История отечественного детского движения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История отечественного детского движения



 

В 2008 году детскому движению России исполнилось 100 лет, в 2012 году Всесоюзной пионерской организации – 90 лет, в 2015 году – Международному союзу детских общественных организаций «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» исполняется 25 лет. В данном разделе представлены наиболее яркие этапы развития отечественного детского движения. Стоит обратить внимание на преемственность и постоянное обновление идей, вокруг которых объединяются дети и взрослые.

Анализ современного состояния детского движения, прогнозирование его роли, места в новых исторических условиях, выявление специфических возможностей связано с использованием знаний организатора детского движения об этом явлении. Обращение к истокам детского движения становится настоятельной необходимостью практики еще и потому, что нынешний этап в его развитии схож своим «экспериментальным» характером с 10-20-ми годами XX века. Эти годы в истории детского движения можно считать началом теоретического осмысления обществом роли, места, сущности детских организаций в системе социального воспитания, тем фундаментом, на котором в дальнейшем шло накопление знаний о них.

Зарождение детского движения в России было связано с распространением идей скаутизма. Создание скаутских отрядов, анализ первого опыта их деятельности привели к тому, что общественность пыталась использовать не только их социальную значимость, но и оценить педагогические возможности. Возникновение скаутизма в России в 1908 году не случайно. Интересы правительства России, занятого подготовкой к войне перекрещивались с вопросами физического воспитания молодежи и совершенствования подготовки детей для армии через внешкольные организации.

Так же широко было распространено, находившиеся под опекой военного ведомства, движение «потешных». В 1908-1912 годах при помощи Министерства просвеще­ния, Святейшего Синода в России через «потешных» реализовывалось предложение Николая II об обучении военному делу детей и подростков. Весной 1908 году в г.Бахмуте инспектор народных училищ А.А. Луцкевич сформировал роту «потешных» из 8-14-летних детей. Затем его поддержали Семеновский, Путивльский полки, Туркестанский армейский корпус, Каспийский флот, Севастополь, Томск, Иркутск. В основном это были военно-спортивные объединения, занимавшиеся строем, гимнастикой. В 1911 году, а затем в 1912 на Марсовом поле проводились «высочайшие смотры» «потешных», про­шел конкурс на лучшее пособие, выходили специальные журналы. Но направленность на парады, чрезмерная военизированность, картинность обусловили спад интереса к «потешным».

Социально-экономические преобразования в России дали толчок широкому движению учащихся школ. Ученические кружки в России получили определенное развитие после революции 1905 года, были разнообразны по характеру, целям, задачам, возрасту, объединяя молодежь от 9 до 19 лет.

Наибольшую активность проявляли учащиеся старших классов, а потому создание и деятельность ученических кружков можно отнести, скорее всего, к юношескому, а не детскому движению. Ученические кооперативы, подпольные кружки школьников подготовили почву для самостоятельной отрасли детского движения учащихся средних классов, которое было предшественником «Юного Спартака» на Украине. До второй полови­ны 20-х годов в России действовали организации православной церкви «Церковные юные разведчики», «Христовы цветочки», сионистские организации «Бней Цион», «Ялдей Цион» Москвы, Луганска, Екатеринбурга и др.

В 1908 году Николай II издал распоряжение «командировать в Германию, Англию, Францию представителей Военного Министерства для изучения дела физического воспитания молодежи». Среди них были капитан лейб-гвардии стрелкового полка О.И. Пантюхов и штаб-ротмистр Г.А. Захарченко. На основе изучения зарубежного опыта в 1908 году О.И. Пантюховым в окрестностях Царского села под Петербургом и в 1910 году Г. А. Захарченко при Александровском юнкерском училище была предпринята попытка создать первые отряды юных разведчиков-скаутов. Первый опыт создания отрядов скаутов получил правительственную поддержку.

Появились отряды в Баку, Вятке, Гомеле, Одессе, Пензе. Сведения о численности отрядов скаутов весьма разноречивы: к 1917 году - от 20 до 50 тысяч в 143 городах.

Содержание деятельности скаутских отрядов определялось следующим образом:

▪ развитие духовно-нравственных, индивидуальных качеств (тренировка памяти, воли, органов чувств, воспитание ха­рактера);

▪ служение государству (приучение к практической помощи армии, населению);

▪ религиозное воспитание;

▪ физическое воспитание (гимнастика, военный строй, походы, физические упражнения);

▪ трудовое воспитание (овладение различными специальностями и практическими навыками).

Ведущим методом воспитательной системы «скаутинг» был метод длительной игры. Цель игры — «привитие юношам рыцарского отношения к окружающим, любви и преданности Родине, заботливого отношения ко всем людям».

Октябрьская революция и гражданская война, разделившие страну на непримиримые стороны, сказались и на скаутских организациях. Одни скауты покинули пределы России, другие оставались нейтральными, третьи — «находились под покровительством генералов и активно выступали против большевиков». Судя по материалам газет и журналов тех лет и воспоминаниям скаутов, к 1918 году их деятельность была связана преимущественно с тыловым обслуживанием, приемом раненых на вокзалах, сбором средств голодающим и беженцам, военизированной охраной, тушением пожаров.

Попыткой приспособить воспитательную систему скаутинг к новым социально-политическим условиям можно считать отряды «юных коммунистов», создаваемые с 1918 года при активном содействии многих бывших скаутмастеров. В Поволжье, на Урале, в Сибири в течение всех последующих трех-четырех лет создавались отряды юков, стремящиеся использо­вать ценные стороны скаутинга в коммунистическом воспитании молодежи. Лозунгом юков были слова: «Юные коммунисты - залог будущего социалистической Родины». Многие скауты примк­нули к этой организации. Скаут-законы стали юк-скаутскими, с изменением первого, требующего верности царю, Богу. Структура, формы, методы работы были те же. В отряды юков, делившихся на патрули, принимались мальчики от 10 до 14 лет.

В 1918 – 1919 гг. созданный Российский Коммунистический Союз молодежи принимал активное участие в укреплении местных отрядов юных коммунистов, а зачастую выступал их организатором.

Среди разнообразных организационных форм детского движе­ния определенное развитие получали детские клубы. Основной задачей клубов было «умственное, эстетическое самообразование, приучение к обществен­ной работе». При них существовали сапожные, переплетные, столярные и токарные мастерские. Вся жизнь клубов определялась Уставом, правилами. В клубе действовало самоуправление. Высшим органом являлось общее собрание членов клуба, которое избирало руководящий орган — правление. Политическая направленность клубов проявлялась в их названиях: «Октябрьская революция», «Юный социалист», «Друг детей». В некоторых клубах издавались журналы, имелась форма. На базе многих из них в 1923 году создались пионерские отряды.

Другим примером существования детских клубов как самостоятельных детских объединений является созданный учителем В.М. Шулеповым в г. Перми при городской детской библиотеке клуб «Муравейник». Организаторы называли его «свободной детской организацией детей». На конференции членов клуба был избран детский комитет, который в течение полугода руководил деятельностью клуба. В составе комитета было 3 комиссии: культурно-просветительная, организационно-инструкторская, отдел «юных пионеров». С 1920 года стала выходить газета «Муравей-чудодей». Характерной особенностью клуба было то, что в нем работало 13 кружков, которыми руководили опытные инструкторы.

Наряду с клубами общественно-политической направленности в России существовали и другие. Так, на начало 1921 года в Саратове, Полоцке, Владикавказе и других городах насчитывалось несколько сот человек, объединенных в спортивно-гимнастические клубы «Маккаби». Целью клубов было национально-физическое воспитание еврейской молодежи. Клубы

старались выработать сильный дух, твердую силу воли и крепкое здоровое тело. Членами клуба становилась молодежь 16-летнего возраста, а с правом сове­щательного голоса принимались 13 - 14-летние.

В России в 1917 - 1925 гг. существовало более 17 детских организаций. Появляющиеся в это время в России детские организации и объединения все отчет­ливее стали рассматриваться не только как форма внешкольного вос­питания, но и как «наиболее полноценная форма классового воспитания».

В январе 1919 года в Туле была создана первая детская коммунистическая организация - Детский пролеткульт. Руководил ею коммунист Д. В. Пожидаев. Ребята работали в мастерских, выполняли задания фронта, местных общественных организаций, создали агитгруппу, рассказывая населению о положении в стране. Детпролеткультовцы распространяли среди красноармейцев политическую литературу, вручали подарки, выступали с концертами.

В 1919-20 гг. были популярны такие объединения как «детские комсомольские ячейки» в Поволжье, «Юнтрудармия» на Украине, «Горсовет детских депутатов» в Екатеринославле, «Исполком детского интернационала» в Киеве, «Детский пролетарский клуб-театр» в Оренбурге и др.

Таким образом, детские самодеятельные объединения в России (до и после Октябрьской революции) становились важным звеном системы социального воспитания, объектом внимания со стороны органов народного образования.

В 1921 году 3 июня коллегия Наркомпроса, рассмотрев вопрос о работе среди подростков, предложила Главсоцвосу совместно с комсомолом прийти к окончательному решению вопроса о детской организации.

Первый пионерский отряд возник 13 февраля 1922 г. в Краснопресненском районе г.Москвы при комсомольской ячейке 16-й типографии. В него вошли 52 пионера. В мае на 2-ой Всероссийской конференции РКСМ по докладу Оскара Тарханова была принята резолюция, одобряющая московский опыт и рекомендующая распространить его повсеместно.

Так 19 мая 1922 года стал днем рождения пионерской организации. Идеологом пионерского движения была Н.К. Крупская. Основными ориентирами в деятельности пионерской организации становятся: общественно-политическая, социально-значимая, трудовая деятельность пионеров по улучшению окружающей жизни, строительству социалистического государства. Основной базой пионерского движения стали промышленные предприятия.

Хроника событий:

20-е гг. Пионеры принимают активное участие в борьбе за ликвидацию безграмотности и беспризорности. Создаются форпосты пионеров и пионербазы. 1923 г. – первый пионерский журнал «Барабан»; первая пионерская газета «Юный ленинец». апрель 1923 г. – в замоскворецком районе Москвы появляются первые «октябрятские» группы детей 7-10 лет. 23 января 1924 г. – переименование детских коммунистических групп пионеров им. Спартака в «Детские коммунистические группы юных пионеров им. тов. Ленина». 1924 г. – создаются первые группы октябрят; начинают издаваться журналы «Пионер» и «Вожатый». 23 мая 1924 г. – первый пионерский парад на Красной площади. 6 марта 1925 г. – первый выпуск газеты «Пионерская правда». 1925 г. – открытие «Артека». Лето 1929 г. – проведение 1-го Всесоюзного слета пионеров (Москва – Артек).  

Практическое руководство по созданию детской коммунистической организации возлагалось на комсомол. Пионерские звенья объединялись в группу во главе с советом и инструктором, назначенным ячейкой или райкомом РКСМ. Все группы города или поселка объединялись в «организацию юных пионеров» при местной организации РКСМ. Руководил ею Совет, назначенный комсомольским комитетом, ему же подчинялись и все местные группы.

С середины 30-х гг. разрабатывается новая концепция детской общественно-политической пионерской организации. Базой функционирования становится школа, усиливается педагогическое руководство пионерскими объединениями. Вводятся единая организационная структура, символы, атрибуты, Законы, Торжественное обещание пионера; штатная пионерская должность «старший вожатый».

1933 – 1934 гг. - завершена перестройка пионерской организации по школьному принципу. С этого времени все пионерские отряды создаются в школах и детских домах. Пионеры включаются в реализацию программ построения социалистического общества.

Массовый характер организации, новые задачи, поставленные перед ней, предъявляли и более повышенные требования к руководителям пионеров – вожатым. Комсомол проводит мобилизацию 50 тысяч наиболее грамотных комсомольцев для работы вожатыми отрядов, обучив их на краткосрочных курсах; каждой комсомольской ячейке было дано задание организовать не менее одного пионерского отряда в школе. Развернулась широкая вербовочная кампания по вовлечению детей разных социальных слоев и национальностей в пионерорганизацию.

Хроника событий:

1932 г. По призыву Председателя Госплана СССР В.В. Куйбышева пионеры включаются в движение «Узнаем свою страну». Пионерские отряды выходят на поиски полезных ископаемых и растений. В период с 1932 по 1934 гг. были организованы 4 Всесоюзные пионерские экспедиции (Сев. Кавказ, Казахстан, Волга, Алтай). Акции: сбор средств на постройку самолетов «Ленинские искры», «Пионерская правда»; участие в сооружении Ферганского канала. Первые юные Герои труда: Мамлакат Нахангова, Кычан Джакыпов.  

Годы великой Отечественной войны занимают особое место в истории нашей страны и пионерской организации.

Широкий размах получило тимуровское движение по оказанию помощи семьям погибших воинов, инвалидов, престарелым.

В тылу пионеры собирали железный лом, лекарственные травы, работали на заводах, полях, организовывали вечера в госпиталях, собирали посылки на фронт.

Только факты:

Более 20 тыс. пионеров были награждены медалями «За оборону Москвы». Дети вместе со взрослыми строили оборонительные рубежи, сооружали противотанковые заслоны, рыли земляные щели, обезвреживали зажигательные бомбы и т.д. 15250 ленинградских пионеров получили медаль «За оборону Ленинграда». 4 пионера – Герои Советского Союза: Зина Портнова, Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик.  

В первые послевоенные годы комсомол и пионерская организация были призваны помочь школе значительно улучшить состояние учебной и воспитательной работы с учащимися. В педагогических училищах начинают создаваться отделения по подготовке старших вожатых (их по стране открылось более 100). Утверждается положение о старшем и отрядном пионерском вожатом.

Пионеры участвуют в трудовых акциях: помогают в весеннем севе, восстанавливают разрушенные войной здания.

В 1947 г. в стране развернулось движение юных натуралистов-мичуринцев «Украсим родину садами!» (пионерами закладывались сады, парки, питомники).

С 1946 г. начинается движение юных путешественников по Ленинским местам, местам боев Советской Армии, по разведке полезных ископаемых, сбору дикорастущих растений. В 1946, 1948 гг. состоялись Всесоюзные слеты юных путешественников.

50 – 60 гг. – годы восстановления единой Всесоюзной пионерской организации (ВПО) и октябрятских групп при дружинах. Способствует этому создание Центрального Совета ВПО им. В.И.Ленина, на который возлагались координационные и методические функции. ЦС ВПО действует с 1957 года.

Пионерская работа тесно связана с учебно-воспитательными задачами школы. Тематика пионерских сборов этого времени: «Знание - сила», «Знания нужны как винтовка в бою», «Книги – наши друзья» и т.п.

Появляются новые формы работы: создаются Клубы Интернациональной Дружбы, организуется работа красных следопытов.

В 60-е гг. по инициативе газеты «Пионерская правда» взяли старт спортивные соревнования «Кожаный мяч» и «Золотая шайба». С 1967 г. проводится военно-спортивная игра «Зарница».

С 50-х годов деятельность пионерской организации становится частью внеучебной воспитательной работы школы, важным звеном всестороннего, идейно-нравственного воспитания детей. Пионерский отряд и класс сливаются фактически в единый детский коллектив. Содержание деятельности пионерской организации определялось в основном краткосрочными программами-акциями, которые выполняли роль стимулов развития, активизации деятельности. Характерной чертой деятельности пионеров становятся всесоюзные акции, которые определили вклад пионеров в созидательную жизнь страны: «Пионерские рельсы - БАМу», «Пионерстрой», «Мое Отечество - СССР».

Организация награждается двумя орденами Ленина (в 1962г. и 1972г.). Всесоюзная пионерская организация им. В.И.Ленина занимала важное место в общественно-политической структуре общества, являясь ее «младшим звеном». Выполняя социальный заказ современного общества, все годы существования организация участвовала в различных общественно значимых делах, связанных с деятельностью взрослых, от ликвидации безграмотности и помощи стране в борьбе с фашистами на фронте и в тылу до миротворческих акций и масштабных трудовых операций.

Однако, будучи теснейшим образом связанной со школьной системой, став монопольной по существу, государственно-общественной детской организацией, охватывая многие миллионы ребят (в середине 80-х гг. организация насчитывала около 25 млн. детей), ВПО им. В.И. Ленина постепенно теряла свой самодеятельный характер, утрачивала внутренние стимулы к развитию, что порождало проблемы, сложности и кризисные явления, которые усугублялись сложностями всех сфер жизни советского общества.

X Всесоюзный пионерский слет, проходивший в 1990г. принял решение о преобразовании ВПО им. В.И. Ленина в СПО (ФДО) СССР, по сути дела, уже новую детскую организацию, которая, являясь ее правопреемником, избрала своей формой федеративное устройство, статусом юридического лицо, девизом слова: «За Родину, Добро и Справедливость!».

Начался период развития и становления детских общественных объединений как особого социального института общества. Чему способствовало формирование нормативно-правовой базы общественного сектора в Российской Федерации.

На сегодняшний момент СПО-ФДО – Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций», который объединяет юридические лица - детские общественные организации, союзы, ассоциации и другие общественные объединения, созданные с участием детей или в их интересах.

СПО-ФДО является некоммерческим негосударственным общественным объединением, независимым от каких-либо партий и политических движений, и действует на основе законодательства Российской Федерации, а также в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательствами иностранных государств, где имеются члены СПО-ФДО, и Уставом СПО-ФДО.

Являясь частью международного детского движения, СПО-ФДО участвует в работе различных международных и общероссийских общественных объединений и некоммерческих организаций.

СПО-ФДО стремится создать благоприятные условия для реализации интересов, потребностей детей и детских проектов, познания детьми окружающего мира, воспитания гражданина своей страны и мирового демократического сообщества, защиты прав и интересов детей и детских организаций, укрепления межнациональных и международных связей.

СПО-ФДО помогает детям ориентироваться в условиях экономических реформ, жить в обществе на демократических основах; сочетать добро и справедливость, милосердие и гуманность с уважением к каждому члену организации.

В 2007 году по всей стране прошло празднование 85-летия пионерского движения. Это событие еще раз продемонстрировало значимость связи поколений, их различных этапов исторического развития проявляется в объединяющей роли общественно-значимой деятельности детей и взрослых.

Основные этапы развития детского движения Москвы. В российской истории детского движения Москва правомерно признана его родиной. Именно в Моск­ве, 19 мая 1922 года, на состоявшейся очередной конференции Российского коммунистического сою­за молодежи было принято историческое решение:

«Принимая во внимание настоятельную необхо­димость самоорганизации пролетарских детей, Всероссийская конференция поручает ЦК разра­ботать вопрос о детском движениии примене­нии в нем реорганизованной системы скаутинг. Учитывая опыт московской организации,кон­ференция постановляет распространить этот опыт на тех же основаниях и на другие организации РКСМ, под руководством ЦК». (Позднее этот день был признан днем рождения Всесоюзной пионер­ской организации имени В.И.Ленина).

Первый парад юных пионеров состоялся в Москве. На Красной площади впервые прозвуча­ло Торжественное обещание, слова которого про­изнес Феликс Кон, а вслед за ним их повторили все дети участники парада.

«Честным словом обещаю, что буду верен ра­бочему классу, буду ежедневно помогать своим трудовым собратьям, знаю законы юных пионе­ров и буду им повиноваться».

В Москве начал издаваться первый пионерский журнал «Барабан», первая газета - «Пионерская правда», журнал для взрослых организаторов от­рядов и дружин «Вожатый».

В 1929 году в Москве состоялся первый Всесо­юзный пионерский слет.

Москва создавала, утверждала в практике, рас­пространяла созидательный, позитивный опыт деятельности и отношений в пионерских дружи­нах и отрядах. Одновременно опыт столицы при­влекал внимание Центрального Комитета комсо­мола. Инициативу Москвы об изучении родного края подхватила вся страна. Интернациональное начинание - создать Дворец детского творчества для чукотских ребят, тоже поддержала вся страна.

Есть в истории пионерской организации столи­цы и начинание, которое было поддержано без специального на то решения. Одними из первых москвичи в Московском городском дворце пионе­ров (ныне Московский Городской дворец творче­ства детей и юношества на Воробьевых горах) со­здали музей истории детского движения страны, который посетили десятки тысяч ребят и взрос­лых из разных стран.

В 2002 году Правительство Москвы приняло По­становление «О государственной поддержке дет­ского движения», которое определило основные стратегические ориентиры поддержки: создание Дома детских общественных организаций; опреде­ление круглогодичного центра; межведомствен­ной структуры, - координационного совета, спо­собного обеспечить поддержку в общегородском масштабе и в масштабе отдельных округов.

По существу, Постановление стало стартом но­вого этапа становления детского движения.

2005 год - новая веха в истории становления детского движения. Одобряя опыт поддержки дет­ского движения в Юго-Западном административ­ном округе столицы, Правительство определило новые стратегические ориентиры в части матери­альной, информационной, содержательной под­держки, предусматривая создание мини-центров на базе кинотеатров, издание газеты для детей и журнала для взрослых организаторов, внесение не­обходимых дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях» и разработку специ­ального закона, регулирующего деятельность дет­ских общественных объединений, создание про­граммы развития детского движения.

В 2007 году было принято постановление Правительства Москвы № 840-ПП «О государственной поддержки развития детского общественного движения», которое позволяет активно поддерживать инициативы и социальные проекты детских общественных объединений.

Такой подход, с одной стороны, - свидетельст­во повышенного внимания органов власти к ситу­ации, сложившейся в общественной жизни под­ростков, а, с другой, - импульс для создания на­стоящей программы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.053 с.)