Внутренняя политика самодержавия на рубеже веков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутренняя политика самодержавия на рубеже веков.



В конце XIX — начале XX вв. капитализм стал мировой системой, достигнув в передовых странах империалистической стадии. Основными ее чертами были: 1) монополии, возникшие на основе высокойконцентрации производства и капиталов, и захват ими господствую_щих позиций в экономике; 2) сращивание промышленности с банками и образование финансового капитала, мощной финансовой олигархии;3) вывоз капиталов (в форме государственных займов или прямых инвестиций в экономику), приобретший широкий размах наряду с вывозом товаров; 4) возникновение международных монополистических союзов и обострение в связи с этим борьбы за рынки сбыта, сырья,сфер приложения капиталов; 5) обострение борьбы между ведущими странами за передел поделенного мира, что привело к ряду локальныхвойн, а затем и к развязыванию первой мировой войны. Относительноспокойная полоса мировой истории сменяется более порывистой, скачкообразной, конфликтной.Россия к началу XX в. по общему объему промышленного производства занимала 5–6_е место в мире, почти сравнявшись с Францией и дажеопередив ее по некоторым показателям тяжелой промышленности. Этомуспособствовал ряд факторов и прежде всего — возможность использоватьопыт и помощь развитых стран, а также экономическая политика прави_

тельства, направленная на форсированное развитие некоторых отраслей и железнодорожное строительство.

В 1894 г. на российский престол вступил Николай II — последний русский император. В 90_е годы был принят ряд экономических мер, связанных с именем крупного государственного деятеля того времени С.Ю. Витте, занимавшего до 1892 г. пост министра путей сообщения, а с 1892 по

1903 г. — пост министра финансов. В 1891 г. по его инициативе было начато строительство Транссибирской магистрали, которое было закончено через 15 лет. В 1895 г. в целях увеличения доходов государства по предложению Витте была введена винная монополия — исключительное право государства на торговлю спиртными напитками. В 1897 г. Витте осуществил денежную реформу. В обращение была введена золотая валюта со свободным обменом на нее кредитного

рубля. В 1899 г. было принято решение о снятии препятствий для инвестиций иностранного капитала в русскую промышленность. В 1902 г. под председательством Витте было учреждено «Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности», в задачу которого входило содействовать переходу от общинного землепользования «к подворному и хуторскому владению». Тем самым предлагалась мера, которая потом была проведена Столыпиным. Меры правительства в «рабочем вопросе» сводились к подавлению нараставшего рабочего движения. При этом, сознавая неэффективность одних только репрессивных действий против рабочих, правительство проводило реорганизацию фабричной инспекции. Принимались меры к упорядочению рабочего дня, взимания штрафов, условий труда для женщин и детей. В 1897 г. был принят «Новый фабричный устав». Решено было под контролем полиции создать «общества взаимного вспомоществования рабочих», чтобы отвлечь их от прямой борьбы за свои права. Идея принадлежала начальнику московского охранного отделения С.В. Зубатову. Эта политика получила название «зубатовщины». «Зубатовские профсоюзы» появились в Петербурге, Москве, Минске, Вильно, Одессе и других промышленных центрах.

В 1893 г. в России начался промышленный подъем, продолжавшийся до 1900 г. Наблюдался рост промышленности, добыча нефти и угля возросла в 2,5 раза. По выплавке чугуна Россия заняла третье место в мире, по добыче нефти — первое. Интенсивно шло железнодорожное

строительство. Сеть железных дорог возросла почти вдвое — с 31 тыс. до 58 тыс. км.

Среднегодовые сборы хлебов в 90_е годы выросли в среднем в 1,7 раза. Российский хлебный экспорт вырос в 5 раз. Однако следует заметить, что многие крестьяне, задавленные непосильными налогами, продавали не излишки, а необходимый для проживания хлеб.

Численность промышленного пролетариата увеличилась с 1,5 млн. до 4,2 млн. человек.

После промышленного подъема 90 - х годов Россия пережила тяжелый экономический кризис 1900'1903 гг. В 1900г. разразился мировой экономический кризис. Российское правительство потеряло возможность получать иностранные займы, следствием чего явилось немедленное сокращение государственных заказов. В течение трех лет более 4 тыс. предприятий было закрыто. Количество безработных достигло рекордной цифры 400'500 тыс. человек. С другой стороны, кризис начала века резко ускорил концентрацию промышленного производства. Активизировался процесс акционирования предприятий. В результате на смену временным предпринимательским объединениям 80_90_х годов пришли новые, более устойчивые монополии — в основном картели и синдикаты, объединявшие предприятия для совместного сбыта продукции (Продамет, Продуголь, Продвагон, Продпаровоз и др.). Одновременно шло укрепление банков и образование банковских групп (Русско_Азиатского, Петербургского Международного, Азовско_Донского банков). По своему политическому строю Россия оставалась абсолютной монархией. Сделав в 60_70_е годы XIX в. шаг по пути превращения в буржуазную монархию, царизм юридически и фактически сохранил все атрибуты абсолютизма. Вплоть до 1905 г. высшими государственными органами в стране были Государственный совет (председатель и члены Совета назначались царем, а постановления имели для императора рекомендательный характер) и Сенат — высшая судебная инстанция и толкователь законов. Исполнительная власть осуществлялась министерствами, деятельность которых отчасти координировалась Комитетом министров. Но последний не имел характера объединенного Совета министров, так как каждый министр был ответственен только перед царем и выполнял его указания.

 

Причины революции 1905-1907гг.

Причины революции. Причины революции в России коренились в ее экономическом и социально-политическом развитии. Можно условно поделить причины революции на несколько групп. В первую очередь определили характер революции экономические противоречия в жизни страны. Главным противоречием было развитие нового, капиталистического уклада в экономике, которому мешали сохранившиеся оста тки феодальных отношений: помещичье землевладение мешало развитию капиталистических отношений в сельском хозяйстве, тормозило развитие буржуазного хозяйства; община мешала заинтересованности в труде, накоплению капитала, появлению свободных рабочих рук в промышленности. Сохранившиеся выкупные платежи также мешали накоплению капитала. Важную роль в экономических факторах, приведших к революции, сыграла многоукладность российской экономики, при которой уклады мешали друг другу. Смешение стадий капиталистического развития также являлось важнейшим противоречием экономической жизни России.

Политические причины революции выглядели, очевидно, для всех современников — отсутствие свобод, абсолютный характер власти, усилившаяся борьба за власть между буржуазией и дворянством. Формировавшееся гражданское общество выражало несогласие с политическим строем страны. Важную роль сыграли и пр отиворечия центральной власти с местными элитами, претенд овавшими на свою долю участия в управлении. И, наконец, социальными причинами стали серьезные противоречия, существовавшие в России. Буржуазно-дворянские (власть), крестьянско-помещичъи (земля) и пролетарско-буржуазные (условия труда) противоречия обусловили многослойность и неоднозначность российских событий, отличие революции 1905—1907 гг. от классических буржуазных революций на Западе. Немалую роль сыграли сословные и национальные противоречия.

Катализатором революции стали неудачи России в войне 1904—1905 гг. с Японией.

РЕФОРМЫ СТОЛЫПИНА

 

Выбор пути. 1906 г. Россия встретила на распутье. Существовала реальная возможность развития событии по трем направлениям: 1) дальнейшее продолжение революции; 2) наступление контрреволюции; 3) трансформация револю­ции «снизу» в революцию «сверху». И первый, и второй путь предполагал большие людские жертвы. Третий путь давал возможность избежать этого.

Несмотря на то, что в стране существовали постоянная угроза новой вспышки народных волнений, с одной стороны, и отчетливое стремление властей силой подавить эти волнения - с другой, все же в сложившихся условиях реализовалась возможность проведения экономических и политических реформ.

27 апреля 1906 г. в присутствии Николая II состоялось торжественное открытие I Государственной думы. Наиболее крупными фракциями в ней были кадетская - 153 депутата и крестьянская («трудовики») - 107 депутатов. Большевики и эсеры бойкотировали выборы. Октябристы получили лишь 13 мандатов. Правые партии - ни одного.

Фракция трудовиков выступила с законопроектом, в ко­тором, потребовала отчуждения помещичьих и прочих част­новладельческих земель» создания «общенародного земельно­го фонда» и введения уравнительного землепользования. В процессе обсуждения часть трудовиков выдвинула еще более радикальный проект: немедленное и полное уничтожение, частной собственности на землю и объявление ее вместе с недрами и водами общей собственностью всего населения России.

Правительство обвинило Думу в революционных замыс­лах, и 9 июля 1906 г. царским манифестом I дума была распу­щена, не проработав двух с половиной месяцев. В этот же день новым председателем Совета Министров был назначен П.А.Столыпин.

24 августа 1906 г. П.А.Столыпин опубликовал правитель­ственную программу. Она состояла из двух частей. В первой обосновывалась необходимость успокоения страны при по­мощи чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов. Во второй части предлагалось немедленно, не дожидаясь созыва II Думы, начать аграрную реформу. Одно­временно было объявлено о подготовке пакета законопроек­тов, способствующих превращению России в правовое госу­дарство: о свободе вероисповедания, о гражданском равно­правии, об улучшении быта рабочих, о реформе местного самоуправления, о реформе высшей и средней школы, о вве­дении всеобщего начального обучения и улучшении матери­ального обеспечения народных учителей, о подоходном нало­ге и полицейской реформе. Эти законопроекты он был наме­рен предложить для обсуждения в новой Думе.

Разрушение общины. Первым актом нового правительства стал указ от 9 ноября 1906 г. Его стержневой идеей было раз­рушение крестьянской общины путем разрешения свободного выхода из нее любого домохозяина. Выходящий из общины крестьянин получал в частную собственность все закреплен­ные за ним наделы, причем они должны были быть сведены в один участок. Указ поощрял образование отрубного и хуторского крестьянского хозяйства, не посягая при этом на помещичье землевладение.

Социальный смысл аграрной реформы П.А.Столыпина состоял в том, чтобы заполнить существовавший в России социальный вакуум - создать широкий слой мелких буржуазных собственников. Основной целью указа было стремление отвлечь внимание крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель. Провозглашая идею создания в России правового государства, П.А.Столыпин резко выступал против попыток посягательства на частную собственность.

Третьеиюньский государственный переворот. 20 февраля 1907 г. начала работу II Государственная дума. По своему составу она оказалась еще более левой, чем предыдущая, так как в выборах приняли участие и революционные партии социал-демократы и эсеры. Дума отказалась обсуждать, а тем: более - утверждать указ от 9 ноября 1906 г., хотя правитель­ство уже активно претворяло его в жизнь. Депутаты занялись собственным законотворчеством. В правительстве созрело решение разогнать и II Думу, но одновременно с этой акцией, опубликовать новый избирательный закон, не допускающий к депутатским мандатам нежелательных для властей элемен­тов. Это решение противоречило основным законам империи, гласившим, что изменить избирательный закон можно только с согласия думы.

3 июня 1907 г. был издан царский манифест о роспуске II Думы и об изменении Положения о выборах. Это событие вошло в историю под названием третьеиюньского государ­ственного переворота.

Избирательный закон от 3 июня 1907 г. коренным образом перераспределял число выборщиков в пользу помещиков и буржуазии. Теперь один голос помещика приравняли к 4 голосам крупной буржуазии, 65 голосам мелкой буржуа­зии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих.

Рецидивы общинного сознания. III Государственная дума, депутаты которой избирались по новому закону, собралась на свое первое заседание 1 ноября 1907 г. Наибольшее предста­вительство в ней имели октябристы (154) и монархисты различных оттенков (147). Кадеты получили 54 мандата, социал-демократы - 19. Эсеры выборы бойкотировали. Получив удовлетворяющий его состав Думы, правительство смогло, наконец, представить аграрный законопроект на утверждение.

Тем не менее, в реальной жизни из общины выходили основном зажиточные крестьяне, а также беднота, стpeмившаяся улучшить свое Материальное положение за счет продажи земли. Из 2 млн. выделившихся из общины дворов (не считая 470 тыс. дворов в беспредельных общинах, где выделение было обязательным) свои наделы продали 1,2 млн., т. е. 60%. Несмотря на все усилия правительства, действительно единоличные хозяйства, по типу фермерских, составляли к 1915 г. всего 10,3% всех крестьянских хозяйств, занимая 8,8% надельной земли.

За семь лет активного проведения реформы были достиг­нуты заметные успехи в росте сельскохозяйственного произ­водства: посевные площади возросли в целом на 10%, а в районах наибольшего выхода крестьян из общины - на 150%; на треть увеличился хлебный экспорт, достигнув в среднем 15% мирового экспорта зерна, а в урожайные годы - до 40%. За эти же годы удвоилось количество применяемых минеральных удобрений, почти в 3,5 раза возросли закупки крестьянами сельскохозяйственных машин. Эти показатели, в свою очередь, оказывали влияние на рост промышленного производства, темпы которого в эти годы были самыми высокими в мире (8,8%).

Переселенческая политика. Одним из важнейших инстру­ментов разрушения крестьянской общины стала политика массового переселения крестьян за Урал. Форсируя этот про­цесс, правительство хотело ослабить земельный голод во внутренних губерниях России, а главное - отправить миллио­ны безземельных и бунтующих крестьян подальше от поме­щичьих имений - в Сибирь, где было много пустующей земли. Переселенцы освобождались на длительное время от налогов, получали в собственность участок земли (15 га на главу семьи и 45 га на остальных членов семьи), денежное пособие -200 рублей на семью; мужчины освобождались от воинской повинности.

В первые годы после революции переселение развивалось быстрыми темпами. В последующий период этот процесс несколько замедлился. Всего же с 1906 по 1914 г. в Сибирь переселилось 3 млн. 40 тыс. человек. Однако переселенческое ведомство плохо подготовилось к перевозке и устройству на местах огромной массы людей, и хотя процент закрепившихся на новом месте был довольно высок, часть переселенцев возвратилась обратно (524 тыс., или 17%).

Несмотря на все недостатки, переселенческая политика имела прогрессивное значение. Увеличилось население Сибири. Новоселы освоили более 30 млн. десятин пустующей зем­ли, построили тысячи сел, дав толчок развитию производи­тельных сил Сибири. Очень важным было и то, что становление земельных отношений в переселенческих районах шло именно в том направлении, о котором говорил П.А.Столыпин, - создание крепких единоличных хозяйств.

Кооперация. Крестьяне-переселенцы нашли свой путь в ка­питализм, опирающийся на русские коллективистские тради­ции: общину сменила кооперация. Кооперативные союзы выполняли роль своеобразного механизма, посредством кото­рого мелкое крестьянское производство включалось в общую систему не только российского, но и мирового рынка.

Кооперация значительно снизила цены на рынке, оказы­вала помощь не только зажиточным и средним сдоям деревни, но и беднякам.

На 1 января 1917 г. в стране насчитывалось 63 тыс. различных видов кооперативов. Сельская кооперация обслу­живала 94 млн. человек, или 82,5% деревенского населения.

Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро. В одном из интервью в 1909 г. он заявил: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России». Однако внутренняя проти­воречивость целей и методов осуществления реформ привела к тому, что П.А.Столыпин стал фактически реформатором-одиночкой. Его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Более того, их действительной целью являлось формирование этой самой «группы поддерж­ки» - класса мелких буржуазных собственников.

Крестьяне были разочарованы в том, что власть не отдала им помещичьи земли, предлагая ехать за землей невесть куда. В крестьянское сознание все глубже внедрялась идея «черного», т. е. революционного, передела земли. Дворянство видело в Столыпине лишь разрушителя «вековых устоев» и узурпатора власти. Им нужен был Столыпин-успокоитель, в Столыпине-реформаторе они не нуждались. Либеральная интеллигенция не могла простить премьер-министру военно-полевых судов, приверженности к самодержавным формам правления, антисемитских и прорусских настроений. Увлек­шись аграрными преобразованиями, Столыпин упустил про­блему социального обеспечения рабочих, которая смогла бы смягчить негативную реакцию на жестокость власти по отно­шению к революционерам. Недовольство проявляли и про­мышленные круги, видевшие в правительственной политике перекос в сторону сельского хозяйства. Для революционных партий он навсегда остался «душителем революции», «вешателем», реакционером. Эсеры устроили за Столыпиным настоящую охоту. Единственной силой, объявившей первоначально о своей безоговорочной поддержке всех столыпинских начинаний, были октябристы и стоящие за ними патриотиче­ски настроенная русская-буржуазия и часть государственно-мыслящей интеллигенции и чиновничества. Однако впо­следствии он лишился и этой поддержки.

Оставался единственный способ проведения реформ - при помощи силы государства. Однако столыпинский курс перестал поддерживать и Николай II. В сентябре 1911 г. он был смертельно' ранен агентом охранки анархистом Богровым. В стране не оказалось ни лидеров, ни политических сил, способных продолжить его начинания.

1912-1914 гг. Деятельность правительства в 1912-1914 гг. со всей очевидностью свидетельствовала о том, что курс на крупномасштабные реформы был окончательно свернут. От­казавшись от сотрудничества с политическими деятелями реформаторского толка, Николай все в большей степени окружал себя людьми бездарными. Это вызвало новую волну оппозиционных и революционных настроений.

15 ноября 1912г. начала работу IV Государственная дума. Несмотря на то, что по своему партийному составу она почти не отличалась от третьей, по своим настроениям она была оппозиционной. Лидер кадетов П. Н. Милюков строил планы создания в Думе «прогрессивного блока», включавшего в себя всех депутатов - приверженцев умеренных реформ для оказа­ния мощного парламентского давления на правительство.

Однако реформаторский путь России был прерван не только торможением правящей верхушки и отсутствием по­коя внутреннего, а, что самое главное, покоя внешнего. Рос­сия оказалась втянутой в первую мировую войну.

Третьеиюньская монархия.

1. Разгон II Государственной Думы положил начало третеиюньской политической системе. Творцом этой политической системы можно назвать П.А. Столыпина. В 1906 г. Столыпин стал председателем Совета министров и одновременно министром внутренних дел. Политическая жизнь страны характеризовалась жестоким подавлением революционного движения. Действовали военно – полевые суды, созданные Столыпиным после покушения на его жизнь в августе 1906 г. На большей части территории страны было введено чрезвычайное положение, нередки были смертные казни ни в чем не повинных людей. Разгрому подвергались не только радикальные партии, но и демократические организации, пресса.

 

2. С другой стороны, правительство понимало, что без представительного органа управлять страной уже стало невозможно. Самодержавие решило сохранить Думу, при этом обеспечить послушный правительству состав Думы. В новом избирательном законе было вдвое уменьшено представительство крестьян, сокращено число депутатов от рабочих и национальных окраин и соответственно увеличено представительство имущих классов, особенно от дворян_помещиков. Вместе с тем третьеиюньская система не означала полной реставрации самодержавных порядков. Государственная Дума сохранила право утверждения бюджета и депутатского запроса. Министры были вынуждены отчитываться в своих действиях перед законодательным учреждением. Оставалась несколько урезанная, но все - таки реальная свобода слова. Существовала оппозиционная пресса, действовали легальные и полулегальные партии. Политика третьеиюньской монархии в целом расценивается как реакционная. Однако это был и период преобразований, знаменовавших собой новый после буржуазных реформ 60–70_х гг. XIX в. шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную монархию. Самодержавие вынуждено было учитывать «уроки» революции 1905–1907 гг., поэтому в его политическом курсе того времени характерно сочетание реакционных мер с проведением реформ, лавирование между реакционными дворянскими кругами и либеральной буржуазией. Правительством Столыпина была предложена следующая программа реформ: введение волостных земств, расширение круга земских избирателей за счет зажиточного крестьянства, распространение земств на Западный край, Прибалтику и Польшу. Планировалось также ввести всеобщее начальное обучение, реформировать среднюю школу, осуществить государственное страхование рабочих и др.

 

3. Ведущее место отводилось аграрной реформе. С 1907 г. были отменены выкупные платежи.

По Указу 9 ноября 1906 г. крестьяне получали право выйти из общины и закрепить свой индивидуальный надел в частную собственность. Вместо разрозненных полосок крестьяне получали землю в одном месте — так называемый «отруб». Если хозяин переносил на него свой двор со всеми жилыми и хозяйственными постройками, то такой участок превращался в хутор. 14 июня 1910 г. этот указ был одобрен Думой и стал законом. Составными частями реформы было:

— переселение малоземельных крестьян в Сибирь, Среднюю Азию, Казахстан;

— облегчение приобретения земли и продажи земли через Крестьянский банк.

При этом вся помещичья земля оказалась нетронутой. На первых порах, казалось, реформа имела успех: из общины вышло более 1/4 крестьянских хозяйств, Крестьянский банк, скупавший земли у разорявшихся помещиков, продал новым владельцам около 10 млн. дес., на новые земли переселилось около 3 млн. человек. Но вскоре выяснилось, что до полного успеха еще далеко. Темпы реализации реформы постепенно падали: сократилось число заявлений о выходе из общины, упала численность переселенцев, а более 450 тыс. из них вернулись обратно, уменьшилось число покупок земли у Крестьянского банка. Хуторяне и отрубники составляли лишь 10 % всех крестьянских семей. В деревне нарастало противодействие бюрократическому нажиму на общину. Благожелательно встретив первые реформаторские шаги Столыпина, правые реакционные силы затем, усмотрев в них опасность для сохранения своих позиций, обрушились на премьера с критикой, всячески тормозя реализацию его реформ. С другой стороны, оппозиционные и левые силы критиковали правительство за недостаточность преобразований. Николай II, поначалу поддерживавший Столыпина, начал охладевать к нему. В сентябре 1911 г. потерявший покровительство царя Столыпин был убит террористом во время посещения оперного театра. Политический кризис в стране вновь начал обостряться. Спад рабочего движения в годы реакции был относителен: общее количество стачек вдвое превышало предреволюционный уровень. С 1910 г. вновь наметился подъем движения. В деревне постоянно тлел огонек недовольства. Постепенно восстанавливалась боеспособность политических партий. Во главе революционного процесса шла РСДРП. Активизировалась деятельность социал_демократической фракции в Думе, возобновилось издание ряда периодических органов («Звезда»,

«Мысль», «Голос социал - демократа», «Правда»). После периода спада наметилось оживление рабочего движения (численно российский фабрично - заводской пролетариат вырос в 1909 - 1913гг.). В среде социал_демократии окончательно оформился раскол РСДРП на большевиков и меньшевиков. Меньшевики были исключены из партии на VI Пражской конференции в январе 1912г. и образовали самостоятельную организацию. Огромную революционизирующую роль сыграли события на Ленских золотых приисках в Сибири в апреле 1912 г. Демонстрация рабочих, требовавших улучшения жизненного положения, была расстреляна вызванными войсками, более 500 человек убито, ранено. Стачки протеста против ленской бойни прошли по всей России, в них участвовало более 300 тыс. человек. Осенью 1912 г. прошли выборы в IV Государственную Думу. Состав IV Государственной Думы был еще более реакционным, чем III Думы. Большевики получили в Думе всего шесть мест. Большевистская фракция сыграла большую роль в деле политического воспитания рабочих и крестьян. Летом 1914 г., накануне первой мировой войны, рабочее движение в стране достигло уровня 1905 г. Начавшаяся война приостановила развитие политического кризиса.

 

19 Билет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.041 с.)