Получение основных средств по товарообменным операциям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Получение основных средств по товарообменным операциям



Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.

При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоя­тельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств (п. 11 ПБУ 6/01).

Первоначальная стоимость объектов основных средств, принимаемых к бухгалтерскому учету, в соответствии с п. 11 определяется применительно к порядку, приведенному в п. 8 ПБУ 6/01 (п. 12 ПБУ 6/01).

 

Пример 1.4

По договору мены организация получает объект основных средств в обмен на 10 единиц продукции собственного производства. Обычно организация реализует собственную продукцию по цене 2714 руб. (включая НДС - 414 руб.). Себестоимость единицы продукции - 1900 руб.

Принятие к учету объекта основных средств отразится в учете организации проводками:

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кредит 60 «Расче­ты с поставщиками и подрядчиками»

- на сумму стоимости объекта основных средств исходя из стоимости передаваемой продукции - 23 000 руб. [(2714 руб. - 414 руб.) х 10 ед.];

Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

- на сумму НДС - 4140 руб. (414 руб. х 10 ед.);

Дебет 01 «Основные средства» Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы»

- на сумму первоначальной стоимости объекта основных средств, полученного по договору мены, - 23 000 руб.

Величина выручки от реализации собственной продукции определяется в порядке, установленном п. 6.3 ПБУ 9/99: «Величина поступления и (или) дебиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, принимается к бухгалтерскому учету по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией. Стоимость товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей). При невозможности установить стоимость товаров (ценностей), полученных организацией, величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется стоимостью продукции (товаров), переданной или подлежащей передаче организацией. Стоимость продукции (товаров), переданной или подлежащей передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров)».

Допустим, что ранее объекты основных средств, подобные полученному по договору мены, организацией не приобретались. Тогда передача продукции собственного производства отразится в уче­те организации проводками:

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка»

- на сумму выручки от реализации - 27 140 руб. (2714 руб. х 10 ед.);

Дебет 90 «Продажи», субсчет 3 «Налог на добавленную стои­мость» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»

- на сумму НДС - 4140 руб. (414 руб. х 10 ед.);

Дебет 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» Кредит 43 «Готовая продукция»

- на сумму себестоимости отпущенной по договору мены продукции - 19 000 руб. (1900 руб. х 10 ед.).

Согласно п. 4 ст. 168 НК РФ сумма НДС, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, уплачивается налогоплательщику на основании платежного поручения на перечисление денежных средств при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг.

Соответственно погашение взаимной задолженности отразится проводками:

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

- на сумму взаимной задолженности (без НДС) - 23 000 руб.; Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51

«Расчетные счета»

- на сумму перечисленного поставщику объекта основных средств НДС - 4140 руб.;

Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

- на сумму полученного от поставщика объекта основных средств НДС - 4140 руб.;

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит 19 «Налог на до­бавленную стоимость по приобретенным ценностям»

- на сумму НДС, подлежащего вычету, - 4140 руб.

Контрольные задания

1. Ситуация. Организация приобрела оборудование стоимостью
23 600 руб. (в том числе НДС - 18 %).

Доставка оборудования осуществлена силами сторонней организации. Стоимость доставки 5900 руб. (в том числе НДС — 18 %). Услуги по доставке оплачены из кассы организации. Затраты организации по установке оборудования составили:

стоимость использованных материалов — 240 руб.;

заработная плата рабочих — 4000 руб.;

единый социальный налог — 1040 руб. Оборудование оплачено с расчетного счета и введено в эксплуатацию. Задание. Определить стоимость оборудования и составить бухгалтерские проводки.

2. Ситуация. Согласно договору с учредителем его задолженность по
вкладу в уставный капитал составляет 50 000 руб.

В счет погашения задолженности учредитель передал организации авто­мобиль. Автомобиль введен в эксплуатацию. Задание. Составить бухгалтерские проводки.

 

НАЧИСЛЕНИЕ АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01).

Сумма начисленных амортизационных отчислений отражается в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете, как правило, по дебету счетов учета затрат на про­изводство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счета учета амортизации (п. 65 Методических указаний по учету ос­новных средств).

 

Пример 1.5

Начислена амортизация основных средств, используемых:

в основном производстве — 220 руб.;

транспортном цехе — 350 руб.;

ремонтном цехе — 260 руб.;

капитальном строительстве — 176 руб.;

для нужд управления (в офисе) — 188 руб.

Составим бухгалтерские проводки:

Дебет 20 «Основное производство» Кредит 02 «Амортизация ос­новных средств» — 220 руб.;

Дебет 23 «Вспомогательные производства», субсчет «Транспорт­ный цех» Кредит 02 «Амортизация основных средств» — 350 руб.;

Дебет 23 «Вспомогательные производства», субсчет «Ремонтный цех» Кредит 02 «Амортизация основных средств» — 260 руб.;

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кредит 02 «Амортизация основных средств» — 176 руб.;

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит 02 «Амортизация основных средств» — 188 руб.

Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов: линейный способ; способ уменьшаемого остатка;

способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

способ списания стоимости пропорционально объему продук­ции (работ) (п. 18 ПБУ 6/01).

При линейном способе годовая сумма амортизационных отчисле­ний определяется исходя из первоначальной стоимости или теку­щей (восстановительной) стоимости (в случае проведения пере­оценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчис­ленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

В течение отчетного года амортизационные отчисления начисляются ежемесячно в размере 1/|2 годовой суммы (п. 19 ПБУ 6/01).

 

Пример 1.6

Первоначальная стоимость объекта основных средств, используемого в основном производстве, — 28 800 руб. Срок полезного использования — 5 лет. Объект амортизируется линейным способом. Необходимо рассчитать суммы амортизационных отчислений по годам и месяцам эксплуатации.

Определим годовую норму амортизационных отчислений:

100 %: 5 лет = 20 %.

Рассчитаем годовую сумму амортизационных отчислений: 28 800 руб. х 20 % = 5760 руб.

Рассчитаем ежемесячную сумму амортизационных отчислений: 5760 руб.: 12 мес. = 480 руб.

Таким образом, ежемесячно в течение пяти лет на затраты основного производства будет списываться 480 руб. начисленной амортизации:

Дебет 20 «Основное производство» Кредит 02 «Амортизация основных средств»

— 480 руб.

При способе уменьшаемого остатка годовая сумма амортизаци­онных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, установленного организацией.

В течение отчетного года амортизационные отчисления начисляются ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы (п. 19 ПБУ 6/01).

 

Пример 1.7

Объект основных средств (см. пример 1.6) амортизируется спо­собом уменьшаемого остатка. Коэффициент ускорения — 2. Определим годовую норму амортизационных отчислений: 100 %: 5 лет х 2 = 40 %.

Рассчитаем годовую сумму амортизационных отчислений по го­дам эксплуатации объекта.

1-й год. Годовая сумма амортизационных отчислений определя­ется исходя из первоначальной стоимости объекта 28 800 руб. и нормы амортизации 40 %:

28 800 руб. х 40 % = 11 520 руб.

В течение первого года эксплуатации на затраты производства ежемесячно будет списываться 960 руб. (11 520 руб.: 12 мес.):

Дебет 20 «Основное производство» Кредит 02 «Амортизация основных средств» — 960 руб.

2-й год. Годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта по состоянию на начало второго года и нормы амортизации 40 %.

Определим остаточную стоимость:

28 800 руб. - 11 520 руб. = 17 280 руб.

Определим годовую сумму амортизационных отчислений: 17 280 руб. х 40 % = 6912 руб.

В течение второго года эксплуатации на затраты производства ежемесячно будет списываться 576 руб. (6912 руб.: 12 мес.):

Дебет 20 «Основное производство» Кредит 02 «Амортизация основных средств» — 576 руб.

3-й год. Годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта по состоянию на начало третьего года и нормы амортизации 40 %.

Определим остаточную стоимость:

17 280 руб. - 6912 руб. = 10 368 руб.

Определим годовую сумму амортизационных отчислений: 10 368 руб. х 40 % = 4147 руб.

В течение третьего года эксплуатации на затраты производства ежемесячно будет списываться 346 руб. (4147 руб.: 12 мес):

Дебет 20 «Основное производство» Кредит 02 «Амортизация основных средств» — 346 руб.

4-й год. Годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта по состоянию на начало четвертого года и нормы амортизации 40 %.

Определим остаточную стоимость:

10 368 руб. - 4147 руб. = 6221 руб.

Определим годовую сумму амортизационных отчислений: 6221 руб. х40 % = 2488 руб.

В течение четвертого года эксплуатации на затраты производства ежемесячно будет списываться 207 руб. (2488 руб.: 12 мес.):

Дебет 20 «Основное производство» Кредит 02 «Амортизация основных средств» — 207 руб.

Если и далее следовать этому механизму расчета амортизационных отчислений, то по истечении срока полезного использования стоимость объекта будет погашена не полностью. Произведем расчет для последнего (5-го) года срока полезного использования объекта.

5 -й год. Годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта по состоянию на начало пятого года и нормы амортизации 40 %.

Определим остаточную стоимость:

6221 руб. - 2488 руб. = 3733 руб.

Определим годовую сумму амортизационных отчислений: 3733 руб. х 40 % = 1493 руб.

В течение пятого года эксплуатации на затраты производства ежемесячно будет списываться 124 руб. (1493 руб.: 12 мес.):

Дебет 20 «Основное производство» Кредит 02 «Амортизация основных средств» — 124 руб.

Остаточная стоимость на конец пятого года составляет 2240 руб. (3733 руб. - 1493 руб.).

Некоторые специалисты по бухгалтерскому учету предлагают в случае продолжения эксплуатации объекта по истечении срока его полезного использования продолжать начислять по нему амортизацию тем же способом, другие считают необходимым списать остаточную стоимость объекта в течение последнего года срока его полезного использования (в нашем примере - годовая сумма амортизационных отчислений для пятого года эксплуатации объекта - 3733 руб., ежемесячная - 3733 руб.: 12 мес. = 311 руб.).

Обратите внимание: на настоящий момент ни один нормативный документ системы нормативного регулирования бухгалтерского учета до конца не разъясняет порядок расчета амортизационных отчислений способом уменьшаемого остатка, вследствие чего практическое применение этого способа затруднено.

Минфин России предлагает решать этот вопрос следующим образом.

В письме от 29 января 2008 г. № 07-05-06/18 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2007 год» главное финансовое ведомство страны отметило следующее.

Согласно ПБУ 6/01 начисление амортизации объектов основных средств производится, в частности, способом уменьшаемого остатка. Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета. При этом нормативными документами не установлен порядок погаше­ния остатка стоимости объекта основных средств, образующегося в конце срока полезного использования объекта.

В соответствии с ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из ПБУ 1/98 и иных положений по бухгалтерскому учету.

Учитывая изложенное, порядок погашения остатка стоимости объекта основных средств, образующегося в конце срока полезного использования объекта, при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка определяется организацией самостоятельно при формировании учетной политики.

При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и соотношения, в числителе которого - число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного использования объекта.

В течение отчетного года амортизационные отчисления начисляются ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы (п. 19 ПБУ 6/01).

 

Пример 1.8

Объект основных средств (см. пример 1.6) амортизируется способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

 

Сумма чисел лет срока полезного использования составляет 15 (1 +2 + 3 + 4 + 5).

Тогда годовая сумма амортизационных отчислений по годам эксплуатации составит:

1-й год: 28 800 руб. х 5: 15 = 9600 руб.

2-й год: 28 800 руб. х 4: 15 = 7680 руб.

3-й год: 28 800 руб. х 3: 15 = 5760 руб.

4-й год: 28 800 руб. х 2: 15 = 3840 руб.

5-й год: 28 800 руб. х 1: 15 = 1920 руб.

Ежемесячно в течение срока полезного использования объекта на затраты производства (проводка Дебет 20 «Основное производство» Кредит 02 «Амортизация основных средств») будут относится следующие суммы амортизационных отчислений:

в течение 1-го года — 800 руб. (9600 руб.: 12 мес.);

в течение 2-го года — 640 руб. (7680 руб.: 12 мес.);

в течение 3-го года — 480 руб. (5760 руб.: 12 мес.);

в течение 4-го года — 320 руб. (3840 руб.: 12 мес.);

в течение 5-го года - 160 руб. (1920 руб.: 12 мес.).

При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств (п. 19 ПБУ 6/01).

 

Пример 1.9

Первоначальная стоимость объекта основных средств, используемого в основном производстве, — 28 800 руб. Объект амортизируется способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Предполагаемый объем производства продукции за весь период использования объекта — 100 000 единиц. За отчетный период было произведено 1200 единиц продукции. Рассчитаем сумму амортизационных отчислений:

1200 ед. х 28 800 руб.: 100 000 ед. = 345,6 руб.

Контрольные задания

1. Ситуация. Организацией безвозмездно получен компьютер для использования в бухгалтерии. Рыночная стоимость компьютера на дату принятия к учету — 60 000 руб. Компьютер введен в эксплуатацию. Срок полезного использования — 5 лет. Амортизация начисляется линейным способом.

Задание. Определить ежемесячную сумму амортизационных отчислений, отразить проводками получение объекта основных средств и начисление амортизации.

2. Ситуация. Стоимость объекта основных средств — 140 000 руб.Срок полезного использования — 8 лет. Объект амортизируется способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

Задание. Рассчитать сумму ежемесячных амортизационных отчислений по годам эксплуатации объекта основных средств.

 

РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Затраты по ремонту объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете по дебету соответствующих счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат (п. 67 Методических указаний по учету основных средств).

 

Пример 1.10

Организация осуществляет косметический ремонт производственного цеха собственными силами. В ходе ремонта были осуществлены следующие затраты:

израсходовано материалов (краска, лак, гвозди и т.д.) — 450 руб.;

начислена заработная плата рабочим — 5700 руб.; отчисления с заработной платы — 1482 руб. Составим бухгалтерские проводки:

Дебет 20 «Основное производство» Кредит 10 «Материалы»

- на сумму стоимости израсходованных материалов — 450 руб.; Дебет 20 «Основное производство» Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

- на сумму начисленной заработной платы — 5700 руб.; Дебет 20 «Основное производство» Кредит 69 «Расчеты по соци­альному страхованию и обеспечению»

- на сумму отчислений с заработной платы — 1482 руб.

В целях равномерного включения предстоящих расходов на ремонт объектов основных средств в затраты на производство (расходы на продажу) отчетного периода организация может создавать резерв расходов на ремонт основных средств (в том числе арендованных).

При образовании резерва расходов на ремонт основных средств в затраты на производство (расходы на продажу) включается сумма отчислений, исчисленная исходя из годовой сметной стоимости ремонта.

В бухгалтерском учете образование резерва расходов на ремонт основных средств отражается по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счета учета резервов предстоящих расходов (соответствующий субсчет) (п. 69 Методических указаний по учету основных средств).

 

Пример 1.11

Годовая смета затрат на ремонт основных средств производственного назначения составляет 300 000 руб. Ежемесячная сумма резервирования составит 25 000 руб. (300 000 руб.: 12 мес.). Создание резерва отразится проводкой:

Дебет 20 «Основное производство» Кредит 96 «Резервы предстоящих расходов»

- на сумму отчислений в резерв — 25 000 руб.

По мере выполнения ремонтных работ фактические затраты, связанные с их проведением, независимо от способа их выполнения (хозяйственного или с привлечением подрядчика) списываются в дебет счета учета резервов предстоящих расходов (соответствующего субсчета) в корреспонденции с кредитом либо счета, на котором предварительно учитываются указанные затраты, либо счетами уче­та расчетов (п. 69 Методических указаний по учету основных средств).

 

Пример 1.12

В отчетном месяце организация ремонтирует производственное помещение. В организации предусмотрено создание резерва расхо­дов на ремонт. Фактические расходы на ремонт составили:

затраты ремонтного цеха — 9560 руб. (в том числе стоимость материалов — 800 руб., амортизация основных средств — 1200 руб.; заработная плата рабочих, занятых ремонтом,— 6000 руб.; отчисле­ния с заработной платы — 1560 руб.);

стоимость услуг сторонней ремонтной организации — 17 700 руб. (в том числе НДС - 2700 руб.).

Составим бухгалтерские проводки:

Дебет 23 «Вспомогательные производства» Кредит 10 «Материалы»

- на сумму израсходованных материалов — 800 руб.;

Дебет 23 «Вспомогательные производства» Кредит 02 «Амортиза­ция основных средств»

- на сумму амортизационных отчислений — 1200 руб.;

Дебет 23 «Вспомогательные производства» Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

- на сумму заработной платы — 6000 руб.;

Дебет 23 «Вспомогательные производства» Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

- на сумму отчислений с заработной платы — 1560 руб.; Дебет 96 «Резервы предстоящих расходов» Кредит 23 «Вспомогательные производства»

- на сумму затрат ремонтного цеха — 9560 руб. (800 руб. + 1200 руб. + 6000 руб. + 1560 руб.);

Дебет 96 «Резервы предстоящих расходов» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

- на сумму стоимости услуг ремонтной организации (без НДС) - 15 ООО руб. (17 700 руб. - 2700 руб.);

Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

- на сумму НДС, выделенную в документах ремонтной организации, - 2700 руб.

При инвентаризации резерва расходов на ремонт основных средств излишне зарезервированные суммы в конце отчетного года сторнируются и отражаются в бухгалтерском учете методом красного сторно по дебету счета учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счета учета резервов предстоящих расходов.

В случаях, когда окончание ремонтных работ по объектам основных средств с длительным сроком их производства и существенным объемом указанных работ происходит в следующем за отчетным году, остаток резерва на ремонт основных средств, образованного в отчетном году, допускается не сторнировать. По окончании указанных ремонтных работ излишне начисленная сумма резерва отражается по дебету счета учета резервов предстоящих доходов и расходов в корреспонденции с кредитом счета прибылей и убытков в качестве прочих доходов (п. 69 Методических указаний по учету основных средств).

 

Пример 1.13

Сумма начисленного в течение года резерва расходов на ремонт (Дебет 20 «Основное производство» Кредит 96 «Резервы предстоящих расходов») — 25 000 руб. Фактические расходы на ремонт (Дебет 96 «Резервы предстоящих расходов») — 23 000 руб. При инвентаризации резерва расходов на ремонт излишне зарезервированная сумма — 2000 руб. — сторнируется:

Дебет 20 «Основное производство» Кредит 96 «Резервы предстоя­щих расходов»

- сторно на излишне зарезервированную сумму — 2000 руб.

Расходы, связанные с неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств (когда организацией не создается соответствующий резерв или фонд), учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов».

Учтенные на счете 97 «Расходы будущих периодов» расходы списываются в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др. (Инструкция по применению Плана счетов. Счет 97 «Расходы будущих периодов»).

 

Пример 1.14

В январе торговая организация отремонтировала складские по­мещения. Ремонт осуществлялся подрядной организацией. Стои­мость работ подрядной организации — 37 760 руб. (в том числе НДС — 5760 руб.). Счет подрядчика оплачен.

Учетной политикой организации предусмотрен предварительный учет расходов на ремонт в составе расходов будущих периодов в целях равномерного их включения в издержки обращения.

Составим бухгалтерские проводки:

в январе:

Дебет 97 «Расходы будущих периодов» Кредит 60 «Расчеты с по­ставщиками и подрядчиками»

— на сумму стоимости работ подрядной организации (без НДС) - 32 000 руб.;

Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

— на сумму НДС, выделенную в документах подрядчика, — 5760 руб.;

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит 19 «Налог на до­бавленную стоимость по приобретенным ценностям»

— на сумму налога на добавленную стоимость, подлежащего вычету, — 5760 руб.;

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51 «Расчетные счета»

— на сумму денежных средств, перечисленных подрядчику в счет оплаты выполненных работ, — 37 760 руб.;

ежемесячно в течение года:

Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 97 «Расходы будущих периодов»

— на 1/12 суммы расходов на ремонт, учтенных в составе расходов будущих периодов, — 2667 руб. (32 000 руб.: 12 мес.).

Контрольные задания

1. Ситуация. В марте организация отремонтировала объект основных
средств. Учетной политикой организации предусмотрен предварительный учет расходов на ремонт в составе расходов будущих периодов. Затраты на ремонт составили:

стоимость израсходованных материалов — 1400 руб.;

заработная плата рабочих — 16 000 руб.;

единый социальный налог — 4160 руб. Задание. Составить бухгалтерские проводки по учету расходов на ремонт и списанию расходов будущих периодов.

2. Ситуация. Годовая сметная стоимость ремонта основных средств производственного назначения составляет 180 000 руб. Фактически расходы на ремонт составили 170 000 руб. Ремонт осуществлялся силами подрядных организаций.

Задание. Определить ежемесячную сумму резервирования, составить бухгалтерские проводки по начислению и использованию резерва.

 

1 .4. ПЕРЕОЦЕНКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости (п. 15 ПБУ 6/01).

Под текущей (восстановительной) стоимостью объектов основ­ных средств понимается сумма денежных средств, которая должна быть уплачена организацией на дату проведения переоценки в случае необходимости замены какого-либо объекта (п. 43 Методических указании по учету основных средств).

Переоценка объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта (п. 15 ПБУ 6/01).

Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки отражается по дебету счета учета основных средств в корреспонденции с кредитом счета учета добавочного капитала (п. 48 Методических указаний по учету основных средств).

 

Пример 1.15

Переоценивается объект основных средств. Текущая (восстано­вительная) стоимость объекта на дату переоценки — 18 000 руб.

Первоначальная стоимость объекта основных средств на дату переоценки — 15 000 руб., сумма начисленной амортизации — 2000 руб.

Сумма дооценки объекта составляет: 18 000 руб. - 15 000 руб. = 3000 руб. Определим коэффициент пересчета: 18 000 руб.: 15 000 руб. = 1,2.

Определим сумму амортизации после переоценки:

2000 руб. х 1,2 = 2400 руб.

Сумма дооценки амортизации составляет:

2400 руб. - 2000 руб. = 400 руб.

Составим бухгалтерские проводки:

Дебет 01 «Основные средства» Кредит 83 «Добавочный капитал»

- на сумму дооценки объекта — 3000 руб.;

Дебет 83 «Добавочный капитал» Кредит 02 «Амортизация основ­ных средств»

- на сумму дооценки начисленной амортизации — 400 руб.

Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме уцен­ки его, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет учета нераспределенной прибыли (убытка), относится в кре­дит счета учета нераспределенной прибыли (убытка) в корреспон­денции с дебетом счета учета основных средств (п. 48 Методических указаний по учету основных средств).

 

Пример 1.16

Переоценивается объект основных средств. Текущая (восстановительная) стоимость объекта на дату переоценки — 26 000 руб.

Восстановительная стоимость объекта, по которой он числится в учете на дату переоценки, составляет 20 000 руб., сумма начислен­ной амортизации — 6000 руб. Ранее объект уценивался, в результате чего первоначальная стоимость была уменьшена на 3000 руб., сумма амортизации — на 1000 руб.

Сумма дооценки составляет:

26 000 руб. - 20 000 руб. = 6000 руб.

Определим коэффициент пересчета:

26 000 руб.: 20 000 руб. = 1,3.

Определим сумму амортизации после переоценки: 6000 руб. х 1,3 = 7800 руб.

Сумма дооценки амортизации составляет: 7800 руб. - 6000 руб. = 1800 руб. Составим бухгалтерские проводки:

Дебет 01 «Основные средства» Кредит 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

 

- на сумму дооценки объекта в пределах суммы ранее произве­денной уценки — 3000 руб.;

Дебет 01 «Основные средства» Кредит 83 «Добавочный капитал»

- на сумму дооценки объекта сверх суммы ранее произведенной уценки - 3000 руб. (6000 руб. - 3000 руб.);

Дебет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» Кре­дит 02 «Амортизация основных средств»

- на сумму дооценки начисленной амортизации в пределах суммы ранее произведенной уценки — 1000 руб.;

Дебет 83 «Добавочный капитал» Кредит 02 «Амортизация основных средств»

- на сумму дооценки начисленной амортизации сверх суммы ранее произведенной уценки — 800 руб. (1800 руб. - 1000 руб.).

При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки списывается с дебета счета учета добавочного капитала в коррес­понденции с кредитом счета учета нераспределенной прибыли организации (п. 48 Методических указаний по учету основных средств).

 

Пример 1.17

Объект основных средств (см. пример 1.16) списывается с ба­ланса организации. Наряду с проводками, отражающими списание объекта с учета, оформляется проводка по списанию суммы дооцен­ки, учтенной на счете учета добавочного капитала:

Дебет 83 «Добавочный капитал» Кредит 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

- на сумму дооценки объекта, учтенной на счете 83 «Добавочный капитал», —2200 руб. (3000 руб. - 800 руб.).

Сумма уценки объекта основных средств в результате переоцен­ки отражается по дебету счета учета нераспределенной прибыли (убытка) в корреспонденции с кредитом счета учета основных средств (п. 48 Методических указаний по учету основных средств).

 

Пример 1.18

Переоценивается объект основных средств. Текущая (восстановительная) стоимость объекта на дату переоценки составляет 27 000 руб.

Первоначальная стоимость объекта основных средств на дату переоценки — 30 000 руб., сумма начисленной амортизации — 22 000 руб.

Сумма уценки объекта составляет:

30 000 руб. - 27 000 руб. = 3000 руб.

Определим коэффициент пересчета:

27 000 руб.: 30 000 руб. = 0,9.

Определим сумму амортизации после переоценки:

22 000 руб. х 0,9 = 19 800 руб.

Сумма уценки амортизации составляет:

22 000 руб. - 19 800 руб. = 2200 руб.

Составим бухгалтерские проводки:

Дебет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» Кредит 01 «Основные средства»

- на сумму уценки объекта — 3000 руб.;

Дебет 02 «Амортизация основных средств» Кредит 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

- на сумму уценки начисленной амортизации — 2200 руб.

Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды, и отражается в бухгалтерском учете по дебету счета учета добавочного капитала и кредиту счета учета основных средств. Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, отражается по дебету счета учета нераспределенной прибыли (убытка) в корреспонденции с кредитом счета учета основных средств (п. 48 Методических указаний по учету основных средств).

 

Пример 1.19

Переоценивается объект основных средств. Текущая (восстано­вительная) стоимость объекта на дату переоценки — 22 200 руб.

Восстановительная стоимость объекта, по которой он числится в учете на дату переоценки, составляет 37 000 руб., сумма начисленной амортизации — 17 000 руб. Ранее объект дооценивался, в результате чего первоначальная стоимость была увеличена на 5000 руб., сумма амортизации — на 2000 руб.

Сумма уценки объекта составляет:

37 000 руб. - 22 200 руб. = 14 800 руб.

Определим коэффициент пересчета:

22 200 руб.: 37 000 руб. = 0,6.

Определим сумму амортизации после переоценки:

17 000 руб. х 0,6= 10 200 руб.

Сумма уценки амортизации составляет:

17 000 руб. - 10 200 руб. = 6800 руб.

Составим бухгалтерские проводки:

Дебет 83 «Добавочный капитал» Кредит 01 «Основные средства»

- на сумму уценки в пределах суммы ранее произведенной дооценки — 5000 руб.;

Дебет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» Кредит 01 «Основные средства» — на сумму уценки сверх суммы ранее произведенной дооценки - 9800 руб. (14 800 руб. - 5000 руб.);

Дебет 02 «Амортизация основных средств» Кредит 83 «Добавочный капитал»

- на сумму уценки начисленной амортизации в пределах суммы ранее произведенной дооценки — 2000 руб.;

Дебет 02 «Амортизация основных средств» Кредит 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

- на сумму уценки сверх суммы ранее произведенной дооценки - 4800 руб. (6800 руб. - 2000 руб.).

 

Контрольные задания

1.Ситуация. Организация проводит переоценку объекта основных средств. Текущая (восстановительная) стоимость объекта на дату переоценки составляет 100 000 руб. Первоначальная стоимость объекта - 200 000 руб., сумма начисленной амортизации — 40 000 руб.

Задание. Составить бухгалтерские проводки по переоценке объекта ос­новных средств.

2.Ситуация. По состоянию на начало отчетного периода организация переоценивает объект основных средств. Первоначальная стоимость объекта — 70 000 руб., сумма начисленной амортизации — 20 000 руб. Объект переоценивается с коэффициентом 1,2.

Задание. Составить бухгалтерские проводки по переоценке объекта ос­новных средств.

3. Ситуация. Переоценивается объект основных средств. Текущая (восстановительная) стоимость составляет 50 000 руб. Восстановительная стоимость объекта, по которой он числится в учете на дату переоценки, составляет 90 000 руб., сумма начисленной амортизации — 30 000 руб. Ранее объект дооценивался, в результате чего первоначальная стоимость была увеличена на 10 000 руб., сумма амортизации — на 4000 руб.

Задание. Составить бухгалтерские проводки по переоценке объекта основных средств.

 

ВЫБЫТИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета (п. 75 Методических указаний по учету основных средств).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.191 с.)