Тема 3. Характеристика организации как системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Характеристика организации как системы



Таким образом

1.Менеджмент и его теория имеют комплексный и междисциплинарный характер.

2.Менеджмент как теория исследует социально-экономические, социально–психологические и организационно-технические категории, отражающие свойства субъекта и объекта управления и отношения между ними.

3.Цели менеджмента как мысленные предвосхищения результатов направляют и регулируют управленческую деятельность.

4.Принципы управления – это изначальные нормы и правила.закономерности, соблюдение которых способствует достижению поставленных перед организацией целей.

5.Принципы управления осуществляются в различных видах управленческой деятельности.называемых функциями управления.

6.Общие функции управления (планирование,организация, мотивация, контроль, координация и другие) образуют управленческий цикл и отражают содержание управленческого труда.

7.Последовательность выполнения взаимосвязанных функций управления – это суть. технология управленческого труда.

8.Технология управления должна соответствовать технологии производства и реализации товаров (услуг) обеспечивая непрерывность и управляемость их процессов.

 

Тема 2 Развитие теории и практики менеджмента. Современная система взглядов на менеджмент

 

Основы управления как деятельности неразрывны с развитием экономики и уходят в глубину веков,но возникновение менеджмента как научной дисциплины обычно связывают с зарождением капитализма. И тем не менее,немало управленческих идей и принципов было известно задолго до капитализма. Каждое поколение решало свои проблемы с производством материальных благ,спросом и предложение,убытками и прибылью,трудом и управлением и хотя во многом управленческие отношения следуют одни и тем же образцам,идеи управления не всегда были такими,как сегодня. Но не следует представлять,что современные идеи лучше прежних. Просто другие условия жизни: производительные силы,окружающая среда и в первую очередь природа и сам человек изменяются,а значит и должны меняться подходы к управлению.Причем сами идеи и принципы могут оставаться неизменными – разделение и кооперация труда, дисциплина и некоторые другие, но их реализация соотносится с требованиями и условиями конкретной управленческой ситуации.

Хорошо известно,что уже давно в следствие затухания механизмов естественного отбора развитие преимущественно человека перешло от биологической эволюции в общественное развитие и как это ни странно значит,началось замедление в развитии мыслительного потенциала отдельного человека. То есть как образно отметил академик Н.Н, Моисеев, кроманьонец времен ледникового периода был вполне современным человеком. По этому что среди них были свои ньютоны и эйнщтейны.

Поэтому спиралеобразное развитие цивилизации позволяет иногда обнаружить аналогию настоящего в прошлом,как бы подтверждая известную пословицу,что новое –это все хорошо забытое старое. Поэтому изучение истории менеджмента должно способствовать формированию у менеджеров чувства уверенности в решении возникающих проблем через обогащение их познания о прошлом.

Рассмотрим развитие управленческой мысли до и на ранних стадиях капитализма Об эффективности управления в древности и об управленческих идеях можно судить представляя,как строились уникальные строительные сооружения – египетские пирамиды,китайская стена и проводя анализ древних письменных документов.Полагают,что возникновение письменности в Шумерах (3000 лет до нашей эры) объяснялась главным образом управленческими потребностями жрецов вести учет и контроль за сбором налогов и накоплением огромного количеств имущества. Инвентаризация и контроль велись с помощью счетов и документальной отчетности.

Египетское искусство между 4000 и 525 гг до нашей эры во возведению пирамид и гробниц – свидетельство достижений не только строительной механики,но и управления производством и огромным количеством рабочих до 100 тысяч человек в течение 20 лет.Вполне очевидно,что люди которые строили сооружения в Древнем Египте,не только знали,как планировать объект,но и проявляли способности к мобилизации и использованию человеческих ресурсов,контролю и координации процессов производства и управления.

С деятельностью вавилонского царя Хамурвапи – 1792-1750 гг до н.э. связывают издание свода законов (кодекса),установившего правила отношений личной собственности,семьи,труда,торговли, контрактов,ссуды,товарищества,долговых расписок. Кроме того кодекс Хамурами установил юридические нормы определения минимальной заработной платы и вознаграждения,а также контроля и ответственности. Данные принципы действовали более 10 веков,прежде чем другой талантливый организатор не встал во главе Вавилонского государства. Новуходоносор – 605-562 гг до н.э. достиг больших успехов военных и хозяйственных делах. С текстильных фабрик то времени к нам пришли примеры цветного кодирования при контроле продукции и выплаты прогрессивной заработной платы.

Древнееврейская история также свидетельствует о мудрости в управлении людьми и процессами. Ветхий завет рассказывает о жизни Иосифа, выросшего от раба до положения облегченно влиянием и властью. Его управление зернохранилищами поддерживало Египет в течение 7 лет голода, который уничтожил соседние народы. Моисей,предводитель израильских племен,самый знаменитый из еврейских лидеров,получил образование,воспитываясь в доме фараона. Он организовал и провел Исход почти полумиллиона израильтян в возрасте от 20 до 50 лет вместе с их семьями из рабства в Египте. Кроме того время перехода не случайно было достаточно длительным – 4о лет за это время выросло поколение не знавшего рабства.

Кроме того Закон Моисея содержал подробно структурированный ряд гражданских и религиозный правил,касающихся самых разных сторон жизни евреев. Моисей обосновал принцип делегирования и его реализовал.Кроме того он назначил заместителей судей для вынесения простых решений «низшими «судами. Это одно из самых древних и наиболее доступных свидетельств философии и плана организационного делегирования.

Законы- юридические нормы отражают преобладающие общественные отношения Греки и римляне имели схожие взгляды на деловое сообщество. Братство торговцев,купцов и ростовщиков считалось разновидностью очередного порока. Несмотря на низкую популярность,торгующее население процветало не только в Греции,но и в Риме,хотя купцам не разрешалось владеть собственностью в городах –государствах. Тем не менее происходило постепенное и неуклонное социальное восхождение класса торговцев. При военном положении в Риме торговец оказывался особенно необходим. Термин «военно-промышленный комплекс «возможно довольно современен,но само это понятие также старо как война и бизнес. Трудно представить себе римского оружейника, молящего о мире.

Во времена, предшествующее средним векам,происходило развитие частного бизнеса. В феодальной системе отсутствовали необходимые элементы деловой активности: было мало возможностей изменить индивидуальное положение посредством индивидуальных усилий или же они отсутствовали,Целью производства было в основном потребление.Производству для обмена уделялось только ограниченное внимание. Философия того времени невысоко оценивала индивидуальные успехи в материальных делах.

Период продолжающийся от последних дней Средневековья до появления американской системы частного предпринимательства называется эпохой протестанского капитализма и меркантилизма- торгового капитализма. Торговый капитализм выявил закономерность,что при укрупнении бизнеса рынок должен расширяться. Данное простое открытие положило путь многим преобразованиям.

Торговый капитализм продолжался в течение почти 6 веков,дальше,чем какая –либо другая система. Он, без сомнения не был совершенной системой,но работал достаточно хорошо для своего времени Он внес свой вклад в большую часть исследований и экспериментов,которые в конечном итоге изменили мир и привели к тому что торговый капитализм устарел.

Многие изобретения должны были появиться,прежде чем были устранены барьеры для бурного развития капитализма. Джеймс Уатт разработал золотник,позволяющий регулировать некоторые параметры парового двигателя.Уголь после этого стал признанным и доступным источником промышленной энергии.Новые методы в добыче руды, в транспорте,связи и производстве должны быть восприняты прежде,чем было подготовлено основание для промышленной революции.

Одно из открытий,должно было затмить по своей важности все другие для истории управления. Оно назвалось свободой получения прибыли и получило крещение в 1776 году в США.Новая нация созрела для развития новой деловой активности.Промышленные капиталисты верили в специализацию, рационализацию и делегирование управленческих задач. Простое увеличение численности рабочих не позволяет решить проблемы повышения эффективности производства. Производительность в широком масштабе стала необходимостью и это привело к строительству крупных заводов. Предприятия, массовое производство,массовые рынки и избыток относительно малоквалифицированных рабочих вызвали потребность в управляющих –менеджерах, которые бы координировали бы разнообразные виды деятельности в рамках некой единой организационной структуры. Это положило этапу появления менеджмента – координации людских и иных видов ресурсов с целью решения поставленных организационных задач. С развитием разделения и специализации труда,увеличения масштабов производства и насыщением рынков менеджмент постепенно становится и научной дисциплиной. В таблице 1 показана эволюция менеджмента как сферы деятельности и науки.

Таблица 1

Эволюция менеджмента в конце 19- 20 веков

Эпохи истории ческого развития Характеристика производительных сил Характеристика рынка и отноше ние предпринима телей к рынку Задачи предпринимателей Взаимоотношения предпринимателей с государственны ми и общественны ми органами
         
Массовое прои зводство до кон ца 20 годов     Массовый сбыт до сере дины 50 годов     Постидустриальная с середины 50-х годов     Развитие индустрии(па ровая и хлопкочиститель ные машины, бессеме ровский процесс выплав ки стали и другие, созда ние сети железных дорог и другой нфраструктуры.Появление но вой формы социальной орга низации фирмы, четкое разграничение отраслей   Пересмотр отношения к экономическому разви тию как главному дви гателю социального прог рессса   Нехватка в первую оче редь природных и других видов ресурсов.   Почти неоргани ченный спрос на рынке определяя ется ценой Рынок продавца Стремление по давить или погла дить соперни ка.Успех фирмы предлагающей самую низкую цену.     Насыщение ры ночного спроса на основные потребительские товары,конкуренция..Разработка новых техноло гий.Возникновение потребности в межот раслевых организационных связях Нерав номерное науч но-техническое из за войн, нали чия ресурсов и другим причи нам. Изменение соотношения и роли отраслей устаревших традиционных и воз никновение новых.Быстрое измение струк туры спроса.и его требований к предложению.не толь ко ценно вые,но и качест венные.Ориентация предприни мателей на ры нок.Рынки прода вца и покупа теля. Учет меж дународной ко нкуренции. Вни мание к низко прибыльным рынкам наряду с высокои средне прибыльными производствами Индивидуализация спроса,между народная конку ренция.Развитие рынка потреби теля.   Создание и внедрение новых промышленных технологий, разработка соотвествующей орани зации производства.Совершенствование массссового производ ства снижающего из держки выпуска продукции     Балансировка противо ре чивых требований производ ства.Возникновение маркетинга.Обеспечение технологических проры вов, долгосрочное и ст ратегическое планиро ва ние.Поддержание со лидарности слоя управляю щих и социальной гар монии коллектива в целом.Совершенствование маркетинга Преодоле ние сопративления консекрва тинныхуправляющих,ориентация их на рас смотрение задач управления не только внутри как в основном управлении производством,атак же изнури как ориентации на потребителя.Развитие маркетинга.   Ориентация на ресурсы при сохранении задач эпохи массового сбыта.Выполнение требование социально-этического маркетинга. Отсутствие вме шательства со стороны госу дарства и об щества.При нео бходимости го сударственное обеспечение мер экономиче ского протек ционизма   Начало утверж дения полити ческого и со циального конт роля со сторо ны общества Перераспределение социаль ных приори тетов в пользу щих экологии. Борьбы с инф ляцией,,монопо ли стическими ограничениями.Усиление роли государственногорегулирования.Сильное вме шательство в деятельность предпринимателей во время Второй миро вой войны и в период после военного разви тия..     Усиление со циально-поли ческих связей фирм с внеш ней средой.  
           

 

В целом говоря,управленческая мысль в древности и в докапиталистическое время не была направлена на управление самим производством.Этим занимались сами производители: крестьяне и ремесленники. Они выполняли все функции производства и управления своими или привлечением наемников трудом. Для каждого из них был ясен конечный результат,для достижения которого они преодолевали различные возмущающие воздействия не только внутренней но и также внешней среды. Их труд выражаясь современным языком был системный. Труд рабочих на предприятии не имеет высокого смысла так как рабочий не видит результатов своего труда. Поэтому его необходимо активизировать на эффективный труд. Поэтому возникновение менеджмента как научной дисциплины началось с поиска эффективных способов достижения наибольшей выработки наибольшей выработки у рабочих.

Американский инженер Ф.У Тейлор (1856-1915) известный как создатель научного управления – тейлоризм – посвятил увеличению производительности труда рабочих. Сущность его метода заключалась в анализе трудового процесса,расчлени его на отдельные операции и приемы и выборе наилучшего в смысле минимального времени,способа выполнения приема операции и всего трудового процесса. Методы Тейлора послужили основой технического нормирования труда и того что позже стали называть научной организации труда.

В нашей стране идеи научного управления развивались до и после революции 1917года.Наиболее известны работы А.А.Богданова по организационным структурам и их развитию в связи с изменением внешний условий.Кроме того необходимо назвать работы А.Т Гастева и многих других ученых и специалистов по научной организации труда и управления.

Коллега Ф.Тейлора Генри Гант ввел систему поощрительных премий для поддержки усилий человека и оценку этих усилий предлагалась осуществлять на основе точных заданий в форме карты графика. Этот акцент на человеческой стороне управления впоследствии вылился в подчеркивание гуманизации процесса управления или человеческих отношений. Данный подход к управлению с точки зрения человеческих отношений часто связывают с теорией американского социолога Элтона Мэйо Он первый серьезно с учетом мнений рабочих и доказал что гуманное и уважительное обращение с рабочими в конце концов «окупается «.Проведенные исследования показали,что:

-социальные и психологические потребности человека точсно также эффективны в качестве стимулов как деньги;

-социально-психологическое взаимодействие в рабочей группе также важно как и организация выполняемой работы;

-нельзя игнорировать человеческий фактор при любом правильном планировании управления.

Одновременно с Ф.Тейлором занимающий совершенствованием управления рабочими в США инженер Анри Файоль внес огромный вклад в науку управления в Европе. В то врем как поборники научного управления делали упор на производственные проблемы промышленности Файоль указал на важность управленческой роли администратора. Он говорил что управление играет важную роль в административной деятельности.- координации дел любых организаций. Данный специалист полагал,что более умелое управление зависит от лучшей подготовки управляющего.Основные административные принципы Файоля разъясняются в книге «Общее и промышленное управление «.выделяют 14 принципов управления:

-разделение труда;

- власть

-дисциплина

-единство командования;

-единство руководства;

-подчинение индивидуальных интересов общему интересу;

-вознаграждение

- централизация;

-скаляраная цепь (линия власти)

-порядок

-равенство;

-устойчивость должностей личного состава;

- инициатива;

- честь мундира.

Три рассмотренные выше подхода к управлению постепенно переплетались и послужили основой для выработки различный управленческих теорий Их выразителями были представители разных сфер бизнеса. Влияние экономики на управление велико поэтому выделяют 4 периода по направлениям деятельности людей,которые занимаются управлением.

Промышленный капитализм 1776-1890 годы был эпохой специалиста по эффективности и руководителя производства. Многие из бизнесменов соглашались с философией «Богатства народов «в том,что только одна здоровая конкуренция обеспечит множество товаров и качества жизни для всех. Слабость промышленных капиталистов заключалась в отсутствии внимания к финансовым аспектам бизнеса.

При финансовом капитализме (1890-1993 гг) доминировал финансист.Не участвуя в производстве товаров он был сосредоточен на управлении финансовыми ресурсами для получения наибольших прибылей. Господствовал принцип социального дарвинизма. Герберта Спенсера который учил,что выживание самых приспособленных в социальной сфере не только было допустимо,но и являлось наилучшим возможным путем достижения материального благополучия для всех.

Национальный капитализм (1933-1950) –период когда народ,представляемый правительством вынужден был восставлять и защищать себя от злоупотреблений и крайностей финансовых капиталистов. Для данного периода характерны разнообразные программы правительства.

Управленческий капитализм с 1950 года характерен для современной эпохи в которой люди управляют и не владеют своими компаниями. Редко принимаются решения по индивидуальному предпринимательскому риску.

Рассмотрим кратко современные проблемы управления. Современный менеджмент,учитывая достижения всех школ и направлений,интегрируют их в процессе управления. Интеграция производства и управления отражает усложнившиеся в первую очередь взаимоотношения между внешней и внутренней средой организации (маркетинг и производство,научные исследования –производство и маркетинг и другие).На микроэкономическом уровне управления все больше необходимо учитывать глобальные процессы,связанные со становлением мировой экономической системы и обострение противоречий с окружающей средой, а также с интересами настоящего и будущих поколений.

Концепция устойчивого развития,находящего все большее признание в мире,требует пересмотреть и систему ценностей,которые лежат в основе целеполагания,и тем в большей мере чем выше уровень управления. Традиционные ценностные критерии общества частного потребления (личный успех и богатство,прибыль и некоторые другие) все больше приходят в противоречие с требованиями сбалансированного с окружающей средой развития экономики и самого человека. Поэтому смена парадигмы управления (перевод с греческого пример,образец) на микроуровне меняет принципы целеполагания и целеосуществления на уровне организации.

Концепция социально-этического маркетинга уже провозгласила приоритет общественных интересов над индивидуальными: удовлетворение потребностей без ущерба для интереса окружающих.Происходит признание социальной ответственности менеджмента и бизнеса как перед обществом,так и перед отдельными людьми, работающими в организации. Поэтому в управлении организацией главным становится стратегия,являющаяся не только инструментом обоснования,выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного,научно-технического,экономического, организационного и социального характера не только фактором,регулирующим деятельность организации по достижению намеченных целей,но и одновременно и средством связи предприятия с внешней рыночной средой.

Современный менеджмент характеризуется следующими положениями

Во первых, отказ от приоритета классических принципов школ менеджмента, согласно которым успех предприятия определяется прежде всего рациональной организацией производства продукции,снижением издержек,развитием специализации,то есть воздействием управления на внутренние факторы производства. Вместо этого первостепенной становится проблема гибкости и адаптивности к постоянным изменениям внешней среды.Значение факторов внешней среды резко повышается с связи с усложнением всей системы общественных отношений в том числе политических, социальных и экономических,которые составляют среду менеджмента организации.

Во вторых, использование в управлении теории систем,облегчающих задачу рассмотрения организации в единстве с внешней средой.Главные предпосылки успеха организации находятся во внешней среде,причем границы в ней являются открытыми то есть организация зависит от в своей деятельности от энергии,информации и других видов ресурсов,поступающих извне. Чтобы функционировать система должна постоянно приспосабливаться к изменениям в первую очередь во внешней среде.

В третьих,применение в управлении ситуационного подхода,согласно которому функционирование организации обуславливается реакциями на различные по совей природе воздействия извне. Центральным моментов в этом случае является ситуация,то есть конкретный выбор обстоятельств,которые оказывают существенное влияние на работу организации в данный момент времени. Отсюда вытекает признание важности специфических приемов выделения наиболее значимых факторов. воздействия на которые можно эффективно достигать цели.

В четвертых, новая управленческая парадигма уделяет огромное внимание таким факторам,как лидерство и стиль руководства,квалификация и культура работающих,мотивация поведения,взаимоотношения в коллективе и реакция людейна изменения.

 

При формировании миссии организации необходимо учитывать интересы всех пяти указанных субъектов, каждый из которых в разных решениях оказывает разное влияние. Четко сформулированная миссия показывает отличие организации от других. подобных ей. Для этого должны быть сформулированы следующие характеристики организации:философия организации, выбранная администрацией компании для организации работы; сфера деятельности организации, учет которой необходим для выбора ресурсов и продукта; система целей организации, показывающая к чему стремится организация, технологические возможности организации.

Таким образом.миссия –это не конкретное указание о том, что и в какие сроки сделать.Она формирует лишь направление движения организации с учетом ее внешних и внутренних условий. В свою очередь миссия организации в известной степени влияет на прогноз действия организации, который определяется рыночными условиями и выбранным сроком существования организации.Именно здесь раскрывается конкретизируется управленческое содержание миссии, поскольку миссия – это совокупность стратегий, которые вырабатывает администрация организации для достижения глобальных целей. При разработке миссии.т.е. совокупности стратегий, исследуются не только внешняя среда (геополитические, экономические и социальные условия), но и системные характеристики организации, совокупность ресурсов, производственных либо организационных процессов, продукции. При рассмотрении всех этих характеристик важное значение приобретает разработка и определение долгосрочных и краткосрочных целей организации. Поэтому понятие миссии тесно связано с понятием целевого управления.

Любая система управления – это прежде всего целенаправленная система,имеющая иерархическое строение и организованная для достижения целей организации, которые принято называть целями функционирования. Цели, стоящие перед системой управления, являются отправной точкой планирования. В сущности планирование –это разработка целей и задач организации, нашедших конкретное выражение в перспективных и текущих планах. В зависимости от сроков достижения целей различают перспективное и текущее планирование.

Во –вторых, во избежание такой деятельности, которая мешает достижению целей функционирования, глобальная цель должна быть доведена до каждого руководителя и исполнителя. Для этого необходим постоянный контроль за реальным состоянием системы и сравнение его с целями и задачами, стоящими перед организацией. Поэтому любая деятельность в системе оправдана только в том случае,если она способствует достижению конечной цели функционирования организации. Иначе говоря,любая организация должна быть спроектирована таким образом, чтобы вся деятельность в системе реализовала только те цели функционирования, для которых она создавалась.

Поскольку задачей менеджмента является достижение цели, важно правильно ее определить. Искусство выбора и формулирования правильной цели, управление процессом ее реализации, включая оценку достигнутой степени реализации,отличает действительно умелого руководителя. Невозможно управлять людьми. если руководителям и подчиненным цели совершенно не ясны. Управлять – значить побуждать других к достижению ясной им цели,а не заставлять делать то,что считаешь правильным.

Определение целей функционирования –один из наиболее важных этапов в деятельности организации. От того насколько правильно выбрана цель функционирования, настолько четко она сформулирована, зависит успех деятельности. В различных организациях, как привило, приходится иметь дело с совокупностью целей. Задача руководителя организации любого уровня – суметь учесть все многообразие факторов, влияющих на функционирование организации. правильно оценить ситуацию и выбрать оптимальные решения.

В ряде случаев для характеристики целей функционирования используется совокупность параметров, что затрудняет оценку степени достижения цели и требует выбора критериев, по которым можно судить о степени достижения цели. По существу, если нет критериев выбора или оценки степени достижения целей функционирования, нет и самих целей функционирования.

На каждом уровне организации возникают некоторые частные цели, причем только их совокупность необходимо рассматривать как некоторую цель определенного уровня управления. Отсюда возникает необходимость построения дерева целей.

В теории менеджмента понятие цели –одно из основных. Без определения этого понятия, без выявления соотношения целей, средств достижения целей, оценки эффективности и путей достижения целей нельзя решать проблему эффективного управления. Без четкого формулирования целей функционирования нельзя комплексно решить ни одной проблемы, связанной с построением организации, с планированием ее деятельности, оценки эффективности, разработкой ее стратегии.

Выбор средств достижения цели зависит от многих факторов, которые по разному влияют на конечные результаты функционирования организации. Так,выбор технических средств автоматизации управленческого труда представляется целесообразным проводить с учетом технических,экономических и организационных факторов. Если цель функционирования не выбрана точно, нет критерия, по которому можно судить о ее достижении, невозможно измерить эффективность текущей работы организации, скоординировать деятельность структурных подразделений, практически нельзя четко организовать работу аппарата управления и оценить ее эффективность. Вследствие нечеткого формулирования целей невозможно рационально распределять обязанности между сотрудниками аппарата управления и оценить деятельность каждого из них.

Цели,стоящие перед организацией. подразделяются на качественные и количественные. Если количественные цели могут быть оценены в едином эквиваленте, то оценка качественных целей в количественных показателях весьма затруднена и требует как правило.применение метода,известного под названием метода экспертных оценок. Данный метод позволяет выбрать цель функционирования, определить приоритет целей и их важность.

Метод экспертных оценок определяется как «процедура» учитывающая субъективное мнение с целью определения количественных соотношений между переменными. когда эти соотношения нельзя установить из теоретических соображений или на основании накопленных статистических данных. Следовательно,задача формулирования целей функционирования организации с помощью экспертных оценок – это задача получения объективного результата на основании индивидуальных субъективных мнений группы экспертов. Ценность результата, полученного с помощью метода экспертных оценок, во многом зависит от компетентности вовлеченных в эксперимент специалистов. Большое значение для получения объективного результата имеет формирование групп экспертов, их состав.

Создание условий для плодотворной деятельности экспертов, производящих выбор целей функционирования,означает необходимость организации максимально эффективной системы контактов между ними,позволяющий:

Создать условия. при которых специалист может активно взаимодействовать с другими экспертами;

Иметь свободный доступ к относящейся к делу информации;

Такой метод наиболее прост, но имеет ряд недостатков, вызванных чрезмерным влиянием психологических факторов. В последнее время разработаны методы, с помощью которых удается преодолеть эти трудности путем устранения непосредственного общения специалистов друг с другом либо путем учета квалификации экспертов, взвешиванием их мнений. В этой связи вышеназванный вопрос применимости того или иного метода целеполагания имеет важное значение.

Обратимся к вопросу целевого управления. Каждая организация фиксирует свое состояние в будущем в виде долгосрочных и краткосрочных целей, которые служат исходной точкой планирования. Разделение целей на долгосрочные и краткосрочные имеет принципиальное значение. Краткосрочные цели более конкретны и определяются долгосрочными целями. Процесс управления организацией по целям или как принято говорить, целевое управление осуществляется в несколько этапов.

1.Разработка долгосрочных целей организации (стратегическое планирование).В основе разработки долгосрочных целей лежит планирование. Это прежде всего разработка обоснованных планов для представления их совету директоров, а также высшему руководителю. Требуется немало усилий от руководителей организаций по выработке реальных и обоснованных целей. Перспективное планирование – крайне важный этап успешной работы организации в первую очередь потому, что оно осуществляется в условиях недостаточной информации. Именно поэтому большое значение приобретает мнение совета директоров, профессионалов высшего звена управления. Для определения долгосрочных целей необходимы знание ситуаций и мнение компетентных людей относительно этих ситуаций. Именно на этом этапе проводится развернутое совещание по проблемам долгосрочного планирования, на котором должна быть выработана стратегия организации по всем ее направлениям.

Как правило разработка долгосрочных целей проводится снизу вверх. Алгоритм может быть следующим:

1.Подробное обсуждение руководством организации стратегических планов организации с управляющими подразделениями.

2.рассмотрение всех замечаний и предложений;

3.использование их для дополнения и расширения первоначальных планов.

Опыт ряда компаний показывает.что данный подход к разработке стратегических планов является разумный и позволяет усовершенствовать перечень целей, стоящих перед каждым подразделением.

Следующий этап предусматривает оценку действующей оргструктуры управления. Разработать оргструктуру управления, составить положение о подразделениях и расписать их функции относится к несложным задачам. Сложнее ответить на следующие вопросы:

Правильно ли распределены функциональные обязанности? Насколько хорошо их выполняют сотрудники?

Соответствует ли оргструктура требованиям окружающей среды? Если нет. то как наиболее быстро и с минимальными затратами провести ее реорганизацию.?

Привлекает ли управляющий высшего звена к разработке целей своих подчиненных или он сам делает это единолично?. Другими словами, насколько хорошо налажены двухсторонние связи в данной структуре управления. Любая организация не может работать, если в ней нет четкого распределения обязанностей и персональной ответственности.

Третий этап предусматривает разработку целей структурных подразделений. От правильности этих целей зависит успех выполнения всего долгосрочного плана организации. Осуществление этих целей ориентировано скорее на развитие,чем на достижение результатов. Сущность выполнения данного этапа заключается в том, что цели должны быть сформулированы на каждом уровне управления и прежде всего по горизонтали. Все реальные организации многоцелевые, на данном этапе на каждом уровне управления должны быть сформулированы все цели выбранной стратегии. С другой стороны должны быть выбраны главные цели, под которые и предстоит проектировать организацию. Для координации выбранных целей необходима их оценка и по вертикали.

Четвертый этап предусматривает доведение выбранных целей до подразделений. Сущность данного этапа заключается в выявлении взаимозависимых целей, реализуемых на каждом уровне управления. В результате такой работы производится построение дерева целей. Выполнить такую работу можно только с помощью экспертов.

Пятый этап предусматривает доведение целей до каждого конкретного исполнителя. На этом этапе прежде всего выясняется возможность реализации сформулированных ранее цели конкретным исполнителем. В ряде случаев для понимания необходимой деятельности потребуется выбранные цели детализировать. Только после установления согласованности системы целей и конкретной деятельности можно утверждать, что выбранные цели доведены до каждого конкретного исполнителя..Реальная работа в этом направлении предполагает широкое обсуждение всех целей на производственных совещаниях.

Шестой этап – реализация целей включает:

Закрепление целей за каждым исполнителем:

Выявления наличия всех ресурсов, необходимых для реализации целей;

Установление графика выполнения работ;

Контроль выполнения целей во всей системе управления сверху до низу;

Своевременность вмешательства в процесс управления во всей системе управления.

Седьмой этап – оценка достигнутых результатов. Оценка должна производиться снизу вверх с выходом на глобальные цели.Обсуждение результатов должно быть произведено неформально с учетом мнения сотрудников организации. Иногда для этой цели разрабатываются специальные анкеты, которые обрабатываются с учетом теории экспертных оценок. Результаты обработки доводятся до каждого уровня управления несколько раз,обсуждаются и повторно обрабатываются до получения полного согласия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.168.28 (0.055 с.)