Тема 2.4. Цивилизационное разнообразие современного мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.4. Цивилизационное разнообразие современного мира



1. Всеобщая декларация прав человека: ее значение для мировой цивилизации.

2. Шведская модель социализма.

3. Концепция социального государства.

4. Модернизация Латинской Америки.

5. Латиноамериканская цивилизация в ХХ веке.

6. Япония на пути к постиндустриальному обществу.

7. Человек в восточных цивилизациях современности.

8. Древность и современность в иранской исламской революции.

9. Строительство социализма в современном мире (Китай и другие страны).

10. Европейская интеграция.

11. Глобализация: за и против.

12. Антиглобализм.

13. Человек в условиях глобального мира.

14. Возможно ли столкновение цивилизаций?

Тема 2.5. Цивилизационные процессы в России

1. Рождение русской цивилизации.

2. Духовная и материальная культура Древней Руси.

3. Русь между Европой и Азией.

4. Роль татаро-монгольского нашествия в сложении Русского государства.

5. Русь и Византия.

6. Духовные основания русской культуры.

7. Русская цивилизация: самобытность и заимствования.

8. Московское царство в XVI-XVII вв.: становление, кризисы, реформы.

9. Реформы Перта I.

10. Экстенсивный тип развития российской цивилизации.

11. 1917 год в российской и мировой истории.

12. Становление советской цивилизации.

13. Послевоенный социализм в СССР: место в мировой цивилизации.

14. Холодная война: причины, содержание, результаты.

15. Россия в начале XXX тысячелетия.

 

4. Понятия для терминологического диктанта

Модуль 1

Тема 1.1

«Вызов-Ответ», «закрытое общество», кризис, культура, «мир-империя», «мир-экономика», «мир-социализм», «Осевое время», «открытое общество», «стадии роста», формация, цивилизация, «циклическая флуктуация».

Тема 1.2

Антропогенез, брахманизм, буддизм, веды, даосизм, деспотия, дхарма, зиккурат, иероглифика, индуизм, инь и ян, йога, каллиграфия, карма, касты, клинопись, конфуцианство, космоцентризм, майя, мегалиты, миф, монотеизм, «неолитическая революция», пиктография, политеизм, сансара, синкретизм, социогенез, традиционализм, фараон, хамы.

 

Тема 1.3. Античная цивилизация

Автаркия, агон, агора, атараксия, басилей, варвары, гелиэйя, демократия, колония, консул, лабрис, легион, люмпен, олигархия, ордер, пайдейя, патриций, патрон, плебей, полис, претор, принципат, республика, сенат, стратег, тиран, христианство, эдикт, этруски.

 

Тема 1.4. Цивилизации Средних веков

Вассал, дзэн-буддизм, дин, ислам, монотеизм, сеньор, рыцарь, самурай, сатори, синтоизм, сунниты, сура, сунна, суфизм, теократия, теоцентризм, феодализм, хадж, халифат, хариджиты, христианство, чань-буддизм, шариат.

 

Модуль 2

Тема 2.1. Духовная революция эпохи Возрождения

Англиканство, антропоцентризм, буржуазия, гуманизм, индивидуализм, индульгенция, кальвинизм, лютеранство, натурализм, пантеизм, протестантизм, рационализм, Ренессанс, Реформация, секуляризация.

Тема 2.2. Становление индустриальной цивилизации

Жирондисты, идеология, индустриальная цивилизация, консерватизм, конституция, либерализм, луддиты, модернизация, национализм, Новое время, парламентаризм, прогресс, промышленная, Просвещение, разделение властей, революция, социал-демократия, социализм, тред-юнионы, федерализм, чартизм, якобинцы.

 

5. Вопросы для контрольных работ

 

Модуль 1

  1. Что такое «цивилизация»? Основные концепции цивилизаций.
  2. Типология цивилизаций.
  3. Теории упадка цивилизаций.
  4. Основные особенности Древнеегипетской цивилизации.
  5. Основные особенности цивилизации Месопотамии.
  6. Духовные основания цивилизации Древнего Китая.
  7. Духовные основания цивилизации Древней Индии.
  8. Каковы отличительные особенности античной цивилизации в сравнении с Востоком?
  9. Выделите этапы формирования Афинского полиса, соответствующие крупным общественно-политическим и законодательным реформам.
  10. Сравните общественный строй в Афинах и Спарте.
  11. Что такое эллинизм? Назовите его отличительные особенности.
  12. Политическая система Римской республики.
  13. Причины падения Рима.
  14. Основные особенности средневекового общества.
  15. Проанализируйте отличие империй средних веков от Римской империи.
  16. Что такое система вассалитета?
  17. Каковы главные религиозные, политические и другие причины Крестовых походов?
  18. Что такое «Великая хартия вольностей»? При каких обстоятельствах был создан этот документ?
  19. Какие сословно-представительные учреждения возникли в средние века в разных странах Европы?
  20. Какова роль Церкви в средние века? Приведите примеры участия церкви в жизни средневекового общества.

 

Модуль 2

  1. Какие особенности нового мироощущения отражены в словах Леонардо да Винчи: ««Каждый человек всегда находится в центре мира. Каждый – средоточие мира, человек всегда центр мира»?
  2. Основные изменения в социальной структуре европейского общества в раннее Новое время.
  3. Что такое мануфактура? Чем она отличается от цеха, ремесленной мастерской?
  4. Какие изменения в экономической жизни Европы Нового времени говорят о модернизации и зарождении основ индустриального общества?
  5. Цивилизационное значение Великих географических открытий.
  6. Что такое абсолютная монархия? Отличается ли абсолютизм от деспотии и феодальной монархии?
  7. Какую эпоху (век) в истории Европы называют «веком Просвещения»? Каковы главные идеи и значение Просвещения?
  8. Основные принципы Конституции США 1787 года.
  9. Расскажите об основных идеологиях индустриального общества (консерватизме, либерализме, социал-демократии). Когда они сложились, каковы из ключевые идеи, лозунги, представители.
  10. Почему революции 1848 г. называют "синхронными"? Какие общие задачи стояли перед ними в разных странах?
  11. Причины Первой мировой войны.
  12. Когда и с каких событий началась Вторая мировая война, чем и когда закончилась?
  13. Основные международные блоки, которые были созданы в 1949- сер. 50-х гг.
  14. Основные особенности индустриальной цивилизации.
  15. Основные особенности постиндустриальной цивилизации.

 

6. Темы круглых столов

Модуль 1

  1. Всемирная цивилизация: утопия или реальность?
  2. Античность и современная цивилизация Запада.

 

Модуль 2

1. Человек в ситуации цивилизационного кризиса современности.

2. Россия начала XXX тысячелетия: основные проблемы и предполагаемые пути их решения.

 

7. Вопросы к зачету

 

1. Подходы к цивилизационным проблемам и методика их изучения.

2. Цивилизационные кризисы.

3. Сравнительная характеристика основных типов цивилизаций.

4. Значение неолитической революции.

5. Цивилизация Месопотамии.

6. Цивилизация Древнего Египта.

7. Цивилизация Древней Индии.

8. Цивилизация Древнего Китая.

9. Минойская цивилизация.

10. Цивилизация Древней Греции.

11. Цивилизация Древнего Рима.

12. Цивилизация Византии.

13. Европейская цивилизация эпохи средневековья.

14. Восточные цивилизации эпохи средневековья.

15. Цивилизация мусульманского Востока.

16. Европейская цивилизация: Итальянское Возрождение.

17. Европейская цивилизация: Северное Возрождение.

18. Европейская цивилизация Нового времени.

19. Индустриальная цивилизация.

20. Постиндустриальная цивилизация.

21. Русская цивилизация в феодальную эпоху.

22. Становление Российской индустриальной цивилизации.

23. Становление Советской цивилизации.

24. Человек в условиях глобального мира.

25. Цивилизационные проблемы современности.

 

Образовательные технологии

Для реализации различных видов учебной работы используются как традиционные образовательные технологии (проведение лекций, семинарских занятий с опросом, тестирование, эссе, доклады, диктанты на знание терминов), так и интерактивные формы. Круглый стол подразумевает формирование фронтального обсуждения основных идей, содержащихся в теме обсуждения, по заранее разработанному студентами (совместно с преподавателем) плану.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1 Основная литература:

1.Драч Г.В, История мировой культуры (мировых цивилизаций). М. 2005.

2.Костяев А.И., Максимова Н.Ю. Современная российская цивилизациология. М., 2007

3. Новиков С.В., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. Всеобщая история. М., 2010

4..Фортунатов В. История мировых цивилизаций. СПб., 2011.

 

9.2. Дополнительная литература:

1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV – XVIII вв. Т.1-3. М.. 1992.

3. Васильев Л.С. Проблемы происхождения китайской мысли. М., 1989.

4. Васильев К.М. Истоки китайской цивилизации. М.,1998.

5. Джеймс П. Римская цивилизация. М.: Гранд: ФАИР-Пресс, 2000.

6. Дюби Ж. Европа в средние века. М., 1996.

7. История Древнего Востока / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. - М., 1983-1988. Т. 1-2.

8. История древнего мира / Под ред.Дьяконова И.М. М., 1989.

9. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М,, 1992.

10. Малявин В. Конфуций. М. 1993.

11. Межгосударственные отношения и дипломатия на древнем Востоке. М., 1987.

12. Неронова В.Д. Формы эксплуатации древнего мира в зеркале советской историографии. Пермь, 1995.

13. Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. М. 1977.

14. Переломов Л.С Империя Цинь – первое централизованное государство Китая. М. 1961.

15. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в истории Китая. М. 1981

16. Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1999.

17. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.

18. Тойнби Дж. Постижение истории. М., 1991.

19. Фишер В. Экономика, общество и государство. 1914 – 1980. М., 1999.

20. Шарма Р. Древнеиндийское общество.М., 1987.

21. Шлезингер Д. Циклы американской истории. М., 1992.

22. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. М., 1991.

 

9.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

1) http:// www/humanities.edu.ru/ index.html (Портал гуманитарного образования)

2) http://www/hist.msu.ru/ER/index.html (Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ)

3) http://www.philosophy.ru/library/rickert/k_n.html

4) http://itmk.philos.msu.ru/edu/texts/

5) http://www.gumer.info/ (Библиотека Гумер)

6) http://www.libelli.ru/library.htm (бибдиотека Нестор)

7) http://www.bibliotekar.ru/ (Электронная библиотека «Библиотекарь.ru»

8) http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx (Библиотека Русского гуманитарного Интернет-университета)

9) http://abovo.net.ru/ (Научная библиотека)

 

 

10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины

Занятия по дисциплине «История мировых цивилизаций» предполагают использование аудиторий, оборудованных компьютером и проектором.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.016 с.)