Понятие метода, методология. Классификация методов научного познания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие метода, методология. Классификация методов научного познания.



Метод (греч. — «путь», «способ») — совокупность приемов и операций, практическое и теоретическое освоение действительности. Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми можно достичь цели. Учение о методе берет свое начало в науке нового времени (Бэкон, Декарт) Методология — учение о методе.Важнейшая задача методологии — изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.

Методы познания принято подразделять по степени их общности, то есть по широте применимости на:.

1) 1.всеобщие (диалектический(способ познания окружающего мира, при котором за основание явлений принимается внутреннее противоречие вещей), метафизический (рассматривает явления и предметы, как обособленные и неизменные структуры)

2) общенаучные (используемые в разных областях наук, имеющие широкое спектральное применение)

3) частнонаучные (используемые только в рамках исследования конкретной науки) Они как правило включают в себя те или иные общенаучные методы, то есть специфическое применение общенаучных приемов для изучения конкретной области.

2. Общенаучные методы:

- Наблюдение — чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира.Это исходный метод эмпирического познания, позволяющий получать первичные сведения об объекте. Научное наблюдение: 1) целенаправленное (должно вестись для решения конкретной задачи) 2) планомерное 3) активное (исследователь должен активно искать нужные моменты) 4) включает описание объекта 5) описание результатов исследования образует эмпирический базис науки. По способу проведения наблюдение может быть непосредственным (изменения отмечаются непосредственно органами чувств человека) и опосредованным (с использованием технических средств).

- Эксперимент — активное, целенаправленное и строгоконтролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект, для выявления и изучения тех или иных его сторонЭкспериментатор может преобразовывать объект, создавать искусственные условия изучения, вмешиваться в естественные процессы

- Измерения — процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств и сторон изучаемого объекта с помощью специальных технических устройств Большинство научных экспериментов и наблюдений включают в себя проведение разнообразных измерений. Важной стороной процесса измерения является методика его проведения — совокупность приемов, использующих определенные принципы и средства измерения

- Абстрагирование — мысленное отвлечение от менее существенных свойств и сторон объекта с одновременным выделением, формированием одной или нескольких существенных сторон этого объекта.

- Идеализация, мысленный эксперимент — мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований

- Формализация — особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описания их теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символов.

Для любой формализационной системы необходимо:1. знание алфавита2. знание правил «построения предложений»

- Метод индукции — формально логическое умозаключение, которое приводит к получению общего вывода на основе частных посылов (от единичного к общему)

- Метод дедукции — выведение, получение частных посылов на основе общих положений

Эмпирический и теоретический

- Анализ — разделение объекта на составные части с целью отдельного изучения. Но для постижения объекта как единого целого нельзя ограничиться анализом, необходим синтез.

- Синтез — изучение объекта как единого целого. В процессе синтеза производится соединение расчлененных в результате анализа частей объекта. Синтез раскрывает место и роль каждого элемента в системе целого, устанавливает их взаимосвязь и взаимообусловленность. Анализ и синтез — 2 стороны одного аналитического метода познания. - Аналогия- Моделирование

Частнонаучные методы юридической науки

К частнонаучным методам юридической науки относят следующие методы:

историко-правовой;( позвол. получить знания о событиях, явлениях, законодательных установлениях, юридической практике, существовавших в разные периоды жизни человеческого сообщества, и делать соответствующие теоретические выводы.)

сравнительно-правовой (методы сравнительного правоведения и сравнительного государствоведения); включает в себя следующие этапы:• изучение сравниваемых институтов по отдельности;• сравнение выявленных признаков с позиций их сходства и различия;• оценку результатов.

правосоциологический', (состоит в исследовании государственно-правовой действительности посредством таких социологических приемов, как анкетирование, опросы населения, изучение материалов уголовных и гражданских дел, иных документов, проведение социально-правовых экспериментов).

правовой статистики; (исследования массовых повторяющихся явлений: правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и др)

правового моделирования; (В его основе лежит закономерность того, что, зная характеристики специально созданного или уже существующего объекта (модели), можно делать научные выводы об оригинале (прототипе) этой модели.)

правового прогнозирования; (система приемов, позволяющих составить научно обоснованные прогнозы о будущих состояниях государственно-правовых явлений.)

• правовой кибернетики;( метод, который на основе информационной системы и технических средств кибернетики позволяет добыть новые сведения о праве и государстве)

• правовой психологии (метод, построенный на законах и приемах психологии и предназначенный для изучения правовой психологии и правосознания граждан, должностных лиц, а также психологических механизмов, в частности мотивов, как правомерного поведения, так и совершения противоправных деяний.)

Формально-догматический метод (формально-юридический, специально-юридический) заключается в исследовании догмы права, т.е. непосредственно юридического содержания правового регулирования.

 

Общенаучные и частнонаучные методы в методологии юридической науки

Термин «метод» в переводе с греческого языка означает «путь к цели», «путь к знанию», «путь к истине». Понятие «метод» определяется как способ действий, вид приемов и операций, направляющих познание. Такой способ всегда отражает свойства объекта и субъективные возможности исследователя.

Методологию юридической науки можно охарактеризовать как осуществляемые на различных уровнях (философский, общенаучный, конкретных наук, методики и техники) исследования общих оснований, путей, закономерностей научного познания, его принципов и методов, направленные на разработку положений, позволяющих выбирать средства и строить процедуры эффективного решения проблем и задач, возникающих в процессе научно-исследовательской деятельности.

Методология науки признается как система способов (совокупность способов), с помощью которых изучается предмет познания.

Для решения познавательных научных задач применяется множество методов, которые можно классифицировать по различным основаниям. Наиболее распространенное основание классификации методов познания – это степень общности. По этому основанию выделяют четыре группы методов: философские методы, общенаучные методы, частнонаучные методы и специальные методы познания.

Общенаучные методы познания. Сюда относятся такие методы, как индукция, дедукция, синтез, анализ, умозаключение, суждение и др.

Диалектика – метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении.

Анализ – расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы.

Синтез – соединение элементов в единое целое.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 2115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.009 с.)