Авиценна, его вклад в развитие медицины средневекового востока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Авиценна, его вклад в развитие медицины средневекового востока.



В IX – XI вв. одним из важнейших центров научной мысли Востока стала Средняя Азия. Ибн-Сина (лат. – Авиценна) – великий учёный-энцклопедист средневекового Востока, преуспевший в 12 науках, жил и работал в этот плодотворный период истории Среднего Востока. Ибн-Сина стал признанным врачом к 16 годам, за свою недолгую жизнь посетил многие города Средней Азии. В течение ряда лет он жил в Хорезме и входил в «Академию Мамуна» («Дом мудрости») вместе с выдающимися учёными того времени - математиками, астрономами, врачами, которые оказали большое влияние на формирование философских и естественно-научных воззрений Ибн-Сины. Его труд «Канон медицины» явился энциклопедией медицинских знаний того времени. Он состоит из пяти книг. Каждая книга, в свою очередь, делится на части, отделы, статьи и параграфы.

Первая книга посвящена теории медицины и состоит из четырёх больших разделов: 1) введение, анатомия и физиология; 2) причины болезней; 3) симптомы болезней; 4) диета, профилактика, общие принципы лечения. Одна из её частей «О сохранении здоровья» является крупнейшим гигиеническим компедиумом древности.

Вторая и пятая книги посвящены лекарствоведению. Во второй описаны простые лекарства, в пятой – «сложные» лекарства, яды и противоядия. В целом в «Каноне» описано 811 лекарственных средств.

В третьей книге описаны отдельные болезни (головы, ушей, носа, глаз, гортани

 

Значение Византийской империи для последующих поколений.

В истории мировой культуры византийская цивилизация явилась непосредственной преемницей Греко-римского наследия. В течение 10 веков своего существования она была центром своеобразной и поистине блестящей культуры. Влияние Византийской культуры на страны Востока и Запада ощущалось в течение многих столетий после того, как Византия как государственное образование прекратила своё существование. Именно Византия сохранила те античные традиции, преемственность которых в Западной Европе была нарушена.

В истории науки наследие Византии не может рассматриваться как достояние одной страны – на её обширной территории располагаются ныне Греция и Болгария, Югославия и Румыния, Турция и Венгрия, Италия и Египет и многие другие страны Средиземноморья. За 10 веков своей истории Византия смогла сохранить и систематизировать античное наследие, а также создала оригинальную средневековую культуру, которая оказала большое влияние на развитие культуры и медицины многих народов мира.

 

Проведите параллель между схоластическим и гуманистическим направлениями в науке в эпоху феодализма.

Согласно христианской религии, которая в период классического средневековья определяла идеологию западно-европейского общества, знание имеет два уровня: сверхъестественное знание, даваемое в «откровении» и содержащееся в текстах Библии и естественное – отыскиваемое человеческим разумом и выраженное в текстах Платона, Аристотеля и некоторых других античных авторов, признанных или канонизированных христианством.

На этой основе сформировалась схоластика – тип религиозной философии, основанный на церковных догматах.

Перевод арабских алхимических рукописей на латинский язык, начавшийся в XI в., вызвал «алхимический бум» в Западной Европе. Алхимия явилась закономерным историческим этапом становления современной химии, которая прошла в своём развитии несколько этапов (алхимия, ятрохимия, флогистика). Ставя перед собой определеннее практические задачи, европейские алхимики разработали много химических методов и создали соответствующую своему времени теорию вещества.

Однако мертвящее влияние схоластики сказалось и на химии, а вместе с ней – и на фармации. Главной целью европейской средневековой медицины стали поиски «философского камня», которому приписывались свойства превращать «неблагородные» металлы в «благородные», а также исцеления от всех болезней и возвращение молодости.

Тем не менее подлинные учёные периода средневековья стремились подойти к вопросу о превращении веществ с натурфилософских позиций. Среди них были Одо из Мена-на-Лауре (X в.) – автор поэмы о свойствах трав, Арнольд из Виллановы, написавший трактат «О ядах» и Роджер Бэкон, составивший сочинения «Большой труд», «Могущество алхимии» и «Зеркало Алхимии». «…Не надо прибегать к магическим иллюзиям, - писал Р. Бэкон, - когда сил науки достаточно, чтобы произвести действие».

 

У. Гарвей и его вклад в развитие медицины.

Рождение физиологии как науки, как правило, связывают с именем выдающегося английского врача, физиолога и эмбриолога, Уильяма Гарвея. (1578 – 1657 гг.), которому принадлежит заслуга создания стройной теории кровообращения.

У Гарвей в возрасте 21 года окончил Кембриджский университет. В 24 года в Падуе стал доктором медицины. Вернувшись на родину, Гарвей стал профессором кафедры анатомии, физиологии и хирургии в Лондоне.

Основываясь на достижениях своих предшественников – Галена, Везалия, Коломбо, Фабриция, Гарвей математически рассчитал и экспериментально обосновал теорию кровообращения, согласно которой, кровь возвращается к сердцу по малому и большому кругам. По мнению Гарвея, на периферии кровь переходит из артерий в вены по анастомозам и через поры тканей, - при жизни Гарвея в физиологии ещё не применяли микроскопической техники, и он не мог увидеть капилляров. Их открыл Марчелло Мальпиги (1628 – 1694 гг,)через четыре года после смерти Гарвея.

После многолетней проверки в эксперименте У. Гарвей изложил свою теорию в фундаментальном сочинении «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» и сразу же подвергся ожесточённым нападками со стороны церкви и многих учёных.

 

Хронология феодализма. Какие основные даты легли в её основу?

Хронологические рамки средних веков (так же как и других периодов истории) считаются весьма условными, так как в разных регионах земного шара феодальный строй зарождался и формировался неодновременно. В Западной Европе началом средних веков и феодализма считается 476 г. – год падения Западной Римской империи. В странах Востока феодализм зародился значительно раньше. В Китае он укрепился в III в., в странах Закавказья – в IV в., в Византии и государствах Средней Азии – в VII в. На Руси феодальный строй начал формироваться в IX в.

Конец средних веков современная историческая наука связывает с утверждением капитализма и временем первых буржуазных революций. Среди них общеевропейское значение имела буржуазная революция 1640 – 1648 гг. Год её начала условно считается окончанием средневековья в Западной Европе – границей между историей средних веков и новым временем. В разных странах падение феодального строя произошло не одновременно: начавшись в XVII в, оно продолжается и в наши дни, когда в некоторых государствах ещё сохраняются остатки феодальных традиций.

 

11. Значение ближне– и средневосточной культуры для становления и развития естественных дисциплин и медицины.

Народы средневекового арабоязычного Востока сохранили, отредактировали, дополнили и возвратили обратно в Европу в усовершенствованном виде все важнейшие знания эпохи раннего средневековья, в области медицины в том числе. Одного этого уже достаточно, чтобы воздать им славу. Однако у них имеются и собственные заслуги в развитии науки: становление и развитие фармации и фармакопей, учреждение высокоорганизованных больниц, распространение медицинской помощи на все слои населения, высокий уровень организации медицинского дела и контроль за работой врачей и фармацевтов, выделение хирургии как самостоятельной почётной области медицины. Более того, они пытались отделить науку от религии и значительно ускорили развитие наук в Западной Европе, приблизив эпоху Возрождения.

Средневековая арабоязычная культура в течение столетий находилась во главе цивилизаций региона Средиземноморья. Она оказала значительное влияние на страны Азии, Африки и Европы и заполнила собой огромное расстояние между древними школами и наукой позднего средневековья.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.005 с.)