Общественная и культурная ситуация в России конца XIX- начала XX вв. . Особенности литературного процесса. Модернизм. Декаданс. Термин «серебряный век» – история и значение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественная и культурная ситуация в России конца XIX- начала XX вв. . Особенности литературного процесса. Модернизм. Декаданс. Термин «серебряный век» – история и значение.



Общественная и культурная ситуация в России конца XIX- начала XX вв.. Особенности литературного процесса. Модернизм. Декаданс. Термин «серебряный век» – история и значение.

 

С начала 1890-х годов до октября 1917-го — радикально изменились буквально все стороны жизни России — экономика, политика, наука, технология, культура, искусство.

Переход от эпохи классической русской ли­тературы к новому литературному времени сопровождался далеко не мирным характером общекультурной и внутрилитературной жизни, неожиданно быстрой сменой эстетических ориенти­ров, кардинальным обновлением литературных при­емов. Особенно динамично в это время развивалась рус­ская поэзия. Позднее поэзия этой поры получила название «поэти­ческого ренессанса» или «серебряного века». Возник­нув по аналогии с понятием «золотой век», традицион­но обозначавшим пушкинский период русской литературы, это словосочетание поначалу использовалось для характеристики всего периода в 25 лет. Однако постепенно термином «серебряный век» (синоним термину «модернизм») стали опреде­лять ту часть всей художественной культуры России конца XIX — начала XX века, которая была связана с символизмом, акмеизмом, «неокрестьянской» и час­тично футуристической литературой.

Новым по сравнению с XIX веком было на рубеже двух веков прежде всего мироощущение человека. На рубеже XIX и XX веков мысль о человеке, не только бунтующем, но и способном переделывать эпо­ху, творить историю, получает развитие как в филосо­фии марксизма, так и в творчестве М. Горького и его последователей, настойчиво выдвигавших на первый план Человека с большой буквы, хозяина земли, рево­люционера. Другая группа деятелей культуры, убедившись после трагических событий 1 марта 1881 года (убийст­во царя-освободителя Александра II), и особенно пос­ле поражения революции 1905 года, в бесчеловечнос­ти революционных путей, пришла к идее духовной революции. Философы и художники этого направле­ния считали главным совершенствование внутреннего мира человека, искали в национальных особенностях русского народа способы преодолеть кризис позити­визма (философское направление, получившее рас­пространение в начале XX века), открыть для Европы и всего мира новые пути развития. Именно на это время приходится расцвет русской религиозно-философской мысли.

Начало нового века стало временем фундаменталь­ных естественнонаучных открытий, прежде всего в области физики и математики. Новые открытия резко поколебали прежние представ­ления о строении мира. Более того, под сомнением оказалась считавшаяся прежде аксиомой идея познаваемости мира.

Новые открытия резко противоречили представле­ниям о структурной завершенности мира. То, что прежде казалось стабильным, обернулось неустойчи­востью и бесконечной подвижностью. Выяснилось, что любое объяснение неуниверсально и требует до­полнений.

Параллельно и, как правило, в борьбе друг с дру­гом развивались реализм и модернизм — самые крупные литературные направления.

Реализм

Наиболее яркими дарованиями среди новых ре­алистов обладали писатели, объединившиеся в 1890-е годы в московском кружке «Среда», а в начале 1900-х составившие круг постоянных авторов издательства «Знание» (одним из его владельцев и фактическим руководителем был М. Горький).

Влияние этой группы писателей во многом объ­яснялось тем, что именно она унаследовала тради­ции великой русской литературы XIX века.

Модернизм

Символизм — первое и самое крупное из модерни­стских течений, возникшее в России. В 1894 г. в Москве вышел в свет не­большой сборник стихотворений с программным на­званием «Русские символисты», а вскоре появились два следующих выпуска с тем же названием.

Однако с самого начала своего существования сим­волизм оказался неоднородным течением: в его не­драх оформились несколько самостоятельных группи­ровок.

Споры о «символизме» и «декадентстве» начались с самого зарождения нового течения. В сознании большинства читателей той поры эти два слова были почти синонимами, а в советскую эпоху термином «декадентство» стали пользоваться как родовым обо­значением всех модернистских течений. Между тем «декадентство» и «символизм» соотносились в созна­нии новых поэтов не как однородные понятия, а по­чти как антонимы.

Декадентство, или декаданс (франц. упадок), — определенное умонастроение, кризисный тип созна­ния, который выражается в чувстве отчаяния, бесси­лия, душевной усталости. С ним связаны неприятие окружающего мира, пессимизм, рафинированная утонченность, осознание себя носителем высокой, но гибнущей культуры.

В то же время символистское мировоззрение ни в коем случае не сводилось к настроениям упадка и разрушения.

Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирова­ния мира в процессе творчества. Творчество, считали они, выше познания.

Между тем сами символисты считали, что символ принципиально противостоит тропам, потому что ли­шен главного их качества — «переносности смысла».

Символ — центральная эстетическая категория но­вого течения. Правильно понять его непросто. Невер­ное расхожее представление о символе заключается в том, что он воспринимается как иносказание, когда говорится одно, а подразумевается нечто другое. В та­ком толковании цепь символов — своего рода набор иероглифов, система шифровки сообщения для «по­священных». Предполагается, что буквальное, пред­метное значение образа само по себе безразлично, не содержит сколько-нибудь важной художественной информации, а служит лишь условной оболочкой для потустороннего смысла. Одним словом, символ оказы­вается одной из разновидностей тропов. «Символ — окно в бесконечность», — Ф. Сологуб.

По-новому на фоне традиции строились в симво­лизме отношения между поэтом и его аудиторией. Символизм не ограничивался чисто литературны­ми задачами; он стремился стать не только универ­сальным мировоззрением, но даже формой жизненно­го поведения и, как верили его сторонники, способом творческой перестройки мироздания.

 

И.Ф. Анненский. Значение творчества для становления русской модернистской поэзии.

Р. В Омске, жил в Томске (: в 1865. При жизни не был известен. 1 сборник в 1904г псевдоним - Ник Т-О. «Кипарисовый ларец» - сборник посмертный. Преподавал античность в Петербурге. У него учился Гумилев. Заступлся за..цеистов, был директором. После 1905 года отстранился от должности. А. Ахматова считала себя его ученицей. Посвящение «Учитель». Умер в 1909г от сердечного приступа. Влияние поэтики импрессионизма. Символы у него глубокие, неоднозначные. НО он не символист. У них поэзия – путь к познанию. Анненский не верил, что тайно познавал что-то. Стремился только к душевной гармонии. «кипарисовый ларец». «Трилистники» - по три стихотворения. Первый стал переводить французских символистов, асоциальных, аморальных декадентов. Влияние на акмеистов. Импрессионисты. Миг.

 

Драматургия Блока.

1906 – 1907 гг. – вся драматургия.

1906 г. – первая пьеса «Балаганчик»: мотив народного представления, театра, балагана. Ирония по отношению к идеалам первого периода, к символизму, самоирония, болезненный смех.

Создатель и в образе автора, и в образе Пьеро.

Пьеса «Незнакомка» (поставлена не была, цензура запретила). Преемственность образа Незнакомки Прекрасной Дамы. Она – падшая звезда. Она и продажная, и святая.

1907 г. – пьеса «Песня судьбы». Слишком многомерная, сложна по сценическому воплощению.

Сюжет: гл. герой Герман, его жена Елена (античный прообраз).

Значима каждая реплика, каждое слово. Н: 1-ая сцена – проснись от сна жизни.

Поэт должен покинуть дом.

Мотив нравственного дома, призвания.

Стоять нельзя, нужно двигаться, а то «заметет вьюга». Народ знает, Но «дальше сам иди».

 

Публицистика А. Блока.

1907 – 1908 гг. – публицистика Блока.

1908 г. – статья «Ирония» по поводу пьесы «Балаганчик» (1906 г.): оценка этого смеха, как следствия нравственного нездоровья, душевного нездоровья. «Не слушайте смеха, слушайте ту боль, которая за ним». Ирония – болезнь современной интеллигенции, следствие утраты идеалов; у народа есть здоровье.

1908 г. – статья «Народ и интеллигенция». Начинается с защиты Гоголя. Образ «тройки» осмысливается. У Гоголя Россия спящая. Сейчас она просыпается, слышится гул – «чудный звон колокольчика-тройки». Нужно бросаться под ноги этой бешеной тройки. Стихия всегда права. Народ – воплощение стихии.

1908 г. – «Стихия и культура». Землетрясение в Лиссабоне – знак.

1918 г. – статья «Интеллигенция и революция».

Общественная и культурная ситуация в России конца XIX- начала XX вв.. Особенности литературного процесса. Модернизм. Декаданс. Термин «серебряный век» – история и значение.

 

С начала 1890-х годов до октября 1917-го — радикально изменились буквально все стороны жизни России — экономика, политика, наука, технология, культура, искусство.

Переход от эпохи классической русской ли­тературы к новому литературному времени сопровождался далеко не мирным характером общекультурной и внутрилитературной жизни, неожиданно быстрой сменой эстетических ориенти­ров, кардинальным обновлением литературных при­емов. Особенно динамично в это время развивалась рус­ская поэзия. Позднее поэзия этой поры получила название «поэти­ческого ренессанса» или «серебряного века». Возник­нув по аналогии с понятием «золотой век», традицион­но обозначавшим пушкинский период русской литературы, это словосочетание поначалу использовалось для характеристики всего периода в 25 лет. Однако постепенно термином «серебряный век» (синоним термину «модернизм») стали опреде­лять ту часть всей художественной культуры России конца XIX — начала XX века, которая была связана с символизмом, акмеизмом, «неокрестьянской» и час­тично футуристической литературой.

Новым по сравнению с XIX веком было на рубеже двух веков прежде всего мироощущение человека. На рубеже XIX и XX веков мысль о человеке, не только бунтующем, но и способном переделывать эпо­ху, творить историю, получает развитие как в филосо­фии марксизма, так и в творчестве М. Горького и его последователей, настойчиво выдвигавших на первый план Человека с большой буквы, хозяина земли, рево­люционера. Другая группа деятелей культуры, убедившись после трагических событий 1 марта 1881 года (убийст­во царя-освободителя Александра II), и особенно пос­ле поражения революции 1905 года, в бесчеловечнос­ти революционных путей, пришла к идее духовной революции. Философы и художники этого направле­ния считали главным совершенствование внутреннего мира человека, искали в национальных особенностях русского народа способы преодолеть кризис позити­визма (философское направление, получившее рас­пространение в начале XX века), открыть для Европы и всего мира новые пути развития. Именно на это время приходится расцвет русской религиозно-философской мысли.

Начало нового века стало временем фундаменталь­ных естественнонаучных открытий, прежде всего в области физики и математики. Новые открытия резко поколебали прежние представ­ления о строении мира. Более того, под сомнением оказалась считавшаяся прежде аксиомой идея познаваемости мира.

Новые открытия резко противоречили представле­ниям о структурной завершенности мира. То, что прежде казалось стабильным, обернулось неустойчи­востью и бесконечной подвижностью. Выяснилось, что любое объяснение неуниверсально и требует до­полнений.

Параллельно и, как правило, в борьбе друг с дру­гом развивались реализм и модернизм — самые крупные литературные направления.

Реализм

Наиболее яркими дарованиями среди новых ре­алистов обладали писатели, объединившиеся в 1890-е годы в московском кружке «Среда», а в начале 1900-х составившие круг постоянных авторов издательства «Знание» (одним из его владельцев и фактическим руководителем был М. Горький).

Влияние этой группы писателей во многом объ­яснялось тем, что именно она унаследовала тради­ции великой русской литературы XIX века.

Модернизм

Символизм — первое и самое крупное из модерни­стских течений, возникшее в России. В 1894 г. в Москве вышел в свет не­большой сборник стихотворений с программным на­званием «Русские символисты», а вскоре появились два следующих выпуска с тем же названием.

Однако с самого начала своего существования сим­волизм оказался неоднородным течением: в его не­драх оформились несколько самостоятельных группи­ровок.

Споры о «символизме» и «декадентстве» начались с самого зарождения нового течения. В сознании большинства читателей той поры эти два слова были почти синонимами, а в советскую эпоху термином «декадентство» стали пользоваться как родовым обо­значением всех модернистских течений. Между тем «декадентство» и «символизм» соотносились в созна­нии новых поэтов не как однородные понятия, а по­чти как антонимы.

Декадентство, или декаданс (франц. упадок), — определенное умонастроение, кризисный тип созна­ния, который выражается в чувстве отчаяния, бесси­лия, душевной усталости. С ним связаны неприятие окружающего мира, пессимизм, рафинированная утонченность, осознание себя носителем высокой, но гибнущей культуры.

В то же время символистское мировоззрение ни в коем случае не сводилось к настроениям упадка и разрушения.

Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирова­ния мира в процессе творчества. Творчество, считали они, выше познания.

Между тем сами символисты считали, что символ принципиально противостоит тропам, потому что ли­шен главного их качества — «переносности смысла».

Символ — центральная эстетическая категория но­вого течения. Правильно понять его непросто. Невер­ное расхожее представление о символе заключается в том, что он воспринимается как иносказание, когда говорится одно, а подразумевается нечто другое. В та­ком толковании цепь символов — своего рода набор иероглифов, система шифровки сообщения для «по­священных». Предполагается, что буквальное, пред­метное значение образа само по себе безразлично, не содержит сколько-нибудь важной художественной информации, а служит лишь условной оболочкой для потустороннего смысла. Одним словом, символ оказы­вается одной из разновидностей тропов. «Символ — окно в бесконечность», — Ф. Сологуб.

По-новому на фоне традиции строились в симво­лизме отношения между поэтом и его аудиторией. Символизм не ограничивался чисто литературны­ми задачами; он стремился стать не только универ­сальным мировоззрением, но даже формой жизненно­го поведения и, как верили его сторонники, способом творческой перестройки мироздания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1075; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.95 (0.023 с.)