Слои износа и защитные слои дорожных одежд 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слои износа и защитные слои дорожных одежд



Общие положения

9.9.1.1 Слои износа и защитные слои дорожных одежд устраивают с целью повышения шероховатости поверхности покрытия и его водонепроницаемости, а также для предупреждения разрушения и восстановления верхнего слоя покрытия:

– шероховатые слои на новых асфальтобетонных покрытиях из асфальтобетона типов В и Д, а также на покрытиях эксплуатируемых дорог для обеспечения необходимого коэффициента сцепления колеса автомобиля с поверхностью покрытия;

– слои износа на асфальтобетонных и других черных покрытиях предусматриваются для увеличения срока службы покрытий, обеспечения их ровности и улучшения условий движения;

– защитные слои, предусматриваются на конструктивных слоях дорожных одежд из цементобетона (в первый год эксплуатации), из черного щебня, эмульсионно-минеральных смесей при осуществлении строительства в несколько стадий.

9.9.1.2 В зависимости от вида верхнего слоя покрытия и его состояния слои износа и защитные слои устраивают способом поверхностной обработки или с использованием асфальтобетонных и других смесей.

На дорогах IV и V категорий допускается устраивать слои износа из смесей мелкозернистых местных каменных материалов, обработанных органическими вяжущими.

9.9.1.3 Работы по устройству поверхностной обработки покрытий следует выполнять в сухую погоду при среднесуточной температуре воздуха не ниже 10 °С при использовании в качестве вяжущего битумных эмульсий и не ниже 15 °С – при использовании битумов. Календарные сроки устройства поверхностной обработки для условий Республики Беларусь – с мая по июль месяц включительно; сроки ремонта ранее устроенной поверхностной обработки – с мая по август. Допускается продление сроков для Брестской и Гомельской областей, но не более чем на 15 календарных дней.

Устройство поверхностной обработки с использованием фракционированного щебня

9.9.2.1 При устройстве и ремонте поверхностной обработки следует руководствоваться требованиями [6] и настоящего технического кодекса.

9.9.2.2 Для устройства поверхностной обработки применяют следующие материалы:

- щебень фракционированный марки не ниже 1000 из трудношлифуемых изверженных и метаморфических горных пород следующих фракций, мм (по ситам с круглыми отверстиями): от 2,5 до 5; св. 5 до 7,5; св. 5 до 10; св. 7,5 до 12,5; св. 10 до 15; св. 12,5 до 17,5; св. 15 до 20 по ГОСТ 8267 или СТБ 1311;

- битумы нефтяные дорожные вязкие марок БНД 90/130 по ГОСТ 22245 или БД 90/130 по СТБ 1062;

- эмульсии битумные катионные марок ЭБК-Б-65 или ЭБК-Б-70 по СТБ 1245;

- эмульсии битумные модифицированные марок ЭБКМ-Б-65 или ЭБКМ-Б-70 по СТБ 1245;

- битумы модифицированные марок БМП 100/150 или БМП 150/200 по СТБ 1220;

- целевые добавки (адгезионные, модифицирующие, пластифицирующие) согласно ТНПА на них.

Для устройства и ремонта поверхностной обработки следует применять щебень первой или второй группы по ГОСТ 8267, либо щебень кубовидный по СТБ 1311. Для первого слоя двойной поверхностной обработки на автомобильных дорогах II категории и ниже, а также при устройстве и ремонте одиночной поверхностной обработки на автомобильных дорогах IV категории и ниже допускается использование щебня третьей группы по ГОСТ 8267.

Органические вяжущие материалы должны обеспечивать требуемую адгезию (не менее 75 % по [6]) к щебню. При неудовлетворительной адгезии вяжущего к щебню следует использовать ПАВ.

9.9.2.3 Нормы расхода материалов для устройства поверхностной обработки устанавливают в зависимости от конструкции поверхностной обработки и размера используемого щебня в соответствии с таблицей 18.

9.9.2.4 На автомобильных дорогах с интенсивностью движения более 5 тыс.авт./сут., а также на участках дорог с затрудненными и опасными условиями движения следует, как правило, использовать модифицированные вяжущие.


Таблица 18

Фракция щебня, мм Расход щебня, кг/м2 (количество щебенок на 0,01 м2) Расход битума, л/м2, при использовании щебня Расход битумной эмульсии ЭБК-Б-65, л/м2
обработанного вяжущим не обработанного вяжущим
Одиночная поверхностная обработка
От 2,5 до 5 (для ремонта) 8,0 (не нормируется) 0,60 0,75 1,10
Св. 5 до 7,5 10,0 (210-310) 0,65 0,80 1,20
Св. 5 до 10 11,5 (140-220) 0,70 0,85 1,40
Св. 7,5 до 12,5 13,5 (80-120) 0,75 0,90 1,50
Св. 10 до 15 16,0 (50-80) 0,80 0,95 1,60
Св. 12,5 до 17,5 17,5 (35-55) 0,85 1,00 1,80
Св. 15 до 20 20,0 (25-40) 0,95 1,10 Не применяется
Двойная поверхностная обработка
Св. 10 до 15 (первая россыпь) 14,0 (120-200) 0,80 0,95 1,00
Св. 5 до 7,5 (вторая россыпь) 9,0 0,70 0,85 1,30
Св. 12,5 до 17,5 (первая россыпь) 15,0 0,85 1,00 1,10
Св. 5 до 7,5 (вторая россыпь) 9,0 0,70 0,85 1,30
Св. 12,5 до 17,5 (первая россыпь) 15,0 (80-120) 0,90 1,05 1,10
Св. 5 до 10 (вторая россыпь) 11,0 0,75 0,90 1,40
Св. 15 до 20 (первая россыпь) 16,5 (80-120) 0,90 1,05 Не применяется
Св. 5 до 10 (вторая россыпь) 11,0 0,75 0,90
Св. 15 до 20 (первая россыпь) 16,5 (50-90) 0,95 1,10
Св. 7,5 до 12,5 (вторая россыпь) 12,5 0,85 1,00
Примечание: 1. Если приведенная интенсивность движения автомобилей (Ипр) на участке менее 20 авт./ч, или участок полностью затенен, или поверхностная обработка устраивается на остановочных полосах, или покрытие на участке имеет пористую структуру – расход вяжущего увеличивается на 20 %. 2. Если приведенная интенсивность движения автомобилей (Ипр) более 200 авт./ч, или участок частично затенен, или поверхностная обработка устраивается на внутренних полосах многополосных дорог – расход вяжущего увеличивается на 10 %. 3. Если поверхностная обработка устраивается на покрытии с выпотеванием вяжущего более 75 % площади или используется эмульсия ЭБК-Б-70 вместо ЭБК-Б-65 - расход вяжущего уменьшается на 10 %. 4. Общее увеличение расхода вяжущего не должно превышать 20 %, уменьшение – 10 %.

9.9.2.5 Работы по устройству поверхностной обработки следует производить по сухой чистой поверхности. При применении битумных эмульсий допускается проведение работ по увлажненной поверхности покрытия.

9.9.2.6 Температура разжиженного битума во время розлива должна быть: для марок БНД и БД – от 140 до 160 °С; для марок БМП – от 150 до 175 °С; для битумной эмульсии – от 65 до 80 °С.

9.9.2.7 Щебень следует распределять механизированным способом сразу после розлива вяжущего слоем в одну щебенку и укатывать катками за 4-5 проходов по одному следу.

9.9.2.8 В течение первых 10 сут эксплуатации необходимо ограничивать скорость движения автомобилей до 40 км/ч и регулировать его по ширине проезжей части. Незакрепившийся щебень должен быть удален с покрытия.

Устройство поверхностной обработки с использованием холодных литых асфальтобетонных смесей

9.9.3.1 Для устройства защитных слоев покрытий применяют холодные литые асфальтобетонные смеси [7], которые представляют собой смесь щебня, песка из отсевов дробления горных пород, минерального наполнителя, регулятора скорости формирования, воды, битумной или битумно-полимерной катионной эмульсии.

9.9.3.2 Холодные литые асфальтобетонные смеси в зависимости от назначения, показателей физико-механических свойств, применяемых материалов, сроков формирования и открытия движения подразделяют на два вида: А и Б. По зерновому составу минеральной части холодные литые асфальтобетонные смеси подразделяют на два типа – тип I и тип II

9.9.3.3 Область применения холодных литых асфальтобетонных смесей - в соответствии с таблицей 19.

9.9.3.4 Холодные литые асфальтобетонные смеси вида «А» укладывают в один слой толщиной, равной размеру самого крупного зерна заполнителя, и применяют:

– тип смесей I – для заполнения поверхностных пустот, ремонта сильной эрозии поверхности покрытия и обеспечения шероховатости, отвечающей легким условиям движения в соответствии с 11.16 либо в качестве изоляционной мастики на слое стабилизированного основания;

– тип смесей II – для восстановления шероховатости существующих асфальтобетонных и цементобетонных покрытий.


Таблица 19

Тип смеси Вид смеси, область применения
А Б
I Автомобильные дороги общего пользования III-V категорий и участки автомобильных дорог общего пользования, проходящие по городским и сельским улицам категории В, Г и Е, автобусные остановки, автомобильные стоянки, ПСП*) Автомобильные дороги общего пользования III-V категорий и участки автомобильных дорог общего пользования, проходящие по городским и сельским улицам категории В, Г и Е, – при укладке смесей в один слой и всех категорий – в качестве первого слоя с использованием технологии двухслойного нанесения смесей
II Автомобильные дороги общего пользования и участки автомобильных дорог общего пользования, проходящие по городским и сельским улицам всех категорий, кроме Iа, Iб и М, А, соответственно Автомобильные дороги общего пользования и участки автомобильных дорог общего пользования, проходящие по городским и сельским улицам всех категорий
*) ПСП – переходно-скоростная полоса.
Примечание – Категории автомобильных дорог – по ТКП 45-3.03-19; категории городских и сельских улиц – по СНБ 3.03.02.

9.9.3.5 Холодные литые асфальтобетонные смеси вида «Б» применяют на автомобильных дорогах в условиях непрерывного движения автотранспорта в соответствии с 9.9.3.4, а также для исправления микропрофиля поверхности, при заполнении колей.

Смеси вида «Б» укладывают толщиной до 15 мм, а при заполнении колей – толщиной до 25 мм в один слой в соответствии с требованиями, изложенными в [7].

9.9.3.6 Пригодными для устройства слоев из холодных литых асфальтобетонных смесей являются основания (покрытия), ровность которых соответствует данным таблицы 20.

Таблица 20

Ровность покрытия (максимальный просвет под трехметровой рейкой), мм Вид, тип и способ применения
  Любой вид и тип смесей в один слой
6-15 Смеси вида «А», тип II или смеси вида «Б» любого типа в два слоя (первый – тип Б, второй – любой вид и тип смеси)
16 - 25 Ликвидация колейности смесями вида «Б» с устройством защитного слоя
26 - 50 То же

9.9.3.7 Непригодными для устройства слоев из холодных литых асфальтобетонных смесей являются «очень мягкие» основания (покрытия). Степень твердости покрытия определяют согласно [6].

9.9.3.8 Для приготовления холодных литых асфальтобетонных смесей должен применяться щебень из плотных горных пород по СТБ 1311, песок из отсевов дробления горных пород по ГОСТ 8736 с показателями физико-механических свойств, указанными в таблице 21.

Таблица 21

Наименование показателя Значения показателя
Щебень:
сорт, не ниже II
марка по дробимости горной породы, не ниже  
марка по истираемости горной породы, не ниже И-2
морозостойкость, не ниже F 200
Песок из отсевов дробления:
марка по прочности, не ниже  
Примечание – Допускается применять щебень из плотных горных пород по ГОСТ 8267 со значениями физико-механических свойств не ниже приведенных в таблице.

9.9.3.9 В качестве минерального наполнителя и ускорителя времени формирования покрытия должны применяться цемент по ГОСТ 10178 или другие материалы, расход и эффективность использования которых определяет дорожная лаборатория.

9.9.3.10 В качестве вяжущего для приготовления холодных литых асфальтобетонных смесей должны применяться битумные или битумно-полимерные катионные эмульсии, отвечающие требованиям СТБ 1245 и таблицы 22.

Таблица 22

Наименование показателя Значение показателя для смеси вида
А Б
1 Марка эмульсии ЭБК-М-60 ЭБК-М-65 ЭБКМ-М-60 ЭБКМ-М-65
2 Глубина проникания иглы остаточного вяжущего при 25 °С, мм 60-100 60-100
3 Содержание сухого вещества модификатора в остаточном вяжущем, % по массе 0,0 2,5-5,0*)
* В качестве модификатора должны использоваться дивинил-стирольные, стирол-бутадиен-стирольные, стирол-изопрен-стирольные блок-сополимеры и их катионные дисперсии по ТНПА заводов-изготовителей.

9.9.3.11 В качестве регулятора скорости формирования холодных литых асфальтобетонных смесей должны применяться хлористые или уксуснокислые соли моноаминов, полиаминов, амидоаминов или четвертичные соли аммония по техническим условиям заводов-изготовителей.

9.9.3.12 Содержание составляющих компонентов холодных литых асфальтобетонных смесей должно находиться в пределах, указанных в таблице 23, и назначаться лабораторией на основании результатов лабораторных испытаний.

Нормы расхода холодных литых асфальтобетонных смесей устанавливают в соответствии с таблицей 24.

Таблица 23

Наименование компонента Содержание компонента для смеси вида
А Б
1 Остаточное вяжущее, % по массе:    
смеси типа I 7,5-13,5 5,5-10,5  
смеси типа II   6,5-12
2 Минеральный наполнитель, не более, % по массе    
3 Регулятор скорости формирования в соответствии с результатами подбора составов и условиями производства работ
4 Вода

Таблица 24

Вид работы Норма расхода, кг/м2, для смеси вида
А Б
Укладка:
смеси типа I 4,1-9,3 4,0-9,0
смеси типа II 8,3-20,3 8,2-19,5
Заполнение колей глубиной, мм
10-15 6,2-8,0
15-25 9,3-26,0
25-35 15,5-34,0
35-40 21,5-38,0

9.9.3.13 Перед укладкой холодных литых асфальтобетонных смесей должны быть выполнены следующие подготовительные работы:

– ямочный ремонт покрытия (основания) не позднее 1 месяца до начала производства работ по укладке холодных литых асфальтобетонных смесей;

– ремонт и герметизация трещин и швов в основании (покрытии) шириной более 6 мм с применением соответствующих ремонтных материалов;

– грунтовка поверхности катионной эмульсией марок ЭБК–С (М)-60(65), разведенной водой в соотношении 1:3, с расходом 0,2-0,4 л/м2.

Грунтовку выполняют на цементобетонных покрытиях, сильно изношенных асфальтобетонных покрытиях (основаниях), а также на асфальтобетонных покрытиях (основаниях) со средней плотностью асфальтобетона менее 2,2 г/м3.

Указанная грунтовка должна быть нанесена на поверхность покрытия (основания) не ранее чем за 0,5-2,0 ч до начала укладки холодных литых асфальтобетонных смесей в зависимости от погодных условий.

Предварительная грунтовка поверхностей плотных покрытий (оснований) не требуется в случае укладки смесей при температуре воздуха выше 20 °С. При температуре поверхности покрытия выше 30 °С обязательно предварительное увлажнение покрытия (основания) водой с целью улучшения адгезии холодных литых асфальтобетонных смесей к поверхности и уменьшения расхода регулятора скорости формирования.

Скопление и застой воды в пониженных местах покрытия (основания) должны быть удалены до начала укладки смесей.

9.9.3.14 Слои из холодных литых асфальтобетонных смесей при необходимости уплотняют самоходными катками на пневматических шинах массой 8–10 т за два-три прохода по одному следу.

Контроль качества работ

При устройстве поверхностной обработки следует контролировать:

- температуру вяжущего – в каждом битумовозе;

- равномерность распределения вяжущего материала, однородность, чистоту и равномерность распределения щебня – постоянно.

Приемочный контроль проводят через 14-28 суток после завершения работ по устройству или ремонту поверхностной обработки. Приемочный контроль включает:

- визуальную оценку качества поверхностной обработки (сплошность, ровность, отсутствие выкрашивания либо втапливания щебня);

- определение плотности распределения щебня (для поверхностной обработки с использованием фракционированного щебня) – количества зерен щебня на площади 0,01 м2 (в рамке размером 100х100 мм);

- определение шероховатости покрытия и коэффициента сцепления по ГОСТ 30413, СТБ 1566.

Нормируемые значения плотности распределения щебня поверхностной обработки приведены в таблице 18.


Шероховатость поверхности и коэффициент сцепления покрытия должны соответствовать требованиям, приведенным в разделе 11 настоящего технического кодекса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.04 с.)