деятельность которых направле­ны на осуществление услуг и профессиональной деятельнос­ти в соответствии с этическими принципамиМФСР.

3.4.2. Ответственно выполнять установленные цели и фун­кции агентств или организаций, внося свой вклад в развитие социальной политики, методологии и практики с целью со­здания лучших стандартов.

3.4.3. Нести максимальную ответственность перед кли­ентом, способствуя желательным изменениям в социаль­ной политике, методике и практике через соответствую­щее агентство или организацию. Если желаемые резуль­таты через эти каналы не достигаются, инициировать обращение в высшие инстанции и к более широкой обществен­ности, заинтересованной в решении этой проблемы.

3.4.4. Обеспечивать профессиональную отчетность перед клиентом и обществом относительно эффективности работы в форме периодических обзоров предоставляемых услуг.

3.4.5. Использовать все возможные этические средства для прекращения неэтичной деятельности, когда поли­тика, методы и практика находятся в прямом конфлик­те с этическими принципами социальной работы.

3.5. Стандарты поведения социального работника

в отношениях с коллегами

3.5.1. Признавать образование, подготовку и осуществ­ление социальной работы (коллег и представителей дру­гих дисциплин), всемерно расширяя с ними сотрудниче­ство, которое может способствовать повышению эффек­тивности предоставляемых услуг.

3.5.2. Признавать правомерность наличия собственного мнения у коллег и других профессионалов относительно практики социальной работы; необходимо выражать критику в корректной форме.

3.5.3. Использовать и создавать возможность обмена знаниями, опытом, идеями со всеми коллегами по соци­альной работе, профессионалами из других областей, доб­ровольцами, способствовать взаимообогащению и улуч­шению совместной деятельности.

3.5.4. Привлекать внимание соответствующих учреж­дений внутри и вне профессии к нарушениям професси­ональной этики и стандартов и следить, чтобы соответ­ствующие клиенты были должным образом включены в эту деятельность.

3.5.5. Защищать коллег, если с ними обходятся не­справедливо.

3.6. Стандарты по отношению к профессии

3.6.1. Сохранять ценности, этические принципы и ме­тодологию профессии и вносить вклад в их уточнение и совершенствование.

3.6.2. Придерживаться профессиональных стандартов в работе и развивать их.

3.6.3. Защищать профессию от несправедливой крити­ки и стремиться к утверждению идеи о необходимости про­фессиональной практики.

3.6.4. Осуществлять конструктивную критику профес­сии, ее теории, методов, практики.

3.6.5. Содействовать появлению новых методов и под­ходов, необходимых для отклика на новые и уже суще­ствующие потребности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.076 с.)