Тема 2. Учет основных средств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Учет основных средств



Тема 2. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Классификация и оценка основных средств

Основные производственные фонды представляют собой средства труда, участвующие в процессе производства длительное время и сохраняющие при этом свою натуральную форму. Стоимость их переносится на готовую продукцию частями, по мере утраты потребительской стоимости. К основным фондам относятся средства труда со сроком службы более одного года.

При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

б) использование в течение длительного времени (более 12 месяцев);

в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

 

Основные средства классифицируются по разным признакам: по составу и назначению, по направленности использования, по степени использования, по принадлежности и другим.

По составу и назначению основные средства подразделяются на следующие группы:

· земельные участки;

· объекты природопользования;

· здания;

· сооружения;

· рабочие и силовые машины и оборудование;

· транспортные средства;

· производственный и хозяйственный инвентарь;

· рабочий и продуктивный скот;

· многолетние насаждения и другие.

 

По объему прав основные средства подразделяются на:

- принадлежащие организации на праве собственности (собственные), в том числе сданные в аренду;

- полученные ею в аренду (арендованные);

- находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении.

По степени использования выделяют следующие основные фонды:

а) действующие и бездействующие (в экс­плуатации);

б) находящиеся в запасе (в резерве);

в) на консервации;

г) в ста­дии достройки, дооборудования;

д) реконструкции;

е) частичной ликви­дации.

 

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.

Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.

Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса.

Если у одного объекта есть несколько частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Если сроки полезного использования частей основного средства отличаются несущественно, то их нужно учитывать все вместе как один объект. При этом критерий существенности можно установить 5% или в другом размере.

Существует четыре вида оценки основных средств:

1. Первоначальная, которая складывается в момент вступления объекта в эксплуатацию.

2. Восстановительная – стоимость приобретения или строительства объекта исходя из действующих цен на текущий момент.

3. Остаточная – это расчетная величина, определяемая как разность между первоначальной (восстановительной) стоимостью и износом. По остаточной стоимости основные средства отражаются в балансе.

4. Ликвидационная – стоимость лома, запасных частей и прочего, остающихся после разборки и ликвидации объекта ОС.

Первоначальной стоимостью ОС, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и др. возмещаемых налогов.

Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

§ суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;

§ суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

§ суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

§ таможенные пошлины и таможенные сборы;

§ невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;

§ вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

§ иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.

Если стоимость объекта ОС выражена в иностранной валюте, то его оценка осуществляется в рублях путем пересчета по курсу ЦБ РФ, действующему на дату принятия объекта к учету.

Объекты основных средств стоимостью не более 40000 рублей за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. Учет таких объектов ведется на счете 10 «Материалы», а списание производится на счета 20, 23, 25, 26, 44.

 

Учет ремонта основных средств

В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются. Для поддержания их в исправности производится ремонт основных средств. По объему и периодичности выполнения различают текущий, средний и капитальный ремонт основных средств. Текущий и средний – это частичная замена деталей, исправление отдельных частей объекта и т.п.

Капитальный – смена изношенных конструкций или замена их на более прочные и экономичные, за исключением полной замены основных конструкций (каменные и бетонные фундаменты, трубы подземных сетей опоры мостов и т.р.).

Ремонт может выполняться 2 способами: подрядным и хозяйственным.

При подрядном способе:

Д 60 К 51 – перечислен аванс ремонтному предприятию.

Д 20,23, 25, 26, 44 К 60 – предъявлен счет за ремонт.

Д 19 К 60 – выделен НДС.

При хозяйственном способе предприятие имеет ремонтный цех (участок). Все затраты собираются на дебете счета 23 «Вспомогательные производства» с кредита счетов 10, 25, 26, 60, 68, 69, 70, 71, 76.

По окончании ремонта все расходы относятся на издержки производства в зависимости от того, в каком подразделении находится объект ОС: Д 20, 23, 25, 26, 44 К 23.

Целесообразно на предприятии создавать ремонтный фонд:

Д 20, 23, 25, 26, 44 К 96 «Резервы предстоящих расходов».

Затем затраты на проведение ремонта списываются: Д 96 К 23, 60.

Учет у лизингополучателя.

1-й вариант – имущество учитывается на балансе лизингополучателя:

1) Д 08 К 76 субсчет «Лизинговые обязательства» – получение объекта лизинга;

2) Д 19 К 76 субсчет «Лизинговые обязательства» – выделение суммы НДС. Ее возмещение из бюджета происходит в течение всего срока действия лизингового соглашения по мере уплаты лизингодателю НДС в составе лизинговых платежей;

3) Д 08 К10, 60, 69, 70 – приняты к учету затраты, связанные с приобретением лизингового имущества (на сумму без НДС);

4) Д 01 субсчет «Арендованное имущество» К 08 – ввод в эксплуатацию объекта лизинга;

5) Д 20, 25, 26, 44 К 02 – начисление амортизации;

6) Д 20, 23, 25, 26, 44 К60 – начислена задолженность лизингодателю по лизинговой плате (на сумму без НДС);

7) Д 19 К 60 – отражена сумма НДС, относящегося к начисленным затратам по лизинговой плате;

8) Д 60 К 51 – произведена оплата лизингодателю;

9) Д 68 К 19 – принята к вычету сумма «входного» НДС.

2-й вариант – имущество учитывается на балансе лизингодателя:

лизингополучатель отражает объект лизинга на забалансовом счете 001.

Переоценка ОС

Организации не чаще 1 раза в год (на начало отчетного периода) могут переоценивать группы однородных объектов ОС по текущей (восстановительной) стоимости. Результаты переоценки отражаются в бухучете в январе и учитываются в балансе за 1-й квартал.

Переоценка объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.

Если после переоценки стоимость ОС возросла, то сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации на счет 83 «Добавочный капитал»:

Д 01 К 83 – отражен прирост стоимости ОС;

Д 83 К 02 – пересчет сумм амортизации ОС.

Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме уценки его, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на финансовый результат в качестве прочих расходов, зачисляется в финансовый результат в качестве прочих доходов (счет 91 «Прочие доходы и расходы»).

Если в результате переоценки стоимость ОС стала меньше, то сумма уценки относится на финансовый результат в качестве прочих расходов. При этом делаются проводки:

Д 91 К 01 – снижение сумм стоимости ОС в результате переоценки;

Д 02 К 91 – пересчет сумм амортизации ОС.

 

Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды. Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на финансовый результат в качестве прочих расходов.

При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль.

С 2006г. метод переоценки ПБУ 6/01 не определен. Ранее переоценка осуществлялась путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. Предприятие может воспользоваться услугами независимого оценщика.

 

 

Учет брака продукции.

Браком признается продукция, которая в силу имеющихся в ней дефектов не может быть использована по ее прямому назначению.

1. По степени исправимости различают:

а) исправимый брак (дефекты устранимы и хозяйственно целесообразны);

б) неисправимый (дефекты неисправимы или исправимы, но хозяйственно нецелесообразны).

2. По месту выявления:

а) внутренний (выявленный на ПП);

б) внешний (выявленный потребителем).

По дебету 28 счета учитывают расходы на исправление брака (К 10, 25,26, 60, 69, 70, 76) и окончательно забракованную продукцию основного и вспомогательного производства (К 20, 23).

По кредиту 28 счета отражают суммы удержаний за допущенный брак (Д 70), оприходованные забракованные изделия по цене возможного использования (Д 10), списанные в издержки производства потери от брака (Д 20, 23), суммы, подлежащие взысканию с поставщиков за поставку недоброкачественных материалов (Д 76). Остатка по счету 28 на конец месяца не бывает.

Аналитический учет ведется по цехам, видам продукции, причинам и виновникам в разрезе статей расходов.

Расходы будущих периодов.

В расходы будущих периодов включаются расходы, понесенные в данном отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам:

o расходы, связанные с горно-подготовительными работами;

o подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером;

o освоением новых производств, установок, агрегатов;

o рекультивацией земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий.

По дебету 97 счета отражают произведенные расходы (К 02, 05, 10, 23, 25, 26, 60, 70, 76). По кредиту 97 счета осуществляется равномерное списание расходов в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся на затраты (Д 20, 23, 25, 26, 44).

Пример.

Расчет суммы транспортных расходов, приходящейся на остаток товаров

в руб.

Счет 41 «Товары» Счет 44 субсчет «Транспортные расходы»
Остаток на нач. пер. Поступило за отч. период Реализовано за отч. период Остаток на кон. пер. Остаток на нач. пер. Произведено за отч. период Учтено за отч. период Остаток на кон. пер.
               

 

1. Суммируются транспортные расходы на остаток товаров на начало периода и произведенные в отчетном периоде: 1800 руб. (300 руб. + 1500 руб.), т.е. начальное сальдо 44 счета + дебетовый оборот.

2. Определяется сумма реализованных в отчетном месяце товаров и остатка товаров на конец месяца: 760 000 руб. (300 000 руб. + 460 000 руб.), т.е. кредитовый оборот 41 счета + конечное сальдо.

3. Определяется средний процент транспортных расходов к общей стоимости товаров: 0,24% (1800 / 760000 х 100%).

4. Умножением суммы остатка товаров на конец месяца на средний процент указанных расходов определяется их сумма, относящаяся к остатку нереализованных товаров на конец месяца: 1104 руб. (460 000 руб. х 0,24%).

5. Подлежит списанию в отчетном периоде сумма транспортных расходов:

696 руб. (300 руб. + 1500 руб. - 1104 руб.).

Тема 6. УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА И ОТЧИСЛЕНИЙ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ

Пример.

Работник уходит в отпуск с 18.06.2011г. на 28 календарных дней. Расчетный период – с 01.06.2010г. по 31.05.2011г. Месячный оклад работника 12000 руб.

При этом работник:

а) в феврале 2011г. болел, отработал 12 рабочих дней. Заработок его составил 7200 руб.;

б) в июле 2010г. был в отпуске, отработал 1 день. Заработок его составил 570 руб.;

в) в сентябре 2010г. ездил в командировку. Заработок его за 11 рабочих дней (остальные дни пришлись на командировку) составил 6200 руб.

Сведем исходные данные в таблицу 6.1.

Количество дней, которое необходимо принять в расчет, составит:

9 мес. * 29,4 дн. + 33,6 дн. = 298,2 дн.

Сумма отпускных составит:

121970 / 298,2 * 28 = 11452,58 руб.

Таблица 6.1

Месяц Фактическое количество рабочих дней Заработок, руб. Расчетное количество календарных дней в неполных месяцах
2010 год
июнь      
июль     1,4 (1*1,4)
август      
сентябрь     15,4 (11*1,4)
октябрь      
ноябрь      
декабрь      
2011 год
январь      
февраль     16,8 (12*1,4)
март      
апрель      
май      
Всего     33,6

 

Если на предприятии применяется суммированный учет рабочего времени, отпускные рассчитываются по общим правилам.

При повышении в организации тарифных ставок, должностных окладов или денежного вознаграждения средний заработок работников также повышается в следующем порядке:

1) повышение произошло в расчетный период – выплаты, учитываемые в расчетном периоде, увеличиваются на коэффициенты. Коэффициенты рассчитываются путем деления тарифной ставки (должностного оклада), установленной в месяце наступления случая, на тарифные ставки каждого из месяцев расчетного периода;

2) повышение произошло после расчетного периода до наступления отпуска повышается средний заработок, исчисленный за расчетный период;

3) повышение произошло в период отпуска – часть среднего заработка повышается с даты повышения тарифных ставок до окончания указанного периода.

 

Работники, не использовавшие ежегодный оплачиваемый отпуск, могут получить денежную компенсацию в следующих случаях: при увольнении; при замене на компенсацию части отпуска, превышающей 28 дней.

Сумма начисленных отпускных включается в себестоимость:

Д 20, 23, 25, 26, 44 К 70.

В целях равномерного включения в себестоимость продукции отпускных применяется способ резервирования сумм на оплату отпусков:

Д 20, 23, 25, 26, 44 К 96 «Резервы предстоящих расходов»,

Д 96 «Резервы предстоящих расходов» К 70.

Сумма отпускных облагается НДФЛ.

 

Пример.

Работник принес больничный лист на 5 календарных дней (с 14 по 18 марта 2011 года включительно). Общий страховой стаж 2 года, поэтому ему полагается пособие в размере 60% среднего заработка. Расчетный период – 2009-2010 годы.

На предприятии работник трудится с 19 апреля 2010г. Оклад его равен 12000 руб.

До этого работник трудился в другой компании, справки с прежней работы он представил в бухгалтерию. Сумма заработка за расчетный период составила 408082 руб.

Средний дневной заработок составит:

408082/ 730 дн. = 559,02 руб.

Сумма пособия равна:

559,02* 60% * 5 дн. = 1677,06 руб.

 

Первые три дня будут оплачены за счет предприятия (1677,06/5 *3 = 1006,24 руб.), а остальные два дня – за счет средств ФСС РФ (670,82 руб.).

 

Начисление пособия по ВН и пособия по беременности и родам отражается:

Д 20, 23, 25, 26, 44 К 70 – за счет средств работодателя;

Д69 К70 – за счет средств ФСС.

Пособие должно быть назначено в течение 10 календарных дней со дня обращения за ним работника, а выплачено в ближайший день, установленный для выдачи зарплаты.

Оплатить больничный лист нужно и в случае, если заболевание наступило в течение 30 календарных дней после увольнения работника. При этом размер выплаты рассчитывается исходя из 60% его среднего заработка.

Пособие полагается и за время простоя в том размере, в каком сохраняется за этот период заработная плата.

Пособия по временной нетрудоспособности облагаются НДФЛ, сумма пособия учитывается в составе налоговой базы того месяца, за который пособие выплачивается. Пособия не подлежат обложению страховыми взносами.

 

Пример.

Приобретены товары у поставщика стоимостью 23600 руб., в т.ч. НДС (18%) – 3600 руб. Торговая наценка 20%.

В учете торговой организации производятся записи:

Д41 К60 23600 руб. - оприходование товаров;

Д41 К42 4720 руб. (23600 * 20%) – начислена торговая наценка.

Продажная стоимость товаров составляет 28320 руб.

 

На 42 счете учитываются также скидки, предоставляемые поставщиками торгующим организациям на возможные потери товаров, а также на возмещение дополнительных транспортных расходов:

Д42 К20, 23, 29, 40, 91.

 

Кредитуется счет 42 при оприходовании товаров на суммы торговых и дополнительных скидок (накидок), а дебетуется - на суммы торговых и дополнительных скидок (накидок) по товарам реализованным, отпущенным или списанным вследствие естественной убыли, брака, порчи, недостачи и т.п.

Суммы скидок (накидок) в части, относящейся к реализованным товарам, сторнируются по кредиту 42 и дебету 90. Суммы скидок (накидок) в части, относящейся к реализованным и отпущенным товарам со складов и баз, определяются согласно выписанным счетам-фактурам и списываются (сторнируются) в аналогичном порядке.

Отпущенные или отгруженные покупателям (заказчикам) товары, выручка от реализации которых признана в бухгалтерском учете, списываются:

Д 90 К 41.

Если выручка от реализации товаров определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете (например, при передаче товаров для реализации комиссионеру), то до такого момента эти товары учитываются на счете 45 «Товары отгруженные». При фактическом их отпуске производится запись:

Д 45 К 41.

Товары, переданные для переработки другим предприятиям, не списываются со счета 41, а учитываются обособленно.

 

Учет кассовых операций

Порядок ведения кассовых операций регламентируется соответствующим положением, утвержденным Центральным банком РФ 22.09.93 г. №40.

Каждое предприятие для осуществления расчетов наличными деньгами и хранения денежных документов должно иметь кассу. Помещение должно быть специально оборудовано для обеспечения сохранности денежных средств. Выполняет кассовые операции кассир, с которым заключается договор о материальной ответственности.

Все предприятия должны хранить свои денежные средства в учреждении банка. Наличные деньги, полученные кассой, расходуются только на те цели, на которые они были получены (выдача заработной платы, командировочные или хозяйственные расходы). Предприятие может иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимита их остатка, установленного учреждением банка по согласованию с руководителем этого предприятия. Сверх лимита наличные деньги в кассе могут храниться только во время выдачи заработной платы не более трех рабочих дней. Предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с банком могут расходовать ее на оплату труда, командировочные и хозяйственные расходы.

Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах организации, а также денежных документов, находящихся в кассе организации (почтовых марок, марок государственной пошлины, вексельных марок, оплаченных авиабилетов, оплаченных путевок в дома отдыха и санатории и др.) предназначен активный счет 50 «Касса».

В обязанности кассира входит ведение кассовой книги, в которой учитывают все поступления и выдачи наличных денег в организации. Организация ведет одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана. Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются.

Ошибки исправляются следующим образом: неправильный текст или суммы зачеркиваются и над ними надписываются исправленный текст или суммы. Зачеркивание производится одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправляемое. Исправление ошибки должно быть оговорено надписью «Исправлено» и подтверждено подписью лиц, подписавших документ, ставится дата исправления.

Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Поступление и выдача денежных документов, (путевок, авиабилетов) производятся по приходным и расходным кассовым ордерам с последующим составлением кассиром отчета по движению денежных документов.

Денежные документы учитываются в сумме фактических затрат на их приобретение.

В бухгалтерском учете движение денежных документов отражается следующим образом:

Д 50 субсчет «Денежные документы» К 50, 71, 76 – поступили денежные документы;

Д 73 К 50 субсчет «Денежные документы» - выдача работникам.

 

 

Покупка иностранной валюты.

Основанием для покупки валюты является поручение на приобретение иностранной валюты, которое должно содержать:

а) вид основания (код и наименование) для осуществления операций;

б) наименование, даты и номера документов, обосновывающих соответствие указанного в Поручении основания (паспорт импортной сделки, договор либо иной документ);

в) распоряжение резидента о зачислении купленной инвалюты на его специальный транзитный счет в исполняющем банке;

г) отметку исполняющего банка об обоснованности покупки инвалюты на валютном рынке, содержащую подпись ответственного лица, а также печать уполномоченного банка, используемую для целей валютного контроля.

 

Дебет Счет 52 «Транзитный валютный счет» Кредит

Поступление валютных средств Корресп. счет Списание валютных средств Корресп. счет
От покупателей продукции (работы, услуги)     В оплату накладных расходов за товары за рубежом На текущий валютный счет 60,76   52 тек

 

Дебет Счет 52 «Текущий валютный счет» Кредит

Поступление валютных средств Корресп. счет Списание валютных средств Корресп. счет
Сальдо – остаток валютных средств на начало периода С транзитного валютного счета Взносы в уставный капитал При покупке валюты (по курсу ЦБ РФ) От дебиторов Доходы (дивиденды) от участия в капитале Кредит банка Сальдо – остаток валютных средств на конец периода     52 транз         66,67 Перечисление взносов в УК другого предприятия Комиссионные банку за продажу валюты На командировочные расходы Для продажи на внутреннем рынке В оплату задолженности: поставщикам учредителям кредиторам банку       60,76 66,67

Покупка валюты осуществляется только на специальных торговых сессиях межбанковских валютных бирж.

Порядок покупки инвалюты различается в зависимости от того, ввезены импортные товары на территорию России или это только предстоит сделать. В первом случае предприятие обязано одновременно с представлением в банк поручения на покупку представить копию грузовой таможенной декларации (ГТД), подтверждающей ввоз товаров в РФ, заверенную нотариально либо самим предприятием.

Во втором случае, если валюта приобретается с целью осуществления предоплаты, предприятие обязано не только перечислить банку, выполняющему поручение на покупку, полностью (100%) сумму рублей, за которую будет покупаться инвалюта, но и одновременно открыть депозит в размере средств, перечисленных на покупку инвалюты.

Суммы депозита возвращаются в соответствии с договором депозита после предоставления в банк заверенной нотариально либо самим предприятием копии ГТД, подтверждающей ввоз товаров в РФ.

Расходы по оплате услуг кредитной организации (комиссионного вознаграждения) при покупке инвалюты определяются как операционные и подлежат отражению на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

При покупке инвалюты ее стоимость зачисляется на текущий валютный счет:

Д 52 К 51, 76.

Превышение курса покупки над курсом ЦБ РФ отражается как операционные расходы:

Д 91 К 51, 76.

 

Продажа валюты осуществляется через уполномоченные банки на межбанковских валютных биржах. Балансовая стоимость инвалюты, подлежащей продаже банком, отражается:

Д 57 К 52-2.

Продажа инвалюты отражается на 91 счете. По дебету показывают балансовую стоимость проданной валюты (К 52 субсчет «Текущие валютные счета» или 57 «Переводы в пути») и понесенные в связи с продажей расходы (К 76). По кредиту 91 счета отражают рублевое покрытие, полученное за проданную валюту (Д 51).

Курсовые разницы – это разность курсов рубля к иностранным валютам на последнее число отчетного периода и на дату совершения операции.

Положительные курсовые разницы отражаются по кредиту счета 91-1 «Прочие доходы» и дебету счетов 50, 52, 57, 58, 60, 62, 66, 67, 71, а отрицательные - по дебету счета 91-2 «Прочие расходы» и кредиту счетов 50, 52, 57, 58, 60, 62, 66, 67, 71.

При составлении баланса остатки валюты пересчитываются по курсу ЦБ РФ на последнее число отчетного периода. Выявленные курсовые разницы относятся на счет 91.

Учет финансовых вложений

К финансовым вложениям относятся:

1) инвестиции предприятия в уставные капиталы других организаций;

2) государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других предприятий (облигации, векселя);

3) предоставленные другим предприятиям займы на территории РФ и за ее пределами;

4) депозитные вклады;

5) дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования;

6) вклады организации-товарища по договору простого товарищества.

Учет регулируется ПБУ 19/02 от 27.12.2002 г. «Учет финансовых вложений».

Для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений необходимо единовременное выполнение следующих условий:

§ наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов;

§ переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями (риск изменения цены, риск неплатежеспособности должника, риск ликвидности и др.);

§ способность приносить организации экономические выгоды в будущем в форме процентов, дивидендов, либо прироста их стоимости (в виде разницы между ценой продажи финансового вложения его покупной стоимостью, в результате его обмена, использования при погашении обязательств, увеличения текущей рыночной стоимости).

 

Финансовые вложения подразделяются на долгосрочные (на срок более одного года) и краткосрочные (на срок менее одного года). Финансовые вложения принимаются к учету по первоначальной стоимости (в сумме фактических затрат для инвестора).

Для синтетического учета используется активный счет 58 «Финансовые вложения». Могут быть открыты субсчета: 58-1 «Паи и акции», 58-2 «Долговые ценные бумаги», 58-3 «Предоставленные займы», 58-4 «Вклады по договору простого товарищества» и др.

Аналитический учет финансовых вложений ведется таким образом, чтобы обеспечить информацию по единицам учета финансовых вложений и организациям, в которые осуществлены эти вложения (эмитентам ценных бумаг, другим организациям, участником которых является предприятие, организациям-заемщикам и т.п.).

По принятым к бухгалтерскому учету ценным бумагам других организаций в аналитическом учете должна быть сформирована как минимум следующая информация:

Ÿ наименование эмитента и название ценной бумаги, номер, серия и т.д.,

Ÿ номинальная цена, цена покупки, расходы, связанные с их приобретением,

Ÿ общее количество,

Ÿ дата покупки, дата продажи или иного выбытия, место хранения.

 

Для целей последующей оценки финансовые вложения подразделяются на две группы:

1) финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость, отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату. Указанную корректировку можно производить ежемесячно или ежеквартально. Разница между оценкой финансовых вложений по текущей рыночной стоимости на отчетную дату и предыдущей оценкой финансовых вложений относится на финансовые результаты (в составе операционных доходов или расходов).

2) финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, подлежат отражению в учете и в отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости.

 

По долговым ценным бумагам, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, организации разрешается разницу между первоначальной стоимостью и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно по мере причитающегося по ним в соответствии с условиями выпуска дохода относить на финансовые результаты.

 

К фактическим затратам на приобретение ценных бумаг относятся:

Ø суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу;

Ø суммы, уплачиваемые специализированным организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ценных бумаг;

Ø вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, с участием которых приобретены ценные бумаги (кредитные организации, брокеры) и иные расходы.

 

В учете на сумму произведенных затрат делаются следующие записи:

Д 58 К 60, 76 – на сумму задолженности по оплате фактических затрат по приобретению ценных бумаг;

Д 60, 76 К 51, 50, 52 – при оплате стоимости ценных бумаг денежными средствами;

Д 60, 76 К 62 – при оплате приобретаемых ценных бумаг готовой продукцией или товарами, материалами;

Д 76 К 50, 51 – при оплате за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ценных бумаг, вознаграждения посредническим организациям и т.п.

 

Ценные бумаги могут быть получены:

o в качестве вклада в уставный капитал по стоимости, оговоренной в учредительных документах: Д 58 К 75;

o могут поступить безвозмездно: Д 58 К 91.

 

Погашение (выкуп) и продажа ценных бумаг отражаются записью:

Д 91 К 58 (кроме организаций, которые отражают эти операции на счете 90).

 

По своей форме вклады разделяются на вклады денежными средствами и вклады имуществом, передаваемым участником (учредителем) в счет погашения своих обязательств по вкладу. При осуществлении операций по вкладам в уставный (складочный) капитал других организаций в учете инвестора производятся следующие записи:

Д 58 субсчет «Паи и акции» К 50, 51, 52 – при передаче в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в сумме согласно учредительным документам;

Д 58-1 К 01, 04, 10, 20, 23, 41, 43 – при передаче в счет вклада в уставный (складочный) капитал имущества организации.

 

При этом разница между оценкой вклада, отраженной по счету 58, и стоимостью переданного имущества отражается по кредиту 91 (как операционный доход) или дебету 91 (как операционный расход);

Д 76 субсчет «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» К 91 -отражаются суммы доходов от участия в уставном капитале организации.

Фактическое получение причитающихся доходов отражается:

Д 50, 51, 52 К 76;

Д 50, 51,52, 01,04,10, 41 К 58 – отражены операции возврата участнику (учредителю) его вклада в уставный капитал организации при ее ликвидации или выходе организации-вкладчика из состава ее участников (учредителей) в виде денежных средств, основных средств, нематериальных активов, производственных запасов, товаров.

Предоставление займов другим организациям отражается проводкой:

Д 58-3 К 50, 51.

При возврате займов: Д 50, 51 К 58-3.

Проценты по займу зачисляются в доход организации-займодавца и отражаются в составе операционных доходов по счету 91.

 

При выбытии актива, принятого к бухгалтерскому учету в качестве финансовых вложений, по которому не определяется текущая рыночная стоимость, его стоимость определяется исходя из оценки, определяемой одним из следующих способов:

· по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений;

· по средней первоначальной стоимости;

· по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО).

Содержание бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность – система показателей, отражающая имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые показатели ее деятельности за отчетный период.

Бухгалтерская отчетность должна удовлетворять следующим принципам:

¨ соблюдение единой учетной политики в течение отчетного периода;

¨ полнота отражения всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации;

¨ правильность отнесения доходов и расходов к отчетному периоду;

¨ четкое разграничение издержек производства и капитальных вложений;

¨ тождество данных аналитического и синтетического учета.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.184 с.)