Территория кавказской албании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Территория кавказской албании



Наиболее достоверные письменные источники о древних предках лезгин прослеживаются на стыке двух эр. Общепризнанной является точка зрения о возникновении (V — IV вв. до н.э.) на востоке Кавказа государства Албания, о чем свидетельствуют албанские монеты собственного производства, датируемые IV — III вв. до н.э. [1].

Как увидим ниже, главным божеством у древних предков лезгин был Алпан — громовержец, как Зевс в греческой мифологии. По названию главного божества древние лезгины у греков получили название албаны (алпаны), а страна — Албания (Алпания). Недаром Страбон пишет, что албаны почитают богов Гелиоса (Солнце), Зевса (Громовержца), Селену (Луну). Армяне называли Алпанию (Албанию) Агваном, иберы — Алваном.

Известно, что в сочинениях античных авторов, особенно у Страбона, имеется подробное описание границ Албании. Однако вследствие противоречивых утверждений в источниках и сегодня не прекращаются споры по этому весьма важному вопросу. Для правильной ориентации в разрешении данного вопроса приведем основные высказывания древних авторов о границах Албании и ее обитателях в античный период.

Определяя местоположение Иберии и Албании, Страбон сообщает: "С юга эти области ограничиваются полосою земли от устья Кира до Колхиды" [2]. Приведенные слова не оставляют сомнения в том, что Страбон южной границей Албании на рубеже I в. до н.э. считал р.Кура, названную им "Кир". Эту мысль он подкрепляет и дальше в главе, посвященной "описанию Албании". Так, об албанах он пишет: "Живут они между иберами и Кирганским (Каспийским) морем, на Востоке примыкая к морю, а на западе граничат с иберами, из остальных сторон северная ограждается Кавказскими горами, они высятся над равнинами и ближайшие к морю называются Керавнскими, а южную образует прилегающая Армения, в которой много равнин, но много и гор, как, например, в Камбисене, в которой армяне соприкасаются с иберами и с албанами" [2].

Западная граница указана и Гаем Плинием: "Всю равнину (начиная) от реки Кира, заселяют племена албанов, а затем иберов, которые отделены от первых рекой Оказаном, текущей с Кавказских гор в реку Кир" [3].

Очерчивание северных границ Албании Сарматией, т.е. просторами северокавказских степей, а также ряд других малоубедительных доводов дали повод некоторым историкам для крайне расширенного толкования северных пределов Кавказской Албании.

Из ученых, обративших внимание на северные границы Албании в более поздние сроки, можно указать на М.И.Артамонова (4). Он описывает эпизоды борьбы армян и албанцев с персами у "Ворот гуннов", которые находились "между владениями албанцев и гуннов (Чора-Дербент)". Другие авторы включают в состав Албании Южный Дагестан [4], третьи отодвигают северную границу до Сулака [5]. Еще севернее переносит границу Албании В.Минорский [6], который, ссылаясь на Птоломея, пишет: "Согласно Птоломею, Албания включала в себя не только упомянутые выше территории Закавказья, но тянулась на северо-восток, охватывая весь район Каспийского побережья, теперь называемый Дагестаном".

В противовес этим высказываниям, Я.Федоров отмечает, что "в состав Албанского союза племен входили лишь племена Юго-Восточного Дагестана [7], что касается северных предгорий, а тем более горной части страны, то возможность включения их в состав Албанского государства сомнительна, а доказательства, приводимые на этот счет некоторыми авторами на основании дагестано-албанских параллелей в материальной культуре того времени, неубедительны".

Говоря об этих подходах, проф. А.Агаев пишет [8]: "При решении вопроса о месте Дагестана в истории и культуре Албании важно исходить из идеи В.Минорского, что надо отличить территории, занятые племенами албанского происхождения, и территорий, фактически подчинявшиеся албанским царям [6]. Если применить этот методический подход, то Нагорный Дагестан, в случае его включения в Албанию, подчинялся албанским царям, не входя, конечно, в собственно албанские племена. Поэтому к сообщениям античных авторов о равнинных и горных албанах надо относиться прежде всего в том смысле, что горной страной является и Азербайджан. Помимо того, в источниках термин "албан" толкуется в широком и узком смысле. В широком, когда речь идет о жителях Албании как страны, как государства, безотносительно этнических различий. В узком, когда речь идет о собственно албанском этническом населении",

"Географические данные, — пишет М.Ихилов, — проводимые античными авторами в их сообщениях, дают возможность убедиться, что вся территория современного Азербайджана и Южного Дагестана была территорией Кавказской Албании" [9].

Говоря о границах расселения албан, мы имеем в виду, что эта этническая общность обладала этническим языковым и культурными признаками, заметно отличающими ее от сопредельных народов — армян и иберов (грузин). Как увидим далее, такой подход приводит к выводу, что в состав Албании входили только территории нынешнего Азербайджана и Южного Дагестана.

 

 

ПЛЕМЕНА КАВКАЗСКОЙ АЛБАНИИ

Албанские племена у Геродота еще не упоминаются. Из числа племен, соседствующих и родственных албанам, в его "Истории" названы только каспии, входившие в одиннадцатую сатрапию (округ) Дария [10]. Термином "каспии" в V в. до н.э. обозначались не только племя каспиев, но и другие прикаспийские народности, в том числе и албаны [1]. Страбон писал, что "в стране албанов имеется и страна Каспиана, названная, как и море, по имени народа каспиев, ныне исчезнувших" [11]. В.Торн [12] также высказывает предположение, что названием "каспии" обозначались народы, жившие в Прикаспийской области.

Участие каспиев, а затем албан в греко-персидских войнах свидетельствует о значительном политическом опыте этих племен, о выходе их на арену мировой истории [13]. Возвышение этих племен должно было способствовать также усилению значения Каспийского прохода, так как каспии и албаны проживали в районах, которые контролировали этот путь [13]. К сожалению, о каспиях располагают крайне скудными сведениями письменные источники. Это были оседлые племена, занимающиеся земледелием, садоводством и скотоводством. Большое место в их жизни занимал морской промысел. Из домашних ремесел античные авторы упоминают валяние шерсти, прядение и ткачество. Одеты они были в шерстяные плащи типа бурок [13]. В поход каспии ходили верхом, вооруженные мечами, луками и стрелами. Любопытны сообщения об обряде захоронения покойников. Эти сведения письменных источников перекликаются с данными археологических раскопок в Лезгистане. Так, при раскопках Шаракунского могильника были выявлены интересные факты, говорящие о высокоразвитом земледельческо-скотоводческом характере хозяйства местных племен. Древнее население Шаракунской долины занималось виноградарством, ткачеством и морским промыслом. Здесь же был зафиксирован обряд вторичного захоронения. Таким образом, мы можем составить некоторое представление о племени каспиев, которые в начале второй половины II тысячелетия до н.э. занимали ведущее положение в Прикаспии и, по-видимому, возглавляли военно-политический союз, куда входили и другие племена [13].

Ниже увидим, что лезгинский язык с античных времен до настоящего времени не претерпел больших изменений, поэтому многие старинные названия мест на территории Албании объяснимы на основе лезгинского языка. От названия могущественного и многочисленного племени каспии получило и название моря — Каспийское. Каспии не исчезли бесследно, как утверждают некоторые ученые, а просто в греко-римской истории получили новое название — албаны.

По мнению К.Тревер, "упоминание албанов впервые только во второй половине IV в. до н.э. может, конечно, просто объясняться скудостью дошедших до нас письменных данных, но оно может являться и свидетельством того, что в IV в. до н.э. завершилась племенная дифференциация внутри большого союза племен, носивших общее наименование "каспии" [1].

Страбон является первым из античных авторов, который называет албанов в своей "Географии", в которой он описывает события, имевшие место за полстолетия до Стра-бона, а именно — походы на Кавказ римских полководцев Лукулла, Помпея и Антония. Страбон с ссылкой на Патрокла сообщает, что "на горных склонах до вершин, начиная от моря, обитают на небольшом пространстве часть албанов и армян, но на большей части — гелы, кадусии, амарды, утии и анараки". К югу от сарматов Плиний называет удинов и албанов. Птоломей сообщает, что "у Каспийского моря живут уды, и алонды, и ксонды, и герры" [11]. По описанию Страбона, "Феофан Митиленский, принимавший участие в военном походе на албанов, сообщает, что между амазонками и албанами обитают гелы и леги-скифы…" [1].

Плутарх утверждает, что "амазонки занимают ту часть Кавказа, которая прилегает к Гирканскому (Каспийскому) морю, но не рядом с албанами, ибо между ними обитают гелы и леги-скифы…" [1]. К.Тревер считает, что гелы жили не только севернее албанов, но и у юго-западного угла Каспия (область Гилян) [1]. По мнению К.Алиева, леги обитали на территории Южного Дагестана, а гелы занимали Южный Дагестан и район реки Кудиал-чай [1]. "Во всех случаях, — пишет Дж. Халилов, — гелы и леги в источниках упоминаются рядом и потому в вопросе о соседстве и родстве этих племен сомнения быть не может" [14]. "Леги обитали и в горных районах бассейна реки Самур, севернее удинов и албанов" [1]. Из сказанного следует, что гелы и леги были родственными племенами и занимали обширные территории Кавказской Албании.

Плиний сообщает, что по всему челу гор обитают дикие племена сильвов: "Ниже сильвов жило другое племя — лупении (лбины — у армянских авторов) — в долине Алазани. Затем обитают дидуры и соди", — продолжает Плиний.

Страбон, касаясь амазонок, говорил о мифическом характере их происхождения. По словам Феофана Митиленского [1], они якобы обитали в горах выше племен гелов и легов, где-то в северных предгорьях Кавказских гор, рядом с гаргарами. Укажем также на интересное предположение А.Яновского [15], согласно которому амазонками Плутарха могли являться жены кочевых албанов, которые сопровождали мужей верном, "как женщины и теперь (1845 г.) на Кавказе ездят верхом". Относительно амазонок имеет место и другое предположение. Амазоны — это не что иное, как искаженный этнический термин "алазоны" [1], обитатели местности по р.Алазани, у которых пережитки матриархата могли сохраняться несколько дольше, чем у других кавказских народов.

Изучая этот вопрос, проф. А.Агаев пишет: "З.И.Ямпольский и В.П.Кобычев приводят также сообщения античных и средневековых ученых о расселении удин [16]. В пятом веке до нашей эры их упоминает Геродот, причем рядом с армянами. Другие авторы находят удин на азербайджанском и дагестанском побережье Каспийского моря. Моисей Каганкатвацви (VII в.) пишет о "стране утиев с городом Халхал в Нагорном Карабахе". "Из всего сказанного можно заключить, — пишет З.И.Ямпольский, — что в древности и отчасти в раннем средневековье удины были довольно многочисленным народом и занимали значительную территорию, простирающуюся от южных отрогов Главного Кавказского хребта до Аракса" [17, 18].

К северу от албанов локализуют легов также К.Тревер, А.Алиев, М.Ихилов. Последний полагает, что леги в античную эпоху "занимали те же места, что и ныне, — долины рек Кудиала и Самура" [9]. При этом М.Ихилов более расширенно толкует круг потомков "легов", включая в число их потомков, кроме лезгин, также ряд других народностей нынешнего Южного Дагестана и Северного Азербайджана, как например, рутульцев, цахурцев, агулов, табасаранцев, а также народы в предгорьях Шахдага — хиналугцев, крызов, будухцев и т.д., т.е., представителей народов лезгиноязычной группы.

Судя по античным источникам, у моря Восточного Кавказа, наряду с албанами, находились массагеты. Так, Аммиан Марцеллин писал: "Помпеи прошел через страну албанов и массагетов, которых мы теперь называем албанцами, разбил и это племя и увидел Каспийское море" [19, 20]. Фавстос Бузанд отмечает, что "маскуты, или массагеты" жили на берегу Каспийского моря и принадлежали к скифскому племени [21]. Обратим внимание и на то, что Страбон именует скифами гелов и легов: "Скифские племена гелы и леги живут между амазонками и албанцами" [11]. С.Еремян подчеркивает, что "это царство маскутов-массагетов ничего общего не имеет с "царством гуннов" на прикаспийском побережье", о котором армянские источники говорят с VI столетия [22]. Далее он пишет: "По имени массагетов равнина между реками Самур и Гильгиль-чай называлась Маскут или Маскат, позже Мускур" [28].

Приведенные данные указывают на то, что некоторые античные авторы ошибочно причисляют местные племена — массагетов, маскутов, легов, албанцев к скифским племенам. Об этом вполне определенно говорит М.Ихилов [9]. "Предки интересующих нас горских народностей (лезгин — Г.А.), — пишет М.Ихилов, — не избегли смешения со скифами и позднее с северо-кавказским алано-сарматским пришлым населением. Подобная же картина происходит и в первые века нашей эры (IV—VI). На территорию прибрежного Дагестана хлынули северные кочевые племена: гунны, савиры и затем хазары. Хазары, как и гунны, более ста лет совершали неоднократные вторжения на "юг" [23]. И далее: "В первые века нашей эры через Албанию на юг — в страны Ближнего Востока — прорывались кочевники. Некоторые из них становились постоянными обитателями Восточного Закавказья, обосновались они и среди древнейшего населения Кавказской Албании. Об этом упоминают и античные, и средневековые авторы, и хорошо осведомленные о народах Кавказа армянские ученые. Они не видят различия между пришлыми кочевниками и древнейшим населением Албании. Поэтому следует ли не соглашаться с тем, что и местные аборигены — албанские племена — перечисляются в ряду со скифами, сарматами, аланами, гуннами, хазарами и др. Нужно лишь решительно подчеркнуть, что все эти пришлые скифско-сарматские, а затем гунские и хазарские элементы не сменили, даже не поколебали тип кавказских горцев. Следует выделить и то, что на юге интересующей нас территории жили горско-дагестанские племена, родственные по своему происхождению племенам Кавказской Албании, обосновались они задолго до появления скифо-сарматских этнических элементов, до проникновения гуннов, савиров, хазар. Имеющиеся научные данные вполне убедительны. Им можно доверять, и их можно противопоставить так называемой "миграционной теории" [9].

Таким образом, ученые [1,8,9,14] на огромном фактическом материале доказывают, что народности, населявшие в древности Кавказскую Албанию, даже ранее, были коренными народами Кавказа, пришлый элемент составлял небольшой процент и не мог повлиять на тип кавказских народов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.012 с.)