Тема 1. Введение. Исцеляющая сила красоты в древнерусском искусстве. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Введение. Исцеляющая сила красоты в древнерусском искусстве.



Основные аспекты темы:

Биологический принцип жизни - порабощение духа, отречение от всего человеческого в культуре. Сохранение самого смысла человеческой жизни перед надвигающимся хаосом. Душевная борьба неизмеримо труднее физической. Человек не может оставаться только человеком: он должен либо подняться над собой, либо упасть в бездну. Человечество на перепутье: чем надлежит быть Вселенной - зверищем или храмом? Что победит - культурный зоологизм или "сердце милующее", которое горит любовью ко всей твари? Соловьевский идеал "теургического искусства". "Красота спасет мир". Исцеляющая сила красоты в православном русском искусстве. Триединство Истина-Добро-Красота, воплощенное в русском православном искусстве. Новое жизнепонимание (сверхбиологический смысл жизни) в русской иконе, архитектуре и литературе. Устремленность к духовному идеалу - наше богатство.

Литературный материал:

Ф.Тютчев. Наш век. Е.Трубецкой. Умозрение в красках.

Изобразительный материал:

слайд-фильм Памятники художественной культуры (к 100-летию принятия христианства на Руси).

Музыкальный материал:

колокольные звоны Троице-Сергиевой Лавры.

ТЕМА 2. Святая Русь в прошлом, настоящем и будущем. Духовный центр России - Троице-Сергиева Лавра.

"Русь вечно прислушивается к поддонным колоколам Китежа". И.Ильин

Основные аспекты темы:

Сакральный смысл легенды о Китеже. "Святая Русь покрыта Русью грешной". Страшные следы уходящей «эпохи" на теле страны и в ее душе. Разрушенные и оскверненные храмы. Поэзия названий храмов, ушедших от нас: "Храм Взыскания Погибших", "Спас на Бору", "Чудов монастырь", "Церковь Тихвинской Божией Матери на Бережках"... Страшная статистика (из 70 тыс. храмов уцелела только треть...) Троице-Сергиева Лавра. "Нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка" (Ключевский), исчерпан ли до дна? Сергий Радонежский. Духовный подвиг Сергия Радонежского и ратный Дмитрия Донского. "Ты победишь".

Литературный материал:

М. Волошин. Китеж. Г. Кузьмин. Руины храма.

Литературная учеба. 1991. Книга вторая. С.94.

И. Шмелев. Куликово поле.

Изобразительный материал:

М. Нестеров. Видение отроку Варфоломею.

Г. Сотсков. Затопленная Никольская Церковь в Калязине (после заполнения Угличского водохранилища).

Георгий Кузьмин. Храмы-призраки.

Преображенский собор в Кижах. Троице-Сергиева лавра (репродукции,

фотоснимки, слайды, видеофильм).

Музыкальный материал:

Римский-Корсаков Н. Сказание о невидимом граде Китеже (молитва Февронии).

ТЕМА 3. Судьба народа; судьба личности, судьба храма. Восстановление храма-памятника в Москве.

Основные аспекты темы:

Воссоздание Храма Христа Спасителя в нынешней Москве - событие более важное, чем его строительство полтора века назад. Это подтверждение того, что дух православия жив в русском народе и что попытка превратить Россию в безликий вненациональный народ не удалась. История Храма: построен в честь победы России в войне с Наполеоном, строился 40 лет, в 1883 году был освящен, в 1925 г. захвачен обновленческой церковью, в 1931 разрушен, с 1994 года началось восстановление. «Храм, плоть которого созидается весьма споро и успешно, теперь должен обрести душу. А она - в молитве..." (Святейший Патриарх Алексий). Два проекта Храма. Витберг и Тон. Идеи патриотизма, общественного единения и утверждения самодержавия, воплощенные в Храме - символе России. Мемориал Отечественной войны 1812 года внутри храма. Памятник погибшим в первой мировой войне (стены храма снаружи были покрыты написанными от руки именами, датами гибели русских солдат и офицеров).Художественная ценность Храма. Росписи Сурикова, В. Васнецова, Семирадского, Маковского, Маркова, Басина, Бруни, Васильева, Верещагина и других художников. Невосполнимо утеряна вся живопись и скульптура. Трагический урок истории Храма. Является ли воссоздание Храма знамением духовного возрождения России?

Литературный материал:

Волошин М. Северо-восток. Молева Н. Храм. Наше наследие 1994.

Изобразительный материал:

Репродукции росписей Храма Христа Спасителя.

Музыкальный материал:

Колокольные звоны Киево-Печерской Лавры.

ТЕМА 4.Судьба Соловков - Судьба России.

Основные аспекты темы:

История монастыря. Зосима и Савватий, их роль в истории монастыря.

Новомученики российские. Соловки - первый советский концлагерь. Голгофа Соловецкая - образ-символ. “Храм - вся Русь, Святая, Неистребимая, Вечная! Здесь, на Соловецкой лесной Голгофе, - алтарь этого храма”. Обретение храма в душе. Оскверненные и возрождающиеся храмы - образы душ русских людей. Судьба Соловков не образ ли судьбы России?

Литературный материал:

Г. Русаков. Соловки. Венок сонетов.

А. Ильинская. Соловки. Документальная повесть о новомучениках.

Литературная учеба 1991, №2

Изобразительный материал:

М.Нестеров. Святая Русь. На Руси (Душа народа). Молчание.

И. Левитан. Над вечным покоем.

Музыкальный материал:

С нами Бог. Напев Соловецкого монастыря. Хор Санкт-Петербургских духовных школ.

ТЕМА 5. “Золотая чаша, в которую сливалось все лучшее духовное вино России...” Оптина пустынь и ее значение для русской культуры.

Основные аспекты темы:

"Оптина - духовный фокус, от соприкосновения с которым возжигается дух..." (П. Флоренский). Завязь новой культуры. Духовная лечебница израненных душ. Вихрь иной жизни, питавший русскую культуру. История Оптиной. Оптинские старцы. В поисках "живой воды". И.В. Киреевский, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, М.Н. Толстой, В.С. Соловьев в Оптиной пустыни. Трагическая судьба монастыря после революции.

Литературный материал:

Вадим Борисов. Оптина пустынь. Наше наследие. 1996.

Изобразительный материал:

П. Корин. Русь уходящая. И. Левитан. Тихая обитель.

Музыкальный материал:

О преславного чудесе. Напев Оптиной пустыни. Хор Санкт-Петербургских Духовных школ.

ТЕМА 6. Путь духовного возрастания: Дивеевская обитель и ее роль в Истории России.

"Зажегши свечу, не ставят ее под спудом, но выставляют на подсвечнике, и светит всем..."

Матфей, (5; 15)

Основные аспекты темы:

Земной мерой духовные высоты не меряются. Серафим Саровский - духовный светоч России. Путь духовного возрастания. "Спасись сам, и возле тебя спасутся тысячи". Дивеевская обитель, ее светлая и трагическая судьба, Свято-Троицкий и Безымянный соборы. Дивеевская тайна. Второе обретение мощей старца. "В нем явлены были сила и торжество Православия накануне великих для него испытаний". (С. Булгаков). Дивеево и трагическая участь царской семьи.

Духовное измельчание нации - случайно или закономерно, запланировано? Великая Россия и Святая Русь как "внешний" и "внутренний" человек. Возрождается ли "внутренний"? Что за этим последует?

Литературный материал: А. Ильинская. Второе обретение честных мощей Преподобного Серафима Саровского (лето 1991 г.) Литературная учеба. 1993. Книга третья.

Изобразительный материл:

Репродукции икон Серафима Саровского, фотоснимки Троицкого и Безымянного соборов;

М. Нестеров. Пустынник. Ф. Грек. Макарий Египетский. Роспись церкви Спаса-Преображения в Новгороде. XIV в. (репродукции)

ТЕМА 7. Образы Святой Руси в русской живописи XIX и XX в.в. И. Левитан. М. Нестеров. В. Васнецов. П. Корин.

Основные аспекты темы:

Русская живопись рубежа XIX и XX в.в. развивалась под знаком"тихой обители". "Тихая обитель", "Над вечным покоем" И.Левитана - поиск душевной гармонии, эстетического идеала, философское размышление о временном и вечном."Сложный, огромный культурный феномен православия взят Нестеровым в молитвенности своей". (В. Розанов) Нестеров "вынул из сердца русского человека молитву" и "облек ее в краски исторические". Мотивы отрешенности от мирских тревог в"Пустыннике". Образ человека, живущего внутренней жизнью в цикле картин на темы жития Сергия Радонежского. Синтез богоискательских идей в монументальных композициях "Святая Русь"(1905) и "Душа народа" (1916). Россия, "взыскующая духовного света" (Н. Дмитриева). Л. Толстой, Ф. Достоевский, В. Соловьев среди пилигримов. "Это - молящаяся Русь! И как она скомпанована! Ни одного повторения! Все пришли со своею молитвою..." (В.Розанов)

Время и вечность в картинах Васнецова. "Отечествие". Былинныйэпос. "Богатыри". Идея триединства Силы, Добра и Правды, охраняющих Святую Русь.

П. Корин. "Русь уходящая" (Реквием). Ностальгия по этико-эстетическому идеалу Святой Руси. Русь, изображенная П. Кориным, была или есть?

"Исчерпан ли до дна нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка"? (В. Ключевский).

Изобразительный материал:

Левитан И. Тихая обитель. Над вечным покоем. Нестеров М. Святая Русь. Душа народа. Пустынник. Под благовест. Васнецов В. Отечествие. Богатыри. Корин П. Русь уходящая.

Литературный материал:

Розанов В. М.В. Нестеров (1907).

Соловьев И. Православно-христианская философия в русском искусстве. (с выставки

религиозных картин В. Васнецова).

Раздел II. Образ Святой Руси в ее храме.

Сотни лет навстречу всем ветрам

Мы идем по ледяным пустыням -

Не дойдем и в снежной вьюге сгинем

Иль найдем поруганный наш храм?

М. Волошин

Я угрюмый и упрямый зодчий

Храма, восстающего во мгле.

Н. Гумилев

Основные проблемы

1. Храм - знак" истории страны.

2. Храм - символ вселенной и духовной природы человека.

3. Храмовая архитектура - проповедь нового образа жизни.

4. Храм и эстетический идеал русской культуры.

5. Внешний облик храма и идея, воплощенная в нем.

6. Храм - духовный облик эпохи.

7. Храмовая идея и будущее России



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.017 с.)